Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник печёной картошки". Сценарий внеклассного мероприятия "праздника картошки"

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле; познакомить учеников с «биографией» картофеля, показать его значение в жизни людей; научить ребенка видеть удивительное рядом, в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

Песня «Осень постучала к нам …»

Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки.

1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

2. Орехи в земле, а листья на земле.

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

4. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом …(картошка).

Учитель. Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

Инсценирование стихотворения «Ссора»

Однажды картошка приходит к морковке

И видит: морковка лежит в упаковке

Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

Картошка сказала:

«Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 3 класс,

У них между прочим сейчас классный час.

1. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2 . Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Учитель. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 . Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

5 . О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Многое должны узнать….

Все дети . А теперь, пора начать.

Учитель. Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2 . Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и конечно же о нем пели частушки.

ВСЕ.

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Мы споём вам про картошку

Очень замечательно.

1. Обожаю я картошку –
Просто объеденье!
Целый день ее я ела –
Вот так наважденье!

2. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

3. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

4. Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.


8. Без мундира и в мундире

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку

Денег нету ни гроша.

9 . Эх, картошечка сидит,
Быстро наливается,
А зимой во всех домах
Варится да жарится!

10. Ну а в Каменке народ
На картошечке живет,
И поэтому народ
Всегда веселый и поет!

11. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

12. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

13. Мамочка сказала мне:
«Шагай, сын, по дорожке».
Шел в надежде найти клад –
Пришел в подвал с картошкой.

ВСЕ.

Перед вами сейчас

Пели мы частушки.

Очень просим извинить,

Коль устали ушки.

Учитель. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Конкурс 1 Для конкурса нам надо 3 человека.(4 класс)

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):

  • Англичане – потато
  • Финны – тарту
  • Итальянцы – тартуфоль
  • Французы – пом де терр
  • Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Конкурс 2 «Ах, картошка». (3 человека 3 класс)

На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

Конкурс 3 "Кто лишний?" (2 класс)

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.

Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.

Конкурс 4 «Собери картошку». (1 класс)

Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.

Конкурс 5 «Ленивый садовод» (по желанию кто не играл)

Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются "уложить" в ведро.

Конкурс 6 «Составить пословицу». (2 человека 4 класс)

(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

4. Без труда картошка не родится никогда.

5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Картошка поспела- берись за дело.

7. Картошка созреет- человека согреет.

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 – 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 – 6 = 3

Первоклассника останутся голодными)

Викторина
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)

7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)

9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)

10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Учитель. А сейчас послушайте полезные советы.

  1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.
  2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
  3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
  4. Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
  5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
  6. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
  7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
  8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
  9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
  10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
  11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Учитель.. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

Инсценировка песни “Антошка”.

Учитель. . Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.

Нажарим для Танечки
Румяные дранички.

Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.

А ты, Андрюша, шанежку покушай!

А тебе, дружок, с картошкой пирожок!

А для нашей Алёнки с молочком толчонки!

А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!

Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!

А тебе, Артём, на костре испечём!

Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!

Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Учитель.

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омской области, Исилькульского района

Якоб Елена Алексеевна

Украинка 2012

Цели праздника :

- развивать творческие способности учащихся,

Предоставить возможность реализации творческого потенциала учащихся,

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле;

Развивать чувства взаимопомощи, соучастия, коллективизма;

Воспитывать разносторонне развитую личность.

Сценарий праздника «Раз картошка, два картошка!»

1 ведущий : Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, ребята! 2 ведущий: Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки. 1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. 2. Орехи в земле, а листья на земле. 3. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? 4. И зелен, и густ, На грядке вырос куст Покопай немножко, Под кустом …(картошка). 1 ведущий: Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

2 вед.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

1 вед.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

2 Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

1 Вед.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

2 Вед. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

1 Вед.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Картофелины (девочки 5 класса) рассказывают: - Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.
- Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты! - В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля. - В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

2 вед. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

1 конкурс «Посадка картофеля»

1 вед. Сначала мы решили заняться посадкой картофеля. Для начала я приглашаю на сцену по 2 человека из 5 -х классов. Первые пары из разных команд принимаются за посадку картофеля. Участник вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» рядом друг к дружке. Когда картофель посажен, за работу берутся вторые пары. Они с завязанными глазами собирают картофель и складывают в пустое ведро. Чья команда выполнит задание быстрее.

2 конкурс «Попади в ведро»

Ведущий 2. Конечно, работать такой бригадой одно удовольствие. А если одному приходится собирать картофель, то может пригодиться следующий способ уборки урожая. Чтобы его продемонстрировать, приглашаются по 1 участнику из 6,7,8 классов. Попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий.

3 конкурс «Презентация блюд из картофеля»

В
едущий
1. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Наступает самый важный этап нашего праздника: презентация блюд из картофеля. (участвуют 8-11 классы)

4 конкурс «Танец Картошка»

Вед. 2. На следующий конкурс приглашаются по 4 человека из 10 и 11 классов. (Танцуют парами, упершись в картошку лбами. Темп мелодий меняется. Побеждает пара, не уронившая картошку.) Вед.2 . А сейчас музыкальная пауза в исполнении ребят 7 класса.

(частушки про картошку)

Частушки про картошку:

Вы не сварите обед

Если его в доме нет

С виду вроде бы простой

Это русский хлеб второй

Её люди прославляют

Даже песни сочиняют

Если вырос урожай

Смело лето провожай.

Под землёю как наседка

Она гнёздышко свела

И глазастых своих деток

Нам под осень привела.

Я и жарю, и варю

Её понемножечку

Спасибо русскому царю

За вкусную картошечку.

Я читала в букваре

И слыхала во дворе

Говорил мне старый дед:

Без картошки жизни нет.

Ложка дорога к обеду

К частушечке гармошечка

Мы пропели вам куплеты

Про русскую картошечку.

5 конкурс «Съешь меня вежливо!» Вед 1. Похвалить всегда прилично, и должна я вам сказать, Без картошки на «отлично» ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец. Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг. Из картошки там и тут нужный делают продукт. И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Вед. 2. Ребята, а вы любите есть картошку? Сейчас мы это проверим. Я приглашаю на сцену по 2 девочки из 9-х классов. Нужно очистить и съесть запечённую картошку. Кто быстрее? Вед. 1. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

(инсценировка песни «Антошка», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Вед. 2. В этом году из-за засухи урожай картофеля в нашей местности хуже обычного. Не смотря на то, что мы старались ухаживать за картошкой, уродилась ее мало, и крупной почти нет. Чтобы на следующий год урожай был богатым, посвятим картофелю гимн!

Гимн картошке

1
. Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».

2. То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!

3. Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.


И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!

4. Беда и выручка картошка,
С ней жизнь течет навеселе.
Пустой не будет наша плошка,
Когда картошка на столе.

5. Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!


Ведущий 2 : И вот на этой торжественной ноте пришло время подвести итоги . по разным номинациям: (Оглашаются итоги выставки поделок из картофеля) "Самый творческий класс» - «Лучший класс по презентации блюд из картофеля» - «Самая лучшая поделка» - «Чья картошка больше всех?» - «Самый активный класс в уборке урожая» -

(Награждение)

Наша встреча заканчивается. Спасибо всем, кто принял участие в мероприятии и в его подготовке. Сейчас дискотека.

Использованная литература: 1. Я познаю мир/Детская энциклопедия/ Загадочные растения. Астрель, 2006г. 2. Ликум А.Всё обо всём/ Популярная энциклопедия для детей. Москва, 1994г. 3. Осипов Н./ Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. Москва,1977г. 4. Петров В. М./Осенние праздники, игры, забавы для детей. Москва. Творческий центр «Сфера»,2000 5. Интернет-ресурсы

  • Ознакомление учащихся с историческими сведениями о картофеле, его значении как сельскохозяйственной культуры.
  • Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям.
  • Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
  • Развивать совместную творческую активность учащихся и родителей.

Действующие лица (взрослые):

Ведущий;

- “Картошка” (В. Попова).

- “Про картошку” (В. Шаинского – М. Львовского).

- “Картошка” (Н. Подкольской – Л. Коростина).

Л. Тихоненко “Мы подумали немножко”.

О. Таран “Сижу я дома поздним вечером”.

В. Сабиров “На грядке все в порядке”.

И. Демьянов “Что черны мои ладошки”.

З. Александрова “Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку”.

Творческое задание:

1. Приготовить сообщения об истории картофеля, его полезных свойствах, собрать “бабушкины рецепты” по приготовлению блюд из картофеля и лечебные рецепты.

2. Сделать поделки из картофеля.

Оснащение праздника:

Музыкальный центр;

Костюмы для ведущего и Мудреца;

10 столовых ложек;

5 корзин;

5 глубоких сковородок;

5 кастрюль;

5 колец – лунки;

Картофель.

Перед праздником учащиеся и их родители разделились на пять команд.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня наша семейная картофельная гостиная посвящена любимому всеми овощу – картофелю. Он стал таким привычным и незаменимым, что мы совсем забыли, что прежде чем попасть на наш стол, ему пришлось много путешествовать. Как, где и откуда появилась картошка?

Я великий чародей,
Друг и взрослых и детей.
Мне подвластно все кругом…
Сделать ночь могу я днем,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака…
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами!
Только к ним мы привыкаем
И совсем не замечаем.
(Достает из кармана картошку)
Вот пример всем: “чудо-крошка”,
Что в руке моей?..
Все: Картошка!

Ребенок: Под землей растет он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин картофель это.
И всегда ему почет.

Ребенок: О картошке в Европе узнали 400 лет назад от испанских моряков, побывавших в южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказали, что жители Южной Америки – индейцы – выращивают удивительные “земляные яблоки”.

Если их испечь, они становятся мягкими и очень вкусными. Слух о чудесных клубнях разнесся по всем странам. Не везде новинка пришлась по вкусу – кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картофель.

Родитель: В Россию завез картофель Петр I из Голландии. В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того, чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой. Но были в России и замечательные агрономы, вроде Андрея Тимофеевича Болотова, которые разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. а сейчас картошка у нас ежедневно на столах. И что только из нее не готовят.

Ведущий: конкурс: “Что вы знаете о картофеле?”

Каждой команде задается по одному вопросу. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает в конкурсе та команда, которая наберет больше баллов. Участвуют дети и родители.

11- Где родина картофеля? (В Перу и Чили).

Откуда и кем был завезен картофель в Россию? (из Голландии Петром I).

Сколько есть способов разведения картофеля? (три: клубнями, семенами, глазками).

Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).

Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).

Какие вещества добывают из картофеля? (крахмал, глюкозу, патоку, спирт, клей).

Как еще называют картофель? (второй хлеб).

Как в России называли картофель? (чертово яблоко)

Клубень картофеля – это корень? (нет, клубни – это мясистые утолщения на подземных стеблях).

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Ведущий: Чтоб картошку собрать, ее надо посадить.

Конкурс: “Посадка картошки” (Белорусская игра).

Для каждой команды: 5 маленьких кружков – лунки, корзинки с картошкой. От команды по 6 человек: 4 ребенка и 2 родителя.

Первый участник подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Второй участник собирает и возвращается к команде.

Веселей играй гармошка,
В хоровод пришла картошка,
Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Мы картошку посадили,
Прыскали, растили,
А сентябрь наступил
Выкопать забыли.

Ведущий: Молодцы! Картошку посадили, теперь надо ее собрать, ведь осень – время сбора урожая картофеля.

И зелен, и густ
На грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом…(картошка).

Ребенок: 13 сентября праздник “Куприян”. На “Куприяна” начинают дергать корнеплоды – копают картофель.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она –
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”

Ведущий: конкурс: “Сбор урожая”.

Два участника от команды собирают в свои корзины картошку, раскиданную по классу. От команды 1 ребенок и 1 родитель.

Ведущий: конкурс: “Баллады о картошке”.

От каждой команды по одному человеку рассказывают выученные дома стихи. (Участвуют дети и родители).

Ученица 4б класса Мыльникова Алена.

Ах, картошка, объеденье
Есть готов её весь день.
Только, жалко, настроенья,
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла!
Есть готов её весь день,
И, представьте, мне не лень!

2. И. Демьянов. Картошка.

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
Скоро здесь на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай.
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки –
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

3. Л. Тихоненко.

Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Или испечем картошку,
Приготовим “фри” немножко…
Всех гостей мы угостим –
Будет коромыслом дым!
Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко!
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените!

Ведущий: А сейчас самое время спеть песню “Про картошку”. И не просто спеть, но и исполнить инсценировку. Конкурс: “Инсценировать песню”.

Каждая команда поет по куплету песни и инсценирует.

Песня “Картошка” муз. и сл. В. Попова

1. Эх, споемте мы, ребята
Жили в лагере мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2. Наши бедные желудки
Были вечно голодны.
И считали мы минутки
До обеденной поры.
3. Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола…
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
4. Здравствуй. милая картошка,
Бьем поклон тебе челом,-
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем!
5. Ах, картошка – объеденье,
Пионеров идеал!
Кто не знает наслажденья,
Тот картошки не едал!

Ребенок: Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину… (картошка).

Ведущий: конкурс: “Сварить картошку”.

Корзинки, в каждой по 10 картошин, 5 кастрюль, десять ложек. От команды 5 человек 3 ребенка и 2 родителя.

Участник переносит по 2 штуки, каждую держит на ложке в разных руках. Переносить из корзинки в кастрюлю.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.

Ведущий: конкурс: “Очисти картошку”.

По 1 человеку от каждой команды.

Кто быстрее очистит, тот и победитель.

Ведущий: конкурс: “Поджарь картошку”.

Варите картошку хорошо, а жарить умеете?

От команды выходят по два человека. У одного в руках глубокая сковорода, у другого корзинка с картофелем.

Забросить картофель так на сковородку так, чтобы они остались на ней.

Ведущий: А теперь самое время отдохнуть.

Дети исполняют песню “Про картошку”

муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского

1.Сколько раз на привале
Мы картошку пекли
Пировать – пировали
Разговоры вели
Припев:
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
(припев повторяется дважды).
2. Очень тонкое дело
Даже для знатока
Подрумянить умело
У картошки бока!
Припев.
3. Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай, покидай!
А посолишь картошку –
Остывать не давай!
Припев.
4. Ключевою водою
Мы картошку запьем
И. конечно, с тобою,
У костра запоем.
Припев.

Ведущий: Давайте вспомним пословицы о картошке и семье. Ведь у нас сегодня, если вы не забыли – Картофельная семейная гостиная. Конкурс: “Составить пословицу”.

Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Картошка хлеб бережет.

4. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

5. При солнышке тепло - при матери добро.

6. Мать кормит детей, как земля людей.

7. Не тот отец, кто родил, а тот кто вскормил.

8. Без труда картошка не родится никогда.

19. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Самое время устроить… конкурс: “Картофельный аукцион”.

Команды по очереди называют блюда из картошки.

Ведущий: А теперь, друзья мои, я приглашаю сюда по одной смелой паре от каждой команды. Конкурс: “Танец с картошкой”.

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. Участвуют родители и дети.

Ведущий: Пришло время подвести итоги творческого задания “Очумелые ручки”.

Каждый ребенок за выполнение творческого задания получил диплом и памятный подарок.

Ведущий: Друзья, картошку мы с вами почистили, сварили и даже пожарили, благополучно поужинали, а что делают после ужина? Правильно, ложатся спать. Помните, когда вы были совсем маленькими, мамы пели вам колыбельные. Сейчас мы узнаем, кто из мам больше знает колыбельных. Конкурс: “Спой колыбельную”.

Колыбельные написаны на листочках. Надо спеть, при этом придумав свою мелодию.

Ведущий: Хорошо поют наши мамы, я даже поспать захотела. А вот узнают ли мамы по голосу своих детей. Конкурс: “Узнай голос”.

Дети говорят фразы. Мамы стоят спиной, как только услышат голос своего ребенка – сразу поворачиваются.

Мама, я буду мыть посуду.

Мама, я буду учиться на пятерки.

Мама, я буду ложиться спать в 9 часов.

Мама, я не буду тебя расстраивать.

Мама, когда я вырасту, я подарю тебе звезду.

Мама, я буду подметать пол.

Мама, я буду с радостью ходить в школу.

Мама, я не буду опаздывать в школу.

Мама, когда я вырасту, то отправлю тебя в кругосветное путешествие.

Мама, я буду ходить в магазин.

Мама, я буду сам учить уроки.

Мама, я буду о тебе заботиться.

Мама, я исполню твою мечту.

Мама, я тебя очень люблю.

Мама, когда я вырасту, то буду делать ремонт в квартире.

Мама, когда я вырасту, то подарю тебе внуков.

Жюри подводит итоги всего праздника.

Награждение команд.

Ведущий: Все хорошее когда–нибудь заканчивается, подошел к концу и наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь в нашей семейной гостиной! Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте…КАРТОШКУ!

А сейчас мы приглашаем всех на берег Волги попробовать печеной картошки.

Используемая литература

1. Сборник сценариев Рябцовой И. Ю., Ждановой Л. Ф. Приходите к нам на праздник. - Ярославль: “Академия развития”, 1999.

2. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис – пресс. 2002.

3.Ушакова О. Д. пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.

4.Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки. – М.: Дет. лит., 1989.

5.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

7. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. – К: ГИППВ, 1998.

8. Волина В. Праздник букваря. – М.: Просвещение, 1991.

9. Журналы “Начальная школа”, “Педсовет”.

10. Газета “Начальная школа”.

11. Внеклассные мероприятия: 4 класс./Авт. – сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. – М.: ВАКО, 2007.

1 ведущий: Сегодня мы будем говорить про хорошо нам известный и любимый овощ – картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в стране?

2 ведущий: Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде? (Анды. )

1 ведущий: Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания. )

2 ведущий: Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста картофеля? (Пармантье. )

1 ведущий: Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд, сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.

2 ведущий: Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф. )

Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

1 ведущий: Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия. )

2 ведущий: Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко. )

История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман. Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию, Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».

1 ведущий: Когда у нас сажают картофель? (В последних числах апреля – начале мая.)

2 ведущий: Как летом за ним ухаживают? (Землю боронят, рыхлят, окучивают, подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.)

1 ведущий: Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить картофель! Когда нужно собирать урожай? (В конце августа, в начале сентября картофель можно выкапывать.)

2 ведущий: Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью?

1 ведущий: От чего зависит урожайность картофеля? От сорта (насчитывается более 200 видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.

2 ведущий: Послушайте в исполнении двух учеников «Оду картофелю».

Слово «ода» из «Толкового словаря» Ожегова означает поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью.

1. В одном прекрасном царстве...
2. А может, и не в царстве...
1. Жила-была картошка...
2. А может, не жила.
1. Была она большая...
2. А может, небольшая...
1. Кругла, бела, глазаста...
2. А может, не была.
1. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
2. А если и не сваришь...
1. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
2. А может, посильнее...
1. С огурчиком хрустящим...
2. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!

1 ведущий: А сейчас девочки исполнят частушки о картошке.

    Мы девчата боевые,
    Дружно, весело живем.
    Мы сейчас свои частушки
    Про картошку пропоем.

    Мы картошечку сажали

В огороде у ворот:

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

    В огород пришла коза,

Растопырила глаза:

Где же лук? А где горошек?

Всё засажено картошкой.

    Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки

Угольки одни собрал.

    Братец мой на кухне рыщет,

Целый час картошку ищет,

Ну, а мне-то что за дело,

Я её давно уж съела.

    Ах, картошка, ты картошка!

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь - поёт душа!

    Я картошку утром ела,

Так старалась, так пыхтела,

Что картошка – на бровях,

На носу и на ушах.

    Обожает наш Серёжка

Кушать вкусную картошку.

Даже в чай, кисель, компот

Чуть картошечки кладёт.

    Саша наш картошку ел

И нисколько не толстел.

Стал наш Саша много есть –

В дверь не может он пролезть.

    Ой, спасибо, Петр Первый,
    Что картошку нам привез,
    А то ели бы доныне
    Только репу и овес.

    Про картошку можем петь

Мы без остановки.

Ох, устали! Дайте нам

Хоть одну морковку!

2 ведущий: Молодцы, девчата! А загадки вы отгадывать умеете?

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
(Картошка)

Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(картошка)

Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(Картошку)

Красный глаз
богатырь Тарас.
Под землю ушел,
10 братьев нашел
Посмотри-ка посмотри,
каковы богатыри.
(Картофель)

1 ведущий: послушайте стихи о картошке.

    Мы возьмём ведёрки,

Да и в путь дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

    Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею.

    Лишь закат осенний

Озарит окошки.

Мы в золе горячей

Напечём картошки.

    Картошка, картошка –

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята!

2 ведущий:

Лучше песен о картошке

В мире не было и нет,

Мы споём вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

1 ведущий: Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.

2 ведущий: Вопрос родителям. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

(Картофельное пюре, картофель-фри, картофель с сельдью, запеканку картофельную с грибами, рулет картофельный, картофель тушеный с мясом и многие другие блюда.)

1 ведущий: Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий.

Выступление детей о картошке.

Интересные факты!!!

Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п. - не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще - ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле. А весь этот пышный "букет" его достоинств составили российские журналисты конца XVIII века. Такая сногсшибательная реклама понадобилась для того, чтобы популяризировать картофель среди населения.

Сегодня в это трудно поверить, но, оказывается, были такие времена, когда о картофеле не знали не только в России, но и в просвещенной Западной Европе. Первые клубни примерно в 1570 - 1580 годах испанские мореходы доставили в Европу из Южной Америки, где картофель, был одним из основных, а может быть, и главным продуктом питания аборигенов, обитавших в Андах (Боливия, Перу, Чили).

Многочисленные исследователи считают, что первым человеком, доставшим картофель в Европу, был монах Нероним Кордан. Что же, может быть именно он в 1580 году опустил на землю Испании первую корзину с неведомым овощем, которому предстояло покорить больше народов, чем любому полководцу. Но, возможно, время подбросит нам новую версию...
Имя европейца, впервые описавшего картофель, известно точно. Это испанец Педро Чеза де Леон. Он довольно основательно для своего времени изучил Перу и выпустил в Севилье книгу, которую назвал «Хроника Перу» Именно из нее европейцы впервые узнали о картофеле. Папа (так называли картофель в Перу.)- писал Чеза де Леон, - это особый вид земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля. Автор поведал и о торжественном празднике, который индейцы устраивали по случаю сбора урожая картофеля.

Казалось бы, такой ценный продукт, каким является картофель, должен был быстро пробить себе дорогу на стол европейцев. Однако этого не произошло. Наоборот, население повсеместно встречало новый продукт с недоверием. Даже неурожайные, голодные годы, которые не были редкостью для Европы в ту пору, не прибавили неприхотливому и плодовитому картофелю популярности. Дело доходило до того, что правители многих стран, видя в новом продукте решение продовольственной проблемы, прибегали к принудительным, порой весьма жестким мерам по его распространению.

Когда западноевропейские народы уже во всю культивировали картофель, россияне, в большинстве своем обходились репой. Нельзя сказать, что наши соотечественники узнали о картофеле значительно позднее, например, тех же французов. Еще Петр I прислал в Россию первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания. Но этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни.

Фиаско потерпела и Екатерина II. В 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57 бочонков картофеля. Медицинская коллегия изыскивавшая средства, дабы «без большого иждивения» помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший способ предотвращения этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями».

Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но затея провалилась - народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт.
Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России. Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением.

Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства, так и не занял достойного места в питании народа.

Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали небылицы, которые сочиняли о "земляной груше" ревнители "старой веры" - ярые противники всего нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни по «наущению дьявола» была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадет за это в ад.

Естественно, подобные утверждения сводили на «нет» усилия многих популяризаторов картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например в одном из рецептов рекомендовалось варить картофель с добавлением... негашеной извести. Можно только догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо. Но шло время, и картофель из нежеланного «гостя« превратился в полноправного хозяина на нашем столе, потеснив брюкву и репу...

Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом, необходимым для всех слоев российского общества, - картофель охотно ели и богатые и бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян, особенно в годы хлебных недородов, он становился почти единственной пищей. Недаром в народе сложилась пословица: «Картофель - хлебу подмога».

Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими животными и растительными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых, вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить, запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям. Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи - блюда из них только выигрывают при добавлении картофеля. А картофельный крахмал - неотъемлемая часть традиционного сладкого блюда русской кухни - киселя. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии.

Чаепитие с пирогами из картошки.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Петропавловское»

дошкольная группа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ

«Средняя школа

с. Петропавловское»

Е.С. Докучаева

разновозрастной группы

«Ах, картошка, ты, картошка!»

Сценарий развлечения для детей

разновозрастной группы

«Ах, картошка, ты, картошка!»

Цель: 1.Закреплять навыки двигательной активности, полученные на физкультурных и музыкальных занятиях;

2.Формировать положительные эмоции;

3. Раскрывать творческие способности детей.

4. Развивать музыкально - творческие способности детей, поддерживать эмоционально - положительный настрой;

5. Способствовать раскрытию творческих способностей детей, развитию чувства коллективизма, умение работать в команде.

    Создавать положительные эмоции у детей и взрослых;

    Закреплять двигательные навыки в основных движениях и подвижных играх;

    Развивать у детей ловкость, быстроту, скоростно-силовые качества;

    Воспитание нравственно-волевых черт характера, смелости, дружелюбия.

    Учить детей выразительно исполнять песни, рассказывать стихи, танцевать на сцене.

Место проведения: спортивный зал

Участники: дети, воспитатели, родители

Оборудование: обручи, ведёрки, ложки, корзина, картофель, мячи, шапочки «Картошка», «Колорадские жуки», листики.

Дети под музыку «Песенка про осень» заходят в зал и танцуют.

Ведущий: Здравствуйте, дети! Я пригласила вас на необычный праздник, попробуйте угадать, на какой.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года - как оно зовется?

Дети: Осень!

Ведущий: Прочитаем мы стихи

Про осенние деньки!

    Что за время года?

Хмурится природа,

Листья опадают,

Птицы улетают,

Туча солнышко закрыла,

Это Осень наступила!

    Осень, осень золотая

Разукрасила наш сад,

И сегодня в этом зале

Собрала она ребят!

    Дождь холодный льёт и льёт,

Погулять нам не даёт.

Птиц дорога позвала-

Это осень к нам пришла.

    Вот и осень наступила

Всех вокруг развеселила.

У берёзок и осинок

Разноцветные косынки.

    Миновало лето.

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели.

Стали дни короче.

Солнышка не видно.

Тёмны, тёмны ночи.

    Осень- чудная пора!

Любит осень детвора.

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим.

    Осенью бывают

Ясные деньки.

Листики порхают,

Словно мотыльки.

Дети исполняют песню "Осень наступила"

Осень, осень наступила,

Листья осыпаются.

Солнца нет и потемнело,

Дождик начинается.

Кап-кап на дорожки,

Кап-кап на ладошки.

Дождик землю поливай,

С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки

Прячутся, скрываются,

И в далекую дорогу

Птички собираются.

Ведущий Дорогие ребята!

На этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять,

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

Весною притащил я сам.

О той, чьи странные глазки

Росли день ото дня,

О той, кто был знаком со мной,

Но не видал меня.

Подумайте немножко -

Что это… (картошка).

Дети исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик»

Песня о картошке.

    Как любим мы картошку, 2 раза.

    Не можем без картошки

    Мы даже дня прожить.

    Представьте себе, 2 раза.

    Не можем без картошки.

    Представьте себе, 2 раза

    Мы даже дня прожить.

    Мы жарим ее и варим.

    И в суп ее добавляем.

    И даже просто в "мундире"

    Сможем отварить.

    Представьте себе, 2 раза.

    И даже просто в "мундире"

    Представьте себе, 2 раза

    Сможем отварить.

    Можем испечь в духовке, 2 раза

    Можем оладушки сделать,

    И на костре испечь,

    А сколько разных, 2 раза.

    Сделать можно поделок

    Представьте себе, 2 раза

    Их даже и не счесть.

    Любите и вы картошку, 2 раза.

    И много всяких секретов.

    Узнаете о ней.

    Представьте себе, 2 раза.

    И много разных секретов

    Представьте себе, 2 раза

    Узнаете о ней.

Вы знаете, ребята, как появился в России картофель?

Петр Первый прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того, чтобы население занялось разведением картофеля. Вот с тех времен в России стали выращивать картофель.

ВЕДУЩИЙ: А теперь, ребятки,

Вам мои загадки:

    Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная… (картошка)

    Этот вкусный чудо-плод

Все едим мы круглый год:

Супы, пюре, салат, окрошка -

Везде присутствует. (картошка)

    И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом (картошка)

    Что копали из земли, жарили, варили,

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка)

    Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет -

Вот и завтрак, и обед. (картошка)

Ведущий: Праздник Картошки отмечаем

И вместе Картошечку нашу встречаем!

В некотором царстве-государстве,

Не на Марсе и Луне,

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Всех людей накормить она умела!

Выходят девочки-Картошечки (с ободками на головах)

1 Картошечка: Меня, единственную в мире,

Не просто варят, а в мундире.

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

2 Картошечка: Из картошки там и тут

Вкусный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут!

3 Картошечка: Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она -

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна! "

4 Картошечка: Хоть хвалиться не прилично,

Но должна я вам сказать:

Без картошки на "отлично"

Ни поесть, ни поплясать!

Вы послушайте, ребята,

Частушки будем исполнять,

О том, как картошечку сажать!

Мальчики исполняют частушки про Картошку.

1. Что черны мои ладошки,

Не бранит никто меня -

Вместе с бабушкой картошку

Мы сажали у плетня!

2. Посадили мы картошку:

Мама - в поле, я - в саду.

Мама много, я - немножко,

Я - всего одну гряду!

3. Чтоб росла моя картошка,

Я её пересажу!

4. Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду.

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

5. Мы картошечку сажали

В огороде у ворот.

Зацвели на ней цветочки.

Пусть любуется народ.

6. В огород пришла коза,

Растопырила глаза:

Где же лук? А где горошек?

Все засеяно картошкой!

Ведущий: Это была музыкальная шутка,

Теперь игра не на минутку.

Ребята, прежде чем выкопать картошку, что нужно сделать?

Посадить ее.

Мы возьмем ведерки

Да и в путь - дорожку,

Дружба нам поможет

Посадить картошку.

Эстафета «Посади картошку».

(Дети делятся на две команды.)

(Первые игроки берут с «ведра» по одной картошке, бегут вперед обруча, кладут картошку в обруч, возвращаются в команду).

Эстафета «Выкопай картошку»

(Обруч - в нем картошка. Каждый игрок бежит, берет одну картошку, возвращается в команду, кладет в корзину.

Выходят мальчики - Колорадские жуки.

1. Вредные мы мужики,

Колорадские жуки!

Всю картошку поедим,

Вам нисколько не дадим!

2. Здесь картошку всю съедим

И к соседям полетим.

Хрум - хрум - хрум,

И к соседям полетим!

Ведущий: Урожай нужно спасать,

Жуков колорадских надо прогнать!

Ведущий брызгает из пульверизатора, жуки убегают.

Выносит две корзинки с картошкой.

Ведущий: Жуков мы прогнали,

Урожай собрали!

Будем праздник продолжать

И с картошечкой играть!

Игра "Перенеси картошку в ложке".

Ведущий: Возьми картошку - перенеси в ложке!

Нужно картошку положить рукой в ложку, а потом быстрым шагом донести картошку и положить её в ведёрко, при этом свободная рука должна быть за спиной. Кто быстрее и ловчее?

Ведущий: Поиграли! А теперь давайте послушайте пословицы и поговорки про картошку.

    Картошка да каша - еда наша.

    Голодному и картошка лакомство.

    Картофель хлебу подспорье.

    Картошку копать, не руками махать.

    Картошка хлеб бережет.

    Ель да береза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда?

Игра "Собери картошку"

Ведущий: Вот корзина, глаза закрой,

Вот картошка - собирай, не стой!

(в два обруча кладётся по 5 картошин вперемешку с маленькими мячами; надо закрытыми глазами, на ощупь найти картошку и положить в корзинку)

Звучит песня В. Шаинского «Антошка», дети исполняют танец.

Ведущий. Праздник наш уже кончаем,

Что же вам еще сказать?

Вам картошечку по праву,

«Вторым хлебом» называть!

Вот и всё! Хоть и устали,

Урожай картошки мы собрали!

Были песни, игры, танцы тут,

Теперь угощения картофельные,

Вас, ребята, ждут!

Представление приготовленных блюд. Чаепитие.