Современные дикие женские племена. А вот как выглядит реальность

Женщина-воин, дева – воительница – именно так называют окружающие настоящую амазонку. Сильные, смелые, независимые, красивые, но в то же время такие привлекательные и не доступные… Эти девушки жили по своим правилам, не считаясь с обществом и окружающими. В их глазах читается вызов, а по жилам бежит горячая кровь. В сердце нет места любви и разочарованиям, а душа не страдает от одиночества. Они очаровывали мужчин, использовали их, выбрасывали из своей жизни с легкостью.
В наше время не осталось настоящих амазонок. Но в крови каждой девушки есть что-то дикое, безрассудное. И прочувствовать это следует к фотосессии в стиле «Амазонка».

Фото: Маргарита Карева
фото: Маргарита Карева

фото: Маргарита Карева
фото: Маргарита Карева

фото: Маргарита Карева фото: Victoria Bee


Давайте разберем, что нам необходимо для фотосессии в стиле «Амазонка». Начнем с костюма. Всеми известный стандарт одежды амазонки выглядит как обтягивающий корсет, короткая юбка, широкий пояс и много метала. Как вариант – корсет можно заменить лифом. Цвет одежды – черный, коричневый, золотой, металлик, оливковый. Иногда встречаются амазонки «в мехах» и с леопардовой расцветкой. Здесь все зависит от видения образа, который необходимо отобразить. Материал костюма должен быть натуральным – это дает дополнительный намек на дикость натуры. Обувь подойдет как открытая (босоножки), так и закрытая (сапожки). Можно хоть босиком. Главное – что б это было женственно и сексуально. Дополнить образ можно повязкой или жгутом на голове и массивными украшениями: ожерелье, браслеты, серьги.
Не спешите идти в след стандартам! При желании, всегда можно привнести нечто новое в образ. Корсет или лиф можно заменить белым облегающим коротким платьем, оголяющим одно плечо. Кстати, юбка не обязательно должна быть короткой – длинна в пол отлично подойдет! Только позаботьтесь, чтобы были вырезы, оголяющие ваши ноги. Амазонке должно быть удобно ходить на охоту!
Главное достоинство женщины-воина, а заодно и атрибут фотосессии в стиле «Амазонка» - оружие. Меч, арбалет или лук со стрелами будут отлично выглядеть в руках этих девушек! Нож, кинжал или копье так же займут достойное место в образе. А как оригинально будет смотреться в кадре веревка! Главное – пусть в ход фантазию.
Макияж амазонки должен быть ярким, дерзким. Здесь отлично подойдет стиль Smoky eyes. В качестве эксперимента можно попробовать макияж в натуральных тонах. Волосы распущены, слегка вьющиеся. Небрежная прическа – это так в их стиле! А еще можно просто собрать в высокий хвост.









Фотосессию в стиле «Амазонка» принято проводить на природе. Вот дева-воительница охотится на диких зверей, а вот она купается в озере… Но современные амазонки проводят военные операции не только в лесу, но и в каменных джунглях. Заброшенный склад, крыша высотки или просто обычная улица – при желании можно выбрать любое место.
Не стоит забывать, что в образе модели на фотосессии в стиле «Амазонка» должен присутствовать вызов. Вызов окружающим, вызов природе, вызов врагам. Воинственно вздернутый подбородок, оружие в твердой руке, а в глазах читается вызов. Именно модель должна донести весь образ в кадр. И если все сделано правильно, то вас порадуют отличные фотоснимки!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Истории о женщинах-супергероях не перестают будоражить умы голливудских режиссеров. Благодаря им все парни планеты порой мечтают о Зене, Рыжей Соне, Женщине-кошке, даже о Черной вдове, несмотря на ее прозвище. Сейчас это Чудо-женщина. Сыгравшая ее актриса Галь Гадот и правда обворожительна. Но действительно ли она похожа на настоящую амазонку?

сайт собрал фотографии женщин, слава о смелости и силе которых запечатлена на страницах истории, а не комиксов.

1. В нашем представлении амазонки выглядят так

Героиня Галь Гадот воительница Диана — персонаж античных легенд. В 1941 году она впервые появилась на страницах комиксов . И теперь любой фанат кино и мультфильмов о супергероях представляет себе амазонок такими.

2. А вот как выглядит реальность

На самом же деле амазонки выглядели вот так. Не зря каждому греческому герою, от Геркулеса до Тесея, приходилось практически в приказном порядке сражаться с могущественной амазонкой, доказывая свою храбрость.

3. Их боялись даже свои

Обитали воительницы в западноафриканском государстве Дагомея к югу от Сахары. Это были представительницы личной охраны царя и его названные жены. Впрочем, даже властитель суровой страны не решался к ним притронуться, явно побаиваясь их. Уж до того суровы были воительницы.

4. Треть армии Дагомеи состояла из амазонок

И это вовсе не полумифические персонажи, а вполне реальные отряды, показавшие себя в боях с колониальными войсками Франции в конце XIX века. По подсчетам ученых, в войсках Дагомеи было до 6 000 женщин. А это — треть всей армии страны.

Мифы и легенды о диких амазонках - женщинах, которые образовали отдельное племя, жили по правилам матриархата и воевали с мужчинами, существуют с древних времен. Археологические раскопки подтверждают этот факт, однако споры о достоверности существования воинствующего общества, состоящего исключительно из представительниц слабого пола, не утихают.

Мифы и сказания

По версии древнегреческой мифологии, царство амазонок, женщин-воинов, существовало некоторое время на территории Ливии, на берегах Средиземного моря. По какой причине они жили отдельно от мужчин, было непонятно, однако они долгое время обходились собственными силами. Одни источники рассказывают о кочевом племени женщин, другие - о существовании царства во главе с царицей амазонок.

Главными занятиями у них были: охота с целью добычи пропитания, войны с соседними племенами для обогащения. В соответствии с древними сказаниями, происхождение амазонки вели от союза бога Ареса (или Марса) и его дочери Гармонии, а сами воительницы поклонялись богине Артемиде, охотнице-девственнице.

Одним из подвигов Геракла было задание, в ходе которого он должен был забрать у воинственных девушек волшебный пояс, который был предназначен для выкупа для возвращения дочери царицы Антиопы.

Племена женщин-амазонок: жизнь и размножение

По мнению, высказанному в 5 в. до н.э. древнегреческим историком Геродотом, такое государство матриархата существовало на берегах оз. Меотиды (современная территория Крыма). Они построили несколько городов, среди которых Смирна, Синоп, Эфес и Пафос.

Основным занятием амазонок было участие в войнах и набегах на соседей, причем они с большим мастерством владели луком, двойным боевым топором (лабрисом), укороченным мечом. Шлем и доспехи воительницы изготовляли самостоятельно.

Но для того, чтобы иметь детей, в целях размножения, племя женщин-амазонок ежегодно в весеннее время объявляло перемирие и устраивало встречи с мужчинами из приграничных земель, с которым затем расплачивались спустя 9 месяцев родившимися младенцами-мальчиками.

Но по другой версии, новорожденных мужского пола ожидала более печальная судьба: их либо топили в реке, либо калечили, чтобы в дальнейшем использовать как рабов. Новорожденных девочек оставляли в племени и воспитывали как будущих воительниц, которые должны были владеть всем доступным оружием. Их также обучали охотничьему ремеслу и умению вести сельское хозяйство.


Для того чтобы в будущем при натягивании в бою лука им не мешала правая грудь, им ее выжигали еще в детстве. По одной из версий, название племени произошло от a mazos, т. е. «безгрудая», по другой - от ha-mazan, что с иранского языка переводится как «воины», по третьей - от masso, обозначающее «неприкосновенные».

Война с Дионисом

Боевые победы племени амазонок настолько их прославили, что даже бог Дионис решил заключить союз с ними, чтобы они помогли ему бороться с титанами. После победы он коварно затеял войну с ними же и разгромил.

Немногие выжившие женщины смогли спрятаться в храме Артемиды, чтобы затем уйти в Малую Азию. Там они поселились на реке Фермодонт, создав огромную империю. Участвуя в нескольких войнах, женщины-амазонки захватили Сирию и дошли до острова Крым. Многие из них принимали участие в осаде знаменитой Трои, в ходе которой древнегреческий герой Ахилл убил их царицу.

Во время боев с греками противник смог захватить несколько девушек в плен и, погрузив на корабль, хотел отвезти их для демонстрации на родину. Однако по пути женщины-воительницы напали на судно и всех убили. Но из-за отсутствия навыков кораблевождения амазонки смогли плыть только по ветру, и в конечном итоге их прибило к берегам Древней Скифии.


Образование сарматского племени

Поселившись на новом месте, воительницы начали грабить поселения и уводить скот, убивая местных жителей. Скифские воины были очень гордыми, потому считали ведение войны с женщинами-воинами недостойным занятиям. Они поступили иначе: собрали своих лучших воинов и послали их захватить диких женщин, чтобы затем получить от них хорошее потомство. Их ожидала удача, после чего появился на свет новый народ савраматов или сарматов, имеющих богатырское телосложение.

Жизнь племени женщин-амазонок проходила активно в военных походах и охоте, причем одевались они в мужскую одежду. А местные мужчины были приставлены к домашним обязанностям: готовка еды, уборка и т. д. У сарматов существовала интересная традиция: девушки могли выходить замуж только после убийства любого представителя сильной половины, однако жертв они обычно находили в соседних племенах.

Гомер и Геродот об амазонках

По данным историков, великий древний мыслитель Гомер, создавший знаменитые произведения «Иллиада» и «Одиссея», также написал и о стране Амазонии. Однако эта поэма не сохранилась. Подтверждением греческих мифов являются древние амфоры и барельефы, украшенные рисунками женщин-амазонок (фото ниже). Только на всех изображениях красивые воительницы имеют обе груди и достаточно развитые мускулы. Также амазонки упоминаются в сказании об аргонавтах, но там Гомер показывает их как отвратительных фурий.

По версии Геродота, после участия в Троянской войне амазонки попали к скифам и образовали племя сарматов, в котором женщины и мужчины имели равные права. Легенды приписывают им не только прекрасное владение оружием, но также умение держаться в седле и невероятное хладнокровие. Скифы и сарматы, по данным Геродота, совместно воевали в 5 в. до н. э. против царя Дария.

Римский историк Деодор придерживался мнения о том, что женщины-амазонки являлись потомками древних атлантов и жили на территории Западной Ливии.


Данные археологов

Многие находки историков в разных уголках мира дают подтверждение древним легендам о существовании женщин-амазонок не только в Греции, но и других странах и континентах.

Так, в 1928 г. на берегах Черного моря в поселении Земо Ахвала было обнаружено захоронение древнего правителя в доспехах и при оружии. После исследования он оказался женщиной, после чего многие сделали предположение о находке царицы амазонок.

В 1971 г. на территории Украины было найдено захоронение женщины с девочкой, которые были роскошно одеты и богато украшены. В могиле лежало золото, оружие, а также скелеты 2 мужчин, явно умерших не от болезни. По версии ученых, останки принадлежали очередной царице с дочерью и рабами, которые были принесены в жертву.

В 1990-е гг. при раскопках в Казахстане были обнаружены аналогичные древние захоронения женщин-воительниц, срок которых насчитывал более 2,5 тыс. лет.

Очередной сенсацией в мире науки стало последнее открытие в Британии, когда были найдены останки воинов женского пола в Бруэме (графство Камбрия). Они явно прибыли сюда с территории Европы. По версии английских ученых, женщины сражались в рядах римской армии. По их данным, племена женщин-амазонок жили на территории Восточной Европы в период 220-300 г. н. э. После смерти их торжественно сжигали на кострах вместе со снаряжением и боевыми конями. Происхождение их идет с территории нынешних государств Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.


Америка: жизнь племен женщин-амазонок

Истории о диких женщинах-воинах рассказывают также об обнаружении их Христофором Колумбом после открытия американского континента. Услышав рассказы местных индейцев о женском воинствующем племени, великий мореплаватель пытался их захватить на одном из островов, однако не смог этого сделать. В память об этом случае было дано имя Виргинским островам (в переводе «острова Дев»).

Испанский конкистадор Фр. де Орельяна в 1542 г. высадился на берегу огромной реки в Южной Америке, где встретил племя диких женщин-амазонок. В сражении с ними европейцы потерпели поражение. Некоторые ученые предполагают, что ошибка произошла из-за длинных волос у местных индейцев. Однако именно в память об этом инциденте было дано гордое название самой величественной реке американского континента - Амазонке.

Африканские амазонки

Это уникальное в мировой истории явление - племя дагомейских женщин-терминаторов - обитало на африканском континенте южнее Сахары на территории современного государства Бенин. Себя они именовали N’Nonmiton или «нашими матерями».

Африканские амазонки, женщины-воительницы относились к элитным войскам, которые защищали своего правителя в королевстве Дагомея, за что европейские колонизаторы назвали их дагомейскими. Образовалось такое племя в 17 в. для охоты на слонов.

Король Дагомеи, восхищенный их мастерством и успехами, назначил их своими телохранителями. Армия N’Nonmiton существовала 2 столетия, в 19 в. женский военный корпус насчитывал 6 тыс. солдат.


Отбор в ряды женщин-воинов проходил среди 8-летних девочек, которых учили быть сильными и безжалостными, а также способными выдержать любую боль. Вооружение их составляли мачете и голландские мушкеты. После многолетних тренировок африканские амазонки становились «боевыми машинами», способными успешно воевать, а побежденным - отрубать головы.

В период службы в армии они не могли выходить замуж и рожать детей и оставались целомудренными, считаясь состоящими в браке с королем. При посягательстве мужчины на женщину-воина его убивали.

Британская миссия на территории Западной Африки была основана в 1863 г., в Дагомею тогда приехал ученый Р. Бартон, который собирался заключить мир с местной властью. Он впервые смог дать описание жизни дагомейского племени женщин-амазонок (фото ниже). По его информации для некоторых воительниц это предоставляло возможность обрести влияние и богатство. Английский исследователь С. Альперн написал большой трактат о жизни амазонок.


В конце 19 в. территория была занята французскими колонизаторами, солдат из которого часто находили утром мертвыми с отрезанной головой. Вторая франко-дагомейская война завершилась капитуляцией армии короля, и большинство амазонок было убито. Последняя ее представительница - женщина с именем Нави, которой к тому времени было более 100 лет, - умерла в 1979 г.

Современные дикие женские племена

До сих пор в непроходимых джунглях реки Амазонки существуют территории, жизнь на которых сильно отличается от современной цивилизации. Испокон века в восточной части Бразилии живут люди, оторванные от внешнего мира, сохранившие свои обычаи и навыки.

Ученые регулярно находят здесь не только новые виды животных и растений, но и поселения диких племен, которых сейчас, по информации исследователей организации FUNAI, насчитывается более 70. Они занимаются охотой, ловлей рыбы, сбором фруктов и ягод, при этом совершенно не хотят контактировать с цивилизованным миром, боясь заразиться неизвестными болезнями. Ведь даже обычный грипп для них является смертельным.

Женщины диких племен Амазонки обычно выполняют всю женскую работу, занимаются бытом и воспитанием детей. Иногда они собирают в лесу ягоды или фрукты. Однако существуют и агрессивные племена, в которых женщины наравне с мужчинами охотятся или участвуют в набегах на соседей, вооружившись дубинками и копьями, отравленным ядом местных растений или змей.


Существует и дикое племя Куна на острове Сан-Блас недалеко от территории Бразилии, переселившееся с материка и живущее по правилам матриархата. Традиции сохранились и поддерживаются жителями поселения сурово и непоколебимо. В 14 лет девушки уже считаются половозрелыми и должны сами выбрать себе жениха. Мужчина обычно переселяется в дом к невесте. Главный доход племени на острове приносит сбор и экспорт кокосов (около 25 млн штук ежегодно), выращивают они также сахарный тростник, бананы, какао и апельсины. А вот за пресной водой ездят на материк.

Амазонки в искусстве и кино

В искусстве Древней Греции и Рима воительницы занимают важное место, их изображения можно встретить на керамике, в скульптуре и архитектуре. Так, битва афинян и амазонок запечатлена в мраморном барельефе Парфенона, а также в скульптурах из мавзолея из Галикарнаса.

Любимые занятия женщин-воинов – охота и война, а оружие - лук, копье, топор. Для защиты от врага они надевали шлем, а в руки брали щит, имеющий форму полумесяца. Как видно на приведенных фото, женщин-амазонок древние мастера изображали верхом на лошади или в пешем бою, в сражении с кентавром или воинами.


В период Возрождения они вновь воскресли в произведениях эпохи классицизма и барокко в поэзии, в картинах и скульптурах. Сюжеты битв с древними воительницами представлены в работах Я. Пальмы, Я. Тинторетто, Г. Ренни и других художников. Картина Рубенса «Битва греков с амазонками» показывает их в кровавой конной баталии с мужчинами. А копии с оригиналов скульптуры «Раненая амазонка» знамениты на весь мир и хранятся в музеях Ватикана и США.

Жизнь и подвиги амазонок стали вдохновением для писателей и поэтов: Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Р. Гранье и Г. Клейста. В 20-21-м веках они перешли в массовую культуру: кино, мультфильмы и комиксы в жанре фэнтези.

Современное киноискусство является подтверждением популярности темы женщин-амазонок. Прекрасные и смелые девушки-воительницы представлены в фильмах: «Амазонки Рима» (1961), «Пана - королева амазонок» (1964), «Богини войны» (1973), «Легендарные амазонки» (2011), «Женщины-воины» (2017) и т. д.


Последний фильм, вышедший на экраны в 2017 году, называется «Чудо-женщина» и рассказывает о героине по имени Диана, царице амазонок, которая наделена фантастической силой, скоростью и выносливостью. Она свободно общается с животными, а для защиты носит специальные браслеты, но вот мужчин считает изменчивыми и лживыми.

Среди современных женщин также можно встретить «амазонок», которые умны, образованны и мечтают покорить мир. Они могут управлять большой корпорацией и одновременно воспитывать детей, а к мужчинам относятся снисходительно, позволяя себя любить.

Вот и один из обещанных разборов, и сегодня это будет разбор стиля. Эта история о софт драматике по линиям, мягком лете, со стилевой тягой к естественности и драме. Зовут нашу прекрасную героиню Евгения.


В самом начале нашей работы, Евгения была уверена, что она скорее всего Фламбоянт Натурал, и результат определения ее типа в теории линий как Софт Драматика натолкнул на идею стилевых поисков, поскольку стереотипная трактовка Софт Драмы ну никак не подходила. В процессе общения с Евгенией я узнала, что ей близок дух свободы , ощущение телесности (как существования собственного тела), Она уважает сильных духом людей, преодоление, а кроме того для нее важны традиции, семья , которую она ощущает как собственный клан, который всегда готов поддержать, а также ей важно духовное развитие . Мне все это показалось довольно знакомым и родным, поскольку я выросла примерно на таких же убеждениях, их многие придерживаются в моей семье, хотя мои взгляды сейчас несколько отличаются от этого. Но впечатление было, как будто я общаюсь с кем-то из родных=) Поэтому вопрос о том, чтобы взять Евгению добровольцем и попробовать выразить ее стиль, не стоял. Кроме того, задача тоже не самая очевидная - софт драму все-таки ассоциируют с женщиной вамп на каблуках. Я попросила Евгению поискать вдохновляющие картинки, и там ее стиль - персона выступила еще более четко.

Визуальные образы, которые нашли у нее отклик, хорошо показывают основное направление стиля Евгении. Это свобода, активность, целеустремленность , это дух Героя, сила природы , стремительная свободная сильная лошадь, гроза, ураган, горы...



Но этим ее образные ассоциации не ограничиваются — если посмотреть глубже, видно и Мудреца, хранителя знаний, глубокого образованного человека .


Дом мечты Евгении показывает, как в ее предпочтениях интересно сочетаются любовь к природе и к лаконичным современным интерьерам.

Фотографии, на которых Евгения себе нравится, тоже показывают красоту в лаконичности, дух свершений, а также ощущение себя частью чего-то большего, чувство принадлежности . Из того,что она рассказала о себе, вырисовывается четкая картинка — соединение любви к природе и к активности с лаконичностью, целеустремленность, но при этом мудрость, любовь к своей семье, готовность сделать их счастливыми. Интересен и ее подход к чувственности — понимание красоты здорового человеческого тела, очень созвучное древним грекам. От этого понимания идет любовь к лаконичности — красота как есть, без лишних добавок.

Из всего этого вырисовывается собственный стиль Евгении — Современная Амазонка или Мудрая Амазонка. Как и древнегреческими девами воительницами, Евгенией движет сила духа, благородство, но при этом она «дева», под броней есть привлекательная женщина, осознающая свою красоту. При этом она совсем не мифологический персонаж, она активно действует в реальном мире, отсюда любовь к удобной и практичной одежде, современным практичным интерьерам.

Первое, что влияет на визуальный посыл образа — это цвет. Поскольку Евгении нужно создать довольно минималистичные, но при этом живые и природные образы, ей понадобятся определенные цвета из ее палитры. Палитра мягкого лета на самом деле очень хорошо подходит для выражения стиля Евгении, его сложности. Обычно активные образы выражают яркими цветами, но ее стиль сложнее и глубже, поэтому и цвета должны быть не столь однозначными. Не зря большая часть визуальных ассоциаций, подобранных самой Евгенией, была именно в цветах близких к мягкому лету.

Как базовые цвета лучше всего использовать мягкие варианты белого и черного, поскольку активный образ и минимализм — это все-таки контрасты ахроматических цветов, светло -серый, как цвет камня и металла, а также подходящие оттенки коричневого и бежевого — как цвета деревьев.

Смягченные бордовые, винные и темно-розовый добавят живой энергии в ее образ. Это одновременно и цвет активности и цвет, добавляющий чувственности.


Близости к природе добавят синие и зеленые цвета палитры. А темно-синие и темно-сиреневые, ассоциирующиеся с грозовым небом, подчеркнут сложность натуры.


Создание определенного настроения предполагает и особые принципы сочетания цветов .

Образ Евгении строится на минимализме и практичной простоте, поэтому в его основе контрасты ахроматических цветов с хроматическими, а также динамичные контрасты цветов (например, бордовый и бирюзовый). А более спокойную и задумчивую часть ее натуры помогут выразить сочетания природной сине-зеленой гаммы.

Основные предметы одежды выражают главную идею стиля — активность, чувство принадлежности, внутреннюю силу, но при этом женскую привлекательность. Линии кроя, ткани и форма украшений подчиняются типу по линиям. Обрисовка контуров должна быть четкая, ткани довольно гладкие и тонкие, украшения островатые, но при этом плавные, вытянутые.

Топы . Основная часть топов Евгении -это довольно лаконичные и удобные футболки и свитера насыщенных цветов ее палитры. Но, тем не менее, в топах засчет деталей можно показать особенности ее индивидуального стиля. Первая интересная особенность — стилизация под кольчугу. Кольчуга - это и олицетворение силы и, в то же время, символ принадлежности — ее звенья сплетаются друг с другом, и именно засчет этого она защищает. Вторая особенность - это то,что некоторые топы могут открывать, например, часть спины. Не ради соблазнения, а как предмет античного искусства, ради красоты тела. А третья — это появление среди практичной и драматичной одежды легких атласных топов в бельевом стиле с кружевами, призванных подчеркнуть то, что под броней скрывается прекрасная дева. Однако,с этими топами стоит обратить внимание на то, с чем их сочетать — они должны играть на контрасте с предметами, выражающими силу.


Юбки и брюки , как правило, выступают как база, фон. В стиль прекрасно впишутся джинсы с хорошей посадкой по фигуре, а если понадобиться уйти в более классический стиль, активности и драмы можно добавить засчет ягодных красных. Что касается юбок — трикотажные макси-юбки с разрезами помогут продемонстрировать красоту тела без намеков на соблазнение. Их можно будет сочетать даже с чем-то спортивным. Драмы помогут добавить юбки- карандаши средней длины по фигуре, либо из удобного трикотажа, либо из кожи.

Платья и комбинезоны

Повседневные платья Евгении, в общем-то, повторяют рекомендации топов и юбок — это могут быть практичные трикотажные платья с кожаными или металлическими вставками для придания драмы, либо лаконичные платья с вырезами, открывающими какую-либо часть тела. Что касается платьев на выход — интересная находка — это платья по фигуре, повторяющие мелкое плетение кольчуги, которые можно сочетать с подходящими по линиям аксессуарами из природных материалов или из металла. С комбинезонами дело обстоит примерно так же, как и с бельевыми топами — они призваны показать женскую привлекательность Евгении на контрасте с силой, поэтому сами по себе они выглядят очень чувственно, что балансируется сочетаниями с более жесткими по посылу аксессуарами.

Верхняя одежда в этом стиле может быть как довольно строгой, закрытой, напоминающей мундир, но при этом обязательно приталенной, так и более драматичной (как кожаная куртка) или комфортной. Пуховики не должны быть громоздкими, они должны состоять из мелких элементов, и садиться по фигуре. В гардеробе могут быть и накидки (как в середине) — они, с одной стороны, дают удобство и свободу движения, с другой, могут быть своеобразным символом защиты от окружающего мира — более мягкий вариант брони.

Шапки будут довольно повседневными, слегка спортивными. Стоит обратить внимание на то, что вязка должна быть довольно тонкой, а шапка объемной. Для более женственных образов подойдут шляпы с широкими полями, использовать их можно как и все остальное, подчеркивающее женственность, на контрасте с тем, что выражает силу. Можно и самой шляпе добавить такие элементы — как цвет, близкий к хаки, и цепочка на иллюстрации. Шарфы должны быть удобные, лаконичные, однотонные. Принтов стиль Евгении не предполагает ни в шарфах, ни в топах.


Обувь должна быть удобной, на плоском ходу или на небольшом каблуке, она может напоминать мужскую, и, думаю, здесь можно слегка отойти от рекомендаций типа по линиям и использовать более тяжелую обувь. Но чтобы она выглядела все равно гармонично, нужно помнить, что носки не должны быть тупыми, а обувь должна иметь четкую форму. Зимой могут пригодиться тяжелые ботинки вроде dr martens, а летом отсыл к греческим амазонкам можно сделать более явным засчет сандалий-гладиаторов.

Сумки должны иметь четкую форму, быть удобными в носке. Для соответствия стилю Евгении на них могут быть металлические детали — цепочки, заклепки. Пояса тоже будут иметь металлические детали и смотреться скорее поясами унисекс, чем женскими.

Украшения помогут стилю Евгении расцвести в полном блеске. Ее тип по линиям не предусматривает излишней лаконичности, какие-то детали должны быть. И именно эти детали будут хорошо выражать сущность стиля. Тип по линиям striking ornate ("софт драма") - это не только витиеватые аксессуары, это еще и удлиненные дуги с острыми краями , поэтому она может использовать удлиненные островатые украшения из металла и природных материалов, лаконичные и многодетальные без витиеватости или явной геометричности. Многодетальность ее типа позволяет выдержать и такие аксессуары как цепи (но они должны быть с мелкими звеньями) или даже стилизованные кольчуги. Но такие аксессуары все равно будут украшением — заявлением. Портупея тоже аксессуар того же рода. Она должна состоять из довольно тонких полосок кожи, а сочетать ее лучше с одеждой натурально-активного направления, чтобы не возникало ненужных ассоциаций. В некоторых случаях она может сочетаться и с женственной одеждой на контрасте, если ее поддержат еще какие-нибудь аксессуары.

Построение гардероба согласно стилю процесс небыстрый, однако, при движении в правильном направлении, вещи будут хорошо сочетаться между собой, создавая разные по настроению и направленности образы, объединенные именно нужным стилем. В случае Евгении, любые комплекты должны отвечать основным параметрам:

Быть основанными на ее типе по линиям

Быть удобными и практичными

Выражать прекрасную деву с внутренней силой — либо показывать доспехи этой девы, либо ее привлекательность.

Тогда при любом настроении и одежде для случая будет читаться стиль Евгении «современная амазонка». Я составила несколько образов, которые могут пригодиться в разных случаях, но вцелом комбинирование вещей — это дело творчества, можно экспериментировать и наслаждаться процессом=).

Важную роль в создании образа играют и мелкие детали — макияж, прическа и использование определенного парфюма.

Макияж Евгении будет естественным, создавая впечатление чистого лица без косметики. Тем не менее, поскольку ее тип по линиям предполагает четкие линии, ей нужно будет подчеркивать брови и слегка подчеркивать скулы. Тени будут естественных бежевых оттенков, помада под цвет губ.

Для создания вечерних образов можно использовать смоки айз, но тоже в серых или серо-коричневых тонах, в сочетании с теми же четкими бровями, слегка выделенными скулами и нейтральными губами. И в том, и в другом случае макияж должен быть матовым.

Прически Евгении тоже должны напоминать о естественности и свободе, поэтому они не должны быть слишком сложными. Кроме распущенных волос ей подойдут хвосты и пучки, но поскольку тип многодетальный, их нужно будет делать поинтереснее засчет выделенных прядей или кос. Волосы при этом не должны быть слишком взъерошенными. Оптимальная длина волос для таких причесок — до лопаток.


Важную роль играет и выбор парфюма .

Чаще всего в любимых ароматах Евгении встречались естественные кожаные и древесные ноты (кедр, сандал, уд). Древесные ароматы часто ассоциируются с уверенностью в себе, благородством. А кожа — это про наслаждение природой, какая она есть.

Дополнительными нотами чаще всего были зелень, бергамот (активность, спорт), специи (драма, вызов). А цветы и ягоды чаще всего попадались те, которые подчеркивают нежность, но не кажутся при этом приторными — фиалка, жасмин, лесная малина.

И, напоследок, хочу свести воедино все то, что составляет стиль Евгении, делает его интересным и уникальным.

Индивидуальный эликсир стиля :

«Современная амазонка», сплав естественного стиля с драмой, телесность .

основа — практичная естественность в подходящем крое и тканях, лаконичность.

душа стиля — добавление драмы, силы, брони, чувства сплоченности.

перчинка — телесность — вплетение чувственных вещей в несвойственном для них контексте.

Рис. 1. Метопа Храма Е в Селинуите.Геракл ухватил амазонку за волосы. Греция , около 460 г . до н . э . Palermo , National Archaeological Museum.

Амазонки хотя и кажутся легендарным племенем - ведь с ними воевал такой же легендарныйГеракл - но во всех мифах содержатся некоторые элементы реальности.

Рассказы греков об амазонках известны со времен Гомера.Невероятного в женских союзах нет ничего - и сами-то греки поклонялись таким богиням, которые амазонок напоминают - кпримеру, охотнице Афродите (которую будто бы амазонки считали своей покровительницей) или воинственной Афине. Вспомним очень активную роль в мире мифов менад, гарпий и прочих опасных созданий женского пола. Женщина в обустроенном греческом мире может, и считалась уже охранительницей очага, но, к примеру, спартанки воспитывались так, что без особого труда могли б сыграть роль амазонок.

Интересно, что по легендам амазонки напали на Аттику, перейдя Геллеспонт холодной зимой, когда он покрылся льдом. Такие холода были, в самом деле, в ранние времена Древней Греции, что устанавливается по реконструкциям климатических данных. Но об этом как-нибудь в иной раз.

Вдобавок есть много изображений этих воительниц.

Вот детали изображенийможно для начала исследовать. В чем смысл? Да в том, что художники могли - в некоторых случаях - видеть этих амазонок или хотя б знать некоторые подробности о них, которые не так разработаны в мифах.

И вот что можно найти на некоторых изображениях.

На рис. 1.Геракл схватил амазонку за волосы. На воительнице очень короткая туника (такая встречается еще неоднократно), в левой руке короткий кинжал.

На рис. 2 амазонка одета похоже, снова в тунику но голова защищена так называемым аттическим (а на самом деле карийским, то есть малоазиатским по происхождению) шлемом. Щит амазонки вроде б аргиевского типа (такой появился в Греции в VIII веке до н.э), выпуклый, укрепленный металлом. Левой рукой Геракл перехватывает нечто на поясе амазонки, куда она тянет правую руку (кинжал?), правой он готов нанести удар дубиной. На амазонке, кстати, полы туники необычны, они из полос, и вдобавок связаны с широченным поясом. То есть это, вероятно, легкие доспехи из кожи.

Рис. 2 Деталь росписи краснофигурного киликса. Геракл убивает амазонку.Аттрибутирется, как работа мастера Онесима, то есть между 505 and 480 гг. до н.э. London , British Museum .

Рис. 3.Геракд бьется с амазонкой Чернофигурная гидрия, около530 г. до н.э. . Staatliche Antikensammlungen, Munich , Germany

На рис. 3 амазонки, вероятно, изображены в архаического вида шлемах, что-то вродекожаных предшественников греческих шлемов, которые можно было укрепить, скажем, кабаньими клыками или защитить металлическими пластинами. « Геродот , описывая одеяния и вооружения персидских полчищ в книге 7, говорит про лисьи шапки (шлемы?) на головах фракийцев . Также он говорит про кожаные шлемы других племен. Значит еще в начале V в. до н. э. такие шлемы не были экзотикой». http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/145576 .

Интересно, что если на всех амазонках пятнистые туники (скифские?), то на одной нечто вроде коротких шортиков. Очень любопытная деталь.

Щиты круглые,Одна вещь, правда, удивляет - как на рис. 1 Геракл правша, амазонки все левши. Но, возможно, это просто прием художника, пытающегося развернуть к нам, зрителям, свое изображение. Но, к примеру, про рис. 4 я б сказал, что ситуация повторяется , амазонка левш а,если я правильно понимаю, что она повернута к нам спиной.

Рис. 4. Ахилл убивает царицу амазонок Пентесилею.Чернофигурная амфора .

(Black-figured amphora (wine-jar) signed by Exekias as potter and attributed to him as painter
Greek, about 540-530 BC Made in Athens, Greece; found at Vulci (now in Lazio, Italy)
Achilles killing the Amazon Queen Penthesilea)

Рис. 4 интересен контрастами. Мрачный убийца Ахилл в дорийском шлеме, амазонка в чем-то гибридном. На Ахилле доспехи, царица в скифском платье (и штанах?) с узким пояском. Все же признаки ведут нас в самом деле в Малую Азию и еще дальше, в Скифию.

Рис . 5 . Редкое изображение амазонки в штанах . Аттический белый алабастрон , около

. 470 BC, British Museum , London

Очень любопытно изображение амазонки на рис. 5. Во-первых, тут она изображена в штанах. Штаны в те времена носили скифы, поскольку ездили на конях, и штаны берегли ноги от натирания. Во-вторых, можно видеть, что«туника» - в самом деле, боевые кожаные доспехи, вероятно, и с металлическими вставками. Шлем у амазонки на левой руке, что и должно бы быть в норме, и он с ширмой снизу, дополнительной защитой для ног. В той же руке амазонка держит кожаный шлем, похожий на изображение с рис. 3.

Рис . 6. Конная амазонка на краснофигурной амфоре420 г. до н.э.

На рис. 6 мы можем снова видеть скифские штаны, но и вся одежда амазонки - скифская. Правда, нет никакого вооружения. Из рис. 7 мы получаем сведения о том, что женщины варваров носили татуировки.

Рис 7 Право бьет бесправие молотком - на аттической краснофигурной амфоре около 550 - 500 гг. до н.э.

Dike ( justice personified) beats Adikia (injustice) with a hammer. Adikia is depicted as a tattoed barbarian woman.Museum Collection: Kunsthistorisches Museum, Vienna , Austria

Рис . 8. Барельеф из Галикарнасса . Бьются две женщины, Амазонияи Ахиллеа. Барельеф воспринят, как доказательства существовании женщин-гладиаторов в римские времена. Имена не обязаны иметь отношения к амазонкам.Хотя, возможно, их под амазонок старались стилизировать.

На рис 8 нечто, что говорит ужео римском правлении, и оно совсем не об амазонках.

Суммируя, мы могли бысказать, что амазонки, может,и существовали когда-то,и потому попали в воспоминания греков. Их противопоставляют грекам по части вооружения, азиатской одежде, длинным волосам,ездена конях. Но последнее - уже от знакомства греков со скифами и их женщинами. Сливаются два рода впечатлений - мифология и реальность.
Отмечу также, что на изображениях борьбы с Гераклом и Ахилллом амазонки архаичны, у них более старые виды вооружения и доспехов. Они противоставляются новому в, технологическому прогрессу, достигаемому греками. Но амазонки, возможно, и сами были когда-то невероятно прогреччивной формой - их кинжалы могли быть из железа, а не из бронзы, как у ахейцев, их тактика достаточно эффективной.