«сюжетная лепка» из опыта работы. Как научить ребенка лепке

Библиотека
материалов

Скульптура - один из видов изобразительного искусства.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированностъ движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки! для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, радостное детское творчество.

Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых.

Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чут ок, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание.

Виды лепки в детском саду:

предметная;

сюжетная;

декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Первая младшая группа. В первой младшей группе обучение в начале года,когда дети еще не привыкли к занятием,их объединяют в группы по 5-6 человек.

Воспитатель садится рядом с детьми и медленно,размеренно показывает и объясняет необходимые действие с глиной.Если есть дети которые отказываются заниматься с глиной,нужно дать её потрогать,помять показать как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их в общий ком.

Первые занятие по лепке проводятся 5-8 мин с каждой подгруппой.После ознакомления с материалом (глиной,пластилином),можно приступить к фронтальным занятием со всей группой. На данном этапе применяется информационно- рецептивный метод. Дети вызываются на подражание.на повторение формообразующих движений. Большое значение имеет не только показ но и объяснение, воспитатель поясняет детям каждое свое действие.(Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю между ладонями – вперед и назад – получится столбик). Часть занятий можно проводить в виде демонстрации воспитателем процесса изображения знакомых детям предметов (Детям интересно наблюдать как из куска глины в руках воспитателя получается цыплёнок).

Воспитатель лепит не более 2-3 предметов,чтоб детям не надоело наблюдать.Такое занятие проводится со всей группой и заканчивается чтением потешки или пением песенки. Обязательным условием при обучение детей данного возраста является введение игровых приемов и обыгрывание тех предметов,которые будут лепить дети. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер.Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям как они работали,дать положительную оценку (повалить всех детей).

Вторая младшая группа. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различение и лепке шара,цилиндра,диска,ориентировке в их величине,составлению из них несложных фигур.

Основное место отводится информационно- рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер.

На занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их, малыши сидят лицом к воспитателю,а он берет ком глины и производит необходимые движения «Беру кусок глины (пластилина) – кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад.Вот какой получился столбик. Показ и объяснение способов изображения должны занимать на занятии не более 3-4 мин. Обучение детей этого возраста должно предусматривать детскую самостоятельность. Поэтому когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать еще раз. Хороший результат от занятия может быть достигнут если детей воспитатель сумеет заинтересовать обыграть занятие. Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения.

Старшая группа. При обучении в этой группе детей с первых этапов используется натура,что для детей ещё очень сложно,потому что ему все время нужно сравнивать с ней свое изделия. На занятии натура надо рассмотреть.Воспитатель определяет пропорции и движением руки подчеркивает формы предмета,затем задает детям вопросы направляющие на выявление характерных особенностей формы и на её решение.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется,так как дети с ними уже знакомы.Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами,читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации,а также скульптуру малой формы, народные игрушки и муляжи и.т.д.

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создает воспитатель например детям говорят что после занятия вылепленную посуду они могут использовать для игры.

Большое значения для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуют в виде беседы.Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению,то воспитатель предлагает рассказать,что изображено,хорошо ли передана форма,какими способами лепили. Подготовительная группа. В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу.

Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений.Решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов.Для этого воспитатель с детьми наблюдают и рассматривают предметы,отмечая в них красоту и пластику формы характерные свойственные данному предмету черты.

Иногда проводит целенаправленные наблюдения задает вопросы направляющие внимание детей на то характерное,что поможет передать предмету (животному) более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах,где персонажи представлены в разных положениях.

При объяснении детям действие расчленяется на составные части,например во время лепки по стихотворению Л.Воронковой «Маша- растеряша» воспитатель говорит «Для того чтобы заглянуть под стол,Маша- растеряша встала на колени,руками оперлась о пол,нагнула голову и заглянула под стол». При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Важно чтобы у детей формировались живые действенные образы.

В подготовительной группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку.

Лепка в средней группе. Задачи по лепке. Продолжать развивать интерес детей к лепке;совершенствовать умение лепить из глины (пластилина,пластической массы).Закреплять приемы лепки,освоенные в предыдущих группах;учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара,вытягиванию отдельных частей из целого куска,прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка,клюв у птички).Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета фигурки.

Учить приемами вдавливания середины шара,цилиндра для получения полой формы.Познакомить с приемами использования стеки.Поощрять стремления украшать изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Во втором квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки состоящие из нескольких частей.Они лепят куклу девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Строение фигуры человека дети поймут быстрее,если начать с лепки снеговика. Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика,защипывать края диска – лепешки для создания более полной и формы. Дети пользуясь этими способами, вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.

В третьем квартале дети учатся лепить посуду.Учат детей заострять глину при лепке мелких частей,вдавливать её пальцами для получения полных предметов,загибая края у расплющенной формы во время лепки посуды,прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.Ручку у чашки дети могут сделать используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы,а также способом – примазыванием к вылепленному сосуду.

В летний период создается возможности для закрепления приобретенных детьми умений

Методика работы по лепке. Для успешного освоения программы детьми,воспитатель использует приемы активизирующие внимание ребят во время лепки. Также приемы расширяющие представления детей об окружающем.

В группе и на прогулке организуются рассматривание предметов и наблюдения явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения на занятиях. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму,на пропорции и строение и только на те действия, которые они смогут изобразить. (например при наблюдении за птицей обращать внимание на овальное туловище птицы на круглую голову,плоский хвост и.т.д.).

На первых этапах обучения чтобы детям был понятен способ лепки,при анализе формы частей можно прибегать к сравнением с теми предметами форму которой дети знают хорошо.(например,при лепки куклы можно сказать,что руки у неё как столбики).

В средней группе нужно научить изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассматривании предметов нужно направлять внимание детей на такие особенности как (углубление у яблока,вытянутый черенок у кабачка и.т. д).

Очень действенным приемом обучения это обыгрывание темы и результата работы например всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке,называя её кормушкой.

Список литературы:

1.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. 344 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 4-е.,перераб.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-352с.

3.КомароваТ. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для уч –ся пед.уч-щ по спец. «Воспитание в дошк. учреждениях»/Т. С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.;Под ред. Т. С. Комаровой.- 2-е.,дораб.- М.: Просвещение,1985.-271с.ил.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Лепка как вид детской деятельности. Понятие о лепке, специфика (особенности) лепки в детском саду, виды лепки.

Скульптура - один из видов изобразительного искус­ства.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимо­связью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированностъ движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки! для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, радостное детское творчество.

Изобразительный период начинается у боль­шинства детей с трех лет, когда появляется образное мыш­ление. В этом возрасте ребенок осваивает основные при­емы лепки и у него начинают формироваться навыки ра­боты с пластическим материалом и изобразительные за­мыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрос­лых.

Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без тороп­ливости увидел, что происходит с пластическим материа­лом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти го­дам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляет­ся умение эстетически оценивать свои изображения. Толь­ко на основе этих умений ребенок начинает видеть неко­торые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иног­да каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются вопло­щать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание.

Виды лепки в детском саду:

Предметная;

Сюжетная;

Декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Методы обучения лепке во всех возрастных группах.

Первая младшая группа. В первой младшей группеобучение в начале года,когда дети еще не привыкли к занятием,их объединяют в группы по 5-6 человек.

Воспитатель садится рядом с детьми и медленно,размеренно показывает и объясняет необходимые действие с глиной.Если есть дети которые отказываются заниматьсяс глиной,нужно дать её потрогать,помять показать как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их в общий ком.

Первые занятие по лепке проводятся5-8 мин с каждой подгруппой.После ознакомления с материалом (глиной,пластилином),можно приступить к фронтальным занятием со всей группой. На данном этапе применяется информационно- рецептивный метод. Детивызываются на подражание.на повторение формообразующих движений. Большое значение имеет не только показ но и объяснение, воспитатель поясняет детям каждое свое действие.(Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю между ладонями – вперед и назад – получится столбик). Часть занятий можно проводить в виде демонстрации воспитателем процесса изображения знакомых детям предметов (Детям интересно наблюдать как из куска глины в руках воспитателя получается цыплёнок).

Воспитатель лепит не более 2-3 предметов,чтоб детям не надоело наблюдать.Такое занятие проводится со всей группой и заканчивается чтением потешки или пением песенки. Обязательнымусловием при обучение детей данного возраста является введениеигровых приемов и обыгрывание тех предметов,которые будут лепитьдети. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер.Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям как они работали,дать положительную оценку (повалить всех детей).

Вторая младшая группа. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характерасвязаны с дальнейшим обучением детей различение и лепке шара,цилиндра,диска,ориентировкев их величине,составлению из них несложных фигур.

Основное место отводится информационно- рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты,карандаши и другие знакомые предметы. Важно чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер.

На занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их, малыши сидят лицом к воспитателю,а он берет ком глины и производит необходимые движения «Беру кусок глины (пластилина) – кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад.Вот какой получился столбик. Показ и объяснение способов изображения должны занимать на занятии не более 3-4 мин. Обучение детей этого возраста должно предусматривать детскую самостоятельность. Поэтомукогда дети знакомы с приемами лепки, им неследует показывать еще раз. Хороший результат от занятия может быть достигнут если детей воспитатель сумеет заинтересоватьобыграть занятие. Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения.

Старшая группа. При обучении в этой группе детей с первых этапов используется натура,что для детейещё очень сложно,потому что ему все время нужно сравнивать с ней свое изделия. На занятии натура надо рассмотреть.Воспитатель определяетпропорциии движениемрукиподчеркивает формы предмета,затем задает детям вопросы направляющие на выявление характерных особенностей формы и на её решение.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется,так как дети с ними уже знакомы.Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами,читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации,а также скульптуру малой формы, народные игрушки и муляжи и.т.д.

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создает воспитательнапример детям говорят что после занятия вылепленную посуду они могут использовать для игры.

Большое значения для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуют в виде беседы.Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению,то воспитатель предлагает рассказать,что изображено,хорошо ли передана форма,какими способами лепили. Подготовительная группа. Вподготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может бытьпроведен по предложению воспитателя и позамыслу.

Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знанийи умений.Решение замыслов в лепке предполагает большой объемзрительных образов.Для этого воспитатель с детьми наблюдают и рассматривают предметы,отмечая в них красоту ипластику формы характерные свойственные данному предмету черты.

Иногда проводит целенаправленные наблюдения задает вопросы направляющие внимание детейна то характерное,что поможет передать предмету (животному) более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах,где персонажи представлены в разных положениях.

При объяснении детямдействие расчленяется на составные части,например во время лепки по стихотворению Л.Воронковой «Маша- растеряша» воспитатель говорит «Для того чтобы заглянуть под стол,Маша- растеряша встала на колени,руками оперлась о пол,нагнула голову и заглянула под стол». При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Важно чтобы у детей формировались живые действенные образы.

В подготовительной группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативуребенку.

Лепка в средней группе. Задачи по лепке. Продолжать развивать интерес детей к лепке;совершенствовать умение лепить из глины (пластилина,пластической массы).Закреплять приемы лепки,освоенные в предыдущих группах;учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара,вытягиванию отдельных частей из целого куска,прищипыванию мелких деталей(ушки у котенка,клюв у птички).Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета фигурки.

Учить приемами вдавливания середины шара,цилиндра для получения полой формы.Познакомить с приемами использования стеки.Поощрять стремления украшать изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Во второмквартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты),а также фигурки состоящие из нескольких частей.Они лепят куклу девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Строение фигуры человека дети поймут быстрее,если начать с лепки снеговика. Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика,защипывать края диска – лепешки для создания более полной и формы.Дети пользуясь этими способами, вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.

В третьем кварталедети учатся лепить посуду.Учат детей заострять глину при лепке мелких частей,вдавливать её пальцами для получения полных предметов,загибая краяу расплющенной формы во время лепки посуды,прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.Ручкуу чашки дети могут сделать используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы,а также способом – примазыванием к вылепленному сосуду.

В летний период создается возможности для закрепления приобретенных детьми умений

Методика работы по лепке. Для успешного освоения программы детьми,воспитатель использует приемы активизирующие внимание ребят во время лепки. Также приемы расширяющие представления детей об окружающем.

В группе и на прогулке организуются рассматривание предметов и наблюдения явлений окружающейжизни, которые могутбыть предложены ребятам для изображения на занятиях. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму,на пропорции и строение и только на те действия, которые они смогут изобразить. (например при наблюдении за птицей обращать внимание на овальное туловище птицы на круглую голову,плоский хвости.т.д.).

На первых этапах обучения чтобы детям был понятен способ лепки,при анализеформы частей можно прибегать к сравнением с теми предметами форму которой дети знают хорошо.(например,при лепки куклы можно сказать,что руки у неё как столбики).

В средней группе нужно научить изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассматриваниипредметов нужно направлять внимание детей на такие особенности как (углублениеу яблока,вытянутый черенок у кабачка и.т. д).

Очень действенным приемом обучения это обыгрывание темы и результата работы например всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке,называя её кормушкой.

Список литературы:

1.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999.344 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольногообразования /Под ред.Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 4-е.,перераб.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-352с.

3.КомароваТ. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для уч –ся пед.уч-щ по спец. «Воспитание в дошк. учреждениях»/Т. С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.;Под ред. Т. С. Комаровой.- 2-е.,дораб.- М.: Просвещение,1985.-271с.ил.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке.

В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет состоит из. нескольких частей и является наиболее сложным для изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры девочки, мальчика и зайца состоят из нескольких частей, причем с изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна вызывать затруднений.

Наиболее сложной задачей в работе над данной темой является расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.

Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении, им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так, чтобы они были связаны одним сюжетом.

Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных предметов. Они дополняют сюжет второстепенными деталями: могут вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно выполняют форму и плохо соединяют части. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет дополнительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.

Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.

Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать ее характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи: научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов , а также из окружающей жизни;

использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке; изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.

Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов. Ставится задача - достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции из 2-3 фигур, передавая их соотношения и действия.

Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам любимых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «По щучьему веленью», «Лиса и гуси».

В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить содержание эпизода, т е. дать 2-3 персонажа в определенной обстановке и взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе - глина, но иногда, для того чтобы дети поупражнялись в лепке мелких деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного в лепке - формы.

В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке, которая имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей работы.

Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подбирать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой.

Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга , тянут ее или все стоят около вытащенной репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята стоят вокруг козы.

Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или, например, группу первоклассников, идущих с портфелями, причем важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

Декоративная лепка

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом). Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание - изобразить сосуды , бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.

Методика обучения лепке в возрастных группах

детского сада

Первая младшая группа . На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом.

Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой.

По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят нагляднодейственный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними - получилась лепешка.- И еще раз повторяет: - Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка». Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию.

Каждое занятие должно быть увлекательным. Малышам двух - двух с половиной лет интересно наблюдать, как из куска глины в руках воспитателя образуются погремушка , грибок, птичка, матрешка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Длительность такого занятия должна быть не более 10-12 минут, чтобы у малышей осталось желание посмотреть лепку еще какого-либо предмета. Воспитатель лепит не более 2-3 предметов. Закончить занятие можно потешкой или песенкой. Такие занятия проводятся со всей группой. Воспитатель сидит за столом, а дети располагаются на стульях, расставленных полукругом, и наблюдают работу воспитателя.

Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается.

У детей 2-3 лет еще недостаточно скоординированные движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определенном направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Воспитатель предлагает детям узнать, что получилось. Если они не узнают, то говорит сам. Затем берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петуха и т. п. Занятия лепкой должны активизировать детское мышление.

Для того чтобы приучить ребят думать в определенном направлении, можно задавать вопросы: что получится, если к шарику прикрепить столбик? Что выйдет, если к лепешке прикрепить глиняную палочку? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигуры (погремушку, грибок и т. д.). Вопросы подобного характера способствуют тому, что ребята будут не механически использовать способы лепки, а вполне сознательно, думая об образе изображаемого предмета.

При повторных занятиях вопросы могут ставиться в несколько илом плане. «Дети, у меня есть шарик и столбик,- говорит воспитатель ,- что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?»

Для развития сообразительности, самостоятельности в решении темы можно каждому ребенку предложить готовые, знакомые формы: 2 шарика (один большой, другой маленький), диск и 2 столбика. Дети рассматривают их с воспитателем, определяют название (шарик, лепешка, столбик) и начинают лепить из этих форм предмет по выбору. Воспитатель в процессе работы вопросами и советами направляет ребят на правильное, интересное использование форм.

Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями.

Каждое занятие строится так, чтобы воспитатель задавал детям вопросы, которые бы помогали им выработать самостоятельность, стать активными, включал игровые моменты и ситуации.

Большое значение при обучении детей имеют правильно подготовленный материал (в данном случае - глина) и оборудование, плотно лежащие на поверхности стола толстые (1 см) и тяжелые доски, так как во время лепки они не должны двигаться. Нельзя предлагать легковесные подкладки, например клеенку, так как у детей возникает желание поиграть: они завертывают глину в клеенку, отвлекаясь от занятия.

Для более успешного закрепления навыков лепки и обучения новым приемам следует проводить занятия не один раз в неделю, а два.

После того как дети хорошо усвоят материал, можно переходить к обычному чередованию занятий.

Вторая младшая група . В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки.

Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3-4 лет.

При изучении формы предметов недостаточно только рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до занятия. Он предлагает детям взять предмет, охватить его одной или двумя руками. Можно предложить показать предмет между ладонями: если шар, то круговыми движениями, если цилиндр, то продольными. Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения. Такое активное знакомство с предметами помогает ребенку понять не только формы, но и движения, которые необходимы для их изображения. Отчасти эти задачи ставились в первой младшей группе. Здесь же преследуется еще одна цель - ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например шар - в яблоке, ягодах и т. д.

Начало занятий лепкой, как правило, предполагает показ воспитателем приемов изображения и объяснение. Он берет ком глины одной рукой, кладет его на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения. Показывать нужно так , чтобы действия были четкими, понятными детям.

Для того чтобы убедиться в усвоении детьми того или иного приема, можно предложить всей группе или отдельно каждому ребенку повторить это движение. После этого ребята могут приступить к изображению. Показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям.

«Беру кусок глины,- говорит воспитатель,- кладу на ладонь и раскатываю его вот так - вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик». Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут.

Обучение лепке во второй младшей группе, так же как и у детей 2-3 лет, должно предусматривать развитие самостоятельности, а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то, что они усвоили. Например, при изображении диска нет надобности показывать лепку исходной формы. Надо сразу взять заранее подготовленный шар, положить на ладонь и расплющить, покрыв другой ладонью, предоставив детям возможность самостоятельно вспомнить, как лепить шар.

С детьми трех лет используются игровые приемы. Можно обыграть тему занятия, предложить игру с фигурками, которые получились, дополнить их некоторыми деталями. Например, если дети лепили кролика, то предложить около каждой фигурки положить заранее сделанную морковку; в руки вылепленной матрешки или куклы вложить маленький флажок. В том случае, когда дети лепят цыплят, можно фигурки поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг. Эти приемы помогут детям не просто создавать предметы, а вкладывать в свою работу образное содержание.

Чтение детям сказок оказывает самое благотворное влияние на развитие фантазии, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности. Например, ребята хорошо знают сказку «Колобок». Воспитатель предлагает им вылепить колобок, который катится по дорожке. Лепка шарообразной формы знакома детям, и воспитатель направляет их внимание на образную передачу формы. Воспитатель еще раз читает сказку, чтобы напомнить ребятам детали. Дети словесно обрисовывают внешний вид колобка и дорожки , сравнивают его форму с другими округлыми предметами. Отмечают, что на картинке у колобка есть глаза, нос и рот. В начале занятия воспитатель показывает ребятам, как можно палочкой изобразить глаза и рот колобку, как сделать дорожку, расплющив глиняный столбик пальцем.

После объяснения все приступают к лепке, а воспитатель на отдельном столе расставляет зеленые елочки, приготовленные заранее для изображения леса. Дети работают, а воспитатель вопросами и советами направляет их на верное решение. Когда лепка закончится, изделия устанавливаются на столе так, чтобы все дорожки были направлены к елкам. Дети с воспитателем располагаются около стола и рассматривают работы, отмечая, что колобки весело катятся по своим дорожкам в лес. Воспитатель попутно задает вопросы, заставляющие ребят задуматься над темой, приемами лепки, результатом труда. Некоторые занятия могут начинаться или заканчиваться потешкой или песенкой, которые углубляют образное представление детей об изображаемом предмете.

Осуществляя комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников.

При организации занятий по тестопластике учитываю уникальную черту детского мировоззрения - необычно, неординарно воспринимать и изображать всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности. Работу провожу в определённой системе. С этой целью разработала перспективный план, в котором определены время проведения занятий согласно учебному плану, задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения?

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь соленым тестом или пластилином.

Создание ребенком даже самых простых скульптур -- творческий процесс. Так, шарообразный комок тесты маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик -- кольцом, баранкой. Во время работы с тестой ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства теста и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

Лепка требует иногда особого подхода к организации занятия. Так, в зависимости от объема работы одну тему можно разделить на 2--3 занятия. Лепка предмета и роспись его ангобом требуют несколько удлиненного занятия --30--35 минут. Для демонстрации вылепленной фигурки нужна подставка с поворотным кругом, чтобы можно было рассмотреть предмет со всех сторон.

Учитывая, что в лепке ребенку легче создать образ, чем в рисунке, изображение многих предметов лучше начинать с пластического решения, а уже потом переходить к условному его изображению на бумаге карандашом или краской.

Современные исследования и практика работы детского сада говорят о том, что в результате обучения дети дошкольного возраста могут создать выразительный образ, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические приемы, которыми владеет скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей. Например, форма в их работах упрощена: голова человека изображается в виде шара, руки и ноги в виде цилиндров. Изображая дополнительные детали, ребенок почти не отбирает их по степени выразительности, иногда опускает основное и тщательно лепит второстепенные детали.

Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они еще не чувствуют красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель -- создать предмет, с которым можно играть.

При соответствующем обучении и руководстве воспитателя дошкольники пользуются стекой, сознательно подбирают каркасы -- палки и применяют их не только для скрепления частей, но и для передачи характерных особенностей формы.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом. В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка по сравнению с рисунком также имеет свою специфику. Если в рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием условных приемов изображения (например, изображение человека сбоку передается в рисовании с одной видимой стороны; предметы первого плана изображаются крупно по сравнению с фигурами второго плана и т.д.), то в лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

Дети обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет -- это можно наблюдать и в младшей, и в средней, а иногда и в старшей группе. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Передвижение фигур по столу, сопровождение действий речью наполняет лепку ребенка реальной динамикой, делает вылепленные фигуры участниками воображаемого эпизода. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения дети выполняют развернутые сюжеты.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее, дополнить лепку деталями.

Для составления сюжетной композиции прежде всего следует подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Вначале, как правило, дети не задумываются над объемом и формой подставки, не прикрепляют к ней предметы, часто делают ее тонкой. Форма и размеры подставки не подчиняются общему замыслу, форме и размеру фигур. Происходит это потому, что для детей данного возраста подставка -- это лишь поверхность (пол, земля), на которой располагаются предметы. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы. Это позволит успешно решать задачи композиционного характера. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2--3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно, влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, выполняют декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.). Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное -- красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой -- печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Практическая часть. Конспекты по различным видам лепки:

1. Конспект предметной лепки «Ежики»

  • ? развивать у детей интерес к лепке;
  • ? у детей 3 лет совершенствовать умение скатывать глину круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек;
  • ? детей 4 лет учить лепке ежа по представлению, добиваться выразительной передачи образа.

Материал: еж -- скульптура малых форм или игрушка, тесто, доски.

Ход занятия:

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает: 9

«Однажды мама-зайчиха заказала ежику новое платье для Запа. Пришел срок, и они пошли на примерку. Стучали в дверь ежикова дома, стучали -- никто не открывает. Потом слышат, ежик слабым голосом говорит:

Толкните дверь, она не заперта.

Вошли в дом -- ежик лежит в постели, болеет. В комнате не прибрано. Еда не приготовлена. Даже воды больному подать некому -- нет у ежика ни жены, ни детей.

  • -- Ах ты, беда какая! -- говорит мама-зайчиха. -- Что же вы нас не позвали, мы бы давно пришли вам помочь -- и лекарство бы принесли, и еду приготовили.
  • -- А как я позову? -- отвечает ежик. -- Я же болею. Я даже дверь вам не смог открыть.
  • -- Приходите к нам жить, -- говорит мама-зайчиха. -- Одному нельзя -- скучно и помочь некому.
  • -- Спасибо вам большое за приглашение, -- сказал ежик. -- Плохо жить одному. Только у вас ведь своя семья, заячья. Вот если бы у меня дети были, я бы их научил шить платьица и шубки. А на ночь рассказывал бы сказки. Подарки бы им дарил -- на день рождения и просто так. Очень жалко стало зайцам ежика. У них-то самих семья большая и дружная».

Постановка игровой и учебных задач.

Воспитатель спрашивает, не хотят ли дети вылепить из глины много ежат, чтобы у лесного портного тоже была своя большая и дружная семья. Получив согласие, предлагает научить их лепить ежат.

Руководство выполнением задания и последующей игрой.

Показ способа лепки осуществляется после того, как дети вместе с воспитателем рассмотрят ежа-игрушку или ежа -- скульптуру малых форм. В процессе восприятия педагог обращает внимание детей на форму тела, маленькую мордочку, короткие лапки. Детям 4 лет показывает, как изменяется положение тела ежа и его колючек, когда он что-то ищет, рассматривает и т.п.

Дети 4 лет (1-2 ребенка) могут напомнить младшим последовательность и приемы лепки, объяснить, как процарапать стекой колючки.

Когда дети закончат лепку, воспитатель делает вид, что берет телефонную трубку и с кем-то разговаривает. Сообщает, что звонит еж, который очень волнуется и спрашивает, на самом ли деле у него теперь будет много умных, красивых и послушных детей. Узнав от детей (хоровой ответ), что это правда, он выражает желание немедленно приехать и забрать ежат в свой лесной домик.

Воспитатель организует приезд ежа (игрушка) на большой грузовой автомашине. Еж благодарит детей и спрашивает совета, какие имена дать ежатам. Затем говорит, что, к сожалению, у него в домике нет ни кроваток, ни скамеек, ни тарелок, и просит детей сделать из строительного материала все необходимое для его семьи.

Когда дети начинают терять интерес к игре, воспитатель берет ежа и начинает беседовать с ними. Еж здоровается с ребенком, спрашивает, как его зовут, сколько ему лет. Советуется, чем ему лучше всего кормить своих детей, где можно взять еду. Интересуется, во что можно поиграть с ежатами. Просит назвать самые интересные сказки и самые красивые стихи. В конце беседы еж спрашивает, что ребенок построил для его сына (дочки). Затем благодарит и приглашает прийти к нему в лес в гости.

2. Конспект сюжетной лепки «Пограничник с собакой»

Программное содержание. Учить детей в лепке создавать композицию из двух предметов, объединенных одним содержанием, изображать эти предметы в определенном состоянии; передавать характерные особенности формы; устанавливать фигуры на подставке.

Оборудование. Тесто, поворотный круг, стеки.

Методика проведения занятия. За день до занятия воспитатель предупреждает детей о том, что они будут лепить пограничника с собакой, и предлагает им подумать, в каком положении может быть пограничник и его собака, когда они находятся на посту. Во время занятия педагог спрашивает детей об этом и просит самостоятельно решить композицию и разместить фигурки на подставке. В ходе лепки воспитатель следит, как работают дети, и помогает им наводящими вопросами передать особенности в строении фигуры человека и животного.

Примечание. За несколько дней до занятия прочитать детям рассказ о пограничниках, рассмотреть иллюстрации, скульптуру малой формы «Пограничник с собакой», уточнить, какими выразительными средствами пользовался скульптор.

3. Конспект декоративной лепки по мотивам дымковских игрушек

Программное содержание: Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и богатое оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой гребешок. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.

Материал: тесто, тряпочки, дымковские игрушки - образцы.

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

Ход занятия: Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

  • - Дети, кто-то прискакал к нам на лошади! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная, (Воспитатель вносит подставку с дымковскими игрушками: птичницей, петухом и курицей)
  • - Дети, с кем приехала птичница?
  • - С петухом и с курицей.
  • - Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?
  • - Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.
  • - Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается. Какие отличия вы заметили?
  • - У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы - маленький. У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.
  • - Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а гребешок, как корона. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю (сопровождает показом), пластину делю пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?
  • - Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищипнуть края.
  • - Правильно, с чего начнете работу?
  • - С деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
  • - Как будем лепить птицу?
  • - Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.
  • - Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?
  • - Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.
  • - Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских птиц. Приступайте к работе. (Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную работу).

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми и с птичницей рассматривают петушков и курочек, отмечают наиболее удачные

  • - У Сардааны петушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет запеть от радости. Крылья у него волнистые, хорошо прикреплены и отглажены, вид у петушка важный.
  • - Миша сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется поиграть.

В конце занятия птичница благодарит детей за хорошие работы, прощается с ними.

Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, я решаю ряд очень важных задач: стимулирую творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей; воспитываю интерес к изобразительной деятельности и эмоционально- положительное отношение к ней; развиваю изобразительные навыки и умения; развиваю мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), выделение характерных признаков; развиваю восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Особое удовлетворение им доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей или небольшой группы. Такая форма работы дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи. Темы таких композиций могут быть различны: «На лугу», «Во дворе», «На дне морском» и т.д.

Для поддержания интереса к деятельности так же провожу занятии: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-сюрпризы и др. Принципиально важным в организации занятий считаю единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих получение качественной продукции детской деятельности.

Изготавливая поделки из солёного теста, дошкольники выражают впечатления от увиденного в собственном "творческом продукте", полноценно и содержательно общаются между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Маленькие творцы способны самостоятельно замыслить сюжет, определить его композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму, движения персонажа.

В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность детей на занятиях широко использую музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры воспитанников.

Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда использую продукты детского творчества в качестве подарков для родителей и младших воспитанников, сувениров к праздникам, оборудования для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Проводимая мною работа раскрывает творческий потенциал, обогащает внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников.

По циклограмме совместной с педагогом и самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников, я провожу мероприятия, которые стимулируют к проявлению творчества: игры - драматизации с использование фигурок-персонажей из солёного теста, организация выставок в утренниках, оформление "полочек Красоты" в группах, украшение холла детскими работами.

Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.

В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. В течение года ведется работа над усовершенствованием изображения формы, пропорций предметов. Дети закрепляют приемы лепки из целого куска, учатся прочно устанавливать фигуры с глиняными подставками и без них, продолжают обучаться использованию таких выразительных средств, как движение дополнительных предметов и деталей. Воспитатель может предложить ребятам окрашивать готовые изделия ангобом или гуашью. В подготовительной группе дети могут самостоятельно упражняться в отборе и употреблении приемов лепки для изображения тех или иных предметов.

Сюжетная лепка

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке.

Младшая группа (2 – 4 года)

Двухлетние дети охотно лепят, вернее, манипулируют с глиной, разминая ее ладонями, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. С этими детьми занятия с глиной проводятся небольшими группами и, главным образом, в форме игры . Дети играют глиной, нагромождая комочки, прикладывая кусочки друг к другу, находя для этих нагромождений названия, хотя сходства с предметами в них еще не заметно. Воспитатель поощряет эти опыты, играет вместе с детьми. Занятия лепкой со всей группой одновременно начинаются только со второй младшей группы, с детьми 3-4-х лет .

В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить детям, входят хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи - овощи, ягоды, фрукты.

При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приемы работы.

Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе только основное, необходимое.

С первых же занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. Вначале дети лепят ладонями - раскатывают, сдавливают, затем лепят с участием одного пальца и затем с участием нескольких пальцев, отрывая кусочки глины, прикладывая, расплющивая, прищипывая.

К концу года дети должны научиться аккуратно обращаться с глиной, элементарно передавать основную форму предмета.

В первый раз, внося глину малышам, воспитатель показывает детям глину, называет ее, объясняет, что из глины можно лепить. Все это - новые, незнакомые для детей слова и объяснение, что из глины можно лепить, - воспитатель подкрепляет показом, что значит «лепить». Он говорит, что из глины можно вылепить интересные вещи, что он сам может вылепить все, что захочет. Тут же, на глазах у детей, воспитатель лепит 2-3 простых предмета - шарик, баранку, лепит и какой-нибудь более сложный предмет, могущий еще более заинтересовать детей - фигурку зайчика, игрушечного медведя.

Такой прием вызывает у детей интерес к материалу, к действиям с ним, дети с нетерпением ждут, когда им самим дадут в руки этот занятный материал, когда они сами смогут что-нибудь слепить из глины. Иногда, видя большое желание детей попробовать поработать с новым материалом, воспитатель дает им по небольшому кусочку глины сейчас же после такого показа.

В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. Наминая работу, ребенок должен обязательно засучить рукава. В процессе лепки нужно научить его работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.


Куски глины для работы маленьких детой должны быть небольшими - шарик 3-4 см в диаметре. Если детям дается на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепешки, тарелки и пр.), не следует к занятию подготовлять глину в форме шариков. Нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.

Двух-, трехлетние дети вносят в процесс лепки игру. Это закономерно, и воспитатель не должен отводить их от игры с глиной, со своими изделиями.

Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий.

Все дети в течение всего, занятия должны сидеть лицом к воспитателю. В младшей группе это особенно важно. Ребенок не может непрерывно повертывать голову, чтобы увидеть, что и как делает воспитатель.

Воспитатель должен часто тренироваться в лепке, не только для того, чтобы показать детям приемы работы, он должен заранее постараться избежать серьезных затруднений в работе, предусмотреть, какая детям может понадобиться помощь, и быть в состоянии эту помощь оказать.

Согласно требованиям программы дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 4-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. На рисунках даны эти приемы и примерные изображения, получающиеся в результате работы. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики), сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаска), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).

Далее идет более сложная работа, пальцами - нажим пальцем на глину с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки).

Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2-3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке).

Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.

Средняя группа .

Если в группу четырёхлеток все или большинство детей перешли из младшей группы, то работа с ними будет естественным продолжением работы предыдущего года. В начале года воспитатель рассмотрит с детьми ряд хорошо знакомых им предметов, игрушек, напомнит, что они лепили вместе в прошлом году, повторит с ними некоторые приемы работы.

Нужно, чтобы в первые работы входило кругообразное и продольное раскатывание глины, вытягивание, деление на кусочки, объединение частей прикладыванием.

Если в группу четырехлеток все или большая часть детей переведена из яслей или пришли из семьи, нужно начать с ними работу по программе младшей группы (трехлеток), но вести ее более ускоренно, давать большее разнообразие в тематике, не останавливаясь долго на первых простых приемах.

Необходимо достаточное количество упражнений, чтобы дети прочно усвоили приемы.

Каждое последующее занятие должно нести в себе значительную часть предыдущего программного материала.

Например, дети усвоили приемы лепки шарообразных и цилиндрических форм. При переходе к освоению нового программного материала - расплющиванию шара ладонями - дети снова упражняются в прокатывании шара.

Дети, усвоившие уже в предыдущей группе основные технические приемы, могут больше внимания уделить изображению, передавать более сложные формы, лепить предметы из нескольких частей, находящихся в определенных пропорциональных соотношениях по величине.

Здесь можно уже с середины года заменить членение указания по этапам полным указанием или указанием, разбитым на 2 части, например: при лепке птички воспитатель напоминает им о наблюдении за воробьями, показывает игрушечную птичку - токарную, глиняную, из папье-маше, дает возможность рассмотреть ее, рассказывает, в какой последовательности ее лучше вылепить, обращает внимание на форму головы, хвоста, туловища, на место клюва, ножек, предлагает раскатать глину столбиком, отделить два небольших кусочка - один для головки, другой для подставки (операции а, б, в - рис. 4).

Воспитатель следит, как дети делят глину, советует одним увеличить, другим уменьшить кусочек, отделенный для головы или для подставки. Затем продолжает указание:

Теперь сделайте подставочку, скатайте шарик для головы, а из большого кусочка слепите короткую морковку. Это будет туловище. Прилепите шарик к его круглому концу сбоку. Вот и получились туловище и головка. Хвостик вы расплющите пальцами, оттяните коротенький клюв и посадите птичку на подставку, вот так. А теперь попробуйте слепить птичку сами, у нас будет много красивых игрушечных птичек. Мы их раскрасим.

Можно разбить указание и на три части, вторая часть его - лепка туловища и головы, соединение частей жесте. В третьей части дети производят отделку - расплющивают хвост, оттягивают клюв.

Темп указания и в этой группе - замедленный, дети должны хорошо усвоить приемы, показываемые воспитателем.

В средней группе воспитатель продолжает добиваться правильного положения ребенка за столом, аккуратности в работе. И здесь воспитатель ориентирует детей на изображение в лепке очень простых по форме предметов. В результате детской работы получаются игрушки, предметы для игры.

Некоторые предметы могут быть и более сложными, состоящими из нескольких частей, имеющими много деталей. Дети значительно упростят их, так как воспитатель обратит внимание лишь на главное (туловище рыбки, хвост, плавники). Предмет можно оставить перед детьми в продолжение всего занятия.

В течение года дети средней группы лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине (стакан, горшочек для цветов), вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета - округлые (рыбка, торт) или продолговатые (чашка, булка).

Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы (миска, блюдце, корзинка); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон (морковка); сжимают пальцами глину, детализируя предмет (печенье «звездочки»); прищипывают концы или края (пельмени, батоны). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.

К концу года дети уже способны на основе полученных навыков изобразить несложных по форме животных - мышку, кролика и других. Процесс лепки птички описан выше и показан на рис. 4. Как и в младшей группе, дети объединяют ряд деталей при создании целой фигуры, но детали мельче, их может быть больше по количеству.

В средней группе» как и в младшей, дети окрашивают лишь некоторые игрушки одним основным цветом (рыбка, птичка, утенок). Те игрушки, которые можно употребить в игре, воспитатель окрашивает и расписывает сам. Иногда, если это нужно, покрывает их лаком.