Условия развития продуктивной деятельности дошкольников. Характеристика продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. Задачи продуктивной деятельности

Типичными для дошкольного возраста является продуктивные виды деятельности. Дети с. удовольствием рисуют, лепят, вырезают, строят. Эти виды деятельности направлены на создание определенного продукта, требуют овладения особыми способами действий и осуществляют специфическое влияние на психическое развитие детей.

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивные виды деятельности, как и игра, имеют моделировочный характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми; в продуктивной деятельности, моделируя предметы окружающего мира, она приближается к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явления, ситуации приобретает материального воплощения в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Детская изобразительная деятельность направлена на отражение окружающей действительности.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективный и отражает определенные свойства личности его автора. К изобразительной деятельности относятся рисование, лепка, аппликация, их взаимосвязь прослеживается в выразительных средствах (форма, линия, объем), которые используют при создании продукта. Декоративное рисование, аппликация и лепка предусматривают использование цветовой гаммы и гармонии, сюжетное - композиции.

Реальный мир ребенок отражает не механически. Этот процесс является сложным, обусловленным психическим развитием ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением. Важнейшей психологической особенностью изобразительной деятельности является ее творческий, продуктивный характер, использование не только имеющихся предметов, но и создание определенного продукта путем реализации замысла, возникший у ребенка.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью изобразительных средств. Усваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены ней. Итак, признаки и качества предметов являются опорными точками в познании ребенком действительности. У дошкольника формируется умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, он постепенно овладевает обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.

Рисование и стадии его развития в дошкольном возрасте

Виды изобразительной деятельности дошкольника разнообразны. Особое место среди них принадлежит рисованию, в котором оказывается личность ребенка и которое существенно влияет на формирование этой личности. Феномен детского рисунка заключается в его ценности для ребенка, его родителей, специалистов в области дошкольного образования. Для ребенка рисунок является формой и средством коммуникации с другими людьми и сверстниками, ее самовыражения, самоутверждения, а также своеобразной картиной мира; для родителей - это путь к взаимопониманию с ней и гармонизации семейных отношений; для специалистов по дошкольному образованию, педагогов и психологов - матрица внутреннего мира, развития всех сфер личности ребенка, его социологизации Я-концепции.

Благодаря изучению детского рисунка взрослый открывает путь к диалогу с ребенком, развивающего общения с ней. Рисунок представляет ребенка в социуме как компетентный и успешно социализированную, положительно (отрицательно) настроенную личность.

В рисовании ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем лучше у нее развиты восприятие, наблюдательность, чем шире запас представлений, тем полнее и точнее она отражает действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее ее рисунки. Дошкольник в своей изобразительной деятельности отражает такие специфические особенности своего мышления, как конкретность, образность. Его изобразительная деятельность связана не только с отдельными психическими функциями (восприятие, память, мышление, воображение), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы, темперамент, некоторые половые различия ребенка: мальчики любят рисовать транспортные средства (машины, корабли, поезда, самолеты), тяготеют к динамическим построений девочки - дома, природу, используют в своем рисунке орнаментальное и декоративное оформление, украшения.

Особенностями детского рисунка являются:

Схематизм: изображая человека, дети часто рисуют "головоногие" (голову, руки, ноги) схематично изображают они и другие предметы;

- "Прозрачность" предмета: рисуя дом, ребенок изображает его одновременно как бы из нескольких точек зрения (стены, крыша, забор, люди, мебель - из "прозрачные" стены)

Несовершенное изображение динамики предметов: дети, особенно младшие дошкольники, используют для этого звукоподражания, жесты; от моторной динамики, прежде всего непроизвольной, постепенно переходят к зрительной, изобразительной, а также изображение перспективы, пропорциональности отдельных частей предмета и тому подобное.

При отсутствии целенаправленной работы по развитию изобразительной деятельности детей, эти особенности можно наблюдать в их рисунках и в конце дошкольного детства.

На качество рисунка влияет на здоровье, физическое и психическое состояние ребенка. Характерные особенности имеют рисунки детей с больной психикой. Например, рисункам детей, больных шизофренией, присущие незавершенность в изображении предметов и действий, резкая деформация форм, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных предметов, парадоксальное изображения героев сюжета и др. Поэтому специалисты нередко используют детский рисунок диагностирования ее здоровья.

В своем развитии детский рисунок преодолевает следующие стадии:

1) лишение смысла штрихов. Ими ребенок еще не пытается выразить что-то конкретное, а только воспроизводит действия взрослого;

2) бесформенность изображений (начало 3-го года жизни). Ребенок уже стремится выразить на бумаге определенный образ, однако ей не хватает творческих сил, поэтому без помощи "художника * трудно определить содержание нарисованного;

3) "схематичность изображения" (4-5-й год жизни). В ней выделяют этапы, которые зависят от наполнения примитивных схем существенным содержанием. Например, сначала малыш изображает человека упрощенно, из двух частей (головы и опоры), и постепенно он включает в рисунок новые части человеческой фигуры, прежде всего туловище и руки;

4) правдоподобие изображений, для которой характерны постепенный отказ ребенка от схемы, первые попытки воспроизвести настоящий вид предметов. Однако, как и ранее, все рисунки являются в основном контурами предметов, с присущей им "непропорциональностью" и "прозрачностью". Однако в этих рисунках уже заметна перспектива. Хотя детские рисунки на этой стадии еще несовершенны, художественно НЕ одаренный ребенок редко самостоятельно поднимается на следующую ступень его развития. Только получая наставления взрослых о способах совершенствования рисунка, она выходит на новый уровень изобразительной деятельности;

5) точность изображений. На таких рисунках не только ребенок знает, что изображено, но и те, кто без ее комментариев рассматривает их.

По утверждению исследователей (А. Смирнов), невозможно проследить четкую зависимость стадий художественного творчества от возраста ребенка, поскольку значительную роль играют ее индивидуальная одаренность, влияние доступных для нее образцов изобразительной деятельности. Несмотря на то, просматривается такая тенденция: 6-летние дети "дают сплошь чистую схему", которая постепенно исчезает на границе 11-летнего возраста, уступая место более совершенным способам изображения правдоподобный рисунок появляется после 13 лет.

Во многих исследованиях выделяют также дозоб-ражувальний и изобразительный этап развития детского рисунка стадии каракулей, следующей интерпретации, рисунки с примитивной изобразительностью, схематические рисунки. Детей, которые предпочитают рисованию предметов и развернутых сюжетов, называют "коммуникаторами" и "визуаторамы" (Л. Обухова).

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Конкретные категории

Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.

И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.

Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу. Важность данной задачи переоценить трудно. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает.

Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.

Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.

Сложно переоценить важность правильного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемая посредством применения продуктивного метода. Такая связь формируется и осуществляется в процессе выполнения различного рода практических детских работ. Направлены они на закрепление полученных сведений из окружающего мира, и выработку таких качеств, как:

  • наблюдательность,
  • активность,
  • целеустремленность,
  • самостоятельность,
  • терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию,
  • способность доводить все начатое до конца.

Продуктивный метод, заключающийся в процессе изображения, позволяет закрепить отношение к тому, что изображено. В этот момент ребенок особенно ярко переживает все те чувства, которые он испытал в процессе восприятия. Сама природа дарит нам широкую палитру цветов и красок, различных форм предметов, редкие и необычные природные явления.

Не остается в стороне и физическое развитие ребенка, и важную роль в этом процессе также играет испытанная продуктивная методика. Благодаря этому повышается уровень жизненного тонуса, улучшается настроение, общее состояние поведения и характера. Ребенок становится более подвижным, жизнерадостным, активным.

В процессе занятий вырабатывается правильная осанка, походка и другие важные физические качества маленького человечка. Кроме того, укрепляется мускулатура, улучшается общая координация движений.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью подробно описана Мариной Шекалиной.

Итог

Помимо перечисленных положительных факторов, есть еще много других, прогрессивных показателей правильного развития ребенка дошкольного возраста. А сама продуктивная деятельность является важной составной частью правильного, всестороннего обучения и воспитания дошкольников.

Благодаря, казалось бы, простым занятиям, — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликаций, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях:

  • умственное воспитание,
  • эстетическое развитие,
  • физическое укрепление организма,
  • нравственное и духовное становление личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж»

Контрольная работа

по дисциплине

«Психологии»

«Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте»

Преподаватель спец. Дисциплин:

Звягина И.С

Выполнила:

Студентка: Арбабаева О.В

Введение

1. Продуктивная деятельность

2. Развитие изобретательной деятельности в дошкольном возрасте

Список литературы

Введение

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 - 7 лет. Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

1. Продуктивная деятельность

конструирование аппликация бросовый продуктивный

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

аккуратности,

умения работать в коллективе,

трудолюбия

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

2. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность. Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка. В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.) Занятия изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Изобразительная деятельность способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

3. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка - один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы.

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребёнок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кощея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для лепки кукол они выбирают приятные для глаза цвета и находят выразительные детали (яркий бантик, декоративные элементы). Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Конструируя из строительного материала, они знакомятся

с геометрическими объемными формами,

получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

понятия о стороне, углах, центре.

Ребята знакомятся с приемами сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей. Дети должны заниматься любимым и интересным для них делом. Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Литература

1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.

2. Люблинская А.А Детская психология

3. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта.

6. Интернет ресурсы

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка. Современные дети и современные игры в зеркале психологии. Характеристика видов игр.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2010

    Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2010

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Сущность памяти как отражения прошлого опыта человека, характеристика ее видов и психологических особенностей. Основные этапы овладения произвольными формами памяти. Исследование процесса опосредованного запоминания информации в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Психологический анализ игры как ведущей деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Исследование видов и структуры игр на разных уровнях развития дошкольников. Определение значения игры в освоении ребенком собственного психологического пространства.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2011

    Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, ее особенности. Психологическая сущность эмоций. Психологическая природа игрушки, ее виды, функции и назначение. Гендерные характеристики детской игрушки, ее влияние на эмоциональное развитие.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2011

    Виды трудовой, игровой и музыкальной деятельности ребенка. Роль изобразительного искусства в развитии детской личности. Проведение занятий по аппликации и лепке. Изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов.

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на развитие ребенка. Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Опростник "Родительское отношение к ребенку".

    дипломная работа , добавлен 07.11.2014

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 231 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» станции Таксимо

ДОКЛАД

Тема: « Продуктивная деятельность -
как средство развития творческих способностей дошкольников»

Составитель: Заведующий

Детским садом № 231

ОАО «РЖД» ст.Таксимо

К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость, целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Анализ продуктивной детской деятельности- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. Он применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс- культурных особенностей и т.п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки.

Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности и позволять проявиться всем его задаткам и склонностям. Поэтому очень важно в процессе воспитания создавать такие условия, чтобы ребенок мог самореализоваться.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
В процессе деятельности затронута работа всех органов ощущения и восприятия. Важен фактор эмоциональной реакции на ту или иную деятельность, в которую погружается воспитанник. Заинтересовать дошкольника задача непростая, так как к незнакомым процессам интегрирования он отнесется с недоверием. Поэтому важно показать конечный результат, сделанный вашими руками.
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формированию моральных качеств личности: как самостоятельность, инициатива, пытливость, организованность и ответственность при выполнении задания. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Рисование способствует процессу интериоризации, а рисунок является материальной опорой для внутреннего плана деятельности, оно также способствует переходу от символа к знаку. Процесс рисования может являться средством психотерапии (вид арт-терапии). Все виды продуктивной деятельности могут использоваться в целях психодиагностики индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей. Продуктивная деятельность развивает когнитивные процессы ребенка. Рисование дает возможность выразить на плоскости цвет и форму предмета. Лепка позволяет воплотить объемную форму. Конструирование дает возможность для выражения соотношения элементов. Свойства предметов, которые выделяются в продуктивных видах деятельности, составляют содержание представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т.д., что является основой для оперирования ими в умственном плане, обеспечивающем анализ, сравнение, обобщение и классификацию. Одной из важных функций детского рисования, лепки и конструирования является экспрессивная, так как ребенок выражает свое отношение к окружающей.

функции продуктивной деятельности в дошкольном возрасте

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применять определенные усилия, осуществлять трудовые действия, овладевать определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

На занятиях продуктивной деятельностью успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Если будет состоять задача в целенаправленном создании условий для продуктивной деятельности, то ребенок не раз обратится за помощью и поддержкой к взрослому, так как способности проявляются и формируются лишь в деятельности.
Каждый возрастной период создает особые благоприятные условия для развития способностей. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Функции продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивная деятельность предполагает выполнение нескольких видов действий: перцептивные действия, действия по замысливанию образа, изобразительные действия и действия контроля и оценки. (таблица)

Таблица

Действия в структуре изобразительной деятельности

Вид действия

Характеристика действия

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия

Выделение в предметах и явлениях внешних изобразительных признаков: формы, величины, цвета, расположения предметов в пространстве

Замысливание образа

Придумывание ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определения материалов, приемов, последовательности действий

Изобразительные действия

Учет основных форм, особенностей структуры, цвета, пропорциональных отношений в предметах и между ними, умение применять способы их изображения в рисунке, при лепке, создании аппликаций, конструировании

Действия контроля и оценки

Оценивание ребенком создаваемого образа в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом. Определение своеобразия, неповторимости и оригинальности образов

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия, являются одними из главных, реализующих изобразительную деятельность, поскольку для создания образа необходима способность выделять в окружающих предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Восприятие в дошкольном возрасте становится более полным, точным и более расчлененным, аналитическим. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется целостный способ обследования (порядок, структура), характерный для изобразительной деятельности.

Замысливание образа – специфический вид действия в изобразительной деятельности, суть которого состоит в придумывании ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определении материалов, приемов, последовательности действий. Замысел отличается от темы изображения, поскольку она является только названием, определением предмета изображения. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость замысла. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа, что обусловлено уровнем развития речи, воображения, произвольностью всех познавательных процессов, развитием мотивационно-потребностной сферы и самосознания. Для замысливания необходимы определенный опыт непосредственного восприятия изображаемых предметов, явлений, знание совокупности графических образов, представления о графических структурах, пластических образах и схемах. При отсутствии этого невозможно представить будущее изображение даже в общих чертах и рисунок выполняется посредством проб и ошибок.

Для овладения изобразительными действиями необходимо освоение дошкольниками совокупности знаний, умений и навыков. Среди них наиболее значимыми являются знание основных форм, структуры, цвета, величины, пропорциональных отношений в предметах и между ними, знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании. На протяжении дошкольного возраста изобразительные действия становятся точнее, увереннее, самостоятельнее и разнообразнее, более обобщенными, творческими.

Изобразительная деятельность включает в себя действия контроля и оценки, формирующиеся при условии осознания детьми, что их работа предназначается для других. Действия контроля формируются на основе умения ребенка дать оценку создаваемому образу в процессе рисования и при его окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является проявление способности чувствовать своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие к старшему дошкольному возрасту должно выполняться ребенком в основном самостоятельно: ребенок знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности: стадия бесформенных изображений и стадия изобразительных схем. Стадия бесформенных изображений (три-четрые года) вначале очень близка к предыдущей – доизобразительной стадии в раннем возрасте, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, на рисунках те же каракули и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные предметы короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых), например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей. Стадия схем (четыре-семь лет) характеризуется тем, что рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где неопределенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Продуктивная деятельность дошкольника направляется комплексом мотивов:

интерес к изобразительному материалу, особенно, если он новый, яркий;

подражание действиям сверстников и взрослых;

интерес к окружающим предметам и явлениям, которые ребенок хочет изобразить;

желание пережить значимые моменты личного опыта, вернуться к тем предметам, явлениям и ситуациям, которые вызывали позитивные эмоциональные состояния.

Наиболее отчетливо данные мотивы выражаются не столько в результате деятельности, сколько в процессе ее выполнения: дошкольник с помощью дополнительных средств (речь, игра и др.) легко и эмоционально передает это содержание. На протяжении всего дошкольного возраста меняется конкретное содержание изобразительной деятельности: предметы и действия с ними; человек, его действия и взаимоотношения с другими людьми; событие, значимое для ребенка, развитие которого он изображает в рисунке и лепке. Именно поэтому тематика рисунка, лепки и игры у одного и того же ребенка часто является похожей. Нарушается данное совпадение только изобразительной сложностью. Особенности отношения ребенка к миру в системах "ребенок – предмет" и "ребенок – взрослый" во многом обусловливают содержание не только игровой, но и изобразительной и конструктивной деятельности (тему, замысел и особенности его развития, форму проявления деятельности и др.).

В рисунке, лепке и конструировании ребенок часто использует игровые способы действия, если он не осознает необходимости создания изобразительного образа или не считает это главным. Дошкольник, наскоро нарисовав и создав схематичные изображения, может, основываясь на них, развертывать игровой сюжет, фиксируя его дальнейшее развитие на листе отдельными штрихами, линиями и др. Даже у старших дошкольников может быть не сформирован специфический мотив изобразительной деятельности: желание оказывать воздействие на других людей посредством своего художественного образа благодаря художественной форме и средствам, которые использовал художник. Ребенок чаще всего оценивает рисунок по тому, что он хотел изобразить, а не изобразил на самом деле, и ждет соответствующей оценки от взрослого. У некоторых дошкольников уже сформирован соответствующий мотив и наблюдается хорошее владение различными способами изображения. Если таким детям необходимо нарисовать понятный и интересный для других рисунок, у них это достаточно хорошо получается. Но если они рисуют только для себя, то процесс рисования может трансформироваться в игру-рисование и рисунок будет отличаться бедностью и схематичностью. Это обусловлено не наличием изобразительных умений, а доминированием игровых мотивов. В этом проявляется влияние ведущей деятельности на изобразительную, что целесообразно использовать для развития изобразительных действий детей.

Очень важно, чтобы воспитатель мог разработать или выбрать критериальный аппарат. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему (критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений):

1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, ). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета : части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция : вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения . Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий . Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или ВЫХОДИТ за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество . Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Вопрос по использованию продуктивной деятельности в работе педагога в настоящее время активно разрабатывается в педагогике, является актуальным на сегодняшний день. Требуется многоаспектное изучение работы педагога ДОУ по использованию продуктивных видов деятельности старших дошкольников как средства гармоничного развития их личностной сферы.

Анализ продуктивной деятельности с точки зрения педагогической психологии

Архивный, или праксиметрический метод. Для данного психологического метода существует и другое название - архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого. В отечественной психологии более распространено название "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический (от греч. "праксис" - "действие"). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

Анализ продуктивной деятельности очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом - изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, придумать или сочинить рассказ. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком. Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных: продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр; продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда; продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее. Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

В каких случаях применяется метод? Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

психические процессы (мышление, внимание, память и др.);

психические состояния (настроение);

психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях - для выявления причин неуспеваемости дошкольника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности. Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Какие условия должны быть соблюдены? Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования: четко формулирует цель - что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках); выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования); для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения); минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы; фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы; если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы; предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция). Каким образом проводится анализ? Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее обыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее. Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее. Этапы проведения исследования Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов: подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа; непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами; заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов. Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Достоинства метода. Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает: Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка. Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д. Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно. Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера. Недостатки анализирования продуктов деятельности. Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат.

Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям: Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования. Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя. Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека. Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся "Пятна Роршаха", "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек" и другие. Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания. Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным. Контент-анализ как смежный метод. Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся: отдельные слова; фразы (словосочетания); тема; сообщение в целом. Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей. Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Анализ педагогической документации . Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации. Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся воспитанников. Это различная документация: характеристики; медицинские анамнезы; автобиографии; журналы оценивания знаний; протоколы собраний; мониторинг знаний и умений; приказы и распоряжения руководства. Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии - эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Занятия продуктивной деятельностью обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

* повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

* повышают уровень интеллекта в целом;

* активизируют творческое мышление;

* повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

* снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

* улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

* развивает пространственное восприятие;

* совершенствует визуальное, наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления; улучшают память.

Вывод .

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

Используемая литература:

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

    Давыдова Г.Н. Пластилинография.

    ДороноваТ.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

    Дошкольное воспитание. -№11.- С.29 -39.

    Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с.

    Короткова Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.