Бессознательный образ тела франсуазы дольто

Мальчик казался подавленным и безвольным. Мама, напротив, источала энергию.

Доктор, это наш единственный наследник. Денег мы не пожалеем. Я готова сменить машину. Контраст между угрюмостью подростка и воодушевлением матери рождал ощущение неестественности происходящего. Мама между тем излагает печальную историю. Ребенок катался на мотоцикле. Подарили по случаю окончания первой четверти. Обошлось без двоек. Он еще неопытный. Упал, ушибся. Чего только ни пробовали. Обследовали. Был под наблюдением. Непроизвольное мочеиспускание.

Мальчик отворачивается к окну. Мама демонстрирует медицинские познания. Я делаю попытку подняться с кресла. Посетительница величественно взмахивает рукой.

Ребенок плохо спит. Стал нервным. Ушел в себя. Психотропные окончательно понизили жизненный тонус.

В моем сознании рождается неожиданная догадка. Я подхожу к мальчику. Он смотрит в окно отрешенно. Однако глаза не пустые. Подросток явно видит перед собой какую-то неотвязную картину. Кладу ему руку на плечо. Он вздрагивает.

  • - Расскажи, пожалуйста, как ты упал с мотоцикла... Мама поспешно сует мне рентгеновский снимок. Мальчик явно поражен вопросом. Бормочет что-то про коробку передач. Обреченно замолкает.
  • - Упал, и все...

Похоже, обстоятельства падения никого из специалистов не волновали.

Но тут негаданно улетучивается мамина респектабельность. Она приближается к нам и властно произносит:

Доктор, история с мотоциклом не по вашей части. Это травма, ушиб... Мы из-за нервов. Я советовалась со знакомыми. Мальчик невменяем. Ходила к Махариши, просила мантру. Но сын отказывается произносить молитву. Он борется со своим недугом и старается быть начеку. Не спасать... В этом изюминка...

Прошу мальчика сесть в кресло. Нарочито долго делаю записи.

Хотите знать мое мнение? Мотоцикл тут не главное. Мальчик живет в напряженном ожидании. Это страх. Патология вызвана парализующим воздействием испуга. Но не от падения.

Мальчик смотрит на меня с немым вопросом.

Скажите, не было ли в жизни ребенка серьезных потрясений? Смерть близкого человека? Неожиданное насилие? Что-нибудь в этом роде?

Дама смотрит на меня с немым превосходством. На нее накатывает параксизм смеха.

Серьезные потрясения? Насилие? Вы хоть представляете себе наш быт? Когда хоронили бабушку, мальчика нарочно отправили в деревню. У ребенка репетиторы, гувернер... Небольшое физиологическое отклонение от ушиба. Вот и все... Это нервы... Нужны нетрадиционные средства... О вас говорили...

Теперь мальчик смотрит на меня с иронией. Я придвигаю кресло к столу.

Насколько я понимаю, вы относите себя к людям, которых называют "новые русские"? Расскажите подробнее о своей жизни. Как протекает ваш день? Часто ли ребенок бывает с вами?

Женщина обнимает ребенка, успокаивается.

  • - По утрам мы все вместе... Перед уходом на работу папа любит выпить кофе. Мы обмениваемся новостями. Собираем сына в гимназию. Наш гувернер умеет водить машину.
  • - Ну, и о чем обычно идет речь?
  • - Ни о чем особенном. Отец рассказывает о делах фирмы, о денежном курсе, всяких разборках, о знакомых. Мальчик вздрагивает. Я успеваю заметить его испуг.
  • - У вас хорошие друзья? Что вы знаете о партнерах фирмы?
  • - Что вам сказать? Обычные деловые люди.

Подросток съеживается в кресле. Я с недоумением наблюдаю за ним.

  • - Дружите семьями?
  • - Пожалуй, нет. Вот когда был жив дядя Леша... Он работал на смежной фирме.
  • - Умер?
  • - Его убили! Разве вы не читали об этом в газетах? Наемник сделал шесть выстрелов. Дядя Леша скончался прямо на месте. Мальчик поднимает на меня глаза. Его сотрясают рыдания. Я смущен, возможно, мальчик дружил с покойным. Однако разговор поворачивается в другое русло.
  • - Эдик совсем не знал дядю Лешу. Когда его убили, мальчик был в деревне.

Подросток смотрит на меня со знакомым отрешением. Он уже успокоился. Я спрашиваю его:

  • - Отчего ты думаешь о дяде Леше? Что ты знаешь о нем?
  • - Так, вообще... Папа часто говорит: преданных людей мало и их убивают. Скоро убьют всех...
  • - Неужели?
  • - Это ясно. Отец всегда рассказывает, кого подкараулили, выследили и пристрелили...
  • - Тебя это пугает?

Эдик подавленно молчит. Он явно хочет открыться. Однако что-то мешает ему. Мама, похоже, шокирована. Я закрываю дневник. Уславливаюсь о новой встрече. Потом подхожу и притягиваю мальчика к себе. Неожиданно для меня мальчик произносит:

  • - Они и папу убьют... Мама в шоке.
  • - С чего ты взял?
  • - Я видел сон. У меня выхватили чемодан, в котором лежал дядя Леша. Я долго бежал за ним. Хотел догнать. Чемодан раскрылся, и оттуда вывалился мертвый папа...

После ухода посетителей я долго не могу успокоиться. Да, время рождает новые ситуации. У благоденствия - свои кошмары...


Рождение ребенка для Ф. Дольто является уже доказательством и манифестацией того факта, что он сам является источником и происхождением собственного желания. Эту мысль она выразит, в ставшей известной формулировке. “Человеческое существо является символическим воплощением трех желаний: желания отца, желания матери и собственного желания - всех троих, являющихся существами слова."
Из этого утверждения Ф. Дольто делает выводы: “Бессознательное “Я”, казалось бы пред- существует в языке и должно считаться организующей инстанцией зародыша в сочетании с сознательным “Я” его родителей.” Её волнует не столько проблема “происхождения” субъекта, сколько проблема его “связи” с телом.
Выдвижение тела в психоаналитической теории было, в какой-то степени, неизбежным для детского психоаналитика. Так же, как невозможно уложить ребенка на диван, точно так же невозможно не понять, какое место для ребенка занимает тело в момент общения. Более того, материальное присутствие тела обязывает Ф. Дольто констатировать: “Тело личности при любой межчеловеческой коммуникации постоянно присутствует в воображении”, и оно вводит в обиход “ пара - вербальный и пред - вербальный язык”.
Чтобы приблизиться к пониманию разработанной ею теории бессознательного образа тела, окончательно сформулированной в одноименной книге, необходимо представить себе, что в каждую секунду субъективность является отражением частичных аспектов образа тела, связи с самим телом, с Другим и с миром. Человек может сказать “Я” потому, что в том же действии, в момент, когда он дышит общим воздухом, двигается и развивается среди других, он желает такого общения и такого отношения с другим, которое изменяет его, взаимодействуя с ним. К этому первому делению Ф. Дольто добавляет другое, которое связано с эволюцией либидо. Ф. Дольто различает, таким образом, оральный образ тела, анальный образ тела, образ тела стадии Эдипа и даже, образ тела зародыша. Каждый из этих образов тела в каком то смысле, имеет свою грамматику и свою лексику. Переход одного образа тела к следующему не является спонтанным процессом. Этот переход возможен через символизирующее действие (понятие, которое Ф. Дольто применила и к самому началу жизни человека) - символизация отказа от удовольствия, ухода от той или иной формы удовольствия - Ф. Дольто это действие называла символопорождающей кастрацией.
Для Ф. Дольто развитие ребенка не начинается оральной стадией. Ей предшествует зародышевая стадия и пуповинная кастрация. С перерезанием пуповины ребёнок утрачивает свою слитность с матерью и переходит в мир дыхания. «С перерезкой пуповины происходит языковое рождение. Второе рождение, без которого нам не удастся стать самим собой, есть то, что погружает нас в предшествующий код, общий для нас и
наших родителей, и помогает обрести нашу природу, включая и те элементы культуры, которыми закодирован язык….Членораздельная речь, если она является спонтанной, одновременно с ясным сообщением передает латентное, передает речь бессознательного».
Одним из главных достижений Ф. Дольто стало признание того факта, что ребёнок с момента рождения является не infans, - что означает «не имеющий права на речь», - но языковым существом, субъектом для самого себя, в строгом соответствии с традицией психоанализа, считающего пациента субъектом собственных бессознательных желаний.
Ф.Дольто постоянно подчеркивала, что совсем маленький ребенок стремиться насытиться речью. Он открывает свой ротик не только для того, чтобы принять пищу. Нужно слушать этот открывающийся ротик, желающий вкусить информацию из диалога с нами не менее сильно, чем он хочет вкусить материнское молоко. Он хочет впитать информацию с молоком матери. Ребенок приходит в этот мир анатомически, генетически и социально предрасположенный к тому, чтобы говорить. При помощи зрения, обоняния и осязания он воспринимает окружающий его мир. Но только слово, обращенное к нему, является тем средством, которое позволяет ребенку причислить себя к людям.
Это позволяло ей слушать и слышать то, что «обладает значением» и выражено посредством тела малыша, и обнаружить, к своему величайшему удивлению, что слово, адресованное бессловесному грудному младенцу, может обладать терапевтическим воздействием. Вот почему она всегда предлагала родителям говорить с ребенком обо всем его касающемся и «говорить ему правду» с самого рождения.
Оральный образ тела, ориентированный на удовольствии вбирания в себя, должен измениться в императивном порядке и трансформироваться для поддержания более развитых взаимоотношений. Это период “отнятия от груди” и потеря “тела от тела” и для этого требуется сепарация. Это значит поставить ограничение постоянному характеру орального образа тела. Это ограничение, поставленное родителями перед ребенком, является для Ф. Дольто эквивалентом кастрации. Своеобразный вид удовлетворения должен быть покинут и должен произойти переход к другому виду - тому, который позволяет общение на расстоянии. Для человека - через слово. На этом этапе, более, чем на каком-нибудь другом, мать обязана «купать ребенка в языке».
Когда ребёнок начинает ходить и приучается к опрятности, малыш должен расстаться вновь с состоянием слитности с матерью. Отдалившись и неё и освободив свой рот, он обретает способность говорить. Начав ходить, малыш осваивает пространство. На этом начальном этапе обретения независимости не следует его стеснять. Навыки опрятности приобретаются тогда, когда ребенок умеет контролировать свои мышцы, а не в каком-то определенном возрасте или по принуждению. В этом же возрасте он знакомится с первыми запретами, первыми законами общежития: не делать вреда другому, не убивать.
Каждая из этих «символопорождающих кастраций» - своеобразное испытание, по прохождении которого ребёнок взрослеет и в нём формируется человек. На родителей возложена ответственность помочь ему успешно пройти все эти этапы.
Открытие различий между полами также является для ребенка некой утратой: мальчик понимает, что он не сможет вы́носить ребенка, как его мама, а девочка - что у неё нет этого придатка, который поначалу ей так хотелось иметь. Примерно в трехлетнем возрасте ребенок пытается узнать, «как получаются дети». И здесь главное, чтобы родители со всей искренностью объяснили малышу, что такое сексуальность, в том числе и наслаждение. Ребенку становится ясно, что и его родители были произведены на свет тем же самым, общим для всех людей образом, передающимся от поколения к поколению, и и что он сам - часть этой цепочки.
К трем годам малыш должен быть полностью готов к этапу пресловутого Эдипова комплекса, позволяющего ему выйти из семейного круга и вступить в социум.
Таким образом, Ф. Дольто вводит совершенно новое понятие позволяющего воссоздавать и обдумывать предыдущие, архаичные этапы развития ребенка.
Образ тела не анатомическая данность как телесная схема. Образ тела постоянно развивается в процессе истории субъекта и в системе его взаимоотношений. Нам предстоит изучить как именно он строится и изменяется на протяжении жизненного развития ребенка.

По мотивам статьи Варпаховской О.Г., источник

Франсуаза Дольто (фр. Franoise Dolto; 6 ноября 1908, Париж - 25 августа 1988, Париж) - французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности. Она зарекомендовала себя как исключительно тонкий и одаренный клиницист, стала известной благодаря введению и концептуализации понятия «бессознательного образа тела», а также общественно значимой работе, которую она вела во имя «Дела детей» . Радиопередачи, книги, многочисленные выступления и семинары, создание «Зелёного Дома», курирование экспериментальной школы Новилля, участие в подготовке Конвенции Прав Ребёнка и многое другое стали важной частью её наследия, её вклада в то, чтобы голос ребёнка мог быть услышан взрослыми.

Биография

Франсуаза Дольто родилась 6 ноября 1908 года в Париже, в состоятельной буржуазной семье военного инженера Анри Маретт и Сюзанн Деммлер, правнучки крупного металлопромышленника Августа Деммлера, известного своей меценатской деятельностью и прогрессивными, социалистическими идеями. Она была четвёртой из семерых детей (две дочери и пять сыновей).

Франсуаза с детства отличается живым и цепким умом, она много наблюдает и много спрашивает - зачастую ставя взрослых в тупик своими вопросами по поводу их слов, их действий и тех объяснений, которые они ей дают. С восьми лет маленькая Франсуаза мечтает стать «врачом-воспитателем», дабы сделать так, чтобы дети не страдали от «непонимания взрослых» . Семья Маретт, будучи вполне счастливой и открытой миру, внезапно переживает смерть старшей дочери, Жаклин, которая в 18 лет умирает от рака. Эта смерть оборачивается настоящей трагедией для матери Франсуазы, которая впадает в «патологический траур» , жизнь их семьи больше никогда не будет прежней. Большая часть упреков и разочарований от этой смерти выпадет на долю маленькой Франсуазы. Впоследствии мать будет категорически противостоять идее дочери стать врачом и всеми силами будет стремиться, чтобы Франсуаза сложила свою жизнь, повинуясь идеалам своего круга и своего времени, став образцовой супругой, матерью, хранительницей очага.

Путь к обучению и обретению независимости будет долог для Франсуазы (только в 25 лет она сможет поступить в школу медсестер, а потом, после её окончания на медицинский факультет) и превратится в путь становления её характера, прояснения существа её устремлений, выверения её этики – этики желания. На этом пути наиболее значительную роль для неё сыграет встреча с психоанализом (собственный анализ, который она пройдет у Рене Лафорга в 1934-37гг.) и встреча с её будущим мужем Борисом Дольто, без которого, по её словам, она никогда бы не стала тем, кем стала.

Борис Иванович Дольто, выходец из России (уроженец Симферополя), эмигрировавший в 1918 году в Турцию, а затем в Париж, получит образование врача-ревматолога, и станет создателем новой медицинской дисциплины – кинезитерапии (двигательной терапии) - и основателем Французской Школы Массажа и Ортопедии. Их удивительный творческий союз обогатит мысль и дело каждого, которое выльется в то, чтобы показать тонкое, сложное и многообразное взаимодействие тела и психики. В семье Дольто родится три ребёнка: Жан-Кризостом (певец, выступавший под псевдонимом «Карлос», Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (врач-гаптономист (фр.)).

Франсуаза Дольто оставит после себя более десятка книг, подавляющее большинство из которых она напишет после смерти мужа в 1981 году. Смерть настигнет её на 79 году жизни, 25 августа 1988 года. Франсуаза Дольто завещает выгравировать на надгробной плите рядом с датами её жизни даты жизни Бориса Дольто и слова из Евангелия: «N’ayez pas peur, je suis le chemin, la vrit et la vie» St.Jean (14, 6)

Путь аналитика

По окончании учёбы и защиты медицинской диссертации («Психоанализ и педиатрия») в 1939 году Франсуаза Дольто посвящает себя психоаналитической работе, которую будет вести вплоть до самой смерти в 1988 году. Своим учителем в работе с детьми она считала Софи Моргенштерн, первого детского психоаналитика во Франции, специалиста по детским рисункам, работавшую в Париже до начала 2-й мировой войны. «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым»

Обсуждение

где есть в Украине зеленые дверцы

23.10.2006 14:54:16, Ольга Тымунь

а почему вы считаете, что это доставляло дискомфорт ребенку? совсем нет, это была проблема матери и отца, а детям это не приносило вреда

08.04.2006 23:55:49, luna

ребенок не может воспринимать как нечто полезное, то, что все младенчество доставляло ему дискомфорт!

30.08.2005 22:32:48, Мурло

Статья очень полезная,мои друзья ходили с ребёнком в Зелёную дверцу
и маленькому ребёнку там хорошо.

13.01.2005 18:02:42, Марина

Комментировать статью "Утопии на завтра от Франсуазы Дольто"

ребенок на стороне. Ситуация, каких немало. Пока меня не коснулось, считала что решение на поверхности (развод и никаких гвоздей!). Когда дети подросли и находили себе на каникулы собственные интересные занятия - жена несколько раз съездила в экскурсионные поездки одна.

Обсуждение

Значит так. Желеть, знакомить... С какой стати?! Кто?! Я спрашиваю:кто Вас пожалел?! Вы именно Вы отдали ГОДЫ своей жизни этому подлецу. Признаюсь мои слова не просто пффф- мне 38 дочери 14, нечаянно узнала, что у мужа есть сын на стороне 4 года. Он его официально не признает, все...

28.10.2018 23:06:17, От меня

Что значит, вы не будете обделены? На того дитя ему что, Президент особенные деньги выделяет? Это уже минус. Время, силы и т.д. Нашли порядочного. Да козел он.

10.10.2018 17:32:17, Гость

Сегодня ребенок в полном адеквате, ест-пьет-какает нормально. Я склоняюсь к переутомлению, но мужа смущает, что всю ночь так было, а не только при засыпании(заснуть не могла она долго). Что это еще может быть?

Обсуждение

Мой сейчас тоже стал спать хуже (1,1)...Может тоже зубы? Иногда вроде ничего. А иногда(((и просыпается постоянно с криками и утром в полшестого стал вставать(пипец(((

Еще раз с годиком!!
Поддержу Римму, у Лёвы тоже четверки с приколами прорезывались, и оочень долго. А передние все легко и незаметно. Из серии первый раз заметила гематому там в год, потом она прошла, потом снова появилась, то больше, то меньше, прорезался зуб в 1,3. Для зубов характерны ночные боли.

"воспитание с любовью и логикой", там сборник разных авторов, " На стороне ребенка " Франсуазы Дольто, "Окна в мир ребенка " Вайолет Оклендер. Ну и мне очень пригодились "Семья и как в ней уцелеть" и книги вирджинии Сатир по семейной психологии, как ни странно...

Франсуаза Дольто " На стороне подростка" К сожалению, в электронном виде не нашла. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Обсуждение

Хоментаускас "Семья глазами ребенка" - вышла давно, в интернете не искала, в библиотеках точно можно найти Очень хорошая!
Мне очень понравилась книга Ирвинг Ялом "Мамочка и смысл жизни" - но это на любителей психологической психологии:)))

Симон Соловейчик "Педагогика для всех". Первый раз читается очень тяжело, но когда перечитываешь-соглашаешься с каждым словом.

Франсуаза Дольто считала, что права ребенка нарушены по трем причинам: - Научная литература, все более и более обильная, оспаривает у художественной монополию на знания о раннем возрасте. Рекомендуем книгу Франсуазы Дольто " На стороне ребенка ".

Обсуждение

А Вы у детей-то узнавали, что для них лучше?
Так случилось, что только сегодня я разговаривала с близкой родственницей (она была удочерена сразу после рождения женщиной, до 13 лет считала ее своей родной матерью, все годы ей приходилось ездить туда-сюда из дома в интернат из-за плохого здоровья приемной матери, считай гостевой режим). Так вот она говорит, к примеру, что лучше хоть какое-то внимание к дд ребенку, гостевой режим или даже одноразовые меры, чем совсем ничего. И она лично была рада хоть на выходные, да попасть домой.
К сожалению, и нужно быть реалистами, не всем найдутся семьи. Но никому не помешает внимание людей из "внешнего" мира. Ведь в той или иной мере сам контакт знакомит детей с этим самым внешним миром.

Деушки, ну что за базар вечно у вас?!
Что-то не поделили?! И кому это интересно кроме вас?!

Видела в магазине книгу Франсуазы Дольто " На стороне ребенка ". По описанию (и пролистыванию) - понравилось, наверное куплю. Но интересно - кто что думает об авторе или данной книге конкретно?

Обсуждение

местами интересно. а местами скучно. но прочитать стоит, имхо, много полезного.

Мы иногда ездим в Зеленую дверцу,там ее практически чтят как богиню.Они функционируют что называется "по ее заветам")))),мне их правила очень импонируют.Это,конечно,косвенный отзыв,но,надеюсь,Вам пригодится:-))))

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Наконец-то переиздана книга Ф. Дольто " На стороне ребенка ". Екатеринбург, У-Фактория, 2003.

Франсуаза Дольто

На стороне ребенка

Editions Robert Laffont, 1985,

© Е. В. Баевская, О. В. Давтян, перевод на русский язык, 1997,

© ООО «Рама Паблишинг», 2013,

© Gorilla // Bigstock.com, 2012, фото на обложке

* * *

Слушать и слышать детей

В конце 1970-х мне привезли из Франции распечатки передач, которые вела на радио педиатр-психоаналитик Франсуаза Дольто. Это был привычный в те времена самиздат – странички, напечатанные на пишущей машинке, самодельно сшитые розовой ленточкой. Их подарила моей коллеге мама ее французской подруги, когда узнала, что та психолог и работает с детьми, имеющими школьные проблемы (а коллега, к счастью, подарила эти тетради мне). Так я впервые услышала это имя и впервые открыла для себя Франсуазу Дольто.

Я была потрясена глубиной и честностью разговора со слушателями (не уверена, что то была программа для родителей, но по содержанию и стилю очень на это похоже). Меня удивила ее способность понятно объяснять самые сложные процессы, происходящие с ребенком, тщательно анализировать ситуацию и бережно относиться к чуду развития маленького человека. Признаюсь, я долгие годы пользовалась ее формулой «быть на стороне ребенка » и считаю эту позицию единственно возможной в отношении к детям – родителей, педагогов и общества в целом. Увы, наша жизнь дает много примеров неприятия, отторжения и намеренного пренебрежения этой позицией.

Можно обсуждать причины такой ситуации, можно искать оправдание и объяснения, но все это не помогает ребенку жить, расти, развиваться, справляться с проблемами. Диву даешься, когда видишь, какими нетерпеливыми, нетерпимыми и жестокими бывают взрослые, как беспомощен ребенок (и как уродуется он!) под натиском грубости и злости, как уничтожает его намеренное и ненамеренное унижение. Отчего это происходит? Уверена, прежде всего от незнания, невежества, непонимания.

И все-таки, сегодня мы знаем о развитии детей много больше, чем наши бабушки и дедушки. Это знание дают книги, которые, кроме бесспорных фактов, содержат нечто, что трогает душу, заставляет задуматься, «приложить» к себе, своим поступкам это новое знание, которое возбуждает желание быть «на стороне ребенка». Быть «на стороне ребенка» не только тогда, когда его действия и поступки не противоречат представлениям взрослых, когда общаться с ребенком – радость и «удовольствие». Но быть «на стороне ребенка», когда он отталкивает, когда груб и колюч, когда он протестует или проявляет агрессию, когда его поступки доводят до отчаяния. Где взять силы? Как разобраться, как понять? И можно ли разобраться и понять?

Несколько десятилетий я веду консультативный прием родителей и их детей, имеющих школьные проблемы. Как правило, это непростые ситуации, связанные не только с проблемами самого ребенка, но и с позицией взрослых (и позицией учителей), которые не готовы встать на его сторону. Измениться (стать «лучше») должен ребенок, но нередко изменение ситуации возможно, только если взрослые изменят свое отношение к нему . Порой «достучаться» до ребенка, преодолеть его сопротивление и родительское «я так хочу», «это мое право, потому что я взрослый», бывает трудно. И тогда я вновь и вновь перечитываю Ф. Дольто, ищу у нее объяснения и аргументы, сравниваю ее взгляд и мой, современную ситуацию в обществе с тем, что описывала и анализировала Ф. Дольто.

Уверена, для тех, кто впервые возьмет эту книгу в руки, открытием будет каждая страница, а те, кто уже читал ее, найдут много интересного. Эта книга удивительная, она действительно дает живое знание , которое зависит от сегодняшнего состояния, волнующих проблем, настроения и даже от того, как читаешь. Потому что значима каждая фраза, каждая деталь, каждое объяснение. Все, о чем написано, продумано, прочувствовано, проанализировано.

Книга состоит из четырех больших и относительно самостоятельных частей, которые можно читать последовательно, не торопясь и желательно с карандашом в руке, потому что неизбежно возникает соблазн какую-то мысль сохранить в памяти, для себя. Можно читать и отдельными главами, выделяя для неспешного и осознанного чтения то, что волнует.

Детская сексуальность – тема, на которую в общении детей и родителей у нас до сих пор табу. Тема, которую не разрешено обсуждать с детьми в школе. По-прежнему эта тема закрыта для будущих педагогов и психологов. Возможно, только детские психиатры знают больше, но и то, скорее всего, о патологической стороне этой проблемы. По меткому замечанию Ф. Дольто, у нас сегодня вокруг этой проблемы «стена умолчания».

Мы очень хотим, чтобы наши дети были свободны, раскованны, самостоятельно и ответственно принимали решения, но… опекаем, контролируем, диктуем, жестко ограничиваем свободу их действий, оправдывая это новой ситуацией жизни, криминогенной обстановкой. Ограничивается общение. Однако эта ситуация возникла не сегодня, и Ф. Дольто заставляет задуматься, почему «пространство детства» сужается.

Ф. Дольто привлекает внимание к, казалось бы, совсем безобидной проблеме – территории жизни ребенка . Она пишет: «…Налицо явная конфискация пространства. То немногое, что остается в распоряжении ребенка, испещрено оговорками: „смотри, чтобы с тобой ничего не случилось”, „иди прямо домой, никуда не сворачивай”, „повнимательнее выбирай себе друзей”, „ни с кем не разговаривай”…» .

Пространство большинства наших детей сегодня – только школа и дом. Исчезли дворы, во многих регионах для детей введен комендантский час. «Вернувшись домой, школьник прилипает к телевизору. И это всех устраивает. Поскольку он загипнотизирован происходящим на экране, он, по крайней мере, никому не мешает. Экран – это окно, которое выходит во внешний мир, лежащий вне того замкнутого пространства, где его держат взаперти. Но эта пасть, извергающая мешанину образов и сведений, может непоправимо травмировать ребенка, которому никто ничего толком не объясняет, потому что всем некогда. Он подвергается массированной бомбардировке, он не производит никакого отбора, а родителям некогда помочь ему в этом».

Особое внимание Ф. Дольто уделяет исследованиям психологии развития ребенка и довольно жестко критикует методы психологических исследований. Но больше всего ее волнует, что результаты этих исследований будут восприняты родителями как «чудодейственные рецепты».

Ф. Дольто критично относится к психологическим тестам, считая тестирование «делом нечистым». Увы, опасения справедливы для нашей страны как никогда. В последние десятилетия появилось немало психологов, умеющих тестировать, но не владеющих знаниями для интерпретации результатов. Это приводит не только к исследовательским ошибкам, но приносит реальный вред и детям и родителям. Но это не проблема науки – психологии, а проблема квалификации специалистов-психологов.