Что такое подростковая депрессия. Заботьтесь о здоровье своего тела. Симптомы депрессии у подростков

Депрессия у подростка является тяжелым психическим расстройством, которое характеризуется так называемой депрессивной триадой. В эту триаду входят: нарушения настроения, мышления и двигательной активности. Это серьезное заболевание, исход которого нередко очень печален. Лечение депрессии в современной медицине не идеально, и помочь пациенту удается далеко не всегда.

Причины депрессии

Когда говорят о депрессии, чаще всего подразумевают ее реактивную форму. При этой форме болезнь развивается после психотравмирующей ситуации (потери близкого человека, серьезной ссоры). Однако статистика показывает, что нередко (35%) данная патология — это один из признаков биполярного расстройства или даже шизофрении.

Что касается подростковой депрессии, то с каждым годом этот диагноз ставят все большему количеству детей. В последнее время детские психиатры называют депрессией многие состояния и дошкольников, и школьников, начиная с двух лет. По их мнению, развитие биполярного расстройства — следствие синдрома дефицита внимания.

Существует теория, согласно которой депрессия возникает из-за недостатка некоторых химических веществ в организме (в частности, серотонина, дофамина). В таком случае лекарственные препараты снимали бы симптоматику, но это происходит далеко не всегда. Также связывают заболевание с отсутствием достаточного количества яркого света в помещении, где проживает больной. Но и эта теория не нашла подтверждения.
Некоторые медикаменты, а также заболевания (грипп, атеросклероз или черепно-мозговая травма) бывают причинами депрессий. При гипотиреозе вероятность заболевания значительно повышена (50% пациентов страдают этим осложнением нарушенной функции щитовидной железы).

Депрессии подросткового возраста тесно связаны с заниженной самооценкой и ощущением собственной ненужности. Если родители уделяют мало внимания или, наоборот, проявляют гиперопеку, вероятность развития болезни очень велика.

Согласно известному психиатру и философу 20-го века доктору Франклу, депрессия и свойственные для нее суицидальные наклонности — это следствие «отсутствия понимания смысла жизни».

Если подросток не осознает, зачем ему нужны хорошие оценки, которых требуют родители, и хороший вуз, то он будет намного больше уставать от школьных занятий, ведь посчитает их бессмысленными, взирая на родителей, выглядящих несчастными несмотря на свои хорошие оценки в школе. Усталость приведет к угнетенному состоянию. Причины депрессии в таком случае — неправильное психологическое и моральное воспитание, нарушенный образ жизни, неадекватное отношение к себе (завышенная или заниженная самооценка).

То есть депрессия в подростковом возрасте — это зачастую психологическая проблема, переросшая в психическое заболевание, требующее лечения.

Вернуться к оглавлению

Депрессивные состояния у подростков встречаются все чаще, и проявлены все более четко. Обычно родители ведут ребенка к психиатру после обнаружения суицидальных наклонностей, но бить тревогу надо раньше. Признаки депрессии у подростков могут быть основными и дополнительными. Если у ребенка наблюдается минимум два основных признака и минимум три дополнительных (проявленных 2 недели подряд), то ему диагностируют данное нарушение.

Основные признаки:

  • угнетенное настроение более 2 недель (не связанное с объективными обстоятельствами);
  • подросток теряет интерес ко всему, что раньше его радовало;
  • нехватка сил, постоянная усталость в течение долгого времени (3-4 недель).

Дополнительных симптомов гораздо больше:

  • плохой или усиленный аппетит;
  • чувство своей вины и ненужности, страх;
  • пессимистический настрой;
  • низкая самооценка;
  • суицидальные мысли;
  • бессонница (или, наоборот, слишком долгий сон, не дающий ощущения, что выспался);
  • невозможность сконцентрироваться, сложность в принятии решений.

Типичные признаки подростковой депрессии таковы:

  • агрессивность, резкая «испорченность» характера, обидчивость;
  • плохой аппетит (или сильное переедание);
  • проблемы в учебе (при отсутствии проблем до этого);
  • кошмарные сновидения, плохой сон.

Важно вовремя заметить первые признаки депрессии у подростка, так как заболевание — очень тяжелое. Если подросток угрожает себя убить — это не просто повод привлечь к себе внимание: в ряде случаев это опасный симптом. Большинство школьных суицидов совершены после того, как ребенок озвучивал данные мысли родителям или друзьям, но все сочли это разбалованным поведением и проявлением трудного возраста. В США суицид — первая причина смерти детей (по статистике). Ежегодно таким образом погибает пять тысяч подростков. В России количество суицидов за последние 100 лет выросло почти в 70 раз.

Необходимо помнить, что боль подростка, который говорит о суициде, несоизмеримо больше, чем родители зачастую представляют себе. Все чаще дети чувствуют себя потерянными: из-за занятости и грубости матери и отца, раздражительности учителей. Одиночество — бич современного мира, и подростки ощущают его гораздо сильнее, чем взрослые. Помочь подростку справиться с внутренней болью и выйти из депрессии — задача родителей, докторов, психологов.

Вернуться к оглавлению

Лечение депрессивного состояния

Лечение подростковых депрессий может быть амбулаторным или же проходить в стационаре (если случай тяжелый и запущенный и были попытки суицида). Терапия при депрессии разделяется на медикаментозное лечение, психотерапию и социальную терапию.

Для начала доктор определяет причину. Если болезнь возникла на фоне гипотиреоза и других соматических патологий, то необходимо лечить и первичную болезнь. Почти во всех случаях рекомендуется изменить образ жизни и делать физические упражнения, иначе никакие препараты не помогут.

Вывести ребенка из депрессии возможно, лишь применяя комплексное, грамотное лечение. Антидепрессанты — очень серьезные лекарства, созданные для того, чтобы снять основные симптомы болезни. Их выписывает исключительно психиатр. Зачастую они содержат зверобой, но есть и другие разновидности препаратов. Одновременно назначается психотерапия, занятия с детским психологом (опытным, а главное — чтобы подростку этот человек понравился, иначе пациент воспримет психолога «в штыки»).

Трудотерапия и социальная терапия — виды лечения, которым родители уделяют мало внимания. Отправить подростка в пять разных секций и кружков — не выход. Режим отдыха должен быть нормальным. Занятия в идеале выбирают спортивные (танцы, борьба, футбол, плавание). Общения с близкими людьми должно быть больше. Социальные методы — это помощь людям (старикам, детдомам), которую дети могут оказать: например, изготавливать поделки и устроить благотворительный конкурс по их продаже. Такие методы помогают в какой-то мере избавиться от уныния.

Бороться с заболеванием очень сложно, для него характерны частые рецидивы. Психика ребенка еще слаба, чтобы самостоятельно справиться с проблемой. Впрочем, и у взрослых пациентов не хватает сил без помощи докторов победить депрессию.

Вернуться к оглавлению

Прогноз при депрессии

Подростковая депрессия в трети случаев является первым симптомом другого психического заболевания, в основном — (маниакально-депрессивного психоза). Биполярное расстройство зачастую проявляется после 20 лет и характеризуется чередованием патологически повышенного настроения (мании) с депрессиями. Нередко пациенту приходится оформлять инвалидность.

Ученые доказали генетическую склонность к этому заболеванию, но не всегда оно передается по наследству. Лечение расстройства сложное. Чаще всего назначают литий, вальпроком (в период маний) и антидепрессанты в периоды угнетенного настроения. Принимать медикаменты больному приходится постоянно, всю свою жизнь. От этой болезни страдали Вивьен Ли, Мэрилин Монро, Эдгар По. Ранее это состояние считалось легкой формой шизофрении. Примерно каждый седьмой пациент заканчивает жизнь самоубийством.

Депрессии у подростка могут оказаться признаком будущего шизоаффективного расстройства. При этой патологии больного лечат в стационаре. Его состояние характеризуют нарушение восприятия своей личности, мира, а также галлюцинации. Болезнь обычно передается по женской линии и манифестирует после психологической травмы или рождения ребенка, чаще — в 20-25 лет.

При хорошем прогнозе депрессии все равно оставляют «след» в восприятии ребенком окружающего мира и себя в этом мире. Возможно, в дальнейшем ему будет сложно находить контакт с людьми, возникнут трудности в будущей семье. Чтобы предотвратить такие последствия, следует как можно раньше заняться терапией.

Самое печальное «осложнение» депрессии с летальным исходом — это самоубийство.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Не только у взрослых людей наблюдается депрессивное состояние. В 15% случаев в возрасте от 10 до 15 лет наблюдается депрессия у подростков. Что может ее провоцировать? Почему данный беззаботный период сопровождается депрессией? Причины помогают в нахождении способов эффективного лечения , что способствует устранению всех основных симптомов данного состояния.

Читатели сайта психотерапевтической помощи сайт часто говорят о том, что им тяжело с . Данный период действительно становится тяжелым, поскольку происходит борьба между родительским воспитанием и самостоятельностью подростка. Одной немаловажной причиной депрессии у подростка можно назвать победу родителей. Когда ребенок хотел доказать свою самостоятельность и способность самим решать свою судьбу, они подавили его порывы. Родители заставили ребенка остаться ребенком и не взрослеть – это похоже на остановку в развитии и начало деградации.

Подростки – это уже не дети, но еще пока и не взрослые люди. Это некий такой промежуточный вариант становления каждого человека. Это период, когда все начинают искать свои пути собственной реализации в любой области жизни. Именно тогда тяжело не только их родителям, ведь в основном только и слышно их жалобы, но и самим подросткам, потому что именно сейчас им приходится балансировать между тем, чему их обучали ранее, и тем, что они видят и чувствуют сами. Как ни странно, именно в этот период подростки заботятся о том, что подумают и скажут их родители. Парадокс, не правда ли?

Одним из ярких примеров можно привести любой любовный случай. Девочка приводит бедного парня домой и волнуется: «А как объяснить родителям, что я его люблю, хотя он бедный?». Мальчик приводит девочку домой и озабочен, как на нее отреагирует мать, отрицательно относящаяся ко всем его спутницам. Несмотря на то, что подростки склонны отстаивать свою правду, они еще не могут полностью отречься от мнения их родителей, к которому они прислушивались предыдущие 13-18 лет своей жизни.

И если родители не захотят понять и принять выбор своего ребенка либо хотя бы просто разумно обсудить с ним такое решение, то им грозит последующее недоверие и нежелание рассказывать что-либо. В настоящее время все более распространяется явление, как «не говори ничего своим родителям». Это относится не только к ошибкам подростков, но и к выбору профессии, семейного партнера и другим делам. Взрослеющие люди просто не хотят больше раскрываться перед своими родителями, потому что иначе им придется считаться с их мнением, несмотря на свои желания и мировоззрение.

В современных книгах по психологии для подростков очень часто звучат лозунги: «Неужели вам важно мнение родителей?», «Думайте своей головой», «Родители не имеют право решать вашу личную жизнь», «То, кем вы будете работать, — не забота ваших родителей». Если вы хотите, чтобы ваш ребенок прибегал к данным выражениям с помощью книг, друзей или сам пришел к такому выводу, то продолжайте и дальше на него «наседать», командовать и наказывать. Однако если вы хотите, чтобы в вашей семье сохранились добродушные отношения между родителями и подростками, тогда научитесь выслушивать аргументы своего чада о том или ином выборе и порой даже принять его решение, каким бы некультурным или неправильным он вам ни казался. Если ваш ребенок выбрал именно такой ответ, значит, он уже увидел свои перспективы в будущем.

С подростками нелегко, в первую очередь, из-за того, что они уже больше не хотят слушаться своих родителей, но все также нуждаются в их материальной и духовной поддержке. От того, какую тактику выберут родители, будет зависеть, каким вырастет их подросток. Если родители и дальше будут насаждать свое мнение, то это грозит либо полным уходом ребенка из семьи с ссорами и обидами, либо почетным званием «маменькиного сынка» или «папенькой дочкой». Если же родители позволят своему подростку находить собственные пути реализации своих идей, оступаться, попадать в неприятности и снова находить решение проблем (при этом важна поддержка родителей), то он вырастет ответственным и самостоятельным человеком, который не забудет своих родителей и будет их оберегать всю свою жизнь.

Что такое подростковая депрессия?

Подростковая депрессия – это психоэмоциональное состояние, которое сопровождается рядом специфических симптомов. Депрессии присущи такие проявления:

  1. Безразличие к жизни, отсутствие радости.
  2. Двигательная заторможенность, обездвиженность.
  3. Плохое настроение с пессимистичным взглядом на мир.

Если у подростка наблюдается сразу три симптома, тогда речь идет о депрессии. Почему она возникает? Конечно же, причины подростковой депрессии отличаются от причины депрессивного состояния у взрослых. Частыми причинами становятся:

  • Проблемы в семье, отсутствие нормального контакта с родителями, конфликты, насилие.
  • Проблемы в учебе, отсутствие мотивации учиться, плохие оценки.
  • Отсутствие друзей в школе и дома.
  • Неудовлетворенность собой и собственной жизнью.
  • Отсутствие целей на будущее.
  • Отсутствие интересов, которые бы увлекали подростка и давали ему ощущение радости.

Чтобы устранить подростковую депрессию, нужно начать с выяснения причин ее возникновения. А в каждом случае все индивидуально.

Что такое Вселенская тоска внутри? К сожалению, многие люди знакомы с этим чувством. Некоторые называют это одиночеством, другие – пожизненной скукой, третьи – незаинтересованностью, четвертые – постоянным чувством апатии и лени. Именно все эти интерпретации и определяют понятие «Вселенская тоска». Здесь не идет речи о космосе или о размеренности жизни Вселенной, имеется в виду ваше внутренне самоощущение того, как вы идете по жизни.

Отсутствие интереса к жизни, тоска, безрадостье, глубокая депрессия и прочие факторы – все это является внутренней Вселенской тоской. С этим сталкиваются многие люди, начиная от периода школы и заканчивая пожилым возрастом. Отчего возникает это чувство? Почему человек впадает в такое состояние?

От детей очень редко можно услышать нечто подобное. Подумайте, почему? Даже в школьные годы немногие подростки чувствуют собственную скучность или одиночество. Однако начиная с окончания школы или высшего учебного заведения, возможен риск такого состояния. В чем же дело?

Зачастую к такому мироощущение приводит всего лишь один фактор – отсутствие целей в жизни. Интерес, желание, энергия, силы, жизнерадостность – все это возникает тогда, когда у вас появляется цель. Вы чего-то хотите достичь, кем-то стать, что-то получить и прочее – все это мобилизует вас, и вам уже не скучно. Вам некогда скучать и тратить время на внутреннюю пустоту. Какая может быть пустота, если вы знаете, чего хотите? Какая может быть скука, если вы заняты достижением своих целей?

Дети не скучают никогда, потому что они преследуют одну цель – познание окружающего мира. Им все интересно, их окружает так много вещей, которые еще нужно изучить, поэтому они не чувствуют себя одинокими. Подростки не чувствуют апатии лишь потому, что помимо занятости, которую дает им школа, они еще обеспокоены такими явлениями, как взаимоотношение со сверстниками, влечение к противоположному полу, половое созревание и проблемы общения с родителями. В течение этих двух периодов человеку некогда скучать, поскольку он решает множество задач, поставленных перед ним. Однако бывают исключения. Более того, потом начинается жизнь, к которой готовы не все.

Все трудности, которые возникают в период учебной и взрослой жизни, связаны с тем, что не все люди умеют ставить перед собой цели, находить занятия, которые им интересны, или обустраивать добродушные отношения с окружающими. Первоначально хромает способность людей чего-то желать, ставить перед собой цели и стремиться их достигать. Иногда это связано с тем, что в более раннем возрасте их желания подавлялись, не учитывались или цели, которые они воплощали, ставили перед ними другие люди (родители, учителя). А с выходом во взрослую жизнь, когда они сами могут принимать решения, как им жить, они не имеют такой особенности, как четко ставить перед собой желаемую цель.

Вслед за невозможностью ставить цели хромают интересы и хобби, которые не имеются у человека. Индивид может не знать, что ему интересно, потому что раньше ему другие люди говорили, что он должен делать, чему посвящать время, подавляя его интересы. Как следствие, собственная неудовлетворенность приводит к неспособности благополучно контактировать с другими людьми. Если человек недоволен собой, то у него появляется множество комплексов и страхов относительно окружающих.

Вселенская пустота внутри возникает потому, что человек ничего не делает для собственного счастья, не старается приспособиться к новой жизни и позволяет себе быть слабым, безответственным и беспомощным. Жизненная скука возникает потому, что человек ничего не делает со своей жизнью и даже не старается изменить свое положение. Испытывая внутренний вакуум, он заостряет свое внимание именно на нем, не позволяя себе даже подумать, что он сам может изменить такое неприятное положение дел. И для этого нужно всего лишь одно – поставить цель. Она должна вмещать в себя ваши желания, заинтересованность и готовность действовать. Поначалу будет трудно и непривычно, но потом вам понравится – и больше никто не сможет вас остановить быть наполненным, счастливым и довольным.

Симптомы подростковой депрессии

Подростки сами по себе еще являются детьми, которым присущи детские проявления. Однако подростковая депрессия добавляет своих симптомов:

  1. Энурез. Сопровождается злобностью, склонностью к асоциальному поведению, незрелостью реакций.
  2. Плач.
  3. Непослушание.
  4. Анорексию.
  5. Кишечные колики.
  6. Головные боли.
  7. Ночные крики.
  8. Лень.
  9. Невосприятие радости.
  10. Пониженное настроение.
  11. Грусть.
  12. Боязливость.

Чем дольше подросток находится в депрессии, тем больше родители могут заметить появление лени – когда он уже не хочет вставать с кровати, подолгу сидит в одной позе, смотрит в одну точку.

Признаками подростковой депрессии являются:

  1. Беспокойство.
  2. Вялость.
  3. Плаксивость.
  4. Соматические расстройства.
  5. Грубость.
  6. Непослушание.
  7. Снижение способности к обучению.
  8. Повышенная утомляемость.
  9. Возникновение глубокой тоски внутри.

Лечение подростковой депрессии

Лечением глубокой формы депрессии должны заниматься врачи, которые прописывают нужные препараты. Самолечением здесь лучше не заниматься. Также важной становится психотерапия, которая проводится при любой форме депрессии.

Подросток должен получать одобрение и любовь в своей семье, поэтому родители должны постараться, чтобы наладить отношения с ребенком, оказать ему поддержку и помочь найти свое счастье в этой жизни.

Итог

Подростковая депрессия встречается не так часто. Однако когда с ней сталкиваются, она становится опасной, поскольку подросток начинает задумываться о суициде, если его депрессия усугубляется. Чтобы не произошло непоправимого, родители должны обращать внимание на состояние своего ребенка и помогать ему, исключая нравоучения и постоянные запреты.

Подростковый период – непростое время, как для самих подростков, так и для их родителей. Перепады настроения и чувствительное отношение к окружающему, может привести подростка к депрессии. Что делать в такой ситуации?

Признаки депрессии у подростков

Чтобы выяснить, находится ли подросток в депрессивном состоянии, следует обратить внимание на следующие признаки:

При проявлении части этих признаков, можно судить о том, что подросток находится в депрессии. Необходимо обратиться за консультацией к специалистам.

У депрессивного подростка обычно всегда плохое настроение и заторможена двигательная активность. Также могут наблюдаться замедленные процессы мышления.

Причины депрессии у подростков

Основной причиной проявления депрессии в подростковом периоде являются гормональные изменения в растущем организме. Таким изменениям подвергаются все люди в возрасте от 12 до 18 лет. Однако протекает гормональная перестройка во время у всех в разной степени интенсивности.

Некоторые подростки проходят этот период уходя в себя. Они могут впадать в лирические настроения и писать печальные стихи. Депрессия у таких подростков проходит в легкой форме и не требует медикаментозного вмешательства. Поведение легко корректируется и они возвращаются к обычной размеренной жизни.

Но часть подростков проходят этап гормонального всплеска в тяжелой форме. У них даже может появиться тяга к самоубийству. Такие молодые люди обычно очень подозрительные и осторожно относятся к окружающим, начиная с раннего возраста. Многие подростки, которые склонны к депрессиям, наблюдаются у невролога или психиатра.

Также к этой группе относятся дети из проблемных семей и детского дома. Подросток, которого чрезмерно опекают родители, также может оказаться в этой группе, так как у него нет возможности нормально развиваться и учиться ответственности за свои поступки.

В тяжелых случаях обязательно следует пройти курс лечения, иначе это может привести к ухудшению психического состояния. Это может вылиться в различные психологические расстройства и суицидальные попытки.

Причины возникновения депрессии могут быть связаны с внутриутробной патологией. Дети, которые были подвержены инфекциям и недостатку кислорода в момент нахождения в утробе матери, также склонны к депрессивным состояниям.

Причиной депрессии также могут стать напряженные отношения со сверстниками в стенах школьного учреждения.

Склонность к депрессивным состояниям может передаваться по генам. Такое состояние называется эндогенной депрессией. Она может возникнуть из-за незначительной причины в виде плохой оценки или ссоры с друзьями.

Как лечить депрессию у подростков

Заметив у своего ребенка признаки депрессии, родители, начиная его ругать и конфликтовать, еще больше подталкивают его к суицидальным мыслям. Чтобы эффективно справиться с этапом гормональной перестройки у подростка необходимо во время начинать лечение.

Обращаться к психиатру или психотерапевту необходимо, если:

  • были замечены на теле ребенка следы от самоповреждения в виде порезов или сбитых кулаков;
  • подросток отказывается от еды несколько дней подряд;
  • суицидальные мысли прослеживаются через творческие работы или высказываемые мысли;
  • ребенок начинает вести себя неадекватно, часто дерется, вступает в агрессивные конфликтные ситуации и нарушает закон;
  • подросток изолируется от окружающих его людей;
  • у него наблюдается прогрессия апатичного состояния.

Прежде чем начинать терапию, врачи должны провести исследования и тесты, на основании которых назначается определенный курс лечения. Нельзя заниматься самолечением и надеяться на разрешение ситуации.

После проведения обследования подростка неврологом, терапевтом и психологом, на основе поставленного диагноза начинается лечение. Оно может включать в себя прием антидепрессантов, различных витаминов, гормональных препаратов и стимулирующих средств. Также могут назначаться обезболивающие лекарства и препараты для восстановления функций иммунитета.

Обязательным в курсе терапии являются занятия с психологом. Они могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Для профилактики проявления депрессии подростков рекомендуется:

  • с пониманием относиться к своему ребенку;
  • находить время для того, чтобы выслушать и помочь;
  • принимать подростка как есть, несмотря на его недостатки;
  • избегать критики и конфликтных ситуаций;
  • показывать способы выхода из конфликтов на собственном примере;
  • увлекать ребенка спортом.

Психика и эмоциональная сфера у подростков неустойчива в период полового созревания. Они часто впадают в депрессию.

Депрессия – угнетенное психологическое состояние, характеризующееся частыми перепадами настроения, упадком сил и безразличием к происходящему. Это заболевание нужно лечить.

Причины депрессии у подростков

В 12-16 лет подросток переживает период полового созревания, сопровождающийся масштабной гормональной перестройкой. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Любые трудности кажутся непреодолимыми, несправедливость и критика воспринимаются острее. Происходит переоценка жизненных ориентиров и рушатся идеалы.

В этом возрасте возникает стремление к независимости, проявляющееся в развязности поведения, демонстративной грубости, равнодушии и черствости. Юношеский максимализм порождает неумение прощать себя и окружающих, быть терпимее к своим и чужим ошибкам.

Причины депрессивного состояния:

  • плохая успеваемость;
  • неразделенная первая любовь;
  • неудачный первый сексуальный опыт;
  • низкий авторитет среди сверстников, обидные шутки одноклассников;
  • конфликты с друзьями;
  • ссоры в семье и развод родителей;
  • расхождение между желаниями и возможностями;
  • переход в другую школу, переезд на новое место жительства;
  • реальные и надуманные проблемы с внешностью;
  • завышенные ожидания родителей;
  • проблемы с учителями.

Эти ситуации ведут к депрессии у подростков при наличии 3-х факторов:

  • наследственная природа – генетическая предрасположенность к патологиям психики;
  • неблагополучная атмосфера в семье – пьющие родители, частые скандалы, равнодушие, жестокость и тоталитарные методы воспитания;
  • изъяны личностной сферы подростка – заниженная или завышенная самооценка.

Признаки и симптомы депрессии у подростков

Психологи констатируют: отличить депрессию от простой хандры или каприза непросто.

Эмоционально-поведенческие признаки:

  • немотивированные вспышки гнева, раздражительности и обиды;
  • апатия, тоска, плачь, сменяющиеся возбуждением и эйфорией;
  • безразличие к происходящему;
  • жалобы на несостоятельность, никчёмность, болезненная реакция на замечания;
  • мрачные мысли о бесполезности жизни, о смерти, как уходе от проблем;
  • проблемы с вниманием, забывчивость, нерешительность, тревога;
  • провоцирующее поведение и неоправданный риск;
  • замкнутость и враждебность к окружающим.

Как проявляется депрессия у девочек

Статистика показывает, что девочки в 3 раза чаще страдают от депрессии, чем мальчики. Это объясняется чувствительностью эмоциональной сферы. Девочки больше внимания уделяют внешности, поэтому чаще причиной депрессий становится неудовлетворенность лицом и телом.

Помимо общих признаков, есть особенности:

  • отказ от еды;
  • вызов рвоты после приема пищи;
  • интерес к историям худых моделей;
  • истерики по поводу внешности;
  • анорексия;
  • дискомфорт в нижней части живота;
  • затяжные и болезненные месячные;
  • позднее начало или нарушение менструального цикла.

Девушки 15-16 лет в депрессивном состоянии проявляют скрытность и загоняют внутрь переживание. Они снимают напряжение беспорядочными половыми связями, чем усугубляют проблему и осложняют выход из кризиса.

Как проявляется у мальчиков

Мальчики чувствуют облегчение состояния в бурных протестных проявлениях, употреблении алкоголя и наркотических веществ. Часто подростки убегают из дома.

Они ищут опасные ситуации, идут на риск и совершают преступления – воровство, разбой, угон транспортных средств или взлом квартир.

В поисках выхода агрессии юноши часто связываются с плохой компанией, устраивают погромы, драки или проявляют жестокость, закрываясь таким способом от проблем.

Что могут сделать родители

Самый очевидный ответ на этот вопрос – любить подростка, принимать таким, какой он есть, с проблемами и слабостями, быть ребенку другом и выстраивать доверительные отношения. Это лучший способ избежать депрессии.

Когда заболевание настигло подростка, специалисты дают рекомендации родителям:

  • исключить критику, упреки и сравнение с другими детьми;
  • проявлять терпение, избегая конфликтов, интересоваться жизнью ребенка, радоваться даже маленькому успеху;
  • для укрепления самооценки поощрять инициативность, доверять решение вопросов, давать возможность выбора, ненавязчиво учить и советовать, как выходить из сложных ситуаций;
  • уделять больше внимания, проводить совместный досуг – прогулки, посещение интересных мест, занятие спортом или музыкой.