Что такое помолвка и зачем она нужна? Свадебные традиции: что такое помолвка и обручение

Помолвка заключается в объявлении молодых о том, что они решили стать мужем и женой. Как правило, в этот период жених и невеста решают вопросы подготовки к свадьбе, готовятся к грядущей супружеской жизни. Именно в этот период они еще могут отказаться от своего решения. Обряд помолвки - очень красивая традиция, о которой необходимо знать и учитывать все тонкости ее проведения.

По традиции помолвка (ранее рукобитье) следует за сватовством и предшествует обручению, и является важным моментом в предсвадебной подготовке. Этот обряд выражает всю серьезность и важность ваших отношений. Если вы не уверены в своем желании создать семью именно с этим человеком, не стоит объявлять о помолвке только потому, что так поступили ваши друзья. Сегодня, конечно, этот обряд носит больше условный характер и не является обязательной необходимостью, к ней относятся как к устаревшей формальности или красивому обычаю, который предшествует главному моменту в жизни. Тогда как раньше после рукобитья свадьба просто не могла не состояться. Только чрезвычайные обстоятельства, война или стихийные бедствия могли помешать свадьбе. А в допетровские времена нарушение сговора приравнивалось к оскорблению невесты, и в предусмотренных документах даже указывалась внушительная сумма за отказ от заключения брака.

Как правило, день подачи заявления в ЗАГС и является днем помолвки. После этого у пары есть только месяц на то, чтобы действительно решить для себя, а нужен ли этот брак, хочу ли я связать свою судьбу с этим человеком, чтобы потом не сожалеть о свершившимся.

Родители жениха и невесты должны первыми узнать о помолвке своих детей – это является главным условием данного обряда. По русской традиции будущий муж просит руки своей любимой у ее отца. Кстати, у этого обычая корни идут из глубокого прошлого, когда мужчина был главой семейства, и этот статус был непоколебим.

Как правило, жених и невеста организуют встречу родителей с обеих сторон для обсуждения деталей будущей свадьбы (определиться с количеством и составом гостей, местом проведения, организацией свадьбы, обсудить возможные варианты помощи родителей молодоженам в первое время и т.п.).

Как только согласие родителей на брак получено, а заявление в Загс подано, это событие можно и отметить, устроив, к примеру, торжественный ужин, на котором и объявить о помолвке и предполагаемой дате свадьбы. Отмечать это событие можно где угодно, все зависит от вашей фантазии и материального состояния. Если у вас в планах составление и подписание брачного контракта , то данное мероприятие как нельзя лучше подходит для этого. С этого момента пару можно называть женихом и невестой.

В старые времена родители невесты назначали сговорный день и время. Часто родителей жениха приглашали в дом невесты на какой-либо праздник под различными предлогами, при этом им не говорилось ни слова об истинных причинах торжества. Сам жених, его родители и близкие родственники собирались в дом невесты с подарками. В доме невесты гостей принимали со всякого рода почестями, кланялись друг другу и обменивались подарками. Подарок невесте мог быть в виде колечка, платка, золотого украшения и т.д. Раньше, по обычаю, во время сговора невеста отсутствовала, но в конце вечера от имени невесты кто-то из ее близких приносил подарки для жениха и его родных. Жениху, как правило, невестой дарилась вышитая рубашка, сшитая собственными руками. От сговора до свадьбы, независимо от продолжительности сроков, жених не имел право видеть невесту. Сроки от сговора до заключения брака могли быть разными, от недели и до нескольких месяцев, в зависимости от обстоятельств. Позднее обычай не видеть невесту пропал, жених мог после помолвки видеть невесту в любое время. До обряда рукобитья жених мог видеть невесту только во время смотрин. Стоит отметить, что в любом общественном месте в присутствии людей пара могла видеться, но никакие встречи наедине до родительского благословения были невозможны.

Гостей усаживали на почетные места под божницей. В течение нескольких минут гости и хозяева сидели молча – этого требовали тогдашние обычаи. За столом отец невесты объявлял о помолвке в виде короткой речи-тоста, заканчивающейся здравицей. Невеста и жених за столом сидели рядом, по правую руку невесты сидели родители жениха, по левую руку жениха - родители невесты. На помолвку невеста надевала светлое праздничное платье, а жених – строгий костюм. Затем писалась так называемая рядная запись, где указывались имена молодоженов, предполагаемая дата свадьбы, обязательство жениха взять в жены невесту, обязанности родственников невесты выдать ее замуж и дать за ней определенное приданное (заносилось буквально все), а также возможные «штрафы», неустойка или попятное за невыполнение обязанностей и т.п. Шедшая на попятную сторона должна была платить сумму, размер которой соответствовал бы состоянию. Сумма эта всегда была настолько велика, что бременем ложилась на плечи нарушителя. Также не редко в рядную запись заносилось условие, что муж не должен бить свою жену, чтобы можно было взыскать за обиду.

По случаю помолвки в богатых русских семьях родителями невесты устраивались балы с обильным угощением. Приглашение на торжество делались в виде специальных билетов и рассылались приглашенным, иногда старшие члены семьи давали объявления в газетах, которые оповещали об этом радостном событии. На бал приглашались близкие родственники, знакомые и влиятельные персоны, где глава семьи официально представлял всем жениха и невесту.

Хотя помолвки могли проходить совсем по-домашнему, без приглашения гостей. В данном случае сами родители или священник, которого приглашали на данное событие, благословляли жениха и невесту иконой, а семьи обменивались хлебом-солью. Отцы будущих мужа и жены отвешивали друг другу семь поклонов и называли свадебную дату. В случае если отец невесты скончался, то его место занимал ее брат, либо крестный или другой родственник-мужчина. После получения родительского благословения, жених и невеста по традиции обменивались кольцами. С этого момента молодые считались помолвленными.

По давней русской традиции в день помолвки жених в знак сильной любви преподносит невесте обручальное кольцо , как правило, с одним или несколькими драгоценными камнями. На этом кольце, на внутренней его стороне, жених заказывал гравировку даты обручения. Кроме того, указывались инициалы жениха на кольце невесты, и невесты на кольце жениха. Если невеста принимает кольцо, это говорит о подтверждении намерений обоих вступить в брак. Если же невеста отвергает предложение жениха о замужестве, то она отказывается от преподносимого ей кольца. Выбор кольца остается за женихом, здесь никаких особых правил, все зависит от тех или иных предпочтений. Как правило, обручальное кольцо невеста носит до свадьбы на безымянном пальце правой руки, а в день свадьбы до встречи с женихом снимает. Потом его можно носить поверх свадебного кольца, и если брак окажется удачным, передавать по наследству.

Помолвка в традициях разных стран.
В каждой стране обряд помолвки имел свои особенности. Так, например, в Германии она символизировала начало супружеских отношений. Сразу после обручения пара начинала жить, как сейчас это принято называть, гражданским браком. При этом данный период у молодой пары мог продолжаться не один год. В течение этого времени молодожены устанавливали степень совместимости и «сооружали» теплое и уютное гнездышко.

В Италии же под этим обрядом понималась подготовка к свадьбе, при этом жениху вплоть до венчания разрешалось только навещать иногда невесту в стенах ее дома под обязательным наблюдением родителей.

В Японии жених и невеста знакомились именно на помолвке, поскольку заключение браков происходило по договоренности родителей. Она считалась официальной церемонией, на которой, если намерения жениха относительно соблюдения всех формальностей были серьезными, он преподносил невесте в дар девять подарков. Если жених отказывался от соблюдения формальностей, он дарил меньшее количество подарков. При этом родные жениха вручали будущим родственникам материальную компенсацию и подарки с пожеланиями удачи. Родные невесты со своей стороны должны были одарить будущих родственников на сумму, которая наполовину меньше полученной. Сегодня в Японии этот обычай соблюдается все реже, а женихи дарят кольца своим возлюбленным на европейский манер.

В Швейцарии после помолвки молодые должны были провести беседу со священником, которая была неким тестом на готовность к супружеской жизни.

В Испании пара могла расторгнуть помолвку, если свадьба затягивалась более чем на три месяца.

В исламских страна, по Шариату, помолвкой является момент представления невесты жениху, когда ему разрешают увидеть ее лицо и обменяться несколькими фразами, но только в обязательном присутствии ее родственников. Нельзя касаться невесты до бракосочетания.

Помолвка для молодой пары является испытательным периодом, в который они проверяют надежность и способность друг друга к поддержке. Этот период показывает насколько сильно доверие жениха и невесты друг к другу, понимают ли они друг друга, могут ли принять привычки и недостатки друг друга. Это время, когда пара окончательно решает для себя, остаться свободными или скрепить свои отношения брачными узами.

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

В современном мире многие традиции, которые бережно хранились веками и строго соблюдались нашими предками, несколько видоизменились. Сегодня молодые люди, живущие в век развития компьютерных технологий, все меньше внимания уделяют обрядам, которые являются неотъемлемой частью закрепления союза двух любящих сердец.

А зря. Ведь регистрация в ЗАГСе и шумная свадебная вечеринка в ресторане - это лишь часть торжества. При этом такие таинства, как помолвка и венчание отходят на второй план. Возможно, проблема не только в том, что прогрессивные жених и невеста принципиально не хотят следовать старым традициям. Велика вероятность того, что будущие молодожены просто не до конца понимают удивительную красоту и таинственность каждого обряда.

Помолвка: символ обоюдного решения о вступлении в брак

Помолвка – это обряд, который символизирует обоюдное решение леди и молодого человека стать мужем и женой. Раньше данное событие по своей значимости приравнивалось к свадьбе. Считалось, если парень и девушка помолвлены, то они уже не могут разорвать отношения и обязаны через некоторое время провести обряд венчания.

Сегодня значимость помолвки, конечно, несколько уменьшилась. В современной интерпретации данный обряд представляет собой не что иное, как вечер в тихом семейном кругу среди друзей и родителей пары , в рамках которого мужчина дарит своей возлюбленной при всех помолвочное кольцо.

Будущие молодожены сообщают близким о своих намерениях пожениться, обсуждают предстоящую концепцию свадьбы и дату события. Часто у современных женихов и невест возникают вопросы по поводу того, какими должны быть помолвочные кольца. В принципе, это зависит от предпочтения молодых, но желательно, чтобы изделия были золотыми.

Конечно, оптимальным вариантом являются помолвочные кольца с бриллиантом . Такой подарок будущей жене является символом серьезности намерений мужчины, его щедрости и любви.

Свадьба: обряд объединения двух сердец

Свадьба представляет собой обряд непосредственного бракосочетания любящих сердец. Ранее данный праздник предполагал обязательное венчание в церкви, без проведения которого союз считался недействительным. Сегодня свадебное торжество включает в себя лишь регистрацию молодоженов в одном из ЗАГСов города и банкет в развлекательном заведении. Некоторые пары включают в программу своего праздника венчание в церкви, но данный обряд не считается обязательным.

На торжественной регистрации вторые половинки по очереди надевают друг другу свадебные кольца, выпивают бокал шампанского и танцуют свой первый танец в качестве мужа и жены.

При этом кольца могут быть абсолютно любыми: в настоящее время не существует никаких рамок и правил касательно дизайна этих украшений, символизирующих вступление в брак. Банальные гладкие, довольно стандартные колечки остались в прошлом: современные молодожены все больше хотят проявить фантазию и приобрести максимально оригинальные обручальные кольца, которые будут отличать их пару от большинства других. Они могут иметь необычную форму, выполняться из различных металлов и их комбинаций и инкрустироваться всевозможными драгоценными камнями. Роскошные обручальные кольца с бриллиантами , сапфирами или изумрудами – это символ крепкого союза, серьезного отношения к своему браку и яркой индивидуальности супругов.

Венчание: заключение брака на небесах

Венчание имеет существенные отличия от стандартной гражданской церемонии регистрации в ЗАГСе. Данное таинство является полноценным церковным обрядом. Для молодоженов он считается подтверждением серьезности чувств и намерений по отношению друг к другу, готовности нести ответственность, оберегать и хранить верность своей второй половине. Если супруги обвенчались, то по церковным традициям они заключили свой союз перед Богом. Поэтому к такому обряду допускаются только крещеные люди, а после его проведения супруги не имеют право разводиться.

Обряд венчания предполагает исполнение некоторых правил. Они предъявляются к вероисповеданию мужа и жены, платью супруги и венчальным кольцам. Если вы решили венчаться в православном храме, то должны придерживаться именно этой веры. Венчальное платье должно быть скромным, невычурным, спокойных, сдержанных тонов и достаточно закрытым. Что касается украшений, символизирующих прохождение обряда, то кольца для венчания должны быть золотыми.

Современный мир диктует свои условия. Сегодня вторые половинки абсолютно свободны и могут самостоятельно решать, соблюдать ли им вековые обычаи церемонии вступления брак. Однако, одно правило остается неизменным даже спустя сотни лет: к выбору кольца для торжества необходимо относиться очень серьезно. Его качество и дизайн являются некими показателями серьезности пары, характера их отношений и символом любви.

Именно поэтому оптимальным решением станет индивидуальный заказ изделий в нашей компании, в рамках которого опытные специалисты изготовят уникальные украшения по эксклюзивному эскизу. Помолвочные, венчальные и свадебные кольца на заказ – это возможность выразить яркую индивидуальность молодоженов и увековечить свою любовь в оригинальных изделиях!

Традиции украшают, обогащают жизнь, а главное – делают её предсказуемой. Обряды, которые передаются через многие поколения, сохраняют связь между людьми и временем. Что такое помолвка и обручение? Это начало семейной жизни, оформленное в красивую церемонию.

Для чего нужна помолвка

«Любит – не любит», «женится – не женится». Гадание по ромашке после помолвки становится совершенно не актуальным. Факт официального предложения жить и, в перспективе, состариться вместе может стать гарантией серьёзности намерений. Каковы же «плюсы» помолвки, по мнению большинства людей?

  1. На первом месте – получение одобрения от родителей. Несмотря на пылкость чувств, молодым всё же хочется создать не только свою семью, но и подружиться с близкими жениха (невесты).
  2. Далее – статус и гласность. Намерения приобретают определённость, а «конкуренты» понимают, что их планы потеряли все шансы на успех.
  3. На третьем месте – время, чтобы лучше узнать друг друга, выстроить отношения и наладить взаимопонимание.
  4. Четвёртым «плюсом» помолвки стало взвешенное решение о вступлении в брак. Основной тезис в пользу полезности раздумий - «лучше вообще отказаться от свадьбы, чем развестись на следующий день».
  5. Почётное пятое место заняло… воздержание от интимных отношений до свадьбы. Основной довод сторонников чистоты и невинности: если ты не можешь себя сдерживать до свадьбы, то не будешь сдерживаться и после. Вроде бы неплохо звучит, но подразумевается вовсе не супружеская страсть, а склонность к изменам по причине «я не смог (или не смогла) устоять».

Экскурс в прошлое

Что такое помолвка? Очень давно, можно даже сказать – в древности, жених обязан был давать за невесту выкуп. Потом всё кардинально изменилось и выкуп, в виде приданого, стали давать уже жениху. В обоих случаях подношения были гарантией будущего законного брака. Мир снова изменился, а выкуп и приданое трансформировались в колечко, подаренное суженым и украшающее руку невесты. Именно в таком виде помолвка существует в наше время.

Обычаи «рукобития» и «сватовства» сейчас не распространены, хотя смысл обручения остался прежним. Жених, принёсший в дом будущего тестя ценную вещь (обручальное кольцо), «покупает» право власти над наречённой. Это не кажется таким шокирующим, если вспомнить старинный домашний уклад. Мужчины играли в нём первые роли – глава семьи, отец семейства. «Власть» в первую очередь означает «ответственность», об этом помнили все. Отдавая дочь, отец перекладывал всю ответственность за неё на будущего мужа.

Вмешался в обряд и царь Пётр, запретив помолвку (фактически сговор о передаче) малолетних. Он же объявил необязательными любые «договоры о намерениях» перед свадьбой. Точку в процессе поставил Святейший Синод, предписав церкви объединить обручение и венчание в единое целое.

Что такое помолвка в церкви

Для церкви «помолвка» - не библейское понятие, оно появилось лишь около 5 века н.э. Библия говорит только о незыблемой сути брака, а обряды обручения и венчания могут меняться. Во время церковного обручения мужчина и женщина, в присутствии свидетелей, обещают «перед Богом и людьми» быть верными друг другу до конца своих дней. Обязателен вопрос о добровольности принятого решения. Причём спрашивают не родителей, а именно молодых, подчёркивая свободу выбора.

Многие считают, что именно в церкви закладывается основа уважительных семейных отношений. Осмысленность и святость – в этом смысл церковного обряда.

Помолвка в наше время

В дом к родителям невесты молодой человек приходит, чтобы официально просить руки их дочери. Получив согласие, а в некоторых случаях благословение, жених дарит невесте кольцо. Во время свадьбы к обручальному иногда добавляется ещё одно, венчальное кольцо. Всё довольно просто и предсказуемо, но есть правила, которые лучше не нарушать.

Для визита к любимой нужна определённая подготовка. Важно заранее предупредить её родителей о предстоящем событии, договориться о времени посещения. В противном случае новость о помолвке станет настоящим шоком или превратится в скандал. Лучше познакомиться с представителями старшего поколения заранее и произвести на них хорошее впечатление.

Мужчины, помните о цветах! Букет красных или бордовых роз для будущей тёщи, нежные кремово-белые для суженой (о значении цвета роз можно прочесть в ). Как знак внимания и уважения, отцу невесты можно преподнести отличный коньяк или виски (лучше triple), а праздничный торт или коробка шоколада только украсят событие.

Ника Кравчук

Чем обряд обручения отличается от помолвки и венчания?

В наше время таинство венчания включает в себя венчание и обручение. Но раньше в Православной церкви эти два обряда разделялись: сначала будущие супруги обменивались кольцами в знак верности друг другу, а через некоторое время приходили в храм, чтобы обвенчаться — попросить Божьего благословения на брак. Почему сегодня обручают и венчают за один раз? В каких случаях Церковь все же разрешает разделять во времени два чина: обряд обручения и таинство брака (венчание)? Почему супруги носят обручальные кольца? Ответы на эти и многие другие интересные вопросы вы найдете далее.

Обряд обручения: обязательства есть, но прав еще нет

Если вы хоть раз присутствовали на венчании в Православной Церкви, то наверняка помните, что начинается оно с обручения. Жених и невеста стоят в притворе храма, к ним подходит священник, подает в руки зажженные свечи и вводит непосредственно в храм. Это символическое действие указывает на то, что теперь будущие супруги пребывают пред Лицем Божьим. После этого начинается просительная ектения: священник молится о всем мире и непосредственно о женихе и невесте. После этого он читает особую молитву для благословения обручающихся и одевает им кольца, будущему мужу — его супруги, а жене — супруга. Венчающиеся должны трижды обменяться кольцами.

Затем непосредственно начинается венчание, по своему смыслу и внешнему действию отличающееся от предыдущего чинопоследования. Чем же обручение не дотягивает до полноценного брака? На обрученных накладываются обязательства супругов, но парень и девушка еще не имеют супружеских прав.

Обряд обручения и венчание можно в некотором смысле сравнить с оглашением и крещением , а также с вечерними богослужениями и Литургией . В каком? Попробуем объяснить.

В древней Церкви перед тем как креститься, человек должен был пройти оглашение — на протяжении длительного времени он изучал основы принимаемой веры. До крещения он мог посещать Литургию, но должен был стоять в притворе и покидать храм тогда, когда услышит слова священника «Елицы оглашеннии, изыдите» — далее оставались только верные, то есть крещенные.

Вспомните, до обручения будущие супруги также стоят в притворе, а непосредственно входят в центральную часть только вместе со священником.

Как же соотношение обряда обручения с венчанием напоминает вечернюю с Литургией?

Как Литургия главнее других служб, так и венчание важнее обручения. Что интересно, чин обручения начинается возгласом вечерней или утренней — «Благословен Бог наш» , а таинство брака — литургийным «Благословенно Царство…» .

Так какой же смысл имеет обряд обручения и почему же раньше он отделялся от венчания?

Что символизируют обручальные кольца?

Само слово «обручение» происходит от славянского «обруч» , то есть кольцо. Уже название указывает на то, что будущие супруги во время этого действия обменивались кольцами. Как кольца не имеют ни конца, ни начала, так и будущие супруги должны иметь бесконечную любовь и верность.

В Библии перстень обычно фигурирует как символ власти или деталь, указывающая на конкретного человека. Перстнями скреплялись важные договора. Если вы передает свой перстень кому-то другому, вы уже не скроете от других вашу связь с этим человеком.

Таким образом, кольца в обряде обручения символизируют:

  1. Безграничную любовь и неразрывную связь;
  2. Верность супругов;
  3. Власть одного супруга над другим.

Кольца делали из разных материалов: для женщины — золотое (символизировало женственность, нежность, послушание мужу), а для мужчины — серебряное (указывало на власть над женой по примеру Христа и Церкви). Есть и другая символика: когда обручающиеся обмениваются кольцами, то девушка отдает будущему супругу серебряное кольцо в знак своей чистоты, а он ей — золотое, тем самым показывая, что доверяет супруге управление хозяйственными вопросами и имуществом. Сегодня материалу не уделяют столько внимания, чаще всего выбирают два кольца из золота.

Почему раньше обручение и венчание разделяли?

Обряд обручения — это еще не само венчание, но уже первая ступенька на пути к созданию семьи. Действие начинается с намерения, в этом случае намерения вступить в брак, хранить верность одному человеку.

Иногда возникают ситуации, когда парень и девушка мечтают о семье, но полноценно ею стать пока не могут. В древности, когда жениха и невесту часто подбирали родители, обручали еще в совсем юном, а то и детском возрасте. Особо распространено это было в царских семьях. Если жениху — 10 лет, а невесте — только семь, то о какой полноценной семье, рождении детей может быть речь? Будущих супругов обручали и ждали того момента, когда они будут готовы к венчанию.

Сколько времени пройдет до бракосочетания, решали индивидуально в каждом случае. Но, видно, со временем участились неприятные истории в стиле «жених сбежал» или «невеста передумала». Дабы такого не случалось, в 1775 году Святейший Синод выдал указ об одновременном совершении обручения и венчания в храме.

Эта система сохранилась и доселе. Но бывают исключения. Как быть, если двое людей любят друг друга, но они еще студенты и не могут жить полноценной семьей? Либо один из них должен уехать на год-два учиться или по работе в другую страну?

Чтобы подкрепить таких молодых людей в их ситуации, разрешается провести обряд обручения (то есть соответствующий чин в храме), помолиться о создании будущей семьи. Когда же эта пара будет готовой к созданию полноценной семьи, священник совершит над ними таинство брака.

Обручение ≠ помолвка

Многие люди сегодня недоумевают: обручение — это то же самое, что и помолвка, или нет? Нет, это разные действия.

Обряд обручения обязательно проводится в храме с помощью священника. Будущие супруги обмениваются кольцами.

Помолвка — это светское дополнение к будущей свадьбе. Жених делает предложение невесте и дарит ей кольцо, со стороны девушки нет ответного действия. Часто по поводу помолвки устраивают вечеринку для родных и друзей. Всем этим пара указывает на серьезность их намерений.

Чтобы подробнее узнать о таинстве венчания, обручении и подготовке к ним, посмотрите это видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте: