Декоративно х художественная аппликация. Декоративно-прикладная композиция. Аппликация из ткани. Техника гильоширования. Творим из обрывков

«Построение изображения» - Изображение тела лежащего на оси. Построение изображений. Перевернутое действительное увеличенное. Характеристикаизображения. Линзы. Прямое мнимое уменьшенное. Изображение. Рассеивающая линза. Собирающая линза. Недостатки зрения.

«Построение правильных многоугольников» - Центр – точка пересечения серединных перпендикуляров. Доказал возможность построения правильного 17-угольника. 1) АО, ВО- биссектрисы, многоуг. правильный, тогда?1= ? 2= ? 3= ? 4 ?>. 2) Построим отрезок ОС, ?АОВ=?ВОС, т.к. ОВ-общая, ?3=?4, АВ=ВС. 3) Построим отрезок ОD, аналогично?ВОС=?СОD и ОС=ОD.

«Построение циркулем и линейкой» - Историки. Какие знания и понятия о циркуле выходят за пределы школьной геометрии? Как с помощью трисектора разделить угол на три равные части? Геометры. Исследователи. Кто и когда изобрёл циркуль? Природа сложна, Но Природа одна Законы Природы едины. Как разделить с помощью циркуля и линейки любой угол пополам?

«Построение диаграмм» - Основные элементы диаграммы. Гистограмма (столбчатая диаграмма). Для сравнения нескольких величин в одной точке. Изменение размеров диаграммы. Этапы построения диаграммы. Выделить диаграмму мышью; Потянуть за любой квадратный маркер; Снять выделение. Может отображать несколько серий данных в процентном соотношении.

«Построение графиков функций» - График функции y = sinx. Выполнила: Филиппова Наталья Васильевна учитель математики Белоярская средняя общеобразовательная школа №1. Тема: Построение графиков функций. Алгебра. Построить график функции y=sin(x) +cos(x). Построение графика функции y = sinx. Линия тангенсов.

«Построение диаграмм и графиков» - Delphi. Изменить тип диаграммы. «Отображение графической информации в Delphi». Из нескольких компонентов Shape можно создавать несложные рисунки. Рассмотреть пример построения графика функции y = Sin(x). Рассмотреть пример. Цвет данных на диаграмме. Добавить серию данных. Перейти на пример. «Отображение графической информации в Delphi» План темы.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной , отображающей совокупность действий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Предметная аппликация.

К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации) (рис. 1-2)

Рис. 1

Рис. 2

Декоративная аппликация.

Декоративность (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать:

делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма (рис.3)

Рис. 3

Сюжетная аппликация.

Сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.

Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)

Издательство "Культура и традиции", 2002 г. Формат 84x108/16 (205х290 мм). Твердый переплет, 112 страниц.



Если вы хотите научиться делать аппликации, книга Натальи Голубевой станет для вас первейшим помощником. Это один из лучших учебников на данную тему. Именно учебников – ведь про аппликацию тут написано все! Что такое аппликация, из чего она бывает, история ее появления и многое, многое другое....

Ниже представлены краткие анонсы по каждому разделу книги.

Что необходимо для работы

Прежде всего, вам понадобится солома различных злаков (рожь, пшеница, овес и др.). Для изображения сюжетов, связанных с растительной тематикой, необходимы будут листья различных деревьев и кустарников, собранные летом и осенью, а также лесные и полевые травы. Лесные и садовые цветы, полевые растения помогут при создании панно, изображающих букеты цветов и всевозможные натюрморты. Очень часто будут использоваться стебли и листья кукурузы. Пригодится береста, взятая с упавших берез, а также кора других деревьев. Тополиный пух и хлопок помогут при работе над панно с изображением зимних пейзажей и животных. Пригодится и шпон – тончайшие пластины древесины разных пород.

Композиция и элементы аппликации

В аппликации очень важно уметь так расположить составляющие ее элементы, чтобы она вызывала у зрителя ощущение полной законченности, когда, как говорится, ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Нужно знать такие понятия как композиционный центр, линейная перспектива, формат готовой работы, стилизация....

Что мне особенно понравилось в этой книге – так это пример выполнения одного и того же сюжета в разных техниках. То что нужно, для того чтобы выработать навыки в работе со всевозможным материалом! А также, это уникальная возможность сравнить, выбрать наилучшее решение для определенного вида задачи.

Итак, дается схема вот такой симпатичной синички. И еще одна полезная схемка, где обозначены светлые и темные места на картинке. Ведь если их никак не наметить, изображение будет выглядеть плоским.



Первая работа для новичков – из цветной бумаги. Даются рекомендации по окраске фона и по оформлению законченной картинки.

Второй вариант – аппликация из соломки. Причем в двух вариантах! Птичка на черном фоне и на фоне, сделанном из растительных материалов, а именно - из кукурузных листьев.



Даны советы по обжигу соломки для получения разнообразных оттенков. Советы о том, как правильно располагать соломинки при выполнении деталей.



Еще интересный вариант исполнения птички – из перьев. При этом остальные детали опять же из соломки.

Хорошо смотрится птичка и из тополиного пуха. Пух наносят на черную бархатную бумагу, а затем вырезают деталь с птичкой и наклеивают на фон. Фон – лист ватмана, который окрашивается крепким раствором чая.

Учебную композицию можно выполнить также из засушенных листьев и цветов. Фон выполнен по принципу «растяжки» при помощи самодельного краскопульта, то есть разбрызгивания краски.

И наконец, несколько вариантов учебной композиции, выполненных на деревянной основе. Это может быть, например, разделочная доска. А детали, конечно, лучше выполнить из соломки. Цвет декоративной стороны доски можно оставить естественным или изменить, обработав двумя слоями морилки, нанесенной с помощью ватного или поролонового тампона. Либо же расписать гуашевыми или темперными красками. Потом изделия покрываются лаком в один или два слоя. Такие разделочные доски смотрятся очень нарядно.

Выполняя такие учебные аппликации, вы отработаете приемы работы над ними. И еще убедитесь, что свойства природного материала позволяют, не меняя радикально структуру композиций, бесконечно разнообразить ваши изделия. Это очень удобно для тех, кому трудно дается рисование и приходится пользоваться заимствованными композициями.

Декоративный орнамент

Разнообразные национальные орнаменты, традиционные узоры росписи по дереву, металлу, ткани служат богатейшим источником вдохновения для выполнения декоративных аппликаций из соломки и листьев.

Главный признак орнамента - это ритмичность, то есть повтор какого-либо изображения (геометрических фигур, цветов, силуэтов животных и т.п.).

Готовые орнаменты наклеивают на любой подходящий фон или деревянную поверхность. Выполнив несколько полос различной длины, вы сможете декорировать боковые поверхности журнального столика, стульев… Орнаментальные композиции помогут вам в украшении объемных предметов: тарелок, блюд, ковшей, солонок и др. Можно украсить зеркальную раму, плоскости шкафа или створки полок, особенно если цвет соломы естественным образом сольется с цветом мебели, тогда все элементы орнамента будут «играть» вследствие разного направления выложенной соломки.

Пейзажные панно

Пейзаж методом аппликации можно сотворить буквально из чего угодно, из любого природного материала, имеющегося в наличии. Обертки кукурузных початков, листья ландыша хороши для изображении неба, степи, поля; высушенные под прессом листья и цветы необходимы для создания лесного массива; береста и шпон пригодятся для изображения зданий или деревьев.



Натюрморты с цветами

Натюрморт – одна из любимых тем у художников-флористов. Очень часто его «рисуют» соломкой. Разнообразие цветовых оттенков и чудесный декоративный блеск этого материала позволяют создавать изумительные композиции.

Замечательно смотрятся миниатюрные работы в маленьких рамочках. Вазочку и скатерть или край стола, где она стоит, выполняют из маленьких кусочков сухих листьев. Фон - цветная бархатная бумага насыщенного синего или черного цвета. Материалом для выполнения миниатюрных букетов, помимо разных цветочков, может служить луковая или чесночная шелуха, особенно сине-сиреневого цвета.



Животные и птицы

Самостоятельное место в аппликациях из природных материалов занимает изображение животных и птиц. Птицы очень красиво получаются из натуральных перышек. А для изображения животных прекрасно подходит тополиный пух, который может имитировать мех, передать объем:



При выполнении портрета из природного материала, основная трудность состоит в том, чтобы сохранить пропорции человеческой фигуры, лица. Это одна из самых трудных задач даже в обычной живописи, не говоря уж о флористической. Поэтому правильнее всего будет сделать изображение более упрощенным, минимизировать проработку деталей.

Материал для выполнения портрета в технике аппликации может быть любым, хороший мастер сожжет нарисовать картину с помощью любого материала. Просто эффект всегда будет разный. Работы из соломки больше напоминают графику. Портреты из листьев более живописны и декоративны.



Сюжетная композиция

Сюжетная композиция – это изображение группы людей в каком-то интерьере, пейзаже. Это дело непростое. Тут важно уметь не только рисовать предметы, но и умело компоновать их между собой.

Аппликации на объемных предметах

Объемные изделия – вазочки, шкатулки, коробочки – инкрустируют белой и тонированной соломкой. Сухие листья и растения здесь не применяют, так как они слишком хрупки для подобной работы. Принцип выполнеия таких аппликаций имеет свои особенности. Каждый элемент тщательно подгоняют по контуру к соседнему без зазоров, как бы врезая его в деревянную заготовку по принципу инкрустации. Таким образом, поверхность, образовавшаяся после наложения аппликационного слоя, не слишком выступает из плоскости. Два-три слоя лака выровняют ее еще больше.

Инкрустирование и аппликация могут быть применены и для украшения всевозможных деревянных панно, тарелок, подносов, разделочных досок, брошей, кулонов…


В этом задании необходимо изобразить композицию в виде цветной аппликации из пересекающихся геометрических фигур .

Все декоративные композиции в нашем курсе занятий дают большую возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать разнообразные техники, изобразить различные сюжеты, освоить самые эффектные способы создания и построения композиции.

Цветовые аппликации описание.

Приведенное ниже описание и правила выполнения задания являются лишь теоретической частью. Для правильного создания цветовых аппликаций нужны практические с педагогом и профессиональные консультации на каждом этапе выполнения работы.

Цветовые аппликации являются одним из самых ярких и декоративных заданий в курсе.

На листе предлагается изобразить композицию из произвольных геометрических фигур, под руководством педагога разработать поисковые эскизы, определиться с цветовой гаммой, далее на основе эскизов, создать сбалансированную композицию.

Размер, масштаб, положение геометрических фигур подбираются исходя из общего художественного замысла.

В этом задании большое значение имеет работа с цветом. Необходимо подобрать несколько наборов цветов, гармонично подходящих и сочетающихся друг с другом (подробнее о цветовых гаммах смотрите в статье ). Далее нужно расположить цветовые сегменты в нарисованную геометрическую композицию.

В местах пересечения геометрических форм можно изменить цвет обеих фигур, создав эффект прозрачного наложения, отчего композиция сразу приобретает пространственное выражение и визуальные планы.

Стоит отметить, что цветовые аппликации - это не набор цветных , перемешанных в пространстве, это попытка создать настоящее художественное произведение используя минимум изобразительных средств.

В задании нужно не просто подобрать цвета, но и сделать из них, используя форму и массу каждого цветового сегмента, динамичную и зрелищную композицию. Задание дает прекрасную возможность проявить художественно пространственное мышление, не отталкиваясь ни от каких образцов, создать собственную уникальную композицию.

На представленных примерах, выполненных нашими учениками, хорошо видно насколько разнообразными и оригинальными могут быть композиции. В этом задании ученики, до этого считавшие, что не обладают художественными способностями, раскрывали свой творческий потенциал, создавали эффектные композиции с удивительными композиционными решениями.

Это возможность создать в процессе обучения и подготовить прекрасные работы для собственного портфолио, наработать профессиональные изобразительные навыки, необходимые в будущей специальности.

В этом задании создается настоящее декоративное полотно, отвечающее всем стандартам современных направлений живописи.

Композиции, выполненные на наших занятиях, ученики размещают в портфолио, уровень и качество готовых работ отвечают самым требовательным запросам графического дизайна.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.