Характер человека по почерку: методики определения. Графология - анализ почерка с примерами

Убористый, неразборчивый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный... Каким только почерк не бывает. У каждого из нас он свой. Он начинает формироваться примерно в возрасте 8–10 лет, окончательно складывается только к 20, но может меняться в течение всей жизни. И может многое о нас рассказать. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Так что, хочешь нарисовать психологический портрет человека? Проанализируй его почерк!

Общие сведения

Графология - это научная область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. Графологический анализ проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки (со сдвигом влево, вправо, вверх-вниз), и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расположение на листе… Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика. Хороший графологический анализ дает полнейшую характеристику – от перспектив личностного роста, определения способностей до сексуальных предпочтений и склонности к наркомании.

В последнее время услугами экспертов-графологов пользуются многие компании для составления характеристики специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов. Так что не стоит пугаться, если при приеме на работу тебе предложат чистый лист бумаги, грифельный карандаш и попросят написать парочку предложений на свободную тему. Обмануть графолога вряд ли удастся, а вот искусственно исказив почерк, ты можешь сделать себе медвежью услугу, получив характеристику человека, который не подходит на данную позицию.

Основными принципами графологического анализа делится психолог, графолог Михаил Петухов .

Что нужно?

Для графологического анализа необходим текст, написанный от руки на чистом листе бумаги. Как минимум четыре предложения с подписью. Чем больше объем текста, тем лучше (например, лист формата А4).

Писать лучше грифельным карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим.

Для анализа подойдет не каждый рукописный текст. Например, поздравление в открытке – не лучший вариант, так как, подписывая, человек, как правило, прикладывает некоторые усилия, чтобы сделать это максимально красиво. Анализируемый документ должен быть написан при таких обстоятельствах, когда человек спокоен и никуда не торопится. Лучше всего иметь несколько экземпляров, написанных в разное время.

Основные этапы анализа

1. Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

2. Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

3. Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

4. Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

5. Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Графолог Михаил Петухов согласился проанализировать для нас серию текстов с разными видами почерков. Небольшая оговорка: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую характеристику человека.

Однако, эти краткие характеристики дадут тебе представление о том, как работает графолог и какие выводы на основании каких значимых элементов делает. Присмотрись, может быть, ты найдешь почерк, похожий чем-то на твой?

В конце XIX века на весь Петербург гремело имя Николая Чижова, обладавшего способностью узнавать людей по почерку. Будучи по делам в Киеве, он зашел к преосвященному Теофилу и застал у него членов педсовета Духовной академии, пребывающих в большом затруднении. Трое выпускников набрали равное число баллов, а выбрать нужно было только одного…

Посмотрел Чижов сочинения этих студентов и говорит: «Автор этого - белокурый, бесшабашный, худой… Этого - нервный, себялюбивый… А третий - красивый, живой, энергичный брюнет. Вот ему и отдайте первенство, он того стоит». Пораженные точностью характеристик, члены педсовета стали допытываться у Чижова, как он ухитрился по почерку увидеть не только свойство характера, но и внешний вид. «Сам не знаю, - отвечал тот, - вижу, и все тут…»

Много позже ученые определят, что психомоторные движения наших пальцев во время письма направляются электромагнитными импульсами, идущими из головного мозга. Данные графологии станут использовать в психологии для исследования индивидуальных особенностей характера. В криминалистике их начнут применять для психологической диагностики. В медицине они позволят по слегка дрожащему почерку выявить ранние стадии болезни Паркинсона.

ПОЧЕРК -ЧТО ЗЕРКАЛО

Наука о почерке и отражении в нем свойств характера пишущего зародилась почти одновременно с созданием письменности. Ее научные основы заложил ученик Платона, древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст. Сам термин «графология» ввел в 1872 году французский ученый Жан Мишон. Тогда же графология выступила в качестве специальной дисциплины.

С развитием техники возможности графологии сильно расширились. В США в 80-х годах XX века была создана компьютерная программа для определения деловых качеств претендентов на вакантные места в учреждениях и фирмах. В ее основу положены данные исследования почерка 500 000 человек. Компьютер почти мгновенно выдает психофизическую характеристику человека по 130 параметрам.

Бизнесмены очень интересуются, как, судя по почерку, человек справляется с перегрузками, легко ли ему нести бремя ответственности, не испытывает ли он тайных сомнений в своей компетентности - то есть теми факторами, которые невозможно выявить в ходе беседы при приеме человека на работу.

Графологию ныне преподают в американских университетах. Более 3 000 американских, 80% немецких, более половины крупных швейцарских фирм и компаний проводят графологический анализ почерка при приеме на работу или назначении на ответственные посты.

Итак, графология может значительно больше, чем просто различить двух людей по почерку. Опытный графолог с большой степенью точности определит, оптимист ли данный человек или пессимист, к каким наукам он более приспособлен - к гуманитарным плиточным.

ГРАФОЛОГ ОТ БОГА

Графология - не столько сухая наука, сколько искусство. Никакому компьютеру не уловить информацию, которую легко считает опытный графолог. Исписанный листик бумаги как бы излучает энергетику писавшего и передает даже его внешний вид. Экстрасенсорное восприятие почерка сходно по природе со способностью некоторых людей по фотографии или личным вещам человека ставить медицинский диагноз или определять его местоположение в данный момент.

В декабрьском приложении к журналу «Природа и люди» за 1896 год была опубликована история убийства в Брюсселе адвоката Бернея. Убийцы и след простыл. Удалось только узнать, что пользовался он вымышленной фамилией Воган, и найти клочок бумаги, исписанный его рукой. Обратились к графологу, и тот выдал такое заключение:

«Темперамент горячий, пылкий, характер желчный, кость широкая, мускулы развитые, возраст средний, обращение недружелюбное. Склонность к гневу, к мизантропии. В гневе бледнеет, походка правильная, не любит споров. В нем больше надменности, чем самолюбия, хорошо считает и любит во всем порядок. Эгоист, гордец, честолюбец, говорит мало, тонкий дипломат. Понимает искусство, лишен всяких религиозных чувств. Лицо смуглое, глаза, скорее всего, серые, нос слегка горбатый, руки маленькие с тонкими пальцами, зубы хорошие. Прищуривает глаза, выговор не совсем чистый. На правой руке средний палец феноменально развит».

Через 10 дней по этим точным приметам преступник был задержан. Стоит ли говорить, что компьютерная графология смогла бы дать лишь половину из перечисленных признаков. Графолог от Бога всегда еще и экстрасенс!

А вот примеры из недавнего прошлого. Одна автомобильная компания, терпевшая от хищений миллионные убытки, исчерпав все средства, обратилась за помощью к графологу. Ознакомившись с образцами почерка сотрудников, тот заявил, что в преступлениях замешан вице-президент компании. За ним установили слежку, и он попался. Действительно, он возглавлял преступную шайку.

ГРАФОЛОГИ-ЧЕКИСТЫ

В дореволюционной России графологии уделялось настолько мало внимания, что в 82-томный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона этот термин даже не попал. В 1925 году все российские графологи были взяты на учет. И либо прекратили свою легальную деятельность, либо перешли в секретные отделы НКВД, а затем КГБ.

Вскоре из советской печати исчезли всякие упоминания о работе графологов. В обществе стало культивироваться представление о графологии как о лженауке. А тем временем графологи-чекисты устанавливали по бюллетеням голосования, кто из депутатов XIII съезда РКП(б) и XVII съезда ВКП(б) голосовал против Сталина. Пройдет несколько лет, и все «протестанты» получат пулю в затылок…

Кстати, один из виднейших советских графологов Семенов за несколько дней до загадочной смерти Есенина по поручению органов изучал его почерк и сделал заключение о психической неуравновешенности поэта. Позднее тот же графолог проводил экспертизу почерка Максима Горького.

Самым известным графологом, работавшим в органах НКВД, был Зуев-Инсаров. Исследуя автограф известного советского писателя Всеволода Иванова, он написал такое заключение:

«Пытливая и беспокойная мысль. Склонность к рефлексии, самоанализу. Когда требуются решительные меры, не останавливается перед ними, но знаком с большими колебаниями. Многое, часто боясь остаться непонятым до конца, не высказывает. Самолюбив, способен заупрямиться. Временами раздражителен, придирчив. Умеет сразу сделать многое в работе, но работает неровно. Моментами высокодаровит, моментами становится апатичным. Самообладания в серьезные минуты жизни не теряет. Глубоко с людьми сходится редко: любит общество людей одного настроения. В личных отношениях скорее мягкохарактерная натура, хотя временами и тяжелый человек. Впечатлителен. Приступы опасений, часто не имеющие под собой реальной почвы. Трудно укладывается в рамки обыденной жизни. Сложность личных переживаний, выражающаяся иногда в форме внутренних противоречий. Навязчивость отдельных представлений».

На этот характерологический этюд Всеволод Иванов откликнулся так: «Ваша характеристика потрясла меня как веяние огромного таланта!»

АВТОГРАФ НА ПАМЯТЬ

До изобретения пишущей машинки рукописи были исходным материалом для размножения. Поэтому в начальных школах уделялось большое внимание каллиграфии - искусству красиво и разборчиво писать. Уроки чистописания исчезли из программ наших начальных школ в 1950-х годах. А сейчас, когда компьютеры повсеместно вытеснили пишущие машинки, о красивом почерке уже никто не вспоминает, и большинство людей пишет как курица лапой.

Почерк резко ухудшается в минуты торопливости, от чего страдали писатели прошлого века, стремившиеся не упустить вдохновения. Рукописи Виктора Гюго напоминают поле битвы, где павшие (вычеркнутые) слова заменяются новыми воинами отнюдь не в боевом порядке.

Над рукописями Бальзака наборщики соглашались работать лишь за повышенную плату, да и то не более часа в день. У французского философа Монтеня был настолько неразборчивый почерк, что ему пришлось нанять секретаря, чтобы написать свои «Опыты» в приемлемом для типографии виде. Большой экономист Чарлз Диккенс писал микроскопическими буквами, очень неряшливо и вдобавок синими чернилами на синей (наиболее дешевой) бумаге.

В настоящее время большой объем ручной писанины сохранился у врачей, и их почерк попал в анекдоты. Несмотря, однако, на прогресс машинописной техники, сохранились два вида рукописания - автографы и подписи под документами. Они-то и приоткрывают завесу над тайнами характера человека. Графологи утверждают, что подпись - это зеркало души. Чем она вычурнее, тем больше отклоняется мнение человека о себе от реальной действительности.

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина

В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

№1 и №2 . Типичные почерки девушек-подростков. Тенденция левонаклонности в сочетании с округлостью, связанностью и стилизованностью. Небольшой разброс высоты, сосредоточенность на центре форм. Преобладание движений «вовнутрь». Контроль формы за счет потери в скорости.

Авторы почерков - сосредоточенные на себе и своих субъективных чувствах личности. Им присуще принятие решений и поведение - в соответствие скорее с чувствами, нежели с рациональностью. Также - чувство протеста, в том числе - родительскому влиянию. Со стороны такие девочки кажутся упрямыми или эгоистичными, тогда как на самом деле - это лишь их попытка добиться автономности, самостоятельности, взрослости и отмежеваться от опеки и влияния родителей, все еще воспринимающих свою дочь как ребенка. Также - характерна озабоченность своим имиджем, внешностью, статусом среди себе равных. Несмотря на демонстрацию протеста и независимости, девочки на самом деле именно очень зависимы и чувствительны к мнению о них окружающих, их осуждению, они остро нуждаются в одобрении взрослых.

В почерке №2 - описанные временные подростковые явления начинают уже проходить и личность выглядит более «зрелой», хотя хронологический возраст автора этого почерка и ниже на несколько лет, чем автора почерка №1.

№3. Почерк обнаруживает почти тотальный контроль над своим вниманием. Непродуктивная стилизованность - страдает скорость и спонтанность письма. Раздельность. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек. «Вынужденный» правый наклон. Узкие «петли», надлом в «б».

Автор почерка - скрывается за «маской». Это чрезвычайно осторожный и расчетливый человек. Такая «маска» заключается в том, что он пытается создать впечатление наивности и открытости - хотя на самом деле напряженно наблюдает и может неожиданно начать манипулировать человеком или использовать собранную о нем (пользуясь сначала его доверием) информацию. Этот человек - формален, официален по своей сути, бюрократичен если выдается возможность проявить это. Упрям, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Основателен, придирчив к деталям и подробностям.

№4. Почерк узкий - зажатый, правонаклонность, форма букв угловатая. Связанность, но короткие окончания слов. Падающие строчки. Ход строчек, однако, тоже неровный. Нажим - средний до сильного. Отсутствие правых «полей», текст идет «сплошной массой».

Автор почерка - молодая женщина, которая всеми силами старается «держаться на плаву», но похоже, это ей не очень удается. Она живет не в удовольствие, не ради себя - а ради одного морального долга, понятий «надо», «обязана», «дОлжно». Это личность, крайне критичная к себе, готовая на самопожертвование. Можно быть уверенными, что в ее жизни был не один человек (мужчина), просто-напросто пользующийся ее жертвенностью. Пока она не расслабится, не научится не только отдавать, но и получать, ценить себя и не чувствовать вины там, где ее нет, пока она не выставит к окружающим ее людям такую же высокую планку требований, которую ставит только себе - описанный сценарий будет повторяться и дальше.

№5. Тотальный моторный контроль. Абсолютное следование стандарту прописей. Крайняя стилизованность и крайне низкая скорость почерка. Узость «петель» (см. букву «е» в словах «желаю», «тебе» и др.). Надломленность низа «р» в «марта», искусственно превозмогаемые расстояния от «у» в «учиться», «й» в «твой» и др. признаки.

Автор почерка - безусловно, никакой не школьник «Вова». Это взрослая женщина, специально натренированная писать «прописным» почерком. Несмотря на это, все-таки и здесь проявились некоторые свойства личности пишущей. Так пишет человек неспонтанный, напряженный (о чем говорят некоторые сбои - рука не выдерживает большого мышечного напряжения и концентрации и кажется, что вот-вот «дрогнет»). Только человек, внутренне боящийся или не смеющий выразить свою индивидуальность, быть «не как все», смирившийся с рутинным и монотонным существованием, способен настолько подавить все личное и настолько «безукоризненно» изобразить стандарт. Содержание - приносится в жертву пустой форме. К тому же, на более глубокий взгляд, это самоподавление хорошо видно в зажатости некоторых букв и линий.

№6 . Высокая степень контроля в почерке. Угловатость. Узость формы. Приемлемые расстояния между строками и словами. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н». «Подъем» второго абзаца.

Автор почерка - эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не показывает этого - он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. Убежден в правильности своих позиций и своей объективности (что говорит о субъективности). Намеренно демонстрирует свое расположение к людям.

№7 . Максимальная заполненность листа (нет полей со всех 4 сторон). Вид «общей массы». Раздельное написание. Форма - скорее печатная, очень угловатая. Плохая ориентация и расположение на листе. Отсутствие расстояний между строками, порой и между словами. Неустойчивость. Неровность хода строк. Непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона.

Автор почерка - мужчина, доминантная личность. Ему присуща грубоватая чувственность. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Высокий болевой барьер. Экстравертен. Громко и много говорит, перебивая собеседника. Плохо ориентируется в бытовых жизненных ситуациях, упускает мелочи. Живет «здесь и сейчас», нетерпелив и порывист. Имеет отличные руки - может мастерить, строить, расположен к технике или физическим усилиям.

Испытывает перепады настроения, субъективен. Трудно дается выбор верной дистанции в межличностном общении.

№8. Необычный почерк. Левый наклон. Отсутствие нюансов цвета и нажима. Плохая читабельность. Сильный нажим. Неровность строчек. Средняя зона букв тянется и занимает место в верхней - вопреки стандарту (см. «н», «р», «ь»). Одновременно - укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность. Надлом верхней зоны - «б», «т».

Автор почерка - индивидуалист и всячески подчеркивает это. Обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. Пытается выглядеть умнее, чем есть и производить впечатление высокоинтеллектуального человека, но это только видимость. Проблемы в интимных отношениях. Отстранен, искренние отношения ему незнакомы. Хитер, манипулятивен, пользуется для этого своей интуицией. Неблагонадежен.

№9. Почерк вызывающе нестандартен. Правонаклонность, узость, упрощенность, низкая читабельность. «Налезание» нижней зоны на чужую территорию - соседние строчки. Колебания формы, наклона, размеров, расстояний. Интенсивность импульсов, резкая угловатость. «Вылезание» средней зоны на место верхней («з», «д»), почти полное отсутствие полей. Резкий надлом верхней зоны - «б».

Автор почерка - мужчина, основные мотивы личности которого - это внутренний протест, гнев, хроническая обиженность и мрачное восприятие жизни. Строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. Эмоциональная зажатость, частично вызванная подавляющим воспитанием со стороны отца пишущего. Человеком владеет и сопровождает по жизни ощущение «жертвы», обиженного и оскорбленного. Для него характерны - жесткость и отсутствие душевной близости в отношениях.

№10. Почерк - разделен, фигурист, стилизован. Колеблющийся прямой наклон. Закручивающиеся вовнутрь движения (петля и возвращающийся к центру хвостик «б», буква «с», «о» и др.). Непродуктивные с точки зрения написания, элементы и излишества (см. «д», «у», «з», «й» и др.). Одновременно - теряющие прямоту строчки, неравномерные расстояния между ними. Нижние элементы букв «залезают» на территорию нижеследующих строк. Промежутки между словами также неравномерны, с тенденцией к уменьшению. Заполненность пространства целиком.

Автор почерка - представительница классической «маски», ставшей «второй натурой». Этой женщине присуще убеждение, что форма, впечатление, имидж - важнее истинной сути. Она сконцентрирована на себе и своих переживаниях, словно «улитка», свернутая в своей раковине, пессимистична.

«Прогибание» перед трудностями, страх за будущее. Критичность, неспонтанность, эмоциональное восприятие, субъективность суждений.

Пишущей присуща демонстративная, искусственная жертвенность, расчет, материальность. Это своего рода - компенсация, замена потребности в душевной близости и тепле, не полученных в семье в детстве и отсутствующих во взрослой жизни, но до сих пор так остро желаемых. Для всего этого и необходима такая «маска».

№11 . Автограф. Максимальная скорость в сочетании с полным игнорированием формы. Молниеносный импульс движения. Максимальное отклонение от стандарта. Негармоничность расположения. Угловатость с резкостью. Очень крупные размеры.

Автор автографа - «гений и дьявол» одновременно. Он сочетает редкую остроту ума и редкую же импульсивность. Мгновенное восприятие и неуравновешенность. Авторитарность до мании величия и манипулятивность. Интересы прежде принципов. Агрессия - вероятно, не только словесная. Отсутствие каких-либо навыков взаимоуважительного общения с окружающими людьми, если такая видимость имеет место - то это исключительно имеет подоплеку личных интересов и выгоды.

Грубость, вульгарность, отсутствие душевного тепла или искренности.

Вероятность жесткого, если не жестокого отношения, унижения достоинства в детстве, со стороны членов собственной семьи или близкого окружения.

№12. Автограф неровный, неустойчивый. Далекий «разгон», размашистость. Закрытые сверху «аркады», частичная неразборчивость, связность. «Конусное» постепенное уменьшение от начала к концу. Сильно выраженная правонаклонность в сочетании с узостью букв. Маленькое расстояние между словами. Подчеркивающие линии, на которые как бы опираются буквы, имеют аркообразную и резкообрубленную форму.

Автор автографа - женщина, пытающаяся производить впечатление легкости, эмоциональности и капризной женственности, на самом деле - очень страдающая и неуравновешенная личность, надломленная и неуверенная в себе, с тщательно скрываемой низкой самооценкой, перепадами настроения, огромными страхами и нервным напряжением. Видна острая потребность в близких, взаимных отношениях и даже болезненная зависимость от кого-то. Болезненно жертвенна, готова на унижение ради приятия. Пишущая с трудом держит себя, она постоянно оглядывается на свое прошлое, свои корни, дом. Что-то заставляет ее быть очень скрытной, она держит в себе какую-то тайну. И боится, очень боится будущего.

№13. Автограф, резко поднимающийся вверх. Много преувеличенно-демонстративных элементов. Если их «снять» - остается довольно мелкий, округлый, петляющий, неприметный почерк.

Себя оценивает несколько занижено. Трудность делиться сокровенным и личным. Уязвимость, скрытность и некоторая внутренняя зажатость. Возможно, критичное и требовательное воспитание.

Исключительно важно личное приятие и понимание, дискомфорт при тесном общении с большим количеством людей, по-настоящему сближается только с самыми верными и проверенными людьми, которые по ее мнению, «не смогут» ее обидеть. Использование «маски-имиджа», защищающей личную уязвимость.

© И. Гольдберг , 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора .

Античный автор Светоний, описывая жизнь «божественного Августа», не обошел вниманием и его почерк: «...он не разделяет слов и не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы подписывает тут же снизу, обведя их чертой».

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора — Николая 11: «Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком, удивительно ровным, чётким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной».

Несмотря на такой давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии — учения о почерке — считается живший в прошлом веке аббат Мишон. Он написал несколько сочинений на эту тему, по его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы.

Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсароз, автор популярной книги «Почерк и личность». Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду «Эрмитаж» и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки. Среди его клиентов встречались и люди известные. А. М. Горький, например, писал ему в 1927 году из Сорренто: «О значении графологии как науки у меня нет мнения, ибо я не знаю ни законов, ни методов этой науки. Да есть ли у нее законы и метод?.. Но не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, незнакомых им и никогда ими не виданных».

Первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко высказался решительнее: «Если вы распознали мой характер действительно только по почерку, то это доказывает, что графология на самом деле имеет право претендовать на науку и что вы — прекрасный графолог».

Однако в 1940 году профессор С. В. Познышев провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк — это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. «Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений, С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.».

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей запиской книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов — невнимательность), другие — не очень (округлый почерк — слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Ну почему, скажите, увеличение размеров букв к концу слова свидетельствует о доверчивости, а если наоборот — то о хитрости и осмотрительности... Ответа на этот вопрос нет, и нам остается утешиться тем, что знаменитая формула Е=mс2 тоже не имеет никакого отношения к бытовым наблюдениям и относится к области чистой науки. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях.

Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей:

Крупный почерк , по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельст

вует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя.
Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Неровное письмо — по величине букв, наклону, направлению строк — свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
Если же почерк разборчивый и ясный — аккуратный , но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания , мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость.
Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга — слабая воля; слитно — хорошая стрессоустойчивость.
Сильный нажим — критичность, склонность к проявлению силы.
Маленькие расстояния между соседними словами — интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова — осторожность, доходящая до трусости.
Строчки направлены вверх - инициатива энергия, надежда на свои силы; вниз — угнетенное состояние; в разные стороны — впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.
Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии — или, как ее теперь называют, графометрии , — приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.
Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись — ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент — скажем, букву «т» писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, "как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за «иностранный» язык. В нем не будет главного — естественности и внутренней логики.
Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком — рафинированным и безликим, Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет.
Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный — который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

В заключение — небольшой тест.
Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения.
А теперь охарактеризуйте свой почерк.
1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2—3 мм) — 3 балла, маленькие — 7, средние—17, крупные (свыше 7 мм) — 20.
2. Наклон бука: влево — 2 балла, легкий наклон влево— 5, прямое написание—10, легкий наклон вправо — 6, вправо — 14.
3. Форма букв: округлая — 9 баллов, бесформенная — 10, угловатая—19.
4. Направление строк: ползут вверх — 16 баллов, прямые — 1 2, ползут вниз — 1.
5. Сила нажима: легкая — 8 баллов, средняя — 15, сильная — 21.
6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию—11 баллов, к раздельному — 18.
7. Общая оценка: почерк старательный—13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие — с трудом — 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом — 4.

Сложите полученные баллы.
35—51 : такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
52—63 : здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума — романтик и философ.
64—75 : обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
76—87 : почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, — хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
88—98 : самая распространенная группа. Характерные признаки — честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются "неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
99—109 : индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одаренные личности, склонные к творчеству, изобретательству.
110—121 : это скорее всего личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.