Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Папа, мама, я — дружная семья

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Папа, мама, я - дружная семья!»

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие , физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально -коммуникативное развитие.

Цель : формировать представление детей о семье , о нормах и правилах поведения и общения с близкими людьми.

Задачи :

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" - знакомство детей с понятием "Семья ", воспитание заботливого и уважительного отношения друг к другу;

Образовательная область" Познавательное развитие "- формирование первичных представлений о семье , развитие любознательности , познавательных интересов ;

Образовательная область "Речевое развитие" - развитие связной речи, формирование способности к диалогу. Словарь : семья

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (рисование) -вызывать у детей радость от созданного ими изображения солнышко;

Образовательная область "Физическое развитие" - развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Виды детской деятельности, приемы работы : игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование : Кукла Катя, картинки с изображением членов семьи - папы , мамы, ребенка, изображение солнца (круг) .

1. Организационный момент :

Один, два, три, четыре, пять

Всем вам дружно надо встать .

Покружиться , подрасти,

И ко мне всем подойти!

2. Ход занятия :

Вос-ль : Ребята, я сегодня прочитала в книге о новом, интересном, волшебном слове - семья . Кто знает, что такое семья ?

Дети высказывают свое мнение.

Вос-ль : Для чего нужна семья ?

Вос-ль : Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие по стране "Семья ". На чем мы сможем туда добраться? (На машине, самолете, поезде)

Вос-ль : Предлагаю отправиться на поезде. Я буду - вагоновожатый. Вставайте друг за другом в поезд.

Поезд отправляется! (Дети имитируют стук колес)

Вос-ль : Итак, остановка первая - Загадочная.

Вам надо отгадать загадки. Будьте внимательны.

Дидактическая игра "Доскажи словечко"

1. Кто милее всех на свете,

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша. (мама !"

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить.

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (папа !"

3. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить, и детям?

Кто поддержит, вас, друзья

Ваша дружная . (семья !"

Остановка вторая - Пальчиковая .

Пальчиковая игра "Семья "

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - я,

Все мы - дружная семья !

Вос-ль : Занимайте свои места в вагонах, отправляемся дальше. (Дети имитируют стук колес) .Следующая остановка - Выручайка.

Посмотрите, а кто это?

Дети : Кукла Катя. Она расстроена, обижена, плачет.

Вос-ль : давайте спросим у куклы : Что случилось, Катя?

Катя : Я обиделась на своих папу и маму, потому что они не купили мне в магазине куклу.

Вос-ль : Ребята, а у вас были такие случаи, когда папа и мама не смогли купить вам игрушки?

Как вы себя вели в этой ситуации? (ответы детей)

А ты как себя вела, Катя (Плакала, кричала, ссорилась с родителями, требовала купить куклу)

Давайте подумаем, правильно ли поступила Катя в магазине, требуя от родителей куклу?

А вы правильно поступили со своими родителями в магазине? (ответы детей)

Вос-ль : Ваши родители заботятся о вас, и когда наступают праздники, папы и мамы радуют вас своими подарками - игрушками.

Катя : Да, когда у меня был день рождения, мама и папа купили мне набор детской мебели и поздравляя, они называли меня : "Катя, Катюшенька, доченька, солнышко".

Вос-ль : Ребята, а как вас родители называют ласково, когда дарят вам подарки на праздники? (ответы детей) .

- Как вы думаете : Катя обидела родителей своим поведением в магазине?

Как ей можно помочь, что ей можно посоветовать? (Обнять, поцеловать, извиниться перед родителями)

Вос -ль : Катя, у тебя самая лучшая семья , твои родители любят тебя, заботятся о тебе. Желаем тебе, чтобы твоя семья жила весело и дружно . А нам пора прощаться! До свидания!

Вос-ль смотрит в окно, читает :

Сыро, хмуро за окном, дождик моросит,

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют,

У нас своя погода тут.

Улыбнется все семья , ясно и тепло,

Вот уже и солнышко в комнате взошло!

Вос-ль (обращает внимание детей на лист ватмана, в середине которого нарисован круг и наклеены картинки с изображением семьи ):

А вот и наш семейный круг, а для того, чтобы он превратился в солнышко, как вы думаете, что мы можем сделать? (нам надо взять мелки и дорисовать лучики)

Дети берут мелки, дорисовывают лучики.

Вос-ль : Вот мы и совершили путешествие по стране "Семья ".

Так что же такое семья ? Для чего она нужна людям?

Вос-ль : Вы - самые счастливые дети на свете, потому что папа , мама , вы - это семья , в которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу, потому что (хором) :

"Папа , мама , я, все мы - дружная семья !"

СВЕТЛАНА ГОРЯЧКИНА
Конспект занятия «Знакомство с семьёй Насти» во второй младшей группе

"Знакомство с семьёй Насти "

Цель :

Формировать представления детей о семье ; умение называть своё имя,фамилию,имена членов семьи . Говорить о себе в первом лице. Обогащать словарный запас : "дерево семьи ", "близкие родственники". Воспитывать желание проявлять любовь и заботу к родным.

Интеграция :Коммуникация,Социализация,Художественное творчество.

Предварительная работа : беседа "Что такое семья ?", Сюжетно -ролевая игра"Семья ",Чтение стихотворения И. Муравейко "Я сама",фотовыставка "Как мы отдыхаем с семьёй "

Материал : Планшет с "деревом" семьи Карпиных , два руля, муляжи фруктов,конфет,т. п. ,две куклы (пупсы,ватман,краски,салфетки,фотографии каждого ребёнка, клей, кисточки.

Организованная деятельность проводится по подгруппам .

Дети сидят на стульчиках.

Проводится пальчиковая гимнастика "Моя семья ".

Воспитатель :

Ребята, посмотрите у меня в кулачке, то-то хочет с вами познакомиться !

(кулачок сжат, воспитатель по очереди разгибает пальцы)

-"Этот пальчик маменька, этот пальчик папенька, этот пальчик бабушка, этот пальчик дедушка, этот пальчик Я-это вся моя семья !"

А что же такое семья ?

Дети :

Это папа,мама,дедушка,бабушка,брат,сестра.

Воспитатель :

Правильно ребята. У каждого из вас есть своя семья . У каждой семьи есть своя фамилия .

Вы приносили много фотографий, как с мамами, папами, отдыхаете на речке; работаете на даче; отмечаете праздники и другие. Очень интересно было узнать о ваших семьях . Спасибо, что познакомили меня с вашими родными.

Воспитатель выставляет планшет с изображением дерева (связанного спицами и яблоки - картон с наклеенными фотографиями родных)

Воспитатель :

Посмотрите какой сюрприз нам приготовила Настя и её семья .

-Настя ,это что за чудо-дерево?

Настя :

Это дерево моя семья , а яблочки мои родные.

Воспитатель :

Ой, как интересно,расскажи нам о своей семье . Сначала назови своё имя,фамилию,сколько тебе лет.

Настя :

Меня зовут Настя Карпина , мне 4 года. Мою маму зовут Лиля.

(ребёнок прикладывает "яблочки" к веткам и рассказывает кто на них изображён.)

Воспитатель во время рассказа уточняет :

Как зовут папу, бабушку и т. д. ?

Бабушка Наташа, чья мама, папина или мамина?

Братик старше или младше тебя ?

Дружно ли живёте с братиком?

Что ты любишь делать с бабушкой Валей?

Как отдыхаете с мамой, папой и т. п. ?

По окончании рассказа воспитатель благодарит Настю и сообщает детям , что такое древо семьи можно сделать дома со своими родителями и добавить ещё своих близких родственников-это тёти и дяди и двоюродные сёстры и братья и др.

Воспитатель :

Ребята, что нужно делать, чтоб в вашей семье у всех было радостное настроение ?

Дети :

Не обижать никого, помогать, не ругаться, дарить подарки, любить и другие ответы детей.

Воспитатель :

А, вы любите когда вам мамы, папы, что-нибудь покупают, дарят?

Дети :

Воспитатель :

Давайте мы сейчас превратимся в мам, пап,бабушек,дедушек и поедим в магазин за покупками!Разделимся на две команды, это будут две семьи и посмотрим чья семья быстрее купит гостинцы для малыша?

(по желанию дети выбирают предметы, разложенные на двух столах, для 1-ой и 2-ой семьи . "Папа" по очереди отвозит на "машине "за покупками всех членов семьи и дарят подарки куклам "Малышам")

П/игра "В магазин за покупками!"

По окончании игры воспитатель хвалит все "семьи ", отмечает как довольны "Куклы-Малыши".

Дети проходит на стульчики.

Воспитатель :

Дети, а как ласково вас называют дома родные?

Дети :

Солнышко, лапочка, заинька, радость моя,цыплёнок и др.

Воспитатель :

Вот видите как любят вас мамы и папы, бабушки и дедушки. Давайте мы тоже порадуем их? Мы нарисуем необыкновенное солнышко. Ведь когда светит солнышко всем на земле радостно! Лучиков у солнышка много и ваших ладошек тоже много, пусть они будут лучиками. Мамы и папы посмотрят на наше солнышко и им станет очень весело и тепло.

(дети под музыкальное сопровождение "Пусть всегда будет солнце"рисуют"Лучики",прикладывая ладошки к кругу. Затем на свои ладошки приклеивают небольшие фотографии)

Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на то,как старались все дети и какое весёлое получилось солнышко.

"Солнце светит ярко, ярко!

От него светло и жарко,

Хорошо на свете жить,

Своим родным тепло дарить!

В итоге воспитатель с детьми оформляет в раздевалке выставку работ "Солнышко"

Длительность совместной организованной деятельности взрослых и детей -15минут.

Аджитарова Рушания Раульевна, воспитатель, МБДОУ «ДС №87»

г. Миасс

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цели: Познакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, отвечать на вопросы воспитателя; воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение радоваться и сопереживать; развивать мелкую моторику рук; закреплять умение формовать из пластилина овальные комочки, прививать интерес к изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование : фланелеграф, картинки с изображением семьи, пальчиковые персонажи семьи, пластилин, доски для лепки, салфетки.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Давайте посмотрим друг на друга улыбнемся и скажем – Здравствуйте!

(Дети здороваются.)

  1. Основная часть. Знакомство детей с понятием «семья».

Воспитатель показывает из-за ширмы пальчиковых персонажей (семья).

— Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Давайте поздороваемся. (Воспитатель показывает пальчиковую игру «этот пальчик… », побуждая детей договаривать слова.

Этот пальчик дедушка – показывает большой палец с пальчиковой

игрушкой –дедушкой.

Этот пальчик бабушка — показывает указательный палец – бабушка.

Этот пальчик мамочка – показывает средний палец – мамочка .

Этот пальчик папочка – показывает безымянный палец – папочка.

Этот пальчик Я – показывает мизинец с куклой ребёнка.

Вот и вся моя семья – показывает персонажей, высоко подняв руку.

Воспитатель . Ребята, назовите, кто этот пальчик? (дети называют каждый пальчик: дедушка, бабушка, папа, мама, ребёнок).

Посмотрите на доску внимательно и скажите кто изображено на этих картинках. (дети рассматривает картинки с изображением семьи).

— Ребятки, а у вас есть мама, папа, дедушка, бабушка? (ответ детей да

Дедушка такой же, как папа? Дедушка седой, на лице морщинки-складочки – он старенький. У папы нет седых белых волос, нет морщинок – он молодой. А мама такая же, как бабушка? (проводится аналогичное сравнение). А это кто? – ребёнок (взрослый называет сравнительные характеристики.) Это дедушка, это бабушка, это папа, это мама, это ребёнок (дети вместе с взрослым перечисляют пальчиковых героев.) А вместе они — семья. Взрослый спрашивает у каждого ребёнка, есть ли у него мама, папа, дедушка, бабушка и как их зовут? Любит ли он их? Уточняет, что у всех есть семья, в семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову

Пирожками угощу.

  1. Лепка «У ежика иголки».

Стук в дверь и заходит к нам маленький ежик.

Воспитатель . Ребята, посмотрите к нам пришел маленький ежик. Он один и никого у него нет. Ему очень сильно скучно без друзей и родных. Давайте, его пожалеем и слепим из пластилина новый друзей.

Воспитатель показывает детям, как лепить ежика. Дети под руководством воспитателя лепят ежика. Прикрепляем к телу ежика заготовки из спичек — иголки.

Воспитатель. Ребятки, вот мы с вами такие молодцы! Посмотрите сколько сейчас друзей у этого ежика, как он рад и благодарит нас. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья! В семье все забоятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

Используемая литература:

  1. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Лыкова И.А.
  2. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада Н.А. Карпухина.

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе "Моя семья".

Программное содержание : Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; познакомить с понятием «семья»; закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
Словарная работа: родная, семья, забота, порадовать, любимые.
Материал: кукла Антоша, дом-башенка, фланелеграф, фотографии членов семьи, сюжетные картинки (бытовые ситуации), игрушки, необходимые для дидактической игры.
Предварительная работа:
1. Экскурсия на цветущую клумбу. Среди многообразия цветов выделить основные части цветка.
2. Рассматривание семейных фотографий каждого ребенка. Побуждение детей к рассказу о людях, с которыми они живут.
3. Рассматривание серии сюжетных картинок. Выявление родственных отношений (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат).

Ход занятия

Воспитатель.
«Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит? (Ответы детей.)
К этой башне подойдем,
А зовется башня- дом!»
- Мы постучим, тук-тук, никого?!
-Постучим погромче, ведь звоночка нет, тук-тук!
(Кто-то выглядывает в окно)
- Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут? (Антоша.)
Здравствуй Антоша! (Ребенок здоровается.)

Антоша, с кем ты живешь в этом доме?
- Один?
-Антоша решил проверить ребят, смогут ли они ответить на вопрос: «Как вы думаете, с кем живет мальчик?» (Ответы детей, после каждого правильного ответа появляется картинка каждого члена семьи.)
- Молодцы, правильно отвечали! Антоша решил показать вам свой любимый цветок на лужайке возле дома. Посмотрите, что есть у этого цветка? (Ответы детей.)
- А теперь Антоша хочет вам рассказать об этом цветке. (Показывает картинку.)

Цветок наш зовется
«Родная семья».
Сестренка- цветочек,
Лист – брат, это я.
Папа и мама
У нас стебельки,
Дедуля с бабулей
В семье корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга.
Все в нашей семье, очень любят друг друга.

Воспитатель. Посмотрите на цветок «родная семья». (Дети повторяют названия членов семьи.) Запомните дети, «Семья» - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья, самые близкие люди, которые любят вас и заботятся о вас. (Высказывания детей, повторение понятия «Семья»).

Физкультминутка:
«Чудеса на белом свете,
Стали карликами дети.
А потом мы дружно встали,
Великанами вдруг стали».

Дидактическая игра «Помощники в семье».
Цель: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, сочувствие к ним, желание помочь, освободить от хлопот.
Игровое задание: суметь порадовать близких.
Правила: подбирать сюжетные картинки только для придуманной ситуации. Помогать друг другу.
Материал: Сюжетные картинки, на которых изображены разные бытовые сцены (кто – то помогает маме убирать квартиру, бабушке – печь пироги, дедушке ремонтировать мебель и т.д.), соответствующие игрушки.

Ход игры
Вместе с детьми придумывать ситуации, в которых можно проявить заботу о близких, помочь им.
Сами дети выбирают нужные картинки или игрушки из подготовленных воспитателем заранее. Когда все готово для игры воспитатель начинает рассказывать о том, как пользоваться этими вещами, помогая близким.
Детей необходимо вовлекать в разговор. Каждый ребенок должен сказать, какую он оказывает помощь в семье, чтобы порадовать и освободить от хлопот своих близких.