Основными процессами памяти являются. Психология памяти. Основными условиями прочного запоминания являются

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХарЬкОвский нацИональнЫй унИверситет

имени В.Н. КаразИна

Кафедра социологии

По дисциплине «Общая психология»

ПАМЯТЬ, ВИДЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группы СЦ-12

Мельник Мария Петровна

Проверил:

доцент кафедры прикладной психологии,

к. психол. н., доцент

Сорока Анатолий Владимирович

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...1

РАЗДЕЛ І. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ………………………..….2

1.1.По продолжительности сохранения материала ……………………….…..2

1.2.По характеру психической активности …….……………………………...3

1.3.По характеру целей деятельности…………….………………………...…..4

РАЗДЕЛ ІІ. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ…………………………………...5

2.1.Запоминание…………………………………………………………………5

2.2.Сохранение…………………………………………………………………..6

2.3.Воспроизведение……………………………………………………………7

2.4.Узнавание……………………………………………………………………8

2.5.Забывание……………………………………………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………………………………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………11

Память форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями .

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи . Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные .

К простым относят:

1. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

2. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

3. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность,

ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации смысловые . В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект . То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Память можно условно подразделить по продолжительности сохранения материала (на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую), по характеру психической активности (двигательная память, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и т.д.) и по характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная).

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

· Мгновенная , или иконическая , память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.

· Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание,

но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем.

· Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

· Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

· Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

· Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:

· Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после

4 того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

· Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

· Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

· Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана

интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение

· Произвольная память - обязательно присутствует задача на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

  • Запоминание - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Первоначальная форма запоминания - непроизвольное запоминание, которое происходит без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается то, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности (окружающие предметы, события повседневной жизни, содержание фильмов и книг, поступки людей и т.д.)

В противовес непроизвольному запоминанию существует произвольное (преднамеренное) запоминание, когда человек ставит перед собой цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминания представляет собой сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. мнoгoкpaтнoгo повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Многое из, того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. И в то же время, если доставить перед собой эту задачу и выполнить вce необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом

имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но 6олее частных, специальных задач. В одних случаях,

например, ставится задача запомнить только основное, главные мысли, наиболее существенные факты, в других - запомнить дословно, в-третьих, - точно запомнить последовательность фактов и т.д. Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, под ее влиянием меняется, сам его процесс.

Запоминание, включенное в какую-либо деятельность, оказывается гораздо эффективнее преднамеренного запоминания и заучивания, поскольку оно оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Важной характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Существует осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание – запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой такого запоминания являются ассоциации по смежности (одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени, для установления такой связи требуется многократное повторение материала)

Осмысленное запоминание – всегда связано с процессами мышления и опирается на обобщённые связи между частями материала. Оно основано на понимании логических связей между отдельными частями материала.(к примеру, два положения, из которых одно является выводом из другого). Осмысленное запоминание гораздо продуктивнее механического, требует меньше усилий и времени на запоминание. Приёмы осмысления материала: выделение главных мыслей текста и группирование их в виде плана; выделение смысловых опорных пунктов; сравнение; конкретизация, пояснение общих правил примерами; повторение.

· Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.7 Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том,что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чемнепосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим.Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплениеми предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в кореголовного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

· Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.

Оно может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения является появление образов, которые характеризуются исключительной устойчивостью.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта. Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели - вспомнить что-либо - осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то,

что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.

Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспоминаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что все это требует от нас определенных волевых усилий. Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.

· Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Его элементарная первичная форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии - непроизвольное узнавание . Происходит при значительном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями и достаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. Проявляется непроизвольное узнавание в виде адекватной реакции на привычный раздражитель.

Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным. И только в дальнейшем, находя общие черты с прежними впечатлениями, мы узнаем предмет. Было показано, что объем припоминания меньше объема узнавания. На основе чувства знакомости возникает ложное узнавание .

Противоположным ложному узнаванию является феномен утраты хорошо знакомого. Если имеется стойкий характер утраты знакомости – это агнозия (нарушение предметов узнавания, явлений при ясном сознании вследствие поражения коры головного мозга).

· Забывание – естественный процесс постепенного уменьшения возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. физиологическая основа забывания – торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией(смутное воспоминание) .

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения . Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением , оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Для уменьшения забывания необходимо:

1. понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);

2. повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш психический мир очень многообразен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта . Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, объединяя все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием . Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением . Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление , или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение . Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Маклаков А. Г.
    М15 Общая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 583с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
  2. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Воспроизведение и узна­вание - процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же - в отсутствие объекта .

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно доль­ше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припом­нить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

​​​​​​​​​​​​​​Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным ( и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно - часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода - от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите. С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: "Утро вечера мудренее".

Забывание может быть следствием психологических проблем , в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.

Процессы памяти и их характеристика

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Процессы памяти и их характеристика
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Память - ϶ᴛᴏ психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизводстве человеком разнообразной информации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, память - это сложный психический процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом.

В составе памяти можно выделить отдельные процессы. Основные из них - запоминание, сохранение , воспроизведение, узнавание и забывание.

Деятельность памяти начинается с запоминания.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. К примеру, после прогулки по лесу или после посœещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.

В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздей­ствия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их проч­ности бывает различна. Лучше всœего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всœе, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности. По этой причине даже непроизвольное запоминание, в определœенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим от­ношением к окружающему.

В отличие от непроизвольного запоминанияпроизвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчинœенную задаче запомнить. Вместе с тем, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.

Принято выделять осмысленное и механиче­ское запоминание.

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является зазубривание, заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания является многократное повторе­ние материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Два положения из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что сле­дуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. По этой причине ос­мысленное запоминание всœегда связано с процессами мышления и опирается глав­ным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Осмысление материала достигается следующими приемами:

o выде­ление в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана;

o выделœение смысловых опорных пунктов;

o сравнение;

o метод повторения: концентрированное и распределœенное;

o метод воспроизведения во время заучивания;

Преимущества произвольного запоминания со всœей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования извест­ного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что уста­новка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта͵ не являет­ся сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В опреде­ленных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запом­нить), оказалось определœенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

Сохранение - это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. В головном мозге происходит установление нервных связей между клетками, благодаря чему образуется нервный путь.

Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, ʼʼстиранияʼʼ следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала памяти. По этой причине сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.

Забывание - весьма целœесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всœегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально ʼʼзасоренʼʼ множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.

Рис. 1 ʼʼКривая забыванияʼʼ Эббингауза
Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавания. Забывается прежде всœего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и в связи с этим не получает достаточного подкреплении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всœего это так называемое угасательное торможение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается при отсутствии подкрепления. Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени нерав­номерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприя­тия, а в дальнейшем забывание идет медленнее (рис.1). Подтверждением это­го может служить эксперимент, прове­денный американским психологом М. Джонсом. Эксперимент сводился к следующему: до начала лекции по пси­хологии Джонс предупредил студен­тов, что в конце они получат листочки с вопросами по содержанию лекции, на которые нужно дать письменные от­веты. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко и доступно.

Письменный опрос был проведен пять раз через разные интервалы времени. Результаты получились следующие: сразу пос­ле лекции студенты правильно воспроизвели 65 % базовых мыслей лекции, спу­стя три-четыре дня после лекции - 45,3%, спустя одну неделю - 34,6%, спустя две недели - 30,6% и спустя восœемь недель - 24,1 %.

Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (к примеру, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспо­минание). Сущность реминисценции состоит по сути в том, что воспроизведение ма­териала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объёма, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и млад­ших школьников.

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.

Итак, воспроизведение - процесс воссоздания образа предметов, явлений окружающей действительности, воспринятых ранее, но не воспринимаемых в данный момент.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии пред­метов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведениедолжна быть непреднамеренным (непро­извольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведе­ние происходит неожиданно для нас самих. К примеру, проходя мимо школы, в ко­торой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспро­изведения является появление персеверирующих образов, которые характеризу­ются исключительной устойчивостью.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспо­минаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта͵ к примеру когда мы задаемся це­лью вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, сло­ва ʼʼидут сами собойʼʼ.

Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определœенных волевых усилий. В этих случаях достижение поставленной цели - вспомнить что-либо - осуществляется через достижение промежуточных целœей, позволяющих решить главную задачу. К примеру, для того чтобы вспомнить ка­кое-либо событие, мы стараемся вспомнить всœе факты, которые в какой-либо мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно но­сит сознательный характер.
Размещено на реф.рф
Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем всœе, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мыш­ления.

Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспо­минаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что всœе это требует от нас определœенных волевых уси­лий. По этой причине припоминание является в то же время и волевым процессом.

Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После основательного знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести всœе запомнившиеся объекты. После этого ему предлагали уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 - незнакомых. Нужно было среди 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания - 35 объектов.

Отсюда следует, что узнавание не должна быть показателœем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания нужно ориентироваться на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему всœе знакомо. Знакомо - значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а вос­произведения. По этой причине при заучивании крайне важно проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раздала, доказать теорему, решать задачу.

Процессы памяти и их характеристика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Процессы памяти и их характеристика" 2017, 2018.

Память - это один из видов психических функций, которая предназначена накапливать, воспроизводить и сохранять разного рода информацию.

Самым первым ученым в мире, который серьезно подошел к изучению такого физического процесса организма, стал Герман Эббинхаузен - основной методикой которого было запоминание каких либо несвязанных между собой фраз, слов или же целых предлогов.

Процессы памяти

Различают следующие процессы памяти:

1. Запоминание - основной процесс памяти. В его основе лежит возможность запомнить как можно больше разного материала и найти между ними какую-то логическую связь.

2. Хранение - возможность хранить информацию в структуре памяти значительное количество времени. Это положительно влияет на общее развитие человека.

3. Узнавание и воспроизведение - процесс актуализации информации, когда-то воспринятой памятью. Воспроизведение существует двух видов - произвольное и непроизвольное. Непроизвольное - это воспроизведение, не требующее от человека дополнительных усилий.

4. Забывание - процесс обратный запоминанию. Это невозможность воспроизвести ранее приобретенную информацию. Ученые доказали, что чаще всего этому процессу поддается информация, что не имеет большого значения. Различают забывание временное и забывание длительное.

Виды памяти

Память классифицируют по различным признакам:

По сенсорной модальности - визуальная (запоминание предметов с помощью органов зрения), звуковая (запоминание звуков с помощью органов слуха), моторная (запоминание движений) и вкусовая память (запоминание предметов с помощью вкусовых рецепторов);

По характеристике временного запоминания - длинная, короткая, ультракороткая;

По наличию цели - непроизвольная, произвольная.

Существуют некоторые законы памяти:

1. Закон действия - лучше запоминается та информация, которая практикуется лично человеком.

2. Закон интереса - то, что человеку действительно интересно, хорошо запоминается.

3. Закон осмысления - чем больше думать над информацией - тем легче ее запомнить.

4. Закон повторения - если информацию услышать несколько раз, то она намного лучше запомниться.

5. Закон края - лучше воспринимается информация, услышанная в начале и в конце.