Отчет по конструктивной деятельности в старшей группе. Организация различных видов деятельности и общения дошкольников. организованных занятий по конструированию и

Буробина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 28, г.Уфа Республика Башкортостан
Описание материала: предлагаю вам отчет воспитателя о результатах воспитательно-образовательной работы старшей группы (5-6 лет) за 2016-2017 учебный год. Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Отчет направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
Анализ заболеваемости и посещаемости за год
Списочный состав группы: 39 детей.
Мальчиков –22; девочек – 17. Возраст: 5-6 лет.
В течение года группу посещало в среднем 31 ребенок, % выполнения – 79,4%.
Пропущено по болезни ____ , _____ %.
В течение года много пропустили дней: Биккулов Артур (по болезни отит), Гайнанов Денис (по болезни отит), Гаджиалиева Риана (отпуск), Коврига Арина (отпуск), Сахипов Айнур (отпуск) и Сулейманова Риана (отпуск).
В течение года решались следующие задачи.
Пополнять свою методическую копилку современными разработками, соответствующими требованиям ФГОС;
Придерживаться в работе образовательной цели и реализовывать поставленные задачи через разнообразные формы, методы;
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Уделить больше внимания проведению различных выставок, исследовательской работе с детьми, организации и проведению мероприятий, направленных на воспитание чувства патриотизма, уважения к традициям и культуре нашего народа;
Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями.

Результаты педагогического мониторинга, готовность воспитанников к переходу в следующую возрастную группу
Воспитательно-образовательный процесс в старшей группе был построен по основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе проекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май).
В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми.
Итоговый показатель по группе:


По результатам итогового мониторинга было выявлено, что воспитанники с высоким уровнем составили – 6 чел - 22%, со средним – 20 чел - 74%, с низким - 1 чел - 4%.
Вывод. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели находятся в пределах высокого и среднего уровня.
Рекомендации:
1) уделять особое внимание развитию ЗКР, учитывая индивидуальные особенности детей; в целях развития речи у детей – заучивать больше стихотворений, составлять рассказы по картинкам, учить пересказам; усилить индивидуальную работу по развитию речи с Ф. Сафией., С. Кириллом, Г. Артемом и И.Кирой;
2) строго следить за выполнением детьми культурно-гигиенических процедур;
3) активно привлекать детей к выполнению трудовых поручений;
4) усилить индивидуальную работу с С.Женей, Г. Дамиром и К. Данилом по формированию навыков в совместной игре;
5) усилить индивидуальную работу с Х. Данилом, И. Кирой по самообслуживанию.
Воспитанники нашей группы готовы к переходу в подготовительную группу.
Уровень ниже среднего показали следующие воспитанники:
Г. Артем – только предметно-социальное окружение, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие.
И. Кира – все, кроме ФЭМП, рисование, аппликация и конструктивно-модельная деятельность.
С. Кирилл – только предметно-социальное окружение, лепка.
В связи с этим были определены индивидуальные маршруты: усилить индивидуальную работу с этими детьми.

Участие в мероприятиях МАДОУ
В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми:
- Праздничные утренники на новый год (декабрь) и к 8 марта, спортивное развлечение на 23 февраля;
- Изготовление поделок ко дню матери, к новому году, на 23 февраля и 8 Марта, на день космонавтики 12 апреля, 9 мая;
- «Всемирный день смеха» (апрель);
- Открытые занятия (апрель);

Воспитатели приняли участие в следующих мероприятиях:
1. Утренники «Новый год» (декабрь), 8 марта;
2. Организованы выставки совместного творчества детей и родителей «Подарки и письмо Деду Морозу», ко дню космонавтики, ко дню Победы;
3. Приняли активное участие в ДОУ и получили: 1 место в конкурсе зимних участков, в смотре-конкурсе «Лучший центр красивой осанки» 1 место, в конкурсе компьютерных презентаций «Волшебный мир синема» 1 место, в смотре центра экологии «Мир природы» благодарственное письмо;
4. Участвовали в районных конкурсах «Битва хоров» 2 место, «День цветов»;
5. Буробина Т.Г. выступила на педагогическом совете № 4 с опытом работы по теме: «Формирование экологической культуры детей через экспериментально - исследовательскую деятельность»
6. Проведены два родительских собрания.
7. Буробина Т.Г. приняла участие в II Всероссийском конкурсе «Милая мама», 1 место; II Всероссийском конкурсе «Безопасное детство», 1 место; в XXXII Всероссийском конкурсе «Ты-гений» занимательная экология «Лесное путешествие», 1 место.
8. Буробина Т.Г. опубликовала в сборнике «Союз педагогов и родителей: новое партнерство» экологический КВН с детьми и родителями для
9. старшей группы; Публикация презентации на сайте Облако@mail.ru на тему: «Лучшая организация развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольной образовательной организации Республики Башкортостан – 2017»;
10. Буробина Т.Г. подготовила детей к конкурсу чтецов «Живет повсюду красота», 2 и 3 место; подготовила призёра 1 этапа полиолимпиады для дошкольников «Мы гагаринцы!», 2 место; за подготовку победителя Международного конкурса детского творчества «Новый год у ворот» 1 место; за подготовку победителей Всероссийского Творческого конкурса «Весеннее пробуждение», 2 и 3 место.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно - творческий
уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.

Центр сюжетно - ролевой игры
Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Для этого я создала сюжетно-ролевую игру «Космос», где вместе с родителями создали мини-планетарий, сшили костюм и скафандр, сделала самостоятельно настоящую ракету и атрибуты для игры в космонавтов.


Так же созданы сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие» и «Почта».


Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно-печатные игры.


Центр «Физического развития»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.





Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.



Центр творческой деятельности.
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры. Так же еженедельно делаем тематическую выставку рисунков и различных зарисовок увиденного или изученного.



Центр природы.
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, мини огород на окне.

Центр экспериментирования.
Для исследовательской деятельности у нас создана мини-лаборатория, в которой имеются:
Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, глобус, компас,
магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, желуди, листья и др.;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
Красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Мною были созданы картотеки:
наблюдения за природой в разные времена года,
картотеки игр экологической направленности разной подвижности в любое время года,
экологическое воспитание в стихах,
экологические дидактические игры,
картотека познавательных рассказов о природных явлениях,
экологические сказки, разработан цикл занятий по экологии и многое другое.
Так же для экспериментирования создали:
«Круговорот воды в природе» и «Сухой аквариум».

Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями. Еженедельно проводится тематическая выставка книг и иллюстраций.

Центр «Познание».
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». «Сложи узор, сложи Квадрат», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.

Центр «Развитие речи».
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. Игры по звуковой культуре речи.
- Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
- Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения:
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
- Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
- Игры на развитие связной речи:
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

Применение современных технологий и наиболее эффективных форм работы с воспитанниками и их родителями.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Современные технологии , используемые в нашей работе:
Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные технологии, технология интегрированного обучения.
Чаще всего мы используем ИКТ:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Кружковая работа.
Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, но необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Нами было решено начать кружковую работу по экологическому воспитанию детей «Эколята-дошколята».
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Занятия в кружке вызвали интерес у ребят. Поэтому нами было решено продолжить эту работу в следующем году.

Основные направления, планы на будущее в работе.
Планируем на следующий учебный год:
1. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей.
2. Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях города и детского сада.
4. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
5. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры для детей подготовительной к школе группы.
6. До августа 2017г. разработать план работы с родителями.
Родителям советовать посещать сайт детского сада №28 для просмотра итоговых занятий, консультаций и педагогического просвещения.
7. Работать над темой по самообразованию.
8. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по режимным моментам и правовому воспитанию.
9. Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.
10. Продолжать совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС.

Прежде, чем приступить к конструированию построек на занятии, рассматривали с ребятами окружающие здания и различные сооружения. Отметили, что у всех домов есть общие детали – стены, крыши, окна, двери. Обращала их внимание на то, что заборы, ограды, ворота тоже сооружены из различных деталей. Предлагала детям пофантазировать и сравнить, на что похожи окружающие объекты. Дети приводили интересные сравнения. Например: небольшие домики им напомнили большие скворечники с окошками или теремки. Ограда – решётку.

Не обошли вниманием и транспорт. Рассматривали легковые и грузовые машины, автобусы, трактора. Подробно описывали расположение всех основных деталей относительно друг друга. Например: кабина, кузов, колёса у грузовых машин. Салон, окна, двери – у автобуса.

Основное умение конструктивной деятельности детей формируется на занятиях. И важная роль в развитии этих способностей у детей в средней группе детского сада принадлежит педагогическому руководству воспитателя. Образец постройки, выполненной воспитателем даёт им возможность представить внешний вид будущей их конструкции и способ выполнения работы.

В начале учебного года перед постановкой программной задачи занятия показывала детям, что конструкция одного и того же предмета бывает разной и зависит от используемого строительного материала, от соединения его элементов и от расположения их относительно друг друга. Например: при строительстве высокой башни для опоры можно использовать кубики или кирпичики, поставленные на узкую длинную грань, или положенные плашмя. Анализируя постройки, дети рассказывают, какие детали они использовали, какого цвета. Чтобы поддержать интерес детей к занятию не ставила сразу много задач, так как, встречая много затруднений, они теряют интерес к выполняемой работе.

На занятиях слежу, как продвигается работа у детей, помогаю, если у них возникли какие-либо затруднения. Поощряю, если ребёнок находит способ усовершенствовать свою конструкцию. Освоив работу по конструированию различных объектов по образцу предложила детям более сложную задачу – конструирование «по условию» (по замыслу). Цель таких занятий – развитие памяти, самостоятельности, творческой инициативы и закрепление полученных умений детей. Например: предложила детям для их игрушек (игрушки разной величины) соорудить мебель (либо какие другие постройки). Дети самостоятельно определили, что будут делать, какой материал взять, чтобы он соответствовал размеру игрушки. (Так для матрёшек большого размера брали детали крупного конструктора, для матрёшек среднего размера – детали поменьше, для меленьких матрёшек – мелкие детали.) В конце занятия оценила аккуратность построек, правильность подобранных деталей, цветовое сочетание, умение играть с постройками. При раскладывании материала перед занятием обращаюсь за помощью к дежурным. А после занятия дети сами убирают детали конструктора на место.

В свободное время поощряю желание детей использовать в своих играх различные виды конструкторов. Играя, дети объединяются в группы, учатся распределять роли, помогают друг другу.

Познакомила родителей с программой развития творческих способностей у детей по конструированию. Оформила материал, в котором изложены воспитательные задачи и фотографии с работами детей.

В начале учебного года на базе нашей группы была создана творческая группа по изучению и применению в работе с детьми лего-конструирования. Мы разработали перспективный план на год, приобрели необходимое количество лего-конструкторов, ведём плановые занятия.

В середине учебного года учила детей оперировать с бумагой. Сначала познакомила со свойствами бумаги – её можно смять, порвать, сгибать, приклеивать к ней различные мелкие бумажные детали. Работу по изготовлению конструкций из бумаги начинала с образца и подробного объяснения как правильно выполнить данную поделку. Главная задача этого вида конструирования – учить детей сгибать лист пополам, развивать аккуратность, художественный вкус и глазомер.

Работу по всем направлениям конструктивной деятельности детей обязательно продолжим в следующих возрастных группах.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование.
В моей практике работы данное положение нашло убедительное подтверждение. Планомерная, систематичная и последовательная организация занятий по ручному труду и конструированию принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а так же положительной динамики результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет по теме:

«Развитие творческих способностей детей посредством

конструирования и ручного труда»

Воспитатель: Мельникова Н.В.

«Творчество не приходит к детям, по какому- то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.

Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.

Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.)

Развитие творческих способностей дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, C.J1. Рубинштейн, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом и конструированием. (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, T.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д.В. Сергеева и др.). Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

Подтверждение тому – множество оригинальных поделок и конструкций, сделанных дошкольниками. Восточная мудрость гласит: «Всё великое делается медленным незаметным ростом». Особенно важны первые шаги, движения, усилия. Они многое определяют в будущем.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», одна из целей дошкольного образования – «формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности». Эти задачи решаются в конструировании и в ручном труде.

В результате своей практической деятельности на начальном этапе столкнулась с проблемами, связанными с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей и низким уровнем развития воображения, внимания, любознательности, они развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира и неумением творчески выполнить самые простые задания. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ребёнок как бы ни имел материала для воображения, и это приводило к неинтересной, часто очень шаблонной деятельности. Выход из сложившейся ситуации стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов и расширение опыта ребенка для творческого развития детей. С этой целью я в течении несколько лет углубленно работала над темой «Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда».

Цель моей работы: Развивать творческие способности дошкольников посредством конструирования и ручного труда.

Т.е. на основе создания предметно–развивающего пространства, отвечающего требованиям современного дошкольного учреждения; использование конструирования и ручного труда для общей подготовки ребёнка к жизни, для развития у него наиболее общих психических свойств и способностей, присущих людям: умения точно воспринимать окружающий предметный мир, понимать его особенности, выделять существенные свойства предметов, устанавливать связи и зависимости между ними, выражать своё отношение к окружающему, планировать свои действия, согласовывать их с действиями других людей, прогнозировать их результаты, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую активность и др.

Всё это побудило меня сформировать задачи:

Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества

из различных материалов.

Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;

Совершенствововать мелкую моторику рук;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание

включаться в творческую активность.

Этапы работы:

Подготовительный этап. Определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают, участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Художественное творчество» (Ручной труд, конструирование).

Основной этап. Реализация задач. На этом этапе происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Заключительный этап. Определение эффективности деятельности.

В своей работе использовала следующие принципы:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуаций.

В данной работе использовала научно- исследовательские методы:

Изучение и анализ литературы по проблеме исследования,

Наблюдение, беседа,

Метод анализа продукта деятельности,

Анкетирование.

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

«Желание творить и фантазировать может зародиться лишь при расширении знаний у детей об окружающем их огромном мире….»

(С.И. Мерзляков)

Методику своей работы строила таким образом, чтобы у детей формировались:

Творческая активность,

Инициативность,

Раскрепощенность,

Самостоятельность.

Условие, которое обеспечивает полноту развития деятельности, ребенка и его личности, является создание центра ручного труда и конструирования, т.е. создание предметно-развивающей среды. Поэтому я оформила уголок творчества. При этом учитывала, что уголок требует соответствующей организации: эстетически обдуманной, доступной, безопасной. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети используют в свободной деятельности. Учитывала, что в уголке должен быть достаточный запас соответствующих материалов.

В уголке находятся множество различных видов конструктора (крупный строитель, мелкий строитель, пластмассовый конструктор «Лего» разного размера, металлический и деревянный конструктор, бумага разного цвета и различной фактуры, бросовый материал (коробки, спичечные коробки и.д.), природный материал (шишки, скорлупа грецкого ореха и т.д). Через действия с различными материалами, в процессе выполнений разных операций, применении различных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструктивной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

В своей работе использовала различные методы и приемы обучения.

Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы), словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок), практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Педагогический процесс я строила и на способах организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуациях.

Конструирование из песка, снега, из строительного материала и из различных деталей конструкторов, изготовление красочных поделок из бумаги, картона (оригами, бумагокручение, плетение, бумагопластика и т.д.), природного материала, украшения из бусинок, пуговиц, шитьё, вышивание - увлекательные и полезные занятия для дошкольников. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической, преобразующей деятельности более ценен. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует (вертушка вертится на ветру), поделка из бросового материала (планетолёт) выставлена на всеобщую выставку детского сада т.д.

Начиная работу со средней группы, наметила план работы по развитию творческих способностей детей через конструирование и ручной труд.

Для систематичной и последовательной работы по конструированию и ручному труду разработала перспективное планирование, которое отражает принцип от работы по готовым образцам к постепенному усложнению: по схемам, словесным описаниям и творческой работе.

Основной формой работы являются занятия по подгруппами один раз в неделю: средняя группа (20 минут), старшая группа (25 минут), подготовительная (30 минут). Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Структура и содержание перспективных планов занятий показывают, что дошкольники входят в многоаспектный мир творческой деятельности. Работа дошкольников сконцентрирована на выполнении различных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных. Назначение занятий - в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работы с бросовым и природным материалом, искусства оригами, различные способы изготовления поделок, а также знакомятся с богатыми традициями народно – прикладного искусства.

Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов:

Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок

для себя, в своё личное пользование.

Мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.

Занятие ручным трудом и конструированием помогает: заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;

Дисциплинируют;

Учат слушать устные инструкции;

Учат совершать последовательные действия;

Развивают способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

Улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными предметами;

Знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;

Развивают уверенность в своих силах и способностях;

Влияют на формирование самостоятельности, самооценке;

Помогают развитию первых чертежных навыков;

Стимулируют развитие памяти;

Учат концентрировать внимание;

Заинтересовывают детей изготовлением поделок из различных материалов, способствуют выявлению конструктивных и творческих способностей;

Развивают творческие способности и исследовательские навыки;

Воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;

Способствуют формированию добрых чувств к близким людям;

Формируют художественный вкус;

Совершенствуют речь и коммуникативные способности.

Конструирование и ручной труд в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и умений, а также приобретению новых благодаря систематическим упражнениям. Дети учатся самостоятельно находить способы решения задач.

Для воспитания самостоятельности, развития их творческих способностей детей использовала игры как на непосредственно - образовательной деятельности, так и в свободное время по типу «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей. Живой и образной может быть игра из спичек, счетных палочек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы заместители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т.п.) Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может, нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий), что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Для облегчения запоминания последовательности изготовления поделок использовались игры : «На что похоже?», «Добавь деталь», «Чего не хватает?» и т.п. В ходе самостоятельной игровой деятельности дети научились вначале по образцу, затем по словесным указаниям, по схемам, а в дальнейшем по собственному воображению строить постройки из строительного материала, различных видов конструкторов (металлического и пластмассового на болтах и гайках, «ЛЕГО», мозаики и т.д.). На занятиях по ручному труду дошкольники складывали из бумаги «собачек», «крокодилов», «петушков», плели коврики, изготавливали мебель, летательные аппараты, вышивали салфетки, пришивали пуговицы и т.д. Проблемные ситуации создавались таким образом, чтобы ребенок сам захотел что-либо изготовить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При проигрывании, обговаривании поделки дети не только научились работать и по образцу и показу, но и запоминали последовательность действий, что позволило им создавать поделки в группе и дома в самостоятельной игровой деятельности.

Немаловажную роль сыграла взаимосвязь со специалистами.

Интегрированный подход позволяет оптимизировать художественное воспитание в ДОУ, улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми. Интеграция видов художественно-конструкторской и эстетической деятельности в дошкольном возрасте имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческо-конструкторскую деятельность детей без подкрепления ее словом, пластическим движением, проигрыванием. В силу возрастных особенностей дети легко включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Конструирование и ручной труд позволяет интегрировать содержание и формы учебно-воспитательной работы с детьми (учебные занятия, самостоятельная деятельность, игра и т.д.)

Положительный эффект дает интеграция образовательных областей Интеграция образовательных областей позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, развивает коммуникативные умения, познавательную активность, развивает такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, формирует способности воспринимать внешние свойства предметного мира: величину, цвет, форму, пространственные и размерные отношения.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявлен.

В процесс работы по конструированию и ручному труду вовлечены так же и родители для того, чтобы творческая работа продолжалась дома. Работа с семьей по этому направлению велась через такие формы, как консультации: «Развитие конструктивных способностей у дошкольников», «Что должен знать и уметь ребёнок в данном возрасте», «Как развивать детское творчество», «Значение оригами в развитии ребенка» и советами «Как творчески развивать ребёнка», « Создание условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду», рекомендациями «Что могут сделать родители вместе с детьми дома». Проводилось анкетирование родителей с целью определение уровня готовности осуществлять процесс ознакомления с конструированием у старших дошкольников на основе имеющихся знаний и профессиональных умений и с целью оценки знаний и умений родителей для организации работы по развитию интереса к конструированию из природного материала у старших дошкольников.

Организовывала конкурсы «Елочный базар», «Валенки», целью которых является создание праздничной атмосферы, укрепление связей детского сада с семьёй, побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развитие творческих способностей детей и применение ими в быту полученных умений и навыков конструктивной деятельности. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, совместных творческих выставок детей и родителей: «Мы из сказки», «Все умеют наши мамы», «Цветы своими руками», «Подарки осени», «Дары осени».

На родительском собрании по теме «Наши дети таланты» провела практикум для родителей на тему «Домашняя мастерская (природные поделки)». Родители вместе с детьми в заключение сделали поделки из природного материала. На родительском собрании на тему «Семья – ключ к счастью» дети вместе с родителями выполняли задания «Выложи фигуру» (из геометрических фигур), «Построй дом» (из модуля) целью, которого было - побуждение родителей и детей к творческому самовыражению. На родительском собрании «Творим и мастерим» рассказала о детском творчестве и о его развитии в дошкольном возрасте. В заключении родители выполнили коллективную работу «Рыбки в пруду». На родительском собрании на тему «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» родители выполняли работу из природного материала (сухих листьев), целью, которой было развитие творческого воображения.

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности применялась система диагностики (Л.В. Куцаковой), содержащая – задания, направленные на развитие детского творчества, и на стимулирование творческих способностей детей.

Критерии качества освоения ребенком конструирования и ручного труда:

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. Владеет приемами работы с различными материалами. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. Выполняет работу по замыслу. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. Показывает уровень воображения и фантазии. Использует в работе разные способы ручного труда.

По результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что дошкольники овладели умением в точной последовательности выполнять задания, приобрели практические умения и навыки, появилась самостоятельность при решении творческих задач, гибкость мышления (они совершенствуют поделки и находят им новое применение), научились эстетично и аккуратно оформлять работу, совершенствована мелкая моторика руки, сформированы умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, пополнили активный словарь.

В целом, подводя итоги проделанной работы, хочу отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и ручного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом, в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность

Исходя из своего личного опыта, разработала рекомендации для воспитателей:

Иметь в наличие в группе необходимые и разнообразные материалы для конструирования и ручного труда. Создавать условия для творческого поиска в конструировании: знакомить детей с произведениями искусства. Расширять виды материалов и инструментов.

Создавать ситуации, побуждающие дошкольников изобретать, придумывать, творить. Действовать в соответствии с принципом пошагового обучения. Обучение должно проходить в игровой форме. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения. Большое значение имеет индивидуальный подход.

Список литературы:

Алексеевская, Н. А. Волшебные ножницы [Текст] серия «Через игру – к совершенству»/ М.: «Лист», 1998. 192 с.

Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1986.-206 с.

Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1993.-206 с.

Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с.

Давыдова, Г. Н. Пластилинография для малышей– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-80 с.

Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц [Текст] /Е. Д. Закржевская, С. В. Марсаль. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 124 с.

Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с.

Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду [Текст] Е. А. Короткова.- Академия развития, 2009.- 128 с.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Текст] // Обруч. – 2004. - №. – С. 3-7.

Кузнецова, Е. М. Художественное моделирование и конструирование [Текст] / Е. М. Кузнецова. – Волгоград: Учитель, 2013. 113 с.

Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.

Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика –Синтез, 2007.-112 с.

Лиштван, З.В. Конструирование [Текст] / З.В. Лиштван. – М.: Мозаика-Синтез, 1981. – 159 с.

Лубковска, К. Сделаем это сами [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / К. Лубковска, И. Згрыхова.- М.: Просвещение, 1983. – 159 с.

Парамонова, Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании [Текст] / Л.А. Парамонова // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М.: Просвещение, 1980. - С. 162-184.

Парамонова, Л.А Детское творческое конструирование [Текст] / Л.А.Парамонова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. – 240 с.

Парамонова, Л.А Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: метод.реком. / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

Парамонова, Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Л.А.Парамонова // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М.: Педагогика, 1972. - С. 106-120.

Петрова, И. М. Волшебные полоски. [Текст]: Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство- экспресс», 2008.- 32 с.

Пискулина, С. С. Художественно- творческая деятельность. [Текст]: аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – С. С. Пискулина.- Волгоград: Учитель, 2012.-95 с.

Пищикова, Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.-48 с.

Рябкова, И. А. Художественно- творческая деятельность оригами [Текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-95 с.

Салагаева, Л. М.Ручной труд для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного [Текст]: – СПб.: «Детство- экспресс», 2010.- 64 с.

Соколова, С. В. оригами для дошкольников. [Текст]: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: Детство – пресс. 2010. – 64 с.

Шайдурова, Н. В. Учимся делать открытки [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов. СПб.: ООО «Издательство – Пресс», 2010.- 48.


Мотрена Романова
Отчет по работе кружка по лего-конструированию «Лего-Club» в старшей группе

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.

В педагогике Лего -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Для достижения целей работы кружка по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи :

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.

Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности.

Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.

Развивать речь, расширять словарный запас.

Развивать мелкую моторику, память, внимание

Моя работа по ЛЕГО конструированию началась с самообразования, посетила открытые показы по лего-конструированию , изучила литературу по лего-конструированию , прошла обучение на курсах по лего конструированию и робототехнике в 2016г.

В процессе ЛЕГО конструирования у детей активно развиваются математические способности, в результате пересчитывания деталей, блоков, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка : совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) .

К шести годам наши дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её и практически создавать.

В начале на занятиях кружка использовала уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло", чтобы детям было интересно старалась ставить проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества.

На занятиях давала недостроенную конструкцию и просила детей достроить, предлагала конструирование по условиям : например построить домик для фермера. Затем использовала образовательный набор Лего «Моя первая история» и конструктор Лего education .

Занятия по ЛЕГО - конструированию помогают детям войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий кружка , включены такие темы, как «Животные» , «Предметы мебели» , «Игрушки» , «Транспорт» , «Корабли» , «Путешествие в сказку» и другие. В уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей , посещающих занятия по ЛЕГО- конструированию .

Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда : учатся соблюдать порядок на рабочем месте , распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Таким образом, по результатам работы кружка в этом году , можно сделать вывод о том, что мои воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность, соотносить реальную конструкцию со схемой, а это – планируемые результаты освоения программы детьми.

Публикации по теме:

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Раздел: Конструктивно-модельная деятельность Тема: «Легогород» Цель: Закрепление.

.

Конспект по лего-конструированию в старшей группе «Страус» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Буратино» Конспект по лего-конструированию старшая группа

Яковлева Марина Баланчаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 1 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Республика Тыва, город Кызыл
Наименование материала: Инновационный опыт
Тема: "Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники"
Дата публикации: 18.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Инновационный опыт на тему:

«Развитие конструктивных способностей и

технического творчества посредством

организованных занятий по конструированию и

робототехники»
Выполнила: Воспитатель МАДОУ №1 Яковлева Марина Баланчаевна г.Кызыл 2016 г.

Актуальность
применения инновационных педагогиче ских технологий по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконстуирования и робототехники в образовательный процесс в соответствии требованиям ФГОС.
Основная идея и новизна технологии.
Основная идея и новизнасостоит в том
,
что предложенная мною образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующую познавательную активность.
Ц е л ь:
развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка по средством легоконструкторов и робототехники.
Объектом

-
исследования является формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, технических спо собно стей, конструкторских умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Предметом
– процесс развития логического мышления, развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством легоконструкторов и робототехники.
Задачи:
 Развитие индивидуальных способностей ребенка;  Развивать у дошкольников интере с к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.  Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.  Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.  Развивать операции логического мышления,  Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
 Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;  Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.  Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;  Развитие кругозора и культуры;  Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Длительность работы над опытом
 Длительность работы над опытом охватывает период с 2014 по 2016 год и включает 3 этапа:
Распределение деятельности

между участниками педагогического процесса (этапы реализации)

Деятельность педагогов

дошкольного

образовательного учреждения

Деятельность

детей

Деятельность

родителей, как

ассистентов

1. Этап экспресс диагностики.
Подбор диагностических методов и методик, направленных на выявление у детей сформированности предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством Проведение мониторинга. Участие в диагностическом обследовании. Согласие родителей на диагностирование детей. Обработка результатов мониторинга. - Изучение результатов.
2. Этап разработки и внедрения технологии
Разработка технологии развития познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Внесение, - Ознакомление с технологией. Предложение своих идей по данному направлению.
предложенных родителями идей в содержание технологии.
3. Этап планирования предстоящей деятельности

Деятельность педагогов

дошкольного

образовательного учреждения

Деятельность родителей,

как ассистентов

Деятельность

детей
Совместное обсуждение уровня подготовки предстоящей деятельности: - выбор темы, цели с учетом разработанного примерного перспективного планирования; - подбор методов, приемов и содержания материла; - определение места и времени проведения образовательной деятельности; - подготовка практического материала (подготовка наглядного, дидактический, раздаточный материал в виде схем, моделей,создание компьютерных слайдов, программ, и т.д.); - выявление технологических особенностей при построении образовательного процесса по развитию «познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники». - организация педагогом образовательного процесса, координация, практическая помощь, контроль, корректировка на практическом этапе. Принятие позиции партнерства.
4. Практический этап

Деятельность педагогов

дошкольного образовательного

учреждения

Деятельность детей

Деятельность

родителей, как

ассистентов
Деятельность по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники у дошкольников строится в следующей последовательности: 1 э т а п. Минутка вхождения в день (для поднятия эмоционального настроения детей и их положительного настроя в деятельности используются). 2 этап. Мотивация предстоящей деятельно сти. Для привлечения интереса и внимания дошкольников к предстоящей деятельности используется различный спектр методических приемов, например: игровой и сюрпризный момент (появление какого-нибудь сказочного героя в младшем дошкольном возрасте и загадывание загадок в старшем дошкольном возрасте), создание проблемных ситуаций, Принятие позиции партнерства и активного участника, как ассистента.
которые вызывают у ребенка интерес и состояние радостного ожидания, что же его ждет впереди. 3 этап. Анализ построенных объектов моделирования: а) выделение и называние основных деталей в построенном объекте (степень подробности может быть разной, это зависит насколько ребенок владеет терминологий: выделение основных объектов и их деталей и выделение только главных объектов. Для определения деталей одного объекта можно использовать такой игровой прием как «Охота за подробностями», когда детям предлагается назвать и описать детали основного объекта. А также на этом этапе используется метод – беседы, способствующей анализу построек, описательных характеристик объектов. Данные приемы и методы направлены на активизацию познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. (При этом педагог, должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей); б) конструктивное моделирование основных объектов (детям предлагает ся внимательно по смот реть н а представленные перед ним графические объекты и выбрать именно тот, с помощью которого он будет производить моделирование); в) выделение и называние второстепенных объектов (можно использовать те же приемы и методы, что и при выделение основных объектов; д) соединение основных и второстепенных объектов для постройки сюжета (предложить детям соединить, а потом смоделировать сюжет. Педагогу здесь необходимо:  подвести дошкольников к кратким рассуждениям. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем соединятся, какие детали используются, затем почему – аналитические рассуждения: почему так, а не иначе, что произойдет, если изменить последовательность крепления деталей  если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно дополнительными вопросами натолкнуть его на определенный выбор объектов;
е) завершение построения объекта, сюжета (после уст ановления взаимо связей между о сновными и второстепенными объектами, педагог предлагает детям самостоятельно построит, создать, любой понравившейся тематический сюжет). 4 этап. Презентация построенного объекта, сюжета (на данном этапе можно использовать такие приемы, как; прием фантазирования, самостоятельной коммуникативной презентации; приемы «Гордость» и «Шанс», где каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать свою постройку, объект, используемый в общем сюжете, при этом получая всеобщее одобрение). 6 этап. Придумывание детьми описательного рассказа к постройке, объекту, сюжета (данный этап предполагает как развитие коммуникативной компетентности, так и раскрытие творческого воображения дошкольников).
5. Этап рефлексии

Деятельность педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения

Деятельность детей

Деятельность

родителей, как

ассистентов
Получение обратной связи. Выводы «Скажите о том, что сделано», «Что вызвало сложность», «Что вы сделали, чтобы решить возникающие затруднения», «Какие чувства вас переполняют сейчас». Рефлексия начинается с концентрации детей на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе и в результате деятельности. Свои предложения и комментарии.
Содержание работы

Старшая группа

Подготовительная группа
1.Закреплять знания детей о деталях лего- конструктора, различать и называть их. 2.Познакомить детей с конструктором лего Дакта, его деталями. Сравнить его с лего Дупло. 3.Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. 4. Продолжать учить детей работать коллективно. 5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения. 6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта. 7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции. 8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры. 9. Понимать что такое алгоритм, ритм, 1.Формирование интереса к конструктивной деятельности. 2.Закреплять знания детей о деталях лего-конструктора Дупло и Дакта, называть их. 3.Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму. 4. Учить соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определять их на глаз и подбирать соответствующий материал. 5.Учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать. 6.Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки. 7.Продолжить знакомство детей с архитектурой и работой архитекторов. 8.Учить сооружать постройку по замыслу. 9.Учить сооружать постройки по фотографии, схеме. 10.Продолжать учить сооружать постройки по заданным условиям сложные и разнообразные постройки с архитектурными подробностями.
ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью. 10. Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования. 11.Дать понятие множество и что такое симметрия. 12.Учить работать в паре. 13. Продолжать размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки. 14.Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего дупло (дакта) 15.Дать представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем занимаются. 16. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание. 11.Учить устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением. 12.Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм, ритмический рисунок. 13. Продолжать учить детей работать в паре. 14.Продолжать учить детей размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки. 15.Продолжать учить детей передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего-дупло, лего-дакта. 16.Учить мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей. 17. Учить создавать движущиеся конструкции, находить простые технические решения. 18. продолжать учить детей разнообразным вариантам скрепления лего-элементов между собой. 19.Продолжать учить рассказывать о своей постройке. 20. Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Проводится педагогическая оценка деятельности ребёнка посредством бесед и наблюдений за конструктивной деятельностью детей, продуктивностью данной деятельности, и их предпочтениями при выборе деятельности в течение дня по представленным примерным критериям по возрастам.
Предполагаемый результат образовательного курса (примерные

критерии педагогической диагностики)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Воспи-

танник

должен
Базовая программа Компонент ДОУ 1 2 3 Знать Иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются. Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью. Обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходн; здания: жилые, школы, театры Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта) Понимать, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках. Уметь Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта) Может мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей. Конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры. Скреплять лего детали разнообразными способами. Уметь различать геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве (мозаика) Различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, уметь объединять
Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, убирание лишнего и др.) Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных материалов. Конструировать по заданной схеме и строить сам схему будущей конструкции. Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения. Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта (мост через реку для пешеходов определенной ширины) Уметь строить и осуществлять собственный замысел (отбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования) Уметь работать в коллективе и паре. Уметь размещать постройку на плате, сооружать коллективные фигуры по цвету и форме. Уметь передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего дупло (дакта) Уметь использовать лего постройки в играх театрализациях, сюжетно- ролевых играх. Создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения.
постройки. Уметь рассказать о своей постройке. Уметь следовать инструкции педагога Уметь создавать на плате сюжетную композицию. В качестве продукта, как было отмечено выше, была представлена программа по развитию исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования группового оборудования и робототехники, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения города. Настоящий опыт работы был использован педагогами ДОУ, родителями воспитанников, педагогами дополнительного образования детей. ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, и г ровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Актуально использование в ДОУ технологии образовательного легоконструирования и роботехники:  использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (и г р о ва я, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная),
 основой образовательной деятельности с использованием лего- технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.  использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.  лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески.  лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельно сть дошкольников. В дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и но сили характер сюжетного конст руирования. Идея с д е л ат ь легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС., т. к. изучив запросы современного общества к формируемой личности с первой ступени дошкольного образования, мы задумались об актуальности использования в воспитательно – о б р а з о в а т е л ь н о м п р о ц е с с е т е х н о л о г и и о б р а з о в а т е л ь н о г о легоконструирования и робототехники. Посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду в соответствии с п р и ме р н о й общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т.к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ. Леготехнологию можно внедрять в воспитательно – образовательный процесс и удачно интегрировать с другими образовательными областями « Познавательной», «Речевой», «Социально - коммуникативной», «Художественно- эстетическая », «Физическая». В процессе ЛЕГОконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Легоконструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. На мой взгляд, одна из основных возможностей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь, и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, от ве т с т ве н н о с т ь, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми. Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию. Занимаясь легоконструированием во время совместной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при
изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность. В легоконструировании формирования и развития художественно- эстетических навыков легко может быть достигнуто при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда для создания целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы. В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Это находит отражение в проектной деятельности. Слово «проект» удачно вписалось в систему работы нашего детского сада, где дети имеют возможно сть проявить с вою индивидуальность, реализовать творческие задумки в рамках совместно- родительских проектов в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ. Задача таких мероприятий – вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений. И в этой ситуации ЛЕГО- конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Также в конце учебного года в детском саду проводятся досуги, где дети вместе с родителями принимают участие в строительстве ЛЕГО-городка с улицами, парками, детскими площадками. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле. Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности.
Организацию

новые

подходы
, направленные н а эффективность данного процесса:
- внедрение образовательного легоконструирования в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня; - организация развивающего пространства способствующего конструктивной деятельности с различными видами легоконструкторов в самостоятельной деятельности в течение дня; - факультативная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального потенциала посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества; Основная часть представлена мною следующей технологической цепочкой действий:
потребность

мотив

реализация

процесса

взаимодействия

результат,
направленные на разработку, внедрение и реализацию развивающей технологии: 1-е действие Ориентир на
потребности
, это ресурс эффективного процесса взаимодействия педагога с дошкольниками в области конструктивной деятельности и технического творчества, направленный на развитие познавательной мотивации, интеллектуальных возможностей дошкольника посредством легоконструирования и робототехники.

Методы и приемы
, используемые для реализации технологии: н
аглядные
(использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых).
словесные
(чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)
практические
(игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки. 2-е действие Создание педагогических условий в ДОУ, так называемой «Умной среды», спо собствующих п овы ш ен и ю
м о т и в а ц и и
удовлетворить вышеперечисленные потребности. 3-е действие
Алгоритм
реализации

процесса

взаимодействия
педагога с детьми включает следующие позиции: 1. Аналитический отчет педагога, о его готовности к расширению границ инновационного пространства по взаимодействию с детьми в области конструктивной деятельности и технического творчества. 2. Характеристику взаимодействия (где выстраивается смысловая цепочка направления деятельности: что делаем? – из чего делаем? - для кого? – зачем? – с кем вместе?). 3. Организацию процесса взаимодействия педагога с воспитанниками, которую определяют концептуально новые подходы, психолого – педагогические принципы и этапы деятельности:
Концептуальные подходы
Деятельностный подход

это подход,

в центре которого стоит деятельность ребенка (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности). Данный подход также предполагает различный спектр и смену используемых методов, приемов обучения и развития (метод графического моделирования, метод сравнения, приемы составления построек по схеме, строительство на основе модели, приемы фантазирования, мн. др.).
Результатом предложенной мною образовательной ЛЕГО-технологии

являются следующие плюсы:
 у дошкольников появился высокий интерес к конструктивной деятельности  развитие познавательных психических процессов: памяти, логики, творческое и пространственное мышление, воображение.  Развитие речи, коммуникативной компетентности дошкольников и социализации.  Развитие личностных качеств, представленных и целевыми ориентирами по ФГОС: дети стали активны, эмоциональны, инициативны, любознательны и самостоятельны.  Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.  Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, уверенно строит простые модели или здание, по схеме и без инструкции.  Расширение кругозора, имеет представления о городе, и его инфраструктуры; типы зданий (жилые, офисы, одноэтажные, многоэтажные, небоскребы), фермы (сад, огород и домашних животных), расширены представления о железнодорожном, воздушном и водном транспорте, их особенностях и др.. Проявление интерес к традициям и региональным особенностям своей малой родины и своей страны. Воспитанниками учрежд
е
ниябыли достигнуты следующие показатели:
повысится уровень готовности воспитанников к школе (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития познавательных процессов, вырос на 10-15%), улучшились показатели развития интегративных качеств воспитанников (доля детей, имеющих высокий и выше среднего уровень развития интегративных, качеств увеличилось на 10-15 %), коммуникативных и социальных навыков (на 10-15 % выросла доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития коммуникативных и социальных навыков), улучшился показатель сформированности у дошкольников произвольности и моторики (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития произвольности, моторики и координации вырос на 10-15%). У детей и родителей, сформированы интересы и предпочтения к занятиям исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством (увеличилось до 85%, по сравнению с исходными показателями, количество детей и родителей, отдающих предпочтение занятиям исследовательской деятельностью и техническим творчеством.  Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконструирования и робототехники. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.  Позитивные результаты моей работы указывают: Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявили живой интерес к знаниям.