Параметры ребенка в 5 месяцев. Изменения в развитии малыша в возрасте пяти месяцев

Молодые родители видят, как активно развивается новорожденный. Мамам важно знать, какие изменения характерны для малышей того или иного возраста. Это поможет следить за развитием младенца. Также рост, вес - параметры, которые будут ежемесячно интересовать педиатра. Все дети разные, потому не стоит ожидать, что кроха будет полностью соответствовать определенным нормам. Но заметив отклонения, можно проконсультироваться с доктором и при необходимости вовремя принять меры. Потому полезно ознакомиться с информацией о развитии, весе и росте ребенка 5 месяцев.

Навыки и умения

Кроха всё больше проявляет двигательную активность. Для карапуза на данном этапе характерны такие умения:

  • поднимает голову;
  • тянется к предмету целенаправленно, может захватить его;
  • поворачивает голову на голос близких;
  • лепечет.

Кроха проявляет радость в отношении всех людей. Он пока не опасается чужих, потому начинает показывать свое оживление при виде любого взрослого. Такая реакция нормальна и является важным показателем правильного развития малыша 5 месяцев.

Мама может заметить, что чадо с удовольствием слушает музыку, радуется музыкальным игрушкам. Полезно петь ребенку песенки. Делать это надо протяжным тихим голосом. Через время он привыкнет успокаиваться под мамино пение.

Малыши хорошо чувствуют интонации, потому родители должны говорить мягко, нежно, не ругаться и не грубить друг другу. Общаясь с карапузом нужно чаще называть его по имени. Также детки активно наблюдают, как родители перемещаются по комнате.

Некоторые карапузы уже пытаются сидеть, вставать, ползти по полу. У деток меняется режим, они меньше спят, сокращается количество кормлений. Считается, что до 6 месяцев кроха должен получать лишь грудное молоко или смесь. Но бывают ситуации, когда прикорм вводят раньше. Это решается в каждом случае индивидуально. Такую рекомендацию должен дать врач.

В это время мама может беспокоиться из-за того, что чадо отвлекается при приеме пищи. Это особенность возраста, к которой придется привыкнуть. Также в этот период карапуз проявляет интерес к взрослой пище, может схватить что-нибудь с

Рост и вес ребенка в 5 месяцев

Эти показатели отличаются у разных малышей, так как на них оказывают влияние многие факторы. Но существуют усредненные значения, на которые ориентируются педиатры при оценке развития младенца. Эти показатели представлены в специальных таблицах. Потому любая мама может самостоятельно сравнить результаты измерений с принятой нормой.

Рост ребенка в 5 месяцев в среднем 64-68 см. Но могут быть отклонения в обе стороны. К тому же важно точно проводить измерения, чтобы получить правильный результат.

Набор веса в 5 месяцев – очередной вопрос, который волнует родителей. Соответствие массы тела норме можно также уточнить в таблицах. Кроха должен весить 7,4-7,8 кг. Но многие здоровые карапузы не соответствуют этим нормам. Для мальчиков нормальным будет считаться результат 6,1-8,3 кг, а для девочек 5,9-7,8 кг. Потому понятие нормы веса ребенка в 5 месяцев весьма условно.

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки.

Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и беспокойных мамочек интересуют вопросы физиологии, психологии, питания, ухода и досуга любимого малыша.

Физиологическое развитие в 5 месяцев (таблица)

Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов.

Некоторые малыши начинают переходить на трехразовый сон, который длится 1,5 – 2 часа.

На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.


Нормы развития ребенка в 5 месяцев

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Педиатр должен регулярно осматривать ребенка, и тщательно следить за его развитием и антропометрическими показателями. Чаще всего, за основу берется таблица, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего появления на свет новорожденный немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица: нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, разработанные ВОЗ


Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которым мама может провести сравнительный анализ веса своего ребенка.

Все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут, соответственно, худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков: девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки, и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на ладошки;
  • при поддержке подмышки крепко упирается выпрямленными ногами в поверхность пола;
  • развиваются навыки, необходимые для ползания;
  • из положения лежа подтягивая ручки и голову, пытается самостоятельно сесть.
Зрительное восприятие
  • благодаря зрению и осязанию развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, реагирует на извлеченные из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • внимательно прислушивается к взрослой речи, пытается певуче гулить;
  • успокаивается и хорошо засыпает под тихую мелодию.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (это звуки и слоги, которые малыш может произносить);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, ба, па, таким образом, у малыша появляется лепет;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • притягивая и отталкивая предметы, понимает, что они способны двигаться;
  • при захватывании различных предметов развивает тактильную чувствительность ладоней, определяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев
  • при виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такая реакция называется «комплексом оживления».
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.

Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне его положительного эмоционального состояния.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня малыша отводится специальное время: после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, их продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Занятия проводятся только на фоне благоприятного эмоционального состояния ребенка. Если он испытывает недомогание или капризничает, то лучше отложить всё до более благоприятного периода.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены довольно близко. Развитие моторики рук активизирует в коре головного мозга соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.



Развиваем мелкую моторику

Как развивать у 5-месячного малыша координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, опираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие. Сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см и дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной», стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, позволяя малышу ощупывать ее.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Ползание

Для подготовки ребенка к ползанию и развития этого навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.



Ходьба

Для формирования первичных навыков ходьбы взрослому необходимо взять малыша подмышки, поставить ножками на твердую поверхность и в таком положении удерживать какое-то время. Малыш будет сгибать, и опускать свои ножки. При движении вперед получится своеобразная имитация ходьбы. Если положить под ноги специальный массажный коврик, малыш получит общеукрепляющий массаж стоп.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.

Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.



Игры и неваляшками

Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?» , - малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).

-Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку!
Попили, поели,
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию малыша, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Какие игрушки нужны 5-месячному ребенку

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию взаимодействий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки. Сжимая их в руке, кроха сможет развивать тактильные ощущения и общую моторику рук. Резиновыми игрушками можно развлечь ребенка во время купания;
  • неваляшка, юла, башенки, пирамидки и матрешки: они своей красочностью привлекут и позабавят 5-месячных детишек. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, ребенок учится различать форму, цвет предметов, их величину.
  • мячи небольшого диаметра способствуют развитию двигательной активности;
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.
  • Игрушки должны иметь сертификат качества и изготавливаться из экологически чистого материала;
  • Все игрушки должны быть безопасными для детей. Помните, что вовремя прорезывания зубов малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • Игрушки необходимо ежедневно мыть!

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Одежда

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Время

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.


Место

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Как гулять?

Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.

В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет большое значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев на протяжении всего дня нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа).

Маленькие дети от 5 – 6 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для 5-месячного ребенка пока еще остается материнское молоко.

В этом возрасте у малыша все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные детские смеси. Ребенка докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочно-консервных комбинатах. Для того, чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость и перевариваемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, перевод которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы), дополняя недостающее количество чаем. Если ребенок хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

При недостаточном весе в 5 месяцев ребенок получает первый прикорм.

Хорошо подойдет овощное пюре. Они насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Для приготовления первого овощного пюре можно использовать кабачки (цукини), брокколи, картофель, тыкву. Из-за высокого содержания крахмала и фосфора доля картофеля ограничивается ½ объема блюда.

В качестве второго прикорма малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая готовится на коровьем молоке 3,2% жирности.

Для лучшего усвоения каш разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

С 5 месяцев в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.


Уход и гигиена

Малыши постоянно нуждаются в тщательном уходе. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание малыша в мокрой одежде. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша: на ней появляются опрелости и раздражения.

Если малыша приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины на попе появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю постоянно. В последнее время стала замечать, что дочь сама извещает меня о необходимости смены белья».

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:

Критерии
Достижения
Вес, рост
По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует;
  • уверенно держит головку;
  • появляется избирательное отношение к взрослым;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание
  • с 5 месяцев вводится первый прикорм;
  • с 5,5 месяцев вводится второй прикорм.
Уход и гигиена
Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика», стр.124-129;
  3. В.Г.Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста», стр.43-48;
  4. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», стр.29-38.

Видео: Гимнастика и массаж для малышей 5-6 месяцев

Маленький человек растет все стремительней. Он уже осознает себя частью семьи, частью окружающего мира. Несмотря на свою беззащитность, он требует к себе равного отношения, уже много понимает и еще больше хочет узнать. Он – маленький почемучка, которому всего мало. От действий родителей зависит, каким малыш увидит окружающий мир и какие ценности обретет для себя в дальнейшей жизни.

Режим дня ребенка в 5 лет

Как и в предшествующие годы, стоит придерживаться существующего режима дня пятилетки, хотя он может быть уже не таким строгим и чётко расписанным.

В 5 лет ребенок спит уже около 12 часов в сутки: 10 часов ночью и 2 часа ночью. Дневной сон можно заменить спокойными играми. Для здорового сна предпочтительно, чтобы комната была проветрена. Но лучший выбор – сон на свежем воздухе.

Утро и день следует наполнить наиболее активными играми, а спокойные оставить на вечер. Тогда малыш будет спать крепким и здоровым сном.

Родителям стоит уделить внимание на равенство психологического, умственного и физического развития их малыша.

Утро следует начинать с зарядки, а игры на свежем воздухе тоже должны быть сопряжены с физическими нагрузками: бег, прыжки со скакалкой, езда на велосипеде, игры с мячом. Дома следует уделить внимание играм и занятиям, которые способствуют интеллектуальному развитию малыша.

Если ребенок воспитывается в дошкольный период дома, то его следует приучать понемногу к порядку и самостоятельности. Он может помогать в каком-нибудь пусть даже несложном деле, но понимание того, что его польза востребована, способствует укреплению уверенности в себе. Что благотворно влияет на развитие и других личностных качеств.

С пяти лет уже понемногу начинается подготовка к школе. Родителям стоит уделять в день по 25-30 минут на совместное общение с целью обучения. Таких занятий может быть несколько в течение дня, но не стоит переусердствовать: в пять лет малыши ещё не умеют держать в памяти много информации и длительные занятия кроме утомления могут вызвать у них еще и неприятие. Задача родителей – поддерживать интересы ребенка и направлять их в нужное русло.

Рост и вес

К 5 годам организм ребенка развивается все стремительнее. Растут костная и мышечная ткани. Мышечная ткань развивается несколько неравномерно: крупные мышцы быстрее по сравнению с мелкими мышцами. Скелет ещё формируется, в нём преобладают пока органические элементы, потому детские кости гибки и им нестрашны частые падения малыша. Голова тоже увеличивается за счёт активно растущих костей черепа.

Согласно нормам ВОЗ средние рост и вес ребенка должны быть в пределах:

  • Для мальчиков рост от 105 до 115 см, вес – 18,3 - 19,4 кг.
  • Для девочек рост от 105 до 114,5 см, вес – 17,7 – 19,1 кг.

Сколько ест ребенок в 5 лет

Уделяя повышенное внимание к питанию в младенчестве, родители зачастую допускают ошибку и перестают контролировать, что употребляет в пищу их сын или дочь в немного старшем возрасте. Несбалансированное питание чревато ранним детским ожирением , которое может вызвать возникновение сопутствующих недугов. Если ребенок стал вялым, апатичным, раздражительным, то в первую очередь следует пересмотреть его рацион.

В 5 лет ребенок очень подвижен, тратит много энергии и основным ее источником является еда.

В первую очередь следует придерживаться такого правила: суточная норма углеводов должна в 4 раза превышать норму белков и жиров. Всех детей нельзя мерить под одну гребенку, для каждого норма будет индивидуальной, однако в среднем соотношение будет таким: около 300 грамм углеводов и по 70-75 грамм белков и жиров соответственно.

При подборе рациона для дошкольника продукты можно разделить на ежедневные и те, которые будут даваться раз в несколько дней или раз в неделю, но в полном необходимом для развития объеме.

В числе ежедневных должны быть мясо, молоко, масло, овощи, фрукты, хлеб, различные каши. Сахар тоже должен быть в ежедневном меню ребенка, однако не обязательно в привычном кристаллическом виде. Несколько раз в неделю можно потчевать малыша творогом, куриными яйцами, йогуртом, а рыбой – достаточно и один раз в семь дней.

На сегодняшний день уже нет дефицита продуктов, и на полках супермаркетов можно найти даже самый экзотический фрукт или овощ, которы разнообразят вкусовые предпочтения малыша.

Для ребенка в 5 лет достаточно 4-х приемов пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Между каждым приемом пищи должно пройти 3-4 часа – именно столько необходимо желудку малыша, чтобы полностью переварить съеденную пищу. Конечно, если ребенок проголодался раньше, это не значит, что он должен голодать до определенного приема пищи. Можно дать ему воду, несладкий чай или фруктовые соки, равно как и ягоды. Но лучше воздержаться от сладостей и других «вредных» продуктов.

Зачастую рацион родителей весьма неравномерный, но он не должен переноситься и на ребенка – нарушение баланса незамедлительно скажется на его состоянии.

Следует придерживаться оптимального суточного объема еды:

  • завтрак – 25%;
  • обед – 40%;
  • полдник – 10%;
  • ужин – 25%.

Однако каждый родитель сталкивается с одной и той же проблемой – дети всегда предпочтут не то, что им полезно, а что по вкусу. Если какие-то продукты ребенок всячески отвергает, то стоит заменить его другими, но которые всецело восполнят норму необходимыми элементами. А порой оригинальная подача блюд может даже «негодный» продукт сделать любимым – всё дело только в желании родителей.

Читайте также

При готовке еды лучше удержаться от частой жарки – жареные, а тем более жирные продукты, лучше исключить из меню ребенка 5 лет. Так же следует не прибегать к частому использованию микроволновых печей. Наиболее предпочтительно готовить еду с помощью тушения, варки или запекания в духовке.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Важная часть воспитания – это развитая речь. Как правило, к пяти годам словарный запас ребёнка достигает уже 3000 слов. Но не стоит ждать от него сложных предложений – эмоциональный и непоседливый, малыш не тратит время на обдумывание того, как выразить свою мысль, и использует простые формы. Хотя уже умеет пересказывать и более сложные предложения, разве что сам их не сочиняет – всему своё время.

Речь ребенка 5 лет насыщена различными понятиями, простыми антонимами, он может не только назвать предмет, но и сказать, из чего он сделан и для чего он нужен. Он умеет отличать, какая у него рука правая, а какая левая, правда, может ошибиться, показывая на других людях. Умеет считать до десяти.

В этом возрасте ребёнок впитывает в себя как губка любую заинтересовавшую его информацию. Его память пока ещё основывается на эмоциях, на краткосрочном интересе. Количество преобладает над качеством запоминаемости и к концу дня он может забыть обо всём недавно услышанном или увиденном. В данном случае помогут развивающие память упражнения, игры.

В пятилетнем возрасте социальная зрелость детей ещё невелика, однако они уже учатся взаимодействовать с другими детьми. Важно следить за этим процессом, чтобы социальная адаптация для ребенка прошла безболезненно, особенно если он не ходил в ясли или детский сад. Малыш начинает понимать, что не является центром Вселенной и кроме него есть и другие дети, такие же, как он сам. Упущение этого момента в воспитании может в будущем усложнить пребывание ребенка в кругу сверстников.

Ребенок уже лучше ориентируется в пространстве и умеет использовать различные пространственные понятия, как то: пойти налево, подняться наверх, спуститься ниже на этаж и т.д.

Для него уже существует разница между прошедшим, настоящим и ещё не наступившим. Однако ориентация во временных длительностях ещё затруднена, особенно в оценке временных промежутков: год, месяц, неделя, день, время года, минуты и часы. Пока ещё ребенку трудно представляется длительность чего-либо.

Пятилетка начинает понимать, что есть обратимые и необратимые процессы, отличает одну ситуацию от другой, если в первой что-либо изменилось, а во второй осталось неизменным. Например, что количество его кубиков, которые были разбросаны по полу, а теперь собраны в кучу, осталось неизменным, поменялась только форма их организованности.

Один из важнейших аспектов развития является активизация воображения. Оно становится основой для многих открытий, прежде всего самостоятельных, что особо важно. Ребенок начинает решать простейшие арифметические задачи, считать вслух на пальцах. Он лучше различает геометрические формы и умеет сам их создавать из подручных средств.

Стремительно развивающаяся фантазия маленьких детей часто пугает родителей, порой считающих ненормальным, если ребенок общается с вымышленными друзьями или видит то, что рисует ему воображение. Но это нормальное явление и бурная фантазия становится основой гармоничного развития личности. Творческое мышление способствует лучшему познанию малышом окружающего его мира.

Развивающие занятия и игры

До 5 лет детские игры и занятия имели зачастую произвольный характер и прежде всего формировали определённые навыки. Он и теперь продолжает развиваться благодаря играм, причем ребенок сам может усложнять их со временем. Как и ранее, он играет в те игры, которые ему приносят удовольствие, однако теперь в их основу должно быть положено и обучение. Ребенок начинает делать и то, что просят от него взрослые.

5 лет – это уже дошкольник. Через год или два ему предстоит оказаться в совершенно чуждом для него окружении. С 5 лет его учат понимать, что такое быть самостоятельным и ответственным. А игры с другими детьми позволяют ему научиться адаптироваться в окружении сверстников.

Родителям не следует торопить события, постепенно вводя в привычные для ребенка игры новые элементы, повсеместно развивая его физические и интеллектуальные способности.

Ребенок в 5 лет еще весьма невнимательный и может быстро переключать свое внимание с одного на другое. Не стоит требовать от него безупречного выполнения заданий, но важно научить его самостоятельности – пускай получилось криво, но важно, что он сделал это сам. Освоив новый навык, ребенок сам захочет развить его. Конечно, ему это может в итоге надоесть, потому важно научить малыша доводить начатое до конца.

При выборе обучающих игр не стоит прибегать к излишней формализации, использовании определённых моделей, направленности на обязательный успех. Благодаря умелым действиям родителей ребенок сам становится первооткрывателем. Каждый малыш имеет свой внутренний план развития и ни в коем случае не следует его сравнивать с другими детьми. В ином случае это может привести к потере интереса к дальнейшему обучению.

Для развития творческого мышления хорошо подходят сюжетно-ролевые игры. Ребенок представляет себя моряком, летчиком или персонажем из любимой книги, участвует в историях, о которых слышал или придумывает свои.

В этом возрасте родителям следует уделять время обучению ребенка чтению и грамоте. Детям нравятся яркие, красочные книги. Выбирая понравившуюся книгу, с интересным сюжетом, они просят читать её снова и снова. Таким образом можно увлечь малыша, предложив ему научиться читать ее самостоятельно. Ежедневные занятия помогут малышу скорее освоить буквы.

Начиная с 5 лет, ребенок уже способен обучаться иностранным языкам. Для этого достаточно не более 25-30 минут в день игровых занятий, наряду с обучением чтению и письму.

В 5 лет ребенок начинает осознавать себя как «Я». Именно к этому возрасту относятся первые воспоминания человека о себе. То, каким станет человек, зависит от того, каким он стал в пять лет. В эти годы важна атмосфера, в которой растет чадо, поведение родителей, которое он наблюдает, семейные традиции и нравы – все это станет основой для появления новой личности.

Нормы развития ребенка описаны в руководствах для педиатров и молодых родителей. При составлении таблиц, где отражены физические параметры (рост и вес ребенка в пять месяцев, окружность головы и груди, другие показатели), используются данные Всемирной организации здравоохранения и анализ отечественной статистики.

Сколько весит ребенок в 5 месяцев?

Осмотры ребенка участковым педиатром или семейным врачом включают контрольное взвешивание. На основании сравнения полученных данных с рекомендованными стандартами развития делают выводы о том, насколько они соответствуют нормам. При этом избыток (недостаток) веса чаще всего воспринимают как нарушение и советуют ввести прикорм или, напротив, сделать питание менее калорийным.

В таблице представлены сравнительные данные о физических параметрах малыша в возрасте пяти месяцев. Сначала указываются нормативы отечественной медицины, в скобках указаны данные, предложенные ВОЗ. Первая и вторая цифра показателя отвечает минимальному и максимальному допустимому значению.

При анализе перечисленных показателей важно также учитывать прибавку веса и роста. В среднем за предшествующий месяц ребенок должен набрать 700 грамм и вырасти на два сантиметра.

Центильные таблицы

Помимо обычных вариантов оценивания, применяется так называемый метод центильных таблиц. Название связано с делением числа обследованных детей на 100%. При этом наибольшее соответствие норме попадает в интервал от 25% до 57%, а наименьшее соотнесено с центилями 3% и 97%. При использовании таблиц такого рода используются обычные замеры. Можно оценить гармоничность развития в целом (правильность отношения роста и веса) и по отдельным показателям. Эталон развития соответствует 50% центилю. Однако при самостоятельном использовании таблиц важно учитывать не столько числовые показатели, сколько попадание данных в «коридор» (нормальное развитие отмечено розовым цветом вертикальных столбцов).

Важно понимать, что полученные данные – это не основание для диагноза, а лишь повод внимательнее отнестись к здоровью ребенка, если параметры выходят за пределы нормального коридора. Врачи рекомендуют провести дополнительные обследования у специалистов, если показатели относятся к коридорам 1–2 и 7–8, при этом наибольшая зона риска у коридоров 1 и 8. Слишком быстрый или слишком медленный набор веса и роста часто связаны с патологией развития.

Почему вес и рост ребенка не соответствуют нормам?

Причин для отклонения от принятых нормативов может быть много, основные среди них:

  • преждевременные роды (гестационный, то есть внутриутробный, возраст ребенка при рождении – менее 35 недель);
  • осложненная беременность (острый токсикоз, обострение хронических заболеваний матери или воспалительные, инфекционные болезни, неблагоприятные условия жизни);
  • осложненные роды (экстренное кесарево, родовая травма и прочее);
  • генетические особенности родителей и близких родственников;
  • вредные привычки родителей – курение, прием алкоголя или наркотиков;
  • факторы, связанные с кормлением, – тип (грудное, искусственное, смешанное), достаточность питания;
  • заболевания ребенка, в том числе выявленная аллергия на лактозу и другие компоненты грудного молока или искусственного питания;
  • плохой уход за малышом – недостаточная частота кормлений, отсутствие прогулок, неблагоприятная обстановка, курение и/или алкоголизм родителей, их наркотическая зависимость.

Если беременность была многоплодной (два и более ребенка), показатели также могут сильно отличаться от нормы. Для коррекции данных здесь следует учитывать вес и рост двойняшек (тройни) при рождении. Так, если близнецы родились с весом 2–2,5 кг и ростом 48–50 см, то при соответствующей нормам прибавке веса и роста отклонение на 8–15% остается в пределах допустимого.

Возможные риски при отклонении от средних показателей

Основными осложнениями при избыточном или недостаточном весе (росте, окружности головы или груди) малыша могут считаться следующие патологии.

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение работы сердечно-сосудистой системы. Здесь опасны как слишком большой рост (вес), так и слишком малый.
  • Опасная для жизни потеря веса (быстрое обезвоживание) при недостаточной массе и заболеваниях, связанных с потерей жидкости, например диарее.
  • Диабет – в группе наибольшего риска дети с избыточной массой тела и наличием в анамнезе близких родственников этого заболевания.
  • Повышенная склонность к простудным и инфекционным заболеваниям.

Для более точной оценки потенциальных проблем потребуется консультация педиатра и, скорее всего, наблюдение у специалистов. Уточнить суть нарушения помогут анализы и обследования с использованием медицинского оборудования (томограмма, рентген).

Особого внимания требует несоответствие нормам обхвата головы. Если прирост этого показателя сильно отстает или превышает прирост объема груди, стоит обследовать малыша на предмет возможной гидроцефалии и других отклонений развития головного мозга.

Как компенсировать отклонение от нормы и нужно ли это делать?

При отсутствии выраженных заболеваний и в целом нормальном развитии ребенка не следует вмешиваться в естественный процесс роста. На физические параметры, кроме веса, родители малыша вообще не могут повлиять, массу же можно увеличить или уменьшить, изменив режим питания.

В зависимости от сути проблемы – избытка или недостатка массы – выбирается один из вариантов.

  1. Заменить тяжелую пищу более легкой, уменьшить частоту кормлений. Обычно лишний вес набирают «искусственники», то есть дети на искусственном вскармливании. Переход на молоко матери в этом случае поможет решить проблему или уменьшить ее остроту. При невозможности или нежелательности перехода рекомендуется замена смеси и/или отсрочка введения прикорма.
  2. Увеличить частоту кормлений грудью, пересмотреть рацион кормилицы. При искусственном питании заменить смесь на более калорийную, ввести дополнительные продукты прикорма.

Перед тем как принимать решение об изменении пищевого режима, важно получить консультацию педиатра, наблюдающего ребенка!

С момента рождения ребенка родители начинают тщательно следить за развитием ребенка – измерять его рост, вес, окружность головы. Некоторые мамы трепетно относятся к своему чаду и борются за каждый прибавленный грамм и сантиметр. Сколько же должен прибавить в весе и росте ребенок, который приближается к отметке в полгода?

Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев?

Рассмотрим вопрос, который волнует всех родителей. Сколько же на самом деле должен или может весить ребенок к 5 месяцам. Возьмем за основу стартовый вес ребенка при рождении – он в рамках нормы колеблется от 3200 до 3700 кг. Как правило, малыш должен набирать вес по 600-800 граммов за каждый месяц. Таким образом, к 5 месяцам грудничок должен весить от 6500 до 8100 кг.

Эта цифра не является нормой для всех малышей. Некоторые дети с каждым месяцем набирают вес по 200-300 граммов. Есть детки, которые рождаются мелкими или крупными в силу своего наследственного принципа. Причем стоит помнить, что девочки могут слабее набирать вес в 3-4 месяца.

Важно! Ребенок, который в первый и во второй месяцы набрал от килограмма и более, не считается больным. Это норма для всех детей, даже которые в утробе матери не набрали лишних 300-500 граммов. Конечно, если малыш родился в 7-ми месячном возрасте, к 5 месяцам его вес будет приближен к минимальной отметке нормы.

Вес ребенка по данным ВОЗ

Всемирная организация здоровья представляет таблицы роста для детей обоих полов. Вы можете сравнить вес вашего малыша с официальными данными. Но опять же, не забывайте про наследственность вашего чада, ведь его вес может не соответствовать его росту к 5 месяцам.

Рост ребенка к 5 месяцам

Рост ребенка по расчетам врачей увеличивается с каждым месяцем на 2-3 сантиметра. Если малыш родился с отметкой в 50-57 см, это считается пределом нормы. В таком случае ребенок к 5 месяцам достигает роста в 60-70 см. В отличие от веса, рост должен увеличиваться пропорционально каждому прошедшему месяцу. Маленький рост ребенка может говорить в первую очередь о недостатке витаминов , а уже потом о наследственности.

Мальчики развиваются быстрее в первый год жизни – рост может превышать все возможные показатели нормы до года. Даже если в семье родители невысокие, малыш может вырасти на 3-4 см больше, чем ожидают родители. Это не повод для паники. Помните, что ребенок ест и растет так, как удобно его организму. Не нужно водить малыша на специальные массажи, чтобы увеличить или уменьшить рост – это может сказаться на суставах.

Общее развитие грудничка

К 5 месяцем ребенок уже живет по своему биологическому режиму. С 4-ого месяца вы могли заметить, что малыш просыпается в определенное время для кормления. Можно даже сказать, «сова» или «жаворонок» ваш ребенок. В таком возрасте проявляются повадки – стеснение, смущение и даже ревность.

Малыши уже могут реагировать на новые игрушки. Трясущиеся ручки скажут вам о его изумлении от новой игрушки или о радости при нажатии на клавиши клавиатуры. Ребенок теперь сам умеет хватать игрушки, даже щипать родителей ему удается с большой силой.

Что должен уметь делать малыш?

К 5 месяцам у ребенка все еще остается открытым родничок . Он имеет размер 1х1 см. Другие роднички уже срослись. В 5 месяцев малыш может выявить желание сидеть самостоятельно. Некоторые родители опасаются за искривление половых женских органов, но повода для волнения абсолютно нет. Если раньше ребенок плохо держал головку и смотрел больше в одну сторону, то теперь вы уже заметите, как он разглядывает окружающий его мир со всех сторон.

Родители переживают, что малыш может пропустить этап «ползанья», если сразу начнет сидеть. Чаще выкладывайте малыша на живот, но имейте в виду, что ребенок может поползти и к 9 месяцам . Наслаждайтесь пока спокойствием и «ленивыми» позывами к движению.
Конечно, в 5 месяцев малыш уже бодрствует больше, чем раньше. В идеале его дневной сон должен составлять 2 часа в обед и после обеда. Режим ночного сна должен начинаться с 10-11 вечера и до 7-8 утра.

Если ребенок спит дольше, старайтесь сильнее заигрывать его днем, чтобы он не сменил день на ночь.

Зубы в 5 месяцев

Малыши могут с 3 месяцев страдать от прорезывания зубов. Но это не предвестник скорого появления первого зуба. Малыши могут почувствовать первые позывы и в 5, и в 6-7 месяцев. Первый зуб обычно появляется в возрасте 4-7 месяцев.

Косоглазие и рахит у новорожденных

Обычно у детей регуляция температуры приходит в норму к 4-6 месяцам. Ваш ребенок может плохо еще регулировать температуру своего тела. Сказать о том, что ему жарко, он сможет через плач. Отсюда родители и врачи часто делают вывод, что у ребенка рахит . Особенно тревожатся мамы и папы, если у малыша лысеет затылок, а во время кормления он потеет.

Волноваться не стоит. Ребенок к полугоду избавляется от новорожденного пушка на голове, а потеть свойственно каждому – это же тяжкий труд добывать еду и пить воду. Конечно, придется попрощаться с прекрасной шевелюрой, но стричь волосы не нужно. До года ребенка следует давать витамин Д3 по две-три капли, в зависимости от времени года.

Касаемо глаз и развития глазного дна малыш может изредка косить одним глазом. Такой факт не должен пугать родителей. В принципе все изменения в организме малыша происходят до года. Пугаться чего-то нового не стоит. Лучше свой трепет направить в сторону сердца ребенка . Сходите на УЗИ сердца, чтобы выяснить, закрыто ли овальное кольцо. Как правило, сердце малыша формируется к 3 месяцем. Но если кардиолог выявит проблему, это будет основанием для прерывания дальнейшей вакцинации.

Общение ребенка в 5 месяцев

К этому возрасту малыш уже отчетливо может произносить слово «мама». Он повторяет эмоции за родителями, чувствует ваше раздражение еще лучше. Действия ребенка могут показаться вам более резкими и сильными. Это связано с быстрым развитием скелета и мышечной массы. Касаемо скелета – сделайте рентген ребенку, если он к 5 месяцам начинает сидеть и ползать.

Это позволит вам удостовериться в правильном развитии суставов. При вытянутых ножках складки на них могут быть параллельными и ассиметричными. В любом случае пройдете врачей, которые точно скажут вам все о вашем малыше.

По итогу следует сказать, чтоб родители не забывали ежемесячно посещать семейного врача и проходить педиатра в поликлинике. Именно первый год жизни очень важен как для родителей, так и для ребенка.