Патриотическое сознание в современной россии. Формирование патриотического сознания учащихся

Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания,

верности Отечеству, готовности защищать свою Родину

Малежина Е.И. преподаватель

Богучарского филиала ГОБУ СПО ВГПГК

malezhina .irina @yandex .ru

Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлимости от родины и неотъемлимое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н.Толстой

Создание и обеспечение сбалансированной системы патриотического воспитания молодёжи является важным условием развития Российской Федерации как свободного и демократического государства.

Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. В рамках данного направления проводится комплекс мероприятий направленных на формирование у российской молодёжи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности защищать свою Родину.

О важности приобщения к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому нам необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

В различных стратегических документах, посвященных теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов – патриота своей Родины.

Социально-экономические изменения внутри нашей страны, а также сложная геополитическая обстановка в мире требуют отлаженной работы всей системы патриотического воспитания молодёжи. В связи с этим значительно возросла роль педагогических работников отвечающих за реализацию государственной молодёжной политики в деле нравственно-патриотического становления подрастающего поколения, подготовки его к самостоятельной жизни.

Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности
Патриотизм и интернационализм – важнейшие моральные качества человека. Они выступают как составные части его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народностям. Патриотизм и интернационализм являются ключевыми понятиями педагогики межнационального общения.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) определяется в философии как “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Патриотизм как высшая нравственная ценность включает такие составляющие, как любовь к семье, Родине, родному языку; знание истории своей Родины, уважение традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать Родину; осознание своего гражданского и патриотического долга, готовность служить интересам Родины; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Патриотизм – естественное чувство каждого человека. Родившись, человек постоянно впитывает энергетику того места, где появился на свет. Ребенок, развиваясь и мужая, свою любовь к родителям переносит на родной край. Уже в раннем детстве образ Родины возникает вместе с осознанием собственного “Я”. В дальнейшем этот идеальный образ соединяется с реальными объектами, находящимися в чувственно воспринимаемом мире. Ощущение Родины тесно связано с ее природой, красотой родного края. Это чувство материализуется с особой полнотой, становится исходным внутренним переживанием.

В последние годы наметилась тенденция постепенной утраты традиционного российского патриотического сознания. В некоторых регионах страны патриотизм начал перерождаться в национализм.

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и через добровольно-принудительные игры, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательных учреждениях. Для того чтобы в случае опасности человек не задумываясь встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине любовь. Патриотическое воспитание является составной частью воспитательного процесса в целом. Патриотическое воспитание – это воспитание у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть обеспечение их познания и осознания своей малой Родины. В дореволюционной России в школьных программах существовал предмет “Родиноведение”, который позднее был переименован в “Краеведение”. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля читаем: “Краеведение – это совокупность знаний об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами”. Разгромленная в 1929 г. краеведческая наука вновь заняла в жизни общества достойное место.

Патриотизм рассматривается, прежде всего, как любовь к своему Отечеству и является глубоким и сильным человеческим чувством. На повестке сегодняшнего дня стоит задача воспитания гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой Родиной, свою российскую идентичность.

Принципиально новые задачи, поставленные XXI в. перед системой образования, требуют переосмысления используемых педагогических категорий, понятий, дефиниций, расширения понятийного поля педагогики. Решение новых государственно-общественных проблем, которые возникают в области воспитательной работы, в значительной мере замедляет недостаточное законодательное, нормативно-правовое, научное, финансово-экономическое, кадровое и управленческое обеспечение идущих процессов. Необходимо отметить и дефицит внимания законодательства РФ к вопросам воспитания молодежи, которое рассматривается в основном в контексте образования.

Неопределенность духовно-нравственных ориентиров в воспитании молодежи привела к отсутствию четкого социального заказа семье, школе, образовательным учреждениям, что негативно сказывается на поведении и убеждениях молодых людей. Социально-педагогическая диагностика, социологические исследования показывают радикальное изменение ценностей и приоритетов молодежи в новой России и их глубокую дифференциацию по регионам, социумам, уровню образования, возрасту и т.д., что нельзя не учитывать при неформальной организации воспитательной работы. Так, новой, ранее нефиксируемой ценностью стало “желание родиться за границей” (32,1 % от числа опрошенных, еще 21,6 % затруднились ответить на этот вопрос). В качестве основных причин этого выделены: низкий уровень жизни в РФ (45,6 %), низкая правовая и социальная защищенность (23,2%), низкий культурный уровень в обществе (10%), трудности проявления своих способностей в России (12,4%) . Настораживающей тенденцией является завышенная самооценка молодых людей, их некритическое отношение к себе. Разный уровень требовательности к обществу, государству и к самим себе свидетельствует о нерегулируемых обществом тенденциях формирования жизненных ценностей молодежи.

События последнего двадцатилетия дают все основания полагать, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения России; в стране не удалось создать достаточно справедливую систему общественно-государственных отношений, резко снижено воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Очевидным становится возрастающее отчуждение учащейся молодежи от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических ориентиров, агрессивность, экстремистские тенденции), образовательных учреждений (потеря интереса к учебе, знаниям), семьи (ослабление воспитательной функции родителей), коллектива (ослабление общественной активности молодежи) и даже от самих себя (деформация сознания).

Находясь в условиях идеологического “вакуума”, российское общество ведет поиск новой идеологии, под которой в первом приближении следует понимать систему идей, способных сплотить россиян, активизировать их интеллект, волю и силы для выхода России из затяжного кризиса, стимулировать их патриотические чувства и оптимизировать их деятельность.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

С понятием “патриотизм” тесно связано другое понятие – “интернационализм”. Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.

Интернационализм – принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий. Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач. В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Чрезмерное увлечение, как патриотизмом, так и интернационализмом может породить негативные явления, что, в свою очередь, не способствует принятию конструктивных решений в возникающих конфликтных ситуациях. Крайнее проявление интернационализма – космополитизм, который можно определить как отказ от национальных традиций, культуры, патриотизма. Космополиту безразлична судьба своего народа, своей Родины, а важно, прежде всего, собственное благополучие. Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют преподавателям знакомить студентов с культурами тех народов, представители которых имеются в данном учреждении. Это создает атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.

Нельзя воспитывать патриотизм и интернационализм на словах, путем призывов и лозунгов. Серьезное внимание должно быть уделено формированию собственной гражданской позиции человека. Именно практическая деятельность в масштабах образовательного учреждения, города или даже области стимулирует гражданскую активность, позволяет перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова.

Общение, игра, учеба и труд являются не только видами деятельности, но и важнейшими факторами (средствами) воспитания, в том числе и воспитания толерантности, культуры межнационального общения.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который со временем поможет:

    повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

    раскрыть понимание истинного патриотизма;

    избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;

    повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации;

    сформировать стойкую патриотическую позицию;

    повысить потребность в духовном обогащении;

    воспитать уважение к труду, человеку труда.

Образовательное учреждение является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения.

Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность. Можно выделить конкретные направления в содержании патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально - деятельное.

Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.

Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.

Духовно-нравственный - привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.

Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.

Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.

Физический компонент - сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.

Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.

Профессионально-деятельностный - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внеколледжских и общественных организациях:

Словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, студенческие газеты);

Практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);

Наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).

Формы организации и руководства жизнью студенческого коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);

Информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);

Действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход);

Синтетические формы (студенческий клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);

Формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).

При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания.

Так же при организации гражданско - патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским:

Методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения);

Методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);

Методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Литература

    Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

    Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009.

3. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед.психология. – М.,1991.

4. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - № 4.

5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Москва: Учитель, 2008.

6. Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. – 1993.

7. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.

8.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.,1974, -т.9 – С.117-118.

9.Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. – М.: Знание, 1982.\

10.Интернет-ресурсы: 7 aa 1. html

11. http://5ballov.qip.ru/preview/100748/ -vospitanie-patriotizma

УДК 316.3: 124.5

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ

Александр Анатольевич Юрманов, соискатель, ассистент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и инженерная защита окружающей среды»

Забайкальский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения г. Чита, Россия

Для нынешнего этапа развития российского патриотического сознания характерно постепенное смещение от эмоциональных к рациональным компонентам. Вместе с тем наряду с рациональным патриотизмом в нём выявляется существование и воспроизводство разных форм иррационального патриотизма как проявлений негативной эмоциональной реакции на происходящее в стране. В результате российское патриотическое сознание предстаёт как весьма неоднородное и во многом противоречивое явление.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, рациональный патриотизм, «оптимистические» и «пессимистические» формы иррационального патриотизма.

Сегодня очевидно то, что среди исторически возникших и перманентно существовавших духовных, идеологических ценностей российского общества наиболее жёстким, беспрецедентным попыткам переосмысления и смысловым деформациям на рубеже тысячелетий подвергся патриотизм. Стремление преодолеть и уйти от сложившегося и реально существовавшего в СССР советского патриотизма определило появление в общественном сознании начала 1990-ых гг. сниженных трактовок патриотизма, обусловивших толкование его либо как чего-то низменного (патриотизм как инстинктивная привязанность, берущая начало в территориальном инстинкте животных), либо как своего рода рудимента и пережитка советской патриархальной коллективности, либо как консервативной изоляционистской тенденции в развитии социума. В результате в обществе возобладали призывы «преодолеть» и «забыть» о патриотизме как существенном «тормозе» в развитии индивидуальных личностных начал и проведении модернизационных процессов в стране. Дальнейшие события рубежа тысячелетий показали всю пагубность подобных трактовок и установок. В результате отношение к патриотизму становится диаметрально противоположным - он начинает рассматриваться как одно из важнейших эффективных механизмов и средств интеграции и консолидации отечественного социума и преодоления существующих в нём кризисных явлений и процессов.

Для современной России, по мнению исследователей, характерен этап вхождения в своеобразный «консервативный» цикл развития, о чём свидетельствует, помимо прочего, нынешняя ориентация правящей элиты именно на государственный патриотизм и связанное с этим развёртывание различных общественных дискуссий (в том числе о национальных ценностях, национальных интересах, о специфике российской истории и российской государственности, об особом месте России и её миссии в мире, о формуле общенациональной идеи и др.) . Всё это вкупе обусловило беспрецедентный интерес к особенностям современного состояния, условий и факторов развития патриотизма и патриотического сознания в российском обществе, их научной рефлексии. В данной работе нам хотелось бы рассмотреть некоторые стороны внутренней эволюции патриотического сознания в современной России и произошедших в нём изменений.

Патриотизм, представляя собой структурно и содержательно весьма сложное образование, выступает как результат эволюции высокоразвитого, активно рефлектирующего самосознания и проявляется «в виде органического триединства: (а) переживания любви к своему отечеству, его народу, языку, искусству и культуре в целом, осознание которого формирует (б) совокупность взглядов и представлений, оформляющих собственно идею Отечества, а также ценностных ориентаций и установок, требующих (в) своего реального воплощения в разнообразной социальной деятельности» . Отсюда в структуре

патриотического сознания выделяются три тесно взаимосвязанных уровня - эмотивный (уровень патриотических чувств), рациональный (уровень патриотического самосознания как совокупности соответствующих идей, взглядов, концепций) и конативный (уровень патриотических установок и поведения). Исходя из этого следует расценивать как неправомерные и, безусловно, односторонние обнаруживаемые в научной литературе попытки редукции и весьма упрощённой трактовки патриотизма как явления либо лишь только сугубо эмоционального, либо, напротив, рационального, либо деятельностно-волевого.

Патриотизм формируется в процессе социализации индивида и начинается с естественной бессознательной привязанности человека к отчему дому и родному краю благодаря восприятию непосредственной территории своего проживания, её природных особенностей, быта, образа жизни, особенностей национальной культуры, искусства, что сопровождается возникновениием целой гаммы сложных эмоций, чувств, переживаний, настроений, способствующих освоению и закреплению в сознании индивидов патриотических стереотипов, идеалов, установок, ориентаций, традиций и т.п. Последние в формирующемся патриотическом сознании личности усложняются и дифференцируются во времени под воздействием личностной рефлексии, эволюционируя постепенно от изначально наиболее сильной и вещественно-конкретной любви к так называемой «малой» родине (местного патриотизма) к любви к «большой» родине (страновому, общенациональному патриотизму)

Свою полноту и завершённость патриотизм способен обрести только тогда, когда на основе совокупности чувств к «малой» и «большой» родине (к отечеству) возникает патриотизм как система особых теоретических построений (идей, взглядов, убеждений), реализующихся через политические, правовые и иные идеологические формы, и проникнутые этими чувствами и идеями соответствующие действия, поступки людей, отражающие определенный уровень развития их патриотического сознания. С данных позиций формирование патриотизма предстаёт как процесс постепенной генерализации, последовательного расширения в патриотическом сознании объёма представлений и стереотипов о своём родном крае и отечестве (отчий дом - отчий край - отечество; родители -род - народ), движения от разнообразия патриотических чувств к их разного уровня рационализации.

Лабильный, подвижный характер структур патриотического сознания детерминирует различную направленность его эволюции. В нём под влиянием различных жизненных обстоятельств способен возобладать и стать доминантным любой из его структурных уровней. Исследования нынешнего состояния российского патриотического сознания показывают, что для его эволюции характерно постепенное смещение от эмоциональных к рациональным компонентам. Существование рационального патриотизма сегодня строится на анализе конкретных реальных процессов и тенденций, на позитивном отношении к ним. При этом он опирается не на абстрактный и слепой оптимизм, а на критическую оценку реальности, не переходящую в пессимизм. Данная разновидность патриотизма, на наш взгляд, сегодня наиболее субъективно и объективно оправданна, поскольку предполагает конструктивный подход к разделению ответственности за происходящее в России, в том числе и личную долю этой ответственности для каждого россиянина.

Однако наряду с рациональным патриотизмом в определённых сегментах российского общества выявляется существование и воспроизводство так называемого иррационального патриотизма как ответной не рациональной, а эмоциональной реакции на неудовлетворённость разными сторонами происходящих в стране процессов.

Результаты исследований состояния российского патриотического сознания позволяют зафиксировать в нём наличие целого ряда конкретных форм иррационального патриотизма . Анализ данных форм представляются весьма необходимым и актуальным, поскольку позволяет «заглянуть» в патриотическое сознание в ситуации утраты им своих рациональных оснований, а такая ситуация, несомненно, является тревожной и во многом опасной не только для внутренней эволюции патриотического сознания, но и для развития социума в целом.

На наш взгляд, данные формы по своей направленности и содержанию можно разделить условно на «оптимистические» и «пессимистические». К числу первых можно отнести такие формы иррационального патриотизма, как оптимистическая и ностальгическая.

Оптимистический патриотизм проявляется в ситуации, когда, несмотря на негативные оценки многих происходящих в стране явлений и преобладание негативных эмоций, восприятие и образ Родины всё же остаётся достаточно позитивным. Ведущим субъективным основанием подобного оптимизма выступает уверенность в том, что всё негативное в настоящем есть не более чем временное, преходящее явление, и питающая его надежда на возможное, даже быть может очень скорое улучшение ситуации. Убеждённость в подобном развитии событий порождает в сознании индивидов идеализированный образ более «светлого» будущего, что, естественно, компенсирует негативные эмоции, связанные с «несовершенным» и «плохим» настоящим. Воспроизводство оптимистического патриотизма, таким образом, связано, прежде всего, с вытеснением негативных эмоций, обусловленных фрустрированным мироощущением и мировосприятием, и поддержанием образа принципиально иного, «улучшенного» образа отечества.

По своей направленности своеобразным антиподом оптимистическому патриотизму выступает такая форма иррационального патриотизма, как ностальгический (или ретроспективный) патриотизм. Для его носителей основным способом избегания и устранения негативных эмоций в восприятии сегодняшней Родины предстаёт перманентная ностальгическая устремлённость в прошлое. В отличие от оптимистического патриотизма, основанием для его воспроизводства выступает обращение и педалирование на таком позитивном образе России, который был когда-то в отечественной истории на определённом этапе её экзистенции. Ностальгический (ретроспективный) патриотизм базируется на странном, хаотичном смешении фрагментов реминисцентных образов СССР, императорской России и даже Московской, и Киевской Руси, которые обрели в рамках данной формы иррационального патриотизма возможность своего «посмертного существования» (Ж. Бодрийяр). Подобная оптика делает доминантным для пат

ЖОВТУН ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ - 2015 г.

  • ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЗМА КАК ФЕНОМЕНА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    КАПЦЕВИЧ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - 2014 г.

  • Воробьева Татьяна Александровна МКОУ «СОШ №2» г. Ревда

    Развитие патриотического сознания и формирование гражданских ценностей у учащихся во внеклассной работе.

    Патриотизм, чей бы то ни был,

    доказывается не словом, а делом.

    Виссарион Белинский

    Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, коснулись нравственных ценностей, отношений к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Существует социальный заказ - формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – но в реалиях мы видим двойную мораль, преобладание материальных ценностей над духовными и учитель в этой ситуации должен определить правильный путь по формированию патриотического сознания.

    Приоритетными направлениями в современном образовании с введением ФГОС, становятся: развитие патриотического сознания и формирование гражданских ценностей у учащихся. Это обусловлено многими факторами. Основная педагогическая задача патриотического воспитания – формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России; воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи, формирование чувства сопричастности с судьбой Отечества, своего народа, города. В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции и гражданских ценностей у учащихся.

    Формирование гражданских ценностей и развитие патриотического сознания у учащихся - это сложная и длительная работа для учителя. Ученика нельзя заставить быть гражданином-патриотом, принудительно привить патриотизм невозможно. Вот почему учитель сам, своим примером должен доказывать учащимся искренность своих чувств - быть убежденным патриотом.

    Реализуя государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» коллектив школы разработал целевую программу по патриотическому воспитанию, а в 2009 году в нашей школе учителями истории и обществознания Воробьевой Т.А. и Князькиной Л.В. было создано историко-патриотическое объединение «Мы - уральцы».

    Основные направления работы историко-патриотического объединения «Мы - уральцы»: исследовательское, пропагандистское, помощь ветеранам войн, участие в акциях, гражданско-патриотическое, краеведческое.

    За пять лет деятельности учащиеся из историко-патриотического объединения «Мы - уральцы» принимали участие: в городских краеведческих конкурсах «Народ о народном Маршале», «Народный подвиг Урала», «Вот эта улица, вот этот дом», «О край родной, край, сердцу милый!». Были написаны и представлены на городских конференциях исследовательские работы «Война в истории моей семьи», «Улицы родного города», исследовательский проект «Дети войны» и др.

    Осознавая свою сопричастность ко всему, что происходит в школе, учащиеся занимаются социологическими исследованиями: «Влияние телевидения на молодёжь», «Кого можно назвать героем?», «Мой мир», «Почему пропадает интерес к учёбе?», «Что такое комсомол?», «Что такое терроризм?» и др.

    Наши ребята активно участвуют в акциях. Например: в городской акции «Георгиевская ленточка», «Поздравь солдата», «Поздравь ветерана». В акциях, посвящённых дню Памяти и Скорби, Дню пожилого человека, в акции«Мать – Тереза» - помощь Дому Ветеранов и Дому Малютки. В летние каникулы историко-патриотический отряд «Мы - уральцы» работает на школьной площадке, где ежегодно проводятся акции: «Письмо неизвестному солдату», «День Памяти и скорби». Об этих и других акциях неоднократно были опубликованы материалы в городских газетах. Были проведены школьные и городские патриотические мероприятия: «Земля людей, зачем тебе война?» (к 25-летию вывода российской армии из Афганистана), «Блокада Ленинграда» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) и др.

    В школе работает лекторская группа учащихся, проводятся мини-лекции, посвящённые дню Конституции, дню Народного Единства, Международному женскому дню 8 марта.

    Ребята участвуют в комплексе школьных мероприятий, посвященные Дню Победы: во встречах с ветеранами войн, в игре «Салют, Победа» и др.

    Система патриотического воспитания, разработанная в нашей школе призвана обеспечить целенаправленное формирование у учащихся активной позиции, гражданских ценностей, она готовит наших воспитанников к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными. Эффективность патриотического воспитания в нашей школе определяется наличием этой системы, а также целенаправленным и закономерным процессом постоянного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям общества.

    ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

    Колесников Антон

    ГАОУ СПО ТО «Тюменский железнодорожный колледж »

    Научные руководители: ,

    Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором и необходимым условием для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления России. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности.

    Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Только построенное на уважении к правам человека гражданское общество может стать надежным барьером на пути к экстремизму.

    Внимание государства к проблемам воспитания связано с обозначением его приоритетных направлений, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

    Анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что патриотическое воспитание в системе образования переживает кризис. Основной причиной этому явилась неизученность проблемы формирования патриотического сознания на современном этапе развития российского общества. Исходя из этого, мы предприняли попытку, объединить накопленный в педагогике опыт патриотического воспитания с реалиями сегодняшнего времени, что и определило выбор темы нашего исследования: «Формирование патриотического сознания современной молодёжи».

    Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования.

    Цель исследования – Изучить процесс формирования патриотических взглядов у современной молодёжи. Объект исследования – Гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

    Предмет исследования – Современные взгляды на патриотическое воспитание у подрастающего поколения.

    Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования в России, так как способствует формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших Конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 17гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело.

    Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

    Особенностями российского патриотизма является гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе.

    В духовно-нравственном воспитании нового поколения важнейшей задачей выступает формирование у молодежи свойств и качеств патриота, развитие чувства патриотизма, долга перед своей страной, Родиной. Как и в других странах, любовь к Родине всегда занимала и занимает у людей ведущее место. Это чувство особенно обострялось в связи с большими историческими потрясениями. Например, Кавказская война, Великая Отечественная война и последующие драматические события продемонстрировали всему миру могучий дух патриотизма.

    Работу по патриотическому воспитанию молодежи, необходимо начинать с восстановления и развития цельной системы патриотического воспитания. В этой системе самым важным звеном должно быть патриотическое сознание, которое следует обогащать позитивной информацией. Прежде чем полюбить свою Отчизну и вызвать у себя готовность ее защитить молодое поколение должно знать все о своей стране, о ее славном прошлом, реальном настоящем и прогнозируемым будущем. Важнейшим элементом патриотического сознания является патриотический идеал. Формирование у юношей и девушек, хотя бы патриотического «минимума» невозможно без участия патриотического идеала, идеала патриота – защитника своего народа, земли предков, своей Отчизны.
    Но в понятие Отчизна должна входить и наша страна в целом, которая называется Российская Федерация.

    Патриотическое сознание учащихся формируется как синтез духовно-нравственных, гражданских чувств, взглядов, убеждений, составляющий мировоззренческую установку личности, на основе которой индивид развивает в себе стремление и готовность беречь и умножать ценности Родины, лучшие традиции народа.

    В широком философском смысле сознание означает высшую, специфически человеческую форму активного отражения действительности. В более специальном - это понимание человеком окружающего мира, происходящих в нём процессов, своих действий, мыслей, своего отношения к внешнему миру и самому себе. В силу всего этого человек осуществляет предварительное мысленное построение предполагаемых действий и предвидение их результатов, что составляет его сознание. В философском контексте сознание существует и как индивидуальное, и как общественное. В первом случае это достояние отдельного человека и отражает индивидуальные психические его свойства и качества. Общественное сознание отражает идеи, взгляды, которые характерны для конкретной социальной группы или для данного общества в целом. Между индивидуальным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие и взаимовлияние.

    В материалистической философии обосновывается положение о том, что сознание есть общественный продукт, который питает индивидуальное сознание, служит источником нравственных предписаний, установок, убеждений отдельного индивида. Если исходить из этого тезиса для решения стоящих перед нами задач, то механизмы формирования патриотического сознания целесообразно разработать в двух направлениях.

    Во-первых, чтобы были скоординированы, отрегулированы обществом его политические, правовые, нравственные, религиозные, философские представления, понятия, идеи. Без их регулирования общественное сознание не будет иметь того стержня, который питает личное сознание индивида общественно ценным.

    Во-вторых, необходимо найти способы позитивного воздействия, влияния общественного сознания на формирование индивидуального сознания каждого гражданина. Всё это чётко прослеживается в анализе общественного сознания в истории государства.

    Огромное влияние на общественное сознание русского общества в своё время оказал процесс христианизации страны, крещение жителей Киева в 988 году и укоренение в последующем православной веры. Общественное сознание в России всегда испытывало на себе большое воздействие нравственного содержания этой религии. Православие рассматривало мир как Божье творение, человека - как единство души и тела, а историю воспринимало как вечную борьбу сил Добра и Зла. Оно проповедовало дух смирения и ненасилия, соборности (религиозный коллективизм) и духовного единения всех людей.

    В IX-X вв. с появлением письменности в летописях раскрывались вопросы мира и бытия человека в нём, общественной жизни. Так, в «Слове о полку Игореве» поднималась проблема единства славянских народов и служения своему Отечеству. В этом сочинении формулировались нравственные нормы общественной жизни, осмысливались социальные отношения того исторического времени. Этот документ является первым на территории Древней Руси, в котором затрагивается проблема формирования патриотического сознания.

    На развитие общественного сознания в России наложило соответствующий отпечаток географическое положение государства. Россия, находясь на стыке двух континентов, представляет собой, по определению, некий огромный «Востоко-Запад». Она как бы напоминает перекрёсток различных потоков мировой культуры, обширное поле их встречи и активного взаимодействия. Волею своей исторической судьбы Россия была, как бы обречена на то, чтобы впитывать в себя всё богатство мировой общественной мысли и синтезировать её. Русская философия широко открыта для взаимодействия с мировой философской культурой, заимствовала её лучшие образцы.

    Общественный гуманизм восстаёт против начала национальной исключительности: ни одна нация в мире не имеет права на такую самооценку. Как бы велики ни были её экономические и культурные достижения, она не может претендовать на какую-то избранность и привилегированность. Каждый народ в силу своего исторического положения имеет определённые исторические обязанности перед самим собой и перед человечеством. И каждый человек испытывает патриотические чувства.

    Как подчёркнуто выше, формирование и развитие патриотических чувств и сознания людей находятся в тесной связи со знанием истории своего народа, своей страны, в процессе усвоения которой возникает чувство гордости за дела и творения предшествующих поколений.

    Люди, как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности - члены единой «планетарной семьи». Каждый является гражданином того или иного государства, одновременно в широком смысле гражданин и всего человечества. Ведь в какой-то мере человек несёт на своих плечах груз моральной ответственности за всё, что происходит в мировом сообществе.

    Отсюда патриотизм развивается наряду с толерантностью в межнациональных отношениях. Все человеческие сообщества, живя на одной планете, объективно взаимодействуют. Взаимодействие социумов может быть на уровне конфронтации, что нередко приводит к войнам, к взаимоуничтожению. Об этом свидетельствует история Российского государства.

    В течение первого, относительно спокойного периода истории - до 1237 года - Руси приходилось отражать нашествия каждые четыре года. Затем последовало страшное татаро-монгольское опустошение, и на протяжении 220 лет Россия, истекая кровью, отбивала двести сражений, то есть, почти ежегодно.

    С XIV до конца XIX века Россия сражалась, отражая агрессии 329 лет, - две трети своей истории. Ещё более кровопролитным для нашего Отечества стал XX век. Россия оказалась в центре наиболее ожесточённых бурь и схваток, включая две мировые войны. Особое место в истории XX века для нас занимает Великая Отечественная война 19гг., когда СССР принял на себя основной удар агрессора , вынес главную тяжесть войны с Германией и её союзниками, спас человечество от порабощения, гибели. Победа в Великой Отечественной войне была и навсегда останется источником гордости, ярким свидетельством величия российской государственности. Память об этом стала надёжным щитом, оберегающим национальное самосознание народов России. Всё созданное народом нуждается в защите от посягательства внешних и внутренних врагов. Природа войн всегда связана с политикой. Война - это продолжение политики насильственным способом.

    Война в защиту Отечества на Руси всегда считалась делом священным, всенародным. Воинские подвиги многих поколений россиян живут в генетической памяти народа. Ведь с ними связано не только упрочение и развитие российского государства на всех этапах его истории, но и влияние России на ход мировых событий.

    Во все времена поэты слагали лучшие стихи и песни о Родине, писатели и художники посвящали ей свои лучшие произведения. Отражая бесчисленные орды врагов от границ любимой Отчизны, с её именем в сердце и на устах, шли в бой лучшие сыны и дочери, совершали беспримерные героические подвиги, а если нужно было, - за честь и независимость любимой Родины отдавали жизнь - самое дорогое, что есть у человека.

    Однако есть другое взаимодействие человеческих сообществ, основанное на толерантности, терпимости людей и их групп друг к другу. Взаимодействие социумов на основе понимания друг друга, терпимого отношения друг к другу - это путь развития народов, их взаимовыгодного и равноправного партнёрства. Такое взаимодействие обогащает патриотическое сознание людей, гордость за свою Родину, которая на равных с другими сотрудничает.

    В связи с этим возникает проблема социальной, духовной, нравственной подготовки молодого поколения к активному участию в решении вопросов, связанных с взаимопониманием и доверием между народами. Речь идёт об интернациональном (от лат. inter - между natio - народ) воспитании, философскую основу которого составляет толерантность. Мы считаем, что толерантность обогащает патриотическое сознание человека, выводя его на более высокий уровень.

    ТЕМА: «Развитие у учащихся патриотического сознания, формирование нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения в МБОУ СОШ№1 ЗАТО Озерный»

    Патриотическое воспитание очень широкое направление в деятельности школы. Что же входит в это понятие? Среди национальных ценностей патриотизм стоит на 1 месте. А рядом такие понятия, как духовность, нравственность, гражданственность.

    Поэтому закономерно, что вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

    Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

    Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

    В нашей школе эта работа базируется на 4 школьных проектах:

    - «Я- гражданин России»

    - «Здоровье на «5»»

    - «Традициями сильны»

    - «Мы- звезды»

    До введения ФГОС 2 поколения в практику школьного образования ,наша школа уже имела опыт организации внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся. В настоящее время происходит совершенствование этой деятельности.

    На наш взгляд проблема воспитания духовно-нравственных ценностей стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за того, что молодое поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы, зачастую путая их.

    В основе гражданского образования в нашей школе лежит проблема формирования законопослушного гражданина, развития у учащихся чувства гражданственности. . Оно подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

    Как внедрить духовно-нравственные ценности в сознание современного молодого человека и каким должен быть набор этих ориентиров - сегодня нет однозначного ответа.

    В послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В.В.Путин обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы не можем представить нашу страну. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА О МЛАДШИХ И СТАРШИХ; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА В РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией»

    Для полноценного духовно-нравственного развития учащихся необходима собственная гражданская позиция педагогического коллектива школы.

    Мероприятия деятельности ( экскурсии, уроки мужества, проекты, вахты памяти, концерты к знаменательным датам, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, КТД и другие) организуются в нашей школе в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования .

    В ситуациях, когда школа, учитель формирует толерантное, гуманное отношение к людям, а дома ему говорят, что человек человеку волк, мы с Вами должны быть Волшебниками , чтобы суметь переубедить, перетянуть одеяло на себя. А поэтому особое внимание должно уделяться формам проведения таких мероприятий как: диспуты, круглые столы, встречи с интересными людьми, игры, соревнования, инициатива должна идти от самих детей. В противоположном случае мы только будем убеждать учеников в том, что все, что они слышат из уст учителя ничего общего не имеет с действительностью. Ведь патриотизм - это чувство, а заставить чувствовать нельзя.

    Для формирования нравственной и гражданской позиции школьников считаем необходимым соблюдение следующих условий:

    1. В школе воссоздаются элементы взрослой

    гражданской жизни (например: школьное самоуправление )

    2. Основные элементы школьной жизни приводятся в соответствие с

    демократическим ценностями. (выборы Президента)

    3. Гражданское образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с дивизией, учреждениями культуры, образования и др.

    Проект «Я - гражданин России» является для нашей школы приоритетным.

    Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я - гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении мы ищем новые формы работы и совершенствуем уже имеющиеся.

    Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

    Всё это определяет актуальность разработки и реализации школьной программы патриотического воспитания « Я - гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

    В рамках реализации проекта «Я - гражданин России»в школе прошло много мероприятий.

    Так, 26.10.2013г. коллектив учителей и учащихся школы принял участие в межмуниципальном фестивале народного творчества «Юность комсомольская моя!»Выступление стало не только яркой демонстрацией творческих талантов, но и наглядным примером единения, общности взглядов представителей разных поколений, успешного симбиоза учителей и учеников всех трех ступеней!

    Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны, Тверской области, гербом Озёрного, традиционно входит в содержание патриотического воспитания. Так 1-4 классах прошли тематические классные часы «Государственная символика» . В 6-9 классах учителями истории подготовлены интеллектуальные игры, викторины на тему «Конституция РФ-главная книга страны», «Символы Твери».

    Учащиеся 1-8 классов участвовали в конкурсе рисунков «История герба и флага Тверской обл.», учащиеся 5-11 классов - в конкурсе сочинений .

    В честь празднования дня РВСН учащиеся 5-х кл. с кл. руководителями посетили музей Боевой славы дивизии, поздравляли на дому ветеранов ВС.

    Формировать политическую и правовую культуру, гражданскую позицию учащихся помогают проведение выборов на пост президента РМиД, деловая игра «Я - будущий избиратель», тематические классные часы в 1-11 классах «Главные выборы страны»,встречи с председателем ТИК ЗАТО Озерный Шитиковой Е.П. по основам избирательного права.

    По итогам школьного проекта учителем истории Свириной Л.В.был подготовлен и проведен тематический вечер«Россия-Родина моя» .

    С 13 января по 8 марта 2014 года в школе реализовывался проект «Традициями сильны».

    В рамках реализации проекта проведен цикл мероприятий

    Так, 15 февраля в актовом зале школы прошла встреча с земляками-участниками войны в Афганистане. Учащимся 5-11 классов и педагогам школы выпала возможность встретиться с участниками афганской войны, теми,кто с достоинством и честью прошел огонь боев. Тех из «Афганцев»,которые по причине болезни не смогли прийти- ребята чествовали на дому. Учащиеся 8 «А» класса подготовили видеопрезентацию о тех годах, со сцены звучали проникновенные стихи и песни в исполнении учителей и школьников, педагога доп. Образования Семенова С.Н.,танцы,тронувшие сердца,подготовленные Гуревич М.Л.. Встреча оставила неизгладимое впечатление в сердцах всех присутствующих.

    В преддверии Олимпиады в Сочи, в школе впервые проводились Малые Олимпийские игры среди учащихся среднего звена. Участников приветствовала богиня правосудия Фемида. Тренер-преподаватель ДЮСШ Мочалова И.Л. рассказала об истории Олимпийских игр, звучал Олимпийский гимн. Неделю участники соревновались в личном и командном первенстве. В день закрытия Олимпиады в Сочи-были подведены итоги и вручены награды победителям и участникам.

    За учащимися МБОУ СОШ №1 закреплено 20 ветеранов ВОв , детей войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, проживающих на территории ЗАТО Озёрный и 22 педагога-пенсионера школы , не работающие в данный момент. Так же в рамках акции «Спешите делать добро» посильная помощь оказывается вдовам ветеранов, детям войны, не закреплёнными за школой и проживающими на территории ЗАТО Озёрный и п. Выползово.

    В течение года школьники организовывали поздравления к праздникам, оказывали посильную помощь в бытовых вопросах, собирали информацию о своих прадедах-участниках Вов в рамках акции «Спасибо деду-за Победу!», участвовали во время каникул в работе поисковых групп. В дар школьной музейной экспозиции учащимся Царевым Д. были переданы предметы, найденные на местах боев во Ржевском районе, а Карпешиным М. переданы боевые и юбилейные награды его прадеда.

    3 года в каждой параллели начальной школы в рамках ФГОС 2го поколения работает кружок «Я-гражданин России»,на занятиях которого дети овладевают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

    Воспитатели 2-й смены пришкольного оздоровительного лагеря главной целью в работе ставили воспитание патриотизма через уважение к историко-культурному наследию своей малой родины. Воспитанники приняли активное участие в мероприятиях, посвященных Дню города. Увлекательно прошла экскурсия «Улицы нашего городка», после которой каждый отряд создал презентацию о памятных местах Озерного.

    Председателем ТИК Шитиковой Е.П. проведена викторина о государственных символах. Учитель музыки Шорина Т.А. на протяжении всей смены вела кружок фольклорной песни. Ребята окунулись в атмосферу народных песен и танцев.

    В рамках исследовательской работы в этом учебном году мы планируем пополнить школьную музейную экспозицию материалами из истории улиц Озерного, и о наших земляках-воинах-интернационалистах.

    Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе . А самое главное, патриотическое воспитание должно проводиться совместно с семьей и через семью . Наша школа - это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей. Папы и мамы проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, спортивные соревнования, становятся членами жюри в смотрах-конкурсах учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет развить у школьников патриотическое сознание, сформировать нравственную и гражданскую позиции, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи .

    Мы работаем и применяем 3-мерный подход: (Схема: линейность-системность-воссоздание реальности).

    1)Линейность - важные темы или линии, позволяющие развить чувство патриотизма у ребят. Человек научиться любить свое Отечество тогда, когда научится любить и ценить себя, свой род, свою семью, школу, окружающий мир, городок. В преддверии 70-летия Великой Победы особое внимание уделяем теме Вов. Работа проводится от малого к большому, от простого- к сложному.

    2)Системность: А именно: какая-то линия или тема прорабатывается во всех классах. Например: «Подвиг народа бессмертен»

    Все эти темы отрабатываются из года в год, и к 11 классу учащиеся осознанно, глубинно знают эту тему.

    В науке считается, что только те знания запоминаются, которые были повторены не менее 7 раз.(5-11кл). А мы не только запоминаем, но и расширяем знания учащихся, учитывая возрастные особенности.

    3)Воссоздание реальности: Наукой доказано, что человек применяет только 30% знаний. А наша задача, чтобы чувство патриотизма не только осознавалось разумом, но принималось душой, когда эмоции проходят через сердце и остаются там. Для этого по отдельным линиям проводятся тематические мероприятия.

    В целом решению многих аспектов поставленной проблемы помогает программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. В рамках программы духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из граней личности гражданина и патриота.

    Таким образом, основной целью развития у учащихся патриотического сознания и формирования нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения, в нашей школе ставится раз-витие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур-ных традициях многонационального народа Российской Фе-дерации.

    У нашего будущего-лица наших учеников!!!