Переход к самостоятельному дыханию новорожденного. Расправление легких после рождения. Почему дети дети задерживают дыхание во сне и что с этим делать

Осознает, как дышит ребенок в утробе матери. Некоторых будущих мамочек этот вопрос очень интересует, а иногда и настораживает, поэтому лучше заранее разобраться в особенностях газообмена плода и роли плаценты и пуповины в этом процессе.

Процесс дыхания плода

Дыхание представляет собой процесс газообмена в живом организме, при котором из клеток выводится углекислый газ и поступает кислород, необходимый для полноценного функционирования всех систем организма.

Поэтому понятие, что ребенок не дышит, а беременная женщина дышит за двоих, является неправильным. Так как процесс дыхания подразумевает в себе не механический вдох и выдох, а газообмен в клетках организма. Плод начинает дышать еще в утробе матери, но этот процесс имеет отличительные особенности от привычного для нас дыхания.

Понять, как дышит ребенок в утробе матери, достаточно просто. Этот процесс происходит через плаценту, которая не только обеспечивает возможность дыхания, но также является проводником питательных элементов от матери к плоду и средством отведения от плода продуктов жизнедеятельности и метаболических процессов.

Кроме этих функций плацента выполняет также функцию разделителя, препятствующего смешиванию материнской крови и лимфы с биологическими жидкостями плода.

Как дышит младенец в утробе матери

Из организма матери по пуповине кислород передается плаценте. В обратном направлении от плаценты движутся продукты метаболизма и углекислый газ, который является продуктом клеточного дыхания плода.

Отработанный газ с кровью поступает в легочные артерии матери и выводится через дыхательную систему, а в альвеолах легких происходит газообмен. Этот процесс происходит бесконечно, позволяя насыщать организм матери и плода необходимым для жизнедеятельности кислородом.

Зная, как дышит ребенок в утробе матери, легко можно сделать вывод, что беременность является тяжелой нагрузкой на женский организм, так как он буквально работает за двоих, обеспечивая развивающегося малыша всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и необходимым для жизни кислородом.

Роль пуповины в процессе дыхания

Организм матери и ребенка соединяется не только плацентой, но и пуповиной, которая представляет собой плотный жгут, состоящий из двух артерий и одной вены. По мере роста ребенка пуповина увеличивается в размере, и после рождения ее длина соответствует росту ребенка.

Через пуповину из организма плода отводятся продукты метаболизма, из вены в пуповине они поступают в кровоток матери и выводятся из ее организма. От матери через пуповину к плаценте поступают питательные вещества и кислород. Как дышит ребенок в утробе матери, можно понять только разобравшись в самом корне этого вопроса и понимая особенности процессов дыхания.

Значение свежего воздуха в процессе дыхания

Чтобы обеспечить свой организм и организма малыша, беременной необходимо много времени проводить на свежем воздухе, так как недостаток кислорода может вызвать не только головокружения и потери сознания матери, но и гипоксию у плода, что негативно влияет на его развитие.

Поэтому для понимания важности свежего воздуха нужно знать, как дышит ребенок в утробе матери. Фото плода, находящего в утробе матери, делает этот процесс более наглядным и понятным.

Так как легочная ткань ребенка созревает только на 34-й неделе, после воздействия на нее специального вещества - сурфактанта. Если ребенок рождается недоношенным, его подключают к аппарату искусственной вентиляции до тех пор, пока в организме малыша не созреет легочная ткань. Современная медицина научилась синтезировать сурфактант, позволяя обеспечить созревание легких и дать ребенку возможность самостоятельно дышать.

То, как дышит малыш в утробе матери, значительно отличается от процесса самостоятельного дыхания, для которого необходимо раскрытие альвеол легких. Поэтому беременной необходимо достаточно гулять на свежем воздухе и стараться как можно меньше времени пребывать в душных помещениях, чтобы избежать развития кислородного голодания и преждевременных родов.

Если малыш рождается раньше срока – до 37 недели беременности – он считается недоношенным.

Существует несколько степеней недоношенности новорожденных. Легкая, как правило, не представляет опасности для здоровья малыша, тяжелая – требует серьезного медицинского ухода.

Легкая степень недоношенности

Если малыш появляется на свет между 32 и 36 неделями беременности, современная медицинская помощь позволяет ему избежать проблем со здоровьем.

Грудное молоко для недоношенных

Полноценное кормление грудью доступно не всегда. Так, недоношенные дети, как правило, не имеют сосательного рефлекса – их кормят через зонд. Не обязательно переводит младенца на искусственное вскармливание. Сцеживание – это выход .

В отдельных случаях у детей с легкой степенью недоношенности не успевают окончательно созреть легкие. Им требуется дополнительная помощь при дыхании: искусственная вентиляция легких или дополнительная подача кислорода в первые дни жизни.

У многих малышей с легкой степенью недоношенности возникают проблемы с питанием. Родившиеся до 34-35 недели, дети не способны сосать самостоятельно – их приходится кормить при помощи зонда.

Поэтому малыши, появившиеся на свет в это время, вынуждены оставаться в детском отделении больницы или роддома еще несколько недель, пока не смогут начать самостоятельное питание.

Кроме того, в течение нескольких недель все недоношенные дети могут испытывать проблемы с подержанием температуры тела. В этом случае их оставляют в кувезе – специальном боксе для новорожденных – для поддержания оптимальной температуры и наблюдения за сердечной деятельностью и дыханием.

В дальнейшем, после выписки, родители должны тщательно следить за температурой тела ребенка . Недоношенных детей легко перегреть или простудить.

Средняя степень недоношенности

Ребенок рождается на свет на 28-31 неделях беременности. У детей, появившихся на свет на этом сроке, легкие еще не полностью созрели для дыхания. Как правило, им требуется помощь в виде искусственной вентиляции легких или подачи постоянного потока воздуха, обогащенного кислородом, для поддержания положительного давления в дыхательных путях.

Большинству детей со средней степенью недоношенности такая помощь требуется в течение достаточно короткого времени.

Если ребенок находится на искусственной вентиляции легких, его питание производят через внутривенный катетер. Дети, которые дышат самостоятельно, могут питаться материнским молоком через зонд до тех пор, пока не научатся самостоятельно сосать.

Сильная степень недоношенности

Малыш появляется на свет раньше 28 недели беременности. Раньше такие дети выживали крайне редко, но современная медицина позволяет выхаживать и таких малышей.

Практически у всех детей, появившихся на этом сроке, легкие еще не развиты – большинству из них требуется искусственная вентиляция легких или подача потока воздуха, обогащенного кислородом.

Легкие могут поддерживать функции дыхания с 22-24 недели внутриутробного развития, но альвеолы, необходимые для нормального усвоения кислорода, развиваются только на 28-30 неделях беременности.

Кроме того, сильно недоношенные дети не могут самостоятельно питаться и поддерживать температуру тела. Родителям таких малышей надо понимать, что ребенок задержится в детском отделении надолго.

Чем опасно для детей появление на свет до срока?

У малышей, которые родились раньше 37 недели беременности, могут возникать проблемы, связанные не только с отсутствием сосательного рефлекса.

Чем меньше срок, на котором родился ребенок, тем выше у него риск развития различных заболеваний, характерных для недоношенных детей.

Неразвитые легкие

Набольшую опасность представляют легочные нарушения. Например, синдром затрудненного дыхания новорожденных , при котором незрелые легкие малыша не могут полноценно расправиться. Для вдоха ребенку приходится прикладывать значительные усилия.

Такие дети нуждаются в искусственном поддержании дыхания.

Остановка дыхания

У недоношенных детей еще не до конца сформирован дыхательный центр головного мозга. Если человек дышит недостаточно часто, команда из ствола мозга компенсирует это более глубоким дыханием.

Новорожденные дети, напротив, дышат неглубоко и неравномерно, у них бывают периоды слишком медленного дыхания. Если они возникают слишком часто, врачи говорят о развитии остановки дыхания, или апноэ .

Малыш с таким нарушением нуждается в постоянном наблюдении в первые недели жизни. По мере роста ребенка риск апноэ уменьшается.

Особенности сердца

Во время внутриутробного развития кровь ребенка практически не проходит через его легкие ввиду особенностей строения сердца. Сердце эмбриона выталкивает кровь из правого желудочка не в легочную артерию, а в аорту – через отверстие, которое называется артериальный проток.

Вскоре после рождения у доношенных малышей он зарастает, а у недоношенных – может оставаться открытым. Это приводит к повышенной нагрузке на легкие и сердце. Такое состояние требует медикаментозного или даже хирургического лечения.

Инфекции, проблемы обмена и слепота

Инфекции поражают недоношенных детей чаще, чем малышей, родившихся в срок. Одна из причин такой уязвимости – незрелость иммунной системы , при которой антитела в крови ребенка вырабатываются в недостаточном количестве.

Также опасны для недоношенных малышей и вирусные инфекции, которые у других младенцев вызывают лишь легкие симптомы простуды.

Кроме того, у детей, появившихся на свет раньше срока, могут возникнуть проблемы с усвоением питательных веществ, а также недостаток гемоглобина, связанный с низкой скоростью образования красных кровяных телец – эритроцитов.

У недоношенных детей может развиваться и поражение сетчатки глаза – ретинопатия недоношенных , без раннего лечения приводящая к слепоте .

Именно поэтому недоношенные малыши должны оставаться под наблюдением врачей-неонатологов с самого рождения и до момента, когда их организм будет готов к самостоятельной жизни.

Самое важное

Ребенок, появившийся на свет даже до 28 недели беременности, может не только выжить, но и со временем догнать в развитии доношенных детей.

Все недоношенные малыши требуют тщательного ухода и наблюдения врачей, чтобы избежать заболеваний, вызванных незрелостью их организма.

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Когда ваш ребенок не дышит: детальный разбор мер реанимации

Шаг второй: очистите рот ребенка. Выньте любые посторонние предметы, пищу или жевательную резинку. Не действуйте вслепую и вытаскивайте только те предметы, которые четко видите. Если во рту ребенка скопилась рвота или жидкость, переверните его, чтобы она вытекла. Если вы подозреваете, что ребенок подавился, энергично похлопайте его по спине.

Шаг третий: положите ребенка так, чтобы его дыхательные пути распрямились. Ребенок лежит на спине, голова – на уровне сердца. Положите одну руку на лоб ребенка, а пальцы другой руки – на подбородок. Отодвиньте его язык от задней стенки гортани, оттянув подбородок одной рукой (другая в это время находится на лбу). Голова ребенка должна быть запрокинута, но не настолько сильно, как это делают у взрослых (это может перекрыть дыхательные пути младенца) – так называемая позиция для вдоха носом (сделайте несколько вдохов носом и заметьте, насколько при этом ваша голова отклоняется вверх и вперед). Скатанное полотенце, подложенное под шею, обычно дает правильный наклон головы. Этот угол немного увеличивается с возрастом ребенка. Ваши пальцы, держащие подбородок ребенка, не должны нажимать на горло; этой же рукой можно опустить нижнюю губу, чтобы рот оставался открытым.

Шаг четвертый: начинайте дыхание рот в рот.

– Для младенцев в возрасте до 1 года.

Накройте рот и нос ребенка вашим ртом и вдувайте воздух с силой, достаточной для того, чтобы его грудь поднималась. (Вдувайте воздух только изо рта – скорее дуйте, чем вдыхайте, причем более короткими вдохами, чем вы обычно дышите. Вдувая слишком большое количество воздуха в быстром темпе, вы можете повредить легкие ребенка, раздуть его желудок и остановить дыхание или вызвать рвоту.) Начинайте с 2 коротких вдохов. Посмотрите, поднимается ли при этом грудь ребенка.

Если она поднимается, значит, его дыхательные пути свободны и ваша техника правильная. Продолжайте дыхание рот в рот, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно. Темп вдыхания – через каждые 3 с (т. е. 20 раз в минуту).

Если грудь ребенка не поднимается, увеличьте давление, попытайтесь делать более сильные вдохи. Если дыхание не восстанавливается, грудь ребенка не поднимается, возможно, его дыхательные пути перекрыты проглоченным предметом или положение головы неправильное. Повторите вдыхание рот в рот или немедленно переходите к похлопыванию по спине и нажатию на грудь – методом, предназначенным для извлечения инородного тела.

– Для детей старше 1 года. Зажмите ноздри ребенка указательным и большим пальцами и крепко прижмитесь губами к его губам. Дальше поступайте так, как рекомендуется для младенцев, не достигших года.

Шаг пятый: проверьте пульс ребенка . Появление пульса означает, что сердце ребенка работает и искусственное дыхание можно прекратить. Простейший способ нахождения пульса у ребенка: нажать на точку на внутренней стороне его руки, между плечом и локтем. Другой способ – попытаться прощупать пульс на шее. Если у ребенка нет пульса, переходите к следующему шагу.

Шаг шестой: начните сжатия груди . Положите ребенка на твердую поверхность (на пол или на стол). Расстегните рубашку или снимите ее. Положите 2–3 пальца на грудь, ниже линии, соединяющей соски. Проводите сжатия груди (сердце находится справа, ниже) на глубину от 0,5 до 1,5 дюйма (1,52,5 см) с частотой не менее 100 сжатий в минуту (можно про себя считать: «и раз и два, и раз, и два…», говоря «и» при опускании и «раз», «два» и т. д. – при нажатии на грудь, ритм – плавный без рывков. Если вы проводите реанимацию самостоятельно, делайте ребенку искусственное дыхание рот в рот после каждого 5-го сжатия сердца, при этом проверяйте положение головы ребенка и смотрите за тем, поднимается ли его грудь. Не отнимайте пальцы между нажатиями (за исключением времени, когда делаете искусственное дыхание).

Если работают вместе два спасателя, один сжимает грудь, останавливаясь после каждых 5 сжатий, чтобы второй спасатель сделал искусственное дыхание рот в рот (такая координация движений и искусственного дыхания бывает обычно у натренированных спасателей).

Продолжайте проверять пульс каждые 5 мин, пока не прибудет скорая помощь. Остановите сжатия груди, когда у ребенка появится пульс, но продолжайте искусственное дыхание рот в рот, пока малыш не начнет дышать самостоятельно.

Итак, меры по реанимации включают:

А – очищение дыхательных путей : правильно расположите голову ребенка и очистите дыхательные пути, убрав все инородные тела, перекрывающие их.

Б – восстановление дыхания : проделайте дыхание рот в рот или рот в рот и в нос при правильном положении головы ребенка и с частотой 1 вдох за 3 с.

В – восстановление циркуляции крови : если вы не чувствуете пульса или биения сердца ребенка, проведите сжатия груди с частотой 100 в минуту.

Г – вызов скорой помощи : где бы вы ни находились, в течение 1–2 мин после начала мер по реанимации, необходимо вызвать скорую помощь.

Разница в сжатиях груди для младенцев разного возраста

Новорожденный: удобнее проводить сжатия груди, обхватив ее двумя руками ниже подмышек и сжимать концами больших пальцев.

Более старшин ребенок: используйте ладонь своей руки для более глубоких сжатий, примерно на 1–1,5 дюйма (2,5–3,5 см), с частотой около 100 сжатий в минуту.

Из книги Как вернуться к жизни автора А. П. Столешников

Разбор иностранной литературы по голоданию В вечно голодной России голодание как метод лечения не был известен, и не был популярен до самого конца 80-х годов 20-ого века, когда в России появились переводы брошюр Поля Брэгга и Герберта Шелтона. Поэтому в России до сих пор

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Когда ребенок появляется Некоторые приемные дети берут грудь сразу же. Других нужно задобрить. Это зависит от возраста ребенка, от того, кормила его биологическая мать или нет, от потребности ребенка в сосании и от его характера. Вообще дети, которые начинают жить со

Из книги Болят колени. Что делать? автора Сергей Михайлович Бубновский

КОГДА МАТЬ ИЛИ РЕБЕНОК БОЛЬНЫ Грудное вскармливание - лучшее лекарство, если вы или ваш ребенок заболели простудой, гриппом, диареей или многими другими заболеваниями. Ваше молоко поможет ребенку бороться с микробами. Если больны вы, у ребенка может проявиться только

Из книги Методика доктора Ковалькова. Победа над весом автора Алексей Владимирович Ковальков

Часть II Разбор болезни, или Как не надо лечить колено

Из книги Стероидный московский лохотрон доктора Любера автора Юрий Борисович Буланов

Глава 3 ПОЧЕМУ МЫ ТОЛСТЕЕМ (разбор причин набора веса) Как наш организм набирает вес Кто конкретно виноват в увеличении массы тела Как худеть и при этом быть счастливым Почему женщины и мужчины худеют по-разному Каким образом 2 конфетки могут превратиться в

Из книги Книга от кашля. О детском кашле для пап и мам автора Евгений Олегович Комаровский

Б. Разбор «лохотрона» Анаболические стероиды. Часть I Анаболически-андрогенные стероиды.Такого медицинского термина, как «Анаболически-андрогенные стероиды» в медицине не существует. Не существует его так же и в быту. Это «отсебятина» автора книги, настоящее имя

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Светлана Васильевна Баранова

Болезни с кашлем, или когда РЕБЕНОК кашляет? Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно. Карл Людвиг Бёрне Список болезней, при которых может иметь место симптом под названием кашель, - это несколько сотен (если не тысяч) конкретных диагнозов.В этом,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Когда ребёнок нуждается в особом уходе Если ваш ребёнок родился преждевременно или возникли какие-либо медицинские проблемы, его могут оставить на некоторое время в отделении неонатальной интенсивной терапии. Конечно, вы будете чувствовать испуг, волнение и

Из книги Золотые правила очищения и голодания автора Геннадий Петрович Малахов

Из книги Золотое пособие народного знахаря. Книга 2 автора Наталья Ивановна Степанова

ГЛАВА 2 Подробный разбор процессов голодания и восстановления Каждый человек, желающий провести голодание, всегда озадачен вопросом: сколько дней необходимо проголодать, чтобы выздороветь, омолодиться, приобрести особые способности? Учение о стадиях голодания и

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

О пользе и вреде дыхания Кто как дышит ТАК ГОВОРИЛ КОНСТАНТИН БУТЕЙКО: «Правильное дыхание не видно и не слышно, только через нос. Вдох такой маленький, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание очень поверхностное, воздух опускается примерно до ключиц, а ниже „стоит”

Из книги Лечение детей нетрадиционными методами. Практическая энциклопедия. автора Станислав Михайлович Мартынов

Когда ребенок не спит 230. Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком.Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как

Из книги автора

Так ли уж вредно, когда ребенок грызет свои ногти? А знаете ли вы, что по канонам китайской медицины ногти являются зеркалом печени? Бледный, тусклый их цвет всегда свидетельствует об изменениях в печени. О подобных функциональных отклонениях (а точнее, о недостатке

Из книги автора

Хорошо, когда ребенок силен в коленях и к тому же у него красивый пупок Хочу вас разу же предупредить. Пожалуйста, не настраивайтесь на шутливый лад, ибо далее речь пойдет о вполне серьезных вещах. Я сказал бы даже больше - об очередных профессиональных тайнах китайских

Человек жив, пока он дышит и пока в его сосудах циркулирует кровь. Именно поэтому очень важно знать особенности дыхания у детей, а также как и чем дыхание детей отличается от дыхания взрослого человека.

Дыхание плода

Человек начинает дышать еще до своего появления на свет, в утробе матери. Но важно знать разницу внутриутробного дыхания ребенка и его самостоятельного дыхания после рождения.

После оплодотворения яйцеклетки маленькому зародышу уже необходим кислород. В течение первых десяти недель плод получает кислород из запасов матери, которые находятся в оплодотворенном яйце. Самостоятельное полноценное дыхание плода появляется с возникновением плаценты и родового места, где практически все 9 месяцев малыш живет. Происходит это примерно на 10-12-й неделе беременности женщины. Кислород активно всасывается ворсинами плаценты, которые крепятся к сосудам матери, и оттуда получают все питательные вещества, в том числе и кислород.

Дыхание и процесс рождения ребенка

Интересно также знать не только как дышит ребенок в утробе, но и как изменяется его дыхание во время рождения. В момент появления ребенка на свет малыш некоторое время может находиться на двойном дыхании - обычном и дыхании при помощи матери через плаценту.

Легкие ребенка начинают работать чаще всего после хлопка акушера по попке младенца, что заставляет легкие раскрыться и полноценно функционировать. При этом ребенок еще может также получать кислород через пуповину матери, если она не была обрезана (пуповину стараются не обрезать, пока она пульсирует, то есть еще работает). После сокращения матки и отвержения ею плаценты или во время обрезания врачом пуповины ребенок полностью переходит на самостоятельное дыхание при помощи собственных легких.

Дыхание ребенка в первые месяцы жизни

Часто молодых родителей может заботить вопрос о дыхании новорожденного ребенка, а именно о частоте дыхания. Новоиспеченным родителям важно знать, что дыхание грудного ребенка отличается от дыхания более старшего малыша и уж тем более от дыхания взрослого человека.

Многих родителей может беспокоить частота дыхания ребенка. Дело в том, что дыхательные пути новорожденного ребенка все еще проходят процесс формирования, поэтому частота и ритм дыхания ребенка могут постоянно изменяться, не быть стабильными. Совершенно нормальное явление, если ребенок дышит часто, делает глубокий вдох, как будто замирает и снова начинает часто дышать. Эти действия говорят о том, что ребенок еще учится правильно получать кислород, а частота дыхания компенсирует недостачу получения кислорода малышом при нормальном дыхательном ритме. Если взрослый делает приблизительно 17-20 вдохов в минуту, ребенок - 25-30, то частота дыхания у детей самого маленького возраста может составлять до 60 вдохов в минуту!

Но необходимо помнить, что следить за дыханием новорожденного малыша нужно постоянно. В среднем, дыхание грудничка должно стабилизироваться к завершению первого месяца жизни. Но все индивидуально, если ребенок родился недоношенным или с патологиями, этот процесс может несколько затянуться.

Дыхание ребенка во сне

Родителям важно следить за тем, какое дыхание у ребенка во сне. Во сне ребенок может укрыться с головой и не получать достаточно кислорода, а для того чтобы самостоятельно раскрыться, он еще мал. Также важно проверять дыхание ребенка в первые месяцы жизни, так как детки этого возраста могут быть подвержены СВДС - синдрому внезапной детской смерти - остановке дыхания без видимых на то причин.

Дыхание ртом

  • Молодых родителей также может обеспокоить то, что ребенок дышит ртом. В первые месяцы жизни это также нормально, так как носовые проходы ребенка еще не до конца сформированы и могут быть еще совсем тонкими. Поэтому через носик ребенку может быть сложно дышать, и для этого он начинает использовать рот.
  • Также ребенок может дышать через рот, если его нос забит. Чтобы облегчить состояние ребенка, необходимо закапать носик или аккуратно очистить его от чужеродных тел ватной палочкой. Причиной того, что нос ребенка забивается, может стать сухой воздух в квартире, поэтому очень важно в первый год жизни малыша следить за влажностью воздуха в доме. Она должна быть 50-60% в среднем.
  • Дышать через рот ребенок может еще и в том случае, если он спит без подушки, а его голова немного запрокинута. В таком случае ребенку просто легче таким способом получать кислород. Избежать этого можно, положив под голову малыша тонкую подушечку.
  • Также ребенок может просто спать с открытым ртом, а дышать при этом носиком. Поэтому родителям перед тем, как принимать меры, нужно убедиться, что ребенок дышит именно ртом. Для этого нужно всего лишь внимательно прислушаться к дыханию малыша.

Как правильно дышать?

Перед тем как учить ребенка дышать, сначала нужно разобраться, как дышит ребенок. Это может быть грудной, брюшной или смешанный тип дыхания. При грудном дыхании активно работает грудная клетка, при брюшном ребенок как будто дышит животом. Смешанный тип объединяет грудное и брюшное дыхание ребенка. Родителям важно помнить, что маленькие дети практически все находятся на брюшном дыхании, поэтому их одежда не должна быть обтягивающей или сковывающей. Это нужно в первую очередь для легкости дыхания малыша.

  • Упражнение для правильного брюшного дыхания. Ребенка нужно уложить на ровную поверхность на спинку, ручки положить под голову, а коленки немного согнуть. При вдохе нужно надувать живот, словно шарик, при выдохе - сдувать его. Так повторять 10-15 раз. Это упражнение предназначено не только для тренировки дыхания, но также и для укрепления мышц брюшного пресса.
  • Упражнение для грудного дыхания. Ребенку нужно принять позу сфинкса - лечь на живот, упереться руками от локтя к кисти в пол, грудную клетку приподнять. Сделать глубокий вдох, немножко задержать воздух, резко выдохнуть. Упражнение нужно повторить несколько раз.

Рождение долгожданного малыша радостное событие, но далеко не во всех случаях роды заканчиваются успешно не только для матери, но и для ребенка. Одним из таких осложнений является асфиксия плода, которая возникла в родах. Данное осложнение диагностируется у 4 – 6% только что появившихся на свет детей, а по данным некоторых авторов частота асфиксии новорожденных составляет 6 – 15%.

Определение асфиксии новорожденных

В переводе с латыни асфиксия означает удушье, то есть недостаток кислорода. Асфиксией новорожденных называется такое патологическое состояние, при котором нарушается газообмен в организме новорожденного, что сопровождается недостатком кислорода в тканях ребенка и его крови и накоплением углекислоты.

В результате чего новорожденный, который родился с признаками живорожденности либо не может самостоятельно дышать в первую минуту после появления на свет, либо у него наблюдаются отдельные, поверхностные, судорожные и нерегулярные дыхательные движения на фоне имеющегося сердцебиения. Таким детям немедленно проводят реанимационные мероприятия, причем прогноз (возможные последствия) при данной патологии зависит от тяжести асфиксии, своевременности и качества оказания реанимации.

Классификация асфиксии новорожденных

По времени возникновения различают 2 формы асфиксии:

  • первичная – развивается сразу после рождения малыша;
  • вторичная – диагностируется в течение первых суток после родов (то есть, сначала ребенок самостоятельно и активно дышал, а потом возникло удушье).

По степени тяжести (клиническим проявлениям) выделяют:

  • асфиксия легкой степени;
  • асфиксия средней тяжести;
  • тяжелая асфиксия.

Факторы, провоцирующие развитие асфиксии

Данное патологическое состояние относится не к самостоятельным заболеваниям, а является лишь проявлением осложнений течения беременности, заболеваний женщины и плода. К причинам асфиксии относят:

Плодовые факторы

  • ) у ребенка;
  • резус-конфликтная беременность;
  • аномалии развития органов бронхолегочной системы;
  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • внутриутробная задержка роста плода;
  • закупорка дыхательных путей (слизь, амниотическая жидкость, меконий) или аспирационная асфиксия;
  • пороки развития сердца и головного мозга плода.

Материнские факторы

  • тяжелые , протекающие на фоне высокого кровяного давления и выраженных отеков;
  • декомпенсированная экстрагенитальная патология (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легочной системы);
  • беременных;
  • эндокринная патология ( , яичниковая дисфункция);
  • шок женщины во время родов;
  • нарушенная экология;
  • вредные привычки (курение, злоупотребление спиртными напитками, прием наркотиков);
  • недостаточное и неполноценное питание;
  • прием лекарственных препаратов, противопоказанных в период гестации;
  • инфекционные заболевания.

Факторы, способствующие развитию нарушений в маточно-плацентарном круге:

  • переношенная беременность;
  • преждевременное старение плаценты;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • патология пуповины (обвитие пуповиной, истинные и ложные узлы);
  • перманентная угроза прерывания;
  • и кровотечения, связанные с ним;
  • многоплодная беременность;
  • избыток или недостаток околоплодных вод;
  • аномалии родовых сил ( и дискоординация, быстрые и стремительные роды);
  • введение наркотиков менее чем за 4 часа до завершения родов;
  • общий наркоз женщины;
  • разрыв матки;

Вторичную асфиксию провоцируют следующие заболевания и патология у новорожденного

  • нарушенное мозговое кровообращение у ребенка вследствие остаточных явлений повреждений мозга и легких в родах;
  • не выявленные и не проявившиеся сразу при рождении сердечные пороки;
  • аспирация молока либо смеси после процедуры кормления или некачественная санация желудка сразу после рождения;
  • респираторный дистресс-синдром, обусловленный пневмопатиями:
    • наличие гиалиновых мембран;
    • отечно-геморрагический синдром;
    • легочные кровоизлияния;
    • ателектазы в легких.

Механизм развития асфиксии

Неважно, чем был обусловлен недостаток кислорода в организме только что родившегося ребенка, в любом случае обменные процессы, гемодинамика и микроциркуляция перестраиваются.

Степень выраженности патологии зависит от того, насколько продолжительна и интенсивна была гипоксия. Вследствие обменных и гемодинамических перестроек развивается ацидоз, который сопровождается недостатком глюкозы, азотемией и гиперкалиемией (позднее гипокалиемией).

При острой гипоксии увеличивается объем циркулирующей крови, и при хронической и развившейся затем асфиксии объем крови уменьшается. В результате кровь сгущается, вязкость ее повышается, возрастает агрегация тромбоцитов и эритроцитов.

Все эти процессы ведут к расстройству микроциркуляции в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, почки и надпочечники, печень). Нарушения микроциркуляции вызывают отек, кровоизлияния и очаги ишемии, что приводит к нарушению гемодинамики, расстройству функционирования сердечно-сосудистой системы, и как следствие, всех остальных систем и органов.

Клиническая картина

Основным признаком асфиксии новорожденных считается нарушение дыхания, которое влечет за собой сбой работы сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, а также нарушает нервно-мышечную проводимость и выраженность рефлексов.

Чтобы оценить степень тяжести патологии, неонатологи используют оценку новорожденного по шкале Апгар, которая проводится на первой и пятой минуте жизни ребенка. Каждый признак оценивается в 0 – 1 – 2 баллах. Здоровый новорожденный на первой минуте набирает 8 – 10 баллов по Апгар.

Степени асфиксии новорожденных

Легкая асфиксия

При асфиксии легкой степени количество баллов у новорожденного по Апгар составляет 6 – 7. Первый вдох ребенок совершает на протяжении первой минуты, но отмечается ослабление дыхания незначительный акроцианоз (синюшность в районе носа и губ) и снижение мышечного тонуса.

Среднетяжелая асфиксия

Оценка по Апгар составляет 4 – 5 баллов. Отмечается значительное ослабление дыхания, возможны его нарушения и нерегулярность. Сердечные сокращения редкие, менее 100 в минуту, наблюдается цианоз лица, кистей и стоп. Повышается двигательная активность, развивается мышечная дистония с преобладанием гипертонуса. Возможен тремор подбородка, рук и ног. Рефлексы могут быть, как снижены, так и усилены.

Тяжелая асфиксия

Состояние новорожденного тяжелое, количество баллов по Апгар на первой минуте не превышает 1 – 3. Ребенок не совершает дыхательные движения или производит отдельные вдохи. Сердечные сокращения менее 100 в минуту, выраженная , сердечные тоны глухие и аритмичные. Крик у новорожденного отсутствует, мышечный тонус значительно снижен или наблюдается атония мышц. Кожные покров очень бледные, пуповина не пульсирует, рефлексы не определяются. Появляются глазные симптомы: нистагм и плавающие глазные яблоки, возможно развитие судорог и отека мозга, ДВС-синдрома (нарушение вязкости крови и повышения агрегации тромбоцитов). Геморрагический синдром (многочисленные кровоизлияния на коже) усиливается.

Клиническая смерть

Подобный диагноз выставляется при оценке всех показателей по Апгар в ноль баллов. Состояние крайне тяжелое и требует незамедлительных реанимационных мероприятий.

Диагностика

При вынесении диагноза: «Асфиксия новорожденного» учитывают данные акушерского анамнеза, как протекали роды, оценка ребенка по Апгар на первой и пятой минутах и клинико-лабораторные исследования.

Определение лабораторных показателей:

  • уровень рН, рО2, рСО2 (исследование крови, полученной из пупочной вены);
  • определение дефицита оснований;
  • уровень мочевины и креатинина, диурез в минуту и за сутки (работа мочевыделительной системы);
  • уровень электролитов, кислотно-основного состояния, глюкозы крови;
  • уровень АЛТ, АСТ, билирубина и факторы свертывания крови (работа печени).

Дополнительные методы:

  • оценка работы сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, контроль АД, пульс, рентген грудной клетки);
  • оценка неврологического статуса и головного мозга (нейросонография, энцефалография, КТ и ЯМР).

Лечение

Всем новорожденным, родившимся в состоянии асфиксии, проводятся немедленные реанимационные мероприятия. Именно от своевременности и адекватности лечения асфиксии зависит дальнейший прогноз. Реанимация новорожденных осуществляется по системе АВС (разработана в Америке).

Первичная помощь новорожденному

Принцип А

  • обеспечить правильное положение ребенка (приспустить голову, подложив под плечевой пояс валик и слегка ее запрокинуть);
  • отсосать слизь и околоплодные воды изо рта и носа, иногда из трахеи (при аспирации амниотической жидкостью);
  • интубировать трахею и просанировать нижние дыхательные пути.

Принцип В

  • провести тактильную стимуляцию – шлепок по пяткам ребенка (если крик отсутствует на протяжении 10 – 15 секунд после появления на свет, новорожденный помещается на реанимационный стол);
  • подача кислорода струйно;
  • осуществление вспомогательной либо искусственной вентиляции легких (мешок Амбу, кислородная маска или эндотрахеальная трубка).

Принцип С

  • проведение непрямого массажа сердца;
  • введение лекарств.

Решение вопроса о прекращении реанимационных мероприятий проводится через 15 – 20 минут, если новорожденный не реагирует на реанимационные действия (отсутствует дыхание и сохраняется устойчивая брадикардия). Прекращение реанимации обусловлено высокой вероятностью поражений мозга.

Введение лекарств

В пупочную вену на фоне искусственной вентиляции легких (маска или эндотрахеальная трубка) вводится кокарбоксилаза, разведенная 10 мл 15%-глюкозой. Также внутривенно вводится 5%-гидрокарбонат натрия для коррекции метаболического ацидоза, 10%-глюконат кальция и гидрокортизон с целью восстановления тонуса сосудов. Если появилась брадикардия, в пупочную вену вводится 0,1% - сульфат атропина.

Если частота сердечных сокращений меньше 80 в минуту, осуществляется непрямой массаж сердца с обязательным продолжением искусственной вентиляции легких. Через эндотрахеальную трубку вводится 0,01%-адреналин (можно в пупочную вену). Как только ЧСС достигла 80 ударов, массаж сердца прекращается, ИВЛ продолжают до достижения ЧСС 100 ударов и появления самостоятельного дыхания.

Дальнейшее лечение и наблюдение

После оказания первичной реанимационной помощи и восстановления сердечной и дыхательной деятельности новорожденного переводят в палату интенсивной терапии (ПИТ). В ПИТе проводится дальнейшая терапия асфиксии острого периода:

Особый уход и кормление

Ребенка помещают в кувез, где осуществляется постоянный подогрев. Одновременно проводится краниоцеребральная гипотермия – головку новорожденного охлаждают, что предотвращает . Кормление детей с легкой и средней степенью асфиксии начинают не ранее, чем через 16 часов, а после тяжелой асфиксии кормление разрешается через сутки. Вскармливают малыша через зонд или бутылочку. Прикладывание к груди зависит от состояния ребенка.

Предупреждение отека мозга

Внутривенно, через пупочный катетер вводятся альбумин, плазма и криоплазма, маннитол. Также назначаются препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга (кавинтон, циннаризин, винпоцетин, сермион) и антигипоксанты (витамин Е, аскорбиновая кислота, цитохром С, аевит). Назначаются и гемостатические препараты (дицинон, рутин, викасол).

Проведение оксигенотерапии

Продолжается подача увлажненного и согретого кислорода.

Симптоматическое лечение

Проводится терапия, направленная на предупреждение судорог и гидроцефального синдрома. Назначаются противосудорожные препараты (ГОМК, фенобарбитал, реланиум).

Коррекция нарушений метаболизма

Продолжается внутривенное введение бикарбоната натрия. Проводится инфузионная терапия солевыми растворами (физ. раствор и 10%-глюкоза).

Мониторинг новорожденного

Дважды в сутки ребенка взвешивают, оценивают неврологический и соматический статус и наличие положительной динамики, контролируют поступившую и выделенную жидкость (диурез). На аппаратах регистрируются ЧСС, кровяное давление, частота дыхания, центральное венозное давление. Из лабораторных анализов ежедневно определяются общий анализ крови с и тромбоцитами, кислотно-основное состояние и электролиты, биохимию крови (глюкоза, билирубин, АСТ, АЛТ, мочевина и креатинин). Также оцениваются показатели свертываемости крови и бак. посевы из ротоглотки и прямой кишки. Показано проведение рентгенографии грудной клетки и живота, УЗИ головного мозга, УЗИ органов брюшной области.

Последствия

Асфиксия новорожденных редко проходит без последствий. В той или иной степени недостаток кислорода у ребенка во время и после родов сказывается на всех жизненно важных органах и системах. Особенно опасна тяжелая асфиксия, которая всегда протекает с полиорганной недостаточностью. Прогноз для жизни малыша зависит от степени оценки по Апгар. В случае увеличения оценки на пятой минуте жизни прогноз для ребенка благоприятный. Кроме того, тяжесть и частота развития последствий зависят от адекватности и своевременности оказания реанимационных мероприятий и дальнейшей терапии, а также от степени выраженности асфиксии.

Частота осложнений после перенесенной гипоксической :

  • при I степень энцефалопатии после гипоксии/асфиксии новорожденных – развитие ребенка не отличается от развития здорового новорожденного;
  • при II степени гипоксической энцефалопатии – 25 – 30% детей в дальнейшем имеют неврологические нарушения;
  • при III степени гипоксической энцефалопатии половина детей гибнет в течение первой недели жизни, а у остальных в 75 – 100% появляются тяжелые неврологические осложнения с судорогами и повышенным мышечным тонусом (позднее задержка умственного развития).

После перенесенной асфиксии при родах последствия могут быть ранними и поздними.

Ранние осложнения

О ранних осложнениях говорят, когда они появились на протяжении первых 24 часов жизни малыша и, по сути, являются проявлениями тяжелого течения родов:

  • кровоизлияния в мозг;
  • судороги;
  • и тремор рук (сначала мелкий, затем крупный);
  • приступы апноэ (остановки дыхания);
  • синдром аспирации мекония и вследствие этого формирование ателектазов;
  • транзиторная легочная гипертензия;
  • за счет развития гиповолемического шока и сгущения крови формирование полицитемического синдрома (большое количество эритроцитов);
  • тромбозы (нарушение свертываемости крови, сниженный тонус сосудов);
  • расстройства сердечного ритма, развитие постгипоксической кардиопатии;
  • расстройства мочевыделительной системы (олигурия, тромбоз почечных сосудов, отек интерстиция почек);
  • желудочно-кишечные расстройства ( и парез кишечника, дисфункция пищеварительного тракта).

Поздние осложнения

Поздние осложнения диагностируют после трех суток жизни ребенка и позднее. Поздние осложнения могут быть инфекционного и неврологического генеза. К неврологическим последствиям, которые появились вследствие перенесенной гипоксии головного мозга и постгипоксической энцефалопатии относятся:

  • Синдром гипервозбудимости

У ребенка имеются признаки повышенной возбудимости, ярковыраженные рефлексы (гиперрефлексия), зрачки расширенные, . Судороги отсутствуют.

  • Синдром сниженной возбудимости

Рефлексы плохо выражены, ребенок вялый и адинамичный, тонус мышц понижен, расширенные зрачки, склонность к летаргии, присутствует симптом «кукольных» глаз, периодически замедляется и останавливается дыхание (брадипноэ, чередующееся с апноэ), редкий пульс, слабый сосательный рефлекс.

  • Судорожный синдром

Характерны тонические (напряжение и ригидность мышц тела и конечностей) и клонические (ритмичные сокращения в виде подергиваний отдельных мышц рук и ног, лица и глаз) судороги. Также появляются оперкулярные пароксизмы в виде гримас, спазма взгляда, приступов немотивированного сосания, жевания и высовывания языка, плавающие глазные яблоки. Возможны приступы цианоза с апноэ, редкий пульс, усиленное слюнотечение и внезапная бледность.

  • Гипертензийно-гидроцефальный синдром

Ребенок запрокидывает голову, роднички выбухают, черепные швы расходятся, увеличивается окружность головы, постоянная судорожная готовность, выпадение функций черепных нервов (отмечается косоглазие и нистагм, сглаженность носогубных складок и прочее).

  • Синдром вегето-висцеральных нарушений

Характерна рвота и постоянные срыгивания, расстройства моторной функции кишечника (запоры и диареи), мраморность кожи (спазм кровеносных сосудов), брадикардия и редкое дыхание.

  • Синдром двигательных расстройств

Характерны остаточные неврологические нарушения (парезы и параличи, дистония мышц).

  • Субарахноидальное кровоизлияние
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния и кровоизлияния вокруг желудочков.

Возможные инфекционные осложнения (вследствие ослабленного иммунитета после перенесенной полиорганной недостаточности):

  • развитие ;
  • поражение твердой мозговой оболочки ();
  • развитие сепсиса;
  • инфекционное поражение кишечника (некротический колит).

Вопрос – ответ

Вопрос :
Нужен ли ребенку, который перенес асфиксию в родах, особый уход после выписки?

Ответ : Да, конечно. Такие дети нуждаются в особенно тщательном наблюдении и уходе. Педиатры, как правило, назначают специальную гимнастику и массаж, которые нормализуют возбудимость, рефлексы у малыша и предупреждают развитие судорог. Ребенку необходимо обеспечить максимальный покой, предпочтение отдавать грудному вскармливанию.

Вопрос :
Когда выписывают из роддома после асфиксии новорожденного?

Ответ : О ранней выписке (на 2 – 3 день) стоит забыть. Ребенок будет находиться в родильном отделении как минимум неделю (необходим кувез). При необходимости малыша и маму переводят в детское отделение, где лечение может продолжаться до месяца.

Вопрос :
Подлежат ли новорожденные, перенесшие асфиксию, диспансерному наблюдению?

Ответ : Да, все дети, которые перенесли асфиксию в родах, в обязательном порядке ставятся на диспансерный учет у педиатра (неонатолога) и невролога.

Вопрос :
Какие последствия асфиксии возможны у ребенка в старшем возрасте?

Ответ : Такие дети склонны к простудным заболеваниям из-за ослабленного иммунитета, у них снижена успеваемость в школе, реакции на некоторые ситуации непредсказуемы и зачастую неадекватны, возможна задержка психомоторного развития, отставание в речи. После тяжелой асфиксии часто развивается эпилепсия, судорожный синдром, не исключена олигофрения, и парезы и параличи.