Почему мусульманские женщины носят хиджаб. Носить хиджаб: почему и зачем

Действие запрета на буркини — мусульманского купального костюма. Тем не менее французские курортные города, которые и пытались ввести такой запрет, сопротивляются этому решению. Скандал вокруг буркини коснулся не только Франции — его активно обсуждают по всему миру; ключевой момент этой дискуссии связан с давней проблемой нетерпимости к мусульманской одежде в светских западных странах. По просьбе «Медузы» на стыдные вопросы о хиджабе и парандже, а также о сопутствующих предрассудках отвечает Ахмет Ярлыкапов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.

Что такое паранджа? И чем она отличается от хиджаба?

Паранджа — это исламский предмет одежды. «Классическая» (среднеазиатская) паранджа — это длинный халат с ложными рукавами, который скрывает все тело, оставляя открытым лишь лицо. Лицо, как правило, закрывают чачваном — плотной сеткой из конского волоса, которую можно поднимать и опускать.

На паранджу похожа бурка, но это другой вид мусульманской одежды. Бурка — это покрывало, которое закрывает тело с головой, для глаз в нем оставляют затянутую сеткой прорезь. Запрещенный во Франции мусульманский купальный костюм буркини к бурке не имеет отношения. Во-первых, буркини не закрывает лица женщины, а во-вторых, это костюм, а не покрывало; его задача — скрыть очертания тела купающейся женщины.

Из других видов женской мусульманской одежды распространена чадра — легкое покрывало, обычно темного цвета, закрывающее все тело женщины с головы до ног. Сама чадра не закрывает лицо, для этого может использоваться дополнительный кусок ткани или головная накидка никаб, прячущая волосы и лицо женщины и оставляющая лишь прорезь для глаз.

Многие разновидности мусульманских головных уборов в Европе называют хиджабом. Это неправильно, поскольку хиджаб — это любая женская одежда, соответствующая нормам шариата. Такая одежда должна закрывать все тело и волосы женщины; непокрытыми можно оставить лишь лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Это могут быть платок, кофта с длинными рукавами и юбка до пола.

Все ли мусульманки должны носить паранджу?

Нет. Верующие мусульманки должны носить при посторонних мужчинах хиджаб — одежду, закрывающую тело и волосы (кстати, костюм буркини обязателен на пляже, поскольку по сути это купальный вариант хиджаба). Есть страны, в которых носить хиджаб обязаны все женщины, причем независимо от вероисповедания, — такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах такой обязанности у женщин нет: например, в Турции до недавнего времени женщинам даже было запрещено появляться в хиджабе в государственных учреждениях. Впрочем, сегодня Турция несколько ослабила этот запрет; теперь женщины могут появиться в хиджабе в государственном учебном заведении.

В Коране про хиджаб что-нибудь говорится?

Да. О том, как должны выглядеть верующие мусульманки, говорится в основном в двух аятах (то есть стихах) Корана. В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди». Там же сказано, что мусульманки не могут «показывать свою красу» никому, кроме родственников и немногочисленных приближенных, которых допускают в дом (например, слуг и детей).

Другой стих (Сура 33 «Сонмы», аят 59) также указывает верующим женщинам на необходимость «опускать на себя покрывала»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».

Зачем женщины носят паранджу?

Это не всегда объясняется нормами ислама. Иногда требование носить одежду, полностью скрывающую женское тело, обусловлено, скорее, культурными особенностями. Паранджа связана с традицией женского затворничества, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция подкреплялась местными морально-этическими нормами, неотъемлемой частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городских элит, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов.

С приходом ислама явление обрело религиозные обоснования и широко распространилось, выйдя за пределы высших слоев общества. Мусульманские нормы обеспечили дополнительную легитимацию паранджи и подобных видов женской одежды — несмотря на то, что требования закрывать лицо при посторонних мужчинах нет даже в строгих исламских нормах. «Превышение» исламских требований как раз свидетельствует о культурных корнях этой одежды.


Но ведь паранджа подавляет волю женщины?

Сложно сказать. С одной стороны, женские накидки, покрывающие тело, изолируют их от остального общества, это символ их затворничества. Носить паранджу или бурку обычно требуют сторонники самых консервативных форм ислама, которые считают, что роль женщины в обществе ограничивается заботами о семье. В таких сообществах женщин действительно могут принуждать к ношению паранджи или бурки, причем нередко инициатива исходит от старших женщин.

В некоторых странах появление женщины на улице без традиционной одежды может прямо угрожать ее жизни и здоровью — в такой ситуации сложно рассуждать о добровольном выборе.

С другой стороны, многие мусульманки добровольно носят этот предмет одежды, руководствуясь глубокими религиозными взглядами. Кроме того, в свое время паранджа считалась одеждой женщин из зажиточных семей, то есть была в каком-то смысле символом богатства и влияния.

Тем более нельзя дать однозначную оценку хиджабу. В современных западных странах в него облачаются не забитые бесправные женщины, но, как правило, гражданки этих государств. Они подчеркивают, что носят хиджаб, потому что сами этого хотят. Для таких мусульманок хиджаб — это способ их самоидентификации и символ их свободы, в том числе и той самой свободы выбора, за которую выступают защитники прав женщин на Западе.

Есть ли в исламских странах движение против паранджи и другой подобной одежды?

Да, есть. Например, в Иране в социальных сетях набирает силу движение My Stealthy Freedom («Моя тайная свобода»), инициатором которого стала живущая в Лондоне иранка Масих Алинеджад. Сторонницы этого движения выступают против обязательного ношения хиджаба и публикуют в интернете свои фотографии с непокрытой головой, в современной одежде и с макияжем. Судя по официальному сайту движения, число его сторонников составляет уже больше миллиона человек. В соцсетях также популярно движение иранских мужчин, которые надевают хиджабы в знак поддержки своих жен.

Почему во Франции запретили паранджу?

Это не совсем правда. Во Франции не запретили паранджу — в стране действует запрет на появление в ней и другой религиозной одежде в государственных учреждениях. То есть правильнее говорить об ограничении на ношение некоторых видов одежды в отдельных местах — в том пространстве, которое светское государство считает «своим». Кроме того, из соображений безопасности во Франции запретили появляться в общественных местах в одеждах, скрывающих лицо и фигуру. Насколько можно судить, дискуссии идут именно по поводу того, как сочетать принцип светскости с правом на свободу вероисповедания и на свободу самовыражения.

Инфографика: группа "Инфографика TUT"

В нашем двадцать первом веке, когда многие девушки любят одежду, которая куда больше открывает, чем скрывает, на улицах все же нередко можно увидеть и скромных мусульманских женщин в длинных платьях и с хиджабом на голове. Мусульманка в хиджабе – это кажется логичным и даже привычным, но все равно человеку, который не исповедует ислам, довольно сложно понять, зачем этот хиджаб, собственно говоря, нужен. Понятно, что религия приписывает, но религии вообще много чего приписывают, и далеко не все эти предписания соблюдается, даже людьми искренне верующими. Если следовать такой логике, то получается, что все же хиджаб – это нечто большее, чем просто предписание Корана, и явно не модная прихоть. Давайте же попробуем разобраться в том, что это – хиджаб, как его правильно носить и какое он имеет значение для мусульманских женщин.

Хиджаб – что это такое?

Вообще, слово «хиджаб» в переводе с арабского означает «покрывало» и согласно исламу обозначает всю одежду, закрывающую тело от головы до пят. Но в странах Европы и в России хиджабом принято называть платок, которым мусульманки покрывают голову, при этом оставляя открытым полностью все лицо. Носить хиджаб исламские женщины обязаны согласно шариату. Но, как можно понять из уст самих женщин, для них ношение хиджаба – это больше, чем просто обязанность. Девушка в хиджабе чувствует, что она, таким образом, служит Аллаху и, кроме того, этот платок символизирует и скромность, отказ от пороков, которым многие придаются, даже не задумываясь об этом.

Некоторые люди осуждают тех, кто ходит в хиджабе, называя это просто выставление напоказ своего вероисповедания и ничем большим. Но даже православная религия предписывает при входе в храм. В исламе это распространяется на всю жизнь в общем, а не только на посещение молитвенных мест. Но если отвлечься от религии, то хиджаб – это просто символ скромности, как уже упоминалось ранее. Ведь среди мусульман всегда в большей степени воспитывалось у мужчин – уважение к женщинам, а у женщин – уважение, в первую очередь, к самой себе и своему благочестию.

Хиджаб и стиль

Многим кажется, что носить хиджаб для девушки не всегда приятно, так как он скрывает волосы, которые все же, как всем известно, очень украшают представительниц прекрасного пола. Но на самом деле этот головной убор не может скрыть истинную красоту, как облака не скрывают свет солнца. Именно так когда-то сказала Анджелина Джоли, а такой красавице уж точно можно поверить.

К тому же, если раньше хиджабам не уделяли особого внимания – платок и платок, то теперь это уже стало небольшой отраслью модной индустрии. И сейчас можно найти модные хиджабы, которые будут необычно и интересно смотреться, а также дополнять образ. Например, есть трикотажные многослойные хиджабы, в которых сочетается сразу несколько цветов. Стоит отметить, что они довольно популярны. Хотя, конечно же, чаще всего девушки все же предпочитают шифоновые, шелковые хиджабы, более классический вариант, так скажем. Но даже такие варианты можно найти с какими-нибудь стильными деталями, которые делают их более интересными. Например, вышивка, люрекс, пайетки, необычная расцветка. Благодаря развитию отрасли , девушки, исповедующие ислам, могут теперь одевать стильно и необычно, при этом соблюдая все каноны.

Кроме того, стоит отметить, что можно найти очень много разных способов того, как можно красиво одеть хиджаб. Даже простой платок будет выглядеть очень стильно, если найти какой-нибудь простой и интересный способ, как его можно самостоятельно завязать. Один из примеров представлен на картинке выше.

Духовно-просветительской газетой «Ас-салам» в апреле 2010 года было проведено социологическое исследование на тему «что мешает женщине надеть хиджаб?» Читатели живо обсудили эту тему и прислали большое количество СМС сообщений в адрес редакции с разными взглядами по этому вопросу. Думаем и посетителям сайта сайт будет интересным узнать, что в действительности мешает женщинам следовать, исламским требованиям в одежде.

Мнение народа:

Если женщина имеет желание надеть хиджаб, ей ничто не помешает! (8-928…07)

Мне, например, мешают взгляды окружающих. Они сразу скажут: в том виде не засватали, а теперь решила хиджаб надеть… (8-988…87)

Девушки и женщины не надевают хиджаб, оглядываясь на мнение окружающих. (8-988…56)

Надеть хиджаб мешает неуверенность в себе, слабый иман или лицемерие. (8-963…08)

Женщины не решаются надеть хиджаб, потому что на них косо смотрят, на работу не берут, кое-где даже в школах не разрешают его носить, безосновательно утверждая, что школа – светская. (8-928…93)

Я очень хочу надеть хиджаб, но очень трудно сделать этот шаг, мне не хватает поддержки близких, чтобы помогли мне, чтоб я полностью осознала, что мой поступок – правильный. (8-928…10)

Отсутствие религиозных начал, знаний. Я считаю: виноваты родители, которые не вкладывают в ребёнка чувство долга, ответственности перед Всевышним, и тот, в свою очередь, тоже не осознаёт всей значимости соблюдения норм религии. И если всё сложить в одно целое, получается, что надеть хиджаб мешает отсутствие веры, которая так украшает любую женщину! (8-928…76)

Надеть хиджаб женщине ничто не мешает. Сейчас не то время, как раньше. Главное, чтобы она этого захотела. (8-963…31)

Мешает высокомерие. А некоторым не разрешают родители. Я не понимаю: почему они не хотят, чтоб их дочка была в платке? Они ошибаются, полагая что, если распустить волосы, накраситься и т.д., они будут выглядеть красиво. Куда их братья смотрят?! Ну – какой отец, такой и сын! (8-988…02)

Мнение родных, любопытные взгляды других, мысли о том, что хиджаб тебе не идёт. Иншааллах, я это преодолею и надену хиджаб! (8-928…48)

Им стыдно, они могут «не соответствовать моде». Есть девушки, которые приходят в университет в хиджабах и переодеваются в открытую одежду, чтобы их не назвали «старомодными». (8-988…24)

Что же мешает надеть хиджаб нашим дагестанским женщинам? Это, в первую очередь, боязнь потери внимания посторонних мужчин. Конечно, многие это станут отрицать, но это так. (8-928…51)

Носить хиджаб – это обязанность каждой мусульманки. Но, к сожалению, многие люди не признают этого, говоря, что раньше хиджаб не носили, что это «мода, которая пришла из Саудовской Аравии». Возможно, это и мешает надеть хиджаб. Но я провела опрос среди своих подруг: многие ответили, что хиджаб им не подходит, что они ещё не готовы к этому и что люди начнут говорить всякие сплетни. (8-960…86)

К сожалению, женщину в хиджабе редко берут на государственную работу. (8-928…89)

Надевать хиджаб мне мешают все мои родственники. Я совершаю намаз, из-за чего меня никто не понимает. А если я надену хиджаб – то вообще перестанут общаться со мной! (8-928…55)

Женщина в хиджабе – это настоящая женщина, но некоторые осуждают их: мол, они прикрываются хиджабом, тогда как – сами грешные. (8-928…72)

В первую очередь – это слабость имана, а во вторую очередь, женщина готова надеть на себя всё, что нравится мужчине. Если бы хиджаб нравился большинству, то и женщины носили бы хиджаб без сомнения! (8-928…82)

Я не понимаю женщин, которые, имея мужа и детей, не прислушиваются к ним и не надевают хиджаб. Получается, что ей недостаточно внимания мужа и хочется привлечь внимание других мужчин – так они, сами того не понимая, оказываются в грехе. (8-928…01)

Нет ничего прекраснее хиджаба, не правда ли? Я мечтала его надеть и решилась, несмотря ни на какие препятствия, алхамдулиллах! Мама и все родные запрещают мне его носить, но я с помощью Аллаха преодолеваю эти препятствия – чего желаю и всем остальным! (8-928…94)

Лично мне не дают надеть хиджаб мои родители. Пыталась объяснить им, что это очень важно. Но я себя не оправдываю. Если вера крепкая – девушку ничего не остановит. Мы боимся людей больше, чем гнева Аллаха. (8-928…99)

Сегодня мусульманкам в хиджабах не даёт покоя общество: увольняют с работы, исключают из школ или вузов, они терпят унизительные высказывания в свой адрес. Но что делать, Аллах судья этим невеждам. Дорогие мусульманки! Нам остаётся только набраться терпения и ждать появления имама Махди. (8-928…52)

Отсутствие рядом достойного мужчины. Во времена пророка Адама (мир ему) зерно пшеницы было размером в страусиное яйцо. Со временем, по мере уменьшения благодати на земле, уменьшилось в размере и зерно. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сделал дуа, чтоб зерно совсем не исчезло. До нашего времени зерно дошло таким мелким. Вот и мужики так «измельчали», за исключением небольшого количества праведных людей, что впору нам всем делать дуа, чтоб последнее не исчезло! Рядом с настоящим мужчиной у женщин не бывает проблем с хиджабом. (8-988…92)

В данное время надевать хиджаб женщинам мешают смутьяны-ваххабиты, (последователи даджала), которые, надев хиджаб, взрывают ни в чём не повинных людей. (8-988…40)

Если у вас есть свой ответ на вопрос: «почему не все мусульманки носят хиджаб?» Вы можете присылать свои обширные статьи на наш электронный адрес

«Хиджаб» в переводе с арабского языка означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдая определённые требования и условия, предъявляемые к понятию «хиджаб».

Для того чтобы покрытие тела считалось «хиджабом», нужно соблюдать требования, которые есть в Исламе, то есть просто одежда, номинально закрывающая определенные части тела, не будет считаться хиджабом. Ниже мы напишем о достоинстве хиджаба, условиях, предъявляемых к нему, и о том, какие части тела нужно обязательно закрывать женщине.

Достоинство хиджаба

1) Подчинение Аллаху и Его Посланнику .

Аллах в Коране сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

Смысл: «Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение… » («аль-Ахзаб», аят 36). А Аллах повелевает женщине закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В Коране говорится:

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

Смысл: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них » («ан-Нур», аят 31).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

المرأة عورة

«Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин) » (ат-Тирмизий).

2) Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет ее честь

Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скром-ность мусульманки. Аллах в Коране сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ

Смысл: «О Пророк! Скажи твоим жёнам , твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милостивый » («аль-Ахзаб», аят 59). То есть, чтобы им, мусульманкам, не наносили вред, путая с грешницами и блудницами.

3) Хиджаб – это чистота.

Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всеышний Аллах:

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ

Смысл: «…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53). Аллах Всевышний Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.

В другом аяте сказано:

فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ

Смысл: «…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» («аль-Ахзаб», аят 32). Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), соответственно, это пример и указание к действию для всех мусульманок.

4) Хиджаб – это признак богобоязненности .

Аллах в Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ

Смысл: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше… » («аль-Араф», аят 26). Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности. Очень много можно писать про пользу хиджаба, но мы ограничимся приведённым выше.

Условия хиджаба.

У хиджаба есть определённые условия, при их несоблюдении покрытие не будет считаться хиджабом:

1) Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые обязательно нужно прикрывать).

2) Чтобы одеяние не было привлекательным, то есть, чтобы не было само по себе как украшение, вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин.

3) Чтобы одеяние было из плотного материала (не прозрачным), прозрачным считается, когда виден цвет кожи женщины через материал.

4) Чтобы было широким (не облегающим), которое не подчеркивает силуэт женского тела.

5) Чтобы не было от одежды приятного запаха благовонья и т.д., то есть запах, который ощущают окружающие мужчины.

6) Чтобы одеяние не было подобным одеянию иноверцев.

7) Чтобы не было цели добиться известности среди людей посредством этого одеяния, то есть не выявляться из толпы людей, будь это цветом или какими-то узорами и т.д.

На сегодняшний день немногие из девушек соблюдают все эти пункты. Хотелось обратить внимание на седьмой пункт, потому что часто бывает так, что всё соблюдается, однако нарушается последнее из перечисленных условий, например, девушка одевается в слишком яркие и пёстрые цвета в тех местах, где обычно носят тёмные цвета. И наоборот, девушки носят черные цвета в тех местах, где носятся более яркие цвета, тем самым она выделяется из общества мусульман, а порой может вызвать и отрицательную реакцию по разным причинам и проблемам данной местности.

Аврат женщины, и какие части тела нужно закрывать.

Аврат женщины – это части тела, которые по Исламу нужно обязательно закрывать. И в зависимости от того, кто рядом с ней (мужчины, женщины, родные и т.д.) принимается решение относительно границ аврата на теле женщины.

У свободной женщины (не рабыни) есть четыре положения в отношении её аврата, соответственно, то, что нужно закрывать:

1) По отношению к чужим мужчинам – все её тело аврат, как пишется в «Хашият Иа-нат ат-Талибин». Насчёт границ Аврата женщины есть разные мнения учёных. Некоторые из числа Шафиитов сказали, что все тело её Аврат, кроме лица и кистей рук. Например, Закария аль-Ансарий сказал:

وعورة الحرة في الصلاة وعند الأجنبي ولو خارجها جميع بدنها إلا الوجه والكفين ظهراً وبطناً إلى الكوعين

«Аврат женщины в молитве и вне молитвы перед чужими мужчинами – всё тело, кроме лица и кистей рук – явная сторона и внутренняя до запястий » («Асналь-маталиб»).

Но более весомое слово, что аврат в отношении взглядов чужих мужчин у женщины также являются лицо и кисти рук, т.е. всё тело. Однако закрывать полностью лицо и кисти рук не нужно, а чужому мужчине запрещено смотреть в лицо чужой женщине, независимо от того, есть в этом смута или нет. Так пишется в книге «Тухфат аль-мухтадж».

2) По отношению к Махрамам (кровным родственникам-мужчинам, - отцу, родному брату) или в уединении ее аврат – то, что между пупком и коленями («Хашият Ианат ат-Талибин»).

3) По отношению к женщинам-иноверкам ее аврат – все тело, кроме тех частей тела, которые выявляются, когда она занимается работой (шея, руки по локоть, уши и т.д.).

4) При совершении молитвы ее аврат – все тело, кроме лица и кистей рук («Хашият Ианат ат-талибин»). Если женщина совершает молитву в облегающих, но не просвечивающих вещах, то молитва не нарушается, однако это порицаемо.

Подбородок женщины

Как мы упомянули выше, женщина обязана закрывать всё своё тело, кроме лица и кистей рук. То есть все, кроме овала лица, и все, что выше запястий, нужно закрывать. Границами лица являются: расстояние от уха до уха в ширину и от места роста волос, сверх лба, до нижней части подбородка, значит, низ подбородка является авратом.

Исходя из этого, сам подбородок закрывать не нужно, кроме как если по-другому хиджаб не держится. Но место внизу подбородка до шеи, закрывать нужно обязательно, если не закрыть эту часть в молитве, то и молитва будет недействительной.

Если стало ясно о границах аурата, соответственно нужно закрывать весь аурат, в том числе нижнюю часть челюсти, от подбородка. О аврате женщины написано во всех известных книгах фикха как: «Ианат», «Канзу Рагибин», «Тухфат аль-Мухтадж»

Цвет хиджаба

Мы упомянули все условия одеяния женщины для того, чтобы ее внешний вид соответствовал Исламу. Среди этих условий не оговаривается обязанность носить хиджаб черного цвета. Носить именно чёрный цвет для женщины не является сунной, но является дозволенным, равно как и для мужчин. Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود

«Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха ». (имам Муслим). Слово «миртун» – это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или шелка.

Также Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها

«Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел » (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

Что касается женщин, то черный цвет для них также дозволен, однако не является сунной. А доводом является рассказ Умму Халида (да будет доволен ею Аллах):

أتي رسول الله {صلى الله عليه وسلم} بثيابٍ فيها خميصة سوداء

«Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил :

من ترون نكسو هذه الخميصة

«Как вы думаете, на кого мы наденем рубаху эту? » Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ائتوني بأم خالد فأتيه

«Приведите ко мне Умму Халид! » Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками надел на меня рубаху»». (имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность).

Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижницы одевались в белый, красный, оранжевый, серый и чёрный цвета. То есть, нет определённого цвета, носить который является сунной.

Пусть женщина одевается в тот цвет, который не будет в данной местности бросаться в глаза и выделять её из толпы мусульман. Принципиальный подход к таким моментам может только оттолкнуть людей от себя и от нашей религии.

Туника и брюки

Если женщина надевает длинное платье до щиколоток, не облегающее, то нет никаких проблем в том, какие брюки по размеру, цвету и т.д. она наденет снизу, потому что это никто из чужих мужчин не видит. Более того в холодных странах пусть так и носит.

Если же она наденет просто брюки без платья поверх них и т.д., то это запрещено, потому как это уподобление женщины мужчинам. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал:

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المخنثين من الرجال، والمترجلات من النساء

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин » (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджх, Абу Давуд).

Но если платье ниже колен или вообще только до колен, то какое положение данного вопроса в Исламе?

Если платье будет выше колен, то запрещено носить брюки под этой туникой или платьем (коротким), ибо это уподобляет женщину мужчине.

Если же платье ниже колен, то дозволено надеть брюки с условием, чтобы брюки были широкими, не подчёркивающими силуэт ног.

Что касается ношения брюк под туникой, то туника так же, как и платье, должна быть не облегающей, ниже колен и т.д. и можно надеть под такую тунику широкие брюки, не подчёркивающие силуэт ног. Если же туника выше колен, то нельзя носить брюки под туникой.

Это исходя из того, что написано выше об аврате женщины и условиях хиджаба, а также подобный вопрос был задан Шейху Ратибу ан-Наблюсий, на что он ответил подобным образом, что нужно сверху одеть широкую и длинную одежду, и под ними брюки.

Да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и следовать истинному пути.

Ибн Мухаммад

Как известно, лояльно нужно относиться к нескольким вещам, среди которых религия стоит на первом месте. Особое место среди прочих религиозных направлений имеет ислам. Так, согласно Шариату, мусульманской женщине необходимо придерживаться хиджаба. Кто, почему, в каких случаях, и с какого возраста должен надевать хиджаб, расскажем в этом обзоре.

Что такое мусульманский хиджаб? Ошибочно думать, что хиджаб – это всего лишь платок. Это неверно, хотя в переводе с арабского языка это слово означает покрывало. Для женщины-мусульманки хиджаб является жизненной позицией, уровнем высокой нравственности, скромности, покорности, религиозности и душевной сдержанности в духе ислама. Если же отступить от духовного мира, то материальным хиджабом называют женскую одежду ислама, которая может быть нескольких видов.

Женская одежда, которая в полной мере соответствует Шариату, должна скрывать тело женщины полностью, оставляя лишь овал лица, кисти рук, а иногда, одни лишь глаза. В современном мире большая часть женщин носит покрывало в виде платка или палантина, который прикрывает голову с волосами и шею.

Ношение хиджаба не является обязательным , но очень рекомендуется согласно законам Шариата.

Позволительно пользоваться для подводки глаз сурьмой, а для украшения кистей рук – хной.

В настоящее время видеть мусульманскую женщину в длинном одеянии и хиджабе настолько логично, что не вызывает у прочих людей удивления.

Женщине мусульманке достаточно понимать, что использование данной одежды является защитой её достоинства и чести, а не ущемлением свободы и права.

У каждой религии свои «законы» . В России и европейских странах женщины мусульманки ограничиваются ношением платка, в странах, где царят более жёсткие требования, представительницы слабого пола носят строгую одежду-паранджу и т. п. Там даже в определённых случаях необходим «хиджаб для мужчин» (чалма) для совершения молитвы.

Одна из целей ислама – воспитать у людей уважительное отношение к старшим, женщинам, самим себе и благочестию.

Современный хиджаб

Женщина остаётся женщиной даже под покрывалом. В Священном Коране не сказано, из какой ткани должно быть покрывало. Поэтому их разновидностей может быть масса . Так, мусульманские женщины могут на выбор приобрести покрывало из трикотажа с несколькими разноцветными слоями. Также нередко их шьют из шелка или шифона. Для торжественных случаев, таких как свадьба, хиджабы могут быть украшены пайетками, люрексом, вышивкой, драгоценными камнями или булавкой. Свадебные «вуали» в большинстве случаев являются произведением искусства.

Кто бы ни одевал покрывало в обыденное время, не стоит позволять пусть даже и очень красивому платку, излишне привлекать к себе внимание мужчин.

Также не допускается использование для фиксации религиозной одежды броских и звенящих украшений.

Хиджаб в своей основе , призван скрыть от чужих глаз все дамские прелести. Для посторонних должно оставаться неведомым возраст и фигура женщины.

Для истинных мусульман такая «вуаль веры» является визитной карточкой женщины.

Окружающим посторонним людям позволяется видеть у женщины-мусульманки лишь:

  • частично или полностью лицо;
  • кисти рук;
  • глаза;
  • щиколотки, но не выше.

Если у представительницы слабого пола очень длинные волосы , которые трудно скрыть хиджабом, под него надевают специальную хлопчатобумажную шапку. В том случае, если понравившаяся «накидка» не способна закрывать плечи и шею, мусульманка обязана надеть под него специальную манишку или водолазку-гольф.

В современном понятии хиджабом большая часть людей называют любую одежду, которая даёт понять, что женщина мусульманка.

Гардероб мусульманской женщины не назовёшь скудным. В него входит большое количество платьев, халатов, костюмов, троек, сарафанов, туник и прочего. И для женщины исламской веры главное — все это удачно сочетать с традиционным религиозным головным убором.

Как следует правильно носить хиджаб

Кто и почему должен надевать хиджаб?

О том, как правильно носить одежду мусульман полезно знать не только женщинам этой веры, а скажем, христианкам. К примеру, если славянская женщина окажется в мусульманской стране, ей могут пригодиться такие знания и навыки.

При надевании «ритуальной вуали» необходимо преследовать две цели – полностью скрыть волосы, оставив открытым лицо или глаза и прочно завязать концы покрывала, чтобы оно случайно не приоткрыло завесу тайны.

Как следует правильно носить или надевать хиджаб , европейской женщине можно будет узнать по фото или видео.

Мусульманские женщины осваивают эти навыки ещё в детстве. Кстати, носить девочкам «религиозный платок» обязательно лишь с момента наступления полового созревания (13-15 лет). До этих пор, малышки до 7 лет могут спокойно обходиться без него, а начиная со школьного возраста, родители должны начать приучать ребёнка молиться. Те, родители, которые считают, что девочек нужно приучать в самом раннем возрасте к праведному поведению, не ждут определённой даты рождения.

Современным женщинам, позволяется завязывать «покрывало для головы» узлом, несколькими булавками, заколками или брошью, но все они должны быть неброскими и скромными.

Каждый раз при выходе из дома или при приветствии гостей мужского пола, хиджаб следует надевать жёнам-мусульманкам обязательно.

Следует брать в расчёт правила семьи , порядок поведения в стране и общественных местах, менталитет окружающего общества, чтобы решить стоит ли носить хиджаб.

Традиционные исламисты считают, что женщины-мусульманки просто обязаны носить хиджаб. Мужчинам же его предпочтительно надевать во время совершения намаза. Ведь в чалме, мужчине обещано больше саваба.

В настоящее время на моду мусульманских женщин обратили внимание некоторые модельеры. Иностранным дизайнерам сложно соблюдать религиозные рамки. «Платки для мусульман» в их стиле не всегда полностью покрывают волосы, или украшены слишком яркими цветами и узорами.

Простая схема завязывания хиджаба выглядит так:

Палантин, платок и т. д. надевают на голову, надвинув на лоб, и плотно фиксируют булавкой ткань в области затылка. Затем перекрещивают концы и прикрывают ими противоположные стороны плеч. Второй раз используют булавки в височной области с обеих сторон платка.

Существует множество способов правильно и красиво повязывать хиджаб. Много вариантов можно увидеть на фото или видео в интернете.

Так, например, у турчанок сейчас в моде носить «тюрбан», являющийся разновидностью хиджаба. Современные девушки могут даже ходить в салоны красоты, где одна из услуг в перечне – красивая укладка тюрбана и его украшение .

Как известно, первой женщиной-мусульманкой,¸ которая стала украшать и стилизовать свой головной убор, была супруга президента Турции Хайруниса Гюль. А помог ей в этом знаменитый модельер Кутоглу.