Рассказать про весенние обряды как встречают весну. Весенние обрядовые традиции в древнем мире. Христос воскрес, сын Божий

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Весенние календарно - обрядовые песни (веснянки) исполнялись что бы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Чувиль-виль-виль,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Время теплого,
Хлеба нового!

В этот день пекут «кулики» – ржаные лепешки с загнутыми краями, изображающими крылья и шарообразной головой, посредине которой, справа налево, идет гребень, без шеи, с ямочками вместо глаз. Дети находят их очень красивыми, и прежде чем их есть, они их «закликают».

Кулик-саморот,
Полетел на город,
Сломил палку,
Убил галку,
Галка плачет,
Кулик скачет. Потом дети начали закликать весну:
«Весна-красна,
На чем пришла?» –
«На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку».

Накричавшись вволю и налюбовавшись своими «куликами», дети не без сожаления, разламывая их, начинают завтракать.

Чувиль-виль-виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.

Обычай первыми встречать весну повсеместно был закреплен за детьми. Им вручались испеченные в виде птиц с крылышками, хохолком жаворонки (кулики, грачики), и дети с радостными возгласами бежали на холмы, взбирались на крыши изб, амбаров, бань кликать весну. Жаворонков подбрасывали вверх или, чтобы они были выше, укрепляли на шестах. В редких локальных традициях жаворонки закапывывались в землю. Обычай этот явно связан с древними ритуаль­ными представлениями весеннего угощения земле.

В веснянках (закличках) обращались не только к образам птиц, возвещающих о приближении весны, но и непосредственно к глав­ному условию ее прихода - к разгорающемуся солнцу. При этом солнечное тепло отождествлялось с теплотой-«жалостью» родной матери («Весна-красна, взойди на гору...»). Весна в песнях наделе­на антропоморфными чертами. Она предстает в образе существа, от которого в большой степени зависит благосостояние коллектива земледельцев, она, как хорошая крестьянка-хозяйка, несет с собой "короб житушка", овес лошадям и траву коровам, «по яичишку» де­ревенским детям.

Люди приветствовали весну не только из-за хозяйственных ожи­даний. Красота весеннего пробуждения природы пробуждала эстети­ческие чувства, эмоционально-психологические переживания человека. Хозяйственные надежды, ожидаемые от живительного солнца, сочетаются с радостью, вызываемой красотой весенней природы.

Весенние обрядовые песни на Благовещенье

В Благовещенье дети закликают весну: «Весна-красна, На чем пришла?» –

«На жердочке,
На тоненькой,
На досточке,
На славненькой,
С хлебами обильными,
Со льном высокиим».

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высокиим,
С корнем глубокиим,
С хлебами обильными.

Один из самых больших весенних праздников славян - Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами. В Егорьев день дети ходят по домам и поют весеннюю обрядовую песенку:

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

Батюшка Егорей,
Спаси нашу скотинку,
Всяку животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом.
Волку да медведю –
Пень да колода,
Ворону, вороне –
Камешек дресвяный.
Батюшке Егорию – свечку,
Нам, молодцам, – по яичку.

После заутрени на Пасху дети ходят «христосовать». Собираются толпами человек 10 – 20. Хозяева дают детям крашеные яйца иногда дети говорят:

Я маленький хлопчик,
Влез на столбчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
Христос засмеялся,
В дудочку сковался.

К весеннему циклу относятся так называемые волочебные пес­ни. Они обычно исполнялись как праздничные, поздравительные и первые дни церковного праздника Пасхи. Основная обрядовая ситуация, в которой исполнялись волочебные песни, - пасхаль­ный обход дворов (волочебный ритуал). Жители сел называли участников пасхальных обходов волочебниками, христославщиками и т. д.

Однако песни, исполняемые в этот период, нельзя считать порожденными только лишь христианской рели­гией. Яркие по своему интонационному строению, с подчеркнуто приплясывающим ритмом, за которым ощущается радостное праздничное шествие, эти песни являются древнейшими в весен­нем цикле и отражают чисто земную радость восприятия солнца и пробудившейся природы. Употребительный припев «Христос вос­крес, сын Божий», упоминание о распятии и воскресении Христа, участие в качестве действующих лиц развертывающегося песен­ного сюжета многочисленных христианских святых - все это лишь поверхностный слой, образовавшийся в процессе той борьбы, кото­рую вело в течение ряда веков внедряемое церковью христианство с народной религией.

Песни волочебные (обрядовые пасхальные)

Христос воскрес, сын Божий...

Христос воскрес, сын Божий.
К тому двору
Припыталися.
Христос воскрес, сын божий.
К хозяйскому,К богатырскому.
Христос воскрес, сын Божий.
Его жена
За водой пошла,
Христос воскрес, сын Божий.
За водой пошла
На Дунай-реку.
Христос воскрес, сын Божий.
Размахнула
Широченько.
Христос воскрес, сын Божий.
ПочерпнулаГлубоченько.
Христос воскрес, сын Божий.
Поставила
На скамейку
Христос воскрес, сын Божий.
Пошла она Мужа будить.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай ты мужа,
Не спи дужа.
Христос воскрес, сын Божий.
Будем-ка мы
Думу думать.
Христос воскрес, сын Божий.
Думу думать -
Церкву строить.
Христос воскрес, сын Божий.
Церковь строить,
Собор новый.
Христос воскрес, сын Божий.
А в соборе
На престоле...
Христос воскрес, сын Божий.
Пречиста мать
Слезно плачет.
Христос воскрес, сын Божий.
Юрья, Егорья
Унимает.
Христос вокрес, сын Божий.
- Не плачь, не плачь,
Пречистая мать.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай, как же мне
Не плаката.
Христос воскрес, сын Божий.
Мойго сына
аспинают.
Христос воскрес, сын Божий.
Гвоздем руки
Пробивают.
Христос воскрес, сын Божий.
А ударили
Во все звоны.
Христос воскрес, сын Божий.
Во все звоны - Колоколы.
Христос воскрес, сын Божий.
Сыра земля
Вздрогнулася.
Христос воскрес, сын Божий.
Увсе люди
Здоровалися.
Христос воскрес, сын Божий.
С красным яйцом
Целовалися.
Христос воскрес, сын Божий.

Волочебники волочилися...

Волочебники волочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Волочилися - намочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли речку - нашли свечку.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли другую - потеряли тую.
Сад мой зеленой, вишневый.

По улице по широкой...

По улице по широкой
Христос воскрес, сын Божий.
Не шум шумит, не гром гремит,
Христос воскрес, сын Божий.
Шумят, гремят волочебнич(и)ки.
Христос вокрес, сын Божий.
Волочебнич(и)ки - люди добрые.
Христос воскрес, сын Божий.
Не допутливые, не допытливые.
Христос вокрес, сын Божий.

На странице использованы тексты календарно - обрядовых весенних песен из книг:

  • Ю.Г. Круглов "Русские обрядовые песни"
  • Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212
  • "Смоленская земля в памятниках русской словесности" Под редакцией В.В. Ильина.

Весенний праздник в разных странах мира отмечают по-разному, тем не менее, древние весенние обрядовые традиции многих народов Европы очень похожи.

С глубокой древности на Руси всегда с большим нетерпением ждали приход красавицы Весны. Призывая Весну люди пели обрядовые языческие песни — окликания весны, зазывания тепла, оклики, сопровождая их обрядами задабривания солнца.

В день весеннего равноденствия в Древней Руси праздновали старинный славянский праздник Жаворонки в день весеннего равноденствия — 22 марта. Считалось, что за первыми жаворонками приходит весна, и возвращаются домой все перелётные птицы. Хозяйки пекли из теста птичек-жаворонков и угощали всю родню. Дети распевали весёлые песни, привлекая жаворонков и весну.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Песней зазывали весну, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Праздник встречи Весны в Древней Руси проводили у весеннего обрядового деревца, украшенного лентами, весенними первоцветами, звонкими колокольчиками. каждый односельчанин мог украсить обрядовое деревце, носили по селу и вместе шли на холм или пригорок, откуда все вместе окликали песней весну. Молодёжь водила хороводы и играли в старинную обрядовую игру «Ручеёк», которая символизировала таяние снега и приближение весеннего тепла.

В третий раз на Руси звали Весну 7 апреля, в красивый праздник освобождения птиц из неволи. Вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц, во всей природе происходило обновление и в свои права вступала весна. Древний обычай отпускать птиц на волю, означал освобождение природы от зимних холодов.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Пелика с ласточкой — Евфроний

В Древней Греции символом прихода весны были первые весенние ласточки. Рано утром 1 мая дети отправляются на поиски первой ласточки весны, идут вдоль домов и поют песни, призывая ласточку, которая принесёт на крыльях весну. Односельчане 1 мая угощают поющих детей фруктами, орехами и пирогами.

В древние времена первый майский день был одним из самых важных праздников кельтского скотоводческого календарного года. В ночь с 31 апреля на 1 мая древние кельты праздновали Бельтайн (Beltane, Beltaine) в переводе означает «Весёлый костёр».

В языческих верований древних кельтов это был праздник первого выгона домашнего скота на весенние пастбища. Центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершине холма или горы, расположенной вблизи селения. Кельты собирали сухие ветви и дрова для священных первомайских костров, складывали их на холмах и на рассвете 1 мая поджигали, впервые выгоняли скот на пастбища. Стада домашних животных проводили между пылающими кострами, отдавая дань солнцу, прося милости у сил природы и, избавляя животных от болезней и очищая их огнём от порчи нечистой силы.

В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих Скандинавских странах и Германии отмечают Вальпургиеву ночь. Считалось, что у подножия горы Брокен в Вальпургиеву ночь собираются на шабаш сто тысяч ведьм, чертей, кикимор и колдунов на разгул нечистой силы, от которого нужно обязательно защищаться. Дети и школьники современной Германии рисуют и лепят ведьм. Оберегом от нечистой силы у древних германцев считались роса, молоко, масло.

В Германии девушки на рассвете 1 мая и умывались росой, чтобы избавиться от веснушек, со словами: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои веснушки. Веснушки придут к тебе, а у меня пропадут!». Немецкие юноши утром 1 мая тайно сажают «майское дерево» под окном своей любимой девушки.
Профсоюзы и политические партии левого толка, устраивают 1 мая в Германии традиционные шествия, демонстрации, которые, нередко, заканчиваются драками с полицейскими, битьем витрин, поджогом машин и другими хулиганскими действиями.

В Великобритании конец зимы отмечают в Вальпургиеву ночь, на Фестивале огня — Beltane Fire Festival (Фестиваль огня Белтлейн). Слово «Белтлейн» в переводе с ирландского означает начало мая , когда люди приветствовали весну, зажигая мистические огни и устраивая танцы и шествия ряженных. Существовало поверье, что человек, который пройдет в Вальпургиеву ночь между огнями двух костров, очистится и не весь год будет здоров. Традицию празднования Вальпургиевой ночи связывают с кельтской культурой.

Праздник Вальпургиевой ночи был назван в честь аббатисы Вальпургии, жившей в 710-779 г. г. в монастыре Хайденхайм, причисленной к лику святых 1 мая. Во время переправы через пролив Ламанш из Англии во Францию аббатисе Вальпургии удалось силой своей молитвы спасти корабль от гибели во время сильного шторма. Аббатисе Вальпургии удавалось не только усмирять бури, но и спасать людей от злых духов, от бешенства, эпидемий чумы и других заболеваний.

В 1988 году языческие традиции Вальпургиевой ночи вновь возродились, и на Фестиваль огня Белтлейн приезжает всё больше и больше туристов, заказывая туристическую или бизнес визу в Великобританию . На Фестивале огня в эту языческую ночь туристы веселятся и совершают обряды изгнания злых сил природы, прогоняют зиму и отмечают наступление лета.

В Древнем Риме в первый день последнего весеннего месяца римляне поклонялись богине цветов и весны Флоре, и устраивали фестивали «Флориалии», посвященные Флоре. В каждом доме древние римляне украшали гирляндами и венками из весенних первоцветов маленькую статую юной богини весны и пробуждающейся природы Флору. Процессия певцов и танцовщиц шествовали по городу со статуей богини Флоры в цветах и поклонялись цветущему майскому дереву. Юноши в день богини Флоры поют серенады под окнами своих любимых девушек, объясняясь в любви, кладут на порог двери зеленую ветку. Если девушка утром заберет ветку в дом, это значит, что она согласна выйти замуж, а если она выбросит ветку на дорогу, значит — отказ.
На острове Сицилия в первомайские дни принято собирать луговые цветы, лютики, маки, ромашки, которые, как считается, принесут в дом счастье.

В традициях Древнего Рима, дошедших до наших дней, существует обычай украшать венками из первых цветов и гирляндами живое первомайское дерево и водить хороводы с песнями и весёлыми танцами. Первомайское дерево надо охранять в Вальпургиеву Ночь, иначе его может похитить нечистая сила, и праздник весны будет омрачён. Вечером 1 мая устраивают первый весенний праздничные фейерверки.
Рабочие профсоюзы и левые партии современной Италии 1 мая устраивают массовые шествия в Риме, Милане, Турине и Неаполе.

Наши предки отличались весьма своеобразным восприятием окружающего мира. Смена дня и ночи, а уж тем более смена времен года не казались им такими уж незыблемыми законами природы. Наблюдая закат солнца, человек совсем не был уверен, что утром оно снова взойдет, а зимой люди переживали – наступит ли в этом году весна, а если и наступит, то не обойдет ли их край стороной. Зато в чем люди были точно уверены, так это в своей способности повлиять на силы природы. Многие поколения наших предков были твердо убеждены: весна приходит потому, что это они вызывают ее, проводя правильные обряды и соблюдая традиции.

«Кликать», звать весну начинали в марте, когда еще лежал снег, и было холодно. Главную роль в этом ответственном деле отводилась девушкам. Именно они, забравшись на крышу, встав в круг около проруби, на вершине холма или в хороводе вокруг костра пели веснянки. В этих песнях они жалобно звали весну прийти, обещая ей всевозможные богатства и развлечения. Был еще обычай – молодежь собиралась на поле, подготовленном для весеннего сева. По центру поля разжигали большой костер. Самую красивую и трудолюбивую девушку села сажали на борону и с песнями возили вокруг костра. Потом на этом поле устраивали пиршество и гулянья для всего села.

С целью ускорить приход весны повсеместно был распространен обычай выпекать «жайворонки» — хлебцы в виде птичек, не обязательно именно жаворонков. Каждая хозяйка изображала ту перелетную птицу, на которую у нее хватало умения и художественных способностей. Кое-где было принято печь булочки в виде аистов – с их характерными клювами, хохолками и ногами. Малыши забирались на крыши сараев и пели веснянки, подбрасывая своих «жайворонков» в воздух. Один хлебец хозяйка обязательно должна была кинуть в печь.

Особенно много обрядов было связано с Чистым четвергом (на последней неделе Великого Поста). Возможно потому, что этот период в древности считался началом года. В этот день принято было призывать своих умерших предков. Для них топили баню, готовили угощение. Украинцы называли Чистый четверг «навський великдень», то есть пасхой нежити. Они верили, что в этот день покойников отпускают с того света, чтобы они отслужили обедню и покаялись в грехах.

В Чистый четверг проводили разнообразные очистительные, а так же направленные на умножение богатства и защиту от нечисти обряды. До сих пор у нас сохранилась традиция весенней генеральной уборки в Чистый четверг. А еще, многие верят, что если в этот день семь раз пересчитать все имеющиеся в доме деньги, то это принесет достаток.

Чтобы защититься от нечисти, с вечерней службы в церкви несли зажженную свечу и ей выжигали на дверной притолоке крест.

Праздник Троицы в народной традиции также связан с нежитью. А именно с русалками. По легенде, русалками становятся молодые девушки, умершие не своей смертью. Они поселяются в водоемах, в лесах, в полях. Считалось, что русалка может предсказать судьбу. Для того, чтобы узнать о своей доле, девушки «кумились» с русалками. Чтобы покумиться проводили «крещение кукушки», которую изображал пучок травы. Это кумовство или «посестринство» длилось три дня, а потом расторгалось обрядом раскумления.

Чтобы задобрить русалок, уберечь себя от их козней, для них плели венки из березовых ветвей, связывая верхушки рядом стоящих березок, которые служили им качелями. Венок, на котором покачалась кума-русалка, бросали в воду. По тому, выплывет он или потонет, предсказывали будущее. Остальные венки расплетали, понукая русалок уходить подальше от людей в леса.

На Троицу и перед ней вспоминали не только о тех покойниках, что стали русалками, но и о прочих, умерших не своей смертью. По ним устраивали очень веселые поминки с угощеньем, песнями и обязательно со свистом, который отпугивал нечистую силу. Чисто украинская традиция – на Троицу красили яйца в желтый цвет и раздавали детям в память об мертворожденных и утонувших младенцах. На таких веселых поминках традиционно продавали дудки и глиняные свистульки – своеобразное жертвоприношение покойникам.

Весной было не принято петь грустные песни. Как правило, пели о зарождающейся влюбленности, о взаимных чувствах, о расцвете любви. Расцвет природы сопутствовал расцвету чувств.

Завершал цикл весенних празднеств Иванов день. По сути, это уже первый летний праздник, и о нем в следующей статье.

Борислава Билявская по материалам книги Зеленина Д. К. «Восточнославянская этнография».

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.

Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Конечно Масленица