Занятие в старшей группе «Моя семья. «Я и моя семья». Конспект занятия для старшей группы

Конспект занятия "Моя семья"

Задачи:

  1. Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»;
  2. Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
  3. Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники.
  4. Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);
  5. Продолжать учить детей составлять коллективную аппликацию, желание работать сообща.

Материал к занятию.

Фланелеграф, фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, семейные фото, ватман, цветная бумага.

Предварительная работа.

Рисунки детей на тему "Моя семья"; обсуждение пословиц о семье; сюжетно-ролевая игра "Семейные хлопоты", "Путешествуем на поезде всей семьей", рассматривание альбома "Наша семья".

Литературный ряд.

Чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», В.Руссу «Моя мама», Р Гамзатов «Дедушка», Е. Серова « Мой папа».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель.
Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у него-то не было…"

(выставляется фигурка мальчика на фланелеграф).

А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет).

Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком?

(Предложить детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи.)

Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (Семья).

Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Ответы детей.

Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний". Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

* Мама, соседка, бабушка, сестра.

* Бабушка, подруга, сестра, мама.

* Сестра, продавец, бабушка, брат.

* Дворник, брат, папа, дедушка.

* Дедушка, папа, водитель, отец.

Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)

Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.)

Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников и даже подготовили стихотворения.

1 ребенок.
"Моя мама" (В. Руссу).

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

2 ребенок.
"Мой папа" (Е. Серова)

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

3 ребенок.
"Дедушка" (Р. Гамзатов)

У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

На зарядке солнышко рядом видит нас.

Поднимаем руки мы по команде: «Раз» !

И водой холодною, прямо из ручья,

Вместе умываемся: дедушка и я.

4 ребенок.
"Моя бабушка" (А. Костецкий)

Дай, бабуся, поцелую

В волосах твои сединки,

Подышу на них, подую,

Как зимою на снежинки.

И быть может, понемножку

От тепла они растают,

Как цветы, что на окошке

Зимней ночью вырастают…

Какие замечательные стихи приготовили дети про своих родственников, с какой теплотой они их рассказали. А давайте мы немного поиграем!?

Игра «"Назови, кто кем кому приходится".

Кем приходится мальчик маме? (Сыном)

Кем приходится девочка папе? (дочерью)

А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)

А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)

Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)

А он ей? (Братом)

Ребята, вы справились с таким сложным заданием! Как вы думаете, какие бывают семьи? (ответы детей).

Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные.

Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию) (использование портфолио или семейного фото)

Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы. (Предположения детей). Воспитатель наводящими вопросами помогает. Членов семьи можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Мужчина- глава семьи, отец своих детей, защитник жены и детей, а женщина- хранительница домашнего очага; вместе они воспитывают своих детей. Как только ребенок родился ему дают имя. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. В Древней Руси имен было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава и др. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, такие как Андрей - мужественный, Максим - величайший, Марина - морская. (по возможности подобрать значения имен всех детей группы)

Кроме имени, у каждого человека есть отчество. Если мы хотим показать уважение к человеку, мы его называем по имени, отчеству. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать свое отчество легко - происходит от имени отца. Если у тебя папу зовут Сергей, то ты Сергеевич…

(Дети, вспоминая имена пап, образуют свое отчество.)

Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Вы помогли маме вымыть посуду?

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Заботишься о бабушке, она приболела?

Подрался с другом?

Помог папе в хозяйственных делах?

Поздравил деда с днем рождения?

Забыл покормить своего питомца?

Коллективная аппликация. Посмотрите на фланелеграф, теперь у нашего мальчика есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом. Где они будут жить счастливо! Теперь ребята, вы тоже можете наклеить свои домики на ватман, и у нас получится небольшой город, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости, поздравлять друг друга и поддерживать. Подойдите к столам, здесь цветная бумага приготовлена для аппликации дома: приготовьте детали: стена, крыша, окно, дверь - разложите, а затем наклеивайте аккуратно все в определенной последовательности.

Отлично! У вас получился симпатичный городок, нашей семье будет уютно и хорошо в нем жить! А в новые дома заселятся другие семьи.

Дети читают стихи о семье.

1 ребенок.
Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

2 ребенок.
Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья -это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

3 ребенок.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье?

Ребята, пожелайте своей семье что- нибудь сердечное. (Я люблю свою семью, потому что она …)

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

    Возраст: старшая группа

    Тема:" Моя семья"

    Цель: формирование у детей правильного представления о семье.

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать уважительное отношение детей к своим родителям и родителей к своим детям.

    Учить называть имя, фамилию свою, своих родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки).

    Дать представление о семье, как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.

    Развивающие:

    Способствовать умению составлять рассказы,

    Развивать творческие способности детей;

    Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки);

    Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными в ходе игры;

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи.

    Оборудование: макетдома с фотографиями

    Предварительная работа с интеграцией образовательных областей (чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, знакомство с пословицами о семье, беседа о семье)

    Ход организованной деятельности

    Воспитатель и дети заходят под музыку, дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель вместе с ними проговаривает стихотворение:

    Вот и мы, и ты и я.

    Мы - одна семья!

    Улыбнись тому, кто слева.

    Улыбнись тому, кто справа.

    Мы - одна семья!

    В-ль : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

    Дети: - здравствуйте, добро пожаловать.

    (детисели на стульчики ).

    В-ль : Ребята, вы все, конечно, любите самых близких вам людей: маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру. Это ваша семья.

    Семья - это дом. Семья - это мир, где любовь, дружба и забота.

    Ребенок: Семья моя - мое богатство

    Любовь, защита, нежность, братство.

    Здесь ценят нежность и уют,

    Здесь никогда не предадут.

    Все вместе праздники встречают,

    Да и по будням не скучают.

    И твердо знаю я, друзья,

    Что в жизни главное - семья!

    В-ль: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих. Сейчас ребята расскажут нам о своей семье?

    (Дети по очереди подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, они рассказывают, кто на них изображен.По ходу рассказов, воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    В-ль: Спасибо, ребята, вам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике, ведь ДОМ - это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым и все члены семьи живут в нем дружно и счастливо.

    А сейчас мы с вами немножечко отдохнем.

    Физкультминутка " У меня есть семья"

    У меня есть семья —

    Очень дружная она.

    С мамой мы печем блины (Имитация движений .)

    Небывалой вкусноты!

    С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений .)

    С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений .)

    С папой мы в футбол играем - (Имитация движений .)

    Мяч в ворота забиваем.

    Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками .)

    Свою милую семью.

    В-ль: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Также у каждой семьи своя фамилия.

    В-ль: Какая у тебя фамилия? (ответы детей)

    Но кроме фамилии и имени у каждогочеловека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

    Проводится игра «Назови отчество».

    Воспитатель предлагает каждому ребенку назвать имя папы и назвать свое отчество.

    В-ль: Бывают семьи большие, бывают маленькие.

    Ребенок: Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    (Ю. Энтин)

    В-ль: Главное - не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Сейчас мы с вами послушаем стихотворение "Мама пришла", а прочитает его нам (имя ребенка).

    Ребенок: Я маме шубу расстегнуть помог.

    Она пришла, усталая с работы.

    Сказала, ёжась:

    Я продрогла что-то.

    На улице так холодно, сынок.

    И я на кухню тороплю её:

    Ты руки положи на батарею,

    А щеки я ладошками согрею.-

    Шепнула мама:

    Солнышко моё.

    (В.Приходько)

    В-ль: Ребята, о чем говорилось в стихотворении (ответы детей)

    И какой же мы можем сделать вывод.(ответы детей)

    В-ль: Правильно, ребята, в семье все должны уважать друг друга, любить друг друга и заботиться друг о друге. И неслучайно у нашего народа так много пословиц о семье. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы о семье?

    Давайте расскажем их нашим гостям.

    Дети:

    1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    2. В семье дружат - живут, не тужат.

    3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

    4.Дерево держится корнями, а человек семьей.

    5. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    6. Когда нет семьи, так и дома нет.

    7. Не будет добра, коли в семье вражда.

    8. В хорошей семье хорошие дети растут.

    В-ль : Молодцы, пословиц вы знаете много.

    В каждой семье случаются различные ситуации.

    Вот, н-р, как в этой маленькой сценке, которую покажут нам ребята.

    Сценка "Простите"

    Папа разбил драгоценную вазу.

    Бабушка с мамой нахмурились сразу.

    Но папа нашелся:

    Взглянул им в глаза

    И робко и тихо

    1 ребенок: "Простите" сказал.

    И мама молчит, улыбается даже:

    2 ребенок :-Мы купим другую,

    Есть лучше в продаже...

    "Простите!" - казалось бы, что в нем такого?

    А вот ведь какое чудесное слово! (Н.Юсупов)

    В-ль: Ребята, понравилась вам сценка. А чем она понравилась

    (Ответы детей) .

    В-ль: Конечно, все правильно вы сказали. Если кто-нибудь из членов семьи что-то сделал или сломал, или разбил, лучше сказать об этом правду, и извиниться, но ни в коем случае не обманывать и не перекладывать свою вину на другого человека.

    В-ль: Ребята, я предлагаю вам нарисовать вашу семью.

    А сначала приготовим пальчики и поиграем

    Пальчиковая игра «Наша семья»

    Дети рисуют

    Ребята, давайте, еще раз вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

    (ответы детей)

    В-ль: Правильно, ребята, мы говорили о семье, о том, что все люди, которые с вами живут рядышком, они вас очень любят. Когда вы вырастете, у каждого из вас будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и о пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых.

    Ребята, а вы знаете, есть даже праздник, который так и называется -

    День семьи, любви и верности. У нас в стране его празднуют летом -

    8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. И сегодня я хочу подарить вам всем по ромашке и пожелать вам здоровья, добрых отношений в семье, чуткости и понимания.

    Елена Шкилёва
    Конспект занятия в старшей группе «моя семья»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 5

    Конспект

    игровой образовательной ситуации

    «Моя семья »

    с элементами развития речи

    в подготовительной группе

    Воспитатель : Шкилёва Е. П.

    г. Хадыженск, 2015г

    Цель : Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

    Задачи :

    Обогатить представление о семье , дать сведения об истории семьи , воспитывать уважение к семейным традициям.

    Учить строить генеалогическое древо семьи , формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

    Воспитывать уважение к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении , развивать чувство гордости за свою семью .

    Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье

    Совершенствовать диалогическую и монологическую речь

    Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;

    Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе.

    Оборудование :

    «Волшебная коробочка» .

    Письмо от «Искорки» .

    Фотоальбом.

    Макет генеалогического дерева.

    Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.

    Вырезанные сердечки, для наклеивания.

    Ход деятельности:

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей в группе .

    Предлагаю поздороваться с гостями. (дети приветствуют гостей)

    Воспитатель :(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет (дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Незнайку) .

    Воспитатель : Незнайка, ты чего так сильно плачешь (подносит куклу к своему уху, удивляется) . Ну, дорогой Незнайка, не плачь, мы что - нибудь придумаем.

    Ребята, Незнайка очень расстроен, потому что он не знает что такое семья и просит , что бы мы ему помогли. Поможем? (ответы детей) . Тогда я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг» .

    Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Посмотрите, вот мы с вами оказались в стране

    «Семейный очаг» . (воспитатель обращает внимание детей на коробку с письмом)

    Ой, а это что такое? Письмо! Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано! Хотите узнать? (читает письмо)

    -«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг» . У меня для вас есть подарок – Волшебная коробочка. В ней есть карточки с заданиями, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».

    Воспитатель : Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите узнать, что такое «семейный очаг» ? Тогда открываем. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и помогите мне ответить на вопрос :

    «Это слово каждый знает

    Ни за что не променяет!

    К цифре «семь » добавлю Я

    Что получится…»

    Дети : (ответы детей)

    Воспитатель : Правильно – это семья ! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)

    А какие бывают семьи ? (ответы детей)

    Что объединяет членов семьи ? (ответы детей)

    Как нужно жить в семье ? (ответы детей)

    У каждого в семье есть дорогие и родные люди.

    Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке - какие они?

    Дидактическая игра «Подбери признаки» :

    Мама какая? – (ответы детей)

    Папа какой? –(ответы детей)

    Бабушка какая? – (ответы детей)

    Дедушка какой? – (ответы детей)

    Сестра какая? –(ответы детей)

    Брат какой? -(ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присядьте на коврик.

    А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.

    Игра «Назови родственников»

    Мальчик для папы и мамы кто?

    Мальчик для дедушки и бабушки кто?

    Девочка для мамы и папы кто?

    Девочка для дедушки и бабушки кто?

    Папа для бабушки и дедушки кто?

    Мама для бабушки и дедушки кто?

    Мальчик для девочки в семье кто ?

    Девочка для мальчика в семье кто ?

    Воспитатель : Молодцы, как вы дружно отвечаете на вопросы! Ну что, а теперь следующая карточка : нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    Мама, соседка, бабушка, сестра

    Бабушка, подруга, сестра, мама

    Сестра, продавец, бабушка, брат

    Дворник, папа, брат, дедушка.

    Дедушка, папа, водитель, отец.

    (ответы детей)

    Воспитатель : Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас. Ребята, давайте встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, которое недавно стали разучивать :

    «Семья – это счастье , любовь и удача!

    Семья – это летом поездки на дачу,

    Семья – это праздник , семейные даты.

    Семья – это труд , друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно !

    Семья – это сложно !

    Но счастливо жить одному не возможно!»

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присаживайтесь на коврик. Беру ещё одну карточку, что в ней? (воспитатель зачитывает задание)

    Ребята, расскажите– как вы проводите свободное время со своей семьёй (рассказы детей)

    Воспитатель : Какие вы молодцы! Как интересно проходит у вас время с родными!

    А теперь, подойдите пожалуйста ближе ко мне, поиграем.

    Физкульт минутка : «Семья »

    Раз, два, три, четыре

    (хлопки в ладоши)

    Кто живет у нас в квартире?

    (повороты в стороны с подниманием плеч)

    Раз, два, три, четыре, пять

    (Хлопки в ладоши)

    (указательным пальцем пересчитывают)

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щегол, сверчок и я-

    Вот и вся наша семья !

    (загибают поочередно пальцы на руке)

    Воспитатель : Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. И, чтобы никого не забыть из родственников и лучше во всем разобраться люди придумали, что? Фотоальбом. (показываю альбом)

    «Есть в доме любом семейный альбом,

    Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

    Пускай, не всегда мы красивы,

    Зато эти фото правдивы.»

    А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.

    Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

    Воспитатель : Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»

    Посмотрите, что ещё лежит в коробочке? (показываю «генеалогическое дерево» )

    Это не простое дерево. Это дерево семьи . На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверное, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его : какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)

    Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.

    Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

    Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

    «Моя семья »

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья !

    А теперь приступаем к работе. (после работы)

    «Будьте все вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья :

    Какая хорошая ваша семья

    Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье . (дети говорят свои пожелания для семьи ) .

    Воспитатель : Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

    Вот и выполнено последнее задание. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Так что же такое «Семейный очаг» (ответы детей)

    На этом наше занятие окончено , вы сегодня были все молодцы! Так хорошо отвечали на вопросы!

    Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем? Дети: Телеведущей! Воспитатель: А все, кто в зале? Дети: Телезрители.

    Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята д/с «Гномики» г. Анжеро-Судженска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях, В начале нашей передачи я предлагаю нашим участникам представиться и рассказать немного о себе.

    Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Дима, мне 5 лет и живу я в городе Анжеро-Судженск. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинства — это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности я очень боюсь, прививок и уколов, начинаю плакать. Потом, мне становится очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.

    Воспитатель : Благодарю участников передачи. Вы можете занять свое место в студии. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

    Дети: Никого роднее кроме мамы в целом мире нет.

    Воспитатель: Я предлагаю вам сказать в микрофон красивые слова своей маме.

    Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.

    Воспитатель: Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото»

    Дети вместе с педагогом читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.

    «Встань, как только солнце встанет,

    И тихонечко к окошку,

    Руку луч тебе протянет.

    Ты подставь скорей ладошку.

    Пусть тебя увидит мама,

    И умытым, и обутым,

    Все, прибрав, иди к ней прямо.

    И скажи ей: «С добрым утром!»

    И потом с улыбкой, с песней

    Выйди к травам, людям, птицам.

    И весёлым, интересным

    День твой должен получится».

    Воспитатель : А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах.

    Дети: Это портрет моей мамы. Её зовут Светлана Викторовна. Она у меня самая красивая женщина на земном шаре. А ещё она очень добрая. Она любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое — от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всём. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.

    Дети: Скажи, пожалуйста, Дима, ты сам рисовал портрет своей мамы или тебе помогали?

    Дима: Мне помогал папа.

    Воспитатель: Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныши и его мама». Дети:

    «У ягнёнка — овца,

    У козлёнка — коза.

    У жеребёнка — лошадь.

    У цыплёнка — курица.

    У телёнка — корова.

    У тигрёнка — тигрица. У оленёнка — олениха.

    У гусенка — гусыня.

    У поросенка — свинья.

    У лисенка — лисица.

    У львенка — львица».

    Воспитатель: Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки»

    Дети: (подбирают подходящее слово в рифму).

    «Ра-ра-ра — начинается игра, Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ло-ло-ло — на улице тепло, Ры-ры-ры — у мальчиков шары. Ре-ре-ре — стоит домик на горе. Ар-ар-ар — закипел наш самовар. Жу-жу-жу — молока дадим ежу. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Са-еа-са — в лесу бегает лиса.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, мы ждем ваших рассказов о бабушках и дедушках.

    Дети: Я вам хочу рассказать и о своей бабушке — папиной маме. Её зовут Ольга Семеновна. Меня назвали Ольгой в её честь. Бабушка работает медицинской сестрой в детской поликлинике уже 40 лет. Бабушка не живет с нами, но мы часто ходим к ней в гости. У моей бабушки всегда теплые и ласковые руки, она и вкусно накормит, и пожалеет и приласкает. А я хочу рассказать вам о своем дедушке. Он не много ворчлив, но всегда поздравляем его с праздниками, с днем рождения, ведь ему нужны ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали генеалогическую древо нашей семьи, В корнях мы разместили прабабушек и прадедушек, чуть повыше, на столе древа, мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях — папа и мама, а на самой верхушке дерева — я, Настя, У нас в роду все очень музыкальные: прабабушка, дедушка, мама все играли на пианино. Мы все похожи друг на друга. Я люблю свою большую семью.

    Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить слова о дедушках, а девочки — о бабушках (но противоположные по смыслу).

    «Сильный — слабая. Грустный — весёлая. Быстрый — медлительная. Вспыльчивый — спокойная.

    Хмурый — улыбчивая.

    Внимательный — рассеянная.

    Молчаливый — говорливая.

    Воспитатель : Ребята, а отдыхать со своей семьей любите? Я предлагаю поиграть в игру «Карусель».

    — Ребята, пока вы катались на карусели, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас в зале. А на каждом лепестке что то написано.

    Игра «Назови ласково» (дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно — ласкательные).

    «Бабушка — бабуля — бабулечка — бабуся. Папа — папуля — папуленька. Сын — сынок — сынулечка — сыночек. Мама — мамочка — матушка — маменька. Дочь — доченька — дочурка».

    Воспитатель: А теперь пословицы для наших телезрителей

    «При солнышке тепло. При матушке добро».

    «Без корня и полынь не растет»

    «Нет такого дружка, Как родная матушка».

    «На что и клад, коли в семье лад»

    «Братская любовь крепче каменных стен»

    «Птица рада весне, младенец — матери».

    «изба детьми весела».

    «Вся семья вместе, так и душа на месте».

    «Материнская ласка конца не знает».

    «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает».

    «Бабушке одни только дедушка не внук».

    «Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать на бабушка».

    «На чужой сторонушке рад своей воронушке».

    Воспитатель: Время наше передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередачи «Я и моя семья». До новых встреч.

    воспитатель старшей группы

    МБДОУ ЦРР д/с 17 г.Анжеро-Судженск, Россия.