Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста» консультация (младшая группа) на тему. Консультация для педагогов и родителей: «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия Развитие речи детей раннего возраста для

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста ».

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка . Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности . В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше , чем в последующие годы . Задачиродителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком , накопить значительный запас слов , научить произносить звуки .

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком , тем лучше он будет развиваться . Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта . Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте .

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок .

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками . Ребёнок понимает простые вопросы , например : «Где лежит мяч?» , «Куда мы положили игрушки ?» … Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа : «Что это?» , «Зачем ?» , «Куда ?» .

Словарный запас увеличивается в 3 - 4 раза . Ребёнок знает названия многих предметов : игрушек , посуды , одежды , то есть тех предметов , которые находятся в ближайшем окружении . Ребёнок начинает пользоваться глаголами , прилагательными , обозначающими не только размеры предметов , но и их цвет , форму , качество , например : красный , зелёный , круглый , длинный , зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений . Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки , может отвечать на некоторые по прочитанному . «Курочка Ряба » , «Репка » , «Колобок » , «Теремок » ,«Волк и семеро козлят » - эти произведения доступны пониманию детей , но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова , либо группы слов . Небольшие тексты , многократно прочитанные , малыши почти полностью запоминают наизусть , самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило , не могут , хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием .

Возраст от 0 до 3 лет - сензитивный период речевого становления - период наиболее чувствительный к воздействию , будь - то воспитание или развитие . Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием . Занимаясь развитием речи , мыспособствуем интеллектуальному развитию .

Чтобы речь малыша развивалась полноценно , необходимы соответствующие условия . Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы . Однако , речь является важнейшей социальной функцией , поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно . Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми .

Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребёнка .

Когда вы гуляете с ребенком , старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их , но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду

(это дуб, а это береза ).

Старайтесь не только называть , но и обозначать составные части разных предметов малышу , возможность сравнивать предметы , сопоставлять их по величине , форме , цвету , ведь крыши бывают красные и серые , стены — высокие и низкие , окна — маленькие и большие .

Попробуйте комментировать всё то , что делает ваш малыш .

Если вы играете с ребенком , старайтесь привлечь его к активным действиям и вместе их проговаривать .

Малыши очень любят игры , связанные с поиском спрятанной игрушки и т. п.

Задача не только в том, чтобы найти и сказать , что где было . Вообще , очень полезно интересоваться тем, кто что делает .

Старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах

На этапе становления речи ребёнка очень важен хороший эмоциональный контакт

с окружающими его взрослыми .

Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой . У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания , задержка развития речи . Их словарный запас очень скуден . На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными — ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора . Тем не менее , Детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств . Для полноценного развития малышам необходимо живое общение , когда задействуются не только органы слуха , но и чувства и мысли малыша .

Ученые считают , что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка , в первую очередь потому , что родители отвлечены от общения со своими детьми . Чем дольше в доме работает телевизор , тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку .

В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте , когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов , в первую очередь речи .

Развитие речи в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей . В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию — это благоприятный фактор для развития активной речи .

Заметно увеличивается

словарный запас , ребенок использует в общении почти все части речи , понимает значение простых предлогов и формы множественного числа , овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка .

Дыхательный и артикулляционныйаппарат только развивается , к трем годам остаются некоторые несовершенства в произношении звуков , многосложных слов , слов со стечением нескольких согласных , отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная . Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом : например , не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо , когда этого требует ситуация

Очень важно , чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия , чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми , получал от них не только новые знания , но и обогащал свой словарный запас , учился правильно строить предложения , чётко произносить звуки , интересно рассказывать .

«Разговор с самим собой »

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите , слышите , думаете , чувствуете . Говорить нужно медленно (но , не растягивая слова ) и отчётливо , короткими простыми предложениями - доступными восприятию ребёнка .Например : «Где чашка ?» , «Я вижу чашку » , «Чашка стоит на столе » , «В чашке чай» , «Я буду пить чай» .

«Параллельный разговор »

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка : что он видит , слышит , чувствует , трогает . Используя «параллельный разговор » , вы как бы подсказываете ребёнку слова , выражающие его опыт , слова , которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно .

«Провокация , или искусственное непонимание ребёнка »

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость . Например , если малыш показывает на полку с игрушками , просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете , что нужно ему в данный момент . Попробуйте дать ему не ту игрушку . Конечно же , первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью , но это будет и первым мотивом , стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет . При возникновении затруднения подскажите малышу :«Я не понимаю , что ты хочешь : кошку , куклу или машинку ?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности , чувствуя себя намного сообразительнее взрослого . Этот приём эффективен не только для называния предметов , но и словесного обозначения действий , производимых с ними .

«Распространение »

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом , но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того , что он вас слышит . Например : Ребёнок : «Суп» . Взрослый :«Овощной суп очень вкусный » , «Суп едят ложкой » … Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики , вы постепенно подводите его к тому , чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно , готовите почву для овладения контекстной речью .

«Приговоры »

Использование игровых песенок , потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость . Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи , улавливать её ритм , отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл . Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания ) контакте со взрослыми . Большинство детей по своей природе - кинестетики : они любят , когда их гладят , прижимают к себе , держат за руки .

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке , в физическом контакте .

«Выбор »

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку . Формирование ответственности начинается с того момента , когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности . («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком ,«Тебе налить полстакана молока или целый стакан )

«Игры с природным материалом »

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов , которые он время от времени может исследовать : смотреть , трогать , пробовать на вкус , экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку , воде , глине ) . В «возне » с ними заключён большой смысл : ребёнок занят делом , он знакомится с материалом , изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности »

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками , заменяющими слова - жестикуляцией , мимикой , звукоподражанием . Более доступными являются продуктивные виды деятельности : лепка , рисование , аппликация . Ониразвивают не только речевые способности ребёнка , но и сенсорные , которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности . Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ , а рассказ - в рисунок , к которому нужно неоднократно возвращаться , «прочитывать » , дополнять . Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество , можно сшить их в книжку и «читать » своим друзьям и родственникам .

«Замещение »

«Представь , что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой . В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет , что кубик - пирожок , коробка из - под обуви - домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры - пантомимы , игры - имитации , которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка . Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом - предложением : «Угадай , что я сейчас делаю Начинайте с простых действий : причёсываться , чистить зубы , наливать сок в чашку…

«Ролевая игра »

Этот вид детской деятельности только ещё формируется .

Например , игра в телефон , когда ребёнок , используя игрушечный аппарат , может звонить маме , папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка , формирует уверенность в себе , повышает функцию общения . Поощряйте склонность детей к подражанию - это развивает внимательность к деталям , осознание прямого и переносного смысла слов .

«Музыкальные игры »

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить . Дети с удовольствием подпевают , обожают музыкальные инструменты , игры , типа , «Каравай » , «По кочкам » Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку , подпевать . Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова . Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком ; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем » . Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг , слышит , придумывает собственные песни и мелодии - так рождается творец !

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка !

Поэтому , чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками , тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь .

Речь взрослого должна быть :

- чёткой , неторопливой ;

- доступной для понимания малыша , то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями ;

- грамотной , не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения .

При отсутствии такого образца , сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым , нормальное речевое и психическое развитие замедляется , поэтому , очень важно общаться с ребёнком , читать ему стихи и сказки .

Таким образом , чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком , разумеется , не переутомляя его, и доступным , правильным языком , рассказывать ему сказки , разучивать вместе с ним стихотворения , потешки , играть , тем скорее он овладеет правильной речью !


Консультация для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: « Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: « Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки « Курочка Ряба», « Репка», в которых многократное повторение фраз « бил-бил не разбил», « тянут- потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Развивайте у ребенка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

В играх с малышом учите правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: « Это Ляля. У Ляли глазки. Это носик. Это ручки, ножки». Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать (сначала у куклы, потом у себя): « Где Ляля? Где у Ляли глазки, носик? А где у Тани глазки, носик?»

Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку. Предложите найти среди этих игрушек, например, пирамидку и дать ее вам, переложить погремушку с одного места на другое и т. Д. постепенно усложняйте задания.

Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: « Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет (не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: « Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте с ним короткий диалог « дай- на». Например: дай мяч- на мяч; дай сок – на сок и т.п.

Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мама, разбирая Андрюше кровать, спрашивает его: « Куда Андрюша пойдет? В кроватку, спать». Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок.

Вызывать речевую активность можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: « Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат вслушиваться в речь окружающих.

К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже знает. Это упражняет не только речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Дети усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов: круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: « У нашей Тани кровать большая, а у Ляли маленькая». Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребенок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: « Какое красивое платье у Светы! Красное!».

Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твердость произнесения согласных звуков (говорить « дай», а не « дяй»). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: « Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко (« гя-гя-гя»), надо поправлять его.

Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова.

Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими людьми осуществлялось только с помощью речи!

Лейля Халимова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше , чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться . Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте .

Для малыша в этом возрасте – родители , это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям , заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите : «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете : «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребёнком дошкольного возраста родным языком , мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития . Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка . Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь дошкольник активно усваивает разговорный язык, общается с окружающими людьми, устанавливает связи с миром. Всё это происходит благодаря тому, что головной мозг ребёнка имеет возможность очень быстро усваивать информацию в больших количествах. Поэтому за первые несколько лет жизни наша речь формируется до уровня взрослого человека.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов . Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Советы родителям по развитию речи детей .

1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь : она должна быть четкой,правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью,за ее правильностью.

2. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили,что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу) .

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка , он усваивает новые слова, обороты, развивает слух . И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным,выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.

4. Уделяйте больше внимания развитию связной речи : рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам,составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше» ,»Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

5. Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.

6. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.

7. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы , анализировать, развивают мышление . Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?» , «Почему?»

8. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра , через игру ребенок усваивает все быстрее.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Речь – одна из основных линий развития ребенка.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие» Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети, приходящие в детский.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

родителей

«Развиваем речь ребёнка с раннего возраста"

воспитатель МБДОУ «Родничок»

п. Савинский

первая младшая группа

Савинский

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.

Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.

Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение предметов.

Перестраивается под влиянием речи и процессы памяти, изменяется характер деятельности ребёнка.

Сначала, как мы знаем, игра для ребёнка - это действие с предметами

Под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражителей, получаемых от окружающей среды, действия ребёнка усложняются. Ребёнок общается со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию.

Через слово происходит взаимоотношение маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других людей. Для своевременного и полноценного развития речи детский сад учитывает следующие факторы:

Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;

Установление положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;

Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.

Какова же роль родителей в развитии речи детей?

Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чём говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и всё-таки он не разговаривает. Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками стоит ли волноваться или ещё немного подождать?

Вполне вероятно если в период от 1,5 до 2 лет ребёнок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего, это допустимый вариант нормы. Но если после двух лет малыш не заговорил, надо понять причину и помочь ребёнку. Остановимся на советах, которые помогут вам, родители.

1.Проверьте слух ребёнка

Если есть малейшие подозрения, что у ребёнка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращённую к нему речь),не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте всё, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов. Потребность ребёнка в речевом общение со взрослыми должна всячески поддерживаться. Важную роль при этом играет воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания- и только в этом случае исполнять их. Ребёнок подражает взрослому, поэтому родителям важно следить за своим произношением. Говорить не торопясь, чётко произносить все звуки и слова. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, произносить усечённые слова (бибика, ляля), нельзя сюсюкать

Отклонение в развитии зубов, неправильный прикус-повод обратиться к специалистам, чтобы вовремя выявить патологию зубочелюстной системы и предупредить дефекты речи.

Излишняя словоохотливость взрослых может быть причиной отставания в развитии речи ребёнка. Среди обилия не понятных слов, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка. Приучайте ребёнка к тому, чтобы за словами и выражениями стояло конкретное содержание.

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребёнка нужно как можно раньше. Вы можете:

Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приёмы массажа вам покажет профессиональный массажист.

Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры- потешки, типа «Сорока- белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. Их развевающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых вы найдёте разнообразные полезные и весёлые упражнения для развития пальчиков.

Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что всё чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках - это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, верёвочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте о конструкторах. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

Более простые из них- это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учить произносить слово правильно. Более сложные - когда ребёнка просят:« Пойди к бабушке и скажи ей: « Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку»

Таким образом, взрослый даёт ребёнку образец речи (пример использования речи в конкретных условиях общения), способствует формированию грамматической, лексической правильности речи. А также ребёнок учится сознательно, осознано строить свою речь. Воспитывается культура речевого общения, речевого поведения ребёнка.

Уже в раннем возрасте ребёнку нравится слушать рассказы стихи сказки. Он учится понимать речь- рассказ, содержание которых в настоящий момент нет перед глазами. Ребёнок получает возможность познавать действительность через слова. Используйте для рассматривания предметные и сюжетные картинки. Малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно рассказывать, что является предпосылкой связной речи.

1. Не требуйте от ребёнка невозможного. Не приставайте с постоянной просьбой: «Скажи, «повтори», «назови».Это совершенно точно не поможет ребёнку заговорить.

2. Не упрекайте его за то, что он всё ещё не говорит.Ни в коем случае не наказывайте малыша за это.Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения меду вами буду испорчены.Кроме того ощущения, неуспеха порождает у ребёнка чувство тревоги.

3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребёнка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.

4. Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребёнка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребёнку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».

Сейчас я предлагаю вам провести игровой тренинг. В предложенные игры вы можете играть в любое время, в любом месте.На время вы будите моими детьми.

  1. «Сочини сказку». Родителям предлагается набор предметных картинок, расположенных цепочкой: ромашка, петух, река, корова, дети и т.д. Нужно сочинить сказку или рассказ, используя эти картинки.
  2. «Найди клад». В сухой бассейн (коробка наполнена сухим горохом) зарыть какую-нибудь маленькую игрушку. Предложить детям найти её. Летом можно искать клады в сухом тёплом песке.
  3. «Кто что делает?». Предлагаются карточки с изображением людей различных профессий: врач(лечит, слушает, смотрит, записывает), повар(варит, режит, готовит) и т.д
  4. «Чудесная коробочка». Спрятать в коробочку 4-6 игрушки. Вспомнить, какие игрушки спрятались в коробочку
  5. «Доскажи словечко» Говорить первый слог слова- ребёнок говорит окончание (ма- шина, ма- ма, ма-лина, ма- ша)
  6. «Запомни и назови». Рассмотреть яркую, цветную картинку с простым сюжетом в течении одной минуты. Спрятать и спросить: «Что ты видел?»
  7. «Путаница». Знает это ребёнок любой у апельсина цвет голубой (дети называют правильный ответ). Кошка- лает, утка- гавкает, самолёт- плавает, трава- красная и т.д
  8. «Прятки-догадки». Ставить игрушку в разные места. Куда спрятался зайка? (под стул, под стол, на стул, за дверь, в шкаф
  9. «Один много». Использовать домашние предметы. (одна тарелка, много- тарелок, один стул, много- стульев)
  10. «Закончи предложение».

Мама купила в магазине…

Папа принёс из леса… и т.д.

Закончить своё выступление мне бы хотелось стихотворением Ш.Амонашвили:

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссорится и злиться,

Постарайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всём на свете говорите.

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять-

Каждый шаг не нужно проверять.

Мненье и совет их уважайте,

Дети - мудрецы, не забывайте.

И всегда надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать

Вам тогда детей не потерять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для

родителей

«Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

Воспитатель МБДОУ «Родничок»

П. Савинский

Первая младшая группа

Савинский

2016 год

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.

Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.

Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение предметов.

Перестраивается под влиянием речи и процессы памяти, изменяется характер деятельности ребёнка.

Сначала, как мы знаем, игра для ребёнка - это действие с предметами

Под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражителей, получаемых от окружающей среды, действия ребёнка усложняются. Ребёнок общается со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию.

Через слово происходит взаимоотношение маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других людей. Для своевременного и полноценного развития речи детский сад учитывает следующие факторы:

Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;

Установление положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;

Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.

Какова же роль родителей в развитии речи детей?

Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чём говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и всё-таки он не разговаривает. Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками стоит ли волноваться или ещё немного подождать?

Вполне вероятно если в период от 1,5 до 2 лет ребёнок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего, это допустимый вариант нормы. Но если после двух лет малыш не заговорил, надо понять причину и помочь ребёнку. Остановимся на советах, которые помогут вам, родители.

1.Проверьте слух ребёнка

Если есть малейшие подозрения, что у ребёнка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращённую к нему речь),не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

2.Разговаривайте с ребёнком больше и чаще

Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте всё, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов. Потребность ребёнка в речевом общение со взрослыми должна всячески поддерживаться. Важную роль при этом играет воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания- и только в этом случае исполнять их. Ребёнок подражает взрослому, поэтому родителям важно следить за своим произношением. Говорить не торопясь, чётко произносить все звуки и слова. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, произносить усечённые слова (бибика, ляля), нельзя сюсюкать

3.Обратите внимание на строение артикуляционного аппарата

Отклонение в развитии зубов, неправильный прикус-повод обратиться к специалистам, чтобы вовремя выявить патологию зубочелюстной системы и предупредить дефекты речи.

4.Избавьтесь от лишней словоохотливости

Излишняя словоохотливость взрослых может быть причиной отставания в развитии речи ребёнка. Среди обилия не понятных слов, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка. Приучайте ребёнка к тому, чтобы за словами и выражениями стояло конкретное содержание.

5.Развивайте мелкую моторику ребёнка

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребёнка нужно как можно раньше. Вы можете:

Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приёмы массажа вам покажет профессиональный массажист.

Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры- потешки, типа «Сорока- белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. Их развевающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых вы найдёте разнообразные полезные и весёлые упражнения для развития пальчиков.

Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что всё чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках - это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, верёвочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте о конструкторах. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

6.Давайте детям речевые задания

Более простые из них- это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учить произносить слово правильно. Более сложные - когда ребёнка просят:« Пойди к бабушке и скажи ей: « Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку»

Таким образом, взрослый даёт ребёнку образец речи (пример использования речи в конкретных условиях общения), способствует формированию грамматической, лексической правильности речи. А также ребёнок учится сознательно, осознано строить свою речь. Воспитывается культура речевого общения, речевого поведения ребёнка.

7.Читайте книжки ребёнку, рассматривайте картинки

Уже в раннем возрасте ребёнку нравится слушать рассказы стихи сказки. Он учится понимать речь- рассказ, содержание которых в настоящий момент нет перед глазами. Ребёнок получает возможность познавать действительность через слова. Используйте для рассматривания предметные и сюжетные картинки. Малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно рассказывать, что является предпосылкой связной речи.

Не маловажно знать, что делать нельзя

1. Не требуйте от ребёнка невозможного. Не приставайте с постоянной просьбой: «Скажи, «повтори», «назови».Это совершенно точно не поможет ребёнку заговорить.

2. Не упрекайте его за то, что он всё ещё не говорит.Ни в коем случае не наказывайте малыша за это.Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения меду вами буду испорчены.Кроме того ощущения, неуспеха порождает у ребёнка чувство тревоги.

3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребёнка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.

4. Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребёнка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребёнку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».

Сейчас я предлагаю вам провести игровой тренинг. В предложенные игры вы можете играть в любое время, в любом месте.На время вы будите моими детьми.

  1. «Сочини сказку». Родителям предлагается набор предметных картинок, расположенных цепочкой: ромашка, петух, река, корова, дети и т.д. Нужно сочинить сказку или рассказ, используя эти картинки.
  2. «Найди клад». В сухой бассейн (коробка наполнена сухим горохом) зарыть какую-нибудь маленькую игрушку. Предложить детям найти её. Летом можно искать клады в сухом тёплом песке.
  3. «Кто что делает?». Предлагаются карточки с изображением людей различных профессий: врач(лечит, слушает, смотрит, записывает), повар(варит, режит, готовит) и т.д
  4. «Чудесная коробочка». Спрятать в коробочку 4-6 игрушки. Вспомнить, какие игрушки спрятались в коробочку
  5. «Доскажи словечко» Говорить первый слог слова- ребёнок говорит окончание (ма- шина, ма- ма, ма-лина, ма- ша)
  6. «Запомни и назови». Рассмотреть яркую, цветную картинку с простым сюжетом в течении одной минуты. Спрятать и спросить: «Что ты видел?»
  7. «Путаница». Знает это ребёнок любой у апельсина цвет голубой (дети называют правильный ответ). Кошка- лает, утка- гавкает, самолёт- плавает, трава- красная и т.д
  8. «Прятки-догадки». Ставить игрушку в разные места. Куда спрятался зайка? (под стул, под стол, на стул, за дверь, в шкаф
  9. «Один много». Использовать домашние предметы. (одна тарелка, много- тарелок, один стул, много- стульев)
  10. «Закончи предложение».

Мама купила в магазине…

Папа принёс из леса… и т.д.

Закончить своё выступление мне бы хотелось стихотворением Ш.Амонашвили:

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссорится и злиться,

Постарайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всём на свете говорите.

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять-

Каждый шаг не нужно проверять.

Мненье и совет их уважайте,

Дети - мудрецы, не забывайте.

И всегда надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать

Вам тогда детей не потерять.

Список литературы:

1) «Мир детства. Дошкольник»/ Под ред. А.Г. Хрипковой

2) «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» Учебно-методическое пособие.

3) « Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор О.Ушакова

4) Материал с интернет-сайта

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Речь становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

Все это и определяет основные задачи речевых игр.

  • Развивать речь как средство общения.
  • Формировать интерес к активному взаимодействию с взрослыми и детьми.

Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия с взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные игры.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Дети с возрастом начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Например: красный, зелёный, круглый, длинный и т.д.

Можно играть в такие игры как «Позови Петрушку», «Дружная семейка», «Кто в домике живет?», «Мишка топает», «Дай игрушку», «Кукла Катя» и др.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем «пальчиковыми играми». Нашей родной народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Приемы активизации речи детей 1 –3 лет

  • Совместное рассматривание предметов.

Взрослый, вместе с ребенком, наблюдает за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какой котик, какие у него лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у котика. Котик сидит спокойно». При этом, важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.

  • Чтение потешек, стихов.

Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь, и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.

  • Знакомство с новым словом.

Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект этого действия, усиливая, таким образом, интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют… Что курочка делает? Покажи, как она клюет…» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.

  • Рассматривание картинок.

Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.

  • Поручения, требующие ответа-действия.

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех… Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.