Новый учебный год: как сделать так, чтобы ребенок учился самостоятельно. Как сделать, чтобы ребенок вас слушался

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня мне бы хотелось поднять непростую тему воспитания детей. Как справляться с капризами и истериками, что могут сделать родители для счастливого будущего своих деток, с чего следует начинать процесс воспитания и как научить ребенка слушаться с первого раза.

Начать с себя

Я хочу для начала поговорить о том, о чем обязательно должны задуматься все родители, будущие и настоящие. Исходя из того, что дети прекрасно копируют модели поведения, становится понятным, что именно в родителях заложено огромное количество будущих удач и неудач детей. Конечно, не стоит забывать про других родственников, воспитателей в саду и учителей в школе, друзей и приятелей. В итоге мы формируемся из всего социального окружения. Но главными были, есть и будут родители.

Поэтому вы должны взглянуть на себя и понять, что вы можете передать сыну или дочери. От чего вы хотите их уберечь. Какими качествами наградить, а от каких избавить. Простой пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш никогда не врал, то вам необходимо не лгать ему, супругу и другим. Если малыш хоть раз уличит вас во лжи, он будет знать, что может быть и такое. Если родители хотят чтобы их дочь много читала, но при этом сами ни одной книжки в руках не держали, то вряд ли они добьются желаемого.

Все это помогает сделать один простой вывод - вы должны быть сами таким человеком, которого хотите воспитать в ребенке.

Подавайте пример на собственной жизни. Только разобравшись в собственной жизни, вы сможете с легкостью взаимодействовать с детишками.
Один мой знакомый воспитывает дочь без слова «нет». Его пятилетняя малышка ни разу в жизни не слышала от него отказа. Но она всегда слушается, всегда ведет себя так, как он того хочет от нее. Он много разговаривает, объясняет, отвечает на все ее вопросы и так далее. Думаю пример очень наглядный.

Что такое послушание

Когда вы говорите «я хочу, чтобы мой ребенок слушался меня», что вы имеете в виду? Беспрекословное послушание? Действия на уровне сказали-сделал? Мгновенная реакция на ваше указание? Для меня послушание - это скорее ответный вопрос, желание разъяснений и объяснений.
Когда мама говорит сыну «убери игрушки», она не просто приказывает, а обязательно поясняет «каждая вещь имеет свое место; мне приятнее, когда дома порядок; твои игрушки - это твоя собственность и ты должен за ними присматривать; и так далее».

Очень важно как общаются воспитатели в детском саду с вашим чадом. Поверьте, договориться можно с ребенком и в 3 года и в 5 лет. Разницы особой нет. Главное, чтобы вы были терпеливы и открыты к общению. Обязательно убедитесь в том, что воспитатели не просто приказывают детям, а умеют с ними разговаривать.

Взаимодействие с ребенком

Ваша главная задача - научиться разговаривать с малышом. Абсолютно не важно какого он возраста, 6, 7 или 8 лет, может быть, и старше. Вы обязаны научиться слышать, что вам говорит сын или дочь и уметь подробно объяснять. Именно в этом заключается залог успешного воспитания, на мой взгляд.

Ни в коем случае не кричите и не бейте своих детей. Рукоприкладство худший помощник в воспитании. Я бы даже сказала, что это враг. Техника кнута и пряника должна работать несколько по другой схеме. Вместо наказания, вам надо привить ответственность за поступки. Если он сломал какую-то вещь, то она перестает работать, следовательно, он не может больше ей пользоваться. Если он не надел шапку зимой - заболел и будут долгое время лежать дома и лечиться, пить горькие лекарства. Покажите эту взаимосвязь, что каждый поступок влечет за собой определенное последствие.

Будьте готовы повторять одно и то же несколько раз. В этом нет ничего страшного. Запаситесь терпением. Найдите подходящие примеры из жизни, сказок и мифов. У вас есть огромное количество вспомогательный инструментов. Главное, уметь ими пользоваться.

Доверяйте своему ребенку. Не считайте его глупым, слишком маленьким, не умеющим что-то делать. Не вносите в жизнь детей негатив. Каждый человек с рождения талантлив. Только некоторые родители очень умело гасят жизненную силу своего малыша. Поддерживайте искру, которая разгорается в вашем чаде.

Я считаю, что невозможно детей научить слушаться. Можно родителей научить правильному взаимодействию с ребенком. Таким образом, чтобы не было необходимости в наказании.

Сегодняшние книжные полки пестрят огромным количеством литературы по воспитанию детей. Возможно, вам будут крайне интересны мысли Людмилы Владимировны Петрановской .

Надеюсь, я смогла дать вам полезные идеи. Я уверена, что каждый родитель может стать отличным примером для своих деток. Воспитывайте не детей, а себя в первую очередь.

Дочь или сын опять балуются, а все попытки заставить их делать то, что нужно безрезультатны? Переходите к другой тактике.

Порой родителям трудно понять, почему вдруг послушный до сегодняшнего дня ребенок перестает делать то, о чем просят родители.Как научить ребенка слушаться родителей с перового раза, чтобы не прибегать к повышению голоса, наказаниям и другим методам воздействия? Психологи и педагоги рекомендуют начать с себя, ведь малыши часто копируют маму и папу, считая их поведение идеальным.

Каким должен быть подход к воспитанию

Когда сын или дочь вдруг категорически отказывается уходить с прогулки домой, не желает убирать за собой игрушки – первой ответной реакцией мамы и папы в большинстве случаев является раздражение и возмущение, что малыш так повел себя.

Другое дело, если родители проявят каплю фантазии и придумают интересное занятие дома, которое позволит без слез увезти детку с прогулки, или, например, устроят соревнования по сбору игрушек, кто быстрее это сделает! Безусловно ребенок с удовольствием примет ваши правила игры и возможный конфликт будет урегулирован.

Дело в том, что на определенном этапе детского взросления родителям важно понять — ребенок становится самостоятельной личностью, начинает отделяться от мамы и уже не просто выполняет все, что ему говорят, а начинает проявлять характер, высказывает собственное мнение и решает, что ему хочется делать, а чего нет. Для того чтобы ребенок слушался собственных родителей необходимо следовать пяти простым правилам.

Дайте ребенку больше свободы

Чтобы научить ребенка слушаться, постарайтесь минимизировать ограничения, иногда получается, что ребенку слишком часто говорят «нет»! Запретов не должно быть много, понятно, что нельзя разрешать ребенку совать руки в огонь, высовываться в открытое окно и переходить дорогу самостоятельно, но ведь пробежать по луже, поиграть с палкой во дворе, нарисовать у себя на руке фломастером, просто посидеть на асфальте – это можно разрешить!

Делая подобные вещи, юный человечек изучает удивительный мир вокруг, как он поймет, какой на ощупь асфальт, если не потрогает и не посидит на нем несколько минут, как узнает на сколько лужа может быть мокрой, глубокой и грязной, если не пройдет по ней хоть раз в жизни?

Разрешите своему ребенку больше двигаться, бегать, прыгать, кричать во время прогулки, снимите часть запретов, которые не так уж и важны, тогда в большинстве случаев ребенок будет прислушиваться к вам, слышать и выполнять ваши просьбы.

Контролируйте собственные эмоции

Если вы хотите, чтобы ребенок не кричал, когда у него что-то не получается, прекратил швыряться предметами в случае неудач и не кидался на сверстников с кулаками, начните анализ ситуации со всех членов вашей семьи. Действительно, как можно требовать от ребенка адекватное поведение, если сами родители не стесняются в выражениях и привыкли выяснять отношения на повышенных тонах?

Как часто мамы сетуют, что дочь или сын понимает их только тогда, когда они кричат, на самом деле это очень печально. Получается, что ребенок так часто слышал окрики от родителей, что привык реагировать только на них, а от нормального тона беседы отвык. Чтобы научить ребенка слушаться с первого раза, не доводить общение до такого состояния, учите ребенка с малых лет разговаривать спокойным голосом, не крича друг на друга.

Хотите послушания и адекватного детского поведения, тогда начните с себя, старайтесь быть хорошим примером для собственного ребенка. Уважительно разговаривайте с мужем, своими родителями, родственниками. Сдерживайтесь в очереди в магазине и не срывайтесь на соседей.

Уделите время играм

Играя с сыном или дочерью в различные ролевые игры, вы сможете понять, что происходит у ребенка в душе, если его беспокоят проблемы в садике или он чего-то боится, то это может быть показано в игре с любимыми сказочными героями.

Часто детское непослушание в возрасте 3-5 лет является проявлением того, что малыша что-то действительно беспокоит и с помощью игрушек также можно инсценировать решение проблемы. Этот прием часто используют психологи, но ведь вы гораздо ближе своему чаду, поэтому тоже сможете помочь ему. Не забывайте о , которые также требуют тонкого подхода.

Запаситесь ангельским терпением

Если вы решили ступить на путь исправления и не наказывать ребенка за непослушание жесткими методами, а постараетесь вести долгие разъяснительные беседы, объяснять, как можно себя вести, а как нет – запаситесь терпением. Изменения в поведении безусловно произойдут, но не сразу, а через некоторое время.

Когда сын и дочь поверят в вашу искренность, поймут, что за любое непослушание не получают сразу по попе, а с ними общаются, как со взрослым, то они станут постепенно вести себя менее агрессивно и пойдут навстречу родителям.

Займите ребенка интересными занятиями

Большинство детей начинают себя плохо вести и не слушаться родителей от безделья, когда им просто нечем заняться. На случай, когда вы сами не можете поиграть с малышом заранее подготовьте 10-20 идей о том, что можно предложить скучающему сыну или дочке.

Сейчас в детских магазинах предлагают огромное число товаров для детского творчества, запаситесь интересными вариантами, может это будет набор по созданию красивой картинки, аппликация, поделка из , выберете то, что действительно может заинтересовать именно вашего ребенка.

Сложите все покупки в пакет и спрячьте подальше от ребенка и в момент, когда он начнет изнывать от скуки и вредничать, предложите ему набор для творчества, тогда и ребенок окажется при деле, и родители смогут продолжить заниматься своими делами. Дополнительно изучите, чтобы нейтрализовать эту проблему. , которое по силам осилить малышу.

Будьте последовательны в действиях

Если вы что-то категорически запрещаете, то необходимо соблюдать этот запрет всегда, например, в случае, когда вы говорите, что сейчас пора ложиться спать – укладывайте ребенка в кроватку незамедлительно. Не допускайте, чтобы ваши слова расходились с действиями на деле. Ведь, как только ребенок поймет, что мама говорит одно, а делает другое, он сделает вывод, что не стоит всерьез относиться к словам родителей.

В следующий раз, когда малыш не пожелает слушаться маму и начнет истерику, он будет убежден, что своим поведением сможет добиться того, чего он хочет. Постарайтесь быть последовательными в воспитании и следить за тем, чтобы слова не расходились с делом.

Не забывайте хвалить и ценить

Отругать свое чадо может любой родитель, а вот отметить в нем что-то хорошее, похвалить за положительный поступок, может, к сожалению, не каждый взрослый. Заметьте, сколько раз в день вы ругаете ребенка, а сколько хвалите, по факту родители отмечают, что делают гораздо больше замечаний, чем говорят добрых слов в течении дня. Пришло время исправиться и начать замечать у своего ребенка больше положительных сторон.

Родителям важно понять, что ребенок с возрастом становится самостоятельной личностью, и он вправе не слушаться, но именно взрослые способны в мягкой форме решать все конфликты и договариваться, делать так, чтобы ребенок слушал вас, а вы понимали его и считались с его мнением. Еще больше полезных советов ищите в разделе нашего сайта.

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

У умных родителей - веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» - Конечно, это непорядок.

К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно. Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, .

Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно - есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. "Слушаться или не слушаться родителей" - это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться "всех" или "никого" - одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ - отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш , у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.

Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей - сложно, для многих мам почти нереально , а выработать такую привычку у маленького ребенка - задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод "Восемь шагов". Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого - к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко - и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он - слушаться правильно.

Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом - от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его , помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

А теперь к делу. Что это за шаги?

Шаг 1: Пристройка.

Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц", управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: "Солнце, поднимайся!", и вы станете властелином восходящего солнца... Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.

Ребенок бегает, вы ему кричите: "Молодец, быстрее, быстрее!" - он радостно добавляет скорости.

Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: "Бери свои любимые хлебцы!" Вы сказали - он взял.

Маленький Никита любит хлопать в ладошки. "Как Никита хлопает в ладоши? - Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! ... Замечательно!" - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.

Не можешь справиться - возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка - пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.

Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.

Вы знаете, что такое "привадить"? Рыбак кидает в речку подкорм - приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после - поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети - еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.

Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: "Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!", "Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек". Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: "Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!". Вот охота и состоялась - вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.

Приваживайте к себе вашего ребенка - и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. "У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!". Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: "Всё! Всё уже кончилось!", но подсказываете: "Когда мама зовет, надо прибегать быстро!". Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Шаг 3. Учимся договариваться.

Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо - и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика - это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!

Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? - Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать? Договариваться. Первая договоренность - перед тем, как придти на детскую площадку. "Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет возвращаться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?" Второй разговор - когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: "Мам, я еще немного!". Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. "Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой - ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?"

Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: "Договорились - нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя". Мы договариваемся и не капризничаем.

Шаг 4: Нет капризам.

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге - перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка - в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: "Это важно". Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет вас понимать. Это - важно!

Шаг 5: Требования.

Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы - мягкие, а требования - жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.

Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... - Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.

Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих - не давите. Как и политика, воспитание - искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: "Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены".

Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет - повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

Шаг 6: Обязанности.

Требования - разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.

Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы - воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.

Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях - тоже обязанность ребенка!

Шаг 7: Самостоятельность.

Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. . Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто "Сходи в магазин" или "Выносить ведро - твоя обязанность", а "Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе", "Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород", "Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы". Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержки, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, .

В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже - самостоятельный!

Шаг 8: Ответственность.

Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово "ответственность", им ближе "заботливость", однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.

Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или - положить деньги в банк. Или - привести маленькую сестренку из садика... Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?

Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.

Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться - перед вами уже взрослый человек. Вы - воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?

Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, .

Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это - все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и - любящими людьми?

Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители - алкоголики, есть - умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе - и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.

5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 - спать!

Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно. Почему? Потому что дети уже привыкли, что своих замечательных родителей нужно слушаться, и понимают, что если мама или тем более папа что-то сказали, тем более сказали всерьез, это нужно сделать. И не просто сделать, а сделать сразу, именно так, как сказано и без недовольных мордочек, чтобы позже сам ребенок не столкнулся с феноменом своего же .

Далее - по принципу "Сказано - сделано": чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги - это как раз про дурика). Сюда же - слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) - в своих мыслях болтается, но не думает.

Многие поколения родителей задаются извечным вопросом: что делать, если ребенок не слушается? Лучше всего на этот вопрос ответил русский педагог Макаренко А.С. В данной статье приведен отрывок из его книги «Лекции о воспитании детей» , впервые изданной в 1940 году, но актуальной до сих пор.

Для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает Вашего сына или Вашу дочь.

Многие случаи дурного поведения детей, а тем более многие явления детской распущенности не имели бы места, если бы родители ближе знакомились с товарищами сына, с родителями этих товарищей, смотрели иногда на игру детей, даже приняли в ней участие, вместе с ними совершили бы прогулку, пошли в кино, в цирк и т. д.


Чрезвычайно важным является вопрос о форме режимных отношений между родителями и детьми. В этой области можно встретить самые разнообразные преувеличения и загибы, приносящие большой вред воспитанию. Некоторые злоупотребляют уговорами, другие - разными разъяснительными беседами, третьи злоупотребляют лаской, четвертые - приказом, пятые - поощрениями, шестые - наказаниями, седьмые - уступчивостью, восьмые - твердостью.

В течение семейной жизни, конечно, много бывает случаев, когда уместна и ласка, и беседа, и твердость, и даже уступчивость. Но там, где дело касается режима, все эти формы должны уступить место одной главной, и эта единственная и лучшая форма - распоряжение.

Родители не должны думать, что деловой тон противоречит любовному чувству отца или матери, что он может привести к сухости отношений, к их холодности. Мы утверждаем, что только настоящий, серьезный деловой тон может создать ту спокойную атмосферу в семье, которая необходима и для правильного воспитания детей, и для развития взаимного уважения и любви между членами семьи.

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно.

Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у Вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения.

Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное.

Нужно только следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:


1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением,

Но оно не должно быть похоже и на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него

Слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить

Здравому смыслу.

4. Оно не должно противоречить другому распоряжению Вашему или

Другого родителя.

Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено.

Очень плохо, если Вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении. В семье, как и во всяком другом деле, необходимы постоянный, неусыпный контроль и проверка. Конечно, родители должны стараться производить этот контроль большей частью незаметно для ребенка; ребенок вообще не должен сомневаться в том, что распоряжение должно быть выполнено. Но иногда, когда ребенку поручается более сложное дело, в котором большое значение имеет качество выполнения, вполне уместен и открытый контроль.

Как поступить, если ребенок не выполнил распоряжения? Надо прежде всего стараться, чтобы такого случая не было. Но если уж так случилось, что ребенок в первый раз не послушался Вас, следует повторить распоряжение, но уже в более официальном, более холодном тоне, приблизительно так: «Я тебе сказал сделать так, а ты не сделал. Немедленно сделай, и чтобы больше таких случаев не было».

Давая такое повторное распоряжение и обязательно добиваясь его выполнения, нужно в то же время присмотреться и задуматься, почему в данном случае возникло сопротивление Вашему распоряжению. Вы обязательно увидите, что в чем-то Вы сами были виноваты, что-то сделали неправильно, что-либо упустили из виду. Постарайтесь избегать таких ошибок.


Самое важное в этой области - следить, чтобы у детей не накоплялся опыт непослушания, чтобы не нарушался семейный режим. Очень плохо, если Вы допустили такой опыт, если Вы позволили детям смотреть на Ваши распоряжения как на нечто необязательное.

Если Вы этого не допустите с самого начала, Вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказаниям. Если режим развивается правильно с самого начала, если родители внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания.

Но бывают семьи, где воспитание настолько уже запущено, что без наказаний обойтись нельзя. В таком случае родители прибегают к наказаниям обычно очень неумело и часто больше портят дело, чем поправляют.

Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Поэтому мы рекомендуем родителям по возможности избегать применения наказаний, а стараться прежде всего восстановить правильный режим. Для этого, конечно, потребуется много времени, но нужно быть терпеливым и спокойно ожидать результатов.

В самом крайнем случае можно допустить некоторые виды наказаний, а именно: задержка удовольствия или развлечения (если было назначено посещение кино или цирка, отложить его); задержка карманных денег, если они выдаются; запрещение выхода к товарищам.

Еще раз обращаем внимание родителей, что сами по себе наказания не принесут никакой пользы, если нет правильного режима. А если есть правильный режим, свободно можно обойтись без наказаний, нужно только больше терпения. Во всяком случае, в семейном быту гораздо важнее и полезнее наладить правильный опыт, чем исправлять неправильный.


Точно так же нужно быть осторожным и с поощрением. Никогда не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением. Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.

И еще несколько советов.

1. Прося ребенка что-то сделать, никогда не прибегайте к помощи посторонних, говоря: "Не будешь слушаться, бабайка придет! Я все бабушке расскажу! Папа придет и накажет!" Произнося такие слова, Вы тем самым расписывайтесь в собственной неполноценности и подрываете свой авторитет.

Приучайте ребенка к тому, что, если Вы что-то говорите, Ваше слово весомо, и с Вами нужно считаться. А для этого всегда будьте последовательны в своих словах: поставили ребенку условие, обещали что-то - сделали. И не важно, что это мелочь, а Вы устали на работе или у Вас появились неотложные дела.

Помните: если Вы не будете держать свое слово, ребенок рано или поздно перестанет Вам верить на слово, перестанет считать Вас авторитетом и, как следствие, перестанет Вас слушаться.

2. Очень часто бывает так, что ребенок (не важно маленький или большой) настолько увлечен игрой или другой какой-то деятельностью, что ему психологически сложно быстро прервать свое занятие. Если взрослый в этот момент начнет заставлять его сделать что-то другое, ребенок воспритивится и начнет конфликтовать.

Чтобы этого не произошло, нужно постепенно подводить малыша к смене деятельности: "Еще полчаса поиграй, а потом мы пойдем в магазин." Через некоторое время нужно еще раз напомнить: "Осталось 15 минут,... 5 минут." Т.о. когда придет время идти в магазин, ребенок будет психологически готов к этому.

3. Еще одна распространенная проблема воспитания - недопонимание из-за общих фраз.

Многие взрослые используют в воспитании общие фразы типа "Веди себя хорошо". И это большая ошибка. Зачастую дети даже не догадываются, что от них хотят, и вкладывают в эти слова свой смысл.

Поэтому когда мама просит "вести себя хорошо", ребенок так и делает: прыгает и веселиться. Ведь это "хорошо" с точки зрения ребенка. Но стоит только сказать: "Пройди по корридору тихо, не спеша, по правой стороне ", - и ребенок сразу сделает то, что Вы просите.


Наш ребенок - замечательный 2-ухлетний малыш. Временами послушный, временами не очень. Вопрос вот какой. Последнее время, когда мы забираем его из сада, ему хочется баловаться, но никак не одеваться. Если дать ему время побаловаться (не принимая участия), то одеть ребенка можно через минут 15-20. Если баловаться вместе с ним, то процесс одевания удлиняется (можем играться 30 минут и больше). Объяснения и уговоры не помогают. Ребенок знает, что чем быстрее он оденеться, тем быстрее он попадет в бассейн или в игровой центр, который он так любит. Он понимает, что мы поедем играть и развлекаться, но, тем не менее, одеваться не хочет. А если попытася остановить его забег по раздевалке, начинается истерика и отказ от любых предложений. Так как 20 минут на переодевание у родителей есть не всегда, что сделать, чтобы ребенок услышал и послушал родителя?

Чтобы ребенок Вас услышал

«Сколько можно тебе повторять…», «Тебе все, как об стенку горох» «Я уже сто раз тебе говорила…», «В одно ушко влетело, в другое вылетело», как часто мы слышим от других, да и сами произносим эти фразы? Даже не догадываясь, что ребенок не игнорирует наши замечания и просьбы, он просто не слышал, что мы ему сказали.

Точнее слышал, но «не зафиксировал». Повторяя одно и то же каждый день, мы сами часто делаем это «на автомате», не вдумываясь и не осознавая, что мы говорим ребенку. Многократное повторение изo дня в день одних и тех же требований не помогает донести мысль до малыша, а, скорее наоборот, превращает речь в некий ритуал, бессмысленный набор фраз.

Если Вы хотите, чтобы ребенок действительно вас услышал, используйте эти простые приемы:

Установите зрительный контакт с ребенком. Прежде чем давать указания, опуститесь на один уровень с малышом и поймайте его взгляд, чтобы привлечь внимание к себе. Вы можете помочь себе фразами: «Маша, посмотри на меня», «Дима, я хочу тебе кое-что сказать».

Обращайтесь к ребенку по имени. «Катя, я хочу тебя попросить…», «Таня, послушай меня, пожалуйста».

Излагайте свои требования кратко. Первое предложение должно объяснить ребенку, чего от него хотят. Чем дольше вы объясняет, тем больше вероятность, что ребенок останется «глух» к вашим просьбам. Длинные путаные объяснения дают ребенку ощущение, что вы сами не уверены, чего хотите.

Давайте конкретные указания.

Избегайте фраз с двойным смыслом, не рассчитывайте, что ребенок прочитает ваши мысли. Если бабушка говорит малышу, поднявшему камень: «Ну-ка брось!», он может понять это как разрешение кинуть камень в другого ребенка. Взрослому очевидно, что бабушка имела в виду «положи камень обратно», но не малышу! Особенно аккуратными нужно быть с фразами в стиле «Да плюнь ты на эту куклу!»

Используйте простые слова и предложения. Чем младше ребенок, тем проще должны быть ваши указания. Принимайте во внимание уровень развития малыша. Послушайте, как общаются дети между собой и возьмите это на вооружение. Если ребенок смотрит на вас «пустыми» глазами без интереса, скорее всего он уже перестал вас понимать. Высказав просьбу, попросите ребенка повторить, что вы велели ему сделать. Если малыш не может, значит ваше указание было слишком длинным или сложным.

Высказав просьбу, попросите ребенка повторить, что вы велели ему сделать. Если малыш не может, значит ваше указание было слишком длинным или сложным.

Сделайте предложение, от которого ребенку будет сложно отказаться. Упомяните положительную сторону вашей просьбы. «Одевайся, чтобы пойти гулять и кататься на качелях».

Используйте утвердительные предложения вместо отрицательных. «Иди аккуратно» вместо «не бегай», «говори потише» вместо «не кричи».

Если необходимо что-то запретить ребенку, объясните причину этого запрета. «Когда ты уходишь от меня в магазине, я боюсь, что ты можешь потеряться. Пожалуйста, будь рядом со мной. Я не хочу, чтобы ты потерялся, потому что я очень тебя люблю».

Иногда малышу необходимо повторить просьбу несколько раз. Не раздражайтесь, просто скажите еще раз, желательно чуть медленнее. Не забудьте обращаться к ребенку и избегайте избитых выражений, чтобы речь не превращалась в монотонное брюзжание. Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше повторений ему потребуется.

Подготовьте ребенка. Предупредите малыша заранее о том, что ему предстоит сделать: «Сейчас еще 2 раза прокатишься с горки, и пойдем домой».