Развиваем ребенка: от шести месяцев до года. Помесячное развитие ребенка до года: шестой месяц Малыши от 6 до года

Екатерина Морозова


Время на чтение: 7 минут

А А

Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.

Какие игры наиболее эффективны для развития крохи?

  1. Капуста
    Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаги. Даем малышу возможность найти игрушку, развернув каждый слой.


    Цель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей.
  2. Туннель
    Создаем туннель из имеющихся в доме коробок или иных подручных средств (конечно, с учетом безопасности малыша). Размер туннеля предполагает для малыша возможность свободного проползания из точки А в Б. На дальнем конце туннеля сажаем любимого мишку ребенка (машинку, куклу…) либо садимся сами. Дабы малыш понял, что от него требуют (и не испугался), для начала проползаем через туннель сами. Потом запускаем малыша и маним его к себе с другой стороны тоннеля.
    Цель игры – развитие восприятия, уверенности в себе и координации, укрепление мускулатуры, разрядка напряжения, борьба со страхами.
  3. Преодолеваем преграды
    В игре принимают участие мама с папой. Мама садится на полу и вытягивает ноги (можно обе ноги согнуть, или одну согнуть, а другую оставить выпрямленной, и пр.), сажает кроху на пол. Папа садится напротив с яркой игрушкой. Задача малыша – доползти до игрушки, проползая через ноги или под ними и самостоятельно продумывая способ преодолеть препятствие.


    Можно усложнить задачу, бросив на пол между родителями пару подушек или соорудив туннель из коробок.
    Цель игры – развитие сообразительности, координации и двигательных/моторных навыков, укрепление мышц, развитие чувства равновесия и ловкости.
  4. Шуршунчики
    Даем крохе лист бумаги, учим комкать. Скомканный бумажный мячик используем для игры – «кто дальше бросит», в качестве шара для «боулинга» (выставив легкие кегли на полу), бросаем в воздух (кто выше) и бросаем в коробку («баскетбол»). При каждом удачном попадании хвалим малыша. Не оставляем малыша с бумажными мячиками ни на секунду (соблазн — попробовать бумагу на зуб – присутствует практически у всех детей).
    Цель игры – знакомство с новыми материалами (можно периодически менять бумагу на глянцевый журнальный лист, салфетку, фольгу и пр.), развитие моторики рук и координации движений, совершенствование уже имеющихся навыков, обучение манипулированию предметами, развитие исследовательского интереса и стимуляция зрительной координации.
  5. Коробочки
    Подготавливаем несколько коробочек разного размера, цвета и, желательно, фактуры (с крышками). Складываем «одна в другую», предварительно спрятав в самой маленькой коробочке игрушку. Учим малыша открывать коробочки. После того, как он доберется до игрушки, учим складывать коробочки в обратную сторону и закрывать их крышками.
    Хвалим ребенка за каждое успешное движение. Можно положить игрушку в одну из коробочек (чтобы малыш увидел) и, перемешав все коробки перед ребенком, расставить их в одну линию – пусть кроха определит ту самую коробку с «призом».
    Цель игры – отработка новых движений, развитие моторики и зрительной координации, изучение классификации объектов по цвету и размеру, развитие органов чувств и памяти, стимуляция зрительного/тактильного восприятия.
  6. Стаканчики
    Берем 3 прозрачных пластиковых стакана, под один в присутствии малыша прячем мячик. Предлагаем крохе найти игрушку. Далее берем 3 платочка, повторяем «фокус» с игрушкой.


    Позже (когда малыш поймет задачу) достаем непрозрачные стаканчики, а фокус показываем по принципу игры «кручу-верчу», но медленно и не сильно путая стаканы.
    Цель игры – развитие внимания, формирование представления о независимом существовании вещей.
  7. Угадай мелодию
    Ставим перед ребенком металлический тазик, насыпаем рядом на пол горку из игрушек разной текстуры и содержимого. Бросаем поочередно каждый предмет в тазик, чтобы услышать звук каждой игрушки. Постепенно отодвигаем тазик от ребенка, чтобы он учился попадать в него с определенного расстояния.
    Цель игры – развитие сообразительности и координации движений, развитие способности манипулирования вещами, развитие творческого мышления, изучение классификации объектов по звуку (не забываем сопровождать каждый звук комментариями – стучит, звенит и пр.).
  8. Домашний сортер
    В обычной коробке небольшого размера вырезаем отверстия разной формы и размера. Насыпаем перед малышом игрушки, предлагаем ему сложить игрушки в коробку через отверстия.


    Цель игры – развитие моторики, внимательности, логики и координации, знакомство с формами и текстурой.
  9. Расфасовка
    Ставим перед малышом 2 коробки. Насыпаем рядом игрушки. Предлагаем крохе (на собственном примере) сложить в одну коробку белые игрушки, в другую – красные. Либо в одну – мягкие, в другую – пластмассовые. Вариантов множество – мячики и кубики, маленькие и большие, и пр.
    Цель игры – развитие внимательности и сообразительности, знакомство с цветами, текстурой и формами, развитие мелкой моторики.
  10. Кто сильнее дунет
    Для начала учим кроху просто дуть на вас, надувая щечки. Показываем на примере. Вдыхаем и с силой выдыхаем. Как только малыш научиться дуть, усложняем задачу. Просим подуть на перышко (легкий бумажный мячик и пр.), чтобы сдвинуть его с места. Дуем «наперегонки» — кто дальше.


    Позже (после 1,5 лет) приступаем к надуванию мыльных пузырей, к веселой игре с пузырьками через соломинку и пр. Игры с водой – строго под контролем.
    Цель игры – развитие мышц (для становления речи) и легких, управление своим дыханием.

Итак, нам уже исполнилось полных 6 месяцев. Приступаем к прикорму… то есть постепенному приучению ребенка к обычной человеческой еде.

Всех читающий предупреждаю сразу, что все здесь написанное не мои личные выдумки. Во всех своих действиях я основывалась на специализированной литературе с доказанной эффективностью. И я не давала своему ребенку 10 разных фруктов-пюре не потому, что мне жалко или лень, а потому, что нельзя предлагать в таком маленьком возрасте слишком большой выбор. Последствия гипер-разнообразия могут быть плачевными, вплоть до отказа от прикорма совершенно.

С шести до семи месяцев.
Схема начала прикорма:
Начинаем заменять второе кормление. Кормимся сразу из ложки. Используем кефир 1% , творог «Тема». Даем прикорм перед основной едой. После прикорма мамы сколько съест, а смеси добавляем до нормы)))

1-й день - кефир - 10 мл. + мама/смесь - 195 мл.
2-й день - кефир - 20 мл. + мама/смесь - 180 мл.
3-й день - кефир - 40 мл. + мама/смесь - 155 мл.
4-й день - кефир - 80 мл. + мама/смесь - 100 мл.
5-й день - кефир - 120 мл. + мама/смесь - 45 мл.
6-й день - кефир - 120 мл. + в него добавляем и тщательно размешиваем творог - 10 гр. + мама/смесь - 30 мл.
7-й день - кефир 120 мл. + творог 20 гр. + мама/смесь - 15 мл.
8-й день - кефир 120 мл. + творог 30 гр. - это уже полностью замененное кормление, маму/смесь уже давать не нужно.

Если в процессе прикорма возникают какие-то проблемы со здоровьем ребенка, то норму не увеличиваем, а может даже и уменьшаем, или полностью останавливаемся, в зависимости от состояния.

Все остальные кормления в сутках это мама или смесь. И в таком режиме целый месяц до исполнения полных 7 месяцев.

Все как и положено, еду начали давать из ложки. Первые два дня Катюша ела хорошо. На третий закапризничала и ни в какую не захотела есть из ложки. Я все перелила в бутылку и ребенок сам все из соски выпил. На четвертый день начала давать из ложки и все было хорошо съедено. Дальше процесс шел хорошо. Вместе с едой в рот всегда тянутся и руки… но они то вымыты, так что это не страшно, а в дальнейшем это идет как процесс приучения к самостоятельной еде. В связи с тем, что ребенок еще не сидел самостоятельно, мы усаживали свою кнопку в прогулочную коляску в полу лежачее положение. И так кормились почти до 8-ми месяцев, когда уже можно было переместиться в стульчик для кормления.

За месяц набрали 200 гр. Педиатр таким показателям начала удивляться, но когда я сказала, что с 6, 5 месяцев мы уже активно ползаем, а до этого 2-3 недели ползали назад и все время переворачивались, ни секунды на месте, то она и меня и себя успокоила тем, что тогда это в порядке нормы.

С семи до восьми месяцев.
Начинаю давать кашу гречневую безмолочную, т.к. мы кормимся кроме мамы и смесью NAN, то этот выбор был сделан только с целью не смешивать разные виды молока в смеси и в каше. Кашу даю на ночь из соски. Для гречневой сперва взяла соску для каши, но она оказалась слишком быстрой. Пришлось выбирать другую, менее быструю.

1-й день - каша 2,5 гр., вода 15 мл., смесь 0,25 мерных ложек, после смесь - 190 мл.
2-й день - каша 5 гр., вода 30 мл., смесь 0,5 мерных ложек, после смесь - 170 мл.
3-й день - каша 10 гр., вода 60 мл., смесь 1 мерная ложка, после смесь - 125 мл.
4-й день - каша 15 гр., вода 90 мл., смесь 1,5 мерных ложек, после смесь - 85 мл.
5-й день - каша 20 гр., вода 120 мл., смесь 2 мерных ложек, после смесь - 40 мл.
6-й день - каша 25 гр., вода 150 мл., смесь 2,5 мерных ложек - это уже полностью замененное кормление.

Все усваивалось отлично.

В 7 месяцев у нас уже появился первый зуб, через неделю и второй. Но т.к. более важным в прикорме я посчитала кашу, то пюре яблочное дала только через неделю после того, как мы уже полностью ели вечерами кашу, то есть в 7,5 месяцев. Пюре мы едим пока между кормлениями, когда после обеда через часа 2, когда после ужина через часа 2 (в общем, когда вспомню про него, тогда и даю:-))

В 7 месяцев и 3 недели начала давать детское печенье Heinz. Добавляю его прямо в кефир с творогом. Первый день - одно, дальше по два.

За месяц набрали 500 гр.

На приеме у педиатра меня потянуло спросить:

Я: Какие будут рекомендации?
Педиатр: Вы мясо уже даете?
Я (недоумевая, какое такое мясо, если прикорм только начали недавно…): нет.
Педиатр: так с 7 месяцев уже нужно мясо давать, а с 8 можно и печенку.
Я: (открыла рот от недоумения, выслушала все ее рецепты и пошла домой еще раз уверившись в правильности своих действий согласно пословицы: тише едешь, дальше будешь.)

С восьми до девяти месяцев.
Пришла очередь овощей.

Сдвигаю кормление кефиром на 18 часов. И овощами заменяю второе кормление.

Схема прикорма (отвар давала из соски, а пюре овощное уже из ложки):

1-й день - овощной отвар 20 мл., после смесь - 190 мл.
2-й день - овощной отвар 40 мл., после смесь - 170 мл.
3-й день - 20 гр. овощей, после смесь - 185 мл.
4-й день - 40 гр. овощей, после смесь - 165 мл.
5-й день - 60 гр. овощей, после смесь - 140 мл.
6-й день - 90 гр. овощей, после смесь - 105 мл.
7-й день - 120 гр. овощей, после смесь - 70 мл.
8-й день - 150 гр. овощей, после смесь - 35 мл.
9-й день - 175 гр. овощей - это уже полностью замененное кормление.

Меню этого месяца:
утро: мама + смесь;
обед: овощи;


перед сном ночным: каша гречневая.

Подробности процесса.
В первый и второй день отвар выпивала в целом хорошо. Варила я его из картошки, морковки, капусты и лука. Я вычитала, что в овощи еще и молоко добавляют… Но я сама попробовала какая это выходит годость и не стала так делать.

На третий день, когда дала овощи из ложки, то это нужно было только видеть))) Ребенок прилично так кривился… и Катюша съела не всю приготовленную мной порцию. Но я знаю, что на этих ранних этапах лучше не насиловать. Я даже была готова к тому, что придется вернуться к молочной еде. Но для эксперимента решила купить овощи в банках в магазине, думаю, а вдруг те будут вкуснее, и ребенок будет лучше есть. Но не тут то было. Попробовав эти магазинские овощи Катя так скривилась, что больше заставить есть это нельзя было. И я сразу предложила свое домашнее. Вуаля! Все было съедено до последней ложки)))

В дальнейшем я решила отказаться от использования лука в еде и готовить овощное пюре из морковки, картошки и капусты (иногда без нее) в разных пропорциях. В конце приготовления добавляю соль и лавровый лист на 5 минут. И все перекручиваю в блендере. Готовлю я всегда на три дня и закрываю в баночки уже готовое пюре по 175 гр. с крышками-закрутками (использую 200-граммовые из под фруктового пюре). В выборе продуктов ориентируюсь только на свой вкус, а не всякие рекомендации умных дядей и тетей. Считаю, что если я не ем спаржу, то и ребенку это ни к чему и так далее во всех продуктах.

Спросите: почему на 3 дня? Да по тому, что лучше я проведу время играясь с ребенком, нежели каждое утро вместо этого стоять у плиты. Потому как когда ребенок спит, у меня есть и другие важные дела, нежели приготовление пищи.

За этот месяц прибавка в весе 50 гр.

С девяти до десяти месяцев.
Итак, нам полных 9 месяцев. Пришла очередь мяса. Использую филе куриное. Варю суп-пюре.

Действуем постепенно.

Купила филе, разделила его на следующие части в отдельные пакетики и заморозила: 30 гр., 60 гр., 60 гр., 60 гр., 90 гр., 120 гр., и все что осталось, если осталось, то все по 130-140 гр. уже по желанию собственному, но до года не более 45 гр. мяса за один раз.

1-й раз - варим 30 гр. филе 15-20 минут, достаем, отдаем коту. В мясной отвар добавляем овощи, варим до готовности, измельчаем в блендере, опять доводим до кипения и закрываем в 3 баночки по 175 гр. Кормим овощами на мясном бульоне 3 дня и смотрим на реакцию. Если все хорошо, идем дальше.
2-й раз - варим 60 гр. филе 15-20 минут, достаем, отдаем коту. В мясной отвар добавляем овощи, далее как в первый раз. Если все хорошо, идем дальше.
3-й раз - варим 60 гр. филе 15-20 минут, достаем, половину отдаем коту, остальное смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
4-й раз - варим 60 гр. филе 15-20 минут, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
5-й раз - варим 90 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
6-й раз - варим 120 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
7-й раз - варим 130-140 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня.

Если кому-то кажется, что это слишком медленно, то решать лично вам, а лично мне очень нравится в этом деле поговорка: «Тише едешь, дальше будешь».

Меню этого месяца:
утро: мама + смесь;

полдник: кефир, творог, печенье;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.

В этом месяце из овощей я добавила салатный перец. Из фруктов - постепенно перешли на пюре яблоко с персиком. И пюре фруктовое начала давать сразу после обеденного кормления, т.к. если давала в промежутках между едой, ребенок сильно требоваль больше, чем ему положенно. Пробовала давать печенье, горбушку хлеба. Все было хорошо, но когда это все размокало, то откусывались большие куски, которыми ребенок давился. Перешли на принцип добавления хлеба прямо в овощи с мясом.

За месяц прибавка в весе 400 гр. Ребенок веселый, активный. Уже чаще поднимается на ножки и передвигается по перметру дивана:-)

С десяти до одиннадцати месяцев.
В этом месяце мы меняем гречневую кашу на овсяную. Пришлось поморочиться с соской. "Для каши" оказалась опять слишком быстрой, а "быстрая" не пропускала частички каши. Пришлось дополнительно в "быстрой" соске пропезать отверстия по типу "для каши", но не такие большие и меньшее колличество. Из фруктов постепенно переходим на свежие персики 50 гр. после обеда, а в конце месяца добавляю фрукты и на вечер после кефира с печеньем, и с баночного яблока с персиком постепенно переходим на свежие груши по 50 гр. Все остальные кормления и продукты остаются прежними.

В связи с тем, что жевательных зубов еще у дочки нет, все фрукты тщательно перетираются.

Меню этого месяца:
утро: смесь;
обед: овощи с мясом - он же суп-пюре, фруктовое пюре;

второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным ужин: каша гречневая.

Прибавка в весе 300 гр.

С одиннадцати до года.
В начале этого месяца в овощное пюре я добавила буряк. В связи с тем, что появились свои яблоки и груши в большом количестве, начала делать яблочно-грушевое пюре собственного приготовления. На 1 литр пюре добавляю 2 столовые ложки сахара. Все остальные продукты остаются прежними.

Наметила план действий по замене дорогого печенья Heinz за 26 грн. на обычное взрослое по 2.60 грн. за тот же вес. Первый главный год подходит к концу. Теперь можно постепенно отходить от чисто детского питания. В планах также после года добавить в детский компот курагу и чернослив, начинать давать куриную печенку, говядину, можно попробовать давать рыбу, а также начинать к зиме давать желток яйца.

За две недели до первого Дня рождения я не даю никаких новых продуктов, т.к. в год будут делать пробу манту и прививку КПК. Лучше поберечь ребенка от нововведений.

Меню этого месяца:
утро: смесь;
обед: овощи с мясом - он же суп-пюре, фруктовое пюре;
полдник: кефир-творог-печенье, фруктовое пюре;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным ужин: каша гречневая.

Прибавка в весе 50 гр.

В заключение добавлю, что мой ребенок все это время, а особенно, когда уже активно подниматься на ночки стала, все время перед кормлением просто выпрашивала еду и всем своим видом показывала, что она безумно голодная. В промежутках между кормлениями дочка не получала никакой другой еды (потому что не просила сама, а я намеренно ничего не предлагала зная, что могу перебить аппетит), только пила свой компот. Дочка ползала-бегала активная и веселая! А это самое главное. И все, кто сталкивался с процессом кормления моей дочери были глубоко удивлены, что ее не нужно заставлять есть.

Конечно, я не говорю, что у меня никогда не будет проблем. Они могут возникнуть. Но это будет потом.

Желаю всем хорошего аппетита!

Шестимесячный малыш снова поправился (на 500-600 г) и подрос (где-то на 2 см). Все чаще он с восторгом смотрит на тебя, предвкушая интересное общение. Чего он ждет? Маминой улыбки и увлекательных игр! Кстати, кроха становится более самостоятельным в своих движениях. Гляди в оба!

Развитие ребенка в 6 месяцев

Обычно сначала прорезаются 2 нижних или 2 верхних центральных резца (по одному, с интервалом в 5-6 дней, но иногда и оба сразу). Процесс непростой. У большинства детей нарушаются аппетит и самочувствие. Может даже несколько повыситься температура. Тебе нужно быть очень внимательной, ведь с прорезыванием зубов понижается сопротивляемость организма к разным инфекциям. Зато появление первого зубчика означает, что пора вводить прикорм.

На шестом месяце жизни малыш делает ощутимый скачок в психологическом развитии. Он уже знает свое имя и откликается на него, прекрасно умеет отличать своих от чужих и становится еще более недоверчивым к незнакомым тетям и дядям. Не переживай, это не проявление какой-то проблемы в развитии, наоборот, подобная застенчивость говорит о том, что у ребенка в нужный момент срабатывают защитные инстинкты. Зато с родными карапуз очень любит общаться. Нередко он пытается подражать тому, что видит и слышит.

Не забывай о массаже и гимнастике! На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, подготавливающие малыша к ходьбе. Не огорчайся, если в 6 месяцев он еще не научится . Некоторые дети вначале овладевают умением вставать и лишь потом - сидеть.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

  • Стоять на четвереньках и пробовать ползти. Как правило, и садится ребенок из этого положения.
  • Ловко манипулирует игрушками, знает, что тарахтит, а что пищит.
  • Соединяет слоги, поет то тихо, то громко.

Чему нужно учиться?

Этап ползания никак нельзя пропустить. Нужно, чтобы позвоночник был подготовлен к нагрузкам в вертикальном положении. Но не стоит учить ребенка ползти определенным способом, кроха найдет свой собственный. Кто-то передвигается бочком, кто-то задом наперед... Теперь карапуз может добраться, куда угодно. Подумай о безопасности! Не менее важно продумать место для игр. Регулярно устраивай влажную уборку, оборудуй уголок и застели там пол нескользящим ковриком.

Кормление ребенка в 6 месяцев

Педиатры рекомендуют начинать знакомить ребенка со взрослой едой в полгодика. Кроха ест смесь? Ему можно ввести прикорм на 2 недели раньше - в 5,5 месяца. Первая порция - пол чайной ложки овощного пюре или каши в первой половине дня (до основного приема пищи). Понравилось? Завтра можно увеличить порцию.

Некоторые родители предпочитают сперва испробовать педагогический прикорм и лишь после этого перейти к классическому. Педиатры, как правило, рекомендуют , начиная с овощного пюре из одного вида овощей. В первый день дай малышу одну ложечку такого пюре, каждый день увеличивай количество на 1-2 ложечки и каждые пять дней добавляй новый вид овоща - так постепенно ты заменишь овощным пюре одно кормление.

Здоровье малыша в 6 месяцев

Случается, что с введением прикорма ребенок сталкивается с новой неприятностью - аллергией. Она может возникнуть сразу же, как реакция на нежелательный продукт, а может проявиться спустя некоторое время.

Разумеется, своевременное введение новых продуктов в меню с учетом возрастных особенностей играет важную роль. Так, например, кроха может отреагировать на глютен, содержащийся во многих крупах, если познакомится с ними до 7-8 месяцев. Именно поэтому диетологи советуют стартовать с безглютеновой троицы - риса, гречки и кукурузы.

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.