Творческий проект «О чём говорят камни. Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
- Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
- Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
- Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
- Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
- Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
- Шкатулка с сокровищами.
- Синяя, белая ткань.
- Набор крупного строительного материала.
- Ящик ощущений.
- Набор схем – рисунков.
- Кассета с таинственной музыкой.
- Шапка ученого.
- Знаки: вопросительный, восклицательный.
- Набор камней на каждого ребенка.
- Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
- Стакан с водой, ложка.
- Большие подносы.
- Салфетки маленькие.
- Салфетки большие.
- Коробка с ячейками.
- Алгоритмы исследований.
- Маракасы – 3 вида.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия
Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)
Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель
показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Рис. 1
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод оразмерах камней? Игра-загадка с маракасами.
Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Рис. 2
Подготовка рук – самомассаж.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Рис. 3
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый
легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А
щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Рис. 4
Опыт № 6: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Рис. 5
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Рис. 6
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.
Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.
Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.
Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами, коробку с ячейками для коллекции и набор увеличительных луп.)
Использованная литература:
- Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
- Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
- Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
- Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
- А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
Никак не могу выложить отчет, вот наконец время нашла. Провели мы недельку "Камни". Вдохновила меня Наташа (НаталиФокс). Несколько идей нашла в инете.
Первым делом собрали на прогулке камни, дома их помыли, просушили и начали рассматривать
У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
Затем провели слдеующие эксперименты:
Оказывается, что камни имеют много разных свойств.
Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
Посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
- Значит, какие могут быть камни?
Опыт №2. Цвет.
Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?
Опыт №3. Самый большой и самый маленький.
Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.
Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
- Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
- Ребята, так какими ещё бывают камни?
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Почему?
- Значит, камни какие?)
Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.
А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.
Опыт №7. Цвет.
Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Опыт №9
Понадобятся доска, камень, гвоздь. молоток. Вбиваем в камень и деревяшку. Делаем выводы.
Опыт №10
А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Опыт №11
Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.
Опыт №12
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ
Опыт №13
А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха. Записываем-НЕТ ВОЗДУХА.
Опыт №14
Что тяжелее вата или камень? Сравниваем вес на руках.
Опыт №15
Камень можно порвать как бумагу?
Рвем бумагу и пытаемся камень. Делаем выводы.
Опыт №16
Смотрим, что сдует ветер: камушек или листик
Вопросы после проведенных опытов:
1. Камень тонет в воде?
2. Камень прозрачный как стекло?
3. Гвоздь нельзя вбить в камень?
4. Камень лёгкий как вата?
5. Мокрый камень темнее, а сухой светлее?
6. Камень легко разбить как стекло?
7. Камень можно растянуть как резинку?
9. Из камня можно лепить как из пластилина?
10. Камень не плавает в воде как дерево?
11. Камень можно порвать как бумагу?
Узнаем какие бывают камни
Вот такая сенсорная коробочка получилась
Сравниваем морские камни и речные
Морские Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.
такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими.
Речные камни- Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
1. Сортируем речные и морские камушки
2. Волшебный мешочек.
Складываем в мешок морские и речные камни. Надо угадать на ощупь какой камень. У Мальвинки была только одна ошибка)
«Камни, которые подарило море».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг
Коралл. - А сегодня мы поговорим еще об одном очень интересном камне, в рождении которого принимают участие живые существа. Шершавый, твердый, похож на ветку дерева, напоминает куст сирени, молодую елочку и сосенку. Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются. Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ).
Жемчуг.
.
«Камень рождённый деревом»
Познакомить с камнем, рождённым деревом - солнечным янтарём
Ребята, янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.
Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) смола- липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.
Возьмите лупы и повнимательнее, приглядитесь к янтарю, что вы увидели?
-чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.
По случаю достали из шкатулки бабушкины (моей) янтарные бусы. Мальвинка их несколько дней не снимала, только на сон)))))
Гранит
Драгоценные и полудрагоценные камни
Оникс и какие фигурки делают из него. Мальвинка была впечалена. Очень понравилось ей, что грани блестящие. Долго рассматривала, жалко лупу куда-то потеряли(
Сортировали мелкие камушки по цветам. Была у меня кофта с узором из камней. Кофты давно уже нет))) А камушки я оставила)))
Подвижные игры
[Попади в цель.
На песочнице расчертила круг, кидали в центр камни
Построили гору
Вот такой лабирин, ходили по нему
Выстроили горкой камни и прыгали через них, на двух ногах, на одной. боком, спиной, полусидя)
Творчество
Сделали вот такую вазу. Я залепила банку пластилином.
Дальше полностью самостоятельная работа дочки (подарили бабушке). Я даже удивилась, что ее хватило, правда два дня камушки клеили).
Семья "Камушкиных"
Папу зовут охотник, маму-хозяюшка. имена детей менялись постоянно)))) Мы загадывали им на ушко желания.
"Гарнитур из драгоценных камней")))))
Рисовала мелками
Еще попутно на логику включала задания, типа - выложи по величине в ряд, построй башенку, что бы было равновесие, сравни где больше и меньше камней и т. д.
На развитие слуха было такое задание: Вначале послушали как звучат камни, когда ударяешь друг об друга большие, средние и маленькие. Затем она отворачивалась и угадывала какие камни я ударяла друг о дружку. Ни одной ошибки, все угадывала)
Ну, и одно их самых понравившихся Мальвинке занятий, это массаж. До спа конечно далеко)))
Сопровождала рассказом примерно таким, только не смейтесь)))) на ходу сочиняла)
Мама камень пошла гулять с детками камушками (Каждым камушком по спине проводила)
Затем сказала вставайте в ряд за мной. (На позвоночник выкладывала в ряд)
Детки баловались и падали со спины. (Каждый камешек скатывала по спинке)
Затем мама говорила не баловаться и становится парами и идти домой. (Опять камушки гуляли по спине)
Потом просто целовала спинку)))
А это я готовила, но так и не провели. Мальвинка не захотела:
Физкультминутка
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли - белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.
Стоит гора-Старушка –
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает.
И камешки теряет
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь
Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.
Игра "Камень ножницы бумага"
Вот так прошла наша неделька. Спасибо заглянувшим на огонек))))
Ольга Кирова
Проект «Этот удивительный мир камней и минералов» старший возраст.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Детский сад «Светлячок» . П. Уральский, Нытвенский район, Пермский край.
ПРОЕКТ
«Этот удивительный мир камней и минералов »
Первой квалификационной категории
Кирова О. С. 2014 год.
Тип проекта : познавательно- исследовательский.
участники проекта – дети средней группы, воспитатель, родители.
Срок проведения- июнь- июль 2014г.
Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы , кристаллы
Основные направления проекта :
Познавательно-исследовательское
Актуальность проекта :
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Цель проекта :
Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.
Задачи :
Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;
Развивать познавательную активность.
Расширять словарный запас детей, формировать связную речь
Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.
Предполагаемый результат :
дети научились различать минералы и кристаллы ,
уметь называть их особенности;
научились работать с лупой, пинцетом.
Работа с родителями :
Познакомить с проектом .
Помощь в сборе материала о камнях
Помощь в оформлении мини- музея «камни »
План действий :
Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
Определение направлений познавательной практической деятельности;
Организация совместной творческой познавательной практической деятельности.
План проведения проектной деятельности
Этапы Совместная работа педагога с детьми
1. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Подбор художественной литературы.
«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;
«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края . Заинтересовать в предстоящем проекте/
2. "Удивительные камни "
Цель : познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов
3.«Мы – геологи»
Цели : развивать тактильные ощущения. Познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.
Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.
Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
4. «Полезные ископаемые»
Цель : Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Рисование по замыслу «Превращение камешков»
Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.
Чтение художественной литературы
Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»
П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»
Стихи, пословицы и поговорки о камнях .
Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.
Просмотр мультфильмов;
По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок»
Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.
Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень»
Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно
Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни »
Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов , камней
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики
Что лишнее? "
- "Найди пару"
-"Продолжи ряд""
Настольно-печатные игры
- «Живая, неживая природа»
Сюжетно-ролевая игра
«В поисках клада»
Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
Оформили мини-музей «Удивительные камни »
Провели викторину «Что мы знаем о камнях »
Выставка «Изделия из камня »
Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.
Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.
Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
- Обогащать словарный запас дошкольников.
- Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
- Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Первый этап - подготовительный.
Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.
Второй этап - практический.
Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.
Третий этап - создание мини-музея.
- Оформление мини-музея.
- Представление экспонатов мини-музея детям других групп.
Четвёртый этап - обобщающий.
- Создание электронного фотоальбома.
- Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.
В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.
Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность: 4месяца.
Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».
Мария Евсеева
НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней». Тема: Свойства камней
Интеграция образовательных областей :
1. Познание
2. Художественно-эстетическая
3. Речевая
4. Социально-коммуникативная
5. Здоровье
Программное содержание :
Формировать представление о камнях , как части неживой природы и о их роли в жизни человека.
Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней , описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Закрепить элементарные представления о разнообразии камней свойства .
Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней , камни на каждого ребенка , материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа : беседы : «Что такое горы?» , «Как человек использует камни » , «Подземная кладовая» , «Какими бывают камни ?» ; чтение художественной литературы : сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы» .
Цель : расширять и закреплять знания детей о свойствах камней .
Задачи :
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня .
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом перед экраном.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку :
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети : камень.
Воспитатель : Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах .
2. Основная часть
Воспитатель : Где мы можем увидеть камни ?
Дети : на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель : Камни бывают очень разные . Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень , который защищает его. Такие камни называют амулетом .
Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня . Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни , которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей) . Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга , постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни , которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней , посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей) . А еще из камней строят дома , башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Какие произведения вы знаете или читали о камнях , горах? (Хозяйка медной горы) . О чем рассказывалось в этой сказке? (ответы детей) . Кто такой был Степан? Куда его отправили? Кого он встретил? Что сказала, предложила хозяйка горы? Какие сокровища предложила Хозяйка горы Степану? Какими качествами человека обладал Степан? В сказках добро, всегда побеждает зло! (Слайды №10-15)
Воспитатель : А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни ?
Дети : Геологи (изображения геологов слайд №16) .
Воспитатель : Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств , составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов) . Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель : Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней ?
Дети : Хотим.
Воспитатель :Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями ; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему) ; не мусорить (почему) . Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель : Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель : Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА) . Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.
(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)
1. Посмотрите, вот оно бревно,
Ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну» , руки в стороны.)
Идем. Идем
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой» )
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны) .
Воспитатель : Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни .
Дети добывают камни в горе .
Воспитатель : Какие интересные камни вы нашли . Они разные или одинаковые? (Ответы детей) . Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней , которые мы нашли.
Дети садятся на ковер.
Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней . Приаживайтесь. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)
Исследовательская деятельность.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель : Рассмотрите свой камень , какого он цвета? (Ответы детей) .
Вывод : камни разного цвета .
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Воспитатель : Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) .
Значит, что мы можем сказать?
Вывод : камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.
Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите , какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие ). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.) .
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод : камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
Воспитатель : А как вы думаете, что произойдет с камнем , если мы его опустим в воду? (Ответы детей : он утонет) . Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким ) . Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель : А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
Игра “Гора и камешки”.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.
Воспитатель : Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней . Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей) . А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.
Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.
Воспитатель : Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.
Дети убирают рабочие места.