Творческий проект «О чём говорят камни. Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
  3. Шкатулка с сокровищами.
  4. Синяя, белая ткань.
  5. Набор крупного строительного материала.
  6. Ящик ощущений.
  7. Набор схем – рисунков.
  8. Кассета с таинственной музыкой.
  9. Шапка ученого.
  10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
  11. Набор камней на каждого ребенка.
  12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
  13. Стакан с водой, ложка.
  14. Большие подносы.
  15. Салфетки маленькие.
  16. Салфетки большие.
  17. Коробка с ячейками.
  18. Алгоритмы исследований.
  19. Маракасы – 3 вида.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод оразмерах камней? Игра-загадка с маракасами.

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.


Рис. 2

Подготовка рук – самомассаж.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.


Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)


Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.


Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами, коробку с ячейками для коллекции и набор увеличительных луп.)

Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
  5. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.

Никак не могу выложить отчет, вот наконец время нашла. Провели мы недельку "Камни". Вдохновила меня Наташа (НаталиФокс). Несколько идей нашла в инете.

Первым делом собрали на прогулке камни, дома их помыли, просушили и начали рассматривать

У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Затем провели слдеующие эксперименты:

Оказывается, что камни имеют много разных свойств.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

Посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
- Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
- Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
- Ребята, так какими ещё бывают камни?

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Почему?
- Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9

Понадобятся доска, камень, гвоздь. молоток. Вбиваем в камень и деревяшку. Делаем выводы.

Опыт №10

А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с во­дой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в во­ду. Что произошло с ним? (Камень то­нет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А по­чему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Опыт №11

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

Опыт №12
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ

Опыт №13
А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха. Записываем-НЕТ ВОЗДУХА.

Опыт №14
Что тяжелее вата или камень? Сравниваем вес на руках.

Опыт №15
Камень можно порвать как бумагу?
Рвем бумагу и пытаемся камень. Делаем выводы.

Опыт №16
Смотрим, что сдует ветер: камушек или листик

Вопросы после проведенных опытов:

1. Камень тонет в воде?

2. Камень прозрачный как стекло?

3. Гвоздь нельзя вбить в камень?

4. Камень лёгкий как вата?

5. Мокрый камень темнее, а сухой светлее?

6. Камень легко разбить как стекло?

7. Камень можно растянуть как резинку?

9. Из камня можно лепить как из пластилина?

10. Камень не плавает в воде как дерево?

11. Камень можно порвать как бумагу?

Узнаем какие бывают камни

Вот такая сенсорная коробочка получилась

Сравниваем морские камни и речные

Морские Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холод­ные, красивые, разного цвета.
такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-глад­кими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими.

Речные камни- Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

1. Сортируем речные и морские камушки

2. Волшебный мешочек.
Складываем в мешок морские и речные камни. Надо угадать на ощупь какой камень. У Мальвинки была только одна ошибка)

«Камни, которые подарило море».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг

Коралл. - А сегодня мы поговорим еще об одном очень интересном камне, в рождении которого принимают учас­тие живые существа. Шершавый, твердый, похож на ветку дерева, напоминает куст сирени, молодую елочку и сосенку. Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются. Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ).

Жемчуг.
.

«Камень рождённый деревом»

Познакомить с камнем, рождённым деревом - солнечным янтарём

Ребята, янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) смола- липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.

Возьмите лупы и повнимательнее, приглядитесь к янтарю, что вы увидели?
-чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.
По случаю достали из шкатулки бабушкины (моей) янтарные бусы. Мальвинка их несколько дней не снимала, только на сон)))))

Гранит

Драгоценные и полудрагоценные камни

Оникс и какие фигурки делают из него. Мальвинка была впечалена. Очень понравилось ей, что грани блестящие. Долго рассматривала, жалко лупу куда-то потеряли(

Сортировали мелкие камушки по цветам. Была у меня кофта с узором из камней. Кофты давно уже нет))) А камушки я оставила)))

Подвижные игры

[Попади в цель.
На песочнице расчертила круг, кидали в центр камни

Построили гору

Вот такой лабирин, ходили по нему

Выстроили горкой камни и прыгали через них, на двух ногах, на одной. боком, спиной, полусидя)

Творчество

Сделали вот такую вазу. Я залепила банку пластилином.


Дальше полностью самостоятельная работа дочки (подарили бабушке). Я даже удивилась, что ее хватило, правда два дня камушки клеили).


Семья "Камушкиных"
Папу зовут охотник, маму-хозяюшка. имена детей менялись постоянно)))) Мы загадывали им на ушко желания.

"Гарнитур из драгоценных камней")))))

Рисовала мелками


Еще попутно на логику включала задания, типа - выложи по величине в ряд, построй башенку, что бы было равновесие, сравни где больше и меньше камней и т. д.



На развитие слуха было такое задание: Вначале послушали как звучат камни, когда ударяешь друг об друга большие, средние и маленькие. Затем она отворачивалась и угадывала какие камни я ударяла друг о дружку. Ни одной ошибки, все угадывала)

Ну, и одно их самых понравившихся Мальвинке занятий, это массаж. До спа конечно далеко)))

Сопровождала рассказом примерно таким, только не смейтесь)))) на ходу сочиняла)
Мама камень пошла гулять с детками камушками (Каждым камушком по спине проводила)
Затем сказала вставайте в ряд за мной. (На позвоночник выкладывала в ряд)
Детки баловались и падали со спины. (Каждый камешек скатывала по спинке)
Затем мама говорила не баловаться и становится парами и идти домой. (Опять камушки гуляли по спине)
Потом просто целовала спинку)))

А это я готовила, но так и не провели. Мальвинка не захотела:

Физкультминутка

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли - белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.

Стоит гора-Старушка –
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает.
И камешки теряет
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь

Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

Игра "Камень ножницы бумага"

Вот так прошла наша неделька. Спасибо заглянувшим на огонек))))

Ольга Кирова
Проект «Этот удивительный мир камней и минералов» старший возраст.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад «Светлячок» . П. Уральский, Нытвенский район, Пермский край.

ПРОЕКТ

«Этот удивительный мир камней и минералов »

Первой квалификационной категории

Кирова О. С. 2014 год.

Тип проекта : познавательно- исследовательский.

участники проекта – дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок проведения- июнь- июль 2014г.

Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы , кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность.

Расширять словарный запас детей, формировать связную речь

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Предполагаемый результат :

дети научились различать минералы и кристаллы ,

уметь называть их особенности;

научились работать с лупой, пинцетом.

Работа с родителями :

Познакомить с проектом .

Помощь в сборе материала о камнях

Помощь в оформлении мини- музея «камни »

План действий :

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

Определение направлений познавательной практической деятельности;

Организация совместной творческой познавательной практической деятельности.

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми

1. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края . Заинтересовать в предстоящем проекте/

2. "Удивительные камни "

Цель : познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

3.«Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения. Познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

4. «Полезные ископаемые»

Цель : Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Рисование по замыслу «Превращение камешков»

Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях .

Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок»

Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень»

Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни »

Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов , камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевая игра

«В поисках клада»

Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня »

Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Мария Евсеева
НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней». Тема: Свойства камней

Интеграция образовательных областей :

1. Познание

2. Художественно-эстетическая

3. Речевая

4. Социально-коммуникативная

5. Здоровье

Программное содержание :

Формировать представление о камнях , как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней , описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней свойства .

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней , камни на каждого ребенка , материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа : беседы : «Что такое горы?» , «Как человек использует камни » , «Подземная кладовая» , «Какими бывают камни ; чтение художественной литературы : сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы» .

Цель : расширять и закреплять знания детей о свойствах камней .

Задачи :

1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства

2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня .

3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.

4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом перед экраном.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку :

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети : камень.

Воспитатель : Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах .

2. Основная часть

Воспитатель : Где мы можем увидеть камни ?

Дети : на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель : Камни бывают очень разные . Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень , который защищает его. Такие камни называют амулетом .

Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня . Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни , которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей) . Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга , постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни , которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней , посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей) . А еще из камней строят дома , башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Какие произведения вы знаете или читали о камнях , горах? (Хозяйка медной горы) . О чем рассказывалось в этой сказке? (ответы детей) . Кто такой был Степан? Куда его отправили? Кого он встретил? Что сказала, предложила хозяйка горы? Какие сокровища предложила Хозяйка горы Степану? Какими качествами человека обладал Степан? В сказках добро, всегда побеждает зло! (Слайды №10-15)

Воспитатель : А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни ?

Дети : Геологи (изображения геологов слайд №16) .

Воспитатель : Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств , составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов) . Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель : Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней ?

Дети : Хотим.

Воспитатель :Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями ; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему) ; не мусорить (почему) . Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель : Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель : Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА) . Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.

(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну» , руки в стороны.)

Идем. Идем

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой» )

И пробежимся все легка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны) .

Воспитатель : Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни .

Дети добывают камни в горе .

Воспитатель : Какие интересные камни вы нашли . Они разные или одинаковые? (Ответы детей) . Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней , которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней . Приаживайтесь. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель : Рассмотрите свой камень , какого он цвета? (Ответы детей) .

Вывод : камни разного цвета .

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель : Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) .

Значит, что мы можем сказать?

Вывод : камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите , какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие ). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.) .

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод : камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель : А как вы думаете, что произойдет с камнем , если мы его опустим в воду? (Ответы детей : он утонет) . Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким ) . Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель : А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель : Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней . Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей) . А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.

Воспитатель : Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

Дети убирают рабочие места.