Узоры хакасской вышивки XVIII. Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Как мужская, так и женская повседневная одежда хакасов состоит из рубахи и штанов, сшитых из фабричной ткани.

Мужская рубаха - свободная, длинная и широкая в подоле. Шьют ее из хлопчатобумажной ткани - ситца, сатина, из шелка и шерсти преимущественно ярких цветов: красного, синего, желтого, реже черного. Шелковые и шерстяные рубахи надевают в торжественные, праздничные дни.

Покрой женского платья совпадает с покроем мужской рубахи, только шьют женское платье длиннее (ниже колен) и немного шире в подоле. Как и мужские рубахи, платья делают чаще всего из цветного ситца или сатина. Праздничные платья шьют из шелка и шерсти.

Углы отложного воротника, наплечники, обшлага и ластовицы женского платья делают обычно из другого материала: сукна, шелка, плиса, в прошлом - из парчи. Наплечники и обшлага женского платья несут на себе основную декоративную нагрузку, их покрывают вышитым узором. Цвет фона наплечников и обшлагов подбирают к платью, как правило, по принципу контраста. Кумачовый, оранжевый тон платья - и черный или густой синевы цвет наплечников, обшлагов. Желтый тон платья - темно-зеленый, черный цвет наплечников. Голубое платье - наплечники и обшлага темно-синие, зеленое - снова контрастный цвет черного в наплечниках и т. д (цв. ил. 108).

В узорах вышивки преобладают цвета ярких, насыщенных тонов: малиновый, красный, оранжевый, желтый, синий, лиловый, особенно нарядно звучащие на темных фонах наплечников и обшлагов платьев. Для вышивки характерен геометрический орнамент. Рисунок орнаментальных форм четок, всегда хорошо скомпанован, узоры его разнообразны. Практически нет двух одинаковых орнаментальных рисунков вышивки для наплечников и обшлагов. Соотношение узоров с фоном, выявление самого узора и силуэтных просветов фона, образующих свой орнаментальный ритм, - все это впечатляет выверенностью, завершенностью композиционных решений. Богатой фантазией и вкусом отличаются хакасские вышивальщицы (цв. ил. 111). Техника вышивки самая разная. Тамбурный шов, которым выполняется контур рисунка, сочетается с гладью, заполняющей рисунок внутри контурных линий. Старинные хакасские узоры вышиты шелком. В настоящее время вышивка чаще всего выполняется нитками мулине.

Следует отметить, что если для степных районов Хакасии особенно характерен геометрический узор орнамента, то в северных, подтаежных районах в узорах орнамента преобладают цветочные и растительные мотивы. Здесь орнаментальные формы крупнее. Силуэт цветка, листьев, стебля ясно и четко читается на контрастном фоне черного, темно-вишневого, зеленого сукна или шелка (цв. ил. 109).

Особенностью женских национальных платьев подтаежных районов Хакасии является то, что низ их нередко украшают цветные полосы. Кроме того, они более мягкого колорита. Здесь не встретишь ярких, насыщенных цветов столь характерных для степных, южных районов, где все горит, искрится под солнцем. Рядом с такими оттенками красного, как киноварный, алый терракотовый, розовый, красно-коричневый, рядом с желтым, оранжевым, теплыми фиолетовыми и зеленым цветами мастера здесь используют синий, голубой, зеленый открытых, резких тонов. Нельзя представить их исключенными из степных пейзажей Хакасии с выжженной солнцем травой, с дымкой горячего марева на фоне словно выцветшей голубизны неба. Они органичны здесь, и некоторая резкость, кажущаяся дисгармония цветовых соотношений оказывается смягченной, оправданной и точно угаданной.

Национальная одежда женщин прекрасно гармонирует с природой Хакасии. Суровая простота кроя, колорит и узор вышивки сливаются на юге с плавными ритмами степей, невысоких холмов, далеких возвышенностей, а в подтаежных районах с зелеными массивами тайги, с седыми каменными скалами.

Узорчатость геометрических форм вышивки, причудливое переплетение основных, ведущих линий тамбурного шва, вокруг которых группируются сочные цвета розеток, трех- и пятилепестковых форм орнамента, острые ответвления, напоминающие одновременно рога животных и веточки кораллов, обусловлены именно природными ландшафтами.

И мужская рубаха и хакасское женское платье застегиваются на одну пуговицу. Праздничные платья в прошлом украшали крупными перламутровыми пуговицами. Сборки рукавов у манжет прошивают или вышивают цветными нитками в несколько полосок или узорами.

В прошлом столетии в местах, расположенных близко к русским поселениям, хакасские женщины стали носить платья русского покроя, а также кофты, юбки. Вместе с тем следует отметить, что в хакасских улусах и селах и сегодня еще женщины носят свою национальную одежду.

Верхней весенней и осенней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка - сикпен . По покрою он почти не отличался от русского армяка или распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имел широкий прямой покрой, застегивался на одну пуговицу, запахивался слева направо и подпоясывался поясом, его шили на подкладке. Это была одежда преимущественно зажиточный хакасов.

Женский сикпен по покрою не отличался от мужского, только воротник его более широк и в форме шали. Главным отличием женского сикпена является его декор. Нередко воротник и обшлага рукавов сикпена обшивали черным бархатом или плисом. Воротник и обшлага украшали также вышивкой цветным шелком или шерстью. Кроме того, на них нашивали большие перламутровые, стеклянные разных цветов пуговицы. Самые крупные перламутровые пуговицы нашивали в несколько рядов впереди под воротом. Самая же нарядная деталь женского сикпена - спинка. Вышивка заполняет ее сплошным ковровым узором (цв. ил. 110; рис. 194).

Женские сикпены шьют и украшают вышивкой и в наше время. Вышивку выполняют шелковыми, шерстяными нитками, но чаще всего мулине. Так же как и в вышивке на платьях, вышивка сикпенов южных, степных районов Хакасии отличается по колориту от северных, подтаежных районов. На юге она более насыщена по цвету, узоры здесь геометрического характера, размеры орнаментальных форм невелики, орнамент густо покрывает спинку, обшлага сикпена. Подтаежный сикпен мягче по колориту. В цветах вышивки преобладают спокойные зеленые, розовые, золотистые и лиловые тона. Узоры орнамента более крупных форм, в них отчетливо можно увидеть очертания отдельных цветов, побегов растений, листьев. Вышивка этих сикпенов более декоративна, масштабна (рис. 195, 196).

Зимней одеждой хакасов была шуба из овчины - тон. Мужская шуба кроилась в талию, с узкими клиньями, расширяющимися к подолу. Длина шубы сзади доходила до пят, а спереди была чуть короче. Рукава делались с глубокой проймой и заканчивались полукруглым выступом, прикрывающим руку. Ворот из овчины был отложным, круглым. Женская шуба, как и платье, по покрою похожа на мужскую. Запахивалась она также слева направо. Застегивали шубу на пуговицы, но не подпоясывали в отличие от мужской. Женские шубы чаще шили с воротником из мерлушки, полы, подолы, рукава их оторачивали мехом шириной в 10-12 см. Для оторочки использовали мех с овечьих, беличьих ног, с ног соболя. Праздничные шубы сверх меховой оторочки украшали широкой полоской цветной материи: сатина, шелка, парчи.

Глубокие и поэтому толстые складки подола шубы скрепляли тартханами : цветными шелковыми нитками по верху каждого центрального клина у самого шва, соединяющего спинку с подолом, прошивали насквозь заложенные овчинные складки, одновременно собирая их в мелкие сборки (от 4 до 6) одна над другой. Стежки ниток располагали в шахматном порядке, что создавало декоративный эффект. Шелковые нитки (обычно они разных цветов) пропускали через овчину, а концы каждой нитки спускались по обе стороны строчки так, что из них образовывались разноцветные кисточки, что очень красиво.

Выше уложенных и прошитых складок, непосредственно над каждой из них, по нижнему краю верха спинки шубы, у самого ее шва, нашивали особые матерчатые аппликации - праты . Внутри они были зашиты кусочками шелка, а с краев, как узенькие каемки, нашивали полоски цветного шелка: у крайних пратов, к примеру, синего, у третьего и четвертого - красного и у центрального зеленого цвета. Цвета чередовались и по-другому, но схема их чередования на всех шубах примерно одинаковая. Размер пратов на шубах приблизительно 5×5 см. Количество их колеблется от 1 до 7. Праты и тартханы составляют совершенно оригинальное украшение хакасских женских шуб (цв. ил. 112).

Кроме отделки пратами и тартханами, шубы украшали еще и вышивкой. Вышивку косой перекрещивающейся гладью располагали по линии проймы. Цветочные мотивы вышивки в той же технике глади украшали спинку шубы (рис. 197).

Украшенные вышивкой шубы, отделанные пратами и тартханами, и сегодня широко бытуют в степных улусах южных районов. Их можно встретить также и в других районах Хакасии.

Традиционным видом верхней одежды хакасской женщины была в прошлом безрукавка сигидек . Шили их особые мастерицы, которым давали на руки весь закупленный материал: шелк для подола ярких цветов, иногда атлас или цветную парчу, бархат, большей частью черного цвета, который и составлял верх собственно сигидека, шелк или сатин на подкладку, разноцветные шелковые нитки, иногда еще золотую или серебряную канитель, позументы и простой бумажный материал на каркас. Своеобразным, оригинальным был декор сигидека - чеек , который представляет собой нашитые вплотную, ряд за рядом, швом "через край" (собственно этот шов и называется по-хакасски "чеек"), узенькие шнурочки, плетенные на руках из цветного шелка. Делали это следующим образом: две-три нитки одного цвета сначала ссучивали, потом из них сплетали узенькие шнурочки, как плетут косы, в три ряда, которые и нашивали на ткань, обычно на черный бархат, обязательно по два одноцветных шнурка рядом. Ряды сплетенных шнурочков располагаются в порядке цветов радуги, в разных чееках могут быть варианты.

Помимо чеека сигидек украшали еще бахромой из шелковых кистей, шелковыми нитяными завязками у ворота, дорогими пуговицами и вышивкой шелками по линии шва, соединяющего верх с низом. Иногда чеек заменяли обшивкой из позумента или тесьмы или в дополнение к чееку на спинке вышивали узор.

Увидеть сигидек в наши дни можно лишь в краеведческих музеях Красноярска, Абакана и Минусинска. В хакасских семьях он встречается крайне редко (рис. 198).


198. Безрукавка женская. Шелк, плис, шелковые нитки. Шов "чеек". Конец XIX в. КККМ

Головные уборы хакасов, как мужские, так и женские, до середины XIX века были почти одинаковой формы. Шили их из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей. В морозы к таким шапкам пришивали кусок овчины в виде ушанки. Своеобразной была старинная женская шапка с меховым околышем и длинной висящей тульей из материи, вышитой узорами. Такие шапки носили чаще всего замужние женщины.

Но охотнее хакасские женщины, как в прошлом, так и в настоящем, носят на голове платок из шерстяной ткани (типа павловских, набивных платков), который они очень искусно повязывают.

Хакасские рукавицы, как мужские, так и женские, имеют одинаковую форму и отличаются лишь размерами. Зимние рукавицы шили из белой или черной овчины с отделкой из материи. Отделку обычно делали из двух узких полосок - темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, сатина, ситца (рис. 199). Часто рукавицы оторачивали мехом. Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой. Изготовление рукавиц и украшение их вышивкой - наиболее распространенный в настоящее время вид народного творчества в хакасских улусах и селах, в поселках городского типа. Рисунки вышивок разнообразны, и нет среди них одинаковых, повторяющихся (цв. ил. 113, 114).

Своеобразной была у хакасов обувь. Мужчины и женщины носили одинаковую по крою обувь, делали ее сами из кожи. Такая обувь не имела каблуков. Голенище под коленями подвязывалось ремешками. Жители подтаежных районов голенища обуви часто делали из холста.

Мужскую зимнюю обувь шили из оленьего, конского и козьего (дикой козы) камуса. Камусовая обувь была мягкой и теплой, к тому же очень удобной для ходьбы. Женскую зимнюю обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Задники, подошву, переда такой обуви обшивали кожей. Нередко женскую обувь украшали вышивкой (рис. 200).

Обувь подобного типа еще нередко можно встретить в подтаежных районах Хакасии.

Внеклассное мероприятие

Тема: « Хакасский национальный орнамент»

Выполнила: Шаболина Юлия Викторовна

Студентка гр.201Б ЗФО

Абакан 2014

Школа: МБОУ СОШ №11

Класс: 2 Г

Тема: « Хакасский национальный орнамент»

Задачи:

    Расширить представление о хакасском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

    Развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, бережное отношение к объектам народного творчества, чувство толерантности к другому народу. Прививать интерес к хакасскому народному творчеству.

Оборудование: презентация,лист с изображениями орнамента, цветные карандаши, аудизаписи с мелодиями на хакасском языке А. Киштеева, хакасское национальное платье, рукавицы с орнаментом, хакасское нагрудное украшение «пого».

Оформление доски:

Тöрiткен чирiм, Хакасиям минiң! –

Хакасия, край мой!

План работы:

  1. Орг.момент – 1 мин

    Беседа – 15 мин

    Творческая работа 10 мин

    Итог – 5 мин

« Хакасский национальный орнамент»

Орг.момент

«…мы научились плавать в воде, как рыбы,

летать в небе, как птицы, осталось только

научиться жить на Земле, как люди! »

Бернар Шоу.

Изеннер! Здравствуйте!

Беседа

Прекрасная земля – Россия. Какой простор, какая красота!

Родина! Это небольшое слово с огромным значением. С раннего детства это слово входит в сознание человека. В душе каждого есть уголок, где хранятся милые сердцу образы, звуки – все то, что является его малой родиной.

Ребята, что является для вас родиной? (Республика Хакасия)

На классной доске слова на двух языках

Стихотворение под музыку чатхана.

Хакасия – край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей!

Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к родному краю. Какие? (Высказывания детей)

Каждый край неповторим, каждый народ талантлив. Человек всегда стремится украсить свой быт. Сегодня на занятии мы познакомимся с хакасским национальным орнаментом. Узнаем, в чём его особенности. Поучимся этому искусству сами.

Ребята посмотрите, перед вами представлено женское национальное платье. (демонстрация платья).

Оно несёт в себе древние традиции, отражает художественные представления мастеров, его создающих.

– Какое оно? (Платье широкое, а сзади подол платья удлинен.)

Учитель рассказывает детям для чего так шили платья.

– Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло.

– Чем еще необычно хакасское платье? (Тем, что оно украшено).

Как оно украшено? (Орнаментом).

Понятие : орнамент – что это такое? (Украшение). Это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.

-Где вы видите на женском платье орнамент? (На рукавах, воротнике, на плечах).

Давайте рассмотрим эти узоры.

Что напоминают узоры на одежде? (Они напоминают природу.)

Этот орнамент можно увидеть и на других изделиях (показ изделий).



Далее учитель показывает детям нагрудное украшение – пого. Рассказывает, что его носили только замужние женщины.



Какие особенности подметили (основные элементы – цветы, бутоны, листья на стеблях).

Как вы думаете, как называется такой орнамент? (Растительный)

Растительный орнамент (лиственный)- украшение в виде деревьев, веток, листьев, цветов, плодов и т.д.

Существует множество видов различных орнаментов:

    свободные растительные мотивы.

    Изображение птиц, зверей, человека.

    Чередование геометрических фигур.

    Всевозможные переплетения.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

    геометрические,

    растительные,

    образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Работа по элементам орнамента.

Цветы могут состоять из 3-х, 4-х и 5-ти лепестков и разных по форме: капелькой или листочком, красиво изогнуты). – показ на доске.

Что ещё подметили – стебли какие? (Тонкие и сплетаются в овал, круг или сердечком.

Полюбуйтесь красками орнамента.

Что вы можете о них сказать? (Яркие, многоцветные)

Где эти краски могла увидеть мастерица? (В тайге, в лесу на поляне или в степи, когда она цветёт в первой половине лета)

Какую особенность вы заметили в подборе красок в орнаменте?

    в одном цветке 2-3 краски – это “цветик – семицветик”

    стебли могут быть как зелёные, так и красные, оранжевые или малиновые

    краски яркие, насыщенные, звучные, чистые

    стилизация в цвете – упрощение (мы не видим оттенков, света и тени)

Творческая работа : подберите цвета для своего орнамента так, чтобы он ожил, расцвёл той красотой, которой так богата наша природа и так красив национальный костюм.

(Раздаточный материал для детей на листах А4)

Порядок работы, правила:

    Выберите себе лист с изображением вещей украшенных хакасским орнаментом.

    Возьмите карандаши и подберите цвета для своего орнамента.

    Работайте аккуратно, пишите тонкой плавной линией по контуру лепестков и листьев.

    Обратите внимание на сочетание, на ритм в цвете, на соразмерность по количеству того или иного цвета– всё это гармония цвета, их звучания.

Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живёт на одной земле в содружестве с другими народами. В процессе работы прислушайтесь к мелодии хакасской песни в исполнении А.Киштеева (звучит песня – 1-2 куплета).

Подведение итогов

Дети, заканчиваем работу.

Какой была мелодия? (Cветлая, добрая, красивая).

Помогала вам эта мелодия? Чем? (Настраивала на размеренность в работе, состояние покоя).

Так и мастерицы часто во время рукоделия поют.

2. Выставка детских работ.

Полюбуйтесь ими.

Как вы думаете, какое цветовое решение наиболее удачное и почему?

Чем интересен хакасский орнамент?

В чём его особенности?

«Лучшая из дев, Ичен-Арыг, Шесть раз пройдясь, дева Сукно дорогое схватила, Свой золотой нагрудник надела И из белого дома вышла…»

(Алтын-Арыг, 1988, с 256)

учитель технологии МБОУ Жемчужненская СОШ № 1

Ширинский район Республика Хакасия



Основные источники изучения народной вышивки:

  • Выбитые узоры на курганных плитах:

Узоры хакасской вышивки XVIII - нач. XX вв.1

Оглахтинская плита Плита у Аёва.


2. «Наскальные писаницы»:

на горе Сагыт Комарковская писаница.


3. Народные поэтические сказания:

Достала дорогое сукно,

Прекрасному юнцу

Спинку кипа стала кроить.

Ичен – Арыг была настоящая мастерица,

Все части быстро скроила.

Прекрасная Пичен – Арыг,

Напевая, спускается с горы,

Пятьдесят её косичек по надплечникам

рассыпались…


4. Документы исследователей, описывающих быт и материальную культуру в конце 18 – 19 вв.

(запись от 24 июля 1722 г на Уйбате из дневника путешественника Даниила Готлиба Мессершмидта, где он

«вдохновенно описывает красивые соболиные наряды, расшитые яркими нитками» )

5. Образцы вышивок, сохранившиеся в музее и в личных коллекциях:


  • Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл , каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл .
  • У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты.
  • Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.
  • Современный хакасский орнамент (еюсэрткен) подразделяется на узоры:
  • геометрические,
  • растительные,
  • образные

Геометрические мотивы орнамента:

  • Зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.

Они располагаются в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах (мушкам) , нижний бордюр наплечья (игбен) , по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Ромб – символ солнца

Ломанная линия – вода

Треугольник – горы

Круг, вписанный в квадрат – сущность двух начал (Неба и Солнца)

Прямая линия – поверхность Земли;


Растительный орнамент: представляют мотивы:

  • Спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др

Лотос – символ мира

(как у многих народов Востока)

Геометрический орнамент располагается по всей поверхности костюма


Хакасский национальный орнамент:

1. Симметричный – на обшлагах, манжетах, на спинке сигедека, сикпена, шубы, кисетах (нанджах), рукавиц (мелей) и тд.





Композиция это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание .

Форма и содержание зависят:

  • от того, какие швы будут использованы (тамбурный ( соз i рткен ), стебельчатый ( номаак ч i к ), козлик ( орбе ), и др);
  • от назначения изделия ( пого, обшлага, манжеты , и т.д.)
  • от расположения узора на изделии ( в центре, в углу изделия, по краю );
  • от выбора цвета для его выполнения ( чередование ярких и ослабленных тонов )

Раппорт – это повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов


Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи. Традиционные цвета в хакасской вышивке: Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье, тепле, добре. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле




Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.


  • Красный – зелёный – жёлтый
  • Зелёный – красный – белый
  • Зелёный – жёлтый – лиловый
  • Зелёный – синий – кирпичный
  • Зелёный – фиолетовый – жёлтый и др.

По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:

  • 1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов, в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента)

(по-хакасски - еюсэрткен).


2. Вышивка, заполненная гладью (по-хакасски - толдырын хостон) Контурную гладь можно комбинировать со швами: козлик и усложненный козлик.


  • 3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).

Стебельчатый шов : выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Он был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах и др.


  • Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов.

  • бордюр воротника,
  • кайма на подоле,
  • манжеты,
  • линия талии,
  • на спинке верхней одежды,
  • на рукавицах,
  • на кисетах,
  • на линиях проймы в безрукавках,
  • на погонах.

  • - женское платье;
  • - безрукавка (сигедек);
  • - платок (арчал);
  • - мужская рубашка (когенек).

Нагрудное украшение ПОГО: Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера .


ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШВОВ ХАКАССКОЙ ВЫШИВКИ

Алахтаева Мира Федоровна

студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан

Гузеватова Елена Николаевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан

Хакасская народная вышивка издавна славится разнообразием и оригинальностью узоров, восхищает утонченностью цветовых решений. Она создавалась веками и зависела от истории и культуры народа.

Вышивка не могла сохраниться в конкретных памятниках, но, опосредованно, через орнаментальный строй, по отдельным упоминаниям о декоре одежды в героических сказаниях, преданиях, песнях-тахпахах , через женские имена (Ах ч i бек - Белая нитка) из фольклора можно судить о распространенности этого вида народного творчества.

Скотоводческо-земледельческий уклад жизни определяли предметы и материалы вышитых изделий, и строй их орнамента. Круг вышиваемых предметов не так широк, и они не были подвержены значительным изменениям в течение долгого времени - свидетельство патриархальности уклада народного быта. Вышивкой украшали предметы, являющиеся декором жилища, как, например, занавес козеге, который служил своеобразной ширмой мужской и женской половины юрты. Вышивкой украшали войлочные изделия, служившие в зависимости от размера и формы постелью, ковриком, подстилкой, или настенным ковром, которым утепляли юрту. До XX века широкое распространение имели подушечки частых, трапециевидной или продолговатой прямоугольной формы, служившие изголовьем и подлокотником. Чаще всего частых были выполнены из кожи или ткани и украшены вышивкой.

Вышивка, наряду с металлическими украшениями и тиснением по коже, входила также в декоративное убранство утвари верхового коня. Она богато украшала покрывала под седла коней - чапрах, выполненные из войлока, кожи или ткани.

Самое значительное место вышивка занимала в украшении обуви, головных уборов, женской и реже мужской одежды, предметов ее декоративного убранства, куда входили сумочки нанчых, кисеты, ножны для оружия, крепившиеся к мужскому поясу.

Для шитья и вышивания одежды хакасы употребляли шерстяные, бумажные и шелковые нитки различной толщины, чаще скрученные вдвое. Этот способ скручивания ниток изо льна и конопли - кинд i р ч i п, а также старинного образца, которым является нитка из сухожилий и из пленки аорты животных. Высушенные конские, скотские и оленьи жилы разбивались молотком или руками ссучились в нитки - cuup ч i п. Прочностью сухожильных ниток обусловлено их применение в шитье нагольных шуб из овчины и кожаной обуви. Были популярны шелковые нитки, которыми расшивали одежду из бархата, сукна и шелка. В XIX-XX вв. шелковыми нитками вышивают и вещи, выполненные из выделанной овчины и мягкую обувь. Хакасы издавна любят и ценят золотые нитки. Ими большей частью расшиты сумочки нанчых, кисеты.

Для вышивания и шитья хакасы пользовались самыми простыми инструментами: наперстками хурчу , его надевают наверх указательного пальца правой руки, которым проталкивается иголка. Величина иглы пic зависит от материала изделия - шелка, сукна, ровдуги (мягкая овчина с соскобленной шерстью), овчины или кожи, а также толщины нитки - сухожильной, конопляной, шерстяной или шелковой. Вышивка по коже и ровдуге требовала применения специальной прокалывающей иглы пiс , вслед за которой с помощью иголки с ниткой можно было без труда создавать узор. Современные мастерицы пользуются пяльцами для натягивания ткани, на который наносится узор вышивки. По рассказам старых мастериц, прежде бытовала специальная прямоугольная рамка, на которую натягивали основу изделия и закрепляли ровную поверхность ее с помощью гвоздей.

Вышитая одежда считалась очень дорогой, хранилась в сундуках, была предметом гордости. Многие предметы одежды входили в состав приданого. Мать и родственницы готовили его с усердием и задолго до замужества дочери. Искусство вышивки, ее традиции хранили женщины, очень часто передавая их по наследству от матери к дочери. Более или менее хорошо могла вышивать каждая женщина. Но не каждая из них становилась настоящей мастерицей, способной создавать традиционные узоры и обладавшей талантом шитья. Создание и копирование узоров являлось одним из основных этапов создания вышивки. Трафареты вышивок ульгу создавали наиболее одаренные, много лет вышивавшие мастерицы. И для старинной и для современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: сначала из бумаги, бересты или кожи вырезался образец узора, который затем накладывался на ткань или овчину, обводился мелом, обмылком или стежками ниток контур рисунка. В настоящее время чаще всего применяют бумажный образец.

Существовало два вида выкроек. Туюх ульгу - непрерывный узор. Выкройка предназначалась для отделки определенной части костюма, создавалась с учетом ее формы и размера. Туюх ульгу более распространена. Лист бумаги и бересты складывается вдвое и, начиная с нижней части узора, создается непрерывный рисунок. На первый взгляд, когда мастерица режет выкройку узора, создается впечатление, что ее движения полны непрерывности и разнообразия.

Настоящее мастерство мастериц, как вышивальщиц и создательниц ульгу, зависит от запаса информации, которую она собирает годами. Зрительные впечатления, приобретение новых навыков и знаний позволяют мастерице отобрать из увиденного тот особенно понравившийся и удавшийся мотив, при помощи которого она затем сумеет создать новые узоры и вышивать, так, как только присуще ей самой. По убеждению мастериц красивые трафареты сами по себе мало значат. «Вышивальщица должна создать выразительный узор с помощью ниток и ткани, она должна уметь обращаться с материалом и отбирать для каждого узора то, что подходит к изделию» - таково мнение старой мастерицы и хранительницы предметов народного творчества Кызласовой Аграфены, из Кызласово .

Второй тип трафаретов - алынча ульгу, представляющие собой отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавался узор вышивки. Это выкройки узора пальметт, многолепестковых розетт, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Алынча ульгу, созданные одной мастерицей, могут использоваться многими вышивальщицами, и, лишь в руках талантливых из них, выступают в бесконечных вольных вариациях в неповторимом орнаментальном рисунке.

Прежде вышивальщица приметывала трафарет к ткани, затем по контору обшивала его цветным шелком. Теперь она мелком, карандашом или острым обмылком, наложив трафарет на ткань, прочерчивает рисунок и затем приступает к шитью. Если нужно нанести рисунок несколько повторяющихся мотивов с алынча ульгу , они наносятся на ткань при помощи одного и того же образца.

Есть и другой способ копирования узоров, когда узор срисовывается на глаз на вышиваемую ткань. Выполненные карандашные наброски предназначены для вышивки рукавиц, наплечьев хакасских платьев, моркамов , спинок шуб и сикпенов . Мастерица искусно переводит эти рисунки на ткань, привычно нанося давно известные ей мотивы, легко и каждый раз варьируя отдельные элементы. При этом, она соблюдает и симметрию узора, как если бы она пользовалась трафаретами, в то же время каждый раз совершенствует прежний рисунок все лучше и лучше, судя по ее вышивкам. Это результат определенных навыков. Вышивальщица по своему вкусу может изменить или убрать некоторые детали, включить новые, видоизменить третьи.

Бумажные, берестяные трафареты используются многими вышивальщицами, поколениями мастериц. Одни и те же узоры повторяются, таким образом, много раз, запечатлеваются в памяти мастериц, бывают широко распространены и тем самым способствуют устойчивости отдельных элементов в многообразии существующих узоров, чему не в малой степени способствовали простота и доступность техники копирования, разные способы получения образцов вышивки.

Современный материал по узоротворчеству хакасских мастериц говорит о том, что он чрезвычайно мало отличается от образцов конца XIX века, разве лишь большей распространенностью цветочных элементов в орнаменте.

Все разнообразие орнаментальных форм, а также способов использования - результат длительного исторического развития, результат многовековых традиций.

Рассмотрим декоративно-художественные особенности хакасской вышивки.

Изучение вышитых изделий в музейных коллекциях, беседы с мастерицами помогли выявить разнообразие декоративных швов, которыми пользовались и продолжают пользоваться хакасские мастерицы на протяжении многих лет. Для хакасской вышивки характерны так называемые свободные швы (Рис. 1.).

Рисунок 1. Виды швов хакасской вышивки

Из петельных швов широко распространен тамбурный шов соз i рткен, встречающийся на всех вышитых изделиях. Выполняется иглой и иногда крючком. Как и всеми остальными швами, соз i рткен вышивают по предварительно намеченному рисунку. При вышивке швом соз i рткен, мастерица перебрасывает нить петлей налево, прокладывает в середине предыдущей петли иглу и направляет ее на себя. На изнанке образуются линия последовательных стежков, на левой стороне - петельная цепочка. Швом соз i рткен можно передать любые линии узора, цепочка швов свободно и непрерывно вьется по контуру узора, повторяясь, плотно примыкая друг другу. Этот шов способен создать легкую графичность и четкость линии. В зависимости от вышиваемой поверхности, толщины и фактуры ниток, уровня мастерства вышивальщицы, декоративных задач, соз i рткен может виться крупными или мелкими, широкими размашистыми или, наоборот, настолько почти невесомыми петельными стежками, что способен создать разнообразный декоративный эффект. Слово соз i рткен несет в себе характер протягивающейся одна за другой петли, создает, как и сам шов, ощущение скольжения, легкости и графичности «волочащегося» свободного рисунка.

Кроме тамбурного шва соз i рткен, в хакасских изделиях широко распространен шов орбе , орбелеп – верхошов, при выполнении которого, нить идет зигзагообразно, пересекаясь. Различают орбе и туюх орбе . Орбе часто в литературе называют «козлик», пересекающиеся нитки которого на лицевой стороне изделия образуют «косую сетку». Швом орбе шьется линия соединения проймы и рукавов на нагольных и крытых сукном и бархатом шубах, сикпенах г линии соединения союзки и голенища в обуви. Швом орбе искусно маскируют линии соединения деталей одежды, одновременно извлекая декоративные свойства пересекающихся нитей.

Туюх орбе - разновидность косой сетки, когда ткань схватывается иголкой у края контура узора, где затягивается петля. Края шва имеют петельный рельеф, на обратной стороне стежка, они вьются по контуру узора; на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразных пересекающихся нитей с затянутой петлей. Шов туюх орбе встречается чаще на ранних изделиях из выделанной овчины, войлока, ровдуги. В хакасских изделиях швом туюх орбе оконтуривают праты - декоративные трапециевидные или иные фигурные аппликации из шелка и бархата, украшающих линию талии на спинке в сикпенах и шубах.

Орбе и туюх орбе - пожалуй, самые нарядные швы в хакасской вышивке. Через переплетение ниток шва слегка просвечивается фон, что придает вышитой поверхности изделия ажурность, приглушает яркие цветные контрасты. Каждый из приемов петельного верхошва создавал множество вариантов, в зависимости от плотности косых стежков, цвета и толщины ниток, цветного ритма узора, мастерства шитья. Этот шов встречается на изделиях из ткани, чаще им зашивают в несколько рядов внутреннее поле цветочных розетт в хакасских узорах наплечьев, манжет и рукавиц.

Наряду с орбе, встречается односторонний петельный шов чорбеен. Шьется слева направо. Сначала иголку с ниткой извлекают на лицевую сторону ткани, а затем ёе вкладывают вертикально сверху вниз, придерживая нитку большим пальцем левой руки. В момент вытаскивания иголки нитку отпускают, при этом нитка должна обязательно остаться под иглой - тогда получается петелька. Швом чорбеен часто заполняют круговые ряды или середину крупных орнаментальных форм. Эти разделки вносят большое разнообразие в фактуру вышивки. Этот шов встречаются в растительных композициях, им заполняются цветочные розетты, которые появились в хакасской орнаментике после знакомства хакасов с русскими кашемировыми платками, ставшими излюбленными и органично вошедшими в хакасскую народную одежду.

Из гладьевых швов в хакасской вышивке следует отметить толдырып - заполняющий. Это либо простая гладь с вертикальными стежками, либо «косичка». Шов толдырып может быть двухсторонним, поставленным слегка косо и часто. Им преимущественно заполняют внутреннее поле узора небольшими лепестковидными звеньями. Он встречается чаще всего на изделиях из ткани, на наплечьях платьев, спинках сикпенов и крытых шуб. Почти всегда швом толдырып заполняют лепестковидные элементы хакасского узора и пользуются в сочетании со швом соз i рткен, который служит окантовкой каждого элемента узора. Цветочные мотивы, которые хакаски перенесли из привозных русских изделий в традиционные хакасские узоры, чаще всего выполняются швом толдырып .

На старинных изделиях встречается гладь по настилу - трафарету ораап в значении обматывая, завертывая. Шов ораап рельефен. На ткань, кожу или ровдугу накладывается берестяной узор и зашивается гладью вертикальными прямыми стежками. Швом ораап выполнены узоры на старинных женских сумочках нанчых и кисетах. Иногда обмотанную цветными нитками берестяную выкройку узора прикрепляли к ткани.

Разновидность шва ораап - алтын ораап - золотое шитье, часто встречающееся на старинных кисетах и сумочках, на праздничной женской одежде. Узоры, выполненные в технике глади по настилу, близки к рисунку аппликаций на женских черпаках и войлочных покрывалах, бытовавших до недавнего времени.

К гладьевым швам относится шов туюхти сасхан (скрывающий) - широко распространенная разновидность глади с двухсторонним швом, создающая сплошной плотный настил нитей на весь узор. Иголка направляется по ширине узора в одну сторону, затем в обратную, создавая впечатление ряда плотных нитей, образуя шов параллельными рядами. Коллекции музеев позволяют судить о распространенности шва туюхти сасхан . Им маскируют линии соединения деталей спинки шуб, сикпенов , обуви. Терминология шва туюхти сасхан точно передает его назначение и употребление в качестве маскирующего шва, который в то же время обладает несомненной декоративностью. Многие мастерицы почти не различают швы туюхти сасхан и орбе, часто их путают, хотя их различия явные, не только по технике исполнения, но и по декоративному эффекту, который создает каждый из этих швов. Туюхти сасхан относится также к одному из излюбленных мастерицами швов. Его охотно используют при шитье шуб и сикпенов , декоративные качества шва диктуют его появление в шитье почти всех элементов хакасской одежды.

Своеобразна строчка с «обвивкой». С.В. Иванов отмечает, что этот шов кроме хакасов за пределами Сибири известен лишь в Китае и редко в Монголии. Технически шов представляет собой редкую строчку, обвитую другой ниткой. Этим швом выполнялись узоры на спинке сикпена .

Стебельчатый шов - номаан ч i к - выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Номаан ч i к был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах. В зависимости от длины и угла наклона стежка, стебельчатый шов может создавать ощущение графичности или ложиться плотными рядами глади. Об этой технике у хакасов упоминает С.В. Иванов. «Техника накладных нитей идет от техники накладного жгута расщепленных сухожилий или льняных нитей, хотя она и напоминает шитье золотой ниткой у китайцев, но это вполне местная техника» .

К декоративным швам следует отнести стягивающий ткань стежок точып т i ккен ч i к. На левой и правой стороне ткани образуются горизонтально расположенные стежки различного размера из разноцветных нитеи, образуя оборки у линии соединения рукавов с наплечьями и линии - талии на спинках шуб и сикпенов . Встречается на всех типах мужской и женской одежды. Распространен повсеместно.

Краткий обзор швов, применявшихся в старинных и современных вышитых изделиях хакасов, позволяет говорить об изменениях в вышивальном искусстве в течение более ста лет. Наиболее употребительными и устойчивыми остаются тамбурный шов соз i рткен , швы орбелеп и туюхти сасхан, реже строчка с «обвивкой». Этими швами выполнены лучшие изделия хакасского вышивального искусства, ими продолжают пользоваться и сейчас. Эти швы определяют вместе с узоротворчеством художественный стиль и своеобразие хакасской вышивки, имеющей глубоко народные традиции. Основные швы хакасского шитья были характерны и для исконно традиционных материалов вышивки: кожи, ровдуги, выделанной овчины.

В современном шитье швы соз i рткен, орбе, туюхти сасхан выполняются в сочетании с другими швами - наиболее употребительными сейчас - гладью, стебельчатым швом - что значительно оживляет и обогащает узор, дает большое возможности для инициативы и художественного творчества мастериц.

Изучение хакасской вышивки вызывает особый интерес, так как в последнее время идет возрождение традиций хакасского народного творчества.

Список литературы:

1.Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М., 1963. - 500 с.

2.Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997. - 111 с.

3.Шибаева Ю.А. Одежда хакасов.Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. - 138 с.

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.