Как изличиться от вампиризма в скайриме. Как вылечиться от вампиризма в Скайриме

Хаджитка до и после заражения вампиризмом

Данмерка до и после заражения вампиризмом

В этом материале рассказывается о болезни под названием Вампиризм и ее последствиях для персонажа игрока. Для получения информации о зараженных вампиризмом персонажей, обратитесь к материалу - Вампир .

В игре Skyrim, вампиризм или Сангвинаре Вампирис - это необычная болезнь симптомом которой является сначала слабость, а затем заболевший превращается в инфицированное опасное ночное существо. Первое DLC под названием Dawnguard добавляет Лордов-вампиров , которые могут использовать магию крови, превращаться в стаю летучих мышей, а также призывать Гаргулий. Пока еще неизвестно, будет ли это новый вид вампиров, или "улучшенные старые".

Вампиризм в Skyrim

Стадии вампиризма и эффекты

Вампиризм состоит из четырех отдельных стадий, начинается с первой и прогрессирует в четвертую стадию. Переход на следующую стадию происходит каждые 24 часа, если вы в течении этого времени не питались спящим NPC. Выпив крови, вы вернетесь на первую стадию.

Как мы уже говорили, заражение вампиризмом изменяет ваш вид: он делает вашу кожу (или мех) бледной, дает вам клыки и вампирские глаза. Внешний вид персонажа не меняется от стадии к стадии (как это было в Oblivion). NPC могут комментировать ваш вид, но они станут враждебными только тогда, когда вы достигните четвертой стадии.

Преимущества и недостатки

Будучи вампиром вы получаете как преимущества, так и недостатки, в зависимости от стадии, на которой вы находитесь. Чем дольше вы ходите голодным, тем большие проявляются эти изменения.

Все стадии

  • Вы имеете 100% сопротивление болезням.
  • Вы имеете 100% сопротивление ядам.
  • Заклинания школы Иллюзии на 25% сильнее (это повышает максимальный уровень врагов, на которых они действуют; суммируется с перками).
  • Вы становитесь нежитью, а это значит, что перк "Некромаг " повышает мощность заклинаний, которые вы кастуете на себя.
  • Вас на 25% труднее обнаружить, когда вы крадетесь.
  • Когда вы на солнце, скорость регенерации вашего здоровья , магии и запаса сил уменьшается на 100%. Другими словами, они не восстанавливаются со временем. Однако, эффекты, которые увеличивают скорость восстановления этих параметров, всё еще будут работать.

I cтадия

  • Вы имеете 25% сопротивляемость холоду.
  • Вы имеете 25% уязвимость к огню.
  • Когда вы на солнце, ваше здоровье, магия, и выносливость понижены на 15 ед.

II cтадия

  • Вы имеете 50% сопротивляемость холоду.
  • Вы имеете 50% уязвимость к огню.
  • Когда вы на солнце, ваше здоровье, магия, и выносливость понижены на 30 ед.

III cтадия

  • Вы имеете 75% сопротивляемость холоду.
  • Вы имеете 75% уязвимость к огню.
  • Когда вы на солнце, ваше здоровье, магия, и выносливость понижены на 45 ед.
  • Большинство NPC не будут с вами разговаривать.

IV cтадия

  • Вы имеете 100% сопротивляемость холоду.
  • Вы имеете 100% уязвимость к огню.
  • Когда вы на солнце, ваше здоровье, магия, и выносливость понижены на 60 ед.
  • Все NPC рядом, включая супругов и спутников, становятся враждебны к вам и будут вас атаковать.

Способности и заклинания вампиров

Когда ваша болезнь вампиризма прогрессирует на следующую стадию, вы приобретаете все более и более мощный набор дополнительных способностей, включая способности из предыдущих стадий. Возвращение на первую стадию забирает у вас высокоуровневые способности, а те, которые остаются, возвращаются к своей первоначальной силе.

Чемпион ночи (Champion of the Night)
Постоянный активный эффект, который увеличивает силу заклинаний школы Иллюзия на 25%.

Следы ночного ходока (Nightstalker"s Footsteps)
Постоянный активный эффект, благодаря которому вас на 25% труднее обнаружить, когда вы крадетесь.

Взгляд вампира (Vampire Sight)
Малая способность , которая дает вам возможность видеть в темноте (Ночное зрение на 60 секунд).

Служитель вампира (Vampire"s Servant)
Способность, которая предоставляет вам возможность один раз в сутки реанимировать мертвое существо уровня 6 или ниже, которое будет сражаться на вашей стороне в течение 60 сек. Сила этой способности растет с каждой стадией вампиризма. Заметьте, что зомби, поднятые с помощью этой способности, не всегда превращаются в прах после гибели (как при использовании обычного заклинания оживления мертвеца). Они сохраняют свою форму по истечении 60-секундного срока, а превращаются в пепел только в том случае, если их убили в бою, или если игрок совершит быстрое путешествие.

  • Стадия 1: оживляет слабого (до 6-го уровня) мертвеца на 60 секунд.
  • Стадия 2: оживляет среднего (до 13-го уровня) мертвеца на 60 секунд.
  • Стадия 3: оживляет сильного (до 21-го уровня) мертвеца на 60 секунд.
  • Стадия 4: оживляет очень сильного (до 30-го уровня) мертвеца на 60 секунд.

Вытягивание жизни (Vampiric Drain)
Это уникальное заклинание школы разрушения, которое на протяжении продолжительного времени высасывает здоровье противника и передает его вам. При наличии соответствующего перка, Вытягивание жизни может кастоваться с двух рук, однако стоимость заклинания не понижается ни одним из перков. Кроме того, применение этого заклинания не повышает ваш навык Разрушения. Но, все же, снаряжение с эффектом понижения стоимости заклинаний Разрушения действует и на это заклинание, предоставляя вам возможность кастовать заклинание даже за 0 ед. маны.

  • Стадия 1: Поглощает 2 ед. здоровья цели в секунду. Стоимость: 5 ед. маны в секунду.
  • Стадия 2: Поглощает 3 ед. здоровья цели в секунду. Стоимость: 10 ед. маны в секунду.
  • Стадия 3: Поглощает 4 ед. здоровья цели в секунду. Стоимость: 12 ед. маны в секунду.
  • Стадия 4: Поглощает 5 ед. здоровья цели в секунду. Стоимость: 15 ед. маны в секунду.

Обольщение вампира (Vampire Seduction)
Способность, идентичная заклинанию школы Иллюзии "Успокоение ". Успокоение существа или человека до уровня 10 на 30 секунд. Очень полезная способность, когда вы достигли четвертой стадии, поскольку позволяет говорить с квестовыми NPC. Доступна начиная со второй

Объятия теней (Embrace Of Shadows)
Способность, идентичная заклинанию школы Иллюзии "Невидимость". Невидимость с улучшеным ночным зрением на 180 секунд. Взаимодействие с окружающей обстановкой или атака сделает вас видимыми. Доступна только на четвертой стадии. Может быть использована только один раз в сутки.

Питание

Для того, чтобы вернуться или остаться на первой стадии вампиризма, вы должны питаться кровью спящих NPC. Для этого подойдите к жертве, и нажмите кнопку "Использовать", а потом выберите "Питаться". Пить кровь лучше в режиме скрытности и без свидетелей, потому как они, увидав ваши темные дела, сразу же бросятся на вас. Вы можете питаться практически любым NPC, который спит в кровати, включая все расы, и даже призраками или другими вампирами. Однако, вы не можете пить кровь детей.

После того, как Темное Братство переместится в Данстарское убежище, там будет только четыре человека, и только одним из них можно будет питаться. Вероятность того, что NPC спит крайне мала.

Лечение от вампиризма

Если вы заразились вампиризмом, то не превратитесь в вампира еще в течение трех дней. До превращения вы можете избавиться от болезни любым зельем исцеления болезней или при помощи благословения .

По прошествии первых трех дней поиск возможного излечения становится более затруднительным. Посетите любую таверну и поговорите с трактирщиком о слухах. Трактирщик отправит вас в Морфал к человеку по имени Фалион . Так начнется квест Подъем на рассвете .

Однако, если вы находитесь в одной из последних стадий вампиризма, трактирщики нападут на вас с первого взгляда. Потом на вас станут все нападать. Если это произойдет, вам нужно покормиться, чтобы уменьшить эффект от вампиризма, и персонажи станут снова дружественно к вам относиться.

Вы можете также излечиться от вампиризма, став вервольфом присоединившись к фракции Соратников . Получив ликантропию , вы становитесь 100% защищенным от болезней и не можете вновь заразиться Сангвинаре Вампирис . Однако, если вы излечитесь от ликантропии, то вполне снова можете заразиться вампиризмом.

Вампиры в лоре

Игровая книга "Бессмертная кровь " описывает скайримский клан вампиров, "Волкихар", которые имеют сверхъестественные силы. Эти вампиры, кроме всего прочего, умеют протягивать руки сквозь лед (не ломая его), чтобы схватить жертву и заморозить ее. Однако, скайримские вампиры более схожи со своими сородичами из Сиродила , поскольку так же без вреда для себя могут находится под солнечным светом. Вампирская сущность сиродильских кровососов становится всё заметней с каждой стадией. Вампиры Скайрима имеют способности к ледяной магии и разделяют со своими сиродильскими собратьями множество малых способностей. Скайримские вампиры имеют те же особенности, что и сиродильские: они умеют сливаться с толпой и склонны к питанию спящими людьми. Это противоречит рассказам о вампирах Тамриэля, поскольку сиродильские вампиры единственные могут сохранять человеческий облик, если недавно питались. Внешний вид Воликхарцев, однако, не изменяется от стадии к стадии, поэтому их нечеловеческие глаза, бледность и клыки присутствуют постоянно.

Article .top-image{float:left;margin:0 10px 10px 0;} article p{text-align:justify;}

В предыдущей части, Oblivion, вампиры могли заразить нас "Гемофилией Венценосных" . А в Skyrim за вампиризм отвечает такая зараза, как "Sanguinare Vampiris" , которая во многих отношениях является более слабой, отсутствуют такие бонусы, как повышенная сопротивляемость обычному оружию, увеличение навыков владения оружием или скорости. Тем не менее, урон наносимый вампирам солнечным светом, тоже ослаблен, и не является той "фатальной аллергией", которая была присуща их коллегам из Сиродила.

Умения и способности, данные вампирам благодаря их происхождению, делают их идеальными ворами, убийцами, иллюзионистами, хотя другие стили игры так же возможны. Кровь вампиров вырабатывает невосприимчивость ко всем ядам, болезням и холоду, но огонь причиняет им ужасные страдания. Большая часть людей ненавидит и боится вампиров и попытается тут же их атаковать, если они выдадут свою природу.

Вампиры Скайрима не приспособлены к тому, чтобы утолять свою жажду кровью оборотней, т.к это излечит их от вампиризма и заразит ликантропией. Как только вы превратитесь в оборотня, процесс уже не может быть обратим, т.к оборотни имеют иммунитет к инфекции "Sanguinare Vampiris" .

Становимся вампиром

Где бы на вас не напал вампир, вы сразу же рискуете заразиться "Sanguinare Vampiris" . Первое время инфекция имеет симптомы обычной болезни, которая снижает показатель вашего здоровья на 25 единиц т.е на данном этапе болезнь может быть вылечена, как и любая другая. Однако, если вы халатно к этому отнесетесь, через 3 дня эта инфекция прогрессирует в полную форму вампиризма. Начиная с этого момента, стандартное лечение вам не поможет.

Sanguinare Vampiris оповещает игрока каждый день в определенное время о его состоянии. На рассвете появится сообщение: "Вас одолевает странное чувство слабости". На закате, появится сообщение: "Странное чувство жажды переполняет вас". После третьего дня Sanguinare Vampiris пропадет из ваших активных эффектов и вы приобретете первую стадию вампиризма.

Стадии и эффекты вампиризма

Полная форма вампира состоит из четырех стадий, начинается с первой и заканчивается четвертой. Вы продвигаетесь на 1 стадию, если каждые 24 часа вы без кормления нападаете на спящего NPC. Кормление всегда возвращает вас к первой стадии, т.е если вы пьете кровь, то происходит "откат" стадии к первой.

Прогрессия вампиризма будет отображаться на внешности вашего персонажа, придавая коже бледный оттенок (или налет), появятся клыки и вампирические глаза. Преображения во внешности становятся все более заметны по мере вашего продвижения по стадиям. NPС могут обращать внимание на вашу внешность, но они будут относится к вам враждебно только когда вы достигнете четвертой стадии.

Преимущества и недостатки

Как вампир, вы будете испытывать как положительные, так и вредные эффекты изменений, в зависимости от текущей стадии. Чем дольше вы будете обходиться без крови, тем более критичными становятся эти изменения.

ВСЕ СТАДИИ

  • У вас 100% невосприимчивость к болезням.
  • У вас 100% невосприимчивость к ядам.
  • Магия изменения увеличена на 25%.
  • Вас на 25% тяжелее обнаружить во время того, как вы крадетесь.
  • При дневном свете ваше здоровье, выносливость и мана не восстанавливаются.

(На самом деле, на вас действует эффект, понижающий скорость регенерации на 100%, поэтому любые вещи повышающие ее, помогут вам. Работает с маной, если вы оденете Маску Клавикуса Вайла, позволяющую регенерацию, без данной маски мана не восстановится).

Стадия 1

  • Вы имеете 25% невосприимчивость к холоду.
  • У вас 25% уязвимость к огню.
  • При дневном свете здоровье, мана и выносливость автоматически понижаются на 15.

Стадия 2

  • Вы имеете 50% невосприимчивость к холоду.
  • У вас 50% уязвимость к огню.
  • При дневном свете здоровье, мана и выносливость автоматически понижаются на 30.

Стадия 3

  • Вы имеете 75% невосприимчивость к холоду.
  • У вас 75% уязвимость к огню.
  • При дневном свете, здоровье, мана и выносливость автоматически понижаются на 45.
  • Если вы захотите начать разговор, большинство NPC откажутся с вами общаться.

Стадия 4 (жажда крови)

  • Вы имеете 100% невосприимчивость к холоду.
  • У вас 100% уязвимость к огню.
  • При дневном свете здоровье, мана и выносливость автоматически понижаются на 60.
  • Большинство NPC становятся по отношению к вам враждебными и атакуют вас.

Способности и заклинания вампиров

Кроме того, по мере прохождения стадий вы получите несколько уникальных способностей и заклинаний, некоторые из которых будут только набирать мощь со временем (а точнее, с повышением стадии). При возврате к первой стадии будут удаляться способности более старших уровней или сбрасываться до их первоначальной силы.

Воин ночи

Постоянно активный эффект, который вы получаете на первой стадии, увеличивающий потенциал ваших заклинаний иллюзии на 25%.

Следы ночного охотника

Постоянно активный эффект, который вы получаете на первой стадии, увеличивающий вашу скрытность на 25 %

Слуга вампира

Способность, позволяющая вам поднимать мертвые тела для сражения на вашей стороне в течение одной минуты раз в день. Мощь этой способности увеличивается с каждой стадией вампиризма.

  • Стадия 1: Поднимает мертвое тело слабого создания на 60 секунд.
  • Стадия 2: Поднимает мертвое тело среднего создания на 60 секунд.
  • Стадия 3: Поднимает мертвое тело сильного создания на 60 секунд.
  • Стадия 4: Поднимает мертвое тело очень сильного создания на 60 секунд.

Зрение вампира

Способность, улучшающая видимость в темноте.

На первой и последующих стадиях: улучшается видимость в темноте. Может быть применено несколько раз в день и позволяет переключаться между режимами вкл/выкл.

Истощение вампира

Это уникальное заклинание новичка, которое поглощает небольшое количество здоровья у цели и передает его вам.

  • Стадия 1: Вытягивает 2 здоровья в секунду. Затрачивается 5 магии в секунду.
  • Стадия 2: Вытягивает 3 здоровья в секунду. Затрачивается 10 магии в секунду.
  • Стадия 3: Вытягивает 4 здоровья в секунду. Затрачивается 12 магии в секунду.
  • Стадия 4: Вытягивает 5 здоровья в секунду. Затрачивается 15 магии в секунду.

Обольщение вампира

Способность, которая равнозначна заклинанию иллюзии "усмирение". Можно использовать только 1 раз в день.

На второй и последующих стадиях: Усмиряет созданий и людей до 10-го уровня на 30 секунд.

Объятия теней

Способность, которая равнозначна заклинанию иллюзии "невидимость". Улучшает зрение в темноте во время действия заклинания. Какое-либо взаимодействие с внешней средой или атака сделает вас видимым. Может быть использована 1 раз в день.

Стадия 4: Невидимость с улучшеным зрением в темноте на 180 секунд, раз в день.

Кормление

Для того, чтобы постоянно оставаться на первой стадии вампиризма, вы должны пить кровь у спящих NPC. Для этого вы должны нажать кнопку "Использовать", будь вы в положении сника или стоите возле жертвы, и выберите кормление. Кормление должно происходить без свидетелей т.е втихомолку, т.к свидетели сразу могут напасть на вас. Вы можете пить кровь практически у любого NPC, который спит в постели, т.е у представителей всех рас, даже привидений и других вампиров. Вы не можете пить кровь у детей.

Соратники из Вайтрана не будут к вам враждебны до тех пор, пока вы не присоединитесь к ним и не достигнете последней стадии вампиризма. В тоже время, это может стать полезным - использовать других Соратников без особых трудностей для кормления в ночные часы.

Члены Темного Братства не имеют предвзятости к вампирам, хотя если они поймают вас за кормлением, то нападут на вас.

Вы можете безнаказанно использовать людей, сопровождающих вас, в качестве пищи, учитывая, что не будет свидетелей. Просто прикажите им лечь спать и пейте их кровь до тех пор, пока они не встанут снова. Они становятся надежным источником свежей крови для игрока.

Внимание: Если вы используете консольные команды для того, чтобы вам были доступны сразу же оборотень и вампир, то после превращения в оборотня вы потеряете способность пить кровь у спящих NPC.

Излечение от вампиризма

Зайдите в любую таверну и расспросите ее владельца о слухах. Он расскажет вам о волшебнике, занимающемся исследованиями вампиров в Мортале, зовут его Фалион. Бегите в Мортал и встретьтесь с ним. Он попросит вас принести ему черный камень душ (вы можете купить один у него за 280 септимов), заключите душу в этот камень при помощи заклинания "Ловушка душ" или используйте любое зачарованное на это заклинание оружие, примените его на человеке, убейте его, чтобы поглотить душу. Как только душа будет заключена в камень, отнесите его Фалиону и он попросит вас встретиться с ним в круге призыва за пределами города на рассвете (примерно 5 утра). Оказавшись там, после непродолжительного ритуала вы будете исцелены. Обратите внимание, что вы не должны быть на 4 стадии вампиризма, в противном случае Фалион откажется выполнять ритуал.

Есть и другой способ излечения от вампиризма - стать оборотнем. Так как ликантропия дает 100% невосприимчивость к болезням и инфекция Sanguinare Vampiris будет исцелена.

О вампирах

Книга "Кровь Бессмертных" описывает жизнь вампиров в Скайриме (племя "Волкихар"), которые наделены сверхъестественной силой. Книга так же утверждает, что они способны проходить через толщи льда, чтобы настигать ничего не подозревающих путешественников и обращать их в лед. Тем не менее, вампиры Скайрима во многом схожи с их собратьями из Сиродила, и являются чуть ли не их двоюродными братьями т.к способны выносить солнечный свет (при условии, что недавно пили кровь). Вампиризм более отчетливо проявляется между кормлениями.

Симптомом вампиризма в игре Скайрим является, на первом этапе слабость, а после этого заболевший превратится в опасное инфицированное ночное существо. Вероятность заразиться возникает каждый раз, когда вас поражает вампир при помощи способности «Высасывание жизни». Вампиризм – это непростая болезнь в игре Skyrim. Как избавиться от вампиризма, мы расскажем в этой статье.

Первоначально, заболевание это обычное. Проявляется оно пониженным запасом здоровья. На этой стадии исцелиться можно при помощи зелья или в храме. Если исцеление не произошло в течение трех дней, заболевание превращается в истинный вампиризм. В этой стадии его проявления уже невозможно снять обычным способом.

Как излечиться от вампиризма

Первый способ достаточно прост, но, вероятно, не всем подойдет. Второй более сложный, требуется стать вампиром четвертой стадии, но здесь вас будут атаковать уже обычные жители, уже безо всякой причины. Итак, понадобится встреча с Фалионом. Далее расскажем об этом пошагово.

  • Идите в город Falkreath (Фалкрит), находите таверну Dead Man"s Drink.
  • Разговариваете с хозяйкой заведения Valga Vinicia (Валга). Спросите ее о том, доходили ли до нее какие-нибудь слухи. Valga Vinicia расскажет про Фалиона. Это человек, изучающий вампиров. Таким образом вы получаете квест Rising At Dawn.
  • Далее идите в город Morthal (Мортал).
  • Найдите дом Фалиона и спросите его про вампиризм.
  • Говорите ему, что вам требуется лекарство.
  • После этого потребуется поговорить с ним второй раз и сообщить, что необходим камень черной души (при прокачанном разговоре он стоит 112 золота).
  • Говорите с Фалионом еще раз и смотрите, что у него еще имеется на продажу. Вам потребуется купить книжку спела Soul Trap.
  • Спелл эквипьте.
  • Теперь нужно поймать в камень душу. Идите в Форт Сноухок, это несколько западнее Мортала.
  • Идите в форт, убивая при этом скелетов, до тех пор, пока не будет использован спел Soul Trap.
  • Найдите некроманта и используйте против него спел.
  • Идите в инвентарь, в раздел Misc и проверяйте Black Soul Gem (камень черной души). Он должен стать наполненным и название его станет Black Soul Gem.
  • Возвращайтесь в дом Фалиона.
  • Говорите, что камень наполнен.
  • Он ответит, что нужно его встретить на рассвете в круге призыва.
  • Идите в лес, в круг. Он находится в северо-западной части.
  • Ждите 2-4 часов утра.
  • Здесь может быть баг, поэтому выходите из круга и идите к реке, там находится небольшой остров с крабом. Краба необходимо убить. В противном случае его увидит Фалион и квест невозможно будет закончить.
  • Ждите еще какое-то время, пока Фалион не появится и начинайте с ним говорить.

После прочтения этой статьи, вы можете смело играть в Скайрим. Как избавиться от вампиризма, вам теперь известно.

Как защититься от энергетического вампира
Как жить с вампиром?
Для начала определимся кто такой "вампир" и "энергетический вампир" и разберемся, существуют ли они на самом деле. В мифологии многих народов вампир это кровосос, упырь, оборотень, который после смерти пьет кровь и загрызает людей.

В современном понятии вампиризм это конечно же не высасывание крови лунными ночами. Под "вампиризмом" понимается любая форма заема энергии, отбирание жизненных сил у другого, другими словами проживание за чужой счет. Вампир это тот, который только потребляет, ничего не отдавая взамен.

Показать скрытый текст

Вокруг нас все является энергией. Например, когда люди обмениваются словами, то вместе с этим они обмениваются мысленной энергией, чувствами, передают друг другу свои эмоции и настроение. Иногда общение с некоторыми людьми так сильно выматывает, что после ощущается упадок сил, как будто происходит энергетическая интервенция. Мы говорим после такого общения - "выжали как лимон", "всю кровь высосали". Именно таких людей, после которых мы теряем свои жизненные силы принято называть "энергетическими вампирами".

Написано об этом много литературы, однако практически нигде не рассказывается о том, что начинающий человек-вампир прежде всего энергетически изъедает самого себя, а позднее войдя во вкус, "ест" других. Бывает, что люди у самих же себя вампирят активную и позитивную энергию. Человек занимается самокопанием, самоедством, внутренне ноет на свою судьбу и проявляет недовольство тем, что ему так мало хорошего достается от жизни. Таким образом, начинается внутренний вампиризм, который преобразовывает человека. Человек разрушает свою энергетическую оболочку и позволяет злу проникнуть в глубину своей души. Соединяясь со злом, душа человеческая преобразовывается в душу вампира.

Людей вампиров легко обнаружить в своем окружении. Такие люди постоянно ищут повода для конфликтной ситуации, устраивают разборки и "качание своих прав" или наоборот, на всех всегда обижаются. Есть вампиры пассивные (лунные) и есть активные (солнечные), но у всех есть одна общая черта - общение с ними выматывает и изнуряет нервную систему.

Солнечные вампиры.
Их энергия агрессивная, конфликтная. Они постоянно орут на кого-то, или визжат по поводу и без повода. Эгоистичная личность, которая провоцирует ссоры и скандалы, вызывая у окружающих душевную или физическую боль. Солнечный вампир действует нагло, оскорбляет открыто и самым циничным образом, вызывая взрыв вашего негодования. Если вы не реагируете на его оскорбления, то способен ударить, чтобы в конце концов получить для себя выброс вашей негативной энергии.

Лунный вампир.
Этот энергетический вор скрытный и тихий. Он всегда плачется о своих проблемах. Он зануда, который ни с кем не ссорится и не ругается, но своим нытьем доводит окружающих до белого каления. Агрессивным лунный вампир бывает только со своими близкими людьми при закрытых дверях, позволяет себе быть грубым и жестоким. При посторонних он культурный и вежливый. Регулярно у всех спрашивает советов, жалуется на жизнь и постоянно нуждается в вашей помощи. Вы даже не сразу поймете, как окажетесь в кабале у такого человека.

Бывает, что вампир это любимый человек. И ничего с этим не поделаешь. Любовь не выбирают, она просто приходит. Ведь любишь того, кого любишь. Вампир приходит домой, и сразу появляется гнетущая обстановка, которая длится до тех пор, пока вампир не "получит" свою долю энергетической подзарядки от своих домашних, то есть пока всем не достанется. "Попилит" всех, повредничает и ходит потом улыбается. Многие воспитанные вампиры не могут позволить себе подзарядиться на работе, поэтому "подсасываются" энергией от своих домашних. Такие вампиры провоцируют ссоры на пустом месте. Им нужна энергия для жизни, чтобы жить, по-другому они жить не умеют.

Бывают и дети -вампиры.
Ребеночек-вампиреныш мрачен и нелюдим. У таких детей обычно высокомерный характер. Они постоянно чем-то недовольны - то бабушка плохая, то мама или папа неправильные. Откуда же берется детский вампиризм? Бывает, что в роду кто-то был вампиром. А бывает, что пугают беременную женщину или отец ребенка ведет себя недостойно, то в тело малыша вселяется Бука - это дух, пожирающий настоящую душу ребенка и лишающий ребенка интереса к жизни. Ребенку, одержимому Букой, не интересно играть, читать, рисовать, учить уроки, он склоняется из угла в угол. Ребенок часто впадет в истерику, которую невозможно остановить. Тем не менее прекрасно умеет манипулировать людьми и ставит себе в услужение.

Существует сексуальный вампиризм. Поселившаяся в человека сексуальная сущность, лишает как мужчину, так и женщину сексуальной энергии. Супругам лень заниматься сексом. Они и на сторону не бегают и в семье "супружеский долг" не желают исполнять. При этом постоянно придираются к супругу - " не так ешь", "не так сидишь", "не так храпишь". Самое страшное, что достают придирками не только супруга, но и детей своих.

Существуют ли способы, как защититься от энергетического вампира? При общении с подозреваемым в таком вампиризме сохраняйте спокойствие, не раздражайтесь. Отвечайте уверенно, выдерживая паузу перед каждой вашей репликой. Можно улыбнуться, пошутить или промолчать в ответ на его попытки устроить скандал. Если у вас все получится, вампир может стянуть с вашего биополя отрицательную частицу, которая столкнувшись с его собственными, сделает ему только хуже. В случае, когда справиться с эмоциями вам не удалось, не держите злобу на вампира, в тот момент, пока вы думаете о нем, он тоже сосет вашу энергию.

Хорошая защита от энергетических вампиров - это отвлекаться на что-либо во время общения. Думайте о приятном, разглядывайте внешность собеседника. Скрестите руки, положите ногу на ногу. Можно по старинке показать Дракуле фигу в кармане. Тем, кому приходится много общаться с людьми, среди которых могут быть и вампиры, ставьте воображаемое зеркало между вами и собеседником, чтобы он смотрелся в него. Или представляйте себя под стеклянным колпаком. Ни в коем случае не смотрите вампиру прямо в глаза, можно на переносицу, он этого не заметит.

защита от энергетических вампировИзбавиться от энергетического вампира можно с помощью света. Этот проверенный и надежный прием, который вам нужно будет отработать. Представляйте себе, что вас окружает поток света, а темные силы в нем растворяются. Вампиры сразу почувствуют это и будут сами обходить вас стороной.
Более сложный способ - это отзеркаливание. Всем известно, что в старину знали, что бороться с энергетическими вампирами можно с помощью зеркала, которое эти существа не любят. Попробуйте копировать движения и жесты собеседника, заодно и отвлечетесь.

Уберечься от энергетических вампиров можно, просто избегая контакта с ними. В толпе обходите его стороной, а в окружении не общайтесь с жалобщиками и теми, кому постоянно нужна помощь и поддержка, после отказа в которой во всем обвиняют вас. Вообще чувство вины очень помогает нам "делиться" жизненной энергией.

Существует и простая молитва от энергетических вампиров. Это обращение к Богу со словами: "Господи, прости его, ибо не ведает, что творит". Они останавливают действия вампира и спасают вас от него.

Как противостоять энергетическим вампирам после контакта с ними

После контакта с энергетическим вампиром хорошо будет принять контрастный душ, чтобы смыть с себя весь негатив, или выпить стакан горячего чая. Хорошо будет погулять среди деревьев, которые забирают у нас плохую энергию и насыщают нас положительной. Возьмите с собой любимую собаку или посидите у телевизора с кошкой. Отлично успокаивают аквариумные рыбки. Важно найти свой личный способ для восстановления душевного равновесия. Это может быть любимое хобби, музыка, ароматерапия, книги, просмотр положительных фильмов.

Учитесь быть оптимистом, чаще улыбайтесь и радуйтесь жизни. Воспринимайте все с юмором, тогда никакая борьба с энергетическими вампирами не сможет повлиять на ваш жизненный тонус.

Лечение энергетических вампиров

Лечение вампиризма заключается в корректировке энергетики человека. Сделать это можно реальными способами и психологическими. Издавна на Руси лечили с помощью отсасывания крови медицинскими пиявками, более современные методы - это иглоукалывание и точечный массаж. Но выполнять все это должны настоящие профессионалы, чтобы еще больше не навредить человеку.

Стать энергетическим вампиром может каждый человек, если в его душе много злобы и зависти, неудовлетворенности своей жизнью. Избавиться же от этого намного сложнее. Как это сделать? Можно ли вылечить энергетического вампира? Да, если он сам осознает свою сущность и хочет этого. Начать следует с раскаяния. Затем нужно разобраться в себе, найти свои недостатки и изменить поведение. Помочь могут и окружающие.

Борьба с энергетическими вампирами, если они рядом с вами, в семье или на работе, заключается в том, чтобы изменить его характер, направить мысли в нужное русло. Попробуйте научить его не злиться, теряя тем самым свою полезную энергию, радоваться каждому мгновению, видеть в жизни больше хорошего. Конечно же, на это могут уйти месяцы, но зато этот человек будет безопасен для вас и окружающих.

Как стать вампиром

Стать вампиром довольно просто, нужно лишь найти крупную и сильную группу вампиров и долго с ними сражаться (а порой просто находиться рядом с ними и случайно попасть под их заклинания). Однако всё равно не факт, что вы подцепите вампиризм. Иногда создаётся ощущение, что вампиризм передаётся воздушно-капельным путём или через прикосновения. Детали процесса пока не ясны, есть только теории. Также есть теория, что на возможность подцепить вампиризм зависит расстояние, на котором вы сражаетесь с вампирами: чем вампир ближе, тем больше шансов заразится. После схватки с вампирами нужно зайти в меню магии и посмотреть, нет ли у вас негативных активных эффектов (они пишутся красным). Если у вас появилась болезнь, предвещающая вампиризм, то избавиться от неё проще, чем подцепить: банка зелья излечения болезней или любой алтарь в любом храме (каждый алтарь, будь-то Талоса или Мары, лечат ото всех болезней). Если вы не сочли нужным посмотреть на свои активные эффекты, то узнать о надвигающемся вампиризме всё равно можно, если быть внимательным. Первой же ночью после заражения экран на секунду обдаться красным и в верхнем левом углу будет надпись — «темнеет, вы чувствуете жажду», а с рассветом экран также на миг покраснеет и будет надпись — «рассветает, вы чувствуете слабость». До пробуждения вампирской крови, делающая вас полноценным вампиром, у вас будет 48 часов после заражения, потом процесс обычными средствами не обратить. Времени более чем достаточно, чтобы излечиться.

Жизнь вампира: преимущества, недостатки и голод

Жизнь вампира лёгкой не назовёшь, но нельзя не сказать, что это придает некий шарм игровому процессу. При свете солнца, примерно с 5 утра и до 9 вечера, не учитывая помещения и пещеры, вампирская кровь кипит на солнце: мана, жизни и выносливость не восстанавливаются естественным путём. Этот негативный эффект можно игнорировать одним из камней хранителей, или зачарованными предметами. Ещё один из основных минусов вампиризма - это уязвимость к огню, но и этот эффект также можно проигнорировать с помощью зачарованного предмета. Преимущества тоже есть: сопротивление холоду, бонус к магии иллюзий и скрытности (по 25%), а также 100% иммунитет к ядам и болезням. Но так как вампир существо не только ночное, но и кровососущее, у него есть потребность в крови. У вампира есть голод или жажда, с повышением которого у вампира появляются новые заклинания (о которых ниже), а также усиливается сопротивление к холоду и уязвимость к огню. Всего есть 4 стадии голода:

1. Слабый голод — сытое состояние вампира.

Эффекты — 25% сопротивления холоду и уязвимости к огню.

Заклинания :

  • Высасывание жизненной энергии — это заклинание можно назвать эффективным, если у вас развита магия разрушения и хорошо действует против групп врагов находящихся перед вами. Заклинание высасывает жизни из противников и передаёт вампиру, нанося урон врагу, одновременно излечивая вампира. У заклинания довольно широкий диапазон, от чего оно несёт, своего рода, массовый характер. Если перед вами 1 враг то вы по умолчанию поглощаете у него 3 ед. жизни в секунду, но если перед вами 3 врага, то вы поглощаете жизни одновременно у троих, нанося им урон, а поглощённые единицы жизни суммируются пропорционально количеству врагов. Очень удобно на узком пространстве. В принципе то же самое, что и пламя с обморожением, только угол чуть шире. ВАЖНО! Действует только на живых.
  • Ночное зрение.

2. Средний голод — сила вампира немного увеличивается.

Эффекты — сопротивление холоду и уязвимость к огню возрастает до 50%.

Заклинания :

  • «Вампирский шарм» — способность успокаивать любого врага на короткое время раз в сутки.

3. Сильный голод — сила вампира опят возрастает.

Эффекты — сопротивление холоду и уязвимость к огню возрастает до 75%.

Заклинания :

  • Оживление трупа.

4. Изголодавшийся вампир. Самое сильное и наиболее уязвимое состояние вампира. Изголодавшегося вампира все мирные жители без исключений будут считать врагом. Такой вампир словно превратившейся оборотень по среди города.

Эффекты — сопротивление холоду и уязвимость к огню составляются 100%.

Заклинания :

  • Покров тени — раз в сутки на 3 минуты вампир становиться невидим. ВАЖНО! Стать невидимым, когда на вас смотрят, нельзя.

Голод вампира усиливается раз в сутки, т.е. от 1-й, до 4-й стадии голодания вас отделяют 4 дня. Довольно просто раз в три дня уделить немного времени на питание, прокравшись в чей-то дом глубокой ночью и пообедать: лучше на ферму, там шуму будет меньше, если что-то пойдёт не так. За одно можете обокрасть спящего, пошарить в его сундуках, лично я никогда себе в этом не отказывал.

Как вылечиться от вампиризма

Вылечится от вампиризма можно по квесту, который берется в любой таверне. Для того чтобы взять квест вы не должны быть оголодавшим вампиром, иначе все будут на вас нападать.

  • Подходите к трактирщику таверны и спрашивайте слухи до тех пор, пока вам не расскажут про волшебника в Морфале, исследующий вампиров, зомби и прочую нечисть
  • Идете к нему и берете задание заполнить чёрный камень душ, который у него же и покупается. Для этого вам понадобится заклинание "захват душ", которое можно купить у него же или иметь зачарованное и заряженное «захватом душ» оружие
  • Идете в любое скопление недоброжелателей, где используете "захват душ" на человеке и после убиваете его. Или можете убить первого встречного человека, как вам удобней
  • Идете обратно к колдуну в Морфал, он вам назначает встречу на рассвете (2-4 часа утра) в назначенном месте. Место в болотах, является собой магическим кругом. После обряда вы больше не вампир, радуйтесь ласковому солнцу

(Примечание. Возможен баг. С начала лучше поубивать всех крабов в округе иначе он не придет в назначенное место, так как они ему помешают. Если же он так и не пришел, то ждете следующего рассвета.)

Итог

В отличие от ликантропии вампиризм сильно влияет на повседневную жизнь игрока. Если оборотень просто не может выспаться, а после смерти сидит у принца даэдра Хирсина на цепи, то вампиру приходиться пересматривать тактику боя при свете солнца и постоянно следить за голодом. Вампириз не даёт расслабиться и постоянно напоминает о себе. Но при этом даёт много преимуществ, если которыми умело воспользоваться могут помочь. В простой жизни оборотень что «до», что «после» ни как не меняется. Было бы куда интересней и забавней, если бы раз в неделю игрок произвольно бы превращался в оборотня, и приходилось бы бродить по лесу. А так ведь даже можно и забыть, о том, что ты оборотень, я забыл однажды, а зверь сильно облегчил бы мне задачу. Вампиризм же для тех, кто не ищет лёгких путей в игре, кому не хватает экстрима, для тех, кто создаёт себе ассасина или чёрного мага.


«Вампиры уже не те» — итог от Diablo

Вампиры уже не те властелины ночи, с огромным количеством бонусов, какими они были в Morrowind. Сейчас это какое-то жалкое подобие, без огромной силы, и без больших повреждений на солнце (в Morrowind’e слабого вампира просто сжигало за секунды на солце). А о чем думали разработчики, добавляя уязвимость к огню вообще не понятно — огненные заклинания на сложности «мастер» просто вашнотят (убивают с одного удара).

В общем, всем поклонникам вампирской тематики (и себе тоже), рекомендую дождаться нормальных модов, которые сделают вампиров действительно сильными в ночи, и с огромными штрафами (а лучше сжиганием здоровья) на солнце.