Когда праздник новруз байрам в году. Международный день навруз. Празднование тринадцатого дня

Праздник Навруз – в турецком произношении «Невруз » — в переводе с древнеперсидского языка означает «Новый день». Невруз (Навруз) отмечают в день весеннего равноденствия, считается Новым годом и означает наступление весны. Праздник Невруз (Навруз) отмечается странами и народами, которые когда-то попадали под персидское влияние и не имеет отношение к исламу.

Изначально древнеиранский праздник Навруз был сельскохозяйственным, так крестьяне отмечали начало посевных работ. Обычно празднование сопровождалось ритуалами, которые способствовали обильному урожаю.

С появлением зороастризма (солнцепоклонничества) праздник был приурочен к дню весеннего равноденствия, возвращением солнца в северное полушарие и наступлением астрономической весны.

Праздник Невруз (Навруз) – Nevruz bayramı – является символом пробуждения природы от зимнего сна, окончания зимы, изобилия и новых начинаний и преобразований в жизни общества.

Во время праздника люди окружают себя предметами, которые подарят долголетие, здоровье, удачу и счастье. Испокон веков такими предметами считались ростки ячменя, вино, монеты.

Традиции праздника Невруз (Навруз) в Турции

В Анатолии праздник Навруз известен как«Султан-и Невруз», «Невруз Султан», «Март бозуму» и «Март докузу». Древние традиции праздника живут и до сих пор.

22 марта – день перед Неврузом. В это время готовятся к празднику – стирают и готовят праздничные блюда. Среди таких блюд должны быть – берек со шпинатом, крашеные в луковой шелухе яйца, юфка, конфеты, леблеби, локум. В Невруз все ходят друг другу в гости, отмечая праздник вместе с соседями и друзьями.

В день 23 марта принято вставать рано утром, и одев чистую и новую одежду, посещать кладбище. Там члены семьи и соседи пьют чай или кофе, едят и беседуют. После трапезы члены семьи по одному целуют надгробия и возвращаются домой.

Вечером собираются соседи и родственники, развлекаются и разговаривают, вместе едят и пьют. Все продолжается до утра.

В этот праздник все ходят с улыбками, все проступки прощаются. Каждый должен участвовать в празднике. Не участвующих в торжествах высылают из деревни.

Особенности празднования Невруза в разных регионах Турции

В Мерсине Невруз байрамы (Навруз) известен как «Мартовская лента». В это время жители привязывают ленты к деревьям и поднимаются в горы. Если они обнаруживают какой-либо дом в горах на своем пути, пришедшие гости стреляют в воздух, сообщая о своем приходе. Хозяин дома отвечает тоже выстрелами. Затем и гости и хозяева бросают оружие и поздравляют друг друга, желая: «С праздником Невруз, пусть он будет полным, успешным и обильным». Если в этот год у кого-то появилось 20 барашков или козочек, их хозяин делает жертвоприношение (курбан), а потом все вместе его готовят и съедают.

В Газиантепе и окрестностях 22 марта называется «Султан Навруз». Согласно народным поверьям, Султан Навруз — прекрасная девушка, которая ночью с 21 на 22 марта убегает с запада на восток. Согласно другим поверьям, это –дервиш, который пролетает в облике птицы. Если кто-то в час ночи, когда проходит Султан Невруз, а точное время не известно, проснется, все его желания исполнятся.

В некоторых деревнях Малатьи жители празднуют Невруз как праздник окончания зимы.

В Восточной Анатолии считается, что ночь Навруза – священная. Все живое и неживое предстает перед Богом. Во время праздника жители одевают новую чистую одежду и готовятся к встрече нового года. В это время принято готовить праздничные блюда, ходить в гости и принимать гостей, помогать бедным и нуждающимся.

В Агры и окрестностях молодежь устраивает гадания. Загадывают желание и стоят, слушая под дверью. Затем услышанное трактуется в соответствии с загаданным.

В Гиресуне праздник Невруз называется «Март бозуму» и отмечается 14 марта. В этот день встают утром рано и кропят водой животных. Воду берут либо из природных источников, либо предыдущим вечером наполняют водой и оставляют все имеющиеся в доме емкости так, чтобы в воде отражался лунный свет.

В Эдирне поджигают старые ковры и перепрыгивают через них со словами «Входи март, уходи блоха».

В Ушаке отмечают Невруз как новый год.

В Сивасе если в день Невруза будет греметь гром, считается, что год будет урожайным.

В целом праздник Невруз (Навруз) схож с Масленицей в России.

История Невруза (Навруза) в Турции достаточно трагична. С 1925 по 1991 год праздник был запрещен официально. В Турции праздник Невруз (Навруз) отмечают в основном курдское население, численность которого составляет около 12 миллионов человек. Это время отличается ростом самосознания курдов, акциями неповиновения и антиправительственными митингами.

В 1995 году были сделаны попытки «окультурить» праздник. Невруз (Навруз) в Турции сделали национальным праздником, однако он не стал выходным днем, дабы все отмечающие продолжали работать. Также власти пытаются упорядочить мероприятия в дни праздника Невруз.

Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

У многих на слуху такой праздник как Навруз. В виду имеется не просто начало нового года по солнечному календарю, это истинное обновление, весеннее равноденствие и просто новая жизнь. Навруз отмечают иранцы и турки, и долгие годы эту дату празднуют в Москве. Официально, в 2019 году Навруз приходится на 21 марта, считается государственным праздником в разных странах, его относят к выходным дням.

Обычно праздник отмечают 21 марта, но бывает и по-другому, в Казахстане на день позже, а у узбеков действо растягивается на 13 дней. В это время люди гостят друг у друга, закупают саженцы, готовят деликатесы, делятся новостями, поддерживают близкое окружение разными способами. Очевидно, что чем интереснее провести 13 дней, тем лучше будет каждый новый месяц. В данный период времени все акцентируют внимание на добрых делах, помогают соседям, угощают бездомных, кормят бродячих животных, дарят презенты тем, кто в этом нуждается.

Еще в 2009 году Навруз вошел в перечень культурного наследия, это нематериальное достояние, поэтому является международным днем. На данный момент праздник считают достаточно древним, его отмечали до 7 столетия до нашей эры. Считался необычным днем, в который продавцы закрывали торговые точки, а ремесленники ни к чему не прикасались. Свободное время, радостное, связанное с поклонением Солнцу и прославлением пророка Заратустры. Навруз имеет связь с появлением календаря для земледельцев. Пока не наступил праздник, в доме хорошенько убирают, избавляются от старых вещей, затевают стирку, особенно это касается детской одежды. В преддверии праздника нужно придерживаться поста, а также контролировать свои эмоции. Детишки предпочитали в эти дни ходить тихонько по дому. Девушки готовили лепешки, все радовались и угощали друг друга деликатесами.

Навруз вещает об обновлении весны, соответственно, встречают его танцами, песнями, конкурсами и изобилием еды. По древней традиции с целью чистым войти в новый год за пару дней до праздника чистились даже ковры. При этом следует сказать и о чистоте души, рекомендовано выполнить все обещания, простить недоброжелателей, попросить прощения у того, кого обидели, и оставить в прошлом долги.

Что должно быть на столе?

Так как описывается настоящий праздник, принято доныне готовить много еды. С былых времен на Навруз делают лепешки из злаков, в частности ячменя, кукурузы, пшеницы, иногда добавляют кунжут, горох, рис и чечевицу. Актуальны и пророщенные пшеничные росточки. Суть данного праздника кроется во встрече с весной и прославлении солнца. Хлебцы вызывают ассоциацию с солнцем. На Навруз все облачаются во что-то новенькое и красивое, на столе появляется необычная посуда, притом это семейный праздник. По традиции следует приготовить не менее 7 блюд.

В зависимости от государства, не считая 7 блюд, следует использовать 7 предметов, символизирующих дань солнцу. Обязательно ставят зеркало и свечи в таком количестве, сколько гостей собралось в доме. Свечи не тушат, пока огонь самостоятельно их не растопит. Актуальные атрибуты – хлебцы, вода с зелеными листьями, розовая вода, фрукты, орехи, рыба, простокваша, молочные продукты, петух, яйца и сыр. В былые времена любой предмет имел смысловое наполнение, способствующее хорошему урожаю. На данный момент традиция – обычные исторические факты.

Бывает так, что праздник не обходится без плова. Его ставят по центру и кушают кашу все вместе. Более того, там, где отмечают Навруз, должны подаваться национальные блюда, а еще деликатесы, не относящиеся к ежедневному рациону. Получается, что Навруз имеет несколько схожих черт с Новым годом. Все, кто посещает дом в праздник, дарят пророщенный росток, который хозяева едят, чтобы возродить жизнь и обновить свое будущее.

В связи с тем, что Навруз вошел в число древних праздников, имеющих скрытый смысл, то успел обрасти разными обрядами, хотя их значение потерялось в прошлом времени. Но никто не забыл о цифре 7, тому примером даже само застолье. Мало того, что следует использовать как минимум 7 блюд, важно, чтобы их наименование начиналось на «С» и «Ш».

Нельзя не сказать о Сумалаке, то есть блюде, популярном среди узбеков, таджиков, азербайджанцев. Его готовят предварительно за 7-10 дней до официальной даты, так как в большой емкости следует замочить отборные пшеничные зерна. Сверху кладут чистую ткань, оставляют в теплом месте, так как пшенице необходимо прорасти. Чем длиннее окажутся ростки, тем лучше урожай будет в новом году. В канун праздника зерна пересыпают в металлическую, иногда каменную ступу, и хорошенько толкут, в итоге получается однородная кашица. Все это перекладывается в большой казан, добавляется вода и мука, блюдо долго варится на маленьком огне. Требуется 10-12 часов до готовности, главное все сделать до рассвета, пока не наступил Навруз. По традиции готовят блюдо только девушки, мужчинам процесс недоступен. Блюдо сладкое, хотя и не приторное, отчасти напоминает жидкий шоколад. Сумалак несет особенное смысловое наполнение, поэтому им следует угощать не только семью, а и всех, кто находится рядом.

Что касается башкир, казахов и татар, они не обходятся без баурсаки. Классическое блюдо, которое подают по праздникам, а на Навруз – это вовсе особенное угощение. В целом речь идет о куске теста, обжаренном в масле, притом каждый народ использует индивидуальный рецепт. Кто-то полагает, что лакомство должно быть сладким, другие поливают его патокой и медом, но в основном тесто ставят за день до назначенной даты, готовят его женщины под присмотром старшей родственницы.

На Навруз девушки нередко гадают, молодые девы пытаются найти жениха. При выпекании пирога следует положить колечко в тесто, иногда гвоздик, монетку, пуговку, серьгу, ключ и прочее. При поедании сладости что-то попадется хозяйке и будет нести определенное смысловое наполнение. К примеру, колечко сулит замужество, а бусина – беременность. Гвоздик к печали, а ключи к наследству и так далее. Обычно, когда предусмотрен небольшой пирог, достаточно будет 2-х предметов. Также часто пекут пряники и прочие сладости.

Периодически подслушиваются разговоры соседей, и тема становится предопределяющей для нового года. Можно попробовать погадать на урожай, предсказать, каким он будет. Пожилые женщины собирали зерна, проговаривали специальные слова для хорошего урожая, после клали их в мешочек и прятали в доме, он и был оберегом целый год.

Современное празднование Навруза

Нужно максимум внимания уделить младшему поколению, ведь детишки после стола идут по домам, стараются собрать много сладостей. Малышей нельзя ни за что ругать, они веселятся до ночи. На улицах можно встретить переодетых актеров, поющих песни, читающих стихи и прочее. Торжество длится до утра, всегда шумно и весело. Традиции напоминают отчасти . Неплохо бы отправиться за город, обнять деревья, полежать на траве. Говорят, что так люди насыщаются энергией, запасаются силами. В народных преданиях отмечают, что это важное правило, так как природа одаривает урожаем, жизнью, вдохновением, ее человек благодарит почти за все. Для веселья организовываются скачки на лошадях либо петушиные, собачьи бои. Некоторые народности доныне чтут столь необычные традиции.

Во время праздника ни в коем случае нельзя ругаться, вспоминать о старых обидах. Кроме того, в мыслях не рекомендовано погружаться в былые воспоминания. В этот день никто не работает, лучше уделить внимание приготовлению деликатесов. Старую одежду нужно отложить, чтобы облачиться в новый наряд.

Обязательно организуется огненный фестиваль, он проводится необычно. В последний вторник уходящего года нужно разжечь большой костер. Это лучше делать после того, как зайдет солнце. Через огонь прыгают люди разных возрастов, даже детишки.

Что касается стола, на нем появляются цветочные вазы, свечи, фрукты, зеркала и много разных блюд. Афганцы предпочитают варить компот, который называют хафтмева. В его составе есть фисташки, миндаль, разные виды изюма, грецкие орехи и сенджеда. А вот казахи акцентируют внимание на наурыз коже. Туда входит мука, вода, масло, мясо, соль, молоко и крупа. Есть несколько рецептов, поэтому у хозяев получается разный результат. По традиции во время Навруза поминают умерших людей, в первые дни гостят у друзей и родственников.

Как бы Вы не относились к народностям, которые актуальны для Навруза, можно приобщиться к столь необычному и радостному празднику в будущем. По собственной сути он восхваляет природу, труд человека, мировую красоту. Основная цель – призвать людей к бережному отношению к природе, гармонии между собой!

Постановление Президента Республики Узбекистан

Праздник Навруз, испокон веков воплощающий в себе благородные ценности и прекрасные традиции нашего народа, его добрые помыслы и устремления, являющийся бесценным наследием наших предков, в годы независимости стал поистине всенародным праздником, наступление которого с нетерпением ожидают все наши соотечественники, независимо от их национальности, языка и религии.

Учитывая растущие роль и значение Навруза, символизирующего начало нового года по восточному календарю, пробуждение природы, гармонию человека и окружающего мира, подлинно национального, самого любимого народом праздника, в дальнейшем укреплении в нашем обществе атмосферы доброты и взаимопонимания, гуманизма, великодушия и созидания, воспитании молодого поколения в духе национальных и общечеловеческих ценностей, в целях его проведения на высоком уровне:

1. Утвердить состав организационного комитета по подготовке и проведению всенародного праздника Навруз в 2016 году согласно приложению.

Организационному комитету в десятидневный срок разработать план организационно-практических, культурно-просветительских мероприятий, направленных на проведение праздника Навруз в нашей столице – городе Ташкенте, в Республике Каракалпакстан и областных центрах, во всех городах, районах и селах как всенародного сайиля.

2. При подготовке плана мероприятий обратить особое внимание на:

организацию духовно-просветительских мероприятий, способствующих глубокому осознанию того, что в дни Навруза человек еще полнее ощущает свою неразрывную связь с природой, родной землей, еще больше ценит ее щедрые дары и проникается чувством благодарности за нынешние мирные дни;

широкое освещение в ходе мероприятий во всех городах и селах, в средствах массовой информации истории праздника Навруз, сути и значения связанных с ним ценностей, обычаев и традиций;

проведение пронизанных духом и философией Навруза – идеями добра и милосердия, дружбы и согласия – благотворительных мероприятий, направленных на проявление всестороннего внимания и заботы о представителях старшего поколения, оказание бескорыстной помощи всем нуждающимся в поддержке людям;

организацию в дни Навруза, который является символом начала нового сезона в земледелии, обновления жизни – в махаллях, городах и селах хашаров, широкомасштабной работы по благоустройству и озеленению;

привлечение к подготовке праздничных программ в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте фольклорных групп, коллективов художественной самодеятельности, семейных ансамблей, народных сказителей – бахши, а также профессиональных артистов и талантливых эстрадных исполнителей на конкурсной основе;

включение в праздничные программы лучших образцов фольклорного искусства, классических мелодий и песен, лапаров, воспевающих древние обычаи и традиции, благородные человеческие чувства и качества.

3. Установить, что проведение праздничных мероприятий финансируется:

в Республике Каракалпакстан и областях – за счет средств местных бюджетов, а также спонсорских организаций;

в городе Ташкенте – за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета города Ташкента в равных долях.

4. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, информационному агентству “Жахон” и другим средствам массовой информации рекомендовать широко освещать ход подготовки и проведения всенародного праздника Навруз.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов

Город Ташкент,

Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия - 21 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО , а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза".

Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".

Считается, что происхождение праздника - древнеиранское , связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания - Зороастр, Зардушт).

По преданию, в этот день произошло много легендарных событий : "Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье", мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный - 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам , который является первым месяцем мусульманского календаря.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.

В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.

По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения . Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником , а 21 марта - выходным днем.

Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.

Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда.

Перед Наврузом нужно покаяться в грехах , примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили - чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.

Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.

Обязательно стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения . В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Навруз - это время гаданий . Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют - останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.

Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.

Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману (у других народов сумалак) - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.

Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.

Готовится плов . Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) - мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак - это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.

Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье , а в городах - соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год , а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.

Эта традиция сохранилась в Иране , где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар ("Тринадцатое вне дома").

Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Навруз-байрам – это старинный праздник, который отмечают жители многих стран Азии и ряда регионов России. Дата его проведения – двадцать первое марта. Это день весеннего равноденствия. Кроме того, по астрономическому солнечному календарю, который официально используется в Афганистане и Иране, Навруз-байрам является первым днем в наступившем новом году.

Отмечается праздник весной. Символизирует он обновление человека и природы. Навруз переводится с фарси как «новый день».

История возникновения

Навруз-байрам относят к одному из древнейших праздников, существовавших в истории человечества. В Персии (современном Иране), а также в Средней Азии его начали отмечать очень давно, еще до седьмого века до нашей эры. В связи с глубокими историческими корнями праздника его точное происхождение неизвестно.

Традиции Навруза связывают с именем основателя религии зороастризма, пророка Заратустры, а также с культом огня и Солнца. Наиболее древний источник, где этот праздник упоминается, это священное писание зороастризма Авеста. Именно в нем говорится о том, что весной необходимо отмечать появление жизни.

Праздник Навруз-байрам связывается и с правлением шаха Джамшида. Этого легендарного правителя стихотворцы воспели в поэме «Шахнаме». Считается также, что именно в этот день похоронили героя Сиявуша, убитого туранцем Афрасиябом.

Говорят о празднике и тюркские легенды. В них упоминается этот день как дата появления тюркского народа из мифического места Алтая – Эргенекона.

Наиболее ярко и широко этот день празднуют народы Афганистана и Ирана. Согласно официальным календарям этих стран, с его приходом наступает новый год.

Одновременно с этим Навруз – праздник весны. Именно 21 марта продолжительность дня уравнивается с ночью, а затем постепенно ее обгоняет. Окончательно вступает в свои права весна. На этот праздник приходится начало полевой страды, являющейся заботой и надеждой земледельцев. Именно поэтому Навруз-байрам – это празднование не только начала нового года, но и сельскохозяйственных работ.

Этот день отмечается в Таджикистане и Казахстане, Узбекистане и Азербайджане, Турции и Индии, Македонии и Албании, Киргизии и в отдельных регионах Российской Федерации (Башкирии и Северном Кавказе, Татарстане и Крыму). В арабских странах день весеннего равноденствия не празднуется.

Сроки

Весенние обряды справляют по солнечному календарю, который называется древнеиранским (шамси). В нем первые дни каждого месяца совпадают с новолуниями. При этом ежегодно эти даты смещаются на десять-одиннадцать суток. Праздник начинается тогда, когда солнечный диск входит в созвездие Овна. Ранее этот момент определялся звездочетами – мунадгижимами – людьми очень почитаемой профессии на Востоке. В настоящее время это событие высчитано астрономами и указано в календаре с точностью до минуты. Помимо этого, о данном моменте оповещается по телевидению и радио.

В Афганистане и Иране праздник Навруз-байрам является официальным. При этом нерабочими являются первые пять дней в новом году, а также тринадцатый. В других странах Навруз является народным празднеством. Однако, по сути, он везде одинаков. Это день торжественной и радостной встречи весны.


Традиции празднования весеннего равноденствия лишь в незначительной степени варьируются из одной страны в другую, а также из региона в регион. Немного по-разному произносят его названия жители различных государств. Так, в Иране это Ноуруз, в Афганистане – Новруз, в Иране и Турции – Невруз.

От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца.

Все кушанья должны непременно подчеркнуть земледельческую направленность праздника весны. Например, яйцо, зелень и хлеб символизируют плодородие.

Празднование Навруза в сельской местности начинается с прокладки борозды. При этом за плугом находится самый уважаемый житель. В первую борозду он бросает немного зерна. Только после этого могут начинаться все полевые работы – боронование, пахота, сев и т. д.

Празднование тринадцатого дня

У таджиков, персов и хазарейцев (народности Афганистана) этот день называется «Сиздех бедар». В переводе это означает «Тринадцать у ворот». Горожане в этот день посещают сады и парки, выезжают веселыми компаниями за пределы города. Крестьяне выходят в рощи и на луга. На эти пикники приносят сладости, чтобы год был счастливым.

Основные традиции Навруза

Перед началом нового года принято устраивать в доме генеральную уборку, а также обновлять гардероб всех членов семьи. Те, кто отмечает праздник Навруз-байрам, до дня весеннего равноденствия должны отдать все долги, простить обиды и помириться с недоброжелателями.

По существующей традиции, перед Новым годом устраивается огненный фестиваль. Проходит он довольно необычным образом. В последний вторник уходящего года на улицах разжигают костры. Происходит это уже после захода солнца. Через огонь, по традиции, прыгают все – дети и взрослые.

Во время празднования на столе должны бытьь вазы с цветами и свечи, зеркала и фрукты, а также разнообразные блюда, например плов. По традициям афганского народа, к Наврузу готовят специальный компот под названием хафтмева. В его составе – плоды миндаля и фисташек, светлого и темного изюма, грецких орехов и сенджеда. Казахи на праздничный стол ставят особое блюдо – наурыз коже. В его составе также семь компонентов: вода и мука, мясо и масло, молоко и крупа, соль. Рецептов приготовления этого блюда существует несколько. В связи с этим каждой хозяйкой оно готовится по-разному.

По существующей традиции, во время празднования Нового года поминают умерших, а в первые дни Навруза посещают друзей и родителей.