Когда у грудничка проявляется характер. Типы характера новорожденных малышей: две любопытных классификации. А мы такие разные, счастливые, прекрасные

Первая девочка тихая и спокойная, с удовольствием играет одна. Она наблюдает за всем, что происходит вокруг неё и редко требует внимания. Оставшись одна, девочка долго спит и редко ест.

Второй ребёнок суетливый и легко раздражим. Она сучит ручками и ножками, не останавливаясь ни на минуту даже во время сна.

В то время как большинство новорожденных спит по четырнадцать часов в сутки, вторая девочка спит только десять, и пробуждается от малейшего шороха. Кажется, что она постоянно, куда-то спешит, ест очень быстро, нетерпеливо и вместе с кормлением глотает воздух, поэтому нуждается в частой отрыжке.

Обе девочки абсолютно нормальны в развитии и здоровы. Обе одинаково хорошие, но их личности настолько разные, что с самого рождения их нужно воспринимать и воспитывать по-разному.

Уникальность характера новорожденного

Подобно этим детям, ребенок будет демонстрировать уникальность с самых первых недель жизни. Познание уникальности самое захватывающее для родителей младенца. Он очень активен и энергичен, или же спокоен и медлителен? Он ведёт себя робко в новых ситуациях, например, при первом приёме ванны или же ему нравится?

Разгадка его личности во всём, что он делает, от засыпания до плача. Чем большее внимание вы обратите на эти сигналы и научитесь правильно реагировать на уникальность ребёнка, тем спокойнее и более предсказуемой будет ваша жизнь в ближайшие месяцы.

Раннее развитие детского темперамента

Хотя большинство из этих ранних новорожденного наследственные, их проявление может задержаться, если ребенок родился преждевременно.

Недоношенные дети не выражают потребности, такие как голод, усталость, или дискомфорт, так же отчётливо, как другие новорождённые. Они могут быть слишком чувствительны к свету, звуку и прикосновениям в течение нескольких месяцев. Даже игривая речь может быть для них слишком интенсивной и заставит ребёнка суетливо отворачиваться.

Если подобное происходит, то родителям нужно подождать пока не закончится кризисный период и ребенок будет готов к повышенному вниманию. В конце концов, большинство этих ранних реакций исчезнет, и природные черты характера новорожденногог станут более очевидными.

Особенность характера новорожденного с низким весом

Младенцы, которые весят менее 2,5 кг при рождении (низкий вес), даже если родились в срок, также могут быть менее чувствительными, чем другие новорожденные.

Сначала могут быть сонными и казаться небдительными. Через несколько недель пробуждаются, охотно едят, но все еще остаются раздражительным и сверхчувствительным в промежутках между кормлениями. Эта раздражительность может длиться, пока ребенок не повзрослеет.

Уникальность темперамента

С рождения, особенности темперамента новорожденного ребенка зависит от отношения и проявления родительских чуств. Если были конкретные идеи о воспитании до рождения ребенка, их нужно будет переосмыслить, чтобы они гармонировали с характером новорожденного. То же самое касается экспертных консультаций – из книг, статей и особенно от благонамеренных родственников.

Человек наделен темпераментом с самого рождения. Это лишь кажется, что только что появившийся на свет человек ведет себя точ в точ, как его сверстники. С первых месяцев жизни, вы можете определить какая модель темперамента наиболее доминирующая для вашего малыша - является он меланхоликом, холериком, сангвиником или флегматиком.

Тесты, которые применяются ко взрослым для определения типа, здесь непригодны. Психологи разработали методику, позволяющую определить темперамент у самых маленьких деток.

Меланхолик или «несчастный младенец»

Младенец практически всегда напряжен и не может уснуть. В лучшем случае он дремлет. Даже кормление не доставляет ему удовольствия. Вполне вероятно, что его трудно накормить досыта, потому что он медленно сосет. Когда кормление, наконец, закончено, он не засыпает, но и желания играть и общаться с родителями у него нет. Кажется, что он почти не реагирует, когда с ним заговаривают, но если вы захотите положить его в кроватку - выражает недовольство. Такой ребенок часто просыпается ночью.
Малыши-меланхолики позже, чем другие дети начинают улыбаться и играть собственными руками. Часто он выглядит несчастным.

Быть может, вы почувствуете себя плохими, либо обманутыми родителями. Ведь вы источаете любовь и всячески опекаете малыша, а в ответ получаете лишь недовольство и капризы. Вас можно понять, однако попытайтесь отогнать от себя подобные мысли. Не нужно думать, что несчастное выражение лица и беспрестанный плач - укор вам, как родителям. Просто ваш ребеночек никак не может привыкнуть жить вне материнского чрева.

Попытайтесь заставить малыша посмотреть на вас, прислушаться к вашему голосу, а может даже улыбнуться вам. Как только вы добьетесь того, чтобы он реагировал на вас, лучше станет и вам, и ему. Свою любовь ему показывайте всегда, не обращая при этом внимания, откликается он на это или нет.

Обеспечьте неспокойному малышу максимальный комфорт:

Держите ребенка в теплом помещении. Если он станет спокойнее, пусть проведет в тепле весь первый месяц жизни. Для проветривания достаточно открыть форточку. На время сна попробуйте запеленать кроху получше. Если ему не понравится - он начнет вертеться.

Не кормите ребенка насильно - пусть получает столько молока, сколько хочет.

Чаще берите ребенка на руки, прижимайте к груди и успокаивайте. Используйте слинг для того, чтобы постоянно сохранить телесный контакт родителя и ребенка.

Холерик или нервный ребенок

Естественные реакции малыша выражены очень сильно: они просто таки бледнеют от испуга и орут даже при слабых раздражителях. Можно подумать, что они пугаются буквально всего на свете. Малыш-холерик напрягается от малейшего прикосновения, чувство голода способно довести младенца до отчаянного крика в кратчайшие сроки.
Как с этим справиться

Если холерик ощущает неизменно спокойное и бережное обращение, то и сам станет более спокойным. Попытайтесь за целый день или хотя бы за какую-то часть дня не сделать ничего такого, что заставило бы вашего ребенка зареветь от испуга - обеспечьте тишину и покой.

Никогда не спешите и делайте все как можно аккуратнее, даже беря на руки и укладывая спать. Старайтесь не слишком часто беспокоить его, в том числе и купанием - такие младенцы, как правило, терпеть не могут купаться. Достаточно содержать в чистоте "верх" и "низ", пока ребенок не станет спокойнее.

Сангвиник или активный малыш

Младенцы, предпочитающие сну бодрствование, спят не больше 12 часов в сутки (при норме 16 часов). Их сон редко когда длится больше 2 часов подряд. После кормления ребенок сразу крепко засыпает, но уже через час-два он снова просыпается. Однако вовсе не потому, что снова хочет кушать,- просто не имеет желания спать. Такой ребенок может быстрее развиваться, поскольку у него больше времени на разглядывание и изучение окружающих предметов.

Сколько времени вы сможете уделить ему, зависит от вашей занятости, но будьте готовы к бессонным ночам. Ведь ночью маленький сангвиник также будет бодрствовать.

Попытайтесь не огорчаться из-за того, что малыш не спит - он заснет тогда, когда ему нужно.

Идеально, чтобы вы в любой момент могли подойти к малышу, чтобы поговорить. Лучше, чтобы в коляске была съемная люлька, которую вы сможете брать с собой в любую комнату квартиры.

Придумывайте ребенку новые задания. Например, давайте ему разглядывать интересные предметы. Подвесьте яркие игрушки над кроваткой и к верху коляски и меняйте их почаще - чтобы кроха видел перед собой все время что-то новое.


Флегматики или маленький «соня»

Бывают дети, которые способны спать сутки напролет. Но так происходит не от расслабления. Они, как и нервные и «недовольные» дети, тоже еще не готовы к нормальному существованию вне утробы матери. Только вместо того, чтобы громко вопить или не реагировать на родителей, они избегают контактов с окружающим миром, погружаясь в сон. Такой малыш почти ничего не требует от вас. Часто к моменту кормления его приходится будить, а в сам момент кормления он легко может уснуть. Такой ребенок как бы устраняется от участия в жизни - он предпочитает «свое» сонное существование.

С таким младенцем довольно-таки легко справляться, хотя вас и может беспокоить его безучастие. Но подумайте: пока кроха спит, вы можете заняться своими делами.

Кормите малыша-флегматика по графику. Даже если он спит, будите его. Иначе он проведет слишком много времени без воды, не говоря уже о питательных веществах.

Говорите с ним и носите на руках. Вызывайте постепенно у него интерес к окружающему миру, к себе и другим родственникам. Дайте ему постепенно почувствовать, что бодрствовать приятно.

Напоследок нужно напомнить, что любые типы темперамента в "чистом виде" встречаются довольно редко. Однако ваша задача определить доминирующий, чтобы помочь малышу адаптироваться к жизни уже с первых дней после рождения.

Часто родители, разговаривая со своими знакомыми, говорят, что у их малыша тяжелый или, наоборот, мягкий характер, однако не все знают, как же он складывается, и какие факторы, кроме родительского воспитания, могут на это повлиять.

С момента рождения малыш живет в мире, границы которого все больше и больше расширяются, поскольку его физические потребности растут, и в процессе этого изменяется восприятие ребенком окружающего мира и самого себя. Характер во всей своей полноте раскрывается только через несколько лет, и формируется он постепенно, а не сразу же с первых дней жизни. Однако в первые годы действительно закладывается так называемый «фундамент», который станет основой для тех особенностей характера человека, которые проявятся с возрастом.

Что заложено природой

Новорожденный умеет всего лишь оценивать собственное состояние на уровне «мне хорошо» или «мне плохо», однако его активность во внешнем мире фактически очень мала, поскольку большую часть времени он проводит во сне. Однако во время сна в головном мозге младенца происходят важные процессы. Именно этим объясняется то, что одни младенцы спокойны и невозмутимы, а другие постоянно кричат и устраивают родителям бессонные ночи.

Возможно, на первый взгляд кажется, что маленькие детки просто сами не знают, чего они хотят, но на самом деле именно в этот период формируется их темперамент. Это пока еще не характер, а лишь предрасположенность к одному из его типов, то есть программа работы психики, заложенная при рождении. Под понятием «темперамент» обычно понимают некоторые динамические характеристики человеческой психики: уровень активности, особенности движений и эмоций.

Самая известная классификация темпераментов, принятая за основную среди психологов - это разделение их на четыре типа: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Многие родители с первых дней жизни их малыша сразу же присваивают ему один из этих типов, и, соответственно, делают выводы о том, каким будет его характер. Однако они ошибаются, поскольку темперамент – это лишь основа, на которую впоследствии надстраиваются все остальное. Родителям стоит понять темперамент малыша лишь для того, чтобы впоследствии не переломить эти особенности его психики и правильно построить процесс воспитания.

Осознание себя как личности

Малыш меняется каждый день. Еще вчера он не реагировал ни на что, кроме еды и мокрых пеленок, а сегодня уже кажется, что его действия стали более осмысленными. В возрасте примерно трех месяцев, когда младенец впервые начинает узнавать окружающих и реагировать на их появление улыбкой, веселым агуканьем и движениями, наступает важная фаза его психики. С того момента, как ребенок начинает взаимодействовать с окружающими, и наступает период активного формирования его характера.

К полугодовалому возрасту у малыша появляются хватательные движения, которые вскоре превращаются в целенаправленные желания взять ту или иную вещь. В конце первого года жизни кроха начинает самостоятельно передвигаться – ползать, перекатываться с боку на бок, а вскоре научится вставать на ножки и ходить.

Именно в это время главная задача родителей - дать малышу почувствовать максимальную защиту и ощущение безопасности. Если малыш поймет, что защищаться ему не от чего, впоследствии в его характере не проявятся неприятные черты, обусловленные защитными реакциями.

Познавание окружающего мира

Начиная со второго года жизни и до наступления школьного возраста психика ребенка формируется наиболее активно. На первый план выходит перемещение в пространстве, и кроха с каждым днем узнает все больше и больше об окружающем его мире: знакомится с новыми людьми, открывает для себя неизвестные ранее предметы, места, названия. Именно в этом возрасте у него вырабатываются основы поведения в различных ситуациях, а также малыш учится быть независимым.

Окружение малыша в это время сильнее всего влияет на формирование характера, поэтому родителям в этот период так важно научить кроху всему самому необходимому. Лучше доносить полезную для малыша информацию не нравоучениями и наказаниями за неправильное поведение, а показывая её на собственном примере и с помощью веселых игр. Такие важные черты характера как настойчивость, смелость, коммуникабельность и умение сопереживать очень легко привить малышу в коллективных играх с интересными сюжетами и правилами.

Из чего состоит характер, и как повлиять на его формирование

Характер представляет собой совокупность интеллектуальных, нравственных, волевых и эмоциональных черт, сформированных на «фундаменте» темперамента. Различными пропорциями проявления тех или иных черт и обуславливается индивидуальность характера каждого человека.

К интеллектуальным чертам относятся наблюдательность, любознательность, гибкость ума и рассудительность. Чтобы сформировать у ребенка эти качества, родителям нужно быть внимательными ко всему, что повседневно происходит вокруг малыша, а также играть с ним в развивающие игры. Просите ребенка найти связь между событиями (на улице холодно, потому что дует ветер; когда ветер дует, деревья качаются и т.д.), вместе читайте книги, разучивайте песни и стихи, обучайте его навыками счета и письма. Самое главное – чтобы такие занятия не были скучными, иначе очень быстро малыш потеряет к ним интерес.

Эмоциональные черты невозможно развить с помощью упражнений, поэтому единственное, что можно сделать родителям – это помогать малышу испытывать как можно больше положительных эмоций. Учите его заботиться о домашних животных, играйте в , вместе с малышом смотрите и обсуждайте различные фильмы и мультфильмы, разучивайте танцы и слушайте музыку. Не забывайте хвалить ребенка за проявленную инициативу или добрый поступок. Постепенно объясняйте крохе, что такое сочувствие и сопереживание.

Для того, чтобы у малыша сформировались волевые черты характера – самостоятельность, целеустремленность, выдержка и умение брать инициативу в свои руки, научите его ставить цели и достигать их, проявлять терпение и упорство, решать сложные задачи, и, конечно же, позвольте ребенку принимать решения самостоятельно, начиная хоты бы с мелочей. Пусть малыш сам выберет, вы будете читать ему на ночь, на какую детскую площадку пойдете на прогулке, какую кашу он будет есть на обед.

Нравственные черты, такие как чувство долга, честность, человечность, коллективизм, также формируются у крохи под влиянием родителей. Если ребенок поступил не так, как следовало, не ругайте его, а вместе с ним обсудите ситуацию, помогите ему найти из нее выход и похвалите малыша за то, что он вам обо всем рассказал честно.

Чтобы ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком, с самых первых лет жизни учите его тому, что нельзя издеваться над больными людьми и над животными, и объясните, что нужно уважать чувства и мнения других людей. Под руководством чутких и внимательных родителей кроха обязательно вырастет интересной личностью.

Виктория Грицук