Кракелюрный лак

Одношаговый кракелюр , представляет собой образование трещинок на поверхности декорируемого изделия. Для создания одношагового кракелюра используются акриловые краски двух контрастных цветов и одношаговый (однокомпанентный) кракелюрный лак .

Принцип работы таков: на поверхность изделия наносим первый слой акриловой краски (краска цвета будущих трещинок). Ждем пока краска полностью высохнет. Затем наносим слой кракелюрного лака - равномерно, тонким слоем. После его подсыхания наносим второй слой акриловой краски (краска второго, контрастного цвета). Растрескиваться будет именно этот верхний слой краски, а в образующихся трещинках будет виден слой нижней краски. Трескаться верхняя краска начинает практически мгновенно, в момент ее нанесения (либо во время сушки - в зависимости от вида лака). Поэтому, наносить верхнюю краску надо очень быстро, уверенными движениями, не останавливаясь, и не проходя одно и тоже место дважды (иначе все свезёте). Это очень важные моменты в работе с одношаговым кракелюром.

Самые распространенные одношаговые лаки , которые используют в декупаже:

  • Лак кракелюрный - фирма DECOLA (Россия)
  • Craquelle Medium - фирма Hobby Line (Германия)
  • Krakelierlack - фирма Nerchau (Германия)
  • Krakelee Medium - фирма Marabu (Германия)
  • Antique Effekt - фирма Sadolin (Дания)
  • Idea Decoupage - фирма Maimeri (Италия)
  • Krakelierlack DecoArt medium - фирма Rayher (Германия)
  • Crackle Medium - фирма Decorfin (Голландия)
  • Краска-кракелюр Krakelierfarbe - фирма Glorex (Швейцария)
  • Одношаговый кракелюрный лак - фирма Арс Хобби (Россия)
  • Одношаговый кракелюрный лак - фирма Таир (Россия)
  • Одношаговый кракелюрный лак - фирма Аква-колор (Россия)
  • Country Style Crackle - фирма Stamperia (Италия)
  • Одношаговый лак Vintage design "Я декоратор" - фирма Русарт (Россия)

Теперь подробнее рассмотрим, как эти лаки работают на поверхности.

Лак кракелюрный - фирма DECOLA (Россия)

Лак на водной основе. Стоит не дорого (около 100 руб.).
Наносится на поверхность, покрытую слоем акриловой краски. Наносить можно мягкой плоской кистью (в одном направлении) или спонжем (одним слоем). Я сама пользуюсь таким лаком, размазываю его по поверхности просто пальцем - так лак ложится ровно.
Лак подсушить примерно 20-30 минут или чуть больше. Проверить готовность довольно просто - потрогать слой пальцем. Если лак липнет, но не пачкает палец, поверхность готова для дальнейшего нанесения второго слоя краски. Краску наносить быстрыми, уверенными движениями плоской мягкой кистью. Нельзя дважды проходить кистью по одному и тому же месту - свезете все трещинки! Эти трещинки образуются практически мгновенно. Чем толще слой лака, тем крупнее и реже будут трещины. Через трещины верхней краски будет виден первый красочный слой. Больший эффект достигается с применением красок контрастных цветов, например, нижний слой черный, верхний - белый - трещинки будут черными на белом фоне.
Если вдруг у вас НЕ получились красивые кракелюры (плохо положили краску, свезли частично, смазали, не понравился рисунок и т.п.), пока все еще сырое просто смойте краску и лаковый слоем под струей воды, смывается моментально и очень чисто. Потом нужно заново положить слой лака, посушить и дальше краску. Т.е. повторить процес со второго шага.

Craquelle Medium - фирма Hobby Line (Германия)

Нанести слой акриловой краски цвета трещинок. Высушить. Нанести слой лака. Не сушить его полностью, а только подсушить - проверить готовность можно пальцем - "на отлип", если палец липнет к лаку, но при этом не пачкается, значит можно наносить слой верхней краски. Краску рекомендуют наносить губкой, так трещинки получаются поменьше. При использовании кисточки трещинки получаются большие и вытянутые в длину (по направлению мазков кисти).
Если краску наносить на совсем высохший лак - трещинки почти не проявляются.
Обычно лаку для подсыхания достаточно 25-30 минут. Затем делайте проверку "на отлип" и можно накладывать верхнюю краску.

Krakelierlack - фирма Nerchau (Германия)

Этот лак наносится точно по такой же схеме, как и все прочие этой группы лаков: нижняя краска, просушка, лак, просушка до "отлипа", верхняя краска.
У этого лака есть некоторые отличия - сохнет он немного быстрее, чем Craquelle Medium, трещинки получаются нежнее и изящнее. Лак нужно наносить тонким слоем. Можно кисточкой, а можно и просто пальцем, так лак ложится ровнее. Проверять на готовность - пальцем "на отлип", если лак липнет, но не пачкает палец, то можно наносить верхний слой акриловой краски.

Krakelee Medium - фирма Marabu (Германия)

Работа с этим лаком аналогична предыдущим.
Окрасьте поверхность первым цветом. После того, как поверхность высохнет, нанесите кракелюрный медиум Krakelee Medium MARABU. Как только кракелюрный медиум высохнет (достаточно примерно 40-50 минут), поверх него нанесите акриловую краску второго цвета. Обратите внимание на такую деталь: размер и ширина трещин зависят от толщины слоев медиума и краски, а также от направления движения кисти. Второй цвет необходимо наносить одним мазком, не проводите кистью с краской несколько раз по одному и тому же участку поверхности.
Лак не очень дорогой - примерно 125 руб., баночка 50 мл.
Лак подходит как новичкам, так и опытным мастерицам.

Antique Effekt - фирма Sadolin (Дания)

Лак прост в использовании. Создает впечатление естественной старой поверхности. Придает поверхности очарования прошлого, создавая узор античных трещин. Цена пол-литровой банки - примерно 700 руб.

Вначале окрасить поверхность 1 слоем краски подходящего цвета, дать поверхности просохнуть. Лак Sadolin Antique нанести однородным слоем на высохшую базовую краску движениями кисти или валика, выполняемыми в одном направлении, дать просохнуть 30-45-60 мин. (время зависит как от температуры в помещении, влажности воздуха, так и от метода нанесения лака на поверхность). Следить, чтобы лак не пересыхал - для получения эффекта растрескивания лакированная поверхность перед перекрашиванием должна быть слегка липкой. Окончательно высохший лак трещин не образует. Верхнюю покровную краску подходящего цвета нанести на слегка липкую лаковую поверхность перпендикулярно направлению нанесения лака Antique. Покровную краску нанести на поверхность однородным слоем, избегать излишне тереть или многократно перекрывать одно и то же место. Нанесение покровной краски на поверхность кистью создаст продолговатые трещины, валиком - округлые. По мере высыхания краски поверхность растрескивается, и базовая краска проступает и становится видимой.

Idea Decoupage - фирма Maimeri (Италия)

Стоимость баночки 125 мг. примерно 280 руб.
Лак на водной основе. Подходит для любого типа поверхности, наносится плоской кистью. Абсолютно прозрачный.
Лак нужно наносить ровным слоем на окрашенную слоем акриловой краски поверхность. Через 30 минут на поверхность лака нужно нанести акриловую краску контрастирующую с нижним окрашенным слоем. Трещинки начнут проявляться по мере высыхания верхнего слоя краски приблизительно через 30 минут, размер их будет зависеть от толщины наложенного верхнего слоя краски. Лак простой в использовании.

Krakelierlack DecoArt medium - фирма Rayher (Германия)

Этот лак наносится по той же схеме, как и все предыдущие. Сначала нужно окрасить поверхность акриловой краской темного тона, высушить. Сухой кистью равномерно нанести кракелюрный лак, дать подсохнуть примерно 15 минут - проверяем пальцем "на отлип" - лак должен оставаться чуть липким.
Время дано примерное, оно зависит от толщины слоя лака. Следите за состоянием готовности по отлипу. Также помните, чем сильнее высох лак, тем мельче будут трещинки. По готовности лака к следующему этапу, широкой кистью покрываем поверхность светлой акриловой краской, при этом обязательно следим за тем, чтобы не было повторных мазков кисти по одному и тому же месту. Сушим краску. Можно использовать фен, только не делайте слишком сильный поток воздуха, лучше сушить на среднем.
Верхнюю краску также можно наносить спонжем или губкой. Это даже проще, краска ляжет ровнее и без подтеков. Не набирайте только на спонж слишком много краски.

Crackle Medium - фирма Decorfin (Голландия)

Стоимость баночки 50 мг. примерно 130 руб.
Лак на водной основе. Наносится кистью. Совместим с любыми акриловыми красками. Трещинки среднего размера. Лак абсолютно прозрачен. Кисти моются водой. Способ применения: нанести на подготовленную основу равномерным слоем кракелюрный лак. По истечении 30 минут поверх кракелюрного лака нанести акриловую краску, контрастную с нижним слоем. В процессе высыхания в верхнем слое краски образуются трещины, открывающие нижний слой краски. При необходимости покрыть поверхность защитным лаком.

Краска-кракелюр Krakelierfarbe - фирма Glorex (Швейцария)

Краска-паста для создания эффекта кракелюра. Эта краска бывает разных цветов. Работа с нею гораздо проще, чем с кракелюрным лаком, т.к. состоит всего из двух этапов - нижний слой краски и затем сразу краска-паста. В ней уже находится и лак и верхняя краска, если так можно сказать.
На поверхность, окрашенную акриловой краской нанести слой краски-пасты. Чем толще слой кракелюрной краски, тем больше будут трещины. Сохнет минимум 12 часов. Объем баночки - 100 мл. Цена - примерно 300 руб.

Одношаговый кракелюрный лак - фирма Арс Хобби (Россия)

Одношаговый кракелюрный лак на водной основе для создания эффекта растрескивания акриловых матовых красок.
Способ применения. Нанести фоновый цвет и дать высохнуть 30 – 60 мин. Нанести одношаговый лак строго в одном направлении и дать высохнуть 3 – 4 часа. Нанести акриловую краску в перпендикулярном направлении. При высыхании появятся трещины фонового цвета. Для верхнего слоя краски использовать только акриловую матовую краску на водной основе.
Объем баночки - 60 мл. Цена - примерно 110 руб.

Одношаговый кракелюрный лак - фирма Таир (Россия)

Кракелюрный лак основан на качественном импортом гуммиарабике. Он универсален. Вы можете использовать его как одношаговый, так и как двухшаговый в паре с шеллачным спиртовым лаком.
Одношаговый вариант: лак наносится между двумя слоями акриловой краски, выдержать лак нужно 40 мин. Наносится, как правило, кистью. При этом направление трещин на краске будет соответствовать направлению кисти при нанесении лака, а от толщины слоя верхней краски будет зависеть толщина трещин, чем толще краска, тем толще и грубее будет возникшая кракелюрная сетка. При нанесении валиком кракелюрная сетка будет более мелкая и хаотично направленная. После высыхания поверхность закрепить обычным акриловым лаком.
Объем баночки - 100 мл. Цена - примерно 160 руб.

Одношаговый кракелюрный лак - фирма Аква-Колор (Россия)

Для получения кракелюров необходимо выбрать две краски контрастных цветов, например черный и белый. Покрыть изделие одной из выбранных красок и высушить на воздухе в течение 1 часа, нанести сверху одношаговый кракелюрный лак и высушить его на воздухе в течение 1 часа. Затем нанести мягкой кистью краску за один проход. В процессе сушки образуется покрытие с кракелюрами. После окончательного высыхания верхнего слоя краски, изделие можно покрыть водным акриловым лаком и высушить на воздухе.
Объем баночки - 50 мл. Цена - примерно 90 руб.

Country Style Crackle - фирма Stamperia (Италия)

На поверхность изделия нанести первый слой акриловой краски. Подождать когда высохнет. Потом нанести лак. После его высыхания нанести второй контрастный слой акриловой краски. Растрескиваться будет слой краски, наложенный на состав кракле, в трещинах будет виден нижний слой краски. Трескаться верхняя краска начинает во время высушивания. Поэтому краска ни в коем случае не должна наноситься на одно и то же место дважды (могут замазаться уже появляющиеся кракелюры).
Можно наносить кисточкой или губкой. Величина трещин зависит от: скорости высушивания, толщины нанесенного слоя кракле и густоты верхней краски. Чем толще слой кракле, чем гуще должна быть верхняя краска и чем выше скорость сушки, тем более крупные трещины получатся. Для быстроты высушивания краски можно использовать фен. Кисти моются водой.
Объем баночки - 80 мл. Цена - примерно 250 руб.

Одношаговый кракелюрный лак - фирма Perfetto (Латвия)

Одношаговый кракелюрный лак на водной основе. Нанести на желаемую поверхность акриловой краской фоновый цвет. Дать высохнуть 30-60 минут. Затем в противоположном направлении или перпендикулярно нанести кракелюрный лак. Дать высохнуть в течение 3-4 часов. При высыхании краски начнут проявляться трещины. Для появления более крупных трещин следует сушить 12-24 часа.
Объем баночки - 120 мл. Цена - примерно 250 руб.

Одношаговый лак Vintage design "Я декораторъ" - фирма Русарт (Россия)

Одношаговый лак на водной основе.
Используется по аналогии со всеми остальными лаками. Наносится слой краски цвета трещинок, затем кракелюрный лак - высушить в течение 30-40 минут, затем наносится верхняя краска. Она при высыхании будет трескаться и сквозь нее будут проступать трещинки цвета нижнего слоя.
Объем баночки - 80 мл. Цена - примерно 140 руб.

Существуют и другие одношаговые кракелюрные лаки. Но я постаралась собрать все те, которые наиболее часто используются, и которые реальнее всего можно купить в магазинах. В любом случае, технология нанесения всех одношаговых лаков одна: краска - лак - краска.
Если вы пользовались какими-то другими лаками, которых нет в списке, напишите название лака и дайте ваш отзыв о работе с ним.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Создание одношагового и двухшагового кракелюра.

кракелюрный лак Кракле – техника искусственного состаривания, основанная на создании трещин в красочном слое. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный). Одношаговый кракелюр считается самым простым в исполнении, однако и ценится из за этого меньше. Двухшаговый кракелюр более привередлив, но и более красив, к тому же не перекрывает первичное изображение или фон, что позволяет использовать его как на золоте, так и на нанесенном изображении.

Кракелюрный лак производства компании «ТАИР» Вы можете использовать как одношаговый, так и как двухшаговый в паре с шеллачным спиртовым лаком.

ОДНОШАГОВЫЙ КРАКЕЛЮР выглядит, как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Например, стекло, или металл.

Кракелюрный лак «Таир» — методика применения

Создается он таким способом:
На поверхность, на которой будут создаваться трещины, наносится слой краски, как первый слой можно использовать и металлические оттенки. Этот слой будет виден в трещины. Если вашей задумкой является показать цвет основы, то ее можно оставить без покрытия. Как, например, при работе со стеклом. Одношаговый кракелюр

После того, как первый слой краски высох, на него довольно густым слоем наносится кракелюрный лак. Оставить до почти полного высыхания минут на сорок. Можно немного ускорить его высыхание феном. Лак должен выглядеть сухим, но на отлип рукой быть чуть влажным.

Для второго слоя можно использовать краски из серии «Акрил-арт», «Акрил-хобби», или темперу «Анжелино». Перед нанесением краска разводится водой до довольно жидкого состояния. Чем жиже краска, тем больше будут трещины. Если трещины нужны небольшие, то краску рекомендуется разводить разбавителем акриловых красок или акриловым лаком. Густую краску будет очень сложно нанести за один раз. Готовую краску лучше всего наносить широкой синтетической кистью. Направление трещин будет совпадать с направлением движения кисти. Самое важное: по одном месту можно проводить только один раз. Высыхание второго слоя можно немного ускорить феном.

После высыхания, через сутки, красочный слой необходимо закрепить. Закрепить можно шеллачным, акриловым, или акрил-фисташковым лаком

ДВУХШАГОВЫЙ КРАКЕЛЮР выглядит как сетка тонких трещин на поверхности любого изображения или покрытия любого простого или металлического оттенка.

Кракелюрный лак «Таир» — методика применения

Двухшаговый кракелюр Для создания двухшагового кракелюра первый слой наносится спиртовым шеллачным лаком. Можно использовать как осветленный, так и не осветленный. Не осветленный лак придаст легкий оттенок патинирования. Шеллачный лак наносится в 2-3 слоя с полной просушкой каждого слоя. Спиртовой лак быстро сохнет, за 15-30 минут.
После полного высыхания на шеллачного лака на него наносится довольно толстый слой кракелюрного лака. При двушаговом кракелюре процесс лучше не ускорять с помощью фена, а положить изделие рядом с радиатором, на солнце, или в теплом и сухом месте. Основным критерием, который влияет на скорость создания трещин, будет влажность воздуха, а не температура. Соответственно в теплом сухом помещении процесс будет продуктивнее, чем во влажном. Двухшаговый кракелюр

После того, как на поверхности появились заметные трещины, они затираются чем-либо по основе не совпадающим ни с одним лаком. Это может быть художественная масляная краска, тертая пастель или тени для век. Затирание лучше всего производить кусочком натуральной ткани. После высыхания кракелюрный лак следует закрепить шеллачным лаком. Таким образом, получается, что расход краккелюрного лака по отношению к шеллачному будет 1:3.

Используя технику кракелюра вы сможете придать налет благородной старины практически любой поверхности и стилистически разнообразить свои работы.

по материалам сайта http://www.tairtd.ru/

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора ).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника , она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд:)

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник , которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски , и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке .
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака , и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра:) Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр , полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета , после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски .

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом :

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно , как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать:)

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов:)

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака . Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же:)

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола:) И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки , и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу . Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться , в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин . Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

Старинные вещи обладают определённой загадочностью, они несут в себе глубокую историю известную только им. Как нестерпимо хочется заглянуть в прошлое, приподнять обволакивающую завесу таинственности и узнать, кто держал эту вещицу в руках, какой путь она проделала и свидетелем каких важных событий она была. Большинство людей, окружая себя старинными предметами, пытаются создать атмосферу тепла, уюта, таинственности и очарования. Любители старины могут многими часами бродить по блошиным ранкам и антикварным лавкам в поисках старых вещей. Но, к сожалению, цены на такие предметы слишком высоки и не каждый может себе позволить потратить из семейного бюджета значительную сумму.

Последнее время в декорировании интерьера большое распространение получило искусственное состаривание вещей. Проявив немного фантазии, можно самостоятельно превратить практически любой предмет в изысканный “старинный” шедевр. С помощью вполне доступных инструментов и материалов каждому под силу создать своими руками интерьер с антикварной тематикой. А если применить технику состаривания в декупаже, то можно сделать поистине роскошные и неповторимые предметы.

Кракелюры – это тонкая сетка трещин, которая появляется в невысохшем состоянии от быстрой и неоднородной усадки связующего вещества или испарения разбавителей, в высохшем состоянии – от механических воздействий, усушек и повторных набуханий. В технике декупаж кракелюры формируются благодаря специальным кракелюрным лакам.

Одношаговый декупаж-кракелюр представляет собой технику состаривания декорируемой поверхности при помощи однокомпонентного лака. Работать с ним легче и более доступно для новичков, чем с двухкомпонентным кракелюром. В завершённом виде кракелюр имеет вид потрескавшейся со временем краски. Для того чтобы добиться такого эффекта, нам понадобятся следующие инструменты и материалы: объект декорирования, понравившиеся бумажные мотивы, краска акриловая двух контрастных тонов, акриловый лак, специальный клей для декупажа или клей ПВА и однокомпонентный кракелюрный лак. Также могут пригодиться и дополнительные средства, такие как фен для ускоренной сушки, мелкозернистая наждачная бумага для ошкуривания слоёв высохшего бесцветного акрилового лака, патина и акриловые краски для растушёвки поверхности и подрисовки мотивов.

И так, для создания изысканного шедевра в технике декупаж, состаривание с использованием одношагового кракелюра нужно последовательно совершить определённые действия:

1. В случае необходимости рабочую поверхность следует очистить, загрунтовать и хорошенько просушить;

2. Затем необходимо покрыть её любой из выбранных акриловых красок (именно этот цвет впоследствии будет просматриваться сквозь получившиеся трещины). Дать краске высохнуть. Можно оставить на час-два для самостоятельного высыхания или значительно сократить время, воспользовавшись феном;

3. Нанести слой однокомпонентного кракелюрного лака в местах, где по замыслу должны быть трещины. Чем толще накладываемый слой лака, тем крупнее получатся трещины. Отложить работу до частичного подсыхания, поверхность должна быть чуть-чуть липковатой. Процесс сушки можно ускорить посредством фена;

4. Затем покрыть кракелюрный лак слоем краски контрастного цвета. Нужно отметить, что ни в коем случае нельзя в качестве второго слоя использовать краски перламутровых и металлических оттенков, так как их консистенция и состав не позволят растрескать кракелюрному лаку красочный слой. Полностью высушить поверхность. Для ускорения процесса и получения более явственного эффекта можно воспользоваться феном с холодным воздухом. Фен нужно держат на расстоянии не менее 50 сантиметров над поверхностью;

5. Подготовленные бумажные мотивы приклеить специальным клеем для декупажа или клеем ПВА к украшаемому предмету и дать хорошо просохнуть. Для придания готовому изделию налёта старины, можно затонировать места сколов и углы при помощи патины. Затем готовую аппликацию покрыть несколькими слоями бесцветного акрилового лака.

При работе с кракелюрным лаком, следует придерживаться нескольких правил и соблюдать определённые особенности. Во-первых, чем толще второй слой краски, тем крупнее получатся трещины. Во-вторых, краска не должна быть чересчур густой или чересчур жидкой для более лёгкого и обильного нанесения. В-третьих, не стоит проводить кистью по одному и тому же месту несколько раз, так как реакция краски с лаком происходит довольно быстро и есть риск закрасить появившиеся трещины. Кроме этого существует небольшая хитрость, заключается она в том, что если верхний слой кракле немного развести водой, то лак больше порвётся.

В зависимости от способа наложения верхнего слоя краски могут получиться разнообразные узоры трещин. Если краску наносить с помощью губки, то на поверхности образуется сеточка квадратных трещин. В случае если для покраски используется кисть, мазки которой ведутся осторожно в одном направлении, тогда выйдут удлинённые постоянные трещины, напоминающие растрескавшуюся краску на дереве.

На этом можно закончить. Используя технику декупаж, состаривание и одношаговый кракелюр можно создать вещь, внешне похожую на предметы старины. Благодаря перечисленным несложным действиям вы почувствуете себя настоящим ценителем старины и почитателем антиквариата, не затратив при этом значительных денежных средств и больших усилий.

Ещё один способ - .

Примеры работ вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе .