Опыт использования суггестивных методов. Суггестивная психотерапия

Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов.

Внушения наяву делаются эмоционально насыщенным повелительным тоном, в виде резких, коротких фраз, обычно несколько раз повторяемых. Применяется при истерических, неврастенических, фобических состояниях.

Кроме этого вида внушения существуют и другие: внушение в состоянии естественного сна, внушение в состоянии гипнотического сна.

Гипнотический сон – это состояние суженного сознания, вызванное действиями гипнотизера и характеризующееся повышенной внушаемостью.

Гипнотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.

Различают три степени гипнотического сна: сонливость, легкий сон и глубокий сон или сомнамбулизм. Именно в состоянии сомнамбулизма можно внушить выключение функций любого анализатора, а также галлюцинации любого характера. Однако, даже в состоянии сомнамбулизма обычно не удается внушить то, что глубоко противоречит этическим и моральным устоям личности гипнотизируемого

Гипноз может с успехом применяться не только для лечения неврозов, но и для лечения наркомании, алкоголизма, как симптоматическое средство для устранения болей различного генеза, для обезболивания родов, при токсикозе беременных, аменорее, для лечения экземы и т.д. Гипнотерапия применяется также для лечения ряда соматических заболеваний бронхиальной астмы, сахарного диабета и др.

Лечение внушением в состоянии гипнотического сна противопоказано больным, склонным к бредовым идеям отношения и воздействия (шизофрения и другие психозы), т.к. может привести к укреплению этих идей и включению гипнотерапевта в бредовую систему.

Внушение в состоянии наркотического сна может проводиться только при условии, что это состояние будет неглубоким. Больному вводится раствор гексенала, теопентала натрия или др. в-во, в результате чего пациент пребывает в состоянии приятной дремоты в это время ему производят лечебное внушение, затем больному рекомендуют выспаться. Применяется при пограничных расстройствах с фобической, ипохондрической, депрессивной симптоматикой.

Метод самовнушения может быть непроизвольным и произвольным. Самым распространенным методом самовнушения является аутогенная тренировка по Шульцу в различных современных модификациях. При проведении этой методики вначале достигается состояние мышечного расслабления (релаксации), а затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. Применяется при всех видах невротических и неврозоподобных нарушений, явлениях вегетативного дисбаланса, ряде соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.). С осторожностью следует применять у больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Любые методы внушения и самовнушения строго противопоказаны больным с бредом, галлюцинациями и другими психотическими расстройствами.

«Поведенческая» (условнорефлекторная) психотерапия. Методика лечения включает в себя два элемента: формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и единовременно-условное торможение страха. Например, при страхе ездить в метро постепенно в течение нескольких дней пациента просят подходить ко входу в него, затем заходить в него, проезжать одну остановку, потом несколько. Постепенно у человека формируется положительный опыт поездок, который вытесняет прошлый страх. Таким образом вырабатывается новый положительный рефлекс. Применяется при обсессивно-фобических расстройствах и изолированных монофобиях.

Казуальная (аналитическая) психотерапия. При казуальной терапии происходит обмен информацией между больным и врачом, ведущий к осознанию и отреагированию больным его психотравмирующих переживаний. Для того, чтобы вылечить от некоторых болезненных симптомов психогенного генеза, нужно их выявить и больному осознать породившую их причину. Аналитическая терапия была предложена З.Фрейдом.

Кроме вышеперечисленных методов психотерапии существуют такие методы, которые в последние годы приобрели широкое распространение. К таким методам относятся:

а) музыкотерапия;

б) библиотерапия;

в) арттерапия (используются прикладные методы художественного творчества)

Гештальт-терапия . Основной целью гештальт-терапии является увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем интеграции и развития. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружающим – важнейшая задача гештальт-терапии. Основой терапевтического процесса является переживание контакта с самим собой и с окружением, повышение осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также проверка, каковы их значение и функция в настоящее время.

Технические приемы, используемые в гештальт-терапии, могут быть разделены на принципы и игры.

Принцип «теперь», или идея концентрации на настоящем моменте, - самый важный принцип в психотерапии. Пациента просят определить то, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. События прошлого просят пациента излагать так, как будто они разворачиваются сейчас.

Непрерывность (континуум сознания). Намеренная концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, отчет себе в том, что и как происходит в данную минуту.

Игры – вторая группа процедур. Это разнообразные упражнения, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта и способствующие более непосредственной конфронтации со своими переживаниями, а также предоставляющие пациенту возможность экспериментировать с самим собой и другими людьми. Применяется для лечения невротических заболеваний.

НЛП (нейро-лингвистическое програмирование). Включает в себя сочетание скрытых «встроенных» команд, суггестивного потенцирования идеомоторных стереотипов и ритмических словесных структур; формы терапевтической суггестии при этом формируются косвенно, путем внедрения ключевых слов в структуру индифферентных по смыслу предложений.

Среди техник НЛП выделяют основные: рефрейминг (переформирование) – «перепрограмирование», (аппелирующее к бессознательным ресурсам пациента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагирования или способа решения проблемы более адекватным и адаптивным); методика «якорь» - ассоциативная связь, которая фиксируется; методика визуально-кинестетической диссоциации (путем стирания из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в ассоциированное восприятие, в воспоминания конструированных образов); метод «взмах» (в основе метода лежит врожденное стремление человека переходить от «неприятного» к «приятному»).

Психотерапия для врача, лечащего своего пациента – это в значительной мере способ клинического мышления, принцип подхода к больному. Многие общие патогенетические проявления и клинические симптомы внутренних болезней нуждаются в психотерапии – патологическая фиксация пациента на заболевании, дисбаланс психологической защиты, состояние социальной дезадаптации, аффективные и невротические нарушения и многое другое.

Одним из самых широких применений находит психотерапия при гипертонической болезни, в гастро-ентерологической клинике, бронхиальной астме, в работе акушеров-гинекологов.

Психотерапия применяется и при лечении эндогенных психозов, особенно со стертым течением, в начале заболевания, без выраженной продуктивной симптоматики. Она улучшает адаптацию пациента к своей болезни, в обществе, может стать средством сохранения работоспособности. При органическом поражении головного мозга с помощью психотерапии важно устранение расстройств сна, аппетита, настроения, астенических расстройств. Психотерапия при эпилепсии обычно направлена на седацию и выравнивание настроения, повышение активности, оптимизацию отношений с окружающим, повышение адаптации в социуме.

Наиболее широкие перспективы для психотерапии открывают невротические расстройства, при которых психотерапия является основным методом лечения.

При алкоголизме и наркомании психотерапию рассматривают как обязательный базис, без которого нельзя рассчитывать на успех любого терапевтического мероприятия. Больные алкоголизмом не всегда осознают у себя наличие влечения к алкоголю, а объясняют употребление алкоголя «жизненными трудностями» и т.д.

Психические воздействия в комплексе лечебных мероприятий при заболеваниях внутренних органов, психических заболеваний имеют давние традиции. Применение психотерапевтических методов является обязательным для врачей любых специальностей, соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии необходимо для полноценной работы врача и психологического комфорта пациента.

Психологическая помощь в кризисных периодах, особенности оказания медицинской помощи в экстренных ситуациях. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и массовых катастрофах занимают особое место в связи с тем, что они могут одновременно возникать у большого числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Этим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, а также применения необходимых и возможных лечебных мероприятий. Вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа лиц. Клиническая картина в этих случаях не носит строго индивидуальный, как при обычных психотравмирующих обстоятельствах, характер и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В данной ситуации человек не может позволить себе расслабиться и углубиться в свои болезненные переживания, а вынужден вести активную борьбу ради выживания, сохранение жизни близких и окружающих.

В задачи врача любой специальности входит:

а) оценка психологических и клинико-психопатологических особенностей лиц, находящихся в очаге бедствия;

б) предотвращение панических реакций;

в) лечение возникших или обострившихся в экстремальных условиях психических заболеваний;

г) сам врач должен оставаться по возможности спокойным, решительным, собранным, способным оказывать помощь пострадавшим, никогда не показывать паники, страха незнания, что делать;

д) предупреждение суицидального поведения;

Неожиданное возникновение жизнеопасной ситуации у неподготовленных людей может вызвать сильный, страх, сопровождающийся появлением измененного состояния сознания. Наиболее часто развивается оглушенность, выражающаяся в неполном осмыслении происходящего, затруднении восприятии окружающего, нечетком выполнении необходимых для спасения жизни действий. В таком состоянии врач должен обратить внимание не только на психическое, но и на соматическое здоровье человека, т.к. пациент может не предъявить жалобы даже при наличии существенных ранений и патологических состояний.

Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы. Реабилитация – это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление трудоспособности человека при помощи государственных, общественных, медицинских, педагогических, юридических, профессиональных и психологических мероприятий.

Главной задачей реабилитации является восстановление здоровья пострадавшего в результате заболевания или травмы до возможного оптимума в физическом, духовном, профессиональном и социальном отношениях.

Принципы реабилитации:

1) биологический – заключается в свойстве систем и органов человека приспосабливаться благодаря компенсаторно-восстановительным процессам к новым условиям жизни и трудовой деятельности;

2) морально-этический – основан на гуманизме, чувстве коллективности;

3) социально-экономический – основан на использовании опыта, стажа, глубоких профессиональных знаниях, умениях и навыков человека, потерявшего в той или иной степени трудоспособность;

4) психологический – основан на важных свойствах человеческой личности, таких как чувство полезности для общества, стремления к активной трудовой деятельности, чувстве престижа и т.д.;

5) медицинский – основан на успехах, достижениях и возможностях современной медицины и техники.

Конечными целями реабилитации являются определение степени потери и степени восстановления трудоспособности, заключение о клиническом и трудовом прогнозе, разработка и осуществление мероприятий и условий, необходимых для восстановления трудовой деятельности и общественного положения больного. Максимальный успех реабилитации возможен только при сотрудничестве врачей всех уровней и специальностей.

Правила реабилитации:

1) наиболее раннее возвращение нетрудоспособного к труду;

2) создание оптимальных условий для социальной активности.

Виды реабилитации:

1) медицинская (восстановительное лечение) – комплекс лечебно-диагностических мероприятий направленных на восстановление здоровья больного, функциональных возможностей его организма. Проводится врачами всех специальностей амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

2) Социальная (бытовая) – комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков у пострадавшего, обеспечивающих возможность самообслуживания. Проводится специалистами-реабилитологами путем обучения больного приемам использования различных приспособлений и аппаратов, позволяющих ему обходиться без посторонней помощи.

3) Профессиональная (производственная) – подготовка больного к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей. Проводится специалистами по трудовому обучению при активном участии врача.

4) Психологическая – изучение биогенных, социогенных и психогенных элементов личности больного, его интересов и установок, отношения к болезни с целью определения потенциальной и фактической социальной «роли» и рационального использования остаточной трудоспособности. Может проводиться врачами, психологами. Максимальный эффект достигается при участии врачей-психотерапевтов.

Реабилитации подлежат все больные, утратившие в той или иной степени трудоспособность и в первую очередь инвалиды. В то же время чрезвычайно важна и ответственна роль врачей по реабилитации временно нетрудоспособных, составляющих подавляющее большинство больных, потерявших трудоспособность.

Реабилитация психически больных с различными нозологиями имеет свои особенности. Соотношение биологических и психосоциальных воздействий на различных этапах при этом может меняться в зависимости от болезни. Конкретные цели реабилитации в зависимости от многих обстоятельств могут быть различными. Цель может быть довольно скромной: например, добиться уменьшения необходимого ухода за больными в домашних условиях и даже больничных условиях (при старческом слабоумии или так называемых конечных состояниях шизофрении). В других случаях цель реабилитации более существенна: изменить профессию, приспособить к ней больного, приспособить его к жизни и деятельности во внебольничных условиях. Наконец, там где речь идет о хорошей и стойкой ремиссии, которой удается добиться активными воздействиями на первом этапе реабилитации, или о достаточной компенсации имеющегося дефекта, что чаще всего достигается на втором этапе реабилитации, - цель может заключаться в возвращении на работу по прежней специальности или в продолжении учебы.

Важным этапом при реабилитации является трудотерапия, которая направлена на восстановление утраченных функций, социальную адаптацию пациента.

Виды трудотерапии:

    Тонизирующая (предназначена для поддержания общего физического и психического фона пациента);

    Восстановительная (предназначена для восстановления утраченных профессиональных функций);

    Диагностическая (предназначена для определения последующих трудовых перспектив пациента);

    Продуктивная (полностью восстанавливающая все профессиональные навыки пациента).

Принципы трудотерапии:

    индивидуальная дозировка с постепенным увеличением объема труда и сложности трудовых операций, эффективное техническое оснащение трудового процесса и рабочего места;

    постоянный контроль со стороны медицинского персонала, руководство, инструктаж и помощь со стороны технического персонала;

    психологическая подготовка (работа в трудовом коллективе, осмысленный труд, заинтересованность в конечных результатах труда).

Реабилитация должна проводиться как в амбулаторных стационарных учреждениях общей сети, независимо от ведомственной подчиненности, так и в специализированных учреждениях.

Контрольные вопросы :

    Комплекс мер по обеспечению нормального развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья, обеспечение лучших условий для психической деятельности человека – это:

    1. Психогигиена;

      Психопрофилактика;

      Психотерапия;

      Реабилитация;

      Психологическое консультирование

    При лечении больной Н., 35 лет, обратившейся с жалобами на слабость, вялость, раздражительность, снижение работоспособности, удалось выяснить, что недавно на работе возник конфликт, при котором больная чувствовала несправедливое, предвзятое отношение к себе со стороны начальства, считает себя обиженной. Психотерапевт использует метод логического убеждения, учит пациентку рационально мыслить, избегать конфликтов. Как называется этот метод психотерапии:

      1. Рациональная психотерапия;

        Психоанализ;

        Аутотренинг;

        Суггесивная психотерапия;

        Психологические тренинги.

    Основной целью психологического консультирования является:

    Формирование личностной позиции;

    Формирование адекватного поведения;

    Постановка диагноза;

    Формирование неврозоустойчивости;

    Коррекция лечебных мероприятий

    В рамках психологической коррекции происходит формирование:

    Личной позиции;

    Навыков адаптивного поведения;

    Стрессостойкости;

    Фрустрационная толерантность;

    Изменение характера

    Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов, оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. К какому виду психотерапии подходит данное определение.

Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения (от лат. suggestio - внушаю ) с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Используются как вербальные (словесные) методы внушения, так и невербальные (разнообразные раздражители, действующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы). Предпосылкой для успешного использования суггестивных методов является наличие у пациента достаточной внушаемости. Под внушаемостью понимают склонность человека недостаточно критично воспринимать получаемую информацию, принимать ее на веру и легко поддаваться посторонним влияниям. Повышенная внушаемость особенно характерна для истероидных, инфантильных, «примитивных» личностей, больных алкоголизмом.

В той или иной степени внушение всегда участвует в любом назначении врача, так что к лечению внушением сознательно или неосознанно прибегает каждый врач. В зависимости от сопутствующего внушения иногда одно и то же лекарство, назначенное одним врачом, может вызывать положительный эффект, а назначенное другим - оказаться неэффективным. Отсюда и родился афоризм: «Важно не только, что назначено, но и кем назначено». Усиливает эффект внушения разъяснение больному механизма лечебного действия назначенного средства, заверение врача, что оно поможет. Подробно расписанный порядок приема лекарства или лечебных процедур с указанием ряда требований, которые следует при этом соблюдать (например, лекарство нужно принимать глотками за полчаса до еды, запивать стаканом горячей воды или горячего чая, мелкими глотками, в течение 10 минут или за полтора часа до сна) также усиливают внушающее действие процедуры. Это давно было замечено выдающими русскими клиницистами Г.А.Захарьиным и С.П.Боткиным, широко использовавшими внушение в лечебной практике. Элементы суггестии имеют место и при проведении когнитивной психотерапии: убеждение больного сочетается с использованием внушения.

В бодрствующем состоянии пациента применяют внушение прямое и косвенное.

Прямое словесное внушение (директивное, авторитарное, императивное) содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения. Данный способ воздействия на больного может быть эффективен при конверсионных симптомах в структуре истерических расстройств (мутизме, блефароспазме, параличах, припадках). Терапевтический эффект, часто быстрый, но не стойкий, можно получить, осуществляя внушение в виде приказа: «Откройте глаза! Вы можете все хорошо видеть!» (при истерическом блефароспазме), «Вставайте и идите ко мне!» (астазия-абазия) и т.п.

Косвенное внушение заключается в том, что больному внушается особое значение какого-то фактора, после воздействия которого наступит улучшение. Так, например, больному внушается, что после определенной процедуры у него появятся движения в руке (при истерическом параличе).

К этому ряду механизмов воздействия на больного относится и плацебо-эффект . Заимствованное из латыни слово «плацебо», означающее «я понравлюсь», вошло в медицинскую практику 200 лет назад. Плацебо-эффект был открыт в результате клинического эксперимента, поставленного с целью проверки эффективности гомеопатии, которая была объектом критики со стороны ученых. Он был проведен в 1843 году. Больным давали препараты, содержащие только физиологически нейтральные вещества, не способные оказывать какого-либо реального действия на организм, но по внешнему виду и вкусу идентичные тем, действие которых хотели проверить. Результаты эксперимента оказались неожиданными: 30% испытуемых реагировало на них так, как будто им давали настоящее лекарство, у 40% - реакция была непостоянной и только на 30% испытуемых мнимые лекарства не оказывали никакого действия. С этого времени и появился метод плацебо, когда под видом особо редкого и эффективного лекарства пациенту дают нейтральное вещество, например, дистиллированную воду. Успех лечения при помощи суггестивных методов зависит, помимо отмеченных выше личностных особенностей больного, также от его установки по отношению к предлагаемому методу лечения, авторитета врача и веры в него больного.

Непрямое (косвенное) внушение широко используется врачами для опосредования различных видов терапии с целью достижения наибольшего эффекта.

К наиболее известным суггестивным методам, которые временами становились центром интереса и борьбы различных медицинских школ, относится гипнотерапия. Термин «гипноз» (от греч. hyp- nos - сон) был предложен в 1843 г. английским хирургом Джеймсом Бредом и с тех времен прочно вошел в медицинскую практику. Для вызывания гипнотического состояния имеет значение наличие у пациента гипнабельности, под которой понимают психофизиологическую способность достаточно легко поддаваться гипнозу, входить в гипнотическое состояние, т.е. изменять уровень сознания.

Со времен Бреда для вызывания гипнотического сна используют словесное внушение, иногда в сочетании с фиксацией взора на блестящем предмете или монотонными, однообразными раздражителями, воздействующими на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Гипнотическое состояние - это особое состояние сознания, переходное между сном и бодрствованием, при котором между врачом и пациентом сохраняется речевая связь - раппорт (от франц. rapport- связь). Выделяют три стадии гипноза: сомнолентную, каталептическую и сомнамбулическую . В первой стадии у человека возникает сонливость, во второй - признаки каталепсии (восковая гибкость, обездвиженность, мутизм), в третьей - полная отрешенность от реальности (транс), снохождение (сомнамбулизм) и внушенные образы. Сомнамбулическая стадия в лечебных целях практически не используется.

На фоне гипнотического состояния осуществляется внушение, направленное на устранение тех или иных симптомов. Показанием для применения гипнотерапии являются истерические диссоциативные (конверсионные) расстройства, некоторые другие невротические нарушения, соматоформные расстройства, алкоголизм и наркомании. Гипнотические сеансы должны проводиться только врачами, прошедшими психотерапевтическую подготовку ввиду возможных осложнений во время сеанса и действия после внушения. К ним относятся: спонтанное вхождение в гипнотическое состояние, возбуждение во время сеанса, в том числе сексуальное, утрата раппорта между психотерапевтом и пациентом, и, как следствие - неуправляемое поведение последнего. Кроме того, может возникать психологическая зависимость от гипноза и лица, его проводящего. Некоторые пациенты психопатического склада могут прибегать к шантажному поведению в отношении врача, проводившего гипнотерапию, обвиняя его в использовании в корыстных целях их беспомощного состояния (воровство, изнасилование и т.п.). Поэтому гипнотерапия должна проводиться в присутствии третьего лица.

В той или иной степени внушение всегда участвует в любом назначении врача, так что к лечению внушением сознательно или неосознанно прибегает каждый врач. В зависимости от сопутствующего внушения иногда одно и то же лекарство, назначенное одним врачом, может вызывать положительный эффект, а назначенное другим - оказаться неэффективным. Отсюда и родился афоризм: «Важно не только, что назначено, но и кем назначено». Усиливает эффект внушения разъяснение больному механизма лечебного действия назначенного средства, заверение врача, что оно поможет. Подробно расписанный порядок приема лекарства или лечебных процедур с указанием ряда требований, которые следует при этом соблюдать (например, лекарство нужно принимать глотками за полчаса до еды, запивать стаканом горячей воды или горячего чая, мелкими глотками, …
в течение 10 минут или за полтора часа до сна) также усиливают внушающее действие процедуры. Это давно было замечено выдающими русскими клиницистами Г.А.Захарьиным и С.П.Боткиным, широко использовавшими внушение в лечебной практике. Элементы суггестии имеют место и при проведении когнитивной психотерапии: убеждение больного сочетается с использованием внушения.

В бодрствующем состоянии пациента применяют внушение прямое и косвенное.

Прямое словесное внушение (директивное, авторитарное, императивное) содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения. Данный способ воздействия на больного может быть эффективен при конверсионных симптомах в структуре истерических расстройств (мутизме, блефароспазме, параличах, припадках). Терапевтический эффект, часто быстрый, но не стойкий, можно получить, осуществляя внушение в виде приказа: «Откройте глаза! Вы можете все хорошо видеть!» (при истерическом блефароспазме), «Вставайте и идите ко мне!» (астазия-абазия) и т.п.

Косвенное внушение заключается в том, что больному внушается особое значение какого-то фактора, после воздействия которого наступит улучшение. Так, например, больному внушается, что после определенной процедуры у него появятся движения в руке (при истерическом параличе).

К этому ряду механизмов воздействия на больного относится и плацебо-эффект . Заимствованное из латыни слово «плацебо», означающее «я понравлюсь», вошло в медицинскую практику 200 лет назад. Плацебо-эффект был открыт в результате клинического эксперимента, поставленного с целью проверки эффективности гомеопатии, которая была объектом критики со стороны ученых. Он был проведен в 1843 году. Больным давали препараты, содержащие только физиологически нейтральные вещества, не способные оказывать какого-либо реального действия на организм, но по внешнему виду и вкусу идентичные тем, действие которых хотели проверить. Результаты эксперимента оказались неожиданными: 30% испытуемых реагировало на них так, как будто им давали настоящее лекарство, у 40% - реакция была непостоянной и только на 30% испытуемых мнимые лекарства не оказывали никакого действия. С этого времени и появился метод плацебо, когда под видом особо редкого и эффективного лекарства пациенту дают нейтральное вещество, например, дистиллированную воду. Успех лечения при помощи суггестивных методов зависит, помимо отмеченных выше личностных особенностей больного, также от его установки по отношению к предлагаемому методу лечения, авторитета врача и веры в него больного.

Непрямое (косвенное) внушение широко используется врачами для опосредования различных видов терапии с целью достижения наибольшего эффекта.

К наиболее известным суггестивным методам, которые временами становились центром интереса и борьбы различных медицинских школ, относится гипнотерапия. Термин «гипноз» (от греч. hyp- nos - сон) был предложен в 1843 г. английским хирургом Джеймсом Бредом и с тех времен прочно вошел в медицинскую практику. Для вызывания гипнотического состояния имеет значение наличие у пациента гипнабельности, под которой понимают психофизиологическую способность достаточно легко поддаваться гипнозу, входить в гипнотическое состояние, т.е. изменять уровень сознания.

Со времен Бреда для вызывания гипнотического сна используют словесное внушение, иногда в сочетании с фиксацией взора на блестящем предмете или монотонными, однообразными раздражителями, воздействующими на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Гипнотическое состояние - это особое состояние сознания, переходное между сном и бодрствованием, при котором между врачом и пациентом сохраняется речевая связь - раппорт (от франц. rapport- связь). Выделяют три стадии гипноза: сомнолентную, каталептическую и сомнамбулическую . В первой стадии у человека возникает сонливость, во второй - признаки каталепсии (восковая гибкость, обездвиженность, мутизм), в третьей - полная отрешенность от реальности (транс), снохождение (сомнамбулизм) и внушенные образы. Сомнамбулическая стадия в лечебных целях практически не используется.

На фоне гипнотического состояния осуществляется внушение, направленное на устранение тех или иных симптомов. Показанием для применения гипнотерапии являются истерические диссоциативные (конверсионные) расстройства, некоторые другие невротические нарушения, соматоформные расстройства, алкоголизм и наркомании. Гипнотические сеансы должны проводиться только врачами, прошедшими психотерапевтическую подготовку ввиду возможных осложнений во время сеанса и действия после внушения. К ним относятся: спонтанное вхождение в гипнотическое состояние, возбуждение во время сеанса, в том числе сексуальное, утрата раппорта между психотерапевтом и пациентом, и, как следствие - неуправляемое поведение последнего. Кроме того, может возникать психологическая зависимость от гипноза и лица, его проводящего. Некоторые пациенты психопатического склада могут прибегать к шантажному поведению в отношении врача, проводившего гипнотерапию, обвиняя его в использовании в корыстных целях их беспомощного состояния (воровство, изнасилование и т.п.). Поэтому гипнотерапия должна проводиться в присутствии третьего лица.

Гипноз и внушение применяются в активном методе обучения с элементами релаксации, внушения и игры – методе погружения. Это система обучения, создающая у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения нашёл своё применение прежде всего при обучении иностранному языку. Он обходит традиционную установку на обучение как тяжкий труд, и, используя различные формы внушения, обеспечивает возрастающую уверенность человека в собственных силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.

Подробное описание «погружения» мы находим у Р.М.Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Следует вспомнить, что «внушение (или суггестия) - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта». Как отмечает Р.М.Грановская результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения».

Поскольку эти принципы взяты Р.М.Грановской у Г.К.Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику:

«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения». Как отмечает Г.К.Лозанов, все принципы должны находится в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств: а) психологическими; б) дидактическими и в) артистическими.

«Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности». Неспицифическая психическая отзывчивость обучаемых создается специальной обстановкой занятий. К ее элементам Р.М.Грановская относит: а) торжественность; б) авторитет преподавателя и доверие к нему; в) успех товарищей по группе; г) удобство расположения обучаемых. При описании «погружения» у Т.Н.Смирновой мы также находим, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности. Обучаемых следует разместить полукругом и обеспечить тем самым возможность визуального контакта всех учащихся группы. Хорошо, если в аудитории будет несколько источников света, чтобы преподаватель мог регулировать степень освещенности». Кроме того, эффективности обучения способствует удобство кресел, изоляция от посторонних звуков.

Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности». «Авторитет создает ожидание и более высокую информационную стоимость суггестивных воздействий». При этом следует заметить, что опора должна делаться на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий.

В настоящее время суггестивные методы применяются и в спорте. С помощью внушённого сна-отдыха происходит восстановление работоспособности быстрее, чем с помощью отдыха в состоянии бодрствования. Гипноз и аутогенная тренировка зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых состояний. Внушённый сон-отдых рекомендуется как действенное средство психопрофилактики нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.

И именно в этих ситуация могут помочь суггестивные методы

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на Западе США в 1901 году. Всю свою жизнь Милтон Эриксон практиковал состояние транса. Именно это состояние в последствии назовут “эриксонианским гипнозом”. Идеи, методы и техники, созданные Эриксоном, в настоящее время начинают доминировать в современной психотерапии.

Эриксон имел возможность изобретать и творить, поскольку он с необходимостью находился в иных состояниях, нежели нормальные люди. Эриксон от рождения был лишен цветоощущения. Он не различал звуки по их высоте и не был в состоянии воспроизвести мелодию. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации. В возрасте 51 года он снова перенес приступ полиомиелита, и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные боли, он был частично парализован. У него были парализованы язык и правая рука.

Как иногда бывает у сильных духом людей, эти ограничения наоборот подстегнули творческий потенциал Эриксона. Он научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый человек.

Если другим названием гипнотического транса является термин измененное состояние сознания, т.е. не такое как обычно, то ввести человека в транс для Эриксона не составляло труда. Он просто мог описывать пациенту свои восприятия реальности. Пациент, пытаясь понять его, пробовал так же воспринимать окружающие и, естественно, его состояние сознания изменялось. Он впадал в гипнотический транс.

В студенческие годы Милтон Эриксон тщательно изучил работы А. Р. Лурия, посвященные гипнозу и тесту словесных ассоциаций. Все полученные знания он проверял на практике, стараясь создать нечто более совершенное из того, что уже есть. В 1936 году он написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций. Примерная суть этого теста такова. Человек будет давать ассоциативную связь на любое стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Причем сам этого он осознавать не будет. В данном случае на стимульное слово “живот” испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания своего языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность, образность, разноплановость подаваемой информации для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.

Результатом работы Эриксона стало создание такой методики гипнотизирования, которой практически не бывает сопротивления со стороны пациентов. Говоря житейским языком, гипнозу поддаются все. В традиционных гипнотических школах считается, что гипнозу поддаются только около 17% людей. Эриксон ушел от традиционного директивного внушения, где гипнотизер подавляет. Он создал систему, в которой гипнотизер и пациент идут вместе по пути развития транса. Используя способность человека улавливать малейшие, не замечаемые сознанием, отклонения в голосе, позе собеседника он создал метод “аналоговых меток” - во время обыкновенной беседы с больным он незаметно для сознания пациента посылал ему установки о выздоровлении. Так же он использовал метафоры, передовые, по тем временам, разработки физиолога Павлова в области прямого обуславливания и многое другое. И все эти приемы он мог использовать одновременно.

Современной психотерапии подвластны практически любые расстройства. Для этого разработано немало методов и приемов. Некоторые из них до сих пор вызывают сомнения. Однако это не умаляет их эффективности. К таким относится суггестивная терапия. Что это такое и каковы ее особенности, узнаем в данной статье.

О методе

Суггестия (suggestio) в переводе означает "внушение". Первые попытки лечения таким способом возникли еще в начале прошлого столетия в Европе. Суть суггестивной терапии заключается в том, что врач с помощью определенных манипуляций и техник "вкладывает" в сознание пациента определенную информацию. И все это направлено на излечение, то есть, избавление от определенных психологических блоков и зависимостей, которые могут влиять на физиологию человека.

Особенности

Суггестивный метод отличается индивидуальностью. К каждому пациенту врач должен найти особый подход, чтобы лечение дало эффект. Это могут быть убедительные выражения, которые ориентированы на конкретный тип личности. Содержание этих убеждений отражает меры по лечению, которые психотерапевт должен использовать.

Он произносит правильную фразу четко и внятно, при этом сохраняя негромкий, твердый и спокойный тон. Каждое слово несет в себе программу, смысл ее глубок и продуман заранее. Лишь в редких случаях специалист может изменить тон и перейти к резким высказываниям. Опять-таки все зависит от частного случая.

Виды

Суггестивные методы делятся на три вида. Это гипноз, убеждение и аутотренинг. Каждый из них имеет свои особенности или крючки, которые позволяют эффективно воздействовать на пациента. Разберемся подробнее с каждым из этих видов суггестивного воздействия.

Гипноз

Этот вид также называют состоянием "частичного" сна. В транс пациент входит с помощью воздействия психотерапевта. Данный процесс позволяет не только произвести внушение, но и выявить истинные причины тех или иных психических расстройств пациента. Этот прием позволяет проникнуть в бессознательного человека и вложить в него важное сообщение с целью избавить от зависимости или болезни. Это, пожалуй, самый эффективный метод суггестивной психологии.

Гипноз известен уже более трех тысяч лет. Его использовали еще жрецы Древнего Египта и врачеватели Востока, называя "животным магнетизмом". Спустя столетия он претерпел немало изменений в общественном понимании и восприятии. В России большой вклад в развитие гипноза внесли ученые Владимир Бехтерев и Константин Платонов в начале 20 века. Среди европейских ученых известны труды и эксперименты Зигмунда Фрейда, Дэйва Элмана.

Противопоказаниями к гипнотическому методу являются эпилепсия, истерические реакции в виде неудержимого смеха/плача, судорожных припадков. Также психотерапевты воздерживаются от проведения гипноза при задержке интеллектуального развития у пациента, при приеме им психотропных препаратов или в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Беременность женщин в первые три месяца и соматические заболевания в стадии обострения тоже входят в список противопоказаний гипноза.

Убеждение

Этот процесс осуществляется в состоянии бодрствования пациента. Наверное, поэтому он считается более сложным по степени влияния. Специалисту необходимо найти правильный подход, "точки импульсов" и правильно воздействовать на эмоции и сознание человека, при этом, обходя контроль разума.

Различают открытые, закамуфлированные и рациональные убеждения. Первые предполагают прямое сообщение психотерапевта о том, что он воздействует на пациента и хочет произвести определенную подмену понятий в его сознании. Фразы здесь обычно строятся так: "Я досчитаю до трех и произойдет...". Однако сознание человека не всегда можно поймать на такие крючки.

Рациональные убеждения включают определенные логические понятия и объяснения, которыми пользуется специалист. Стандартные фразы здесь звучат примерно так: "Вам запрещается (не следует) делать то-то, потому что...". Этот вид внушения также работает далеко не со всеми пациентами.

Суггестивная психотерапия чаще всего использует скрытые убеждения. Они включают три приема: последовательность фраз до соглашения, удивление и творческие моменты, банальность.

Первый прием предполагает набор фраз, который произносится психотерапевтом с акцентом на согласие пациента и проявление его в виде ответных реакций тела (расслабления, восстановления ровного и спокойного дыхания). Например: "Вы пришли ко мне... сидите сейчас в удобном кресле... вы расслаблены... у вас есть проблема... но после нашего сеанса вам станет гораздо лучше". Первая часть серии фраз направлена на согласие пациента, а слова "вам станет лучше" и есть убеждение.

Удивление и творческие моменты - это чистая импровизация психотерапевта, который видит перед собой пациента, которому требуется особый подход.

Банальность - это набор фраз, которые опровергнуть пациент не может. После очередного подтверждения "банального сообщения" сознание пациента автоматически положительно встречает убеждение. Например: "Когда человеку удобно, он расслаблен. Каждый человек решает проблемы по-своему. Ваш симптом исчезнет после того, как ваше бессознательное поймет, что вы способны решать проблемы конструктивно". А также сюда могут входить пословицы и поговорки, которые связаны с темой сеанса.

Так, в ряде на первый взгляд обычных фраз с вектором подтверждения специалист использует крючок суггестивного воздействия - убеждения. Противопоказаниями здесь являются прием психотропных лекарств и эмоциональное возбуждение.

Аутотренинг

Эту технику называют еще самовнушением или самогипнозом. Уже из определения понятно, что вся работа производится пациентом самостоятельно, но под чутким контролем специалиста. В процессе аутотренинга в организме человека запускается механизм самовосстановления, избавление от вредных привычек и тому подобное. На уровне физиологии отмечается повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что способствует нейтрализации стрессовых реакций.

Аутотренинг был предложен в качестве лечебного метода еще в 30-е годы прошлого столетия немецким ученым Иоганном Шульцем. В России этот метод получил распространение лишь 20 лет спустя.

Аутотренинг - это не просто повторение одной и той же ключевой фразы. Это целая серия упражнений, которые разделены на две ступени. Низшая включает аутотренинговые тренировки на восстановление ровного дыхания, спокойного сердцебиения, расширение кровеносных сосудов, расслабление мышц. Упражнения высшей ступени заключаются в вызове мысленных образов определенного цвета, формы и размера. Затем следует перенос данного предмета на конкретный объект действительности и формирование отвлеченных понятий (например, счастья или радости) в виде этих образов. В процессе такой тренировки пациент переживает состояние, которое Иоганн Шульц называл "катарсисом гипноза".

Также аутотренинговые тренировки по цели воздействия включают пять категорий:

  • нейтрализующие (формируют в пациенте безразличие к раздражающим факторам, например: "пыльца, мне все равно" - при аллергии);
  • усиливающие (активизируют скрытые мыслительные процессы, например: "я проснусь, когда захочу в туалет" - при энурезе);
  • парадоксальные (используют эффекты «обратного действия» фраз-формул с суггестивной функцией);
  • абстинентно-направленные (избавляют от вредных привычек и зависимостей, например: курения, алкоголизма);
  • поддерживающие (считаются самыми мягкими, стимулируют развитие положительных качеств личности).

Противопоказаниями аутотренингов являются состояние бреда, острые соматические приступы, вегетативные кризы.

Стадии лечения

Курс лечения с помощью суггестивных техник составляет несколько дней, обычно это не более двух недель. Один сеанс длится примерно 45 минут, однако, каждому пациенту требуется все же индивидуальный временной отрезок.

Специалисты выделяют три стадии, или этапа, стандартного суггестивного влияния: усыпление, внушение и побудка пациента. Если с внушением (и его вариантами) все более или менее понятно, то разберемся с пограничными двумя этапами.

Усыпление пациента

Этот этап является базовым и способствует расслаблению, настройке пациента на предстоящий сеанс лечения. Существует несколько суггестивных приемов для введения человека в нужное состояние покоя или "частичного" сна. Чаще всего это просто монотонная речь с определенными словами-крючками. Однако "снотворным" действием обладают и шум морского прибоя, метрономное постукивание, гудение зуммера, фиксация взгляда пациента на одном блестящем предмете и т. д.

Усыпление в случае обычного убеждения или аутотренинга не требуется. В качестве подготовительной части здесь психотерапевт просто применяет техники для максимального расслабления пациента. Это необходимо для того, чтобы организм был открыт для принятия внушения со стороны врача и купирования им определенных психических и физиологических отклонений.

Что касается гипноза, то тут различают три степени усыпления: сомноленцию (поверхностное мышечное расслабление), гипотаксию (полное мышечное расслабление) и сомнамбулизм (глубокий сон). Во время такого вида внушения пациент слышит голос психотерапевта и реагирует на его указания.

Побудка пациента

Побудка пациента - это заключительный этап в гипносуггестивной психотерапии. В подавляющем большинстве случаев этот этап проходит без осложнений. Суггестивный подход здесь заключается в том, что врач просто внушает своему пациенту информацию о том, что после пробуждения он будет чувствовать себя выспавшимся и отдохнувшим. Для обработки используются те же ключевые фразы, порядковый счет, звуковые воздействия и т. д.

Что лечат?

Суггестивная терапия весьма эффективна для лечения психосоматических заболеваний, которые проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Отмечено положительное влияние метода при избавлениях от головных болей различной этиологии, приступов удушья, панических атак, неврозов и даже бронхиальной астмы. Также прием внушения позволяет справиться с аллергическими реакциями и кожными недугами.

Данный метод лечения не должен быть навязанным. Многие пациенты настроены скептически по отношению к суггестивной терапии. Однако это только лишь снижает эффективность метода. Перед началом сеансов психотерапевту очень важно провести беседу с пациентом объяснить ему суть и принципы действия внушения. Вера человека и его добровольное желание - обязательные условия такой терапии. Однако при борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью пациенты часто не выполняют указания психотерапевта либо бояться/не желают проводить лечение. В этом случае терапия внушения не принесет никакого эффекта.

Заключение

В настоящее время суггестивная терапия набирает популярность. Она считается абсолютно безопасным методом воздействия на психику человека. Исключением может быть только глубокий гипноз. Проведение его обязательно только под контролем опытного, квалифицированного специалиста.

Также психотерапевты рекомендуют использовать для лечения серьезных соматических и психосоматических заболеваний комплексно, чередуя суггестивную терапию с медикаментозным, медитациями и другими видами лечения и оздоровительными техниками.