Особенности диспансеризации детей. Особенности детской диспансеризации. Какие группы диспансерного наблюдения детей существуют

Для любого родителя здоровье ребенка — это самое важное. Как не допустить заболеваний? Как их профилактировать и предотвращать? Как сделать так, чтобы малютка рос здоровым? Для этого нужно регулярно проходить диспансеризацию.

В основе диспансеризации лежат профилактические осмотры, ведь , как известно, легче предупредить, чем лечить. Любой профилактический осмотр позволяет выявить заболевание на самой начальной стадии, когда оно еще даже не проявилось.

Диспансеризация предусмотрена специальной «Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению». Но, как правило, родители ничего не знают о том, как, когда и в каком возрасте ребенок должен посещать того или иного специалиста. И, к сожалению, не в каждой поликлинике есть грамотные педиатры, которые четко знают инструкцию и стремятся ее выполнить. Многие не рассказывают родителям о важности диспансеризации для здорового развития их детей и не указывают сроки ее проведения. Сегодня мы хотим подробно рассказать о детской диспансеризации.

До 1 года

Первый год жизни малыша является периодом активного нервно-психического развития. Детям и необходимы профилактические обследования, чтобы это развитие протекало без патологии.

Любой профилактический осмотр позволяет выявить заболевание на самой начальной стадии, когда оно еще даже не проявилось
  • В 4 месяца ребенка осматривает педиатр.
  • В 4, 5 месяца малышу проводят вторую вакцинацию против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.
  • В 5 месяцев ребенка осматривает педиатр.
  • В 6 месяцев после осмотра педиатром ребенку проводят последнюю прививку против коклюша, столбняка, дифтерии и полиомиелита, а так же гепатита В.
  • В 7,8 месяцев малыш вновь должен посетить педиатра для планового осмотра.
  • В 9 месяцев к педиатру присоединяется . Он не только осматривает прорезавшиеся зубы, но и дает рекомендации о том, как правильно ухаживать за зубками, следить за прикусом и не допустить стоматологических заболеваний.
  • В 10 и 11 месяцев за здоровьем и развитием малыша следит педиатр.
  • В 12 месяцев к педиатру подключаются ортопед, хирург и невролог. Они оценивают то, чего не смог достичь малыш за первый год своей жизни, и дают родителям рекомендации по дальнейшему его развитию. Снова необходимы анализы крови, кала и мочи. Проводятся профилактические прививки против таких заболеваний, таких как корь, краснуха и эпидемический паротит. Проводится реакция Манту.

С 1 по 2 года

Если ваш малыш здоров, то на втором году жизни педиатр осматривает его уже не ежемесячно, а раз в 3 месяца. Этого достаточно.

В 1,5 года зубки ребенка должен осмотреть стоматолог. Также обязательны крови, мочи и кала. В этом же возрасте проводится ревакцинация против коклюша, столбняка и дифтерии. А спустя пару недель — против полиомиелита.

3 года

Многие мамы в это время как раз выходят из декретного отпуска и отправляют своих детей . Перед этим ребенок должен пройти полноценный осмотр и обследование специалистами поликлиники. Такой же осмотр повторяется в 6 лет, за год до того, как ребенок перейдет в школу.

7 лет

10 лет

Этот возраст считается препубертатом, то есть периодом, предшествующим половому созреванию. Именно поэтому помимо уже привычных специалистов к обследованию подключаются эндокринологи и детские гинекологи.

12 лет

Как правило, в этом возрасте начинается период полового созревания. Это своеобразная перестройка организма, которая влияет не только на половую систему, но и на все органы и ткани ребенка. Поэтому в этот период так важно, чтобы он получил полноценный осмотр и консультации всех специалистов, в том числе детского гинеколога (для девочек) и детского уролога (для мальчиков).

14 лет

Проводится тот же осмотр, что и в 12 лет.

15 лет

Помимо профилактического осмотра, подростку впервые делают флюорографию.

16 и 17 лет

Проведение профилактических осмотров всех специалистов, сдача анализов и перевод во взрослую поликлинику.


Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска.

Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, увеличении продолжительности жизни путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.

Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.

Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья.

Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.

Основной метод профилактики в педиатрии — диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей с рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время — до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация являются основной формой работы детских поликлиник.

Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, имеет ребенок.

Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения:

— Все дети в период новорожденности;

— Дети 1-го года жизни;

— Дети из групп риска;

— Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения;

— Дети, имеющие хронические заболевания. Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия:

1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;

2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска;

3) дообследование больных детей, нуждающихся в этом, с использованием всех современных методов диагностики;

4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.

Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. На каждого ребенка, подлежащего диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма № 030 / у) . Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей различных возрастов. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.


В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения (дородовый патронаж беременной).
Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.).
Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы воспитания и оздровле- ния детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.
Детей первого месяца жизни не менее 3-х раз осматривает медицинская сестра и 2 раза врач (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.
Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами агитации, позволяющими обучить мать правилам гигиены, кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.
К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых присходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатия и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период но- ворожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей зубов в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.
Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса на местах порочно развитых тканей, а затем его осложнений.
В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.
В индивидуальную карту ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей у стоматолога в возрасте от рождения до четырех лет»). Приказ № 770 от 20 августа 1986 г. предусматривает ежегодные осмотры ребенка стоматологом.
Детей в возрасте трех лет и старше осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала. Участие стоматолога при осмотре детей этих возрастов описано в главе «Диспансеризация детей дошкольного возраста».
Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог,
хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Ребенок готовится поступить в школу. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, до 70% детей в этом периоде бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют только выявить и до поступления ребенка в школу провести лечение наиболее тяжелой формы кариеса зубов: осложненных форм, удалить разрушенные зубы, и некоторую коррекцию отклонений в развитии челюстей.
На основании обследования ребенка все специалисты- педиатры, в том числе и детские стоматологи, вносят записи в индивидуальную карту развития ребенка и формулируют рекомендации.
В школе ежегодно углубленный осмотр детей производит школьный врач с участием специалистов.
Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами- специалистами, а в заключение - школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.
Участие стоматологов в проведении профилактических осмотров необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить и санацию полости рта, однако это неправильно. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьников. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, при комплексной оценке ее выключается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов [Стромская Е. П. и др., 1974].
Исходя из указанного, участие стоматолога в профос- мотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (I, II, III степень), состояние прикуса, при наличии аномалии прикуса следует указать активно действующие причины и факторы риска в их прогрессивном развитии, оценить состояние пародонта и гигиенический индекс.
Именно эти данные составляют основу для определения физического развития ребенка и группы здоровья.
Детей, имеющих кариес зубов в III степени активности, педиатр относит в третью группу здоровья, а детей со сформированной аномалией прикуса, обуславливающей нарушение откусывания и пережевывания пищи, - во вторую группу здоровья.
Поскольку распространенность стоматологических заболеваний у детей высокая, объем работы по санации полости рта велик, то стоматологу можно не участвовать в осмотрах, а вносить свои данные в форму № 26 по мере проводящегося в стоматологическом кабинете специального осмотра и санации полости рта.
Ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указать активность развития процесса, сформулировать индивидуальную программу лечебных и профилактических мероприятий, периодичность повторных осмотров и т. д. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

Дошкольные учреждения - детские ясли, ясли-сады, детские сады - государственные учреждения охраны младенчества и детства открытого типа, лечебно-профилактического, оздоровительного и воспитательного характера для детей в возрасте от 1.5 до 7 лет.

Ориентировочное нормативы численности детей:

В яслях 180 -200 детей

Вдеском саду -600 детей

В школах- 2000 на 1 педиатра

Диспансеризация:

Здоровые дети(диспансеризация в декретированные сроки)

Младенческий возраст(до 1 года):

ранний неонатальный 1 месяц- первые три дня после выписки 2 раза в месяц

поздний неонатальный

постнеонатальный 1 раз в месяц.

С 1 года до 3х лет-раннее детство

На втором году-1 раз в пол месяца

На 3ем-1 раз в полгода

3-7 лет-дошкольный 1 раз в год

особый акцент в 6 лет,мл школьный возраст(препубертат)

до 15 лет-пубертат

15-18 лет–подростковый

Диспансеризация детей дошкольного возраста :

Детей до 1 года педиатр осматривает ежемесячно. В 1 месяц обязателен осмотр невропатолога, проведение аудиометрии, УЗИ тазобедренных суставов.

В 1 год кроме педиатра в осмотре детей участвуют: хирург, ортопед, невропатолог, отоларинголог, окулист, стоматолог, логопед.

Детям раннего возраста (до 3-х лет) профилактические осмотры педиатром проводятся:

1 раз в квартал – детям в возрасте от 1 до 2-х лет;

1 раз в 6 месяцев – детям в возрасте от 2-х до 3-х лет.

С составлением этапных эпикризов в 1 г. 6 мес.; в 2 г. 6 мес. и диспансерного эпикриза 1 раз в год (2, 3, 4, 5 лет).

В 2 года кроме педиатра осматривают детей отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог.

В 3 года – хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед.

Сведения о профилактических осмотрах в декретированные сроки заносятся в форму 026/у-2000, разделы 6.1; 6.2; 6.3.

Согласно приказу МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.1992 г., определены декретированные

сроки осмотра детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет):

В 3 года, перед поступлением в ДДОУ

В 5-6 лет, за год до поступления в школу

В 6-7 лет, в год поступления в школу (весна-лето).

С обязательным осмотром всех специалистов (педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, невропатолог, окулист, стоматолог). Логопед, психиатр, психолог – по показаниям.

Основным учреждением для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) являются ясли-сад (в настоящее время в ряде случаев ясли и детский сад существуют раздельно).

Детская поликлиника несет ответственность за лечебно-профилактическую работу соблюдение санитарно-гигиенического режима в дошкольных детских учреждениях района. Перед поступлением в ясли-сад, детям проводят всестороннее обследование. В ясли-сад принимают только здоровых детей. Для детей с физическими и психическими дефектами развития, для больных с хроническими заболеваниями организуют специализированные ясли-сады. В яслях ребенок находится от 10 до 14 ч в сутки. Для детей, родители которых работают в ночных и вечерних сменах, для детей одиноких и многодетных матерей организуют круглосуточные пятидневные ясли-сады, из которых родители, забирают детей только на выходные дни.

Врач и медицинская сестра проводят систематическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей, за проведением прививок, выполнением санитарно-гигиенического режима.Детям от 1 года до 3 лет систематически 1 раз в 3 мес проводят медицинский осмотр и один раз в год - профилактический осмотр, дегельминтизацию, санацию полости рта. Результаты наблюдения за ребенком и данные осмотров заносят в индивидуальную карту ребенка.

Особое место врач и медицинская сестра детских дошкольных учреждений отводят борьбе с инфекционными заболеваниями. Каждый ребенок, приходящий из дома, ежедневно при поступлении в детское учреждение тщательно осматривается медицинской сестрой и в случае подозрения у него инфекционного заболевания помещается в изолятор.

Регистрация посещений детьми детских учреждений проводится ежедневно медицинской сестрой или сестрой-воспитательницей. Ежегодно проводится анализ физического развития детей, заболеваемости, смертности и сроков использования детьми каждого места в году (плановая занятость - 300 дней).

Медицинские работники дошкольных учреждений систематически информируют воспитателей и детскую поликлинику о физическом и нервно-психическом развитии детей.

Детские дошкольные учреждения:

Ясли – 120-180 детей, сад –600 детей для одного педиатра,

1. Дошкольные учреждения общего типа

2. Центр дошкольного воспитания

3. Комплекс дошкольного воспитания

4. Учебно-воспитательный комплекс

5. Дошкольное учреждение с первыми классами

6. Малые дошкольные учреждения

7. Дошкольное учреждение, объединенное с жильем для персонала

8. Семейный детский сад

9. Прогулочные группы

10. Круглосуточная дежурная группа кратковременного присмотра.