Самый популярный камень для заточки бритвы. Камень для заточки опасной бритвы. Японские водные камни

У меня есть советский брусочек для доводки опасных бритв. Как я выяснил потом, он из черного сланца. Работает довольно тонко. Китайский камень оказался несколько грубее, но для работы с ножами вполне пригоден.
С его помощью, немного затупившийся клинок можно сделать вновь бритвенно острым.

Сразу начну с того, что далее будет голимый П.18.
Увидел в магазине два натуральных камня 5000 и 10000 грит. Стало любопытно, попросил, отправили. При покупке за свои, возможно, я бы не был таким решительным и смелым:) Я даже не знал, что получу сланец. В описании написано довольно расплывчато - Natural pulp stone.
Теперь, закончу оправдываться и начну собственно обзор.
Посылка с двумя камнями была очень увесистой, примерно 2 кг.
Пупырчатый пакет, внутри него две картонных коробки обмотанных вспененным полиэтиленом.
Коробки отличаются только наклейками со штрих-кодами.


Внутри брусок был помещен в очередной пупырчатый пакетик и защищен сверху и снизу резиновыми подложками. Для транспортировки хорошо, а вот для сохранности резиновых подставок плохо. Они растянулись, надорвались и в итоге, на голом камне совсем не держатся.


Вот так выглядит брусок в рабочем положении на одной подставке.
Длина самого бруска 178 мм, ширина 58.5 мм, высота 30.8 мм.


Давайте посмотрим на лицевую сторону камня.


Радует, что она без явных следов от распиловки.


А вот наличие коричневых включений в структуре камня теоретически может быть проблемой.


Углы у камня прямые, при желании можно потом снять фаски.


Теперь посмотрим на обратную сторону.


Поверхность тоже более-менее ровная. Но вдоль всего камня идут три подозрительные светлые полоски.






Теперь давайте посмотрим на боковую поверхность. Видны небольшие следы от распиловки камня.


Можно заметить, что слой с включениями поверхностный и не уходит далеко.


Посередине вообще включений нет.


Но на другом конце камня заметна крупная прожилка.


На старом черном сланце я пробовал доводить клинки и с водой и «насухую». Попробовал и на новом камне без воды поработать. Поэтому он в небольших царапинах.


На фото хорошо заметна разница в цветах между черным и серым сланцами.




Черный сланец я раньше выравнивал на мокрой наждачной бумаге, получилось хорошо и быстро.
Решил, что серый, получится и на матированном стекле выровнять.
Нанес карандашную сетку.


Смочил камень и начал выписывать «восьмерки» на матированном зеркале. Довольно скоро появилась суспензия.


По исчезновению сетки можно наблюдать прогресс по приближению к плоской поверхности.


Вот только прогресс оказался слишком долгим. Я возюкал камень по стеклу дольше трех часов, а дальше вот этого не ушел.


Камень ощутимо «присасывался» к стеклу, и чтобы его сдвинуть приходилось прилагать значительные усилия. В результате, через час работы я получил неприятный сюрприз. Угол камня откололся.


Тут до меня дошло, что светлые полоски на поверхности - это трещины. Посмотрите на фото выше, где я писал про прожилки. Там уже можно наблюдать будущее место излома. Вода легко впитывалась через трещины, возможно это тоже оказало влияние.
Я надеюсь, отколотый угол получится приклеить обратно. Не знаю, каким клеем лучше для этого воспользоваться. На Ганзе рекомендуют эпоксидку с наполнителем.
Чтобы быстрее закончить работу по выравниванию я решил купить большой кусок водостойкой наждачки. Меня бы устроила обычная белгородская «нолевка». Но к моему большом недоумению, такой элементарной вещи в близлежащих хозяйственных магазинах не нашлось.
Хорошо у меня есть запасы. Порылся и нашел лист Mako.


Тут дело пошло гораздо веселее. Прошло 5 минут, а вся наджачка уже в суспензии.


Готово.


На мокром камне хорошо заметны трещины. Также можно рассмотреть золотистые включения.


Заодно и другую сторону мокрой сфотографировал. Из-за скола, бывшая лицевая сторона, стала обратной.


Еще немного повозюкал камень по матированному стеклу и вот что получилось.


Видно, что остались небольшие царапины, по-хорошему, надо было еще поработать на более мелкой наждачке.

На торце видны трещины. Очень надеюсь, что камень у меня не расколется по ним на две половины.


В середине поверхность получилась вполне гладкой.


Перейдем к тестированию.
Я всегда считал сланцы камнями для финишной доводки, наводящими зеркальный блеск. Но перед обзором выяснил, что это далеко не так. Даже советская промышленность выпускала оселки для правки опасных бритв, а также отдельно более грубые сланцевые оселки для доводки режущей кромки инструментов.
Неплохие советы по работе со сланцами, я утянул вот отсюда
При работе на сланцах, главными условиями хорошего результата являются:
1) перед доводкой на сланце нож должен быть уже хорошо заточен и слегка доведен на не слишком крупном зерне, около 3000 grit. Заусенец от предыдущего зерна должен быть убран. Сланец хорошо работает только на финишной доводке.
2) поверхность сланца должна быть предварительно доведена до минимальной шероховатости, какую только можно получить, довести можно. Но как правило эти бруски доведенные, готовые к работе.
3) при доводке кромки на сланце давление должно быть минимальным. Нож ни в коем случае не должен процарапывать поверхность сланца, и если это все-таки происходит, то уменьшайте давление до тех пор, пока не будут оставаться на поверхности сланца едва заметные блестящие следы металла, а сама поверхность оставаться при этом совершенно гладкой.
4) обязательно нужно увлажнять поверхность камня чистой или немного мыльной водой.
5) полезно будет перед началом работы слегка навести суспензию притерев поверхность камня другим кусочком того-же сланца, дело не только в суспензии, но и в притирке, это улучшает доводочные свойства поверхности камня

Сначала давайте попробуем оценить чистоту работы камня. Сразу скажу, без большого опыта и наличия микроскопа, все получается весьма по-дилетантски. Но я стараюсь как могу.
После испытания предыдущих абразивов у меня есть резак из старого надфиля заполированный до зеркального блеска.


Однако при ближайшем рассмотрении выявились многочисленные продольные и поперечные царапины.


Смачиваем сланец водой и пробуем немного поработать.


Чтобы были заметны риски, я делал движения по диагонали.
В итоге, риски равномерные, но поверхности металла до зеркальности далеко. Появились еще какие-то белые пятна. Камень явно не для финишной обработки поверхности.


Сравним с советским черным сланцем.


Работал тоже по диагонали, но под углом в 90 градусов к предыдущим рискам.
Металл начал зеркалить. Поверхность ощутимо чище.


Перейдем к практическому тестированию.
Y-Start Jin02 немного затупился, предплечье не бреет, газету режет неуверенно.


Приступаем работе.


Если точить «насухую», то клинок снимает с камня серую мучнистую массу.


Но я работал как рекомендовано, с водой.
Быстро появилась обильная суспензия.


Буквально 10 мин и нож задорно бреет.

Осторожно волосы!


И режет газету на весу.


Риски от заводской заточки никуда не делись. Подводы немного отшлифовались у кромки.




Попробовал заточить нож со сталью VG-10 основательно затупившийся после канатного теста.


Но дальше реза офисной бумаги продвинуться не удалось.


Давайте подводить итог .
Несмотря на то, что камень несколько грубоват для сланца, работает он вполне неплохо. На нем вполне можно доводить ножи. С опасными бритвами, работать скорее всего не получится.
Цветные включения при работе на камне никак не чувствовались. Мне кажется, они не мешают.
Крайне неприятно было выявить наличие трещин, и что камень раскололся. Сложно сказать, трещины сразу были на камне или появились во время доставки. Но могу сказать, что подверженность скалыванию это общая проблема для камней из сланца.
Если обзор будут читать специалисты с большим опытом, надеюсь они помогут определить, не похож ли камень на гуанси. На некоторых фото есть очень похожие экземпляры.
На этом все.
Спасибо за внимание.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +9 Добавить в избранное Обзор понравился +52 +72

Нож сопровождает человека с раннего детства и до старости. Каждый из нас знает, что чаще всего рассекает руку именно тупое лезвие. Для этого клинку достаточно соскользнуть с поверхности.

Для того чтобы этого избежать, а также сделать процесс резки быстрым и комфортным ножи затачивают. Но для заточки ножей существует много разных приспособлений и методов, стоит рассмотреть их подробнее.

Заточка: принцип и варианты

Заточка лезвия представляет собой процесс снятия абразивом кромки по всей длине лезвия под определённым углом. Угол заточки зависит от твёрдости стали и задач, стоящих перед клинком. Так для бытовых кухонных и охотничьих ножей угол заточки составляет 30…35 градусов, охотничий нож со стойкостью к затуплению, затачивается под 40…45.

Несколько особняком стоят клинки, от которых требуется особая острота лезвия, обычно это поварские ножи или ножи для профессиональной обработки продуктов, в этом случае угол заточки составляет от 25 градусов.

Отдельно стоит рассмотреть углы заточки бритвы и хирургических инструментов, так как от них требуется острота лезвия. Для опасной бритвы угол заточки составляет 14…15, для хирургического инструмента от 12 до 25 градусов.

Заточка ножей производится двумя методами, вручную с помощью абразивных брусков или специальных приспособлений и механическим способом с применением заточного станка с вращающимся абразивным кругом.

Первый вариант требует наличия навыка, но в тоже время он легче в освоении и доступен всем. Для заточки используются абразивные бруски различных типов, распространены:

  • арканзасские, известные как новакулит;
  • японские водные камни;
  • алмазные бруски;
  • керамика.

Каждый вид камня обладает своими достоинствами и недостатками. Эти камни будут рассмотрены отдельно чуть ниже. Для быстрой заточки кухонных ножей часто применяют Ножеточки с фиксированным или переменным креплением абразивных плоскостей, заточка в которых производится при перемещении клинка между заточными поверхностями.

Механическая заточка на станке гораздо проще, менее затратна по времени, но требует постоянного контроля температуры и соблюдения правил техники безопасности.

Важно! При заточке на станке с абразивом из электрокорунда нужно контролировать температуру металла лезвия, при перегреве сталь лезвия может изменить свои физические свойства.

Основные виды точильного камня

В ходе эволюции человечества определились подходящие для заточки ножей материалы природного происхождения, хотя на истоке цивилизации заточку клинков доверяли даже обычному песчанику.

Сейчас же информация по обработке металла структурирована и отобраны камни, обладающие лучшие абразивными свойствами.

Придуманы и отработаны методы работы с ними. Кроме того, широко распространены синтетические материалы обладающие зачастую лучшими свойствами чем природные аналоги.

Арканзасские камни

Novacula - точильный камень для бритвы. Это плотная кремнистая порода из однородных кристаллов кварца. Добыча производится в карьерах, бруски из арканзасского камня имеют несколько степеней зернистости, отличаются отличной абразивной способностью, но в тоже время ввиду плотной структуры требуют применения при заточке масла.


Заточка «на-сухую» забьёт поры камня пылью и металлом, в результате чего камень выйдет из строя. Основной недостаток этих брусков это цена и неравномерность выработки при неправильной заточке клинка.

Японские водные камни

Природный камень родом из Японии, отличается высокой затачивающей способностью, но в тоже время достаточно сложный в применении. Заточка ножей на нем практически ритуал. В отличие от новакулита этот абразив более мягкий.

Заточка производится с применением воды. Сам процесс достаточно сложен и требует времени. Выпускаются камни зернистостью от 600 до 30 000 грит в японской классификации JIS, в то же время для суперфинишной обработки лезвия вполне хватает 10 000 грит.


Поэтому 30 000 уже избыточная зернистость для клинков бытового применения. Сам брусок перед работой нужно замочить в ёмкости с водой, после его пропитки извлечь и создать на его поверхности грязевую массу с помощью Нагуро, второго абразивного бруска в комплекте водного камня.

С помощью этой суспензии и производится заточка. Поверхность абразива быстро и неравномерно вырабатывается, по этой причине требуется периодическое восстановление её с помощью специальных брусков.

Синтетические камни

Алмазные бруски для заточки, синтетические материалы – электрокорунд, оксид хрома или алмазная крошка на силикатовом или керамическом связующем. Эти камни обладают равномерной структурой, разной (в зависимости от бруска) зернистостью и хорошими эксплуатационными характеристиками.


Стоимость таких камней обычно невысока, сами бруски доступны. Заточка может производиться как «на сухую», что не рекомендуется, так и с применением воды или масла.

Керамика

Эти материалы применяются для окончательной доводки лезвия, финишная или суперфинишная отделка. Зернистость этих материалов мала, но в тоже время они достаточно дёшевы и позволят сгладить царапины от обдирающего абразива или поправить нож с серрейторной заточкой.

Применение жидкости обязательно, так как поры в обожжённой керамики очень быстро забиваются, поверхность становится гладкой.

Широко распространены точильные камни различной формы, от стандартных брусков, работать с которыми лучше на устойчивой плоскости, до стержневых заточных камней, с помощью которых клинок подправляется на ходу.


Одно остаётся неизменным, не важно, какой брусок, и какой металл, но для качественной заточки обязательно используют смазку: воду или масло.

Правила заточки

Сначала нужно подготовить все необходимые материалы. Брусок для заточки, ёмкость с водой и бумажное полотенце или обычный лист бумаги. Пригодится и кусок ветоши.

Сразу же нужно и определится с углом заточки. Например, 35 градусов, это наиболее оптимальный угол для кухонного ножа или 40 для острого охотничьего.

Осмотрите камень, если на нем имеется корытце или значительная выработка то её следует выровнять, иначе заточка будет неравномерной.

Выравнивание камня производится другим бруском, некоторые типы брусков, такие как японские камни, имеют в комплекте специальные гребневые камни для восстановления поверхности.

Брусок устанавливают на ровной устойчивой поверхности, прекрасно подойдёт стол. Для минимизации скольжения под него кладётся ткань или резина. Можно зафиксировать его на столе и другим подручным способом. Поверхность бруска смачивается водой или машинным маслом.


Положение клинка регулируется подручными средствами, например, одев на тыльную часть лезвия зажим для бумаг или подложив монету. Если владелец ножа имеет крепкие нервы и острый глаз, то достаточно просто удерживать нож в нужном положении.

Нож размещается под углом в 40-45 градусов к осевой линии клинка, заточка производится поступательными движениями клинка от себя. Для высокого качества заточки стоит производить её в два приема.

Первый раз на крупнозернистом обдирочном бруске. Затем, на доводочном, мелкозернистом. Во время заточки необходимо периодически смачивать поверхность камня. Проверку после заточки проводят как визуально, осмотрев грани лезвия на просвет, острая часть лезвия равномерна по всей длине, не должна давать бликов.


Можно также построгать лист бумаги на весу. Заточенный нож режет ровно, без зацепов и отрывов бумаги. Срез листа ровный, без лохматости и надрывов. Если край бумаги разорван, доводку ножа надо повторить.

Заключение

Камней много, но каждый из них имеет свои особенности, и, так же как и нож, подбирается под руку. Бюджетны в эксплуатации синтетические камни. Стоят недорого и распространены широко.

Но в тоже время добиться мягкости заточки, можно только используя природный камень, который имеет свои особенности. Хороши в плане качества японские водные камни. Но их цена очень высока.


Кроме того заточка такими брусками долга и неудобна. К тому же требует настроения и навыка. Этого же нужно ждать и от арканзаса.

Отсюда и вывод, каждый камень подходит только под своего владельца, если на природе или подправить кухонный в перерыве между сериалом и чтением газеты, то лучше взять синтетику.

Она простит небольшие ошибки, да и качество заточки тут роли не играет. Но для остроты охотничьего или боевого ножа перед длительным выходом на природу стоит воспользоваться природными камнями.

После заточки нож острый, с гранями и формой близкими к идеальной. Если ножу отдать много времени и душевной теплоты, он Вас точно не подведет, в нужный момент.

Видео

Природные японские точильные камни, на японском языке тен-нен тойши, приобрели репутацию, лучших точильных камней в мире, для заточки режущих инструментов всех видов. В последние годы они стали особенно востребованы пользователями опасных бритв. Однако желающие приобрести тойши, столкнулись с разнообразием названий и отличием по цвету камней с одним и тем же названием, что привело к некоторому разочарованию и путанице.

Чувство неудовлетворённости такой ситуацией, привели меня к мысли написания словаря по терминологии связанной с японскими природными заточными камнями, а сейчас подвигли написать это руководство. За последние два года, я потратил много времени и кучу денег, изучая всё, что связано с японскими заточными камнями и полагаю, что это руководство может помочь многим, избежать тех ошибок, который допустил я.

Пожалуйста, не забывайте, что я сам новичок, есть ещё многое, что мне предстоит узнать самому.

Я надеюсь, что это руководство Вам поможет!

Руководство для новичков по покупке японских природных заточных камней

Первое и наверное, самое главное, помните, когда вы принимаете решение купить любой природный камень, и не только японский, единственная вещь, которая имеет значение, это свойства камня. Ни название камня, ни цвет, ни цена, значение не имеют. К сожалению, большинство покупателей не могут предварительно проверить свойства камня, прежде чем его купить. Далее, нужно найти продавца, который протестирует камень в работе, желательно, чтобы продавец разбирался и сам пользовался опасными бритвами. Вы можете смело покупать камень, если вас устраивает цена и вы доверяете результатам тестирования продавцом свойств камня.

Есть много факторов, от которых зависит цена на тойши.

1.Где добыт камень.

2. Размера камня и его форма.

3. Наличие включений (чистота).

4. «Особые» признаки.

5. Количество посредников.

Первое, где был добыт камень. В принципе, любой тойши добытый на горе Атаго, близ города Киото, будет стоить дорого, а тойши добытые на восточном склоне горы Атаго, будет стоить дороже, чем любые другие камни. Тойши добытые на западном склоне горы Атаго, или добытые в Такашима в префектуре Сига, будет стоить дешевле. Тойши добытые на восточном склоне горы Атаго действительно очень хорошие, такая ценовая закономерность сложилась в основном за счет высокого спроса на камни и репутации лучших камней.

Высокая репутация тойши добытых на восточном склоне горы Атаго вполне обоснована с точки зрения заточки бритв, по причинам геологического характера, поскольку восточные камни более твёрдые, а твердость камня очень важна при заточке бритв.

2. Второй фактор, который определяет цену тойши это размер. Тойши выпускают нескольких стандартных размеров.

1.Большой (OBAN) 250x100x35мм (самый большой размер)

2. Длинный (Shakucho) 218x78x35мм

3. Размер30 (30gata) 205x75x30мм

4. Размер 40 (40gata) 205x75x25мм

5. Размер 60 (60gata) 195x70x25мм

6. Размер 80 (80gata) 180x63x20мм

7. Бритвенный размер 136x82x20 мм

Конечно, чем больше тойши, тем он дороже. Есть также нестандартные камни не правильной, не прямоугольной формы. Крупные камни неправильной формы называются "генсеки", что значит необработанные или сырые камни. Такие камни иногда разрезают на более мелкие прямоугольники, а иногда оставляют как есть. "Генсеки" сравнительно дешевле, чем тойши стандартного прямоугольника, примерно одинакового по размеру, но не намного. Маленькие прямоугольные камни называют "коппа", они, как правило, имеют примерно одинаковую (или меньше) площадь поверхности, примерно такую же как камень бритвенного размера и как правило намного дешевле.

Для сравнения.

Цена на камень Накаяма Марука размера 40 может варьировать от 20 000 до 100 000 йен и выше. Камень Накаяма Марука стоимостью 20 000 йен будет отличатся, от такого же камня за 100 000 йен, например тем что на поверхности камня будут трещины или у камня будут сломанные углы, или мелкие включения. Однако тойши за 20 000 йен будет обладать такими же заточными качествами как тойши 100 000 йен. Цена на камень Накаяма Марука Коппа начнется от 6000 йен и такой тойши будет обладать такими же заточными свойствами как камень размера 40.

Третий фактор, который может существенно влияет на цену, и заточные качества, является наличие включений. Существуют два основных типа включений: линии, полосы их называют суджи, пятнышки, которые иногда называют "хари" или "иши", а иногда "суна-я" или песчаными глазками. В основном, это включения других минералов, твердость которых выше чем твердость остальной части камня. Камни называют «живыми», если такие включения находятся в той части камня, что при заточке их можно задеть бритвой, таких камней следует избегать. Камни называют «мертвыми» если включения находятся в той части камня, что при заточке их нельзя задеть бритвой, такие камни можно приобретать. Однако в обоих случаях наличие включений приводит к падению цены.

Четвёртый фактор особые признаки, которые могут влиять на цену камня это такие вещи, как цветовые вариации, особенно для таких камней как «карасу» или "нашиджи». Эти камни редки и высоко ценится, хотя, по общему мнению продавцов и пользователей тойши в Японии, цветовые оттенки не имеют никакого влияния на фактическое качество заточки.

И наконец, цена всегда увеличивается, в зависимости от количества посредников, поскольку каждый из них получает свою долю прибыли. Так что, чем дальше от Киото, тем камень будет стоить дороже. Это просто следует помнить.

Признаки бритвенного камня

В том случае, если вы имеете возможность лично выбрать камень, то прежде чем его купить, нужно обратить внимание на следующие признаки, это даст вам возможность выбрать лучший камень, не копаясь в сотнях предлагаемых Вам тойши. Итак, на что надо обратить внимание:

1.Твердость камня

2. Консистенция или текстура. Это ключевой признак

3. Отсутствие мелких включений

4. Обращайте внимание на наличие трещин

5.Забудьте названия камней

1. Для заточки бритв лучше приобретать более твёрдый камень, чем твёрже, тем лучше. По следующим причинам. Первая, в результате заточки бритвы, режущая кромка получается очень-очень тонкой и хрупкой. Чем мягче камень, тем больше собственной суспензии образуется на поверхности камня, свободные абразивные частички могут повредить тонкую режущую кромку. Бритва, конечно, будет брить, но режущая кромка будет не такой острой, какую вы хотели бы получить в итоге. Вторая причина в пользу более твердых камней, не имеет прямого отношения к заточке бритв - это износостойкость тойши. Твёрдый камень будет лучше держать рабочую плоскость и соответственно реже требует притирки поверхности. Это чисто практическое соображение.

Как протестировать камень на твёрдость? Для этого достаточно нанести на поверхность камня немного воды. Если вода остаётся на поверхности камня и не впитывается в течении достаточно длительного времени, то твёрдый камень. Если вода быстро впиталась, то это мягкий камень. Если слегка постучать по камню, например карандашом, то звук, издаваемый более твёрдым камнем будет более звонким, если камень мягкий, то звук будет соответственно более глухой.

2. Под «консистенцией» следует понимать «текстуру» камня, однородность твёрдости камня. Определить визуально или тактильно может быть затруднительно, но некоторые подсказки всё таки имеются. Первой подсказкой является цвет, если поверхность камня очень разноцветна, то вполне вероятно, что текстура камня неоднородна. Второй подсказкой является тест на «отражение». Если рабочая поверхность камня хорошо притёрта и отполирована, и смотреть на эту поверхность под определённым углом, поверхность будет блестеть или приобретёт высокую отражательную способность. Искажения в отражении указывают на участки поверхности камня с другой текстурой.

Следует избегать приобретения тойши на рабочей поверхности которых имеются большие участки не однородной текстуры, которая выражена в таких цветовых вариациях оттенков как, «яке» (коричневый, темно коричневый), «нашиджи» или «кан» (цветовые вариации в похожие на годичные кольца древесины). Наличие на рабочей плоскости камня небольших участков с иной текстурой это явление.

3. Это очевидно, если на рабочей поверхности камня есть большой участок включений, помимо абразива, то налицо серьёзный признак неоднородности. Хорошим правилом при оценке наличия включений является тест по бликам, что даёт возможность обнаружить на поверхности камня чёрные или тёмно-коричневые включения. Они отражают больше света, чем остальная часть камня. При заточке на таких участках работать нельзя. Особенно это касается «Судзи».

4. Обращайте внимание на наличие трещин. Иногда наличие трещин вполне допустимо, очень тонкие трещины ни на что не влияют. Но если вы видите трещины, идущие через всю рабочую плоскость тойши и на определённом участке они расширяются, то будьте очень осторожны. Треснутый тойши может быть использован, даже если он полностью раскололся, то его можно склеить, так что вопрос лишь в том, будут ли трещины мешать заточке или нет.

5. Забудьте названия камней. Серьёзно, забудьте все эти мудрёные названия тойши и выбирайте камень по совокупности признаков, за исключением, если по какой-то личной причине, Вы хотите приобрести камень с конкретным названием (что в целом совсем не плохо, я вполне это понимаю), просто взгляните на камень. Помимо общей бессмысленности имён, нет почти никакого способа удостовериться в их подлинности, разве что камень продаёт какой либо известный дистрибьютор камней («Иманиши», «Танака», «Kимура», «Хатекана» и т.д.). Мошенничество конечно же случается. Но не всегда отказывайтесь от сделки, может быть камень идеален для доводки, но если вы гонитесь конкретным названием, тогда необходима полная уверенность в подлинности камня.

Названия пластов: «Томае», «Aиса\гоуза», «Суита», «Хатимае» и т.д. Они могут оказать небольшую помощь в выборе камня - например, оселки из «Аиса» как правило, более твёрдые чем «Суита». «Суита», как правило, работают быстрее, чем другие слои со структурой «Су» и т.д. Но вероятность полной связи свойства камня с названием пласта очень низка, так что названия пластов мало чем помогают. Нужно запомнить, что камни пласта «Томае» весьма широко распространены и как бы являются «камнями по умолчанию». Если на камне нет штампа с названием пласта, это почти наверняка «Томае».

Несколько слов о цвете «киита», «асаги», «мизуиро» и прочее, это чистой воды эстетика и ничего кроме неё. Эстетика понятие психологическое, но на процесс заточки не влияет.

Примечание: Я ничего не сказал о размере зерна, иначе говоря, о гритности камней. Для природных заточных камней такая оценка не приемлема. В любом смысле слова, тойши нельзя отнести к «тонким» природным камням. Для большей информации, читайте статью «hows-it-going».

И в заключении. Анализируйте.

Если вы увидели подозрительно дешёвый камень, вспомните, все объективные причины падения цены - включения, небольшой размер, множество трещин и т.д. Некоторые дефекты не представляют проблему. Маленький камень, но на нём можно выполнить заточку, трещины можно заклеить, а некоторые включения можно удалить. Просто внимательно осмотрите товар и помните: если всё слишком хорошо, чтоб быть правдой, значит так оно и есть.

Камень для заточки опасной бритвы в нашем каталоге

Заточка опасной бритвы - это не менее увлекательный процесс использования этого инструмента, чем само бритье. Если вы научитесь точить опасную бритву, вам будет под силу справиться с любым режущим предметом. Потому такой навык стоит приобрести каждому мужчине.

Для того чтобы наточить опасную бритву, применяются различные камни. Как бы вам ни хотелось сэкономить, придется потратиться на несколько экземпляров, использовать которые вы будете поочередно каждый раз. Сегодня часто применяют синтетические камни для опасных бритв, купить которые вы можете в нашем и аксессуаров к ним.

Купить камни для опасных бритв в магазине сайт

Наш интернет-магазин является специализированным магазином опасных бритв и аксессуаров. Мы работаем напрямую с производителями, а это значит, что у нас представлена только оригинальная продукция. В нашем большом каталоге вы можете купить камни для заточки опасных бритв, а также опасные бритвы от производителей с мировым именем: Solingen и Thiers Issard. Бритвы Золинген представлены в двух линейках. У нас вы можете и .

При должном уходе эти по-настоящему качественные бритвы прослужат вам не одно десятилетие. Чтобы бритье было комфортным и безопасным, вам нужно купить камень для заточки опасной бритвы и ремень для правки. Ниже мы расскажем, как правильно выбрать и использовать камень для опасной бритвы.

Выбираем камень для заточки опасной бритвы

Люди, которые совсем недавно приобрели опасную бритву, часто теряются в огромном предложении современного рынка и не могут выбрать подходящие камни для своего инструмента. Разные материалы, сечение, качество - действительно легко запутаться. Вашим выбором должны стать камни, которые отличаются следующими качествами.

1. Хороший камень для заточки опасной бритвы должен быть однородным. Внимательно посмотрите на его поверхность. Она должна быть идеально ровной визуально. Если вы наблюдаете на ней возвышения, или неоднородность, то лучше отказаться от такого камня.
2. Размер имеет значение! Лучше всего подойдут камни 150х50. Вы можете встретить на рынке и другие предложения: 60х180, 70х200 и др. Мы рекомендуем вам придерживаться оптимального размере, чтобы не переплачивать и затачивать свою опасную бритву с максимальным комфортом.
3. Оцените форму камня. Он должен быть ровным со всех сторон. Часто встречаются некачественные образцы, у которых ровной заявлена только одна сторона. Приготовьтесь к тому, что вы будете покупать действительно качественный камень.

Для полноценной и качественной заточки опасной бритвы вам потребуется несколько камней различной зернистости:
. #500;
. #1000;
. #3000;
. #5000;
. #6000;
. #8000;
. #10000.
Первый камень пригодится вам для исправления геометрии опасной бритвы, грубой обработки режущей кромки и ее ремонта. Дальнейшая заточка должна осуществляться на камнях со все большим сечением.

Натуральные или синтетические?

Среди владельцев опасных бритв не утихают споры о том, какие камни лучше использовать для заточки своих инструментов: синтетические или натуральные. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Долгое время лучшими считались камни, произведенные в Бельгии и Германии. Это натуральные камни, изготовленные из сланца. Их даже называли некогда «бритвенные камни». Но прогресс не стоит на месте и может предложить нам альтернативные варианты. В последнее время становятся все более популярными синтетические камни японского производства. Чем они лучше и чем хуже?

1. Подумайте о том, что может предоставить нам природа, и что - станок для изготовления синтетических камней. Сланец может быть местами неоднородным, иметь разную зернистость, выходить постепенно из строя, что будет приводить к менее качественной заточке раз за разом. К сожалению, природа даже не предполагала, что создает камни для заточки бритв, потому в ее планах не было сделать их идеальными.
Синтетический камень для заточки опасной бритвы изготовлен как раз для этой цели, поэтому имеет оптимальные характеристики. Потому при качественном подходе к изготовлению таких камней, получаются однородные образцы без уплотнений, возвышений или небольших впадин.

2. Опытные специалисты в заточке все же склонны выбирать камни, созданные природой. Они говорят, что использование опасной бритвы, заточенной на таких камнях, гораздо комфортнее.

3. Использование естественных камней - это настоящая дань традиции. Вы будете точить свой инструмент для бритья так, как делали это ваши предки.
Какой из камней выбрать, решать только вам. Все же для новичков мы рекомендуем синтетические камни, которые легче в обращении.
Альтернатива
Современный рынок готов предложить нам альтернативные варианты исполнения камней для заточки опасных бритв и вообще другие способы, которые вам предстоит оценить. Мы настоятельно рекомендуем вам попробовать каждый из них в отдельности, чтобы понять, какой подходит конкретно вам. Нужно чтобы процесс заточки приносил максимум комфорта и удовольствия.

Водяные камни

Чаще всего такие камни применяют для заточки деревообрабатывающих инструментов. Однако для опасной бритвы он тоже подходит. Использовать его следует для хонингования бритвы (очень грубой заточки), когда инструмент уже не работает, как подобает.

Водяные камни также бывают синтетическими и натуральными. Чаще всего в состав таких изделий входят алюминий, карбид кремния и керамика. Перед использованием камень нужно обильно смочить. Купить камни для заточки опасных бритв нужно по размеру самого инструмента. Старайтесь, чтобы длина бритвы не была больше ширины камня. Лучше приобрести водяной камень с небольшим запасом, чтобы наверняка качественно наточить свой инструмент.

Керамические хоны

Это старомодные камни для заточки опасных бритв, купить которые вы все еще можете в простых магазинах, но придется поискать. Можно приобрести отечественные изделия с алмазным напылением. Такие камни получили название «стержень мясника». Они значительно нежнее, чем водяные камни, поэтому могут использоваться для мелкой обработки режущей кромки.
Как правило, это очень маленькие оселки, которые дают по-настоящему качественный результат. Подходят для сухой работы. Вы можете также смочить такой камень. Все зависит от того, насколько вам комфортно работать тем или иным образом.

Мелкоабразивная крошка или наждачная бумага

Этот способ можно попробовать только ради эксперимента, так как он вряд ли вам понравится. Наждачная бумага нуждается в частой замене, хоть и стоит недорого.
Как определить, что бритва наточена

Новичку бывает очень сложно определить, что режущая кромка бритвы доведена до идеала и пригодна к использованию. Существует два эффективных способа, позволяющих определить, насколько остра ваша опасная бритва. Для этого можно использовать волос на весу или микроскоп. Лучше комбинировать их.

Для начала попробуйте разрезать волос на весу своей опасной бритвой. Можете сделать это на руке, не касаясь кожи. Если бритва срезает волоски, значит, ее можно использовать. Далее посмотрите на нее под микроскопом. При увеличении в 500 крат режущая кромка должна быть зеркальной и иметь лишь небольшие пятна и царапины.

Распространенные ошибки в использовании камней для заточки

Когда вы только начинаете использовать камень опасной бритвы, и еще не получили опыта заточки, вы можете столкнуться с несколькими интересными эффектами и ошибками. Чтобы быстрее научиться доводить режущую кромку до идеала, мы рекомендуем вам избегать ошибок, которые перечислены ниже.

Резкая боль в руке

Вы работаете с бритвой один час, второй, четвертый, и вот она доведена до идеала, режет волос на лету! Помните о том, что вы очень долго работали, потому будьте готовы к тому, что отдельные пальцы или кисть целиком может сковать спазм. Он проявляется резкой болью.

Боль возникает не в процессе заточки, а после него. В течение вечера мы не рекомендуем вам переносить хрупкие предметы в руках, держать детей и животных на руках, потому что из-за резкой боли вы можете их уронить. Также не стоит бриться сразу после заточки. Это может привести к травмам. А если вы уроните бритву, то это обернется сколами и лезвие придется точить заново или даже приобретать новый инструмент. Многие считают, что нужно обращаться к врачу из-за таких вещей. Дело в том, что спазм нельзя предугадать. Новички должны быть готовы к такому эффекту.

Вдоль лезвия и по кругу

Несмотря на все уважение к тем людям, которые учили вас точить кухонные ножи и другие режущие инструменты, вы должны смотреть на факты и использовать камень для правки опасных бритв правильно. Вы должны четко представлять, какие процессы происходят с режущей кромкой из-за тех или иных манипуляций с камнями. И первое, что нужно знать - это то, что любой камень оставляет на режущей кромке царапины, вплоть до финальных стадий обработки.

Когда вы совершаете движения режущей кромкой по камню поперек, это позитивно влияет на остроту бритвы. Борозды будут поперек лезвия. В таком случае бритва выдержит много нагрузки при рубке, резке и строгании и не затупится очень долго.

Нельзя сказать, что круговые и продольные движения не приведут к тому, что бритва станет острой. Однако останется она таковой ненадолго. Дело в том, что продольные борозды создают утончения в некоторых местах. Это приводит к тому, что бритва постепенно обламывается в ослабленных местах. «Где тонко, там и рвется». При таком подходе вам придется очень часто использовать камень опасной бритвы.
Допустимо применение круговых и продольных движений на неабразивных камнях, которые не срезают режущую кромку. Такой камень опасной бритвы предназначен для упрочнения инструмента.

Не давите!

Чрезмерное давление на инструмент - распространенная ошибка новоиспеченных обладателей опасных бритв. Здесь важно соблюдать градацию. В самом начале заточки при грубой обработке режущей кромки давление на бритву должно быть значительным. При последующем использовании бритвы вы должны постепенно уменьшать давление. На финальных стадиях бритва должна давить на камень только под тяжестью собственного веса. В отдельных случаях даже это давление следует уменьшить.

Прочему это так важно? Дело в том, что при большом давлении бритва прогибается, а вы обрабатываете не кончик режущей кромки, а участки, находящиеся немного выше. Это не приведет к положительному результату и может испортить бритву при особенном усердии.

Внешний вид или эффективность?

Даже специалисты часто используют изоленту или другие прослойки, когда применяют камень для правки опасных бритв и их заточки. В краткосрочной перспективе это не приведет к серьезным проблемам. Однако после 10-15 таких заточек бритва будет работать все хуже и хуже. Почему? Потребуются объяснения.

Изолента и другие прослойки используются для того, чтобы не повредить абразивными материалами обушок бритвы. Эта мера способствует тому, что бритва выглядит эстетично, на ней не остается шероховатостей, сохраняется зеркальная чистота. Но используя такие приспособления, вы нарушаете геометрию инструмента. Он уже изготовлен так, чтобы каждый смог наточить его, не прибегая к использованию других материалов и инструментов, кроме камней.

Когда вы используете изоленту, вы изменяете угол заточки. Он становится тупее. Соответственно, сама бритва с каждым разом становится все тупее и тупее, несмотря на то, что вы используете микроскоп для контроля ее состояния и другие ухищрения. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем пользоваться изолентой.
Использование некачественных абразивных материалов
Новичку достаточно сложно купить камни для опасных бритв и не ошибиться в выборе. Если вы приобретаете дешевый камень низкого качества, вы рискуете не просто не достичь желаемого результата, но и испортить бритву. Такие изделия продаются на каждом шагу по ценам от 20 до 200 рублей. Как правило, они произведены в Китае.

Определить, что абразивный камень не подходит вам, не так просто. Для начала посмотрите на ценник. Хороший инструмент не может стоить слишком дешево. После приобретения протестируйте камень на чем-то менее нежном, чем опасная бритва. Возьмите кухонный нож и попробуйте его поточить. Если в процессе от камня откалываются зерна или они располагаются на нем небольшими скоплениями, то его можно выбросить, «купив себе ума» таким образом.

Чем же так плохи откалывающиеся зерна? Они могут быть просто фатальными для режущей кромки! Откалываясь, они начинают кататься между поверхностью камня и режущей кромкой. Это приводит к повреждениям лезвия и серьезным сколам. Естественно, это негативно сказывается на остроте.

Выравнивайте камни!

Очень редко можно встретить идеально ровный камень, который станет верным другом вашей опасной бритве. Поэтому любой камень, будь он только из упаковки или старый, доставшийся вам еще от прадеда, стоит выровнять перед использованием. Исключением будут камни марок DMT. Но и среди такой продукции встречаются кривые товары, нуждающиеся в доводке.
Доводка - достаточно сложный процесс. Он может осуществляться при помощи другого камня более мелкого сечения или специальных инструментов. В этом вопросе лучше не рисковать лишний раз и обратиться к специалисту.

Очистка перед использованием

Во время хранения камни покрываются пылью. Частички пыли хоть и малы, но служат дополнительным абразивом, который мешает в работе. Смахивайте рукой весь мусор с камня, как перед использованием, так и работе. Водяные камни своевременно промывайте и смачивайте, чтобы добиться максимального результата.

Если вы будете бережно относиться к камням для заточки опасных бритв, купить которые можно в нашем сертифицированном интернет-магазине, то ваш инструмент будет радовать вас каждый день остротой и эффективностью. Не совершайте типичных ошибок и не прекращайте совершенствоваться!

Хонингование – это абразивная обработка с использованием хонинговальных головок - хонов, позволяющая получить поверхности с высоким квалитетом точности.

Если вы купили уже отхонингованную бритву, эта статья вряд ли вас заинтересует. Кроме того, важно помнить, что хорошо заточенная бритва в среднем служит 2-3 месяца, но бывает, что некоторые умудряются пользоваться и полгода, и год. Ключевой принцип хонингования лезвия бритвы - лезвие должно лежать на абразиве плашмя и перемещаться острым краем вперед. Это действительно просто. Но в тоже время очень сложно.

Хонингование - это не простая заточка ножей. Прежде всего, необходим специальный абразив. Тут минимум три варианта.

Во-первых, водяной камень - их применяют для заточки инструмента в деревообработке. Бывают искусственные и натуральные. Обычно они содержат окись алюминия, керамику и карбид кремния. Его стоит обильно смочить водой. Придерживая бритву большим и указательным пальцами, нужно водить бритвой вдоль по камню.

Лучше использовать большой камень, на который помещается все лезвие целиком (а лучше с запасом 5 см), иначе придется выдерживать правильный угол заточки вручную. Важно чтобы к камню прижимались и кончик лезвия и гребень («позвоночник») бритвы. Дойдя до края камня, переверните бритву и теперь прижмите ее другой стороной.

Теперь обратным движением перемещайте ее к себе. Один проход в каждом направлении. В итоге движение выглядит так: от себя, перевернуть, к себе. Полный круг это один цикл заточки. Самое главное в процессе заточки - при ничтожной силе нажатия сохранять контакт бритвы с абразивом. Особенно важно, чтобы сила нажатия была одинакова при проходах с обеих сторон бритвы - так кончик лезвия получится ровным. Если не хотите поцарапать гребень бритвы, то стоит заклеить его обычный изолентой.

Второй способ - это старомодные керамические хоны (оселки). Такие часто называют «стержнем мясника». Их можно попробовать купить на eBay или использовать алмазные отечественные. Они нежнее водяного камня и могут использовать для подводки лезвия. Можно точить насухую или смочить водой. Обычно такие оселки маленькие, но они дают превосходный результат.

Третий путь - мелкоабразивная крошка или наждачная бумага. Абразивы требуют частой замены, но зато обходятся довольно дешево.

Конечно, есть и комплексный «русский вариант»: сначала точить на мелкодисперсном камне для ножей, затем на поверхности из мельчайшей алмазной крошки, затем на ремень (от специального парикмахерского, до обычного офицерского) - нанести пасту (от пасты ГОИ, до дорогих импортных) и на гладкой поверхности ремня шлифовать до одурения.

Теперь о самом процессе. Как понять, когда заточка окончена? Для новичка это непросто. Сталь пластична, и довольно легко в процессе заточки получить зазубрины, изгиб кромки лезвия или даже изломы. Поэтому не стоит увлекаться процессом. Лучший подход - заточить, попробовать побриться, заточить еще.

Можно пробовать на волосах левого предплечья - они менее жесткие, чем на бороде. Если бритва идет ровно и не противится - она готова для бритья.

Для тех, кто подходит к процессу заточки как к научной работе - можно контролировать процесс заточки под микроскопом. Ручной микроскоп с 10-кратным увеличением стоит недорого, но к сожалению под ним трудно рассмотреть саму кромку лезвия. Микроскоп с 10..60-кратным увеличением, работающий на батарейках, дает лучший результат. Но на максимальном увеличении чересчур страдает качество. Идеальным вариантом будет профессиональный платформенный микроскоп с USB подключением к компьютеру. Но, конечно, самый лучший способ контроля степени заточки - просто почувствовать её.

Что делать, если лезвие переточено? Обычно в этом случае применяют обратное хонингование: по неподвижному лезвию водят бруском. Если бритва правильно и аккуратно заточена, то ей можно пользоваться несколько месяцев до следующей заточки.