Спортивное воспитание. Работа над собой

Воспитание детей и спорт - казалось бы, какая здесь может быть взаимосвязь?! На деле, самая прямая. Спорт в воспитании ребенка играет колоссальную роль. Спорт вырабатывает коммуникативные навыки, закаляет характер, развивает умение и желание побеждать. Несмотря на эти положительные моменты, родители часто не хотят отдавать ребенка в спортивную секцию. Чаще всего это связано с тем, что родители знают о спорте только понаслышке.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся аргументы против спорта и попытаемся возразить им.

1. «У ребенка должно быть полноценное детство!» Самый опасный аргумент. По-моему, заявляя подобный довод, родители сами не понимают, что для них «полноценное детство». Что же это такое? Разве полноценное детство - это бесцельное брожение по дворам абсолютно незанятого ребенка? По-моему, такое детство полноценным не назовешь... На мой взгляд, спортивная секция - один из элементов, который способен оградить ребенка от такого бесцельного брожения. Секция - это место, где встречаются увлеченные и мотивированные люди и под руководством опытного наставника занимаются интересным делом. На мой взгляд, занятие интересным делом, а не бесцельное шатание по дворам позволяет сделать детство ребенка полноценным.

К тому же при таком подходе возможна еще одна ситуация. Взрослея, ребенок (уже подросток) сам хочет заняться каким-либо спортом. Приходит в секцию, а ему говорят, что ему уже поздно начинать заниматься, в его возрасте уже уходят «на пенсию». Думаете шутка? Нет, реальный случай из жизни. Хотя такие заявления тоже нельзя воспринимать как истину. Настоящий талант можно довести до нормального уровня и во взрослом состоянии. Просто необходимо понимать, что чем раньше ребенок придет в спортивную секцию, тем легче ему будет даваться техника того вида спорта, которым он занимается.

2. «Все спортсмены работают на лекарства». Очень спорный аргумент. Да, спорт связан с травмами, хотя чаще просто с ушибами и небольшими растяжениями. Ушибы и растяжения детвора получает и во дворе. К тому же они легко лечатся. Да, бывают и травмы. Но травмы можно получить и на улице. Просто в спортивной секции риск немного увеличивается. Но, на мой взгляд, этот риск является оправданным.

3. «Не надо делать из ребенка профессионального спортсмена, максимум, что я ему позволю - заниматься «для себя». На мой взгляд, самый потешный аргумент. Я думаю, если спросить любого спортсмена, выступающего на международном уровне, для кого он занимается, он с уверенностью ответит, что он тренируется для себя. Первые места на пьедестале - это всегда вопрос личных амбиций спортсмена. Если он НЕ ХОЧЕТ выиграть, его никто НЕ ЗАСТАВИТ. Так что все занимаются для себя. Теперь про профессионального спортсмена. Кто это такой? Это человек, для которого спорт - способ заработка. Когда вы ведете ребенка в спортивную секцию, об этом даже речи не идет. Чтобы он смог зарабатывать спортом на жизнь понадобится несколько лет упорных тренировок, хороший тренер, талант ребенка и его бешеное желание стать чемпионом, как минимум России. А если все это есть, то не логичнее ли предоставить ребенку право выбора ЕГО дальнейшей жизни? К тому же, необходимо вспомнить, что профессионалы международного уровня зарабатывают очень достойно.

Многие родители понимают под профессиональным спортом простое участие в соревнованиях. Но это не профессиональный спорт. Это выявление лучшего в определенное время в определенном месте. Соревнования - крайне важная часть спорта. Мой тренер говорил, что одно соревнование заменяют двадцать тренировок. Во время соревнований человек мыслит совершенно по другому. Он гораздо быстрее понимает свои ошибки. Соревнования помогают человеку научиться стремиться быть лучшим в том, чем он занимается. Это крайне важное умение. Поэтому отдавать ребенка в спорт и учить его избегать соревнований - это все равно, что учиться плавать на песке. Настоящего прогресса не будет. Кроме этого, ребята, которые чего-то хотят добиться в спорте, не очень-то уважают тех, кто постоянно отлынивает от участия в соревнованиях.

4. «Профессиональные спортсмены тупые» - кто так говорит, забывает про то, что некоторые спортсмены являются обладателями научных степеней и успешными бизнесменами. Тут можно вспомнить и про братьев Кличко и про Костю Цзю. У меня в институте преподавал доктор наук. По совместительству он был мастером спорта по боксу. Тупым его точно нельзя было назвать. Просто нельзя путать манеру поведения отдельных спортсменов и их умственные способности. Манера поведения - это элемент воспитания, который зависит от нас, родителей.

Исходя из изложенного, мое личное мнение, что спорт для ребенка - это не только допустимая, но и жизненно важная вещь, помогающая воспитать человека готового к испытаниям, с желанием достигнуть большего в этой жизни!

В завершение, необходимо отметить несколько моментов. Первое. Перед началом занятий необходимо проконсультироваться с врачом, желательно спортивным, на предмет наличия противопоказаний у Вашего ребенка к занятиям спортом. Второе. Отдавая ребенка в спорт, нельзя забывать про другие сферы жизни. Спорт - это часть жизни, а не сама жизнь. У ребенка должно быть полноценное образование (может, со мной кто-нибудь не согласится, это мое личное мнение). Если из Вашего ребенка не получится звезда спорта, на этот случай у него будет образование. Если станет профессиональным спортсменом, то при наличии полноценного образования уж точно его никто даже за глаза не посмеет назвать тупым. Третье. Если ребенок не хочет ходить в секцию, никто его не заставит. Рано или поздно занятия он бросит. Необходимо учитывать способности ребенка и его желания. Очень важную роль играет тренер. Это должен быть человек любящий свой вид спорта и заинтересованный в своей работе. Хороший тренер способен увлечь даже незаинтересованного ребенка. Незаинтересованный в своем роде занятий тренер может отбить желание заниматься у любого ребенка. И не забывайте, что спорт - это тоже воспитание, ведь не зря тренеры называют своих подопечных - воспитанниками!

Величайшая победа - победа над самим собой.

Цицерон

Цель и направления спортивного воспитания

Понятие «спортивное воспитание» в научной литературе появилось сравнительно недавно. До этого, как правило, рассматривали проблемы воспитания спортом. Действительно, занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит переносить трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями. В условиях соревнований познаются азы правовой культуры с ее правилами честной игры. Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами.

Основной целью спортивного воспитания является формирование спортивной культуры, нравственных основ личности ребенка, подростка, молодого человека в процессе спортивной деятельности.

История спорта изобилует случаями высоконравственных поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи примером для подражания. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Речь идет о таких формах пренебрежения нормами спортивной этики, как использование допинга, сознательное нарушение правил соревнования и др. Достаточно вспомнить прецеденты, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. Такие непозволительные действия могут закрепиться у некоторых спортсменов в качестве постоянных характерных форм поведения, что будет служить негативным примером для детей и подростков.

Спортивное воспитание, помимо специфических (спортивных) задач, предполагает решение целого ряда задач нравственного воспитания юных спортсменов, в их числе:

  • - воспитание моральных навыков поведения на тренировочных занятиях, соревнованиях, в обыденной жизни;
  • - формирование адекватных представлений о должном, о добре и зле, о хорошем и плохом;
  • - развитие сочувствия к переживаниям других людей;
  • - выработка правильных взаимоотношений с товарищами, соперниками, тренерами, с членами семьи и т. д.

Воспитание нравственных качеств у юных спортсменов должно осуществляться по трем направлениям:

  • 1. Формирование знаний о нравственности путем использования соответствующих методов. Так, для сообщения необходимых сведений из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта тренеры используют рассказ о сложных ситуациях, складывающихся во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы, разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные ну ги их преодоления. Можно практиковать доклады и сообщения на подобные темы со стороны самих спортсменов, что полезно для взаимного просвещения.
  • 2. Формирование нравственных убеждений, поскольку знания о нравственности необходимо перевести именно в убеждения, т. е. в глубокую уверенность в их истинности, чтобы они стали руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых, это продукт осмысливания каждым и своего личного, и общественного опыта. Задача педагога - побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это посредством бесед дискуссионного характера, обсуждения действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, благодаря разбору ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Педагог с помощью наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок подводит подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, что обеспечивает формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности тренера к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом.
  • 3. Систематическая тренировка нравственного поведения , способствующая развитию моральных и волевых качеств у воспитанников. Для этого необходимы: четкая постановка учебных задач; организация занятий с оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления волевых усилий и нравственности. Кроме этого, следует использовать индивидуальные задания по устранению у подопечных недостатков личностных качеств и физической подготовленности путем самовоспитания. Полезен контроль за успешностью выполнения таких заданий и со стороны родителей, а также взаимоконтроль ребят. При этом педагог обязан публично сообщать об успехах, достигнутых каждым спортсменом.

Спортивное воспитание предполагает решение ряда образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать, начиная с понимания человека, в том числе и себя, как социобиологического индивидуума и заканчивая правилами и принципами построения тренировочного процесса. В наше время спорт достиг таких высот, что только высокообразованные личности, обладающие спортивной культурой, способны добиваться побед на международном уровне.

Для решения разнообразных и сложных задач спортивного воспитания необходим комплекс соответствующих методов [см.: Столяров, 1998ж, 2009а, 2013 г.; Столяров, Баринов, 2009а, б, 2011; Столяров, Козырева, 2002 и др.].

Эти методы можно подразделить на две группы.

Первая группа - методы воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту. Эти методы целесообразно использовать, следовательно, во всех разновидностях спортивного воспитания.

Вторая группа - методы воспитания ценностно-избирательного отношения индивида к спорту. Имеются в виду, следовательно, специфические методы спортивного воспитания, которые необходимы для решения особых задач той или иной разновидности этой педагогической деятельности (например, спортивно-гуманистического воспитания, олимпийского воспитания и т.д.).

Для воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту могут быть использованы: активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки и другие традиционные, общеизвестные методы. Важное значение для решения этой задачи имеют и охарактеризованные в предыдущей главе методы приобщения физкультурно - двигательной активности, внося в них определенную коррекцию с учетом специфики спорта (прежде всего, его соревновательного характера). Заслуживает внимания такая инновационная форма приобщения учащихся к спортивной деятельности, как "парад видов спорта" [см. Панова, Ключникова, 2012].

Широко распространено мнение о том, что указанные традиционные методы спортивного воспитания (активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки) позволяют во с - питать у детей и молодежи не только общее позитивное отношение к спорту, но и те качества, способности, поведение, образ жизни, которые характеризуют гуманистическое отношение к спортивной деятельности, - целостное развитие личности, нравственное поведение в спортивном соперничестве в духе принципов "честной игры" и др.

Такая позиция по обсуждаемой проблеме представлена, например, в работах В.Д. Паначева, посвященных спортивной культуре студенческой молодежи [Паначев, 2006, 2007]. По его мнению, спорт "сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально - культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность": "сама природа спорта обладает мощн ым воздействием на личность, спорт для молодежи - это "школа характера, мужества, воли". Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать "удары судьбы". Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила "честной игры". Спорт выступает мощн ым фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений" [Паначев, 2007, с. 55, 58].

В соответствии с этим В.Д. Паначев характеризует спортивное воспитание как "новый вид воспитания средствами спорта, соревнования, трениро - вочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова" [Паначев, 2007, с. 57]. Он полагает, что развитие спортивной культуры личности - это одновременно и ее гармоничное развитие: "развитие спортивной культуры - это уникальное явление гармоничного развития личности студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности, включающее в себя духовное, физическое и спортивное совершенствование студенческой молодежи. освоение ценностей спортивной культуры позволит студентам познать мир спорта, приобщиться к физкультурно-спортивной деятельности, сформировать интерес к своему здоровью" [Паначев, 2007, с. 32]. Помимо указания на то, что гармоничное развитие личности осуществляется посредством ее включения в физкультурно - спортивную деятельность, В.Д. Паначев не указывает каких-то других форм и методов, содействующих достижению этой цели.

В.Д. Паначев для обоснования своей позиции неоднократно ссылается на работы Л.И. Лубышевой, посвященные проблемам спортивной культуры. В этих работах предлагается ввести в учебный процесс общеобразовательной и высшей школы предмет "Спортивная культура". Цель данного учебного предмета - спортивное образование, ключевым моментом которого является формирование спортивной культуры личности, а в содержание входят три раздела теоретический, практический и контрольный. "Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методики медицинского контроля и самоконтроля. Практический раздел должен включать основные разделы спортивной подготовки: общую физическую, специальную, тактическую и техническую. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов" [Лубышева, 2005, с. 61; 2008, с. 3; 2009б, С. 209].

Что касается средств формирования спортивной культуры личности в процессе спортивного образования, то, как отмечает Л.И. Лубышева, "системная организация содержания спортивного образования осуществляется посредством:

  • -разработки новых образовательных программ (тренировочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно - тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных);
  • -создания спортивного климата (духа), богатой разносторонней спортивной среды (спортивный клуб, секции по видам спорта и обязательный учебно - тренировочный процесс за пределами расписания);
  • -использования новых форм образовательного процесса (учебно - тренировочные занятия, матчевые встречи, спортивные праздники, соревнования, олимпиады)" [Лубышева, 2009б, С. 210].

Предполагается, что формирование спортивной культуры на основе этих форм и методов "позволяет устранить "болевые точки" традиционно сложившейся системы физического воспитания", в том числе "предоставит возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры" [Лубышева, 2005, с. 61; 2009б, С. 210, 211].

Формулируя эти положения, Л.И. Лубышева исходит из того, что "спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации" [Лубышева, 2003, с. 26; 2005, с. 56; 2009б, С. 203].

В такого рода взглядах на спорт и спортивную культуру личности допускается две основных теоретико - методологических ошибки.

Первая из них состоит в том, что гуманистический потенциал спорта, активных занятий спортом ошибочно отождествляется с их реальной значимостью, и на основе этого предполагается, что спортивная активность во всех случаях непременно оказывает позитивное влияние на занимающихся спортом, всегда является "мощным социальным феноменом и средством успешной социализации". Реальная практика опровергает такое мнение.

В спортивной деятельности действительно заключены огромные возможности для позитивного влияния на личность и социальные отношения. Некоторые аспекты этого потенциала спорта реализуются и на практике. Спортивная тренировка, как правило, позволяет обеспечить физическое совершенствование детей и молодежи. Многие виды спорта (фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл и др.) позитивно влияют на эстетическую культуру лиц, занимающихся этими видами спорта. Но все же огромный гуманистический потенциал спортивной деятельности нередко реализуется недостаточно полно и эффективно. Весьма незначительной обычно является ее роль в формировании и развитии нравственной культуры, творческих способностей, коммуникативной, экологической культуры, культуры мира детей и молодежи.

Более того, факты свидетельствуют о том, что активные занятия спортом во многих случаях оказывают негативное влияние на занимающихся им. Победа в современном спорте приобретает все более важное значение. Она приносит престиж самому спортсмену, тренеру, клубу и спортивной организации, воспитавшей чемпиона. Чаще всего успех сопровождается не одними дипломами - значительными материальными поощрениями тоже.

Неудивительно поэтому, что среди спортсменов все чаще наблюдается стремление любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития и нарушения нравственных норм - добиться победы. Все большее число детей и молодежи спорт привлекает отнюдь не как сфера проявления нравственности, эстетики, культуры, человеческого (неформального) общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, не как средство гармоничного развития личности. Они включаются в спорт и спортивные соревнования прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж [см.: Детский спорт. 1998; Столяров, 1998б, е, ж, 2011 г.; Хрестоматия по социологии. 2005].

Значит, многочисленные факты свидетельствуют о том, что "спорт, создающий ценности спортивной культуры", не всегда приводит к позитивным (с гуманистической точки зрения) результатам и потому оши бочно полагать, будто он является и "всегда являлся мощн ым социальным феноменом и средством успешной социализации". Гуманистический потенциал спортивной деятельности не реализуется автоматически. Целый ряд факторов определяют степень и характер влияния спорта на личность и социальные отношения [Столяров, 1998б, е, ж, 2004в, 2009а, 2011 г.]. Методологическая ошибка отмеченных выше взглядов на спорт и спортивную культуру состоит в том, что эти факторы не учитываются, не выделяются и не анализируются.

Когда высказывается мнение о том, что включение воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом позволяет сформировать у них не только общее, но и гуманистическое отношение к этим занятиям, гуманистически ориентированную спортивную культуру личности, допускается и вторая ошибка. Не учитывается, что привлекательность, значимость, ценность спорта для детей и молодежи, как отмечено выше, может состоять вовсе не в том, что он позволяет укреплять и сохранять их здоровье, содействовать их разностороннему и гармоничному развитию, а, например, в том, что дает возможность проявить склонность к агрессии, насилию, рассматривается как средство достижения материальных благ, славы, демонстрации своего превосходства над другими, решения других задач - экономических, политических, националистических и т.п.

Значит, не принимается во внимание то обстоятельство, что занятия спортом могут приводить к формированию такой спортивной культуры личности, которая имеет не гуманистическую , а иную направленность.

Изложенное выше служит позволяет сделать вывод о том, что для воспитания гуманистически ориентированного ценностно - избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта недостаточно включения воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом. Решение этой сложной задачи требует комплекса других методов.

К их числу можно отнести (вновь с некоторым уточнением) охарактеризованные в предыдущей главе методы решения аналогичной задачи применительно к физкультурно-двигательной активности, разумеется, внося в них коррекцию с учетом специфики спортивной деятельности (прежде всего, ее соревновательного характера).

Следует отметить также важное значение физкультурно-спортивных клубов для решения задач физкультурно-двигательного и спортивного воспитания. Анализу различных аспектов деятельности этих клубов посвящены многие научные публикации и диссертации [Антикова, 1990; Арвисто, Труу, 1990; Ах - темзянова, 2010; Ахтемзянова, Пешкова, Кан, Григорьева, 2009; Баландин В.П.,

Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Зданович О.С., 2012; Карамышева, 2009; Краюшкин, 1987; Кудрявцева Н.В., 1996; Леонов, Руцкой, 1990; Логинов

В.Ф., 1994; Мацкевич, 1987; Мицкевич, 1985; Низяева, Подливаева, 1998; Никулин А.В., 2008; Семагин, 1992; Скрипник Г.М., Скрипник Я.Ю., 2012; Столяров, Кудрявцева Н.В., 1998; Типовое положение, 1995; Толкачев, 1998; Халтурина, 2004; Хрусталев, 2000; Чедова, 2012; Шукаева, 2006]. Спортклуб является прекрасной школой для детей и молодежи научиться общению друг с другом, жизни в обществе, соблюдая принци пы демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма объединения позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом, вести консультационную работу среди них, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность.

Наиболее эффективной показала себя модель такого детско - юношеского спортклуба, в котором реализуются следующие принципы организации: членом клуба может стать каждый человек, независимо от способностей, пола, возраста и т.д.; руководство клубом осуществляет Совет, избираемый демократическим путем; члены клуба разрабатывают и реализуют программы деятельности, создают инфраструктуру клуба, готовят спортивную экипировку, атрибутику и т.д.; помимо занятий спортом организуются разнообразные формы социальнокультурной деятельности; имеется штат квалифицированных кадров; родители и школа информируются по всем вопросам своей деятельности. Практика деятельности спортклубов показала нецелесообразность такого подхода, при котором функции руководства клубом берут на себя учителя, методисты, инструктора, а органы детского клубного самоуправления осуществляют только исполнительные функции. Но неправильно предоставление детям и полной самостоятельности. Наиболее рациональным является такой подход, при котором общие направления деятельности клуба определяются инструкторами, а более конкретные вопросы выносятся на обсуждение Совета клуба и его членов.

Важное социально - педагогическое значение физкультурно-спортивных клубов осознается во многих странах. Информация по данной теме содержится в ряде научных публикаций [см.: Башкирова, Гуськов 1994; Виноградов П.А., Дивина, Жолдак, 1997; Земильский, 1981; Клубная жизнь, 1996; Клубы разные. 1996; Кноп, 1993; Спортивные клубы., 1996; Heinila, 1986; Raikkala, 1993; Schlagenhauf, Timm, 1976 и др.].

Во многих стрнанах физкультурно-спортивные клубы приобрели большую популярность. Так, в Финляндии 450 тыс. человек (34% населения), включая детей и молодежь, являются членами различных спортивных клубов рекреационной направленности . Модель массового спорта в Бельгии также реализуется через спортклубы [Движение. 1989]. В спортивной деятельности подростков в Швеции в период двух последних десятилетий отмечается увеличение процента активных членов в спортклубах и снижение активности подростков, не являющихся членами спортклубов [Энгстрем, 1993].

В последнее время наряду с традиционными предлагаются и инновационные формы организации их деятельности. Заслуживает внимания, например, организация "клуба спортсменов-интеллектуалов" как новая форма организации спортивной работы в учебных заведениях [Панова, Разумова, Костюнина, 2012]. Деятельность детско-юношеских спортклубов обычно связана с осуществлением внешкольных программ. Так, "Клуб тысячи миль", созданный в Великобритании в университете Лоуборо в процессе реализации "Проекта по санитарному просвещению и физическому воспитанию", стал формой осуществления внешкольной спортивной программы и объединил школьников - любителей бега [Формирование здорового образа жизни. 1993]. Неординарной формой работы с "трудными" подростками стали возникшие в 1986 г. в некоторых штатах США клубы "Лиги полуночного баскетбола" . Баскетбольные матчи этих клубов, проводимые для подростков ночью, снизили преступность, так как привлекали их к баскетболу, хотя бы в качестве зрителей.

Деятельность многих спортклубов для детей и молодежи связана с новыми видами спорта. Так, в США возник новый вид спорта - прыжки через две веревки с выполнением сложных движений. По данному виду спорта проводятся не только внутришкольные, но также городские и даже международные соревнования. Любители этого вида спорта объединяются в клубы "Дабл-дач", каждый из которых имеет свой устав, эмблему, форму. Члены клуба активно участвуют в показательных выступлениях на стадионах, площадях, в парках. Клубы организуют тренировочные занятия, подготовку к соревнованиям. В Финляндии среди популярны клубы "Хи-хоп" - одно из направлений развития движения "спорт для всех" в виде двухдневных соревнований по аэробике, которые проводятся раз в год Финской Ассоциацией женского физического воспитания [см.: Sports for all. 1993].

Некоторые детско-юношеские спортклубы не ограничивают свою деятельность спортом. Характерны в этом плане созданные в Финляндии клубы, объединенные движением "Новые течения". Цель создания этих клубов - не только вовлечение детей и подростков в занятия спортом, но также предоставление им более широких возможностей в реализации своих способностей. Клубы организуют: различные спортивные соревнования; оздоровительные и развлекательные мероприятия; выставки, отражающие деятельность клубов; спортивные лагеря; группы здоровья в школах. Важное направление их деятельности - курс под названием "Будущее", который предусматривает разъяснение содержания проводимых в Финляндии новых кампаний и программ детско - юношеского спорта. Курс рассчитан на подготовку инструкторов по проведению кампаний на местах и состоит из 4 частей: организация кампании, маркетинг мероприятий, презентация, цели программы. Деятельность клубов координирует Академия "Юность Финляндии", целью которой является создание системы, позволяющей молодым людям раскрыть свои способности не только в спорте, но и в других видах деятельности [см.: Saarikko, 1993].

На социальную деятельность ориентированы и создаваемые в США школьные инициативные клубы, которые служат источником финансирования школьных спортивных программ. Эти клубы организуют соревнования и продажу билетов на них, различные спортивные аукционы, а также занимаются другой деятельностью, направленной на сбор средств, необходимых для финансирования школьных спортивных программ.

В США насчитывается примерно 25 тысяч таких клубов. Клубу одной из школ в штате Айова удалось собрать 70 тыс. долларов. Этот клуб организует на школьных площадках до 150 различных соревнований и турниров в год, приглашая для участия в них команды из всех штатов. В некоторых школах США проводятся Игры бывших учеников школы как платное мероприятие для участников. Такая деятельность клубов позволяет решать сразу несколько задач: привлекает детей и подростков к участию как в спортивной, так и в социальной активности, способствует приобретению опыта коллективной работы, взаимовыручки, дисциплины и других важных качеств [см.: Swift, 1991].

Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов для школьников зарубежные специалисты считают увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентацию на свободное самовыражение занимающихся, культурно - просветительную работу, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков .

В нашей стране в новых социально - кономических условиях сложившиеся ранее формы клубной спортивной работы с детьми и молодежью (например, клубы ЦК ВЛКСМ "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Плетеный мяч", "Нептун" и др., объединявшие детские команды различных возрастных групп и организуемые в школах, по месту жительства и т.д.) отчасти утратили свое значение. Проводимые ныне соревнования на призы этих клубов требуют от команд платы за участие, что препятствует их массовости. Идут поиски новых форм спортивных клубов для детей и молодежи [см.: Баландин В.П., Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Семагин, 1992; Халтурина, 2004].

Одной из таких форм является клуб Добрыни Никитича . Организационные принци пы этого клуба просты, демократичны, предполагают варианты работы в зависимости от местных условий. Участие в клубе - дело абсолютно добровольное. Клуб создается инициативной группой - в школе, ПТУ, колледже, техникуме и т.д. В группу могут входить не только ребята, но также учителя и представители администрации учебного заведения. Очень важно участие в этой группе учителя физкультуры. Инициативная группа разрабатывает Устав клуба. Мальчики и юноши, желающие стать членами клуба, должны быть честными, справедливыми, преданными Отечеству, а также выдержать испытания, подтверждающие, что они хорошо физически подготовлены. Разработаны зачетные требования клуба Добрыни Никитича, которые включают в себя определенные нормативы по рукопашному бою, в упражнениях на силу, в беге на скорость, в беге на выносливость и в прыжковых упражнениях. Предлагаются и другие варианты нормативов. Зачет имеет два варианта - по обязательным нормативам и по очковой системе. Те, кто выполнил установленные нормативы, становятся членами клуба и получают звание кавалера знака Добрыни Никитича. Устанавливаются три уровня требований для этого знака - III степени,степени и I степени [Должиков, Сергеев В., Шустиков, 1993; Евгеньев, 1994; Мезенев, 1994].

Важное место в программе спортизации физического воспитания, которая реализуется в последнее время, занимает инновационный проект "Школьный спортивный клуб" - идея создания в каждой школе своего спортивного клуба [см.: Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко Лубышева, Филимонова, 2013, с. 479-482; Бальсевич, 2006; Лубышева, 2006]. Большую популярность среди молодежи получили спортивно-равзлекательные клубы, в основном боулинг-клубы [см.: Беленов, Родионов, Уваров, 2006]. В ряде регионов страны созданы и функционируют спартианские клубы [см.: Столяров, 1997в, г, 1998е, и, 2005в, 2006б, 2008].

Наиболее важное значение для воспитания гуманистически ориентированного ценностно-избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта имеют олимпийские и спартианские методы. Их анализу будут посвящены две другие монографии автора. Но существенную информацию об этих методах читатель может получить в ранее опубликованных работах автора [см., например: Столяров, 1990 г., 1993, 1997в, г, 1998а, в, е,

2003,2005в, 2006б, 2007в, 2008; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Сухинин, Логунов, 2011].

Завершая характеристику спортивного воспитания, следует отметить, что для эффективности этой педагогической деятельности (равно как и других компонентов комплексного физического воспитания - телесного и физкультурнодвигательного воспитанияи) применительно к определенным группам воспитуемых необходим личностно-ориентированный подход , учитывающий их индивидуальные особенности . Это касается не только спортсменов, но и зрителей, болельщиков. В этом плане, в частности, следует учитывать их типологию [см.: Викторов В.А., Пономарчук, Платонов, 1991; Зуев, 2007; Козлова, 2000, 2003а, б, 2005а, б; Столяров, Сараф, 1982].

Важное значение имеют также результаты предварительной диагностики у них спортивной культуры личности и общегуманистической культуры личности. Это - сложная педагогическая процедура как по характеру тех задач, которые при этом должны быть решены, так и по тем средствам, методам, которые должны быть использованы для решения этих задач. Но она необходима, так как позволяет определить уровень сформированности у воспитуемых желаемой формы спортивной культуры личности, а также общегуманистической культуры личности, различных их компонентов и форм, те недостатки ("пробелы") в этом плане, которые требуют педагогической коррекции, и на основе этого выбрать соответствующие формы и методы.

Данная педагогическая процедура должна проводиться с учетом основных компонентов и показателей структуры спортивной культуры личности, ее моделей (форм, разновидностей), а также гуманистической культуры личности. Целостный анализ алгоритма этой педагогической процедуры содержится в работах С.Ю. Баринова [Баринов, 2009б, 2010].

1

Служба в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы имеет свою специфику и свои особенности. Специфика службы заключается в том, что сотрудники осуществляют свою деятельность среди лиц, совершивших преступления и в различных погодно-климатических условиях. Для успешной профессиональной деятельности сотруднику исправительного учреждения необходимо обладать такими качествами, как крепкое здоровье, выносливость, умение выдерживать продолжительную динамическую работу, стойкость организма к воздействиям температур. Одно из важных направлений в воспитании сотрудников исправительных учреждений, призванное формировать и развивать качества, необходимые ему для успешного исполнения своих обязанностей, является физкультурно-спортивное воспитание. В статье рассматривается понятие «физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений». Проанализированы различные подходы при определении таких понятий, как физкультурное воспитание и спортивное воспитание. На основе проведенного анализа научной литературы автором сформулировано и предложено свое определение понятия «физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений».

уголовно-исполнительная система

сотрудники исправительных учреждений

физкультурное воспитание

спортивное воспитание

физкультурно-спортивное воспитание

1. Баринов С.Ю. Спортивная культура как элемент культуры личности студента//Философия и будущее цивилизации: тез. докл. IV Российского филос. конгр.:

в 5 т. – М.: Современные тетради, 2005. – Т.4. – С. 576-577.

сб. материалов Междунар. науч.-практ. семинара. – Вологда, 2011. – С. 52-57.

4. Зезюлин Ф.М. Современный ценностный потенциал физической культуры

и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Актуальные проблемы

и перспективы формирования профессиональных навыков в процессе подготовки сотрудников органов юстиции: Материалы XII учебн.-метод. сборов профессорско-преподавательского состава / ВЮИ Минюста России. – Владимир, 2003. – 156 с. – С.44.

5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации: лекции по социологии физической культуры и спорта. – М., 1996. –Вып.2. – С. 5,10.

6. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 4. – С. 2-7.

7. Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография. – Саратов, 2012. – 269 с.

8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 7 изд., стер. –

М.: Издательский центр «Академии», 2009. – 480 с.

Занятия физической культурой и спортом являются эффективной деятельностью, обеспечивающей формирование необходимых сотруднику исправительных учреждений профессиональных качеств, однако практика показывает, что в настоящее время они еще не стали для них личной потребностью и не находят должного внимания в их образе жизни. В связи с этим существует необходимость в совершенствовании физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений с целью подготовки профессиональных, физически здоровых сотрудников.

Задача данной статьи - понять, что представляет собой физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что вопрос физкультурно-спортивного воспитания недостаточно изучен и отсутствует понимание этого термина. Для определения того, что представляет под собой процесс физкультурно-спортивного воспитания, необходимо выделить и рассмотреть два основных понятия: физкультурное воспитание и спортивное воспитание.

При введении понятия физкультурное воспитание в большинстве случаев авторы ссылаются на работы Л.И. Лубышевой, однако впервые содержательные характеристики физкультурного воспитания были определены В.К. Бальсевичем. Он отразил свое понимание физкультурного воспитания «как процесс целенаправленного приобщения подрастающего поколения ко всей совокупности ценностей физической культуры». При изучении научной литературы чаще всего встречается определение Л.И. Лубышевой, которая под физкультурным воспитанием понимает педагогический процесс формирования физической культуры личности. Вместе тем при определении понятия физкультурное воспитание нередко происходит замена его на понятие физическое воспитание. Несмотря на то, что на первый взгляд эти два понятия схожи, они имеют весьма разное смысловое значение.

Физическое воспитание - процесс, обеспечивающий направленное формирование лишь «части» этой культуры - двигательных навыков и физических качеств человека, «совокупность которых определяет его физическую работоспособность» . Похожее определение дает и Ж.К. Холодов. По его мнению, физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях .

В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. в своем исследовании приходят к выводу о том, что «… в настоящее время физическое воспитание должно быть направлено на формирование у человека определенных физических качеств, жизненно необходмых двигательных умений и навыков, но также глубоких знаний о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а кроме того, соответствующих интересов, потребностей, ценностных ориентаций и ведения определенного образа жизни» . В данном случае определение физического воспитания близко к опредедлению физкультурного воспитания, однако в своем исследовании автор придерживается концепции Л.И. Лубышевой.

Говоря о физкультурном воспитании как педагогическом процессе формирования физической культуры личности, следует пояснить, что собой представляет физическая культура в целом. Формирование физической культуры исторически связано с потребностью общества в физически подготовленном и здоровом населении, способного функционировать в условиях трудовой и военной деятельности. В процессе развития общества физическая культура становилась ключевым моментом в формировании двигательных умений и навыков. Новый этап в развитии физической культуры связан с осознанием влияния ее на духовную сфера человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

При формировании физической культуры личности необходимо понимать, что лежит в основе ее формирования, ее компоненты, структуру, и что определяет уровень ее развития. Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков понимают под физической культурой личности воплощенные в человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре, т.е. усвоение человеком физкультурных знаний, умений, навыков, которые достигнуты на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и физической подготовленности. Формирование физической культуры личности связано с приобщением человека к духовным и материальным ценностям физической культуры.

При рассмотрении ценностного потенциала физической культуры выделяют два уровня ценностей: общественные и личностные. Общественные ценности включают в себя накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии и методики спортивной подготовки и оздоровления и спортивной деятельности. Иными словами - все то, что создано человеком для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. По этим показателям можно судить о степени культуры общества в целом. Знания человека в области физического развития и совершенствования, его двигательные умения и навыки, способность к самоорганизации себя к занятиям физическими упражнениями отражают его личностный уровень освоения ценностей физической культуры .

Согласно концепции физкультурного воспитания Л.И. Лубышевой, этот процесс воспитания включает в себя три компонента: социально-психологическое воспитание, воспитание телесной культуры и интеллектуальное воспитание. Социально-психологическое воспитание направлено на формирование мировоззренческих основ и осознанного освоения ценностей физической культуры. Формирование мировоззренческой сферы, ценностных ориентаций и мотивации личности в сфере физической культуры напрямую связано с уровнем ее образованности, поэтому социально-психологическое воспитание тесно связано с интеллектуальным воспитанием. Содержание интеллектуального воспитания направлено на формирование у человека совокупности теоретических знаний, которые охватывают знания в области философии, медицины и других наук, тесно связанных с физической культурой. Воспитание телесной культуры служит для решения двигательных задач и призвано сформировать физические качества, умения и навыки управления движениями и способностей рационального использований физического потенциала с помощью имеющихся средств, форм и методов в теории и практике физической культуры.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что содержание физкультурного воспитания направлено на формирование трех элементов физической культуры личности: 1) знаний; 2) двигательных умений и навыков; 3) мотивацию двигательной активности. Все элементы физической культуры личности взаимосвязаны и формируются в тесной взаимосвязи друг с другом.

Говоря о спортивном воспитании, следует сказать, что это один из видов деятельности по преобразованию человека. Спортивное воспитание оказывает действенное влияние на развитие человека через формирование спортивной культуры личности спортсмена.

Вопрос о необходимости спортивного воспитания в обществе был затронут ещё в XIX веке основателем олимпийского движения Пьером де Кубертеном. С тех пор изучением спортивного воспитания занималось множество российских и зарубежных исследователей (С.Ю. Баринов, В.Е. Игнатьев, О.В. Козырева, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров, С.А. Фирсин и др.). Голландский исследователь Вим де Хеер утверждал, что «Спортивное воспитание заключает в себе в качестве составных компонентов помощь со стороны взрослых, а также создание предпосылок для следующих процессов: а) достижения хороших спортивных результатов в сочетании с моральным удовлетворением от спортивной деятельности; б) формирования спортивного поведения; в) определения места спорта в общем укладе жизни». А. Павлуцки считал, что понятие спортивного воспитания характеризует «систему целенаправленных индивидуальных и коллективных воздействий на личность воспитуемого, которые должны приводить к усвоению воспитуемым ценностей и норм культуры спорта, признаваемых и принятых социальной группой в качестве желательных». Другими словами, речь идет о «введении воспитуемого в круг ценностей и эталонов “чистой” культуры спорта».

При определении спортивного воспитания ученые выделяют два направления при его реализации, в соответствии с которыми выделяют две целевые установки и выступают в двух формах: 1) воспитание позитивного отношения к спорту, приобщение к системе спортивных ценностей; 2) воспитание посредством спорта, или воспитание спортом (В.И. Столяров, Л.И. Лубышева). Л.И. Лубышева в своих работах утверждает, что «…спортивное воспитание предполагает развитие личностно значимых качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования человека в современном обществе. Целевая установка спортивного воспитания заключается в том, чтобы сформировать личность, способную преодолевать трудности, развивать волю, выжить, саморазвиваться и достигать успеха, победы, прежде всего, над самим собой» . В работах В.И. Столярова и С.Ю. Баринова характеристика спортивного воспитания с учетом указанных его направлений - это педагогическая деятельность, главная цель которой состоит в том, чтобы содействовать воспитуемому (при его активном участии) в формировании и повышении уровня его спортивной культуры . В данной статье автор придерживается их позиции и считает, что спортивное воспитание - это процесс, направленный на формирование спортивной культуры личности.

При изучении спортивной культуры и анализе множества определений этому феномену, можно прийти к выводу, что спортивная культура - это часть общей культуры, основу которой составляют ценности спорта и ценностное отношение к спортивной деятельности.

Основу спортивной культуры личности, по мнению С.Ю. Баринова, составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризированы личностью, т.е. стали достоянием его внутреннего мира .

Л.И. Лубышева считает, что спортивная культура личности содержит в себе специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность.

Таким образом, автор приходит к выводу, что основу спортивной культуры личности составляют интериоризированные индивидом ценности спорта, которые в результате его спортивной деятельности были освоены им и стали достоянием его внутреннего мира.

Анализируя вышеизложенное, с учетом характеристик физкультурного и спортивного воспитания можно сделать вывод о том, что физкультурно-спортивное воспитание - целенаправленный, организованный процесс, направленный на формирование физической и спортивной культуры личности. Содержание физкультурно-спортивного воспитания направлено на формирование знаний, двигательных умений и навыков и устойчивой потребности к двигательной активности и совершенствованию своих физических способностей.

Служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы связана с исполнением ими своих обязанностей в сложных условиях. Специфика службы в исправительных учреждениях заключается в том, что сотрудники осуществляют свою деятельность среди лиц, совершивших преступления; в различных погодно-климатических условиях, таких как холод, жара, дождь, снег; в местах большого скопления осужденных, которые зачастую имеют различные, в том числе и тяжелые формы заболеваний. Эти обстоятельства требуют от сотрудников таких качеств, как крепкое здоровье, выносливость, умение выдерживать продолжительную динамическую работу, стойкость организма к воздействиям температур. Сотруднику исправительного учреждения также необходимы такие умения и навыки, как хорошая координация, точность движений, сила, умение применить боевые приемы борьбы и другие. С целью формирования необходимых сотруднику качеств важно поддерживать высокую двигательную активность и вести здоровый образ жизни. В связи с этим физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений должно быть направлено на формирование таких знаний, умений и навыков, которые будут способствовать развитию в первую очередь качеств, необходимых ему при исполнении своих служебных обязанностей, а также будут способствовать освоению им ценностей физической культуры и спорта. Физкультурно-спортивная воспитанность сотрудников будет определяться уровнем его знаний в области физического совершенствования, двигательных умений и навыков, способностью к организации здорового образа жизни, социально-психологическими установками и ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью с целью формирования своей личности, способной к преодолению трудностей не только на службе, но и в повседневной деятельности.

Библиографическая ссылка

Николаева Е.Г. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24759 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понимание: чтобы все системы органов ребенка формировались правильно, а иммунитет всегда был высоким, нужно с дошкольного возраста приучать к спорту. Если делать это разумно (в меру), то в будущем ребенку вряд ли потребуется обращаться ко врачам часто, например, отпадет необходимость идти к гематологу. Спорт – вот путь к здоровью!

Тонкости «привития»

Сразу стоит знать: если дошкольника нагружать по полной программе, то у него возникнет отвращения к спорту да и вообще к физическим занятиям. Этого допустить нельзя. Важно, чтобы все методы и формы были игровыми и в том направлении, что ребёнку нравится. Оля у меня влюблена в танцы, а Саша в боевые единоборства. Собака, кстати, тоже спортивное «дитя» 🙂 Только в этом случае можно говорить о том, что ребёнок станет любить спортивные занятия, а в дальнейшем он сможет определиться с тем, в какой спорт ему пойти более серьёзно. Да и родителям будут видны наклонности и приоритеты ребенка.

Помните о принципе постепенности! Заключается он в том, что задания нужно усложнять не сразу. Идите от простого к более сложному по шагу. Чтобы стало понятно, приведём пример. Итак, ребенок научился ловить мяч, подкинутый вверх. Постепенно увеличивайте расстояние броска. Можно менять и траекторию, но постепенно. Ребенок быстро утомляется, поэтому давайте ему отдых. Да и разнообразие упражнений никто не отменял! Но не стоит переходить грани. Важно оттачивать одно движение, чем распыляться на несколько.

Ещё один нюанс: если малыш сложно запоминает движения, то стоит воспользоваться простыми вещами. В качестве инвентаря подойдут флажки или кегли. С ними интересней и проще запоминать движения. Хорошо, если показывающий движения будет снабжен этими инструментами и сам ребенок. Стимулировать интерес и образность всегда важно! Придумывайте что-то новое, добавляйте движение, общую динамику в каждое упражнение. Специальные группы помогают детям создать все предпосылки для здоровья и развить в них командный дух. Это пригодится не только в спорте, но и в реальной жизни. Поэтому важно развиваться.

Не прощаясь… Важно подвести итог. Если вы хотите, чтобы ребенок рос гармонично развитой личностью, то с раннего детства стоит заниматься с ним. Можно отдать в специальные группы, где происходит и социализация. Но даже в домашних условиях системные занятия, поддерживаемые интересом, должны быть. Результатом станет хорошее самочувствие ребенка. Значительно снизятся все шансы на то, что придется обращаться ко врачам. Так, психиатр и невролог могут не потребоваться. И это чрезвычайно важный фактор.