Учим ребёнка ходить: почему не надо торопиться. Почему не нужно торопить физическое развитие ребенка. Сильно опекать малыша

Я продолжаю публиковать интересные статьи и обзоры книг по воспитанию и развитию детей.

Оригинал статьи взят на блоге психолога Анны Левченко :

День, когда я перестала торопить своего ребенка…

The Day I Stopped Saying “Hurry Up!”

День, когда я перестала говорить “Поторопись!” (скорее, быстрей, поторапливайся, бегом, поспеши - выберите то, что обычно говорите вы:))

Когда вы живете сумасшедшей жизнью, каждая минута должна быть на счету. Вы чувствуете, как должны проверить что-то из списка, уставиться в экран, или спешить в следующее запланированное место. И как бы я ни пыталась распределить свое время и внимание, и сколько бы разных задач ни пыталась решить - у меня все равно не хватало времени, чтобы все успеть.

Такой была моя жизнь в течение двух безумных лет. Мои мысли и поступки контролировались электронными уведомлениями, ринг-тонами, и наполненным до отказа расписанием. И хотя всеми фибрами души мой внутренний контролер хотел бы найти время для всех дел в моем перегруженном плане, этого не получалось.

Так случилось, что шесть лет назад я была благословлена спокойным, беззаботным, остановись-и-понюхай-розу ребенком.

Когда мне нужно было уходить, она наслаждалась поиском блестящей короны в моей сумке.

Когда мне нужно было быть где-то пять минут назад, она требовала пристегнуть ее игрушечное животное к сиденью автомобиля.

Когда мне нужно было быстро перекусить в Subway, она не могла перестать говорить с пожилой женщиной, похожей на ее бабушку.

Когда у меня было тридцать минут, чтобы добежать куда-то, она просила меня остановить коляску, чтобы приласкать каждую собаку, мимо которой мы проходили.

Когда у меня был полностью расписанный день, начиная с 6 утра, она просила меня разбить яйца, чтобы взболтать их очень медленно и осторожно.

Мой беззаботный ребенок был подарком моему Типу А, но я не замечала этого. О нет, когда ты живешь сумасшедшей жизнью, ты имеешь туннельное видение, прогнозируя только то, что идет следующим на повестке дня. И все, чему нельзя было поставить галочку в расписании, было пустой тратой времени.

Всякий раз, когда мой ребенок заставлял меня отойти от расписания, про себя я думала: “У нас нет на это времени”. Следовательно, два слова, которые я наиболее часто говорила моей маленькой любительнице жизни были: “Давай, скорее”.

Я начинала свои предложения с них.
Давай скорее, мы опаздываем.

И заканчивала предложения ими.
Мы все пропустим, если ты не поторопишься.

Я начинала свой день с них.
Поторапливайся и ешь свой завтрак.
Поторапливайся и одевайся.

Я заканчивала свой день ими.
Поскорее почисть зубы.
Поскорее ложись в постель.

И хотя слова “поскорее” и “поторапливайся”, мало что делали, если ничего, для ускорения моего ребенка, я говорила их все равно. Возможно, даже чаще, чем слова “я люблю тебя”.

Да, правда болезненна, но правда лечит... и приближает меня к такому родителю, каким я хочу быть.

Затем, в один судьбоносный день все изменилось. Мы просто забирали мою старшую дочь из детского сада и выходили из машины. Это происходило не так быстро, как бы ей хотелось, и она сказала своей маленькой сестре: “Какая же ты медлительная!”. И, когда она скрестила руки на груди и с досадой вздохнула, я увидела в ней себя - и это причинило мне душевную боль.

Я была преследователем, подталкивающим, давящим и торопящим маленького ребенка, который просто хотел наслаждаться жизнью .

Я прозрела и ясно увидела, как вредит мое торопливое существования обоим мои детям.

Обе мои дочери выглядели одинаково удивленными моим болезненным признанием, но лицо младшей несомненно озарилось сиянием одобрения и принятия.

“Я обещаю быть более терпеливой”, - сказала я и обняла свою девочку-с-вьющимися-волосами, которая теперь сияла от обещания ее матери.

Изгнать из моего лексикона слово “поторопись” было довольно легко. Но, что было на самом деле трудно, так это набраться терпения, чтобы ждать моего неторопливо ребенка. Чтобы помочь нам обеим, я начала давать ей немного больше времени на подготовку, когда нам приходилось куда-то ехать. Но иногда, не смотря на это, мы все равно опаздывали. Тогда, я уговорила себя, что буду опаздывать, только эти несколько лет, пока она еще мала.

Когда мы с дочерью гуляли или ходили в магазин, я позволяла ей задавать темп. И когда она останавливалась, чтобы полюбоваться чем-то, я прогоняла мысли о моих планах из головы и просто наблюдала за ней. Я замечала такие выражения ее лица, каких я раньше никогда видела. Я изучала пятнышки на ее руках и то, как ее глаза, прищуривались во время улыбки. Я видела, как другие люди откликаются на нее, когда она останавливается, чтобы поговорить с ними. Я видела, как она изучала интересных букашек и красивые цветы. Она была Noticer*(созерцателем), и я быстро осознала, что The Noticers* в мире редкие и прекрасные подарки. Вот тогда я, наконец, поняла - она была подарком для моей бешеной души.

Я дала обещание притормозить почти три года назад. И до сих пор для того, чтобы жить в замедленном темпе, мне приходится прилагать немалые усилия. Но моя младшая дочь является живым напоминанием о том, почему я должна продолжать попытки. И действительно, в другой раз, она напомнила мне об этом снова.

Во время отпуска мы отправились вдвоем на велосипедную прогулку к палатке с фруктовым льдом. После покупки угощения моя дочь села за столик для пикника, восхищенно любуясь ледяной башней, которую держала в руке. Вдруг, я увидела беспокойство на ее лице. “Я должна спешить, мама?”

Я могла бы заплакать. Возможно, шрамы поспешной жизни никогда не исчезают полностью, с грустью подумала я.

Когда мой ребенок смотрел на меня, пытаясь понять, нужно ли ей сейчас торопиться, я знала, что у меня был выбор. Я могла бы сидеть и печалиться, думая о том, сколько раз в жизни я подгоняла ее... или я могла бы отпраздновать тот факт, что сегодня я стараюсь делать по-другому.

Я решила жить в сегодня.

“Не торопись, милая. Только не торопись”, - сказала я мягко. Ее лицо мгновенно посветлело, и плечики расслабились.

И так мы сидели бок о бок, разговаривая о вещах, о которых говорят играющие-на-гавайской-гитаре-6-летние-де ти. Были даже моменты, когда мы сидели молча, просто улыбались друг другу, любуясь окрестностями и звуками вокруг нас.

Я думала, что мой ребенок собирался съесть все до последней капли, но когда она добралась почти до конца, она протянула мне ложку кристалликов льда из сладкого сока. “Я сохранила последнюю ложку для тебя, мама”, - сказала моя дочь с гордостью.

Когда я позволила льдинкам доброты утолить мою жажду, я поняла, что я только что заключила сделку всей жизни.

Я дала моему ребенку немного времени... и взамен, она отдала мне свою последнюю ложку и напомнила, что вкус становится слаще, и любовь приходит легче, когда перестаешь так нестись по жизни.

И теперь, будет ли это...

…поедание фруктового льда;

…собирание цветов;

…пристегивание ремня безопасности;

…разбивание яиц;

…поиск морских ракушек;

…рассматривание божьих коровок;

…или просто прогулка…

Я не буду говорить: “У нас нет на это времени!”. Потому что, по существу, это значит: “У нас нет времени, чтобы Жить”.

Остановиться, чтобы насладиться простыми радостями повседневной жизнь - это единственный способ жить по-настоящему.

(Поверьте мне, я узнала это от ведущих мировых экспертов по радости жизни.)

Автор Rachel Macy Stafford"s http://www.handsfreemama.com/2013/07/16/t he-day-i-stopped-saying-hurry-up/

* Noticer (от глагола Notice – обращать внимание, замечать) - я не нашла в русском языке аналога этому слову, и это интересно. Noticers – это люди, которые очень внимательны к мелочам. Люди, способные заметить то, что обычные люди пропускают. В обычной жизни они могут быть рассеянными и витающими в облаках, они часто переключаются и отвлекаются, им сложно сосредоточиться. Вам знакомы такие детки?

У Рэйчел есть запись, в которой она трогательно касается этого вопроса и того, как она с этим обходится. Если эта тема актуальна, дайте знать. Если желающих будет много, я переведу эту запись для вас.

P.S. корректировкам в переводе по-прежнему рада:)

upd: С вашей помощью, я выяснила, что noticer - это созерцатель (наблюдатель, подмечатель, замечатель и т.п.:) Всем спасибо!

Статьи

Алла (Крым): Только что пришла с родительского собрания. Моего сына-первокашку очень хвалили, какой он умный, НО ОЧЕНЬ медлительный — пока он 1 страницу прописи напишет, другие уже напишут три. Как мне помочь ему развиться, чтоб он легче переключался и делал задания быстрее? Стараюсь по-разному к нему подходить. И дисциплиной (сразу в слезы и истерики), и вознаграждениями (ненадолго помогло). Что делать?

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Здравствуйте, Алла. Ваши тревоги понятны. Первый класс — это всегда испытание для родителей и детей. Успехи ребенка — болезненный вопрос для родителей. Каждому хочется, чтобы его ребенок хорошо учился и все успевал. А тут на него жалуются. Хотя одновременно признают, что ребенок умный, усидчивый, одно плохо — медлительный. Не успевает за всеми в классе. Что делать? Как ему помочь?

В самом начале обучения у детей формируются базовые навыки и умения. Найти правильный подход к ребенку – задача ключевой важности, чтобы простимулировать его желание учиться, а не отбить его неправильными действиями. Попробуем ответить на ваши вопросы с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Медлительность как особенность психики

Очевидно, что у всех детей разная скорость усвоения материала, и это нормально. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает объективно увидеть особенности разных детей и понять, в каком подходе они нуждаются для наилучшего развития.

Согласно СВП есть люди с особым складом психики, им характерно особое мышление — аналитическое. Они очень любят во всем разобраться, чтобы понять до самого конца. Для них спешка равнозначна ошибке. А ошибаться они не любят, наоборот, хотят сделать все чисто и правильно.

Такие дети пока не разложат у себя в голове все по мысленным полочкам, не могут воспринять информацию. Все знания должны быть уже на входе систематизированы и отнесены к определенному классу. Естественно, это требует времени. Таким образом, их медлительность — это обратная сторона их аналитического мышления и стремления к качественному выполнению любой работы. Такими особенностями обладают 20% людей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как представителей анального вектора.

Каждый вектор – это группа желаний. Желания заданы нам не просто так, а для выполнения определенной роли в обществе. В развитом состоянии люди с анальным вектором — это крупные ученые, врачи, учителя. Ведь именно для этих профессий необходима феноменальная память, умение систематизировать и анализировать огромные объемы информации. И с огромным удовольствием ваш ребенок начинает оттачивать свои свойства в школе. Он очень любит учиться и получает наслаждение от аккуратно выполненной работы.

Является ли скорость выполнения преимуществом?

В противоположность таким ученикам есть другие дети с кожным вектором. Они, наоборот, очень подвижны, сообразительны, быстро схватывают информацию, но не запоминают ее надолго. О таких говорят: «В одно ухо влетело — в другое вылетело». Таких шустрых ребят также сложно учить, ведь им не хватает той самой усидчивости, которая есть у вашего сына.

Как поощрять медлительного ребенка?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что, исходя из разного устройства психического, к таким детям нужен . Кожные дети хорошо воспринимают дисциплину и ограничения. А дети с анальным вектором – похвалу и поощрение. Вы же пытались применить к своему ребенку дисциплину и ограничение, тогда как он к ним просто невосприимчив.

Так что ваша задача — хвалить его за качество и чистоту, за аккуратность и умение разобраться во всех деталях того, что он делает. То есть за те сильные стороны, которые в нем есть от природы и требуют развития. Вы просто увидите, как ваш ребенок будет наполняться радостью. Дайте ему чуть больше времени. Ведь сейчас он отрабатывает базовые навыки. А вы поощряете его за точность и правильность. Найдите нужные слова, чаще говорите ему о том, что он умница и молодец, все так красиво и правильно сделал. Уверяем вас, он получит от этого двойное удовольствие. А когда навык будет освоен, он сможет выполнять задания в нормальном темпе. В скором времени вы будете гордиться успехами сына, а учитель будет ставить его в пример.

Надо просто соединить внутренние и внешние силы. Не позволять внешним силам входить в противоречие с внутренним укладом психики вашего ребенка. Пусть он сам про себя знает, что да, он чуточку медлительный. Но зато он делает правильно и качественно. Если его торопят, он должен уже и сам за себя постоять. Иметь в своем запасе эти аргументы, которые ему озвучивает мама.

Для ребенка с анальным вектором мама имеет особенное значение . От ее мнения зависит все его поведение. Он не очень решителен и зависит от того, что скажет мама. Она для него святая, ее слово – высшая ценность. Ваше понимание особенностей его психики и верный подход к нему необходимы для сохранения чувства безопасности и защищенности – базового чувства, необходимого ребенку для развития.

Надо ли торопить медлительного ребенка?

Требовать от такого ребенка скорости в корне неверно. Вы не получите ни скорости, ни качества. Даже если он будет стараться, у него это не будет получаться. У него другой ритм работы – спокойный, вдумчивый, размеренный. Подгоняя, вы сбиваете его из этого ритма и вместо ускорения получаете ступор – он просто не способен действовать в некомфортных для него условиях спешки, у него буквально парализует мыслительную деятельность. В итоге он замедляется еще больше!

Исключением могут быть только дети, обладающие одновременно и кожным, и анальным вектором. Но подгоняя такого ребенка, вы будете стимулировать его кожный вектор, анальный же вектор не будет в этот момент развиваться, а потом у вас будут уже жалобы на неусидчивость ребенка и неспособность соблюдать порядок.

Так что в вашем случае учиться надо медленно и верно. Правильность и аккуратность — вот ваши союзники. А скорость всегда будет в ущерб качеству. Вы должны знать об этом сами и донести эту информацию до близких людей. Учителя также должны это знать.

Медлительный ребенок. Разговор с учителем

Вам необходимо занять позицию своего ребенка. И обязательно поговорить учителем. Подсказать преподавателю, что вашего сына надо хвалить за качество, аккуратность и точность. И, главное, не торопить, тогда он все освоит и не будет застревать. Делать из него спринтера ни в коем случае нельзя, это приведет к снижению качества и обидам. В итоге вместо отличника будет расти критикан и упрямец, в худшем случае он может и вовсе потерять интерес к учебе.

Разговаривайте с педагогом спокойно, вы оба хотите блага для ребенка. Ведь у учителя много детей в классе. А каждый родитель хочет индивидуального подхода. Но сотрудничество с родителями, которые знают особенности своего ребенка, помогает учителю. Тут важно искать взаимодействие, а не виноватых.

Одновременно четко покажите учителю вашу позицию, что вы на стороне ребенка и понимаете особенности его психики. И не будете вместе с учительницей переделывать его под общие стандарты.

Используя знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, родители и педагоги легко адаптируются под любые особенности ребенка, помогая им развить то лучшее, что в них заложено.

На тренинге Юрия Бурлана родители начинают понимать своего ребенка всем сердцем, а этого достаточно, чтобы вырастить из него творческую гармоничную личность, радостно с ним взаимодействовать и помогать преодолевать трудности в учебе.

Подробнее узнать о вашем золотом ребенке вы можете уже на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана: http://www.yburlan.ru/training/registration-deti

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Воспитание детей никогда не было делом легким. Потому что любой ребенок, хоть и маленький, но уже самостоятельный человечек. Он обладает своими индивидуальными чертами и особенностями. Родителям же в первую очередь хочется, чтобы детки слушались, выполняли указания, лишний раз не бегали, не прыгали, не ныли и много еще всяких «не…».

Попытки сделать ребенка послушным не приводят к положительному результату, . В некоторых тонкостях правильного общения с детьми мы сейчас и разберемся, чтобы из сорванцов, которые всегда ведут себя неугомонно, при этом упрямятся и частенько обижаются, научиться воспитанию детей дисциплинированных, способных на кропотливый труд и одновременно быстрое мышление.

Воспитание детей: штрихи к портрету

Он не любит сидеть на месте, обожает подвижные игры. Покричать, пошуметь, побегать и попрыгать – самые приятные занятия. Может быть усидчивым, но заставить заниматься кропотливым трудом почти невозможно. В этом случае, как правило, отлично действует поощрение. Торгуется в награде за выполнение просьбы.

Заслышав родительское указание, упирается, как упрямый бычок, и не сдвинется с места, пока не добьется за послушание маленького приза. Порой бывает послушным, стремясь помочь любимой маме, и расцветает, услышав в свой адрес похвалу. На невыполненное родителями общение дует губы; обделенный вниманием или подарками, сильно обижается.

Ссоры с родителями приводят к агрессивному поведению. Бросить в сердцах об пол игрушку или пойти и отыграться на соседской кошке ? Степень агрессии зависит от того, насколько глубоко закрепилась обида.

Воспитание детей, обладающих таким характером, задача на первый взгляд сложная. Но разобравшись во всех тонкостях, мы легко сделаем ее простой, а ребенка счастливым.

Воспитание детей: торопить нельзя подождать

Один из ключевых моментов, с которого начинаются все конфликты, это родительская привычка торопить ребенка, когда он выполняет какое-либо задание.

Убирай игрушки быстрее, мы уходим! Иди, одевайся.

Хватить ковыряться в тарелке, тебе пора уроки делать!

Ну что ты так долго обуваешься, опаздываем ведь…

Казалось бы, такой шустрый ребенок, как ваш, должен и со всем остальным справляться быстро. Но не тут-то было. Вместо этого он начинает спешить, суетиться и, понимая, что ни с чем не справляется, бросает дело на полпути, обидевшись на вас непонятно за что.

На самом деле очень понятно. Такой ребенок обладает двумя типами психики одновременно. Это быстрый кожный вектор и неторопливый анальный вектор. Их свойства совершенно не похожи одно на другое, поэтому возникает сильная путаница в поведении.

Кожный вектор проявляется в ребенке желанием к движению, повышенной активности. Это он не дает ему спокойно усидеть на месте. Анальный вектор наоборот склонен к медленному и тщательному выполнению дел, спокойным сидячим играм.

Ребенок только с кожным вектором подходит к делам с позиции быстроты выполнения и не обращает внимания на качество. Анальный вектор требует от своего обладателя тщательности в выполнении дела.

И если оба типа психики присутствуют в одном ребенке, родителям нужно понять, что когда они дают ему задание, то обязательно необходимо дать ребенку время на его выполнение.

Поэтому, торопить, дорогие родители, нельзя! Подождать пока ваш малыш выполнит одно поручение и только затем обращаться к нему со следующей просьбой, можно. Даже если просьба касается мелочи, не спешите ставить перед ребенком несколько задач одновременно. Иначе внутренняя спешка кожного вектора начнет тормозить свойства анального типа психики, которые могут справляться с заданиями только если человека не торопят.

Воспитание детей: плохие качества, развитые родителями

Человек с анальным вектором при правильном развитии вырастает перфекционистом, любое дело доводит до конца и без единой помарки. Способен он на это естественно только в том случае, если его никто в шею не гонит, а еще в детстве ему позволили спокойно совершенствовать свои свойства.

Защитные функции анального вектора – это ступор и упрямство. Они и гарантируют выполнение любого дела на отлично или невыполнение его вообще, то есть вводят человека в ступор, если его слишком сильно торопят. И задание, таким образом, остается невыполненным, потому что у него полностью пропадает желание что-либо делать. Вместо этого ребенок начинает упрямиться, потому что «быстрее» он просто не умеет.

Но раз наш ребенок обладает и неслабым желанием двигаться, значит, это значительно уменьшает его усидчивость и желание кропотливо трудиться над уроками, например. А частое поторапливание малыша и вовсе сводит к минимуму его природную усидчивость. В этом случае родители могут совершенно не догадываться, что их ребенок вообще способен много времени посвятить одному делу.

В итоге одно из главных качеств анального вектора, перфекционизм, в ребенке совершенно не развивается, а вместо него растет и крепнет на глазах упрямство. Упрямство неразлучно с обидами. Они зарождаются в ответ на все то же неправильное обращение.

Воспитание детей: чудесное превращение

Чтобы ребенок рос без обид и гармонично развивался во всех своих свойствах, нужно правильно ставить перед ним задачи и учитывать особенности обоих векторов.

Кожный вектор требует подвижности, у него логический склад ума. Интересы такого ребенка колеблются от всевозможных активных занятий, которые включают в себя любые виды спорта, до упражнений в быстроте ума, решения логических задач, нахождение интересных путей. Кожный ребенок на это отлично способен, потому что одна из его главных природных особенностей – поиск наиболее выгодных тропинок.

Таким образом, мы видим, что и , нужно лишь правильно подобрать занятие. А свойства анального вектора прибавляют ему еще больше усидчивости и умения анализировать задачи.

Главное в этот момент не срывать ребенка с места и не переключать его внимание на что-то другое. Потому что любящие новизну его кожные свойства тут же увлекаются новым, а старое оказывается забыто.

Старайтесь подбирать для ребенка игры и задания разной направленности, чтобы оба его вектора могли проявить себя. А поощрением будет, во-первых, похвала (она отлично стимулирует анальный вектор) и что-либо материальное (для кожного вектора).

Анальный вектор, если с ребенком обращаются соответственно его свойствам, делает малыша послушным и готовым выполнять поручения по первому требованию родителей.

Кожный вектор подталкивает к действию осознание выгоды, которую он получит, и дисциплина, к которой тем же способом и необходимо приучать. Не обязательно сулить только поощрения, необходимо использовать ограничения на игры, развлечения и так далее.

Если вы сумели разобраться с анальным упрямством, значит уже на полпути к послушанию. Ребенок не станет сопротивляться вашей просьбе просто так. А небольшой акцент на том, что впереди его ждет что-то желанное, прибавит скорости в выполнении дела.

Главная задача родителей в воспитании детей, которых можно охарактеризовать как послушных непосед (при правильном развитии, конечно) сделать так, чтобы в моменты стрессовых ситуаций, а их в жизни каждого человека всегда в избытке, они могли использовать свои врожденные свойства на благо, а не во вред себе.

Потому что обычная ситуация, в которую легко попадает анально-кожный человек, будь то взрослый иои ребенок – это ступор в моменты принятия быстрых решений и мельтешение и спешка в моменты, когда, наоборот, необходимо проявить усидчивость и делать все тщательно.

Чтобы этого не произошло, изучите сочетание кожного и анального вектора и развивайте ребенка гармонично в обоих направлениях.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана