Что делать, если ребенок стесняется? Застенчивый ребенок. Причины возникновения застенчивости

Себя неуверенно в присутствие посторонних людей, порой даже испытывая приступы паники. Также причиной застенчивости у может быть недостаток или вообще отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. В этом случае малыши пытаются скрыть свой страх и дискомфорт за развязным, чрезмерно активным и напористым поведением.

Основным способом, как борьбы, так и профилактики робости и застенчивости является формирование уверенности в себе. Создание благоприятной атмосферы в доме, ощущение заботы и тепла также помогут малышу не так бояться внешнего мира.

Лучшим способом для укрепления чувства уверенности в себе и своих силах – это выполнение трудных задач. Трудных, но выполнимых. Помогите своему чаду пройти все испытания и дойти до конца. Не ругайте его за совершенные ошибки, наоборот, вселите ему мысль о том, что все сделать правильно невозможно и что все ошибаются.

Никогда не ругайте его за личностные , а тем более не обсуждайте при ребенке с окружающими его проступки и оплошности, не высмеивайте его слабые стороны. Наоборот, найдите в малыше сильную строну и помогайте ему развить ее, чтобы она получила одобрительную оценку с внешней стороны.

Адекватная самооценка и чувство собственной значимости также никогда не позволят стать робким. Заниженная самооценка, чувство собственной незначительности и застенчивость тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Дети с низкой самооценкой более всего подвержены критике и очень долго ее переживают внутри себя, а ребенку должно быть комфортно наедине с самим собой.

Развитие активной жизненной позиции у детей обезопасит их всех проявлений робости и стеснительности. Бездействие порождает застенчивость. Нужно стараться изменить модель поведения у , а не его личность . Постарайтесь отгородить его от различных тревог и стрессов: одежда и прическа малыша не должны быть поводом для насмешек. Однако старайтесь избежать социальной изоляции: пусть имеет доступ к информации, чтобы он мог поддержать любую беседу.

Видео по теме

Полезный совет

Имея дело с застенчивым ребенком стоит избегать слов типа "тупой/глупый", "уродливый/страшный/страшненький", "криворукий/неумелый" и т.д.

Застенчивость как черта характера проявляется в возрасте от 4 до 7 лет. Иногда её уровень бывает настолько высок, что это негативно сказывается на последующей жизни ребенка.

Концентрируясь на физическом и умственном воспитании ребёнка, родители не думают о том, ребенку нужен также социальный рост. Дошкольное детство характеризуется особой эмоциональностью детей, которая может быть вызвана осознание ответственности за новые социальные роли.

Во-первых, застенчивость ребенка определяется его ожиданием оценки взрослого. Случайное высказывание воспитателя в детском саду, имеющее негативную окраску, может вылиться в заниженную самооценку ребёнка. Чтобы научить малыша меньше уделять внимания на категоричность взрослых, необходимо обучить его критичности мышления, а также адекватному анализу ситуации.

Во-вторых, ребёнка может постоянно преследовать ожидание неудачи. Данную ситуацию можно предотвратить с помощью многоразового проигрывания потенциально негативной ситуации. Делать это нужно в спокойной обстановке наедине с ребенком. Как вариант, проанализируйте с малышом людей, которые добиваются успеха в определённой сфере. Возможно дошкольник поставит его в пример и сможет побороть те качества, которые мешают следовать идеалу.

В-третьих, зачастую ребенок боится привлечь к себе внимание взрослого. Увидев это запомните, что в данной ситуации необходимо уделить больше времени для проработки диалогового общения. Существует множество методик для овладения данным навыком, начиная от вербальных упражнений, и заканчивая сюжетно-ролевыми играми.

В-четвертых, следует насторожиться, если ребенок не пускает никого в интимно-личностную зону. Её диаметр составляет примерно 100 сантиметров. Чтобы побороть это, займите ребёнка творческими видами деятельности. Лучше всего занять ребёнка танцами или подобными видами деятельности, в которых придётся непосредственно контактировать с людьми.

В-пятых, предоставьте ребёнку самостоятельность. Начните с простых дел, побудите его: самостоятельно застилать постель, одеваться, прибираться в комнате. Предъявите ребенку посильные для него требования. Когда малыш поймёт, что справляется со своими обязанностями, это даст ему веру в свои силы и уверенность в будущих начинаниях.

Симптомы застенчивости у детей разного возраста. Главные причины возникновения и современные способы решения данной проблемы. Роль родителей в развитии и лечении синдрома. Советы ребенку по избавлению от застенчивости.

Содержание статьи:

Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины развития застенчивости у детей


Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

  • Генетическая предрасположенность . На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.
  • Природные факторы . Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.
  • Социальная среда . В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.
  • Нарушение адаптации . Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции - к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
  • Соматическая патология . Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.
  • Неправильное воспитание . Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Основные симптомы застенчивости у ребенка


Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.

Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:

Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.

Как бороться с застенчивостью у ребенка

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость - это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.


Мама и папа - это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

  • Не ругать . Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.
  • Интересоваться личной жизнью . Дети в современном мире - это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.
  • Уметь слушать . Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.
  • Поддерживать . Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.
  • Стать примером . Дети - это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.
  • Поощрять . На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.


И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

  1. Быть уверенным . Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.
  2. Улыбаться . Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.
  3. Смотреть в глаза . Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.
  4. Активно вести диалог . Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.
  5. Посещать разные мероприятия . Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.
  6. Поиск хобби . Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.
  7. Бороться со страхами . Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.
  8. Принять застенчивость . Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.
  9. Воспользоваться помощью . Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.
  10. Заняться спортом . В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
Как преодолеть застенчивость у детей - смотрите на видео:


Застенчивость у ребенка - это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми - самый главный и полезный совет в данном случае.

Застенчивые дети могут быть очень способными, одаренными. Они любят рисовать, пишут стихи, легко осваивают компьютерную технику. Но их таланты, даже ярко выраженные, не раскрываются в полной мере из-за комплекса неуверенности в себе, из-за трудностей, которые они испытывают при общении со сверстниками и взрослыми. Вот и получается, что они уступают другим, возможно, менее способным, но более активным детям

Способов справиться с застенчивостью разработано немало. Мы отобрали лишь несколько. Что поможет именно вашему ребенку, сказать трудно. Но одно очевидно: начинать надо как можно раньше, пока застенчивость не стала устойчивой чертой характера и поведения.

1. Если между родителями и детьми нет душевного контакта, старшие слишком требовательны к ребенку или, наоборот, сверх меры опекают его, то вырастают либо агрессивные дети, протестующие против такого положения, либо покорные и робкие. Чаще всего робкие дети воспитываются в семьях, где мать властная, требовательная. Поэтому начинать надо с атмосферы в доме.

2. Не навешивайте на ребенка ярлык «стеснительный». Не называйте его тихоней. Не говорите соседям и гостям в присутствии ребенка, который прячется у вас за юбкой или за шкафом: «Он у нас боится чужих». Таким абазом вы как бы закладываете программу его дальнейшего поведения. Не разрешайте другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить его за робость.

3. Укрепляйте веру ребенка в себя («У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлен»). 3а неудачи поменьше ругайте. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача - сформировать у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

4. Дайте маленькому ребенку время привыкнуть к новой обстановке и людям. Смелые дети сразу включаются в игры, робким надо время, чтобы освоиться. Искусственно не торопите сближение детей. Сегодня не стал играть с незнакомыми детьми - завтра или через неделю включится в игру. Поощряйте совместные игры. В них ребенок учится контактировать с другими, отстаивать свои позиции.

5. Ходите с ребенком в гости и приглашайте к себе взрослых друзей и детей. Застенчивым детям, особенно девочкам, нравится опекать младших детей, играть с ними. Это помогает им чувствовать себя увереннее.

6. Интересуйтесь, как складываются у ребенка отношения с учителями и одноклассниками. Если у родителей налажен контакт с ребенком, он расскажет им сам о трудностях, с которыми сталкивается. Но, возможно, предпочтет не вмешивать в свои проблемы. Застенчивые дети, как правило, еще и скрытные. Так, мама Лены узнала, что группа мальчишек устроила травлю дочки, не от нее, а от матери ее одноклассницы, которой та рассказывает все, что происходит в школе.

7. Заранее обсуждайте ситуации, в которых ребенок может почувствовать себя неуверенно. С малышом можно разыгрывать сценки, где он помогает робкой зверюшке стать храброй. Если школьнику предстоит выступление на утреннике, хорошо отрепетируйте стихи, посоветуйте выбрать «самого доброго» зрителя и выступать как бы для него одного.

8. Робкие дети могут встречаться в семьях, где один из родителей тоже робкий. Расскажите ребенку о том, что вы тоже были застенчивы. Поделитесь воспоминаниями, что вы чувствовали при этом и как избавились от робости. Это помогает наладить контакт, стать ближе. Обсуждайте, как обратиться к незнакомому человеку с вопросом, просьбой, как познакомиться и продолжить знакомство. Можно использовать простенькие «домашние заготовки» на такие случаи. Взрослые знают, что лучший экспромт - это хорошо подготовленный. Скажите об этом ребенку. Застенчивому человеку особенно нужны «экспромты», подходящие на все случаи жизни. Подготовьте их вместе с ребенком. Подскажите, что, имея в запасе несколько коротеньких интересных историй, легко решить вопрос, о чем поговорить.

9. В преодолении застенчивости помогут советы психотерапевта и психолога В. Леви, которые он дает в книге «Искусство быть другим». В книге Т. Шишовой «Застенчивый невидимка» содержатся игры, рассчитанные на понижение тревожности детей 5-14 лет.

10. Если вы чувствуете, что ничего не получается, ребенок пытается избегать людей, обратитесь к детскому психологу. Знайте, что такая проблема не только у вашего ребенка. Профессионал может индивидуально поработать с ребенком или посоветовать, например, походить на тренинги, где в группах в непринужденной обстановке эти проблемы обсуждаются и даются конкретные советы, как повысить свою самооценку, научиться свободно общаться.

Застенчивость можно определить как склонность человека в присутствии других людей испытывать чувство неловкости и скованности, боязливости и нерешительности. Она начинает формироваться в дошкольном возрасте. Застенчивость, как и любое качество, имеет степени проявления. Она полезна, ведь она помогает нам соблюдать «рамки», контролировать себя. Дети тоже застенчивы в разной степени: один — только при первом контакте, другой — только со взрослыми, а третий — если нужно выступать перед «публикой». Но тотальные проявления застенчивости — уже серьезная помеха.

Помочь ребенку, не разобравшись в причинах возникновения застенчивости, будет невозможно. От чего же зависит, станет ли ребенок застенчивым или нет?

Причины застенчивости

Первая предпосылка застенчивости , внутренняя, — это темперамент, врожденные свойства работы нервной системы, неизменяемые, как цвет кожи или форма носа. Сейчас получены научные данные [Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.] о том, что застенчивость имеет физиологические предпосылки. Больше подвержены развитию застенчивости меланхолики — представители «слабого» типа темперамента, который характеризуется неуравновешенностью реакций, склонностью к «застреванию» на негативных переживаниях. Второй в «группе риска» — темперамент флегматичный, уравновешенный, сильный, но малоподвижный по скорости психических процессов. Опыт неуспешности переживается дольше и сильнее. А вот сангвиники и холерики бывают стеснительными реже.

Вторая предпосылка застенчивости , внешняя, — это стиль, в котором воспитывают ребенка. Иначе говоря, как родители общаются с ним, а также тот пример, который они подают ему, общаясь с другими. Именно в этом общении ребенок получает опыт неуспешности, снижается его самооценка и ощущение собственной значимости для окружающих.

Не менее важен опыт, который он получает — не только в семье, но и в социальном мире. Для чувствительного ребенка, внутренне предрасположенного к стеснительности, даже нескольких эпизодов неудачного общения может быть достаточно для закрепления позиции «лучше буду в стороне».

Застенчивость у детей

Застенчивых детей отличает повышенная чувствительность к оценке окружающих. Правда, вы уже где-то это слышали? Да-да, то же, что и с агрессивностью, и с обидчивостью! И снова общее: и в этом случае существует большой разрыв между тем, как ребенок оценивает себя, и тем, как, по его мнению, его оценивают окружающие. У застенчивых детей вполне высокая самооценка (а вовсе не заниженная, как принято думать). Но при этом им не хватает социальной смелости, и они боятся показать себя неумелыми или попасть в ситуацию, где будут выглядеть глупо. Им кажется, что окружающие постоянно их оценивают, но при этом хотят сохранить свое личностное пространство в неприкосновенности.

Важно то, что стеснительность — определенная защитная реакция. С этой точки зрения ее роль вполне позитивна: она не дает наступить «перегрузке», вовремя закрывая «клапан». Результат — ребенок отказывается от общения, которое для него более затратно, чем реакция избегания.

Мини-тест: Насколько застенчив Ваш ребенок

Прочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, то выберите тот вариант, который проявляется чаще.

  1. В ситуации общения с незнакомым человеком ребенок явно испытывает напряженность, робость, внешнюю неуверенность.
  2. В ситуации, когда внимание сконцентрировано на нем, он всеми силами старается переключить его с себя на что-то другое, уйти в тень.
  3. Про него можно сказать — «слова не вытянешь». Он может быть заинтересованным слушателем, но если нужно что-то сказать, молчит.
  4. В общении ребенок редко смотрит в глаза, чаще его взгляд упирается в пол.
  5. Про него можно сказать «несамостоятельный», «нерешительный», «не уверенный в себе».
  6. Он не идет на контакт по своей инициативе и уходит от контакта, если инициативу проявил кто-то другой.
  7. Волнуется настолько, что видны внешние признаки: потеет, краснеет, дрожит, горбится, движения и поза скованные.
  8. Для ребенка особенно трудны публичные выступления (даже ответы на уроке).
  9. Робость ребенка проявляется даже в играх со сверстниками, особенно в том случае, если его роль будет заметна.
  10. Для ребенка особенно сложно проявлять свои чувства и желания (или даже говорить о них).

Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема застенчивости. Вы можете помочь!

Как помочь ребенку побороть стеснительность?

Застенчивость — качество, над которым можно работать. С возрастом стеснительных людей становится все меньше, да и сами проявления застенчивости мягче и реже. Хотя, конечно, они не уходят совсем.

Но и в застенчивости есть потенциал! У этих людей небольшой, но очень крепкий круг общения. Они ценят каждого человека в нем, и для них на самом деле «дружба — понятие круглосуточное». Вступив в брак, они верны своему партнеру, стараются поддерживать и оберегать свой брак. И на работе они верны своей организации, основывая ее «костяк».

Таким образом, то, что могло мешать общению, становится как раз его основой! Но только в том случае, если сильные проявления застенчивости преодолены. А в этом вы вполне способны помочь.

1. Не навешивайте ярлык . Не спешите говорить «он застенчивый», особенно при ребенке. Он привыкнет думать о себе именно так, и изменить ситуацию будет непросто!

2. Позитивное самовосприятие и чувство значимости . Ребенок должен быть уверен, что очень важен для вас. Спрашивайте его мнение, советуйтесь, внимательно выслушивайте рассуждения.

3. Не отмахивайтесь от небольших достижений — рисунка или поделки, которую он принес вам показать, историй из жизни в саду и школе, где он чувствовал себя победителем.

4. Поддерживайте его самоуважение . Уважение родителей — основа самоуважения ребенка. Относитесь бережно и с почтением к нему самому и его желаниям, потребностям, чувствам.

5. Учите «отреагировать» обиды . Застенчивость поддерживается гнетом накопившихся обид. Если научить ребенка не хранить их внутри, многое изменится. Он должен знать, что вы всегда будете готовы его выслушать. А еще обиду можно нарисовать, вылепить, прокричать в подушку.

6. Учите его сотрудничеству с другими . Застенчивые люди не способны к сотрудничеству, а лишь к тому, чтобы «приклеиться». С самых малых лет учите ребенка договариваться с другими, находить общие решения, а не избегать общения.

7. Хвалите больше, критикуйте меньше . Основа крепкой самооценки закладывается путем позитивного подкрепления. Хвалите больше, отмечая самые небольшие достижения. Хвалите за действия, за активность. А вот критикуйте осторожно и не забывайте опираться при этом на его сильные качества.

8. Поощряйте активность . Дайте возможность ребенку действовать самостоятельно и принимать решения. Вы потом можете обсудить, была ли его стратегия удачна. Но позвольте ему получить опыт, пусть и негативный. Формируйте спокойное отношение к ошибкам: на них учатся и от них никто не застрахован.

Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно. Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе. Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!». Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта , если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого, вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников. Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни. И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему. Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими. Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия. То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения. А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми. В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия. Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!