Что должен уметь двухмесячный ребенок. Развитие ребенка во второй месяц жизни

Ваш малыш совсем недавно появился на свет. Прошло всего несколько месяцев, а он многому научился.

  • дарит окружающим лучистую улыбку в ответ на ваши слова или наклоненное лицо;
  • глазками задерживает в поле зрения перемещающийся предмет;
  • поворачивается к источнику звука, фиксирует его зрительно;
  • в ходе ответной коммуникации он демонстрирует активность и веселость;
  • лежа на животе старается удержать голову;
  • произносит звуки, в основном гласные;
  • может перевернуться с бока на спину

Двухмесячный младенец с каждым новым днем привыкает к окружающей обстановке. Мама хорошо понимает кроху. Она знает, отчего он плачет, пищит, как реагирует, если не наелся, если ему холодно или жарко. Новорожденный также обладает важным инструментом общения — улыбкой. Это уже не гримаски, которые были в первые сутки после появления на свет, а истинная улыбка, которую родители запомнят на всю жизнь.

Если выделять навыки ребенка в 2 месяца, то можно смело сказать, что кроха уверенно держит голову. На руках у мамы или папы, он воспринимает мир по-другому. Это вызывает огромнейший интерес. Поэтому дитя поворачивается направо и налево, изучая окружающий мир. Когда младенец услышит звук, он повернется чтобы увидеть, откуда он исходит. Особенно явная реакция на голоса родных людей. Он улыбается им в ответ.

Распорядок дня ребенка в 2 месяца должен формироваться из верного чередования отдыха, кормлений и фазы бодрствования. Эти периоды сменяются выполнением гигиенических процедур. Наблюдающий педиатр порекомендует вам соблюдать приблизительный распорядок дня. Но он всегда поддается изменению. Необходимо учитывать персональные особенности развития каждого грудничка. Ослабленные малыши часто спят подольше. Допускается идти навстречу чаду, проголодавшемуся раньше срока, покормите его, не соблюдайте все по минутам.

Аналогичным образом корректируется и период отдыха. Когда малыш капризничает, вы отмечаете, что он переутомился — уложите его пораньше. А когда кроха крепко спит — не будите, дайте ему еще чуток поспать. Когда в поведении ребенка наблюдаются некоторые изменения (например, он путает время суток, ночью активен, а днем спит), режим следует отрегулировать. Если не исправить ситуацию своевременно, ошибочное поведение войдет в привычку. А подобная организация режима будет некомфортной для других членов семьи.

У всех мам спит ребенок в 2 месяца по-разному. Общие особенности все-таки есть. Так, двухмесячный младенец совмещает сосание груди и сон. Частенько мама кормит малыша, а он закрывает глазки, тело его расслабляется, а дыхание ровное - можно уверенно сказать, что малыш заснул. Для маленького человечка это характерная ситуация. Не нужно ему мешать и стараться перестроить устоявшийся режим!

По мере взросления дочки или сыночка циклы сна будут продолжительнее, уверенность ребёнка в вашем отношении к нему закрепится, он будет долго спать у себя кроватке.

А пока малютке всего несколько месяцев мамочки жалуются, что он спит мало. Почему это происходит? Ему не хочется спать в одиночку. Либо у него просто короткий сон — от 20 до 40 минут. Не расстраивайтесь. Вам тоже непросто, ведь и вы сами отдыхаете совсем мало. Но это абсолютно нормальный отдых психологически крепкого малыша, находящегося на естественном вскармливании.

Нормы количества пищи для грудничков разработаны и действуют. Однако они носят необязательный характер. Все младенцы развиваются по-разному. Поэтому им требуется неравное количество пищи. Активные, подвижные малыши едят чаще и в больших количествах. Спокойные детки просят покушать реже, но за один раз могут съесть полторы разовой нормы.

Есть дети, которым необходимо меньше еды. Ведь даже у маленьких ребятишек, как и у взрослых, обмен веществ происходит по-разному. Не будем забывать и о том, что у всех отличная генетически заложенная комплекция. Однако если грудничок, которому несколько месяцев, ест много, мама и папа редко переживают. А вот в обратном случае, многие мамы начинают волноваться и искать у ребенка мнимые недуги.

Когда мама кормит грудью, она не должна волноваться о том, сколько молока высасывает малыш. Если он здоров, не нужно взвешивать его до и после еды для определения стандартной порции и увязки ее с нормальным значением. Мамы, не волнуйтесь, прикладывайте кроху к груди по требованию. Просто взвешивайте грудничка 1-2 раза в месяц. Вместе с педиатром вы сможете контролировать его вес, определить нормально ли он поправляется.

Вес ребенка в 2 месяца по данным Всемирной организации здравоохранения составляет в среднем 3900 — 7100 гр. Норма наименьшего веса мальчика составляет 4300 гр, а максимальное значение — 7100 гр. Нижняя планка веса девочки в двухмесячном возрасте 3900 гр, а верхняя — 6600 гр.

Норма в отечественной педиатрии несколько другая. Средний вес малыша в 2 месяца составляет 4200 — 6000 гр. Нормальный рост в среднем 52-62 см. В целом, не важно, вес младенца большой, малый либо средний до того времени, если его значение не значительно отличается от нормы, родителям не стоит переживать. Главное, чтобы у малыша присутствовал аппетит, и он активно просил кушать.

Купание ребенка в 2 месяца — это важная составляющая дневного распорядка. Соблюдать гигиенические нормы очень важно для нормального развития. Купать малютку нужно каждый день, приблизительно в одно и то же время. Соблюдайте режим. Чаще всего родители делают это в вечернее время. Во время купания кроху нужно поддерживать руками, чтобы он всласть наплескался в тёплой водичке, а потом прекрасно заснул. Можно использовать специальные приспособления для купания.

Обычно на одну процедуру уходит 15 – 20 минут. Комфортной считается температура воды от 37 C. С моющими средствами не стоит переусердствовать. Их можно использовать максимум один раз в неделю. К выбору шампуня, мыла – подходите очень ответственно, с предельной осторожностью.

Купания ребенка разрешается проводить с применением средств, изготовленных из натуральных компонентов. Лучше если это будут отвары ромашки или череды. Такие средства успокаивают, снимают раздражение и питают детскую кожу. При появлении высыпаний нужно срочно обратиться к специалисту.

Разрешите сразу же ответить на вопрос Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Ответ следующий: ребенок никому ничего не должен, поэтому сказать, что дети будут или не будут что-то делать в каком-то возрасте со 100-% точностью невозможно. Невозможно, в основном, по той причине, что развитие малыша может немного задерживаться или наоборот, опережать сверстников.

Тем не менее, существует практика наблюдения детишек по месяцам, которая и дает нам возможность рассуждать о том, что должен уметь средний ребенок в том или ином возрасте. Если кто-то сомневается в этом, то достаточно вспомнить возраст, в котором Эйнштейн начал разговаривать (4 года). Запоздалое развитие в дальнейшем более чем компенсировалось умственным развитием. Так что, давайте посмотрим на то, что может (именно может) делать малыш к исходу второго месяца.

Что может уметь ребенок в 2 месяца

1. Детки в 2 месяца уже во всю умеют улыбаться. Это не те мимолетные трогательные улыбки во сне в течение первого месяца жизни новорожденного. Это вполне осознанные реакции на родителей, ласковую речь, заигрывания. В идеале ребенок уже начинает не просто улыбаться, а даже немного смеяться, особенно во время игр со знакомыми взрослыми.

2. Ребенок начинает все больше и больше «говорить». Обычно в книгах это называется «гуление». Малыш произносит различные звуки «а», «о», «у». Некоторым родителям повезет услышать от любимого чада долгожданное «агу». Наш малыш произнес первое отчетливое «агу» спустя несколько дней после своего 2-х месяцелетия. Мне повезло это услышать – очень трогательно. Причем, сказал он это немного застенчиво, но я так обрадовался, что и малыш тоже поулыбался. Наверное, был рад доставить мне удовольствие

3. Ребенок почти перестает производить руками хаотичные «вскидывания» и начинает учиться управлять движениями рук. Он уже может намеренно дотронуться до своего лица. В идеале малыш может уже начать несмело протягивать руку к понравившейся игрушке.

4. Также в этом возрасте угол и поле зрения у детей сильно изменяется в сторону расширения. Если в более раннем возрасте малыш мог видеть четко на расстоянии в 20-30 см от лица, а остальное его и вовсе не интересовало, то теперь ребенок видит намного дальше и шире. Его начинает сильно интересовать многое из того, что его окружает и что он в состоянии увидеть.

5. Малыш уже в состоянии держать голову самостоятельно, причем не только в вертикальном положении, но и лежа на животе. Если положить ребенка на животик, то 2-х месячный малыш может быть способен поднять голову на длительное время, поворачивать ее из стороны в сторону. Причем это уже не просто подъем головы. Малыш способен приподнять верхнюю часть спины, упираясь на ручки и долго смотреть по сторонам.

6. Если ребенок хорошо развивается, то к этому возрасту он так может начинать переворачиваться на бочок со спины. А также изменять положение тела на поверхности. Наш малыш, например, научился разворачиваться на 90° на кровати, когда спит. Поэтому бывает сложно лечь рядом с ним, т.к. места остается довольно мало.

7. Если Вашего ребенка часто мучили боли в животике, то к исходу 2-го месяца количество приступов плача от колик (газиков) должно заметно поубавиться. Конечно, время от времени Вы можете услышать, как в животике у малыша бурлит и переливается, но количество истерик по этому поводу становится зримо меньше.

8. Также малыш в этом возрасте становится способен проводить все больше времени бодрствуя и не плача. Несомненно, здесь многое зависит и от темперамента младенца, и от того, как он себя чувствует, но малыш уже способен лежать и созерцать. Наш ребенок заходился в истерике весь первый месяц, как только его клали на спину. Даже купаться на спине не любит, сразу начинает плакать. Мы даже не могли положить его в детскую кроватку, если он не спал, т.к. тут же начинал кричать. А тут вдруг полюбил лежать в прогулочной коляске на кухне вместе с нами, когда мы едим. Лежит, смотрит на нас, двигает ручками и ножками. Даже может лежать и в кроватке, только один не любит долго оставаться, требует присутствия зрителей.

9. Малыш в возрасте 2-х месяцев должен уметь засунуть себе кулачок в ротик. Шутка, конечно, но это также очень важное умение. Ребенок осознанно сосет или исследует кулак с помощью рта. Наш малыш так успокаивается перед сном, если спать хочет, а заснуть не может. Очень громко чмокает кулачком, потом потихоньку засыпает.

10. Игры с погремушками уже научили его водить глазками за предметом. Теперь малыш способен довольно быстро поворачивать голову за предметом наблюдения или источником звука. Он, возможно, еще плохо ориентируется по невидимому источнику звука, не понимая, откуда он. Но видимый звук заставляет его, при желании, следить за ним.

11. Наверное, последние, о чем стоит написать, — это способность участвовать в играх со взрослыми. Если у малыша хорошее настроение и состояние, то он с радостью играет с мамой и папой. Как пример, наш малыш часто так играет. Если поцеловать его в щечку, он немедленно поворачивается другой щекой. Поцелуешь в другую, сразу же поворачивает первую. Может так играть довольно долго. Как кажется, он именно поворачивает щечку для поцелуя, а не потому, что ему не нравится. В противном случае он бы отстранялся. Играл так и со мной, и с мамой. Раньше такого не было.

Завершая статью, хочется еще раз сказать: каждый ребенок развивается по своему графику. Не следует делать поспешных выводов по поводу степени развития ребенка, если Ваш малыш не делает что-то из перечисленного. Но, несомненно, каждый день необходимо участвовать в его развитии. Возможно уже завтра он сделает что-то новое и прекрасное.

Время чтения: 5 минут

Каждая мама интересуется тем, что должен уметь ребенок в 2 месяца, ведь развитие и рост двухмесячного грудничка является центром внимания всей семьи. На протяжении первого года жизни очень быстро начинает развиваться эмоциональная, физическая и психическая составляющие личности младенца. Стремительный рост организма сочетается с приобретением все новых навыков.

Развитие ребёнка в 2 месяца жизни

Крошка после второго месяца жизни активно набирает вес, прибавка роста тоже существенная. Вот нормальные параметры здорового карапуза в этом возрасте:

Физическое

Малыш способен спать до ¾ всего времени. Все периоды бодрствования суммарно составят около 6 часов за сутки. Режим сна предполагает ночной отдых на протяжении 9-10 часов, из них 6 часов непрерывного сна. Кроха уже может различать ночь и день и предпочитает спать больше в темное время. С этого возраста малыш начинает самостоятельно держать головку вертикально, что свидетельствует о том, что шейные мышцы окрепли. Дитя должно уметь удерживать головку, когда лежит на животике, и при нахождении на руках столбиком.

По режиму питания при грудном вскармливании в двухмесячном возрасте новорожденный должен получать грудь по требованию. При искусственном питании перекармливание вредно, поэтому давать смесь нужно по расписанию. Купание следует проводить при комнатной температуре, используя простую теплую воду или с добавлением отвара трав. Моющие средства можно применять один раз за неделю.

Психическое

Малыш активно реагирует на все живое, что находится рядом. Кроха умеет наблюдать глазками за интересующим его объектом, ребенок способен выразить свой восторг радостными возгласами и активными движениями рук, ножек. Улыбаться – это то, что умеет ребенок в 2 месяца делать хорошо, развитие мимики происходит все большими темпами. Грудничок осознанно улыбается маме или самым близким.

Зрение

Если вы проследите, что должен уметь ребенок в 2 месяца в отношении зрительного восприятия, то увидите, что младенец уже приобрел способность фокусировать зрение на интересующих его предметах. Ребенок с живым интересом рассматривает что-то движущееся на расстоянии около 50 см, но если это слишком быстрые движения, он еще не сумеет удержать взгляд на предмете. Малыш уже умеет различать людей и предметы, начинает узнавать маму, оживляется при ее появлении. Ребенок любит останавливать взор на ярком предмете либо игрушке.

Слух

Реакция ребенка на звуки становится осознанной, кроха умеет прислушиваться и реагировать на шумы. Это то, что должен уметь ваш ребенок в 2 месяца делать без труда. Если вы хотите убедиться, то выйдите из поля зрения карапуза, затем потрясите погремушкой. Двухмесячные малыши поворачивают головку к источнику звука. Так можно проверить слух младенца. Двухмесячный кроха умеет различать голос матери. Интонации речи грудничку тоже уже понятны. Когда ребенок услышит крик или резкий звук, то проявит тревогу, испуг, возможно заплачет.

Рефлексы

Ослабленные рефлексы или их отсутствие может проявляться у недоношенных деток, перенесших асфиксию, имеющих пороки развития. Таким малышам необходим постоянный контроль педиатра либо других специалистов. Следующие рефлексы новорожденных сохраняются у здоровых двухмесячных малышей:

  • Рефлекс сосания – помогает крохе с первых мгновений жизни начать сосать материнскую грудь. Желание сосать у ребенка сохраняется несколько лет.
  • Поисковый – ребенок умеет искать пищу при прикосновении соска к уголку рта.
  • Автоматическая походка – кроха сделает несколько шажков, если ребенка поставить на ножки.
  • Ползание – если лежащему на животике ребенку под ступни подставить ладонь, дитя оттолкнется, как бы делая ползок.
  • Хватательный рефлекс – если вложить в детскую ручку погремушку или другую игрушку, то младенец крепко сожмет пальцы и станет удерживать игрушку в ладошке некоторое время.

Поведение ребенка в 2 месяца

Карапузы в 2 месяца активно начинают развиваться как в физическом плане, так и умственно. Гипертонус мышц конечностей постепенно проходит, взамен ему приходят попытки целенаправленных движений, когда ребенок пытается дотянуться до игрушки. Дитя начинает понимать, как можно применять свои движения. Малыш начинает концентрировать свой взор на ярких предметах, умеет что-то внимательно слушать.

Двигательная активность

К двухмесячному возрасту у ребенка появляется больше физических навыков. Лежа на груди, кроха должен приподнимать головку и плечики от поверхности. Карапуз умеет держаться так около минуты, – это то, что должен делать ребенок в 2 месяца. Данный факт подтверждает то, что мышцы спины и шейного отдела развиваются, крепнут. Кроме того, дитя может переворачиваться из положения лежа, на бочке на спину. Происходит снижение повышенного тонуса мышц, улучшается общая координация движений, проявляются направленные движения, когда малыш пытается достать интересующий его предмет.

Речевое развитие и общение

Развитие малыша в 2 месяца характеризуется склонностью к произношению гласных звуков и, а, о и др. Еще они издают звуки «гу», «га», «агу» и т.п., умеют произносить звуки лепета, гортанные звуки. Если мама поддерживает кроху, ведет диалог, ласково гладит дитя, то обязательно со стороны ребеночка это вызовет массу радостных эмоциональных реакций. Навыки ребенка в 2 месяца позволяют ему выражать свое настроение или разные эмоции через свой плач – испуг, голод либо мокрый памперс, скука.

Реакция на окружающий мир

Ребенок начинает осознанно интересоваться всем вокруг и реагировать на это. Основной перечень того, что должен уметь малыш в 2 месяца в отношении окружающего мира:

  • улыбаться;
  • удерживать погремушку внутри кулачка, понимать взаимосвязь между движениями руки и звуком погремушки;
  • начинать приподнимать голову, лежа на груди в кроватке;
  • тянуться к игрушкам;
  • умеет следить глазками за предметом.

Массаж и игры с ребенком в 2 месяца

С целью развития грудничков очень полезен массаж, занятия физическими упражнениями. В двухмесячном возрасте массаж может длиться 8 минут. Проводят процедуру следующим образом:

  1. Начните с поглаживания ножек. Сперва помассируйте бедра, голени, далее – ступни. Каждый пальчик необходимо растереть, размять. Стопу надо растереть и постучать по ее поверхности.
  2. Положить свои большие пальцы на детские ладони, и когда ребенок их зажмет, надо обхватить кисти и развести ему руки в стороны. При таких движениях ручками необходимо их немного потрясти, как бы вибрируя.
  3. Положив двухмесячного кроху на бок, нужно рукой гладить спину вдоль позвоночника, а другой рукой удерживать его ножки. Малыш будет то сгибать, то разгибать спинку.
  4. Далее ребенок должен отдохнуть, полежав на животике.
  5. Массаж живота, груди движениями по кругу
  6. Покачивание крохи на спинке в позе эмбриона.
  7. Выложите ребенка на животик, проведите упражнение по рефлекторному ползанию.

Не думайте, что карапуз в 2 месяца еще ничего не сообразит и не поймет. Ускорить темпы развития грудничка помогут следующие игры и упражнения:

  • рефлекторный захват предмета;
  • упражнение на то, откуда идет звук;
  • разговаривайте с новорожденным;
  • показывайте крошке картинки.

Видео

Еще совсем маленького ребенка, по сравнению , уже очевидна огромная . В первую очередь меняется его взгляд, он становится более сосредоточенным, осмысленным. Угол обзора и поле зрения ребенка расширяется, он активно интересуется тем, что он видит, рассматривает яркие игрушки и лица людей. Если водить перед его глазками игрушкой, ребенок концентрирует на ней взгляд и довольно быстро поворачивает голову вслед за вашими движениями. Также он может реагировать и на звук, поворачивая голову на звон погремушки.

Малыш уже умеет и даже смеяться, реагируя на голос мамы и игры с родителями. Он узнает любимых людей, встречая их улыбкой. В этом возрасте уже более развит и речевой аппарат, ребенок произносит звуки «а», «у», «о» и активно «гулит», когда взрослые с ним разговаривают.

Чем больше уделять внимания малышу, играть и разговаривать с ним, тем быстрее у него будут появляться новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Если малыш развивается должным образом, в он уже гораздо больше времени проводит, бодрствуя. Он сразу после кормления, а может полежать в кроватке, наблюдая за родителями и двигая ручками и ножками. Движения ребенка становятся более координированными, он перестает хаотично вскидывать руки, а начинает ими управлять: тянется к понравившейся игрушке, пытается потрогать интересующие его предметы, намеренно дотрагивается до своего личика. Если дать малышу игрушку, он может недолго удерживать ее в своих ручках.

Реакцией ребенка на резкий звук, яркий свет, боль, голод или другой раздражитель остается, как и прежде, плач. Но к этому времени родители уже могут различать его особенности, ведь плачет малыш всегда по-разному.

В 2 дети умеют контролировать шейные мышцы и гораздо лучше. Лежа на животе, ребенок может поднять голову и удерживать ее в вертикальном положении длительное время, наблюдая за взрослыми. Некоторые малыши в этом возрасте уверенно приподнимают верхнюю часть спины, упираются на ручки и по сторонам.

При хорошем физическом развитии ребенка, он может поворачиваться со спинки на бок и менять положение тела на поверхности, например, разворачиваться во сне.

У ребенка в 2 месяца активно развит сосательный рефлекс. Дети обычно осознанно сосут кулачок или несколько пальцев, успокаивая себя. Этот навык помогает малышам успокоиться и заснуть.

2 месяц развития ребенка ознаменован многими достижениями. В этот период жизни малыша совершенствуются органы осязания, слуха, зрения, вкусовые рецепторы. Вы сами удивитесь, как быстро малыш усваивает новые движения, овладевает новыми умениями.

Ребенок познает мир

Важно помочь малышу развить необходимые познавательные способности с помощью специальных игр и упражнений. Кроха умеет ненадолго фиксировать взгляд на интересующем его предмете. Для дальнейшего совершенствования зрительного восприятия важно научить его не только рассматривать предмет, но и следить взглядом за его перемещением.

Упражнение «Следим взглядом» . Покажите малышу яркую игрушку размером 15–20 см. Расстояние от предмета до уровня глаз должно быть не менее 40 см. Начинайте движение игрушки только тогда, когда убедитесь, что ребенок задержал на ней взгляд. Плавно перемещайте игрушку вправо-влево, вверх-вниз. Кроха учится провожать взглядом движущуюся игрушку, слегка поворачивает голову, чтобы расширить угол обзора.

Предмет нужно перемещать медленно и плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним. Вправо и влево игрушку перемещают на такое расстояние, при котором малыш сможет повернуть голову вслед за ней. Не беда, если кроха на первом занятии проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении: совсем скоро он будет следить за предметом, движущимся во всех направлениях и плоскостях.

Ручку погремушки небольших размеров можно вложить малышу в ладошку, тем самым развивая тактильные ощущения и хватательный навык. Постепенно ребенок учится удерживать погремушку довольно длительное время, подносит ее к лицу, рассматривает, касается язычком и губами.

Ближе к двум месяцам кроха различает не только основные цвета, но и их оттенки. Это отличное время для тренировки цветового восприятия. Ваша задача - обогащать ребенка цветовыми впечатлениями, продолжать формировать его зрительную и двигательную активность.

Карусель, карусель…

Удачное изобретение для развития зрительно-слуховых ощущений – музыкальная карусель (ее еще называют мобиле), которая крепится на кроватку и подвешивается над малышом так, чтобы он мог рассматривать игрушки. Такая карусель развивает навыки слежения за перемещением предметов по кругу, а также слуховое и зрительное сосредоточение. Малышучится слушать мелодии, различать и воспринимать цвета и форму.

Игра «Разноцветный мир». Для такой игры подойдут небольшие разноцветные резиновые или мягкие игрушки. Например, желтая уточка, зеленый мяч и т.д. – всего 4–5 игрушек. Демонстрируя игрушку, обязательно разговаривайте с малышом, привлекайте к ней его внимание. Показав игрушку, назовите ее цвет. Такая игра развивает память, зрительно-двигательную координацию и цветовое восприятие.

Игрушку нового цвета ребенок будет рассматривать дольше, чем уже знакомую. Важно не только показать малышу игрушку, но и дать возможность потрогать ее: самостоятельно он это сделать пока не может. Возьмите ручку ребенка в свою и проведите по игрушке или вложите игрушку в ручку. Такая игра способствует установлению взаимосвязи зрительных и тактильных ощущений.

Главное, что нужно для развития зрения и мыслительных способностей в этот период, – чтобы малыш отчетливо и без напряжения видел игрушку. Поэтому мелкие игрушки подносите на расстояние 40–50 см, крупные – 60–70 см.

Для развития слухового восприятия и сосредоточения пригодятся музыкальные игрушки, погремушки, пищалки, простые музыкальные инструменты. Показывая ребенку игрушку, «озвучьте» ее. Кроха замирает и прислушивается к доносящимся звукам, сравнивает полученные слуховые ощущения. Медленно отведите игрушку в одну сторону, в другую – дитя следит взглядом за ее перемещением.

Следующее упражнение совершенствует зрительно-слуховую координацию, помогает ребенку научиться различать и сравнивать неодинаковые тембры звучания.

Упражнение «Угадай, что звучит?» Для этой игры понадобятся две яркие погремушки или музыкальные игрушки с разным звучанием. Например, одна звучит глухо, другая – звонко (погремушка и колокольчик). Сначала покажите малышу одну игрушку, позвените ей. Отведите ее, например, вправо и снова позвените. Ребенок провожает взглядом звучащую игрушку. Затем вторую игрушку расположите слева от ребенка и позвените ею. Малыш пытается определить, откуда идет звук. Он сравнивает различные слуховые ощущения, поворачивает голову в сторону другого, отличного от первого звука, рассматривает вторую игрушку. Таким образом мы одновременно стимулируем совершенствование двух сфер ощущений ребенка – зрительную и слуховую.

Для обучения малыша умению реагировать на звучание, развития зрительно-ориентировочного восприятия можно использовать не игрушку, а собственный голос, на который, кстати, малыш реагирует более активно, с повышенным интересом.

Упражнение «Где моя мама?». Ненадолго выйдите из комнаты, в которой находится кроха. Вернувшись в помещение, не подходите сразу к ребенку, а позовите его по имени. Малыш замирает, пытается повернуть головку в вашу сторону и отыскать вас взглядом.

Слуховое сосредоточение и внимание полезно развивать с помощью чтения ребенку потешек, пестушек, коротеньких выразительных стихов, пения детских песенок.

Ладушки-ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать заставили,
А остынут–поедим
И воробушкам дадим.
Ши – полетели, на головку сели!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Киса, кисанька, коток,
Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать,
Приди детку качать.

Одновременно с развитием слуха можно совершенствовать сферу тактильных ощущений.

Упражнение «Веселая гимнастика» Во время проведения воздушных ванн, когда кроха лежит голенький, постарайтесь дать ему разнообразные ощущения: прикоснитесь к ручкам и ножкам, туловищу, животику разнофактурными предметами, например детской мочалкой, банной рукавичкой, мягким шариком-игрушкой, колючим резиновым мячиком. Естественно, поглаживания и прикосновения должны быть легкими и осторожными: так вы подарите ребенку новые ощущения от соприкосновения с разнообразными по фактуре поверхностями.

Время бодрствования ребенка еще очень мало. Кроха быстро устает, его внимание пока неустойчиво. Поэтому продолжительность развивающих занятий не должна превышать 4–5 минут.

В движении – жизнь

На втором месяце жизни движения ребенка становятся все более активными и разнообразными. Общение со взрослыми непременно вызывает у него не только радостную улыбку, но и двигательное оживление: кроха быстро и беспорядочно сучит ручками и ножками. Для ребенка это один из способов продлить контакт со взрослыми, своеобразное безречевое общение. Ласково разговаривая с малышом, улыбаясь ему, мы провоцируем ребенка энергично двигаться, а это уже является своеобразной зарядкой для маленького непоседы.

Важно выкладывать кроху на животик, способствовать тому, чтобы он поднимал головку, укрепляя мышцы шеи и спины, и держал ее в таком положении некоторое время (не менее 5 секунд). Для этого покажите малышу яркую игрушку, то перемещая ее ближе, то удаляя. Можно привлечь внимание звучащей игрушкой. Ребенок старается приподнять головку, чтобы посмотреть на интересующий предмет. Дайте ему возможность отдохнуть от этого упражнения, нежно поглаживая спинку в области лопаток.

Упражнение «Большое путешествие» Осторожно придерживая головку малыша, возьмите его на руки в вертикальное положение. Походите по квартире, обращая внимание ребенка на разные предметы интерьера: блестящую кухонную утварь, зеркало, комнатные растения, часы. Расскажите ему об этих предметах. Пусть кроха осваивает новые пространства пока с помощью близких, учится рассматривать и слушать. С помощью такого упражнения мы не только обогащаем мозг ребенка разнообразными впечатлениями, но и способствуем укреплению мышц спины и шеи, развиваем способность крохи удерживать головку.

Работу по тренировке мелкой моторики, т.е. тонкому движению пальцев рук, можно начинать уже сейчас. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик по отдельности, сгибайте и разгибайте его, массируйте «подушечки» круговыми движениями.

Следующая игра отлично развивает тактильную чувствительность ладоней и мышечное усилие пальцев рук.

Игра «Возьми – отдай» Вложите в ручку ребенка яркую атласную ленточку или деревянную палочку (например, стержень от пирамидки). Когда кроха рефлекторно сожмет кулачок, обхватив ленточку, слегка потяните за нее. Забрать предмет у малыша не так-то просто: он сожмет кулачок еще крепче, удерживая игрушку.

Отличным занятием для малыша являются упражнения на большом надувном мяче – фитболе. Положив кроху животом на мяч, осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, придерживая ребенка в области лопаток и ягодиц. Упражнения на мяче полезны для укрепления мускулатуры. Ритмичные покачивания с разной амплитудой тренируют также вестибулярный аппарат крохи, отвечающий за ощущения равновесия и движения. Впоследствии эти умения пригодятся малышу, когда он начнет осваивать ходьбу.

Учимся общаться

Известно что социальное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослыми (мамой, папой, старшими детьми и другими родными). В процессе такого взаимодействия происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. На протяжении второго месяца жизни малыш все чаще начинает отвечать на улыбку и обращенную к нему речь близких осознанной улыбкой. Такой двусторонний контакт со взрослыми способствует формированию у младенца привязанности к близким людям.

Упражнение «Страна эмоций» Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации голоса попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, обиду, гнев, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям голоса. Возможно, он даже скопирует выражение лица. А это значит, что он воспринимает и узнает изображение лица, радуется этой встрече, что, безусловно, способствует социально-эмоциональному развитию.

Вместе с тем на этом этапе возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека», например с куклой. Для показа подойдут 2–3 большие выразительные куклы (высотой от 30 см), изготовленные из разных материалов – пластиковые, тряпичные, резиновые и даже фарфоровые. Желательно, чтобы пропорции фигуры и черты лица были приближены к человеческим, а выражение кукольного личика было нейтральным или жизнерадостным.

Игра «Знакомимся с куклой» Покажите ребенку куклу, расскажите немного о ней: как ее зовут, какого цвета ее платье, покажите глазки, носик, ротик, части тела. Возьмите ручку малыша в свою и проведите ею по платьицу, волосам.

Можно подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать перчаточную куклу, надев ее на руку и «оживив».

Подходят также игрушки, передающие внешний облик животных или птиц, – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом).

На этом возрастном этапе происходит усвоение речи. Не забывайте, что дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах. Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других людей, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

Ответная реакция ребенка не заставит себя долго ждать: малыш будет отзываться на «своем» языке – оживленно двигать ручками и ножками, гукать, произносить простые отдельные звуки. Чаще всего на втором месяце это звуки и их сочетания: гласные «у», «а», «и», и согласные «г», «к», «х», а также их сочетания: «кх», «гх», «гу» и т.д.
Обратите внимание: когда вы общаетесь с крохой, он не только слушает, но и очень внимательно всматривается в ваше лицо, наблюдает за движением губ, изучает, а потом подражает вам. Поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не только слышал ваш голос, но и видел ваше лицо.

Малышам очень нравится ритмичная речь. Читайте крохе стихи, произведения детского фольклора (песенки, пестушки, потешки). Ребенок пока не понимает смысла стихов, но на яркие речевые интонации реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает также слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Важно произносить слова отчетливо, достаточно громко, стараясь выделять ударный слог, проговаривая все звуки, соблюдая интонацию.

Наблюдать за тем, как растет ваш малыш, участвовать в его развитии – что может быть приятнее для молодых родителей. Каждый день дитя учится чему-то новому, осваивает разнообразные движения, изучает окружающее пространство. Благодаря активному двустороннему взаимодействию каждый день будет непременно приносить новые открытия для малыша и его родителей.

Важные достижения второго месяца

К этому возрасту ребенок обычно обладает следующими умениями:

  • фиксирует взгляд на предметах;
  • поворачивает голову, отслеживая взглядом перемещение предметов;
  • предпочитает смотреть на новые предметы, рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров;
  • переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу;
  • замирает при появлении нового звука на фоне других;
  • увереннее держит голову, находясь в вертикальном положении;
  • лежа на животе, поднимает голову на 45° и держит ее не менее 5 секунд;
  • издает звуки, произносит отдельные звуки «а», «ы», «кх», «и» и др.;
  • узнает голос близких: оживляется, смотрит в их сторону, улыбается в ответ на вашу улыбку.