Худ эстетическое. Художественно – эстетическое воспитание дошкольников. Выводы по главе iii

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки - потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части - после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 - 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.


Юлия Тришина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству . Н. А. Ветлугина

Экономические и политические изменения в развитии нашего государства ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка , как духовно богатой, эстетически воспитанной Личности. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают все предпосылки для художественно- эстетического развития детей . В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития . Для этого следует особое внимание обратить на художественно -эстетическое воспитание детей уже с раннего возраста , причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно - эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество , эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Художественно -эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно - эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом : дети получают первые художественные впечатления , приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности , среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно - эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие , способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. А так как художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное , логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно-эстетическом развитии , для того чтобы он мог развиваться всесторонне . Для этого педагоги ДОУ должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира, помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка. Интегральный способ художественно - эстетического воспитания учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Художественно - эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях его деятельности, а это подтверждает морально-нравственную функцию художественно - эстетического воспитания. Поэтому только реализуя полноценное художественно - эстетическое воспитание и развитие ребенка , педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

В сложившейся ситуации с принятием нового ФГОС каждое ДОУ самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности на решение этой проблемы. Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, которая зависит от успешного решения многих воспитательных задач Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию художественно - эстетической культуры детей , уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств обучения, содружеству медицины, психологии и педагогики. Специфическое содержание художественно - эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы ДОУ, мы выделили следующие структурные компоненты эстетического воспитания :

Эстетическое образование , закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно - практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

Эстетическое самообразование и самовоспитание , ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Для успешного освоения программ по художественно -эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать весь педагогический процесс, который состоит из взаимосвязанных между собой следующих компонентов : развивающих , воспитательных, образовательных и практических . Ожидаемый результат всей работы заключается в расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей ) : его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей , формируется коллектив, их воображение и мышление , дети нескованные страхом перед неудачей или насмешкой, а раскрепощенные, развиваются познавательные и творческие способности ребенка, художественно -эстетическое мировоззрение.

Для получения ожидаемых результатов в нашем ДОУ создается система работы по художественно -эстетическому воспитанию, которая включает в себя :

Обновление содержания образования (выбор программ и технологий, специально организованное обучение) ;

Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды );

Организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями) ;

Координация работы с другими учреждениями и организациями ;

Создание условий для самостоятельной деятельности детей .

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ и конечно же родителей воспитанников ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования . Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Сам процесс художественно -эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанных звена : приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно -эстетическую деятельность, художественное образование . В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей , вариативность, систематичность и последовательность. При отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как :

· комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

· целостное развитие личности ребенка ;

· разнообразные методы , учитывающие потребности ребенка;

· игровая организация обучения, способствующая двигательной

активности детей ;

· актерские способности воспитателя, способствующие превращению

детей в действующих лицах .

Вся работа в нашем ДОУ учитывает изменения в ФГОС и строится на принципах личностно-ориентированной модели, которая обеспечивает эмоционально- психологическую защищенность ребенка, его доверие к миру, радость существования, формирование начал личности ребенка. Тактика общения педагогов ДОУ с детьми строится на сотрудничестве в трех направлениях : специально организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей ; самостоятельная деятельность детей Тактичная передача педагогами эстетических вкусов, отношений к окружающему миру, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей . Специфика эстетического общения с детьми строится на обмене личностными представлениями, переживаниями, оценками того или иного продукта художественной деятельности . Эстетика общения - манера поведения, облик и речь педагогов, вкусы, ассоциативные впечатления, глубина, оригинальность, аргументированность суждений соотносятся с собственными представлениями детей об идеале личности , о гармонии облика, убеждений, поведения человека.

В работе по художественно - эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия, так как воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Общим педагогическим условием развития художественно -эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности Оценка эффективности работы по художественно -эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы . Показателем результативности художественно - эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений . Сформированность этих качеств определяет высокую эстетическую культуру молодого человека и готовность творчески относиться к окружающей жизни, своему труду. Критерии эстетической воспитанности личности - это широта эстетической потребности, т. е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество эстетической потребности, которое выявляется в художественном вкусе и идеала ; активная творческая деятельность, как исполнительская, так и авторская, касающаяся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Выявление результатов художественно -эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус . Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития .

На основании вышесказанного сделать следующие выводы :

Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место в системе образовательно -воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом : ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет природа, труд, окружающая нас действительность : быт, семья, межличностные отношения, то есть все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно и это не случайно. Кроме того, художественная деятельность обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Для художественно -эстетической деятельности детей нам , педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Профессионализм и мастерство педагога во взаимодействиях с ребенком должно включать в себя : уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы, формирование позитивных взаимоотношений, направленных на формирование художественно -эстетическую деятельности детей

Проблема художественно -эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей. Новая модель дошкольного образования ориентируется на результаты, педагогический процесс данной модели включает целенаправленные, организованные взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ и семьи. Обеспечение процесса обучения программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является важным средством эстетического воспитания дошкольников . Опытные педагоги способны посредством художественно -эстетической деятельности воспитать подлинные эстетические качества личности : вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Специфическое содержание эстетического воспитания определяется как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

И если формы организации работы по данному вопросу разнообразны , то и результаты проявляются в различных видах деятельности. Так знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством

Литература.

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985

2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп : АСТ : Астрель, 2005.

3. Дошкольная педагогика , Под ред. В, И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

4. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986

5. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. – Самара : Бахрах, 1998.

6. Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста . / О. К. Ожерельева // Начальная школа. 2002. - №6.– с. 58-63.

7. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему : Эстетическое воспитание дошкольников / Е . М. Торшилова // Дошкольное воспитание . – 2001.-№9.

8. ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т . Фокина // Дошкольное воспитание . – 1999.-№1.-с. 35-38.

9. Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Уч. пособие для ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Изд. центр «Академия» , 2002.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский [К.Д. Ушинский, 1974, 117].

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование личности.

ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

ѕ усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;

2. Расширение сферы деятельности ребенка.

ѕ ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

ѕ формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

3. Интенсивное познавательное развитие.

ѕ происходит усвоение сенсорной культуры языка;

ѕ совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

ѕ развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;

ѕ происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 42]. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

ѕ овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

ѕ обогащение содержания творческой деятельности;

ѕ овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну. художественный эстетический воспитание творчество

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [Е.М. Торшилова, 2001, 26].

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Чувства, в том числе и художественно-эстетические - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

Раздел "Художественно-эстетическое воспитание" включает ознакомле­ние детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную де­ятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с вос­питательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для раз­вития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов худо­жественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эс­тетическому осмыслению действительности, искусства и собственного ху­дожественного творчества, формированию образных представлений, об­разного, ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного уч­реждения.

Организация выставок, концертов, оформление эстетической развива­ющей среды и др.

Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по раз­ным направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспи­тании между всеми возрастными группами детского сада и между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей. Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как

классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Первое направление - искусство, в том числе народное, включается в по­вседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так, на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительно­го искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление - искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объ-

ектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими созда­вать яркие образы действительности.

Третье направление - искусство используется в разных видах художест­венной деятельности, служит развитию детского художественного творче­ства. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ

Ознакомление детей с искусством требует специальной предваритель­ной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родите­лей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литерату­ры, справочников) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).

Чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра и чтобы в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки стали доброй традицией как ДОУ, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде са­мим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем - в доступной форме - рассказать детям о том, что такое портрет, картина, натюрморт, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитек­тор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. Детей необхо­димо спросить, бывали ли они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что они хотели бы узнать, где побывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой де­тей, задавая им вопросы: "Любят ли они рисовать? Какие названия цветов знают? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Виде­ли ли они кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?". И т.д.

Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознаком­лению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляют по сути подготовительный этап ознакомления с искусством.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учит­ся отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с нею, рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действитель­ность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста зна­комят с народной игрушкой, игрушкой-забавой из дерева (пирамидка, мат­решки, мисочки, богородская игрушка), дают малышам возможность дейст­вовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов - после 2 лет дома или в группе дет­ского сада - показывать кукольный театр, сначала при свете, а потом в полу­мраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разы­грывать мини-спектакли как по сказкам, так и на основе житейских ситуа-

ций. Постепенно к показу можно привлекать самих детей: они уже в состоя­нии оказать взрослому посильную помощь.

В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, ра­бот детей подготовительной к школе группы, т.е. начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театра.

В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную вы­ставку детских работ, организовать специальные помещения "Русская изба", "Комната отдыха", "Комната сказок" и т.д., где можно проводить инте­грированные занятия по ознакомлению с искусством (в них могут быть за­действованы разные виды искусства, средства выразительности, раскры­вающие заданную тему). Кроме того, в группе необходимо организовать уголок/зону искусства, где постоянно будут находиться различные произ­ведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоцио­нальное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д. Это требует от взрослого умелого руководства их действиями, чтобы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно орга­низовать игры в балет, кукольный театр и т.п., провести занятие с целью обо­гащения детских знаний в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей (допускается выход за рамки обозначенных в программе целей и задач).

Таким образом, ознакомление с искусством в ДОУ начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Цель художественного воспитания - эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи художественного воспитания - развитие художественного вос­приятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи ребенка; приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загад­ки, песенки-потешки, народные песни, танцы и хороводы), народными музы­кальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников.

Знакомство с народным искусством предполагает учет региона, в кото­ром расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и регионе. Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной к школе группах детей знако­мят с искусством народов мира.

Детям для восприятия и понимания наиболее доступны народная игруш-

ка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные иг­рушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хорово­ды, народные игры и т.д.

Занятия следует проводить с использованием всех видов народного ис­кусства. Хорошо обыгрывать рассказы о родной природе, животных, пока­зывать предметы народного быта, рассматривать народный костюм. Во вре­мя лепки или плетения можно предложить детям петь народные песни. Не­обходимо активно использовать народные игры.

На занятии по ознакомлению с народным искусством во второй его ча­сти - после рассказа и показа - взрослый предоставляет детям возмож­ность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм (сарафан, рубашка) в соответствии с особенностями какого-либо промысла (гжель, хохлома, городец), регионального искусст­ва. Можно вместе с детьми заняться изготовлением подарков родным, друзьям и расписать их.

В старшей и подготовительной к школе группах детям читают произведе­ния зарубежных авторов, поэтому целесообразно познакомить их с обычая­ми, народной культуры разных стран; вместе с тем формирование основ худо­жественно-эстетической культуры предполагает знакомство детей прежде всего с культурой родного народа: его традициями, бытом, костюмом. Это на­правление работы занимает значительное место в старшей и подготовитель­ной к школе группах: дети участвуют в фольклорных праздниках, учатся иг­рать на народных инструментах, осваивают народные танцы и пляски.

Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно переходить к знакомству с профессиональным искусством: историей появ­ления и развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанра­ми. Эта работа должна опираться на знания и умения детей, полученные ими в процессе знакомства с природой, окружающей действительностью, худо­жественной литературой и т.д., потому что любой творец - так или иначе -создает в своих произведениях образы действительности.

Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает живой интерес, развивает их чувства, эмоции.

На занятиях воспитатель вместе с детьми рассматривает произведения живописи, проводит беседы об основных изобразительных (карандаши, краски) и выразительных средствах (цвет, форма, величина, пространство). Для рассматривания подбирают произведения живописи, созданные в реа­листической манере. Их можно объединить по темам: "Дерево", "Роща", "Осень", "Зима" и т.п. Чтобы сделать процесс их восприятия более ярким и эмоциональным, его надо сопровождать чтением стихов и прозаических произведений, прослушиванием отрывков из музыкальных произведений.

По каждому виду искусства необходимо провести несколько мини-заня­тий, занятий-ситуаций. Детей постепенно подводят к выводу: одно и то же явление может быть по-разному изображено разными авторами и в разных видах искусства. С этой целью и проводятся интегрированные занятия по разным темам (например,"Елка", "Осень", "Весна", "Цветы" и т.д.) с использо-


ванием произведений разных видов искусства (литература, музыка, жи­вопись). Цель этих занятий - показать, что каждый вид искусства имеет свои средства передачи (слово, звук, цвет и пространство).

Чем старше дети, тем более подробно следует анализировать произведе­ния искусства, расширять их число, знакомить с новыми художниками, учить сравнивать произведения разных художников, выделять из них уже знакомые.

Детей знакомят с книжной графикой, с разными художниками-иллюст­раторами, постепенно углубляя их знания о книге, о библиотеке. Важно, чтобы дети знали не только художников-классиков (Билибин, Конашевич, Пахомов, Рачев и др.), но и современных художников (Зотов, Митурич, Ток­маков и др.). Естественно, не следует забывать о региональных художниках, музыкантах, мастерах народного искусства.

Дошкольников следует знакомить с различными творческими професси­ями, такими, как архитектор, композитор, актер, певец, артист цирка, поэт, писатель и т.д. Эту работу строят так.

Детям рассказывают об особенностях профессии, дают ее название (на­пример, архитектор), объясняют основные функции (создает проекты зда­ний, мостов), называют действие (чертит, рассчитывает), показывают пред­меты, которые помогают в работе (карандаш, бумага, циркуль и т.д.).

Детей целесообразно познакомить с историей появления музыкальных инструментов, карандаша, красок и т.п., подчеркнуть значимость всех твор­ческих профессий для людей: их произведения приносят радость и удоволь­ствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие чувства. Созданное художниками, музыкантами, писателями и т.д. нужно беречь, чтобы передать следующим поколениям.

Воспитатель подводит детей к пониманию назначения библиотеки, му­зея, театра, знакомит с правилами поведения в них. Эту работу необходимо проводить совместно с семьей.

Так, работа по теме "Кукольный театр" осуществляется следующим образом.

1. Показ кукольного театра в группе (при свете и в полутьме).

2. Рассматривание атрибутов кукольного театра.

3. Беседа о кукольном театре, рассказ о правилах поведения.

4. Драматизация сказок.

5. Чтение детям произведения А. Толстого "Золотой ключик, или Приклю-
чения Буратино".

6. Посещение театра.

7. Обсуждение с детьми спектакля.

8. Рисование на тему спектакля.

Перед посещением выставки желательно организовать какую-либо выстав­ку в дошкольном учреждении и провести экскурсию, назвать ее тему, предло­жить детям рассказать, какие экспонаты (предметы, картины) на ней представ­лены, кто их автор и т.п.

К первому посещению музея детей необходимо готовить. Целесообразно провести его после того, как дети побывают в театре, или на выставке, или в цирке. Это позволит воспитателю более четко определить назначение му­зея, объяснить правила поведения в нем, подчеркнуть роль экскурсовода.

У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания о разных ви-

дах искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и литературу; знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют представле­ния о театре (драматический, музыкальный), балете (спектакль без слов, му­зыка, движение, жест), кино- и мультфильмах (посещение кинотеатра).

Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобщение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и учреж­дениям культуры (музей, театр, цирк, выставка).

Можно проводить специальные занятия по ознакомлению с искусством. Эту работу можно включать в занятия по изобразительной и музыкальной де­ятельности, знакомству с литературой и развитию речи. Доступные детям све­дения об искусстве обязательно должны закрепляться в мини-ситуациях, иг­рах и самостоятельной творческой деятельности как на занятиях, так и вне их.

Можно познакомить детей с понятиями "шедевр", "памятник культуры", расширить их познания в архитектуре, познакомить со спецификой храмо­вой архитектуры, средствами украшения зданий, участка (интерьер, ланд­шафт), рассказать о работе дизайнера.

Особый интерес у детей вызывает художественная фотография - в до­школьном учреждении целесообразно устраивать выставки фотографий "Мой друг", "Я в детском саду" и т.д.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей искусства. В дидактических играх закрепляют знания о поэтах и писателях, художни­ках, композиторах ("Узнай по узору","Кому это нужно", "Угадай и назови", "Чудесный домик" и т.п.). Например, игру "Чудесный домик" организуют так. Изготовляют домик с четырьмя окошками. Сзади делают вставки с изобра­жением предметов, игрушек, героев произведений - так, чтобы они были видны в окошко. Ребенку нужно назвать кто (что) изображен в каждом окошке, а затем выполнить задание: спеть песенку.

Дети ныне приходят в детский сад в 3, 5 и даже в б лет. Это необходимо предусматривать в работе: объем знаний, полученных в младших и средней группах, должен быть обобщен и повторен в старшей группе.

Занятия по ознакомлению с искусством не имеют строгой структуры. Прежде всего они не должны быть длительными: 12-15 минут, не более. В заня­тие обязательно включается беседа (а не лекция), т.е. рассказ воспитателя дол­жен сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рас­сказ должен иллюстрироваться показом предметов, репродукций и т.п., специ­ально подобранных для занятия. Восприятие и понимание материала облегча­ются, если на занятии используются художественная литература и музыка.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие позиции.

Общее знакомство с видом искусства (что такое музыка, литература, ар­хитектура и т.д.; показ, слушание произведений или исполнение их взрос­лым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).

Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства (о его выдающихся представителях, о творческих профессиях).

Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания обра­за, их показ (выделение средств выразительности).

Показ произведений данного вида искусства (формирование представ-


Знакомство с произведениями разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства (сравнение средств выразительности, используемых разными авторами; показ многообразия изображений предмета или явле­ния в данном виде искусства, концентрация внимания на сходстве и разли­чии произведений).

Сравнение разных произведений искусства, выделение особенностей изображения предметов/явлений в разных видах искусства.

Подведение детей к выделению произведений искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения (библиотека, музей, те­атр) и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его ви­дов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искус­стве детей учат сравнивать произведения одного и разных жанров, а также про­изведения разных видов искусства. Завершается работа формированием поня­тия "искусство" как отражения окружающего мира в художественных образах.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.

На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что "дома такой еще нет", "потому что здесь лодка, можно покататься", "потому что яблоко, оно вкусное").

На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.

На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:

  • – организация восприятия ребенка;
  • – организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
  • – профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
  • – интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.

Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, "вести за собой развитие". В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.

Методологические основы эстетического воспитания представлены на рис. 23.

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.

С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.

Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

  • – на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
  • – формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);

Рис. 23.

  • – освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и навыки вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь);
  • – развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. В качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все остальные, по мнению Н. А. Ветлугиной, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника. "Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее", – писала она.

Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются эмоциональный отклик детей па доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в носильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться па следующих принципах:

  • эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
  • принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;
  • детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания , форм и методов организации детской художественной деятельности;
  • интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественноречевой, театрально-игровой);
  • художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учит понимать прекрасное в жизни;
  • принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных пародов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;
  • индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании , основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.;
  • преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

  • эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;
  • природа : она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
  • искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
  • окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";
  • самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
  • разнообразные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
  • разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";
  • физические упражнения и элементы спортивных игр.

В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия;

– важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

H. А. Ветлугина праздники и детские игры относила также к формам организации эстетического воспитания детей в ДОУ. Она отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.

  • 1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит "сдвиг мотива на цель". Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует "каракули" и "рисунки-схемы". Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
  • 2. Занятия. Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

  • 3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых , персональных или коллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
  • 4. Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
  • 5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или "посиделки" (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий , в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

По мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников , которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.

Первой формой вышеназванные педагоги называют "затейничество ", в основе которого лежит игровая идея, "затея", соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете.

Вторая форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности , демонстрирующий таланты, индивидуальные возможности юных артистов.

Третья форма – театрализованное представление , в основе которого – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как повторение выученного, а как поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ.

И наконец, четвертая форма организации праздников, по мнению авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типичных из них (Масленица, Рождество, Святки, Осенины) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, но мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, являются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и искусствоведами (Г. М. Науменко, Н. Шангиной и др.).

Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.

  • 1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
  • 2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
  • 3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности). Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования – механизм обучения детей.

Такая же специфика использования методов развития художественной деятельности существует и в методике развития изобразительной деятельности детей. В частности, она связана с интеграцией вышеперечисленных методов воспитания с методами обучения детей. Так, применительно к изобразительной деятельности традиционно используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, практические и игровые, словесные (вербальные).