Интеллектуальное развитие 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

К десяти месяцам малыш заметно подрастает, у него появляются новые возможности и желания. Как играть с малышом такого возраста, чтобы он гармонично развивался? Развивающие игры для детей 10 месяцев должны иметь основной задачей освоение навыков ходьбы, изучение окружающего пространства, развитие мелкой моторики и речи. Малыш успешно имитирует движения взрослых, может повторять действия, которые ему продемонстрированы. На этом и должны строиться все игры с ним.

Какие игрушки выбрать?

Развивающие игры для детей 10 месяцев немыслимы без самих игрушек. В первую очередь малышей в этом возрасте интересуют игрушки на колесиках, причем речь идет как о ярких пластиковых зверях на веревочке, так и о машинках. Даже собственная коляска теперь используется малышом как игрушка. Во время прогулки он пытается катить ее, одновременно делая коляску и своей опорой.

Это научит малыша координировать движения, почувствовать себя взрослым. Если ему нравится игра с собственной коляской, обязательно приобретите коляску игрушечную.

У ребенка десяти месяцев обязательно должен быть мяч. Выбирайте игрушку среднего диаметра, яркую и привлекающую внимание. Купить необходимо и кубики, лучше выбрать неокрашенные деревянные или пластиковые модели. В первую очередь думайте о безопасности ребенка - в этом возрасте они все пробуют на вкус.

Отличными развивающими играми для детей 10 месяцев служат пластиковые бутылки, кухонная утварь - любой предмет ребенок превратит в игрушку!

Занятия с малышом 9-11 месяцев - это игра. Только во время игры дети получают новые знания, навыки и развиваются соответственно возрасту. Подходить к организации игр стоит серьезно. О чем же важно помнить?

  • Развивающие игры для детей 10 месяцев можно проводить где угодно: в гостиной, спальне, ванной комнате, кухне, площадке. Чем разнообразнее места для игр, тем лучше.
  • Если ребенок еще не предпринимает попыток ходить, не нужно его заставлять. Возможно, его опорно-двигательный аппарат еще не готов к этому сложному действию.
  • Во время игр на кухне будьте особо бдительны, следите за тем, чтоб ребенок не приближался к плите, электроприборам или горячей посуде.
  • Не играйте с острыми или очень мелкими предметами.
  • Разносторонне развиваться малышу помогут игры с разными членами семьи. Ведь даже одна и та же игра, проведенная разными людьми, влияет на развитие иначе.
  • Покупая дорогие и красочные игрушки, не забывайте о главном - никакой предмет не может заменить тепла от общения с мамой и папой. Больше общайтесь со своими детьми!
  • Активные игры проводите в первой половине дня, вечером лучше осваивать тихие и спокойные занятия, чтоб не перевозбудить ребенка.

Игры с мячом в 9-11 месяцев

Развивающие игры для детей 10-11 месяцев не стоит затягивать. Хоть для малыша это и увлекательное веселое занятие, устает он еще очень быстро.

Чаще всего к 10 месяцам дети уже знакомы с такой игрушкой, как мяч. Пришло время усложнить занятия с ним. Как мяч может помочь в развитии, как им играть до года?

  • Можно катать мяч по комнате, мотивируя малыша догонять его.
  • Можно спрятать мяч и помогать малышу его искать.
  • Можно сесть напротив друг друга и катать мяч.

Такие игры помогают физическому развитию, стимулируют координацию движений, помогают ребенку понять, как двигаются предметы в пространстве.

В магазинах можно найти мячи со смещенным центром тяжести, такая игрушка не укатится слишком далеко и поможет получить большее удовлетворение от игры с ней.

Игры с кубиками в 10 месяцев

Еще до года малыш может научиться различать основные цвета, а помогут ему в этом развивающие игры для детей 10 месяцев. Дома обязательно должны быть кубики. Строя башню и проговаривая цвета кубиков, вы стимулируете малыша к запоминанию их. Особенно любят малыши до года смотреть, как родитель строит башню, а затем весело ее разрушать.

Кубики могут быть не только приобретенными в магазине. Из картонных коробочек вы можете сделать их самостоятельно. Развивающие игры для детей 10 месяцев своими руками делать совсем не сложно. Просто оклейте картонные кубики бумагой разного цвета, а в один из них поместите колокольчик. Очень скоро малыш станет различать среди других цвет кубика, который весело звенит при потряхивании.

Простые игры с кубиками научат малыша различать основные цвета. Приготовьте специальную коробку для складывания в нее кубиков. Пусть малыш укладывает и вытряхивает из нее игрушки. Можно стимулировать его вопросами «Где синий кубик?», «Где желтый кубик?». Конечно, ребенок 10 месяцев не сможет назвать цвета, но очень скоро он сможет показать на нужный предмет пальчиком.

Развивающие игрушки

В магазинах сейчас есть огромный выбор специальных развивающих игрушек для детей любого возраста. В 10 месяцев пришло время игр с различными сортерами, пирамидками, карточками с животными, овощами и фруктами. Главное условие - игрушка не должна быть слишком сложной! Для малыша до года достаточно 4 колец пирамидки, 3 отверстий сортера. Карточки должны быть крупными и красочными. Не затягивайте игры по времени. В день достаточно показывать по паре карточек. Важно не только показать животное, но и назвать его, сымитировать его звуки.

Развивающие игры для детей 9-10 месяцев обязательно должны включать рассматривание и чтение книг по возрасту.

Выбирайте книги с крупными иллюстрациями и плотными страницами, которые сложно порвать. Интересны книжки для ванной: они выполнены из специального материала и помогают сделать купание более насыщенным.

Игры с подручными средствами

Не каждый родитель может покупать своему чаду много дорогих игрушек. Хорошо, что это совсем не обязательно! Увлечь и развить ребенка до года вполне можно при помощи привычных подручных средств, которые есть в каждом доме. Особенно увлеченно дети играют с маминой бижутерией. Малыш может внимательно рассмотреть каждый предмет из шкатулки, потрогать его, а затем попытаться надеть на себя или взрослого. Особенно хороши в этом плане бусы и браслеты. Следите внимательно за ходом игры, чтоб малыш не разорвал бусы и не проглотил мелкую деталь.

Очень интересна игра под названием «Уборка».

Рассыпьте на пол катушки от ниток, клубки и другие предметы и покажите малышу, как можно их собирать в тазик. Он с удовольствием станет повторять действия за взрослым. Это приучит его к порядку и разовьет физические данные.

Когда вы готовите обед, малыш может занять себя изучением посуды. Так интересно слушать, как ложка гремит об бока кастрюли!

Игры-«узнавалки»

Помогают освоить основные навыки и умения развивающие игры для детей 10 месяцев. Комаровский (известный педиатр) поддерживает все вышеперечисленные игры. Но не менее полезными оказываются и так называемые игры-«узнавалки». Что это за занятия?

  • Читая сказку или потешку, указывайте пальцем на называемого героя, скоро и малыш запомнит его.
  • Во время (купания, одевания, кормления) проговаривайте свои действия, называйте части тела малыша. Вскоре он сможет показать, где у него носик, ушки, ручки и так далее.
  • Включайте ребенку песенки и классическую музыку. Сопровождайте звучание жестами, мимикой, малыш будет повторять за вами.

Освоение окружающего пространства

Любящие родители наверняка играли с младенцем в игры на поиск издаваемого звука. Игры ребенком пора усложнить. Можно включить музыку на небольшом устройстве и спрятать его. Поиск звука очень нравится детям.

Развивающие игры для детей 10 месяцев на улице незаменимы для освоения ими окружающего пространства. Важно поощрять исследовательскую деятельность, не запрещать ребенку собирать различные палочки, камни, листья и шишки. Если вы нашли что-то новое, покажите это ребенку, издав удивленный возглас. Рассмотрите находки дома в спокойной обстановке, расскажите малышу об их цвете и форме. Основы любознательности важно заложить уже сейчас, в дальнейшем развитии это очень важно!

Игры для развития ножек

Многие десятимесячные малыши уже неплохо держатся на ногах. Для того чтобы ножки лучше слушались, можно провести игру «Бег с препятствиями». В коридоре поставьте на расстоянии друг от друга детали конструктора и предлагайте малышу пройти, поднимая ноги над игрушками. Также дети любят повторять различные физические упражнения за мамой и папой, особенно если это сопровождается веселой музыкой или песенкой! Можно выложить на полу дорожку из книжек и предложить по ней погулять.

Игры на развитие мелкой моторики

Ничто не поможет в развитии мелкой моторики, как развивающие игры для детей 10 месяцев дома. Игрушки станут отличными помощниками в этом деле. Что можно придумать дома?

Игры на развитие интеллекта малыша

Развивать интеллект ребенка вполне можно, начиная с 9-10-месячного возраста.

Нехитрые игры и упражнения помогут родителям справиться с задачей.

  • Положите перед ребенком носок, перчатку, варежку, ботинок. Дайте в руку второй предмет и помогите отыскать пару. В первый раз игра должна состоять из двух пар предметов, постепенно усложняйте ее.
  • Возьмите погремушку, спойте песенку и отбейте инструментом такт. Предложите малышу повторить действия за вами. отлично стимулирует развитие речи. Вечером слушайте спокойные мелодии, до обеда - бодрые и веселые.
  • Положите перед ребенком карточки животных, перевернутые вверх ногами. Стимулируйте малыша изменить их положение на правильное.

Десятимесячный малыш с интересом впитывает все, что происходит вокруг него. Это удивительный возраст! Проводите время с пользой, общайтесь и играйте с ребенком, помогая ему познавать мир.

Развитие ребенка в 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители. Они должны знать, как правильно за ним ухаживать.

10 месяцев – прекрасный возраст для малыша.

Он активно развивается, не устает изучать окружающий его мир, почти ежедневно обзаводится новыми знаниями и умениями.

Развитие ребенка 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители, а значит, они должны знать, как правильно ухаживать за своим сокровищем и как обучать его чему-то новому, не переутомляя ребенка при этом.

Воспитывать ребенка (особенно, если речь идет о первенце) невероятно сложно и без посторонней помощи обойтись практически невозможно.

Но как быть, если приходиться полагаться лишь на собственные силы?

Искать информацию, которая поможет вам правильно ухаживать за малышом и способствовать его развитию.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

До 9 месяцев вы наблюдали, как ваш малыш стремительно набирал вес, вытягивался в росте, как увеличивались размеры его грудной клетки и головы.

Начиная с 10 месяцев, параметры ребенка меняются не так явно, хотя он и продолжает расти:

Да, ежемесячные изменения тела ребенка (рост и вес) стали не столь заметными, зато своим телом малыш начинает управлять гораздо лучше.

Его координация движений, ориентация в пространстве все больше напоминает взрослого.

Еще одна особенность физиологического развития ребенка в 10 месяцев – рост зубов.

Многие детки такого возраста могут похвастаться наличием уже 6 зубиков, что влияет на систему их питания.

Психологическое развитие ребенка 10 месяцев


У большинства детей именно в 10 месяцев впервые появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Интеллект малыша будет развиваться гораздо лучше, если он будет совершать как можно больше скоординированных действий своими руками и телом.

Родители должны помогать ему в этом.

Проследите за тем, какой рукой ребенок совершает больше действий, так вы поймете левшой или правшой станет ваш малыш.

10 месяцев нелегкий период для родителей, потому что энергия малыша и его желание осваивать этот мир выплескивает через край и к концу дня мамы и папы могут просто валиться с ног от усталости.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев тоже не замирает на месте.

Малыш прекрасно понимает настроение окружающих, анализируя интонацию, с которой они обращаются к нему.

На ваше недовольство или плохое настроение он может ответить плачем, тогда как на похвалу или шутку расплывется в улыбке.

Родители могут прививать дитятке новые эмоции, например, умение сочувствовать и жалеть.

Если ребенок случайно (или намеренно) стукнул вас по голове, то покажите, что вам больно, и попросите пожалеть вас, погладив по ушибленному месту.

Развитие ребенка в 10 месяцев: что умеет малыш?

Если физиологическое развитие десятимесячных малышей замедляется, то в освоении новых знаний, умений и навыков им просто нет равных.

Они постоянно учатся и получают новый опыт путем проб и ошибок.

Не препятствуйте им, просто постарайтесь, чтобы самообразование малыша было максимально безопасным.

О том, что развитие десятимесячного малыша происходит нормально, свидетельствуют такие его умения:

    Вот почему некоторые дети начинают улыбаться или призывно лепетать, заслышав голос мамы из другой комнаты.

  1. Понимают, что им говорят взрослые, их просьбы, укоры, некоторые шутки и прочее, поэтому будьте внимательны к тому, что говорите в присутствии ребенка.
  2. Предпочитает мелкие предметы крупным, потому что их малыш может с легкостью удержать в руках, бросить на пол, а затем снова поднять.
  3. С удовольствием играют некоторыми игрушками (машинками, мячиками, кубиками, пирамидками, лопатками в песочнице), правда, пока быстро отвлекаются на что-то другое.
  4. Интересуются другими детками (нужно приучать малыша общаться со сверстниками), но по-прежнему насторожено относятся к незнакомым взрослым.
  5. Активно ползают удобным для себя способом (на четвереньках, на животе).
  6. Самостоятельно стоят и сидят.
  7. Легко встают при помощи опоры, а то – и без нее.
  8. Некоторые дети уже в 10 месяцев, другие – только совершают первые шаги.
  9. Не просто неосознанно лепечут, а пытаются с вами разговаривать, петь песенки.

Питание, сон и забота – фундамент нормального развития ребенка 10 месяцев


Чтобы малыш рос крепеньким и здоровеньким, нужно бережно заботиться о нем, обеспечивать его хорошим питанием и полноценным сном, прислушиваться к его желаниям, обучать тому, что можно делать, а чего – нельзя, и беззаветно любить свое чадо.

Многие дети в 10 месяцев уже оставляют материнскую грудь, не противьтесь этому и переводите ребенка на взрослую пищу (в разумных пределах, конечно).

Давайте ему:

  • творог, кефир и другие молочные продукты;
  • каши;
  • картофельное пюре;
  • вареный желток яйца;
  • рыбу и мясо;
  • овощные и фруктовые соки и пюре;
  • фрукты (следите, чтобы не спровоцировать появление аллергии);
  • сухое печенье, хлеб.

У малыша достаточно зубиков, чтобы самостоятельно пережевывать пищу, поэтому, измельчая приготовленное блюдо, оставляйте небольшие кусочки, чтобы зубам ребенка была работа.

Поскольку большинство малышей к этому времени уже обзаводятся 4–6 зубами и привыкают к неприятным ощущениям, которые сопровождают их появление, то режим ночного сна десятимесячных детей постепенно налаживается.

Ребенок может спокойно спать 9–12 часов на протяжении всей ночи и позволять маме тоже хорошо отдохнуть.

Дневной сон десятимесячных крошек тоже меняется.

Многие дети переходят на систему разового дневного сна.

Если ваш ребенок спит лишь один раз на протяжении 1–2 часов в течение дня, то постарайтесь уложить его вечером пораньше.

Если же днем малыш засыпает дважды, то постарайтесь, чтобы промежуток между его послеобеденным пробуждением и вечерним укладыванием составлял не менее 4 часов, иначе вам будет довольно трудно приспать дитя.

О чем еще стоит знать родителям о развитии десятимесячного ребенка?

Об этом в видеоролике:

Развитие ребенка в 10 месяцев: игры и обучение

Малыш охотно учиться чему-то новому, поэтому не следует упускать шанса, научить его:

  • брать на прогулку любимые игрушки;
  • накрывать на стол;
  • убирать в коробку упавшую игрушку;
  • выбирать одежду, в которой он хочет идти гулять и прочему.

Не забывайте хвалить ребенка, чтобы он делал все еще охотнее.

Как же играть с малышом?

    Строить из кубиков пирамидки, домики и другие сооружения.

    Не сердитесь, если ребенок разрушает еще недостроенный объект, просто в силу возраста ломать ему нравится гораздо больше, чем строить.

  1. Учить играть на музыкальных инструментах: барабане, ксилофоне, бубне.
  2. Читать вместе книжки и разглядывать картинки.
  3. Собирать пирамидки из колец разного размера.
  4. Катать по полу машинки или тянуть их за веревочку.
  5. Копать в песке ямки или лепить куличики из мокрого песка.
  6. Мять пластилин и делать из него простейшие фигурки.
  7. Устраивать ролевые игры с любимой игрушкой: кормить ее, одевать, укладывать спать и т.д.

А у вас есть детки? Расскажите, что вы знаете о развитии ребенка в 10 месяцев .

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Здравствуйте! Итак, вашему маленькому любопытному малышу пошел десятый месяц жизни. Несколько важных этапов уже преодолено: он уже ползает, сидит, говорит первые слова, пробует вставать и уже уверенно стоит у опоры. Совсем скоро ребенок сделает первые самостоятельные шаги. Пора уже задуматься и о первой обуви, в которой можно ходить на улице с мамой за ручку.

Теперь он станет подражать вам, вашему поведению, словам, поступкам. Он хочет делать «как большой», потому станет пытаться нажимать кнопки пульта или даже повторить за вами понравившееся слово. Важно не произносить при ребенке бранных слов, от которых впоследствии будет сложно отучить. Лучше эту «самостоятельность» и активность малыша направить в правильное русло. Пусть он повторяет за вами, как качать мишку, кормить кукол или намыливать руки.

В этом возрасте дети кажутся разрушителями: они могут ломать игрушки, предметы. Но это часть познания мира — возможность узнать, что внутри, из чего состоят разные предметы.

Пришло время понимания слова «нельзя». Теперь на неправильные действия вы можете говорить это запрещающее слово, и оно будет понятно ребенку. Только не злоупотребляйте им. И важно произносить его действительно в той интонации, которая должна подразумеваться — без улыбки. Иначе ребенок может неправильно понять слово «нельзя».

Развитие на десятом месяце жизни

Сейчас уже рост ребенка замедляется, за месяц прибавится примерно на 1,5 см. Зато он уже увереннее владеет телом, что позволяет осваивать новые навыки. Теперь ему интересно залезать на все возвышенности, встречающиеся на пути: стулья, диваны. Теперь главное научить ребенка правильно спускаться (ножками вниз) — это убережет его от падений головой. Уберите неустойчивую мебель, следите, чтобы он не забрался на подоконник.

Ребенок на десятом месяце жизни активно ползает, что позволяет ему передвигаться по комнатам и преодолевать препятствия. Таким образом, становится сложно ограничить его пространство, поэтому в доме должно быть как можно безопаснее для него. Постарайтесь убрать из нижних ящиков опасные предметы, мелкие детали.

Отмечается, что на десятом месяце жизни ребенок может разжимать пальцы, и это очень важный навык. Если раньше он только хватал предметы, то теперь может их бросать. Теперь он может кидать игрушки и предметы со всей силы на пол, поэтому не давайте ребенку хрупкие и бьющиеся вещи.
Ваш малыш уже хорошо сидит, и можно заняться первыми уроками рисования. Лучше всего для этого подойдут пальчиковые краски. Рисуя вместе, обратите внимание, какой руке отдается предпочтение. Именно сейчас можно заметить ваш ребенок правша или левша. Не стоит пытаться переучить левшу, просто давайте задания и для правой руки, а правше – для левой. Это дает развитие обоим полушариям мозга одинаково. Кстати, рекомендую замечательный курс по раннему обучению рисованию для самых маленьких . С помощью этих видеоуроков вы не просто научите ребенка рисовать и выражать свои эмоции и впечатления в рисунках, но и поможете ему быстрее развиваться и расширите его кругозор.

Малыш может достаточно долго стоять на ногах, держась за опору или руки взрослого. А некоторые дети на десятом месяце жизни уже могут делать первые шаги у опоры. Это умение очень индивидуально. Лишь немногие пропускают период ползания, сразу начиная ходить. В основном дети готовятся к важному событию постепенно. Скоро малыш станет отпускаться от опоры и немного стоять. Затем, уже осмелев, сделает первые робкие шаги.

Десятый месяц жизни ребенка: сон

Пришло время перемен в режиме сна ребенка. Некоторым уже достаточно одного дневного сна, но вечером они ложатся спать раньше. Утренний подъем тогда тоже чуть сдвигается на более раннее время. Но, если остается два дневных сна, то перерыв между ними должен составлять больше четырех часов. Иначе малыш еще не устанет, и уложить его будет достаточно сложно. Желательно организовать режим дня ребенка так, чтобы укладывать в определенное время, тогда и пробуждение будет в одни и те же часы.

В этом возрасте ребенок во сне может вздрагивать, вертеться. Но если при созданном комфорте сон малыша нервный, а пробуждается в плохом настроении, то это повод обратиться за консультацией к невропатологу. Возможно, так проявляются нервные расстройства, которые лучше сейчас устранить. Подробнее о том, как решить проблемы со сном, мы рассматриваем в бесплатной книге «Как быстро уложить ребенка спать?» . Рекомендую скачать и прочитать – надеюсь, книга поможет вам наладить сон крохи.

Десятый месяц жизни ребенка: питание и прикорм

Питание ребенка на десятом месяце жизни пятиразовое. Включает в себя все те же продукты, что и раньше. Однако можно сократить количество грудного молока в рационе. Ночное кормление грудью лучше пока оставить, потому что многие дети в этом возрасте еще требуют его.

На завтрак предпочтительнее давать каши. Можно разнообразить их добавлением мелко нарезанных фруктов или сухофруктов, чай лучше травяной и хлеб. В обед овощной суп или на нежирном мясном, рыбном бульоне. Мясное блюдо с овощами, например, тушеными. На десерт йогурт или творог. Полдник – небольшой перекус йогуртом, хлебцем или сухариком. На ужин можно тушить овощи или нарезать мелко салат, давать кашу, хлеб, кусочек сыра. Жареная пища пока должна быть под запретом, она слишком тяжела для детского желудка.

Если вы планируете отказываться от грудного кормления, делайте это постепенно. Сначала можно заменить утреннее кормление полноценным завтраком. Затем уже отказываться от ночного — тогда на ночь лучше дать кисломолочный продукт. Он легко усвоится и не помешает детскому сну.

Большую часть пищи вы уже даете ребенку с ложки. Он охотно ест, когда голоден, и отказывается, даже отворачивается, когда наелся. Теперь он проявляет интерес к самостоятельному использованию ложки. Можно дать малышу ложку специальную, изготовленную из пластика. Пусть он пытается кушать сам, хотя вряд ли будет хорошо получаться. Поэтому часть он может пробовать есть самостоятельно, а большую часть скормите ему вы. Не ограничивайте свободу малыша, он получает важные жизненные навыки. Пройдет время, и он будет кушать самостоятельно и аккуратно.

Десятый месяц жизни ребенка: прогулки

Необходимо проводить как можно больше времени на свежем воздухе. В часы бодрствования рассказывайте малышу про все, что окружает, акцентируйте внимание на интересных вещах. На десятом месяце жизни ребенок может сосредоточиться на чем-то конкретном: летит самолет, бежит собака, прилетела птица, распустился цветок. Можно взять малыша с собой в магазин или в гости.

Десятый месяц жизни ребенка: купание, закаливание, физические упражнения

Купать ребенка на десятом месяце жизни можно через день. Но закаливающие процедуры лучше проводить ежедневно. Теперь на смену обтираниям приходит водное обливание. Лучше его делать при помощи душа, начиная с температуры воды 36 градусов, постепенно снижая до 28 градусов. Сначала облейте спину, потом живот и грудную клетку. После процедуры тщательно вытрите малыша. Самое лучшее время для обливания с 16 до 19 часов.
Обязательно делайте с малышом гимнастические занятия, массаж, воздушные ванны. Подробнее о купании вы можете прочитать , а про закаливание – .

Десятый месяц жизни ребенка: речь

Набор слов еще не слишком пополняется. Слова пока простые, чаще обозначают предметы и людей. Ребенок активно старается копировать звуки взрослых. Говорите с ним чаще, объясняйте предметы и действия. Здесь очень важна роль родителей. Хвалите малыша за удачно произнесенные слова, и он будет стараться еще больше.

Десятый месяц жизни ребенка: зубы

Продолжается рост и прорезывание зубов. На десятом месяце жизни у вашего малыша может быть примерно шесть зубов. Важно уделять внимание ежедневной гигиене, продолжайте мягко ухаживать за полостью рта малыша. В противном случае зубы начнут портиться, а это значит, что понадобится дорогостоящее лечение и, возможно,

Десятый месяц жизни ребенка: игрушки и игры

У ребенка могут появиться любимые игрушки или куклы, которыми он охотно играет, укладывает спать, кормит. Игры теперь более осмысленны. Мягкие игрушки в виде зверей и птиц не просто показывайте ребенку, рассказывайте, где они живут, какие звуки издают. Малышу нравится катать мячики и машинки, извлекать звуки из музыкальных инструментов.

Играйте с ребенком вместе в пальчиковые игры и . Под незатейливые стишки он легко запомнит действия, и вскоре сам будет повторять их. Так запоминаются значения слов, обозначающих действия, предметы.

Особый интерес у малыша вызывают взрослые вещи, например, посуда. Многие дети любят играть различными мисками, кастрюлями, формами для выпечки. Это тоже форма познания окружающего мира. Дайте ему формы разных диаметров, и он будет вкладывать одну в другую. Так формируется понятие о «больше — меньше».

Дети на десятом месяце жизни с удовольствием рассматривают большие яркие картинки в книжках. Почитайте малышу сказку, где картинки изображают действие. Вообще совместные чтения книг с раннего возраста очень развивают речевой запас ребенка. Впоследствии он будет говорить больше слов и фраз, а также легче запоминать различные небольшие произведения. Только не оставляйте книги в руках малыша, если только они не предназначены для него, сделаны из прочного картона. Маленький разрушитель может легко разорвать тонкие листы красивой яркой книги. Кстати о том, рекомендую вам скачать бесплатную книгу «Как выбрать игрушку по возрасту?» . Она поможет вам сделать правильный выбор в магазине игрушек, а не захламлять детскую теми играми и игрушками, которые ребенку будут просто не интересны в силу специфических возрастных особенностей.

Что должен уметь ребенок десяти месяцев?

Ваш ребенок уже может сам садиться и сидеть уверенно и продолжительно. Освоил вставание у опоры и может сделать несколько шагов. Легко управляется своими маленькими ручками с предметами, контролирует обе руки. Теперь он не просто хватает игрушки и предметы, он может их кидать. В хорошем настроении ребенок с удовольствием напевает песенки и смеется, активно реагирует на смех окружающих. Игрушки теперь не просто существуют для него, теперь он применяет их по назначению – катает мячик и машинку, пытается опрокинуть неваляшку, извлекает звуки из первых музыкальных инструментов.

Пришло время неназойливо познакомить ребенка с горшком. Только не усаживайте его на горшок силой и не ругайте, если ребенок не делает то, что вы хотите — ведь пока он просто не может контролировать свои ощущения. Основная битва за горшок еще впереди, самое подходящее время для этого настанет гораздо позже — ближе к двум годам. Пока же дайте какое-то время ему поиграть, показав на игрушках, как нужно присаживаться, и что делать. Пусть ребенок поймет, что это не страшно. Запаситесь терпением, процесс этот не простой, но рано или поздно ваши усилия дадут результат. Не забывайте хвалить кроху, если у него все получится — это станет большим стимулом повторить процесс. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку вы можете прочитать вот в этих двух статьях – , . И помните, до 3-ех лет случайные проколы — это еще не и не повод обращаться к врачу.

И последний совет: не теряйте оптимизма! Первые, самые сложные месяцы в жизни ребенка уже проходят. Ваш малыш все чаще радует своими достижениями и успехами, вы научились понимать друг друга. Так что радуйтесь каждому мгновению, и обязательно находите время на то, чтобы заняться собой и отдохнуть. Радости вам и благополучия!

Развитие ребенка в 10 месяцев жизни продолжается, он активно изучает мир, в котором так уютно и спокойно живется с любящими родителями…

Физиология

Прибавка в весе составляет примерно 500 грамм, рост увеличился на 1,5 — 2 см, вес малыша составляет от 9,5 до 10,5 килограмм. Конечно это усредненные показатели, потому что каждый ребенок развивается по своей генетически заложенной программе.

На десятом месяце происходит изменение режима сна. Дети теперь спят всего единожды в день. Таких детей надо укладывать вечером пораньше, иначе с утра начнутся капризы. Если же малыш, как и раньше, спит дважды в день, надо постараться, чтобы перед ночным сном прошло бы не менее 4-х часов, что поможет при ночном засыпании.

Как раз в это время определяется - малыш левша или правша. Специалисты в один голос утверждают, что учить левшу писать, держать ложку правой рукой однозначно нельзя, а вот в быту применять обе руки желательно.

Именно в этом возрасте могут начать проявляться скрытые расстройства нервной системы во время сна. Поэтому надо особенно наблюдать за малышом, когда он спит. Если сон спокойный, не прерывается, значит, все в порядке. Если же, при наличии комфортных условий, ребенок беспокоится и просыпается в дурном настроении, то лучше отправиться на консультацию к детскому неврологу.

Навыки ребенка в 10 месяцев.

  • Ребенок уже научился садиться, держа спинку ровненькой. Он без труда ползает периодически поднимается на ноги, делая, Чтобы вселить в малыша уверенность, лучше всего маме подбадривать его ласковым словом и доброй улыбкой.
  • Осмысленно пользоваться обеими руками
  • Осознанно кидать все, что будет под рукой
  • Возить машинки, толкать мяч, опрокидывать неваляшки
  • Играть с колокольчиком, на барабане, ксилофоне
  • Многим малышам удается построить из нескольких кубиков башню, но большее удовольствие они получают, разрушая ее.
  • В это время у детей появляется способность разжимать пальчики. Если ранее он, схватив игрушку, тащил ее в рот, то теперь он начинает ее бросать. Это не выражение плохого настроения, это видимый скачок в развитии. И если навыки ребенка в 10 месяцев не позваляют бросать игрушки, то имеет смысл посетить детского невропатолога. Выбрать игрушку ребенку в 10 месяцев.
  • Навыки ребенка в 10 месяцев позволяют доставать из каких-либо емкостей предметы. Убирать их обратно тоже не составит труда. Но поместить одну формочку в другую довольно таки сложно, ведь кроха пока еще не понимает, что сначала надо взять большой предмет, и вложить в него маленький.
  • К новым навыкам ребенка в 10 месяцев относится и умение разрывать бумагу. Поэтому лучше убрать повыше и подальше ценные бумажные носители. А малышу можно дать потренироваться на ярких журналах. Лишь бы он не порезался об острые бумажные края.

Питание ребенка в 10 месяцев.


В 10 месяцев в рационе ребенка появляются новые продукты. Как их предлагать малышу, чтобы не навредить?
Если за прошедшее время ввод новых продуктов проходил без проблем и аллергических реакций, значит, малыш готов отведать соки и фруктовые пюре. Доподлинно известно, что они всего на 2% обеспечивают организм крохи в витаминах, а неприятностей могут доставить массу – раздражение кишечника, метеоризм, боли в области живота.

На искусственном вскармливании можно вводить в рацион фруктовые пюре уже с 4 месяцев, т.к. желудочек крохи-искусственника уже приспособился к новой пищи. Начинать надо с 2-3 капель яблочного сока, потому что он хорошо усваивается и имеет низкую кислотность.
Если новшество ребенку понравилось, и нет никаких отрицательных изменений, то порцию можно довести до 1 ч.ложки. Впоследствии напиток увеличивается до 100 мл. Можно разделить одну банку сока на два кормления.
После привыкания к яблочному соку, ребенку можно предложить попробовать соки из груши, сливы, вишни, абрикоса, персика, а из овощных – из моркови, капусты и свеклы. Также постепенно надо вводить в рацион и фруктовые пюре, доведя до 100 г в сутки. И при этом внимательно наблюдая за качеством стула и кожными покровами.

Что можно кушать ребенку в 10 месяцев?

Пюре из мяса лучше всего чередовать с фрикадельками или тефтелями, которые можно приобрести в специальных детских магазинах. В их состав входит мясо курицы, индейки или телятины, приготовленное без всевозможных специй и вредных для детей добавок.
Мясное пюре также вводится в меню постепенно с пристальным наблюдением за реакцией детского организма на нововведение.

Развитие ребенка в 10 месяцев.

  • Для полноценного развития ребенка в 10 месяце, родителям надо обезопасить ту зону в доме, где может появиться ребенок, т.е. убрать все острое, колющее и бьющееся, до чего дотянется маленький исследователь, стоящий на ножках.
  • Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
  • При на десятом месяце становится явной связь между пальчиками рук и головным мозгом. Чем больше движения рук маленького скоординированы, тем гармоничнее будут развиваться его интеллектуальные способности.
  • Особенно малыш интересуется сюжетными играми, когда можно покормить, вывести погулять, покатать на машине. Крохе надо подсказывать и показывать - как машинку потянуть за шнурочек, чтобы она поехала, как плюшевого мишку уложить спать. И ребенок будет с удовольствием повторять действия взрослых.
  • Наблюдая за неуверенными шажочками своего чада, надо следить за его походкой - удобно ли ему в башмачках, ведь теперь обувь будет иметь большое значение в жизни подрастающего малыша.
  • При формировании правильного распорядка дня своему малышу, учитывайте темперамент ребенка его особенности и тогда такой режим поможет физическому и психологическому развитию малыша.
  • Когда мама занимается сервировкой стола, можно попросить маленького помочь - положить на стол ложку, поднять упавшую салфетку. И обязательно надо ребенка похвалить за проделанную работу, тогда в следующий раз он это будут делать с еще большим рвением.
  • Если в вашем доме иногда будет звучать музыка, это положительно скажется на малыше. Музыка способна успокоить и утешить ребенка, снять психическое напряжение, приодалеть стрессы, стать источником психологического здоровья малыша.Музыкальные занятия способствуют развитию у детей красивой и грамотной речи. Они помогают преодолеть речевую скованность и заторможенность

Навыки развития речи ребенка в 10 месяцев.

В лепете 10-ти месячного малыша явственно слышится «мама», «баба» и это не набор звуков, а слова, обозначающие конкретных людей. В процессе важно понять - понимает ли ребенок взрослого. Если это не так, надо подкреплять слова жестами: например, «дай» и чуть-чуть потянуть за предмет, «иди сюда» – и протянуть к крошке руки.

На развитие устной речи детей влияет и социально бытовой фактор. Разговорные навыки ребенка формируются путем подражания взрослым, чем более грамотно говорят родители, тем грамотнее будет речь малыша, который копирует интонацию, выразительность и грамотность.

Воспитание.

К этому возрасту ребенок уже вполне четко понимает - что значит «нельзя».Зачастую родители поднимают крик прежде, чем их чадо совершит нечто запретное. Например, он поднял с пола яркую бумажку, но положить ее в рот еще не собирается. А мама уже одергивает: «Нельзя!».

Десятимесячный малыш уже может различить настроение человека, который с ним общается. И уже сейчас надо начинать приучать ребенка к сопереживанию: например, погладить по голове и обнять уставшую маму, пожалеть плачущую сестренку, которая ударилась коленкой… Словом, уже сейчас можно учить человечности и доброте.

Начинайте постепенно приучать ребенка к горшку, постепенно совсем исключая подгузники из жизни. Даже если намочит штанишки ничего страшного в этом нет, зато малыш будет чувствовать происходящие с ним процессы, и быстрее научится контролировать свои позывы, и даже начнет сообщать вам про то что он хочет в туалет.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»