Как отвечать на детские "Почему?". Как отвечать на детские вопросы «почему»

Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал? :)

Как отвечать на детские вопросы? Cказать, что ты еще маленький, подрастёшь - узнаешь? Или ответить как этот папа? Ответ простой - надо всегда отвечать на все вопросы малыша, но таким образом, чтобы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит, откуда взялась самая первая икринка или почему взлетает ракета.

Дети — существа удивительные, чтобы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. Мы забыли, что когда-то сами всего этого не знали.

Если Вам сложно что-то перевести со «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами, например, воспользуйтесь одним из комплектов серии "Мир на ладошке" . Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже энциклопедии для малышей. На самом же деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок — человечек очень вдумчивый.

Да, отвечать на детские вопросы необходимо. При этом существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите малышу хорошую службу, научив его думать, поможете сделать важный вывод: невозможно знать всё но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Поинтересуйтесь: «Сам-то как думаешь?» Ребёнок начнет выдвигать свои версии, возможно, весьма фантастические. А, может быть, и верные. Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ! » Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Иногда может показаться, что вопрос, который задал малыш, не имеет смысла. На самом деле такие вопросы несут в себе определенный смысл. Возможно, ребёнок просто скучает, Вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то Вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» — «Мою посуду». — «Зачем?» — «Чтобы была чистой». — «Зачем, чтобы была чистой?» — «Чтобы из нее было приятно есть». — «Зачем, чтобы было приятно есть?» Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с иронией. «Что ты делаешь?» — «Танцую!» — «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись — и никакого раздражения…

Очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой непросто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3 года 10 месяцев, она спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? «Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа…» Но девочку ответ не устраивает, она говорит свой: «Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому у него ветки и растут!» Ребёнок сам ответил на свой вопрос. Умница!

Чтобы лучше понимать, что именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой вопрос, нужно внимательнее относиться к ребёнку, больше общаться с ними всегда обращать внимание на его вопросы и ответы.

Ох, уж этот чудный период детских «почему?». Начинается он обычно в возрасте 3-4 года, когда малыш уже хорошо говорит и каждый день дарит ему удивительные открытия, о которых он и не знал раньше. А кто поможет разобраться с очередным «почему», если не самый близкий и авторитетный человек, то есть вы! Сегодня мы обсудим, как правильно отвечать на детские вопросы и почему это так важно.

Почему так важно отвечать на все детские «почему»?

Все достаточно очевидно. Ваш малыш только начинает осваивать этот большой и непонятный мир, а вы для него – самый доступный источник информации. Отвечая на его вопросы, вы, таким образом, не только развиваете кругозор ребенка, но и подогреваете дальнейший интерес малыша к познанию. Именно поэтому так важно не отмахиваться даже от тех вопросов, которые вам кажутся глупыми, а постараться дать серьезный ответ.

Маленькая «почемучка» 🙂

Как правильно отвечать на детские вопросы?

Правильно отвечать на детские вопросы – целое искусство, которым вам непременно нужно овладеть!

Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться родителям маленьких «почемучек»:

Правило №1. Никогда не раздражайтесь, когда малыш задает вам вопрос!

Даже если вы на него отвечали вчера или то, о чем он спрашивает, вам кажется абсолютно бессмысленным. Малыш, видя ваше раздражение, решит, что он делает что-то не так и у него может и спрашивать о чем-то вас.

Правило №2. Отвечайте простым языком.

Наверняка, вы можете многое объяснить с научной точки зрения. Но ребенок в 4 года вряд ли поймет эти термины, а, соответственно, не удовлетворит свой интерес. Постарайтесь говорить максимально просто, доступными малышу словами, хоть это и не всегда легко!

Правило №3. Отвечайте на любой вопрос и отвечайте честно.

А если не знаете правильный ответ, ничего не выдумывайте, а лучше смело признайтесь малышу в этом и вместе отыщите ответ: в книжках, Интернете или спросите у других членов семьи.

Правило №4. Спрашивайте в ответ.

На некоторые вопросы вместо того, чтобы дать готовый ответ, лучше поинтересуйтесь, что думает сам малыш, помогите ему порассуждать, выводя на правильный ответ.

Правило №5. Фильтруйте вопросы.

Иногда малыши спрашивают нас о чем-то не потому, что им нужен ответ, а для того, чтобы привлечь наше внимание или просто пообщаться. Например, знакомая всем череда вопросов, вытекающих из ваших ответов, которую невозможно закончить:

— А что ты делаешь?

— Уборку.

— А зачем?

— Чтобы было чисто.

— А зачем надо, чтобы было чисто?…

В такие моменты нужно не забывать про правило №1 и правило №4 : не нервничайте и спросите что-нибудь в ответ: «А ты как думаешь, для чего нужно убираться?». Или отшутитесь еще после первого вопроса: «Дрова рублю!». Посмейтесь вместе и предложите малышу помочь вам.

Желаем вам терпения в ответах на все вопросы малышей!

Ирина Козина
Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать?»

Детские вопросы : как правильно на них отвечать ?

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы . “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают , иногда отмахиваются от ответов . Оставлять "почемучек" без ответов нельзя , но и отвечать нужно умеючи .

Возраст «почемучек» - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей ? Нужно ли отвечать на все вопросы ? Как на них отвечать ? Давайте разберёмся. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают , как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать , чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам , разумно и правильно на них отвечать . Развивать детское внимание , память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка , надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить : «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так , чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы , избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский » , подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке") .

Нередко дети задают вопросы , на которые они могли бы дать ответ сами , если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы . Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос : «А ты как думаешь?» Например : «Почему чашка разбилась?» – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого : «Потому что она стеклянная» . Ответ правильный , но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу : «А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?» , постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку : «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ !» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос - ни в коем случае не «придумывайте» ответ . Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе : ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой . Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос , покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос .

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка . Не бойтесь сказать ему :

«Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос ».

Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется

взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

Умение ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей. Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос , отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное , бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование - краткость, ясность, определенность ответа . При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт.

Задача родителей - следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите. И не забудьте это сделать, только не будьте навязчивы.

Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение.

Вопросы дети задают иногда с совершенно разными целями, это зависит обычно от возраста ребёнка и его пола. Малыши (от 2 до 4 лет примерно) часто спрашивают обо всём на свете просто ради общения, чисто «чтобы поговорить» . Поэтому вопросы у них сыплются , как из рога изобилия, и наши ответы их мало интересуют (бывает, что дети и не дожидаются, когда мы им ответим , сразу же задают следующий вопрос , или сами же и отвечают ). Такой особенностью обладают и девочки : они спрашивают больше для того, чтобы установить эмоциональный контакт; мальчикам же, в отличие от них, куда важнее получение информации. Ну, а в возрасте «почемучек» - около 5 лет - дети, естественно, хотят узнать как много больше нового, потому что им это интересно, поэтому важно не упустить столь благоприятное время и правильно отвечать на их разнообразные вопросы , иногда очень простые, а иногда – и весьма каверзные.

Ну, а теперь о том, как же отвечать ?

Во-первых, нельзя смеяться над детскими вопросами , какими бы глупыми они вам ни показались (ваши знания ведь тоже не были врождёнными) . Иначе рискуете лишиться доверия ребёнка, причём очень надолго, а это вам самим потом боком выйдет.

Также не стоит уходить от ответов на них , даже если они очень деликатные (например, откуда берутся дети, а кто мой папа и тому подобные) . Тут, конечно, надо приложить усилия и очень постараться, но дать ответ обязательно , иначе ребёнок может отправиться его искать в совершенно ненадёжных источниках.

Объясняя детям интересующие их вещи, лучше говорить простым языком, используя понятные слова и, желательно, наглядность (картинки, рисунки, схемы и пр.) . Особенно это касается дошкольников.

Желаем вам успехов в воспитании детей!

Несколько советов.

Давайте попробуем разобрать несколько вопросов , на которые нам трудно ответить нашему ребенку .

Почему животные не улыбаются?

Улыбаются, и еще как, но по-своему. Мы это редко замечаем. Вот например собаки. Фокстерьер и тойтерьер. Они улыбаются, когда радуются, когда идут гулять, при виде новой игрушки или когда получают лакомство, когда мы возвращаемся домой – приветливо встречают. Улыбку можно определить по оголенным резцам при поднятии верхней губы. Это своего рода «голливудская улыбка» . Лошади – обладатели такой звездной улыбкой. Морские свинки – хорошее настроение сопровождают звуками специфическими. Кошки – оттягивание уголков рта, при поглаживании, при игре с ними, при чесании за ушком. А вспомните обезьянок, которые корчат рожи?

Почему небо голубое?

Интересно, почему же? Ведь небо состоит из того же воздуха, каким мы дышим, но вдыхаемый воздух прозрачный и не имеет цвета. А небо голубое! Откуда и как? Это солнечный лучик окрашивает наше небо в голубые оттенки. Как известно, солнечный луч разноцветный (имеет все цвета радуги, но проходя сквозь слои атмосферы (а их много, немного рассеивается и остается только голубой, т. к. он преобладает в радуге. Так что, голубое небо – это голубые брызги разноцветного лучика солнца.

Почему трава зеленая?

Все дело в хлорофилле! Он есть в каждом листочке, в каждой травинке. Это своего рода настоящая «фабрика» внутри растений. Хлорофилл поглощает солнечный лучик, все, кроме зеленого. И на поверхности остается не поглощенный зеленый лучик – его то мы и видим.

Откуда берется радуга?

После дождика, на улице, в небе мы видим необычайную красоту разного цвета. Это радуга. Откуда она берется? Все дело в капельках дождя и опять же, лучиках солнца. Разноцветный лучик солнышка проходит сквозь капельки дождя, преломляются и отражаются разными цветами. Так получается радуга.

Радуга бывает и ночью, когда луна освещает небо и моросит дождик.

Бывает радуга даже и в морозы, когда солнечные лучики проходят сквозь кристаллики льдинок.

Почему листочки на деревьях желтеют?

Летом все понятно, а вот осенью листочки на деревьях приобретают необычные окраски : фиолетовый, красный, желтый, коричневый. Хлорофилл, который содержится в листочках, очень легко разрушается, и летом очень быстро восстанавливается за счет света (солнечных лучиков) . А вот осенью, солнышко все реже выглядывает из-за тучек, света листочкам становится мало, хлорофилл разрушается и медленно восстанавливается, и листочки меняют цвет. С переменой погоды, в листочках, появляются другие красящие вещества, которые и влияют на окрас листьев.

Вопросов , исходящих от наших детей ежедневно – множество. Помните, ваши ответы – важны и очень влияют на знания и развитие вашего ребенка.

«Мама, а почему слон больше верблюда?», «Почему одуванчик желтый?», «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?» - такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чувство гордости за свое чадо. И взрослые стараются соответствовать – смотрят энциклопедии, спрашивают у специалистов, объясняя детально самому умному на свете ребенку, почему взлетает самолет, а корабль не тонет в море. Но вопросы не прекращаются, и родительский энтузиазм постепенно угасает под напором новых «почему», на которые становится невозможно ответить. «Мама, а почему чеснок пахнет колбасой? Почему наступает ночь, если выключишь свет? Почему свинку не стирают в машине?» Постепенно чрезмерное любопытство ребенка становиться настоящей пыткой для мамы и папы, которые уже не в состоянии отвечать на многочисленные вопросы. Что же делать в этом случае? Как реагировать и поступать? Прежде всего, не надо пугаться. Ваш малыш дорос до самого интересного, забавного и незабываемого возраста – «возраста почемучек». Постарайтесь понять собственного ребенка.

Интересный детский возраст

Когда и почему малыш превращается из сосредоточенно молчащего человечка в интересующегося всем на свете говорливого непоседу? Обычно такой период приходится на самый исследовательский детский возраст - от 3 до 5 лет. Именно в это время у ребенка появляется «зверский аппетит» к познанию мира. Ему интересно абсолютно всё. Вопросы сыплются как из рога изобилия, застигая родителей врасплох и часто ставя в тупик непонятной детской логикой.

Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы или с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается, ссылаясь на «потом», всеми способами стараясь избежать ответа «не знаю», роняющего родительский авторитет в детских глазах. Но подобные уловки вряд ли подействуют. Если вы попытаетесь отмолчаться, малыш не успокоится, пока не услышит ответа на интересующий вопрос. Попробуйте отговориться и тут же «почемучка», почувствовав фальшь, задаст массу дополнительных вопросов, потребует понятных разъяснений. Не думайте, что это знакомо только вашей семье. Помните «Маленького принца», где Антуан де Сент-Экзюпери с легкостью и любовью показал самую суть «почемучного» состояния:

«Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум:

- Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто из злости.

Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:

- Не верю я тебе!»

Особенности детской логики

Очень интересно, в плане словесного выражения, начало этого периода. Ребенок совсем не сразу начинает задавать вопросы: «почему?» и «как?» На начальном этапе он осторожно, и как бы про себя констатирует интересные ему факты. Чаще всего кроха делает это тихим голоском и с интонацией легкого удивления: «Странная какая-то собака - сама белая, а голова черная. Может в краску упала, а может ее разрисовал кто, а может сама такая…». Как будто малыш и не ждет от взрослого никаких пояснений. А если такие объяснения поступают, он, вроде как, и не слушает их. Просто смотрит и отмечает какую-то непонятную странность. Эти размышления об окружающем мире и есть первое, еще не озвученное «Почему?» Просто он надеется, что вы сами поймете намек и невзначай ответите на незаданный вопрос. Но эта нерешительная мягкость ненадолго.

Но с каждым днем малыш становится все более и более настойчив, требуя необходимых разъяснений. Он задает вопросы и ждет ответов, потому что хочет, нет, требует, чтобы вы признали его взрослым и говорили с ним серьезно, правдиво и без сюсюканья - для ребенка это очень важно. Поэтому ответы должны быть максимально просты и доступны детскому пониманию.

Кроме того, родители должны проявить терпение, доброжелательность и постоянную готовность отвечать на вопросы. Ведь «почемучки» требовательны и упрямы. Они хотят все знать, здесь и сейчас. Они обижаются, если вы молчите и сердятся, если вы врете. Они беспардонно, забыв про вложенные хорошие манеры, отвлекают взрослых от дел. Отнеситесь к этому спокойно и уважительно: такая настойчивость - не что иное, как стремление донести, что сейчас маленький человек занят самым важным делом на свете - исследованием окружающего мира, пытается проникнуть в его устройство и сущность, познать таинство предметов, слов, явлений и событий. В этом возрасте дети пропускают естество жизни сквозь себя, через собственное восприятие.

Познавательная активность ребенка подобно торнадо, набирающему силу, вовлекает всё и вся в свое изучение мира. Стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов. С геометрической прогрессией пополняется словарный запас, дети играючи пробуют, как будут звучать слова в той или иной грамматической форме. Они с легкостью иллюзиониста сочетают несочетаемое, фонтанируя интересными, творческими решениями. Фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет.

Какой должна быть реакция родителей?

Не стоит обижать «почемучку» своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить свое понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе. Но если вы не сможете составить ему компанию, малыш особо не растеряется: он отправится исследовать мир самостоятельно. В поисках правды исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака и подвала до дальнего леса.

Чтобы понять и помочь «почемучке», маме и папе необходимо вновь стать ребенком. При этом ни в коем случае нельзя ущемлять его интересы. Малыш должен считать, что это он сам стал таким большим и умным. А вам надо увидеть мир его глазами. Включитесь в эту игру. Ведь без поддержки кроха не сможет быть уверен в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность, и не забывайте хвалить, показывать свое уважение. Сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно. Так малыш почувствует свою значимость.

Чем чревата родительская лень или усталость от бесконечных вопросов «почемучки»? Не помогая ребенку в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных им возможностей. Не поддержанный вовремя интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит, и его любознательность сведется к нулю. Позже, на уроках в школе он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками - «Ему ничего не интересно». А ведь малышу было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек любознательности потух.

Замечательные слова о любознательности есть в книге С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»: «Любознательность - крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится».

Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности. Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия - вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Совместное познание мира

Как взрослому включиться в процесс детского познания? Это не совсем просто. Вот несколько практических советов, которые помогут в этой ситуации.

  • Чтобы познания малыша развивались эффективнее, помогите ему, включитесь в деятельность, сорганизуйте неуправляемый поток вопросов.
  • Обязательно приобретайте детские иллюстрированные энциклопедии. Совместное чтение не только расширит кругозор малыша, но и эмоционально сплотит вас.
  • Используйте всевозможные игры и упражнения, вовлекайте всех членов семьи и друзей «почемучки».
Можно порекомендовать упражнения, которые вы узнали или придумали, воспитателям детского сада. Можно, напротив, поинтересоваться у воспитателей и психологов в саду, какие они посоветовали бы игры, помогающие поддерживать любознательность и развивать познавательную деятельность ребенка.

Например, такие упражнения, помогающие взрослому систематизировать процесс познания мира. Они позволят ребенку увидеть взаимосвязь процессов и явлений.

Упражнения

1. «Цепочка вопросов»

Начните задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов, начиная, например, с вопроса: «Откуда берется вода в озере?» Примерный ответ: когда идет дождь, в озере накапливается вода. Затем вы спрашиваете: «Почему идет дождь?». Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок будет в состоянии на них отвечать.

Время от времени можно блеснуть собственными познаниями, особенно если малыш затрудняется с ответом. Это значительно повысит его тягу к знаниям и ваш родительский авторитет. Ну, а если некоторые вопросы поставят вас в тупик, не бойтесь признаться в этом, ведь главное не знания, а желание и умение их получать!

2. «Что каким бывает»

Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает, например, дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно предложить сравнить: «А что шире - ручеек или река?»

Такую игру следует проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).

Когда ребенок рассматривает игрушку и мама просит ее описать, то надо назвать побольше признаков, присущих этому предмету. Когда же берется только один признак, то дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этой особенностью. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает при затруднениях), уточняется смысл слов, они выступают для ребенка в самых разнообразных сочетаниях.

3. «Вопрошайка»

В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Малышу предлагается задавать вопросы маме и папе обо всем, что ему интересно. Если взрослые не смогут ответить, то ребенок выиграл. После этого попросите дитя составить небольшой рассказик по этой картинке.

4. «Что нового?»

Ребенку предлагается придумать новые способы использования обычных предметов - полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.д.

5. «Перевоплощения»

Ребенку предлагается превратиться в какую-нибудь вещь и от лица этого предмета рассказать, как ей живется, что ее окружает, о заботах, о прошлом и будущем.

Игры

1. «Кто летает»

Выбирается ведущий. Он спрашивает: «Ворона летает?», «Самолет летает?», «Дом летает?» Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной - да/нет или машем руками/не машем. Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе «да» можно подниматься на одну ступеньку вверх или просто шагать вперед. Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места (об этом договариваются заранее).

2. «Продолжи фразу»

Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь.

Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например, «Зимой идет снег, а летом…..», и кидаете ему мяч (передаете варежку и т.п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик.

«Яблоки растут на дереве, а морковка……»

«Во Франции говорят по-французски, а в Англии…..»

3. «Продолжи слово»

Игра похожа на предыдущую. Вы говорите первый слог, а концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но заранее договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пусть теперь он придумывает начало, а вы - окончание. Это хорошая возможность для малыша пополнить свой словарный запас.

4. «Профессии»

Вы задаете вопрос: «Что делает…..?» и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать названия профессий, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, и заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд «Что делает врач?», «Что делает ветеринар?» и объяснить ребенку разницу между этими профессиями.

5. «Кто больше знает…»

Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает, например, предметов круглой формы? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите «круглые» слова: мяч, голова, яблоко и т.д. И пусть последнее слово будет за ним. Эта игра способствует повышению самооценки, дает ощущение значительности. Итак, кто больше знает…холодного, теплого, зеленого, поющего и так далее.

Ваши старания обязательно принесут пользу, научат ребенка видеть взаимосвязь, а вас приобщат к пониманию собственного умника.

Замечательно, если вы испытываете радость, отвечая на каверзные вопросы, и с удовольствием наблюдаете это удивительное явление. А может, вы растеряны, рассержены и раздражены? Да, несомненно, «почемучкины» вопросы порой утомительны. Кажется, что спокойной жизни наступил конец, и тишина в доме возможна только в ностальгических воспоминаниях? Нет, не спешите впадать в уныние. Этот возраст, увы, быстро проходит, суматошное время надо просто пережить, но пережить с наслаждением.

Подумайте о том, что обращаясь именно к вам, ребенок тем самым показывает, насколько авторитетным, значимым и знающим человеком вы для него являетесь. Таким образом, помимо познания, бесконечными «почему?» он демонстрирует доверие и любовь. Так оцените это по достоинству.