Какие бывают виды почерка. Основные параметры анализа. Методика определения характера по почерку

В эпоху информационных технологий и электронной почты, рукотворные записи практически не встречаются в быту. Даже банальные списки перед походом в магазин мы скорее внесем в заметки мобильного телефона, чем напишем на клочке бумаги. Компьютерная эра начисто стерла понятие о том, что почерк и характер человека по-прежнему тесно связаны между собой.

Определяем сущность человека по его рукописи

Хотите узнать, что за персона находится перед вами? Попросите человека написать пару строк от руки, и проанализируйте характер написания. Зная некоторые интересные детали, вы сможете безошибочно определить, что представляет собой ваш новый знакомый.

На самом деле, даже банальный нажим на ручку или карандаш может свидетельствовать о темпераменте пишущего. И если вы вовремя распознаете ведущие черты его характера, вы будете точно знать, как правильно вести себя с этим человеком.

Итак, предположим, к вам в руки попала запись от руки, сделанная весьма интересной для вас личностью. Главное, чтобы в письме было хотя бы несколько строк (иначе анализировать будет тяжело), и ею не являлась поздравительная открытка (обычно их стараются подписывать нарочито красиво и каллиграфично). Поздравляем! Вы имеете ценный экземпляр, по которому можно легко и безошибочно определить черты характера автора, проведя самостоятельную «мини-экспертизу» .

Как правильно определить характер человека по почерку? Следует учесть все нюансы визуальной стилистики письма.

Тип характера по наклону


  • Легкий наклон влево сигнализирует о том, что его автор склонен ставить свои интересы во главу угла, и не особенно опирается по жизни на общественное мнение. Вы также можете иметь дело со строгим критиканом, который не упустить возможности подтрунить над вами из-за малейшей оплошности с вашей стороны;
  • Сильный наклон влево характерен для того, чьей реальной жизненной установкой является бородатая шутка «существует два мнения: мое и неправильное» ;
  • Легкий наклон вправо встречается повсеместно, и практически ни о чем не говорит. Возможно, только о том, что его автор был прилежным учеником в начальной школе. А если учесть, что большинство черт своего характера мы переносим из детства во взрослую жизнь, быть может, этот человек и по сей день является ответственным и исполнительным;
  • Сильный наклон вправо говорит о том, что перед вами – крайне целеустремленная и настойчивая в решении собственных задач личность. Если так пишет ваш мужчина, скорее всего, он очень влюбчив, страстен и ревнив в «делах сердечных» ;
  • Почерк без наклона (прямой и вертикальный) указывает на то, что перед вами – редкий упрямец. Он не склонен принимать импульсивных решений, обладает острым аналитическим складом ума, стремится полностью разобраться в деталях ситуации, прежде чем вынесет из нее какие-либо выводы. Это также говорит о том, что человек крайне предусмотрителен и осторожен в любых своих действиях и поступках.

Тип характера по ширине полей


  • Узкие поля, оставленные слева, говорят о том, что перед вами – довольно жадная и мелочная персона. Порой эти качества могут граничить у нее со скупостью. Если же поля умеренно узкие, вероятно, человек просто является бережливым и довольно консервативным в тратах;
  • Широкие поля, напротив, говорят о «широкой душе» своего автора. Однако это не всегда является поводом для восхищения. Чем шире поля, тем больше личность склонна к настоящему пафосу, сибаритству и стремлению похвастаться. В целом же, этот знак весьма хорош – уж в отсутствии щедрости вы этого человека явно не сможете упрекнуть. Возможно, для него также характерно постоянное стремление окружить «себя любимого» роскошью.

Тип характера по направлению строк


  • Прямые строки говорят о том, что их писал достаточно прямолинейный, честный и спокойный человек. Он обладает адекватной самооценкой и склонен к продуктивным рассуждениям. Он также вполне реально оценивает свои возможности и постоянно сопоставляет желаемое действительному;
  • Строки, бегущие вверх, говорят о том, что их начертал либо неисправимый оптимист, либо тот, кто обладает абсолютно неадекватным, крайне завышенным самомнением;
  • Строки, ползущие вниз, в противовес предыдущему пункту, принадлежат человеку, который не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Он также может быть замкнут на фоне заниженной самооценки (притом без объективных причин);
  • «Пляшущие» , волнообразные строки указывают на персону строптивую, наблюдательную, хитрую, склонную к авантюризму. Этот человек может часто обманывать других, но зачастую его ложь является беззлобной, и ее скорее можно отнести к фантазиям. Кривые строки также указывают на того, чье настроение постоянно меняется.

Анализируем нажим

Пример характера по почерку также можно определить, обратив внимание на нажим. Однако его не стоит брать в учет, если строки начертаны обычной шариковой ручкой.

Нажим есть смысл анализировать, если вы видите слова, написанные пером:


  1. Легкий нажим типичен для творческих, романтичных особ, мечтателей, скорее интровертов, нежели экстравертов. В качестве годного примера можно взглянуть на рукописи великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина;
  2. Сильный нажим говорит о том, что перед вами – человек крайне энергичный, трудолюбивый и целеустремленный. У него может быть очень много друзей, и он легко заводит новые связи. Эта персона является скорее экстравертивной, нежели интровертивной. Но здесь важно учитывать один важный нюанс – если человек пишет с чувством, и его искренне увлекает тема письма, нажим практически всегда будет сильным, и это ни о чем особенном не говорит.

Еще один нюанс определения характера по почерку – анализ связанности букв

  • Все буквы связаны – перед вами прямолинейный человек с развитым логическим мышлением. Скорее всего, он умеет конструктивно критиковать и аргументировать свою точку зрения на любой счет. Он достаточно предприимчив, и вполне может достичь в жизни определенного успеха;
  • Буквы связаны по 3-4, остальные разорваны – такой почерк является характерным для уравновешенных и стойких людей. Окружающие часто восхищаются их мужеством, бесконфликтностью и внутренней силой. Они нередко выступают в роли миротворцев в определенных дебатах и дискуссиях;
  • Каждая буква отдельно – такие люди склонны к образному мышлению, у них хорошо развита интуиция и творческая жилка. Они часто остаются наедине со своими мыслями, любят фантазировать и мечтать. Некоторые индивидуумы такого личностного типа увлекаются мистикой и философией. Для них характерна тонкая душевная организация и богатый внутренний мир.

Высота и размер букв не является определяющим фактором, но, если автор послания находится в достаточно молодом возрасте (25-45 лет), этот аспект почерка также может рассказать о нем нечто потаенное и интересное. Учтите, что буквы могут укрупняться, если человек пишет что-то важное.

Совершенно не зная человека, можно определить его характер по почерку, просто прочитав, не что именно, а как написано. Дело в том, что почерк - это подсознание человека. Как бы вы ни старались писать красиво и аккуратно, мозг все равно пошлет руке определенные импульсы, и она передаст их на бумагу. Узнать, о чем говорит почерк человека, можно и по наклону, и по размеру и расположению букв. Предлагаем научиться пользоваться графологией.

Как определяют характер по почерку?

Анализ почерка человека может рассказать о нем буквально все. Это и уровень самооценки, и сила воли, и эмоциональность, и многое другое. Многие даже не представляют, как влияет характер на манеру письма.

Чтобы экспертиза почерка дала самые достоверные результаты, писать нужно только в спокойном состоянии. Нужно выбросить из головы все проблемы (отлично помогут йога, сон, пробежка). Для распознавания характера необходимо использовать не одну, а несколько записей, выполненных в разное время. По каждой из них можно будет судить, в каком эмоциональном состоянии находился пишущий во время изложения на бумаге мыслей.

Нелинованная бумага - идеальный вариант для проведения анализа почерка. Это чистый лист, без полосок, клеток. Сгодится бумага для принтера или лист из альбома для рисования.

Наука графология: характер по почерку

Графология - это та самая наука, которая помогает по почерку определить характер человека. Учение это не новое, и люди уже давно изучают почерк.

Графология раскрывает подсознание человека по манере наклона, по размеру букв и их приближенности друг к другу, расположению строки, именно поэтому нужна нелинованная бумага.

Экспертиза почерка позволяет определить не только качества, присущие человеку, но и его перспективы, личностные склонности.

С девятнадцатого века ученые все более стали развивать графологию. Характер по почерку удавалось узнать максимально точно, был произведен ряд исследований и экспериментов. Например, биолог В. Прейер гипнотизировал человека (по его согласию, конечно), внушал, что он наделен тем или иным характером, работает по той или иной профессии. И люди, которым внушались во время гипноза разные характеры, писали и разными почерками!

Р. Визер провела экспертизы почерков у преступников, которые совершали разные преступления. В эксперименте принимало участие более 700 человек, но теория подтвердилась. Визер смогла доказать, что почерк указывает не только на характер, но и на наклонности человека. При помощи письма можно точно узнать, способен ли человек переступить черту закона, и какую.

О чем говорит почерк человека: расположение строк

Итак, готовы провести тест? Тогда берите нелинованный лист бумаги и напишите несколько строк, не менее трех. Теперь посмотрите, что открыло ваше письмо:

  1. Если строчки направляются вниз, то вы сентиментальный, неуверенный в себе человек. Апатия, пессимистичность и склонность к депрессиям - это ваши главные черты.
  2. Если строки направлены вверх, то вы сильная и целеустремленная личность. Вы в одиночку готовы свернуть горы, все заботы взваливаете на свои плечи (некоторые этим пользуются). Такие люди всегда завершают начатые дела, насколько бы сложными они ни были.
  3. Если строки прыгают то вниз, то вверх - вы хитрый человек, изворотливый. Всегда сможете выйти сухим из воды.
  4. Если одна строка пошла вниз, а потом наверх, то вы - человек слова. Всегда доведете начатое до конца, исполните обещание. Если же, напротив, сначала вверх, а затем вниз, то на вас полагаться нельзя. Вы не выполняете обещаний и не доводите дела до конца, даже если они в ваших интересах.

Связь между буквами

С направлением строк разобрались, теперь узнаем, о чем говорит почерк человека по расположению букв:

  1. Если вы пишете буквы отдельно друг от друга, то смело можно сказать, что жизнь ваша уж точно не скучна! Некоторые ваши поступки просто не поддаются никакой логике, ведь большинство из них совершены чисто по интуиции или простой прихоти.
  2. Торопливый, или, как его еще называют, беглый почерк, где связь между буквами то есть, то пропадает, свидетельствует о том, что человек инициативный, очень сообразительный.
  3. Если соединения есть всегда, то обладатель почерка - критик и логик.
  4. Если все буквы ровные, то человек гармонирует с собой.
  5. Каллиграфическое написание свидетельствует об аккуратности, но неумении самостоятельно принимать решения, он всегда нуждается в совете.
  6. Неразборчивым почерком наделены энергичные и порой нервозные натуры.

Начертание букв

О чем говорит почерк человека? Просто посмотрите на само написание букв:

Наклон почерка присущ многим людям, по нему можно судить о многом:

  1. Сильный наклон вправо - целеустремленность.
  2. Небольшой наклон вправо - уравновешенность и гармония. Иногда таким людям необходимо побыть наедине с собой.
  3. Если наклон влево, то перед нами - индивидуалист, который всегда спорит, идет наперекор любому мнению, ели оно расходится с его убеждениями.
  4. Нет наклона? Это упрямый человек.
  5. Наклон сильный, так что буквы практически лежат? Это указывает на вспыльчивую натуру.
  6. Если наклон то в одну, то в другую сторону, то натура эта капризная. Ей присущи сильные чувства, с которыми она ведет борьбу, в которых порой путается.

Интервалы между словами

О чем говорит почерк человека? Приглядимся и к интервалам, оставленным между словами.

  1. Интервал маленький - человек часто пребывает в замешательстве, долго не может принять решение.
  2. Большой интервал - человек морально зрелый, принимающий правильные решения. Эти решения даются ему легко, принимает он их осознанно.
  3. Равные интервалы - человек спокойный, уравновешенный, адекватно воспринимает реальность и социальное неравенство.
  4. Если интервалы разные - это человек, который непостоянен в общении. В кругу его знакомых есть настоящие друзья, которые ему нравятся, а остальных он просто игнорирует.
  5. Промежутки узкие? Перед вами - замкнутый человек. Но он не любит одиночество, ему стабильно нужно находиться "в стае", даже не общаясь ни с кем.

Характер по полям и нажиму

Психология почерка учитывает не только написание, но и оформление, и силу нажима на перо. Рассмотрим эти параметры:

  1. Если при написании строк оставлены поля слева, то это бережный, и даже мелочный человек, который делает все только для своей семьи. К таким людям бесполезно обращаться не только за материальной, но и за моральной помощью.
  2. Поля, оставленные справа, говорят о щедрости натуры. Чем больше поля, тем щедрее человек.
  3. Сильный нажим на перо - это показатель оптимистичности, энергичности и эксцентричности. Если сильный нажим плюс сильный наклон - это человек строгих взглядов на жизнь.
  4. Слабый нажим - чувствительные натуры, беззаботные, порой легкомысленные.

Как вы подписываетесь?

Подписи человека, как и виды почерка, расскажут много интересного о его обладателе. Рассмотрим примеры:

  1. Если в подписи имеется множество петель, то человек, оставивший ее, очень наблюдательный. Такие люди довольно хитры, и этим напоминают лис из сказок. Но это плюс, они многого могут добиться в жизни.
  2. Если подпись перечеркивается, то его обладатель - настоящий "энерджайзер", ему присущи неимоверная жизненная энергия и чрезмерная импульсивность.
  3. Если подпись обводится кружком, человек этот замкнутый, нерешительный.
  4. Длинная и сложная подпись принадлежит людям, неуверенным в себе и своих силах, часто приукрашивающим действительность.
  5. Чем короче и проще подпись, тем уверенней в себе ее обладатель.

Проведем тест

Психология почерка расскажет многое о вашем личном характере. Если вы хотите узнать о себе немного больше или более близко ознакомиться с характером другого человека, можно пройти простой тест. Для расшифровки его не понадобится помощь профессионального графолога, тест легко расшифровать самостоятельно.

Он состоит из пяти этапов, и виды почерка здесь оцениваются с некоторыми другими факторами - рисунками. Готовы? Сделайте следующее:

  1. Напишите быстро строку из нескольких слов.
  2. Теперь то же самое напишите медленно.
  3. Нарисуйте любое мелкое животное или человека.
  4. Нарисуйте любую геометрическую фигуру.
  5. Нарисуйте дорогу.

Проверим результат:

  1. Если написание обеих строк одинаково или максимально схоже, то человек быстро адаптируется к новым условиям и смене обстоятельств.
  2. Если текст меняется в зависимости от скорости письма, то человек подвержен частой смене настроения.
  3. Смотрим на рисунок. Эмоции изображенного персонажа выдают ваши. Если есть дополнительные детали, такие как усы, бантики и так далее, то вы - инфантильная личность.
  4. Если в геометрической фигуре есть углы, то вы неудовлетворены реализацией планов и желаний. Чем больше углов, тем больше неудовлетворенность.
  5. Если нарисован круг или овал, то вы сильный человек, имеете силу воли и всегда доводите начатое до конца.
  6. Посмотрим на дорогу. Если она извилистая, то четких целей нет, вы больше говорите, а не действуете. Прямая дорога говорит о четко поставленных целях и смелом следовании к их достижению.
НАТАЛЬЯ ЕРОФЕЕВСКАЯ

Графологи уверяют, что почерк помогает определить отличительные черты характера . Чтобы понять характер, нужно знание признаков написания букв. Замечено, что у людей почерк, как и характер, отличается.

Что такое графология и кто такие графологи

Графология – это наука, изучающая почерк, как пример – графологический анализ характера человека по его почерку. Графологи , как следует из определения, – люди, способные на выполнение такого анализа. Хотя до середины прошлого столетия методы этой науки рассматривали в виде тех, что помогают исследовать характеры людей в психологии, в наше время данное учение о неразрывной связи между характером и почерком считается псевдонаучным, его относят к протонаучному мышлению. В медицине данный термин встречается в виде возможности изучения почерка как вспомогательного элемента для слежения за заболеваниями мозга и ЦНС.

Современные ученые скептически настроены по отношению к графологии, невзирая на прошлые заслуги науки.

Научное сообщество ставит под сомнение достоверность графологии. Немалым числом исследователей графология признана лженаукой . Британским обществом психологов графология поставлена в один ряд с астрологией. Невзирая на то, что изначально наука об изучении почерка и анализе характера находила поддержку в научных кругах, а также то, что отдельные исследования поддерживают достоверность подобной теории, большая часть ученых уверена, что графология не имеет никакой предсказательной способности.

Но все же осталось немало тех, кто верит в способность графологии определять основные черты характера. Конечно, 100% вероятности и точности в суждениях никто не гарантирует, но примерная характеристика человека по почерку обозначится.

Зачем нужен психологический анализ личности по почерку?

Стоит сразу заметить, что описание почерка дает возможность сделать вероятные выводы , но не точные утверждения. Кроме того, анализ почерка человека в психологии с примерами встречается часто и считается, что он обеспечивает общую характеристику психологии человека, но не точную. Помимо этого, графологам требуется как минимум страница текста, который написан от руки, а еще лучше пара, которые написаны в непохожих ситуациях.

Зачем нужен анализ? Нередко кадровым работникам требуется выявить главные качества личности, признаки характера и состояние психики соискателя. Это даст возможность более точно определить его соответствие работе. Кроме того, знание графологии поможет личности определиться в выборе или при смене сферы деятельности. Помните, что каждый признак не стоит рассматривать в качестве абсолютной догмы. Его нужно сравнивать с остальными особенностями.

Анализ почерка позволит найти главные черты характера. Иногда это важно при приеме на работу.

Интересное открытие было сделано западными учеными. Выяснилось, что люди, которые лишились рук, ногами и ртом пытаются выводить такие же буквы, как писали ранее. Получается, что мы пишем так, как велит нам мозг , а руки только выполняют приказы.

По этой причине почерк – зеркало человека . Данный факт также доказан биологом Прейером. Он провел эксперимент с использованием гипноза. Человеку внушалось, что он злой или хвастливый, одновременно с этим ему диктовали текст. В итоге почерк получался другой, с характерными особенностями.

От чего зависит почерк?

Многих интересует вопрос, от чего зависит наш почерк? Если верить наблюдениям ученых, наш почерк находится в зависимости не только от возраста, но и от профессии, положения. Тем более у каждого из нас есть несколько почерков. Один – для личных заметок, другой – для важных заявлений, третий – для поздравлений и писем друзьям.

Но для графологов все они одинаковы, даже разбор кривого почерка (например, в результате болезни или стресса) не представляет сложностей. Во всех почерках одной личности изменен только размер букв и качество, внутреннее строение не изменяется. Казалось бы, в чем зависимость характера и эти каракуль? Учеными разработана система признаков , разъясняющая особенности почерка человека и его характер.

Некоторые из них видны сразу, другие – если присмотреться, а вот третьи – никак не связаны с опытом. Темных пятен в этой науке, или как уверены ученые, лженауке немало, но это не мешает людям использовать графологию на практике.

Определение характера по почерку человека с примерами

Итак, рассмотрим признаки для графологического анализа и выясним, о чем говорит почерк человека на примерах:

Наклон

20-30 градусов в правую сторону . Это самый популярный наклон. Подобных людей можно назвать открытыми, но нельзя говорить, что они импульсивны. Человеку характерно умение держать эмоции в напряженных, чрезвычайных ситуациях.
Если же наклон сильнее, 50-60 градусов в правую сторону – показатель стремления к общению и любвеобильности. Эти люди, вероятнее всего, будут стараться показать свои чувства. Личность с подобным почерком восприимчива ко всему новому. Одновременно с этим у обладателей такого наклона развито собственнические инстинкты.
Маленький наклон влево говорит о преобладании разума над эмоциями. Такие люди скрытны, рациональны.
Большой наклон влево чаще встречается у левшей. Здесь отмечается большой контроль эмоций, скрытность, сочетаемая с чувственностью.
Если наклон отсутствует – баланс эмоций и рациональности.

Нажим

В наше время, когда возникло много разновидностей ручек, иногда сложно определить нажим. Но если разобрать можно, то это поможет во многом.

Сильный нажим – свидетельство настойчивости, энергичности, способности работать. Это общительные личности, любящие свою работу и людей.
Если нажим поверхностный и легкий , то такие личности отличаются чувствительностью, тонкостью натуры. Это чаще интроверты, чей самоконтроль помогает справляться с важными задачами.
Если сила нажима средняя , то подобная личность более предсказуема, ей нравится познавать внешний мир.

Сочетание нажима и других характеристик

Ровные буквы и легкий нажим – рациональность мыслей, высокая моральность, дисциплина. Крупные круглые буквы и легкий нажим – слабоволие, неконфликтность, альтруизм. Сильный нажим на прописных буквах – энергичность, лидерские и творческие способности.

Расстановка строк

Если строки до конца листа остаются горизонтальными – уравновешенность во всем. Такие люди тщательно продумывают все действия.
Если почерк уходит вверх – оптимистичная натура. В карьере – целеустремленность.
Строки идут вниз – скептик, реально оценивает события.
Неровная строка – переменчивость настроения, плохая адаптивность.

Округлость букв

Расшифровка круглых букв в почерке человека говорит о готовности личности к сотрудничеству. Такой человек не отличается настойчивостью, он открыт для других. Но хуже выполняет дела, требующие стойкости.

Помните, что все эти качества необходимо анализировать в комплексе. По отдельности нельзя составить даже приблизительный портрет. Все должно перепроверяться в сравнении с остальными особенностями.

Пространство между строками и словами

Нередко плотность расположения слов показатель бережливости. Чем дальше расстояние, тем расточительнее человек.

Размер полей

Это показатель, помогающий выявить уровень расточительности. Обширные поля везде – отличный вкус, тяга к искусству. Если они рациональны – показатель благоразумия. Узкие ровные по бокам – склонность к бережливости. Если текст занимает весь лист, а поля очень малы – стремление получить максимум.

Размер букв

Как понять характер человека по маленькому почерку или крупному?

Мелкие буквы свидетельствуют об умении концентрироваться в одном направлении. Это неагрессивные личности. Если еще и заглавные буквы слишком велики – храбрость и гордость. Если они чересчур малы – недостаток мужества. Мелкий почерк с маленькими расстояниями – скрытность натуры, личность, любящая одиночество.
Крупные литеры встречаются у экспансивных натур, несколько агрессивных. Если прописные буквы изящные – умение привлекать людей к себе, романтичность натуры.
Средние буквы встречаются у многих людей, потому их нельзя брать как отдельный показатель для анализа.

Печатные буквы

Что значит печатный почерк? Характер такого письма заключается в написании печатных букв там, где должны быть письменные – значит, человек стремится заменить свои устаревшие взгляды на жизнь современными.

Украшательства

Как почерк с завитушками характеризует человека? Наличие в письме различных украшений (фигурной «крышечки» у буквы «й», завитушек, виньеток и т. д.) указывает на желание человека обратить на себя внимание и поверхностность его мышления.

Петли

Если нет нижних петель , то человек отличается независимостью мышления, предпочитает поиск простых объяснений. Они изобретательны, умеют приспосабливаться.
Петли внизу узкие – показатель осторожности, духовности, любви к семье. Широкие протяженные нижние петли – стремление удовлетворять материальные потребности. Слишком большие петли снизу – личность не любит оказываться к чему-то привязанной.
Слишком мелкие петли вверху и внизу – нерешительность ступить на путь независимости.

Разрывы в словах

Если разрывы расположены в каждом слове, то личность склонна верить интуиции. Такой признак соотносят с другим. Если в словах нет отрывов – признак логики.

Размеры букв

Если слова начинаются с больших букв, а затем уменьшаются – человек занимает положение, где очень важно строгое соблюдение секретности. Слова начинаются с маленьких букв, а затем увеличиваются – человек не умеет хранить тайны.

Графология и подпись

Особенное место в этой науке отведено анализу подписи . Мы долго придумываем и моделируем автограф. По этой причине считается, что в написании текста определяется личность человека, каким он является, а по подписи – каким он желает быть. Это ключ к прогнозу перемен в личности и характере, в судьбе.

Подпись мы выбираем себе сами, в ней содержится важная информация о наших целях и стремлениях.

Подписи, как и рукописный текст, исследуются по параметрам, к которым относятся протяженность и острота букв, интересные знаки и слитность литер, расстояние между ними и сила надавливания, точки, крючки и т. д. Рассмотрим некоторые характеристики:

направление . Здесь взгляните, куда смотрит кончик подписи. Если вверх – оптимистичность натуры, энергичность, стремление к целям. Прямой – баланс в личности. Вниз – пессимистические настроения;
длина . Длинные подписи говорят об обстоятельности, неторопливости, настойчивости. Короткие – человек постоянно спешит, относится к делам несерьезно;
размер букв . Если первая буква заметно отличается от остальных, то личность капризна, чересчур требовательна к другим. При небольшом отличии с другими буквами – скромность. Мелкие размеры букв – рациональность, экономность, концентрация. Большие буквы – мечтательная натура, доверчивая, непрактичная;
разрывы и связь . Если все буквы соединяются – свидетельств логичности и последовательности, консервативности взглядов. Если замечено маленькое число разрывов – адаптивность и гибкость мышления. Большое число разрывов – мечтательность;

украшения . Если личность любит хвастаться и приукрашивать себя, то это сразу заметно в подписи, ведь она тоже украшена: лентами, завитками и т. п. Число завитков показывает уровень неискренности личности, скрытности. Но украшения встречаются у творческих личностей: актеров, музыкантов. Тогда свидетельство богатства воображения. У математиков подписи чаще «голые». Буквы как будто теряют некоторые части;
расстояние между буквами . Этот признак определяет уровень щедрости: при большом расстоянии – высокий уровень. Если буквы почти друг на друге – скупость и экономность;
хвостики, подчеркивания . Если подпись подчеркнута снизу, то человеку свойственно самолюбие, обидчивость, ему интересно мнение других. Если линия сверху – гордость, тщеславие, стремление к новому. А вот длина хоста в конце подписи говорит о реакции людей на вмешательство в их дела. Чем длиннее хвостик, тем меньше человек терпит замечания и указы. Если подпись перечеркнута – свидетельство недовольства собой, самокритики, колебаний;
точка . Это позитивный признак. Если в подписи имеется точка – это свидетельство дисциплинированности, стремления заканчивать начатое. Если она стоит в конце – человек заканчивает начатое при любых обстоятельствах. В начале подписи – стремление получать полные данные перед началом работы;
повторение элементов . Одинаковые знаки говорят о навязчивости в действиях и мыслях, об устоявшихся привычках. Наряду с этим, данный признак – показатель упорства, способности легко справляться с монотонной работой.

Заключение

В данной статье рассмотрены наиболее важные критерии, так называемые ключевые точки по работе с почерком и анализу его элементов, способных пролить свет на личностные характеристики своего владельца. Но есть еще немало нюансов, которые помогают определить характер по подписи. При желании возможно овладеть такими навыками самостоятельно, но для этого придется проанализировать немало рукописных текстов близко знакомых людей, характер которых известен в той или иной степени.

19 января 2014

Убористый, неразборчивый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный... Каким только почерк не бывает. У каждого из нас он свой. Он начинает формироваться примерно в возрасте 8–10 лет, окончательно складывается только к 20, но может меняться в течение всей жизни. И может многое о нас рассказать. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Так что, хочешь нарисовать психологический портрет человека? Проанализируй его почерк!

Общие сведения

Графология - это научная область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. Графологический анализ проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки (со сдвигом влево, вправо, вверх-вниз), и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расположение на листе… Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика. Хороший графологический анализ дает полнейшую характеристику – от перспектив личностного роста, определения способностей до сексуальных предпочтений и склонности к наркомании.

В последнее время услугами экспертов-графологов пользуются многие компании для составления характеристики специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов. Так что не стоит пугаться, если при приеме на работу тебе предложат чистый лист бумаги, грифельный карандаш и попросят написать парочку предложений на свободную тему. Обмануть графолога вряд ли удастся, а вот искусственно исказив почерк, ты можешь сделать себе медвежью услугу, получив характеристику человека, который не подходит на данную позицию.

Основными принципами графологического анализа делится психолог, графолог Михаил Петухов .

Что нужно?

Для графологического анализа необходим текст, написанный от руки на чистом листе бумаги. Как минимум четыре предложения с подписью. Чем больше объем текста, тем лучше (например, лист формата А4).

Писать лучше грифельным карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим.

Для анализа подойдет не каждый рукописный текст. Например, поздравление в открытке – не лучший вариант, так как, подписывая, человек, как правило, прикладывает некоторые усилия, чтобы сделать это максимально красиво. Анализируемый документ должен быть написан при таких обстоятельствах, когда человек спокоен и никуда не торопится. Лучше всего иметь несколько экземпляров, написанных в разное время.

Основные этапы анализа

1. Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

2. Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

3. Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

4. Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

5. Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Графолог Михаил Петухов согласился проанализировать для нас серию текстов с разными видами почерков. Небольшая оговорка: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую характеристику человека.

Однако, эти краткие характеристики дадут тебе представление о том, как работает графолог и какие выводы на основании каких значимых элементов делает. Присмотрись, может быть, ты найдешь почерк, похожий чем-то на твой?

№1 и №2 . Типичные почерки девушек-подростков. Тенденция левонаклонности в сочетании с округлостью, связанностью и стилизованностью. Небольшой разброс высоты, сосредоточенность на центре форм. Преобладание движений «вовнутрь». Контроль формы за счет потери в скорости.

Авторы почерков - сосредоточенные на себе и своих субъективных чувствах личности. Им присуще принятие решений и поведение - в соответствие скорее с чувствами, нежели с рациональностью. Также - чувство протеста, в том числе - родительскому влиянию. Со стороны такие девочки кажутся упрямыми или эгоистичными, тогда как на самом деле - это лишь их попытка добиться автономности, самостоятельности, взрослости и отмежеваться от опеки и влияния родителей, все еще воспринимающих свою дочь как ребенка. Также - характерна озабоченность своим имиджем, внешностью, статусом среди себе равных. Несмотря на демонстрацию протеста и независимости, девочки на самом деле именно очень зависимы и чувствительны к мнению о них окружающих, их осуждению, они остро нуждаются в одобрении взрослых.

В почерке №2 - описанные временные подростковые явления начинают уже проходить и личность выглядит более «зрелой», хотя хронологический возраст автора этого почерка и ниже на несколько лет, чем автора почерка №1.

№3. Почерк обнаруживает почти тотальный контроль над своим вниманием. Непродуктивная стилизованность - страдает скорость и спонтанность письма. Раздельность. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек. «Вынужденный» правый наклон. Узкие «петли», надлом в «б».

Автор почерка - скрывается за «маской». Это чрезвычайно осторожный и расчетливый человек. Такая «маска» заключается в том, что он пытается создать впечатление наивности и открытости - хотя на самом деле напряженно наблюдает и может неожиданно начать манипулировать человеком или использовать собранную о нем (пользуясь сначала его доверием) информацию. Этот человек - формален, официален по своей сути, бюрократичен если выдается возможность проявить это. Упрям, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Основателен, придирчив к деталям и подробностям.

№4. Почерк узкий - зажатый, правонаклонность, форма букв угловатая. Связанность, но короткие окончания слов. Падающие строчки. Ход строчек, однако, тоже неровный. Нажим - средний до сильного. Отсутствие правых «полей», текст идет «сплошной массой».

Автор почерка - молодая женщина, которая всеми силами старается «держаться на плаву», но похоже, это ей не очень удается. Она живет не в удовольствие, не ради себя - а ради одного морального долга, понятий «надо», «обязана», «дОлжно». Это личность, крайне критичная к себе, готовая на самопожертвование. Можно быть уверенными, что в ее жизни был не один человек (мужчина), просто-напросто пользующийся ее жертвенностью. Пока она не расслабится, не научится не только отдавать, но и получать, ценить себя и не чувствовать вины там, где ее нет, пока она не выставит к окружающим ее людям такую же высокую планку требований, которую ставит только себе - описанный сценарий будет повторяться и дальше.

№5. Тотальный моторный контроль. Абсолютное следование стандарту прописей. Крайняя стилизованность и крайне низкая скорость почерка. Узость «петель» (см. букву «е» в словах «желаю», «тебе» и др.). Надломленность низа «р» в «марта», искусственно превозмогаемые расстояния от «у» в «учиться», «й» в «твой» и др. признаки.

Автор почерка - безусловно, никакой не школьник «Вова». Это взрослая женщина, специально натренированная писать «прописным» почерком. Несмотря на это, все-таки и здесь проявились некоторые свойства личности пишущей. Так пишет человек неспонтанный, напряженный (о чем говорят некоторые сбои - рука не выдерживает большого мышечного напряжения и концентрации и кажется, что вот-вот «дрогнет»). Только человек, внутренне боящийся или не смеющий выразить свою индивидуальность, быть «не как все», смирившийся с рутинным и монотонным существованием, способен настолько подавить все личное и настолько «безукоризненно» изобразить стандарт. Содержание - приносится в жертву пустой форме. К тому же, на более глубокий взгляд, это самоподавление хорошо видно в зажатости некоторых букв и линий.

№6 . Высокая степень контроля в почерке. Угловатость. Узость формы. Приемлемые расстояния между строками и словами. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н». «Подъем» второго абзаца.

Автор почерка - эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не показывает этого - он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. Убежден в правильности своих позиций и своей объективности (что говорит о субъективности). Намеренно демонстрирует свое расположение к людям.

№7 . Максимальная заполненность листа (нет полей со всех 4 сторон). Вид «общей массы». Раздельное написание. Форма - скорее печатная, очень угловатая. Плохая ориентация и расположение на листе. Отсутствие расстояний между строками, порой и между словами. Неустойчивость. Неровность хода строк. Непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона.

Автор почерка - мужчина, доминантная личность. Ему присуща грубоватая чувственность. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Высокий болевой барьер. Экстравертен. Громко и много говорит, перебивая собеседника. Плохо ориентируется в бытовых жизненных ситуациях, упускает мелочи. Живет «здесь и сейчас», нетерпелив и порывист. Имеет отличные руки - может мастерить, строить, расположен к технике или физическим усилиям.

Испытывает перепады настроения, субъективен. Трудно дается выбор верной дистанции в межличностном общении.

№8. Необычный почерк. Левый наклон. Отсутствие нюансов цвета и нажима. Плохая читабельность. Сильный нажим. Неровность строчек. Средняя зона букв тянется и занимает место в верхней - вопреки стандарту (см. «н», «р», «ь»). Одновременно - укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность. Надлом верхней зоны - «б», «т».

Автор почерка - индивидуалист и всячески подчеркивает это. Обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. Пытается выглядеть умнее, чем есть и производить впечатление высокоинтеллектуального человека, но это только видимость. Проблемы в интимных отношениях. Отстранен, искренние отношения ему незнакомы. Хитер, манипулятивен, пользуется для этого своей интуицией. Неблагонадежен.

№9. Почерк вызывающе нестандартен. Правонаклонность, узость, упрощенность, низкая читабельность. «Налезание» нижней зоны на чужую территорию - соседние строчки. Колебания формы, наклона, размеров, расстояний. Интенсивность импульсов, резкая угловатость. «Вылезание» средней зоны на место верхней («з», «д»), почти полное отсутствие полей. Резкий надлом верхней зоны - «б».

Автор почерка - мужчина, основные мотивы личности которого - это внутренний протест, гнев, хроническая обиженность и мрачное восприятие жизни. Строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. Эмоциональная зажатость, частично вызванная подавляющим воспитанием со стороны отца пишущего. Человеком владеет и сопровождает по жизни ощущение «жертвы», обиженного и оскорбленного. Для него характерны - жесткость и отсутствие душевной близости в отношениях.

№10. Почерк - разделен, фигурист, стилизован. Колеблющийся прямой наклон. Закручивающиеся вовнутрь движения (петля и возвращающийся к центру хвостик «б», буква «с», «о» и др.). Непродуктивные с точки зрения написания, элементы и излишества (см. «д», «у», «з», «й» и др.). Одновременно - теряющие прямоту строчки, неравномерные расстояния между ними. Нижние элементы букв «залезают» на территорию нижеследующих строк. Промежутки между словами также неравномерны, с тенденцией к уменьшению. Заполненность пространства целиком.

Автор почерка - представительница классической «маски», ставшей «второй натурой». Этой женщине присуще убеждение, что форма, впечатление, имидж - важнее истинной сути. Она сконцентрирована на себе и своих переживаниях, словно «улитка», свернутая в своей раковине, пессимистична.

«Прогибание» перед трудностями, страх за будущее. Критичность, неспонтанность, эмоциональное восприятие, субъективность суждений.

Пишущей присуща демонстративная, искусственная жертвенность, расчет, материальность. Это своего рода - компенсация, замена потребности в душевной близости и тепле, не полученных в семье в детстве и отсутствующих во взрослой жизни, но до сих пор так остро желаемых. Для всего этого и необходима такая «маска».

№11 . Автограф. Максимальная скорость в сочетании с полным игнорированием формы. Молниеносный импульс движения. Максимальное отклонение от стандарта. Негармоничность расположения. Угловатость с резкостью. Очень крупные размеры.

Автор автографа - «гений и дьявол» одновременно. Он сочетает редкую остроту ума и редкую же импульсивность. Мгновенное восприятие и неуравновешенность. Авторитарность до мании величия и манипулятивность. Интересы прежде принципов. Агрессия - вероятно, не только словесная. Отсутствие каких-либо навыков взаимоуважительного общения с окружающими людьми, если такая видимость имеет место - то это исключительно имеет подоплеку личных интересов и выгоды.

Грубость, вульгарность, отсутствие душевного тепла или искренности.

Вероятность жесткого, если не жестокого отношения, унижения достоинства в детстве, со стороны членов собственной семьи или близкого окружения.

№12. Автограф неровный, неустойчивый. Далекий «разгон», размашистость. Закрытые сверху «аркады», частичная неразборчивость, связность. «Конусное» постепенное уменьшение от начала к концу. Сильно выраженная правонаклонность в сочетании с узостью букв. Маленькое расстояние между словами. Подчеркивающие линии, на которые как бы опираются буквы, имеют аркообразную и резкообрубленную форму.

Автор автографа - женщина, пытающаяся производить впечатление легкости, эмоциональности и капризной женственности, на самом деле - очень страдающая и неуравновешенная личность, надломленная и неуверенная в себе, с тщательно скрываемой низкой самооценкой, перепадами настроения, огромными страхами и нервным напряжением. Видна острая потребность в близких, взаимных отношениях и даже болезненная зависимость от кого-то. Болезненно жертвенна, готова на унижение ради приятия. Пишущая с трудом держит себя, она постоянно оглядывается на свое прошлое, свои корни, дом. Что-то заставляет ее быть очень скрытной, она держит в себе какую-то тайну. И боится, очень боится будущего.

№13. Автограф, резко поднимающийся вверх. Много преувеличенно-демонстративных элементов. Если их «снять» - остается довольно мелкий, округлый, петляющий, неприметный почерк.

Себя оценивает несколько занижено. Трудность делиться сокровенным и личным. Уязвимость, скрытность и некоторая внутренняя зажатость. Возможно, критичное и требовательное воспитание.

Исключительно важно личное приятие и понимание, дискомфорт при тесном общении с большим количеством людей, по-настоящему сближается только с самыми верными и проверенными людьми, которые по ее мнению, «не смогут» ее обидеть. Использование «маски-имиджа», защищающей личную уязвимость.

© И. Гольдберг , 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора .