Конспект ОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Воздушный транспорт". «Виды транспорта». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

Упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

Практическом употреблении приставочных глаголов;

Согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

Учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

Ход занятия

Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

Куда складывают груз? (Кузов)

Где сидят пассажиры? (Салон)

Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

Автобус от остановки (отъехал ), к другой остановке (подъехал ). Затем на небольшую горку (въехал или заехал ) и вместе с нами он мост (переехал ). Он быстро в тоннель (заехал ) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал ).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал ).

В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Название машины.

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего она предназначена.

Заслушать 3-4 рассказа.

Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группы по теме: «Транспорт. Виды транспорта».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме "Транспорт. Виды транспорта". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Этот конспект познавательного занятия, направленного на обогащение активного и пассивного словаря.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Цель: формирование связной грамматически правильной речи.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Образовательные задачи: углублять и закреплять названия транспорта.
Развивающие задачи: стимулировать осознанную речевую активность, развивать фонематическое восприятие и слух, развивать зрительное внимание, развивать слуховое восприятие, развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными.
Воспитательные задачи: воспитывать умения действовать в группе; выслушивать ответы друг друга.
Предварительная работа: беседа о различных видах транспорта, о профессиях транспортных; рассматривание иллюстраций; проведение физминуток и пальчиковых гимнастик на данную тему.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: Карлсон, мяч, карточки с транспортом, модуль «Светофор», аудиозапись звуки транспорта, счётные палочки, видеопрезентация со схемой по составлению лодки и парусника из палочек, видеопрезентация на рефлексию, звуковое сопровождение.
Планируемый результат: В процессе взаимодействия педагог- дети ННОД углубляют и закрепляют название видов транспорта, стимулируют осознанную речевую активность, развивают зрительное и слуховое внимание, побуждают строить речевое высказывание в ситуации речевого общения, развивают мелкую и крупную моторику, воспитывают умение действовать в группе, выслушивать ответы друг друга.

Мотивационный этап.
1. Гость Карлсон.
- Ребята! К нам сегодня на занятие пришли гости. Ой а это ещё кто?
-Простите, у вас можно тут приземлиться?
- Чего?
- Ну что, что! Посадку давай!
- Садитесь пожалуйста… (Садится на стул)
- И так, продолжаем разговор! Значит я прилетел к вам для того чтобы вы мне помогли! У меня возникла проблема, стар я уже стал и пропеллер мой барахлит… и вообще я самый несчастный в мире человек…. Варенье есть?
- Нет.
- Ну нет так нет! Так вот я так давно не был у своей бабушки…так по ней соскучился,а пропеллер барахлит… боюсь не доберусь я до нее. Может вы мне подскажите как быть?
- Ребята поможем Карлсону? (-Да)
Звучит музыка «залетает» Карлсон.

Основной этап.
Виды транспорта.
- Давайте расскажем Карлсону о видах транспорта, которые мы знаем.
- Какие бывают виды транспорта? (воздушный, водный, наземный, подземный).
- (Карлсон) Почему они так называются?
- Для чего транспорт нужен людям? (перевозить грузы, людей, убирать улицы).
- Как называется транспорт для перевозки людей? (пассажирский).
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки с пассажирским транспортом, и расскажите, какой транспорт изображен на вашей картинке.
- А как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой).
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки с грузовым видом транспорта и так же расскажите.
- Как можно одним словом назвать снегоуборочные автомобили, мусоровозы, автокраны? (специальные)
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки со специальным транспортом.
- Пожарная машина, «скорая» - как этот транспорт называется? (оперативный).
-Встаньте те, кто на столе нашел картинки с оперативным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается не по суше, не под землёй, но и не по воздуху? (водный)
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки с водным видом транспорта.
- А как же называется транспорт, который изображен на оставшихся, на столе картинках? (воздушный) (подземный)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Один, много».
(дети под музыку передают по кругу игрушку, на ком музыка останавливается, тот называет что за транспорт, делит слово на слоги, называет цвет, проговаривает в единственном и множственном числе изображённый на слайде).

- (Карлсон) Ого! Ничего себе сколько вы знаете!
- Скажи Карлсон, а ты умеешь пользоваться светофором?
- Я думал это просто фонарь разноцветный, что им пользоваться то?
- Ребята вставайте на ножки за свои стульчики.
Игра называется «Зелёный, жёлтый, красный».
Я вам буду показывать сигналы светофора, а вы выполнять команды.
на зелёный сигнал – ходьба на месте,
на жёлтый – остановиться,
на красный – присесть

- (Карлсон) А я вот совсем запутался…А вы знали что этот ваш транспорт ещё и сигналы разные издаёт…
-Конечно знали! Сейчас мы тебе расскажем!
Я буду включать вам разные звуки, а вы мне скажите, какой транспорт может так звучать. Договорились? – Да. Тогда приготовлись внимательно слушать.
- звук парохода
- звук поезда
-звук машин
- звук самолёта
Ребята,вы такие молодцы! Правильно назвали все виды транспорта.
- (Карлсон) А ну теперь уже понятно стало…

Вставайте в круг,следующая игра называется «Детали транспорта…»
Я буду по очереди кидать вам мяч и называть транспорт, а вы должны назвать любую деталь, которая есть у этого транспорта и возвратить мне мяч.
Например:
-Автомобиль.
-У автомобиля есть колёса.
-Самолёт.
-У самолёта есть крылья и т.д.

А теперь я буду называть транспорт, а вы мне профессию.
Пример:
- Лодка?
- Капитан, матрос.
- Машина?
-Водитель и т.д.

Вот мы с вами пока играли Карлсон и гости совсем засиделись. Давайте для них мы проведём разминку!

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).
Будем транспорт называть.
По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).
Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).
Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).
Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Ребята, пока мы делали разминку, Карлсон мне шепнул, что он по воздуху летал, по земле ходил, а вот на лодке ни когда не катался! И мне кажется, что мы сможем ему помочь. Давайте из палочек выложим лодку. Но для начала превратим наши обычные ручки в волшебные, специальным упражнением.

Дети проговаривают слова и ударяют кулаком о ладонь.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина стоп!
-Проговариваем тоже самое шепотом.
Встряхнули ручки, присаживаемся за столы и скорее берёмся за работу!
Выкладывание из палочек фигур по образцу.
Лодка у берега стоит,
С лодки рыбак рыбу удит.

-(Карлсон) Ребята! Что то я у вас засиделся! Меня же бабушка ждёт! А сделайте мне такую лодку чтобы я вмиг очутился у нее!
-На паруснике он быстро домчится до нужного места.
Лодка с парусом плывет,
Путешествовать зовёт.

Заключительный этап (рефлексия).
- Карлсон скажи, тебе понравилось у нас в гостях? А ты ещё к нам прилетишь? Тебе было сложно?
- Конечно прилечу! Вы самые лучшие друзья на свете! Сложно было но я столько нового сегодня узнал! И всё всё всё запомнил! Спасибо вам!
-Ребята а вам было сложно? Возьмите магнитики и поставьте на лодку если было сложно, на машину если было немного непонятно и на самолёт если все было легко и интересно!
-(Карлсон)Ну… я полетел! Ой, чуть не забыл! Я же для вас игру приготовил! Поиграем?
- Да!
- Я называю транспорт, а вы мне тоже говорите любой транспорт но на последнюю букву.
Например:
Лодка вам на «А»
Автомобиль, следующее слово на «Л» и т.д. Речевое развитие (коммуникативная деятельность)
Беседа. Карлсон, слайд.

Лексическая тема: «Транспорт»

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие слухового восприятия;
- развитие графических умений и навыков.

Оборудование: презентация (скачать) , компьютерная программа «Игры для Тигры».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

2. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о транспорте.

3. Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт».

Ребята, посмотрите на экран (слайд №2). А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным?

Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, воздушный.

4. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза (смена слайда на слайд №3).

Угадайте, чего не стало?

5. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

6. Развитие грамматического строя речи.

Ребята, мы с вами прошлись по улицам города и увидели разнообразный транспорт. Давайте вспомним, а кто управляет транспортом (слайд №4). Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист» и т.д.

Ребята, расскажите куда прибывает (приезжает) транспорт? Исправьте ошибки (слайд №4). Дети с помощью мыши передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия: самолет прибывает в аэропорт и т.п.

7. Образование относительных прилагательных.

Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете от какого транспорта все эти части?

Упражнение «Из чего - какой» (слайд №5).

Дверца из металла (какая?) - металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) - ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)- ….
Колесо из резины (какое?) - ….

8. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор (слайд №6).

9. Физкультминутка (слайд №7).

Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
(руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели,
(присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны)

10. Составление предложений по опорным картинкам.

Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам (слайд №8).

Логопед раздает детям конверты со схемами предложений. Ребята выкладывают схемы предложений у себя на столах.

11. Графический диктант.

Дети выполняют графический диктант. В конце демонстрируется слайд №11.

12. Итог занятия.

Денисенко Екатерина Викторовна,
учитель-логопед

НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.

Лексическая тема «Транспорт»

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”.

2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), закрепить знания детей о деталях транспорта.

3. Продолжать учить:

Образовывать сравнительную степень прилагательных;

Образовывать прилагательные от существительных;

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление;

Развивать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки инициативности и ответственности;

Воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».

Оборудование: бумажные лодки и самолеты, цветные фишки, картинки корабля машины, самолета и лодки с обозначением основных частей. Цветная бумага синего цвета, имитирующая речку. Картинки по теме.

Ключевые слова: наземный, водный, воздушный, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, остановки, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

Игровая мотивация: игра – путешествие.

Ход НОД:

· Организационный момент

Логопед встречает детей, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку.

Посмотрите на картинку, которая лежит перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки.

· Вводная часть.

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на машине. (Детям раздаются машинки, в каждом кузове цветные фишки) посмотрите, в ваших грузовых машинках есть груз – цветные фишки.

· Упражнение «Шифровальщики»

Ребята, давайте зашифруем с помощью цветных фишек слово машина.

Дети выполняют звуковой анализ и синтез слова машина

· Игра «Ехали-ехали».

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

Вы догадались, на какую тему мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, транспорт.

В нашем путешествии будет много остановок. Поедем, соблюдая правила дорожного движения.

Мы приехали на первую остановку ПРИЧАЛ. Посмотрите, что вы видите перед собой? Катер, лодка, теплоход, парусник. К какому виду транспорта они относятся? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан) Место, где причаливает маломерный транспорт, называется причал. Место, где причаливают большие судна, называется порт. У корабля есть основные части - нос, корма, борта.

· Выработка силы и направленности воздушной струи.

Давайте вместе с вами отправим лодочки в плаванье. Выбирайте бумажные лодочки, будем силой воздушной струи отправлять их в соревновательное путешествие. Каждый по очереди и по своей «речке». Посмотрим, чья лодочка уплывет дальше.

Игра «Продолжи предложение»

На доске выставляются картинки: первая с лодкой, вторая с кораблем.

Корабль плавает далеко, а лодка…

Корабль плывет быстро, а лодка …

Корабль мощный, а лодка …

Корабль большой, а лодка …

Корабль тяжёлый, а лодка …

Корабль просторный, а лодка …

Корабль длинный, а лодка …

Корабль плывет быстро, а лодка …

Молодцы! Отправили свои лодочки в путешествие. А нам пора ехать дальше. (9-12 слайд)

Посмотрите, ребята, мы приехали на стоянку. Что вы видите? Грузовик, скорая помощь, автобус. К какому виду транспорта они относятся? (наземный) Кто водит машины? (шофер) У машины есть основные части: кузов, кабина, колеса. Есть машины, которые помогают людям (скорая помощь, пожарная машина, полицейская, снегоуборочная).

· Физминутка «Шоферы»

Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)

Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)

Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают)

Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)

· Игра «Почему так называется?»

Возит бензин – (бензовоз)

Возит молоко – (молоковоз).
Мешает бетон – (бетономешалка).
Возит цемент – (цементовоз).
Возит воду – (водовоз)

Самолет -

Вездеход -

Самокат -

Куда это мы с вами приехали? Я вижу записку, давайте ее прочтем: Читаю деформированное предложение: В, приехать, вы, аэропорт. Дети составляют предложение и проговаривают по очереди.

К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта.) Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Возьмите самолетики у вас на столе. Крылья, салон, хвост, кабина, нос.

· Игра «Из чего сделан, какой?»

Из чего изготовлен самолетик? (Из бумаги). Значит, он какой? (Бумажный).

Если колеса сделают из резины, они будут

Если самолет сделают из металла, он будет

Если самолет сделают из пластика, он будет

Если штурвал сделают из дерева, он будет

· Игра «Третий лишний» Найди лишнюю картинку”, объясни почему.

Лодка, велосипед, теплоход

Трамвай, троллейбус, грузовик

Маршрутное такси, легковая машина, поезд в метро

Самолёт, вертолёт, пароход

Поезд, электричка, лодка

Такси, автобус, поезд

· Подведение итогов, упражнение «Сложи из геометрических фигур машину»

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Какие виды транспорта вы запомнили? Я предлагаю собрать различный транспорт из геометрических фигур

Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-128с. Стр. 82-84

2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. Стр.3-4

3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. -М., «Просвещение», 1971. -272с

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=2&page=1

2. http://boltushka-log2011.narod.ru/zanyatiya/kak_nauchit_rebenka_proiznosit_zvuk_r/


ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ВЛАСОВА

Цель: Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные . Уточнить и активизировать словарь по теме "Транспорт". Учить составлять предложения с предлогами В и НА. Учить составлять связные описательные рассказы по схеме.

Коррекционно-развивающие . Развивать связную речь. Развивать логическое мышление. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные . Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, схема для описательного рассказа, карточки с личиками, карандаши.

Ход занятия

I. Мотивационный компонент

1. Уч. Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу!
2. Уч. Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Уч. Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Уч. Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".
На доску вывешивается картинка с транспортом.
Уч. Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] - [л] - [л] .
Гудит пароход: произнесение звука [ы] - [ы] - [ы] .
Прокололась шина у машины: произнесение звука [ш] - [ш] - [ш] .
Насос: произнесение звука [с] - [с] - [с] .
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "ша - шу - ши - шо ".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "би - би - би ".
Гудит поезд: произнесение на одн ом выдохе "ту - ту - ту ".
Уч. Молодцы!

II. Операционный компонент

1. Уч. Сейчас я буду называть правильные и неправильные предложения, а вы внимательно слушайте и поправляйте меня, если я скажу неправильно. Машина - это наземный транспорт.

Д. Правильно.
Уч. Пароход - это воздушный транспорт.
Д. Неправильно. Пароход - это водный транспорт.
Уч. Поездом управляет лётчик.
Д. Неправильно. Поездом управляет машинист.
Уч. А чем управляет лётчик?
Д. Самолётом.
Уч. Молодцы! Теперь мы поиграем в игру "Какой транспорт лучше?" Разделимся на 3 команды: 1 ряд - 1 команда, 2 ряд - 2 команда, 3 ряд - 3 команда. 1 ряд будет говорить про автобус, 2 ряд про поезд, 3 ряд про трамвай. Вы по очереди будете приводить доказательства того, что ваш транспорт лучше. Начинает 1 команда.
Д. Недорогой проезд.
Уч. 2 команда.
Д. Перевозит много людей.
Уч. 3 команда.
Д. Движется с помощью электричества.
Дети по очереди приводят аргументы.
Уч. Молодцы! Сделаем вывод, что у каждого вида транспорта есть свои положительные стороны.



2. Уч. Давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка "Самолёт"
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт. (Руки в стороны.)
Правое крыло вперёд, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперёд, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолёт. (Руки в стороны.)

3. Уч. Посмотрите на картинку. Кто и что на ней изображено?

Д. Кошки, собаки, лошади, корова; автобус, трамвай, троллейбус, такси.
Уч. Скажите, кто входит?
Д. Кошка, корова.
Уч. Кто едет?
Д. Собаки, кошки, лошади.
Уч. Составьте предложения. Кто входит куда?
Д. Кошка входит в автобус. Корова входит в такси.
Уч. Кто едет на чём?
Д. Собаки едут на трамвае. Кошки едут на автобусе. Лошади едут на троллейбусе.
Уч. Запомните: Кошка входит В автобус. Кошка едет НА автобусе.

4. Уч. Сейчас мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них. Послушайте образец. Ты на чём поедешь в г ости? Я поеду в гости на метро. По очереди задавайте друг другу вопросы.

Дети выполняют задание.
Уч. Молодцы!

5. Уч. Сейчас мы будем составлять рассказы по схеме. Каждый загадывает любой вид транспорта, описывает его по схеме, но не называет. Все остальные должны будут отгадать. Посмотрите на схему. Вы должны

ответить на такие вопросы:

  1. Из каких частей состоит?
  2. Чем приводится в движение?
  3. Где движется этот транспорт?
  4. Для чего используется?
  5. Кто управляет этим видом транспорта?

Презентация детских работ. Наблюдение за речью детей. Исправление ошибок.

Этот транспорт состоит из кузова, колёс, руля, сидений, окон. Этот транспорт приводится в движение бензином. Этот транспорт движется по земле. Он используется для перевозки людей. Им управляет водитель. (Автобус)
Уч. Молодцы!

III. Регулирующий компонент

Уч. Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".
Уч. Чему научились?
Д. Мы научились сост авлять рассказы по схеме.
Уч. Вам понравилось занятие?
Д. Да!
Уч. У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Раскрасьте то, которое соответствует вашему настроению.
Дети выполняют задание.
Уч. Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!

Литература

Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова Развитие речи. Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (1-е отделение).-М.: Просвещение, 2000 (стр.88-89).