Метод Цицерона: запоминание больших объёмов информации. Простейший и самый эффективный метод запоминания любой информации «Цицерона Зачем это нужно

Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.


Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.


Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы .

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Здравствуйте, Уважаемые Хабрапользователи!

На написание данной публикации меня сподвигло возмущение от прочитанной недавно статьи одного хабраюзера, утверждающего, что мнемотехника «очень хороший способ запоминания информации, совершенно не подходящий для изучения иностранных слов». Я с этим высказыванием в корне не согласен, а потому, хотелось бы доказать обратное.
Если вам интересно, как использовать мнемотехнику для запоминания иностранных слов, то добро пожаловать под кат.

Введение

Для начала я бы хотел изложить вам структуру своего дальнейшего повествования, чтобы вы сразу могли перейти к интересующим вас разделам, не тратя время на ненужное.

В этой статье я постараюсь раскрыть следующие моменты:

  1. Кто говорит?
  2. Краткий экскурс в основные правила мнемотехники.
  3. Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.
  4. Практическое использование мнемотехники на примере японского языка.

1. Кто говорит?

На мой взгляд, это имеет значение, так как юноша в 20 летнем возрасте и мужчина в 40 летнем возрасте будут иметь разные фильтры восприятия, а потому важно обозначить позицию, с какой будет вестись изложение для того, чтобы лучше понять автора читателям, вместе с написанным.

Я, студент 3-го курса юридического факультета, примерно год с небольшим использую мнемотехнику для изучения иностранного языка (арабского и японского). С самим явлением мнемотехники познакомился еще в детстве от брата (была какая-то старая книга, названием которой я уже не помню). Меня это заинтересовало, и я решил поближе с этим познакомиться, поэтому купил книгу Гарри Лорейн «Суперпамять» (не рекомендую тратить на неё деньги). Тогда я был очарован всем этим, но только, когда попытался применить все, что там написано в жизни, осознал, что за красивыми словечками ничего нет.

Прошло некоторое время. Я стал больше этим всем интересоваться (саморазвитием), прошел курс скорочтения и после этого наткнулся (или правильнее сказать нашел?) на курс мнемоники под названием «Система Джордано». Сначала я прочитал книгу автора методики, мне она понравилась, а потому было принято решение этот курс пройти, так как и по стоимости выходили небольшие деньги. Сразу же напишу, что я ни коим образом не отношусь к авторам этой методики, только в качестве бывшего ученика. Если хотите получить больше информации об этом, то обратитесь к этой статье на Хабре.

Мнемотехника мной используется для запоминания слов, фраз и текстов на иностранном языке, но больше для слов, что и будем рассматривать в этой статье.
В связи с тем, что времени на такие вещи есть не так много, то изучение иностранного языка рассматриваю как хобби или, как писали в этой статье, упражнением для тренировки мозга.

Арабским «активно» занимался в прошлом году. Сейчас же он, как и Английский, на «пассивном» изучении, то есть сводится просто к чтению соответствующих текстов в оригинале. А Японский, как вы уже, наверное, догадались, находится в позиции «активного» изучения. Под «активным» изучением я понимаю изучение языка комплексно, развивая все стороны (чтение, письмо, аудирование, говорение), а не только чтение.

Произвести количественное измерение объема запоминаемой информации довольно сложно в связи с разбросом в самом объеме. Например, недавно запоминал за раз около 35 иероглифов кандзи и 40-50 просто слов. А на днях всего 12 иероглифов и 20 новых слов. То есть, тут есть ограничения только в вашей готовности уделить то или иное количество времени на запоминание. Об этом чуть позже.

2. Краткий экскурс в основные правила мнемотехники

Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В. А. Там все доступно изложено.
Я же здесь приведу только те моменты, которые необходимы для запоминания иностранных слов.

Для начала надо понять, что мозг запоминает не сами образы, возникающие в голове, а связи между несколькими образами. Это очень важно запомнить, потому что непосредственно по время запоминания акцентировать надо на этом. Мозг является генератором информации. Процесс генерации осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к «зависанию» памяти и к расстройству деятельности всего мозга.

Чем чаще вызывается в голове та или иная реакция посредством соответствующего стимула, тем сильнее закрепляется данная связь. Но в то же время, связи могут заменяться (перезаписываться).

Далее, существуют естественные ассоциации (связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами). Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Автор выделяет много приемов, но так как объем статьи ограничен, а цель моего повествования не в углублении в мнемотехнику, а в демонстрации действенности мнемотехники, то я не буду излагать все приемы, только то, что мы будем использовать в статье.

Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице.

Посредством метода Цицерона, мы будем формировать опорные образы, которые будут стимулировать припоминание запоминаемых слов.

Мы познакомились с естественными ассоциациями, теперь же перейдем к искусственным (это те, которые мы будем сами формировать для запоминания той или иной информации). Сразу же скажу, что при образовании связи не имеет значения логичность и нелогичность связи, эмоции, возникающие при образовании связи, мысли и прочее.

Значение имеет лишь следующее. Запомните простые правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать в процессе создания связи:

1. Образы должны быть крупными . Любые зрительные образы, каковы бы ни были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.

2. Образы следует представлять объемными . Примером таких образов могут быть голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.

3. Образы необходимо представлять цветными . Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку – коричневой. Если вы представляете образ «светофор», то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета. Одни люди хорошо видят цвет, другие – хуже. Тем не менее, старайтесь его представлять. Это хорошо тренируется. У некурящих людей проблем с представлением цветовых ощущений обычно не возникает.

4. Представляемые образы обязательно должны быть детальными . Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть, из каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем следующие образы: антенна, дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.

Различают мыслительные операции, включающие процесс «память». Главная мыслительная операция в мнемотехнике – это «соединение образов». Образы можно соединять в воображении разными способами. Это зависит от применяемого метода запоминания. В любом случае, запомните следующее важное правило.
При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа. Повторюсь, это очень важно. На практике вы поймете, почему это выделяется.

Следующая значимая для нас операция - это «выделение подобразов (частей образа)». Эта мыслительная операция используется для «разборки» целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ «магнитола» вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п. Это мы будем использовать для запоминания значения слова, а потом на этом образе его произношение.

Операций «видоизменение» и «трансформация образов» я коснусь лишь частично. Говоря очень поверхностно, они заключаются в том, чтобы на одно слово, например, «лук» у вас были разные образы (лук - растение, лук - оружие). Но даже эти «растение» и «оружие» еще могут видоизменяться множество раз. Я думаю вы представляете, сколько разных луков (оружие) бывает? Это имеет значение для того, чтобы при возрастании объема информации, образы не перемешивались. Например, для английского слова «топор» у вас будет один образ, а на японское слово - другой. Не уверен, что в этой статье коснусь этой проблемы более подробно.

Различают 4 этапа запоминания:
1. Кодирование. Вы преобразуете слова в образы.
2. Запоминание. Образуете связь между опорными образами и запоминаемыми образами.
3. Закрепление связей в мозге. Исключение промежуточных образов из головы посредством образования прямой связи слово (произношение) - образ-значение слова.

Для кодирования различают несколько приемов, но в нашем случае важны следующие:
1. Слово-образ. Для таких простых слов как карандаш, портфель, телевизор и прочее, вы используете те образы, которые возникают у вас во время припоминания этих слов. Тут все просто. Не будем останавливаться.
2. Прием символизации. Здесь все гораздо сложнее, особенно в начале. Применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово – это слово, не имеющее фиксированного образного значения. Для слов холод, храбрость, ревность, входить и прочих нет фиксированных образов, поэтому тут надо подбирать (поначалу подбирать, а затем этот процесс автоматизируется) образы индивидуально. Автор дает следующие образы: Холод - лед, ревность - мокрый носовой платок. Входить и храбрость в примере нет, но для меня эти слова символизируются следующими образами. Входить - нога, ступающая за порог открытой двери (описывать длинно, но образ емкий). Храбрость - постаревшее сердце из стали.

Следующий термин - это образные коды. Это понятие трактуется широко, но мы для удобства сведем к мизерному значению. Образные коды = фонетические образные коды. Суть в том, что для конкретного звука создается свой образ и уже к образу-значению присоединяется фонетический образ для чтения. Пока это может показаться сложным и запутанным, но, перейдя к практике, вы поймете, что это достаточно просто и логично.

Запоминание.
Осуществляется, как уже было сказано выше, посредством соединения образов. Для этой части у вас уже имеются соответствующие теоретические знания, поэтому эту часть рассмотрю в следующей главе.

Закрепление связей в мозге.
В мнемотехнике под этим понимается многократное припоминание информации. Никак не чтение. Схема такова: вы запоминаете информацию (создаете связи). После этого все вместе повторяете в голове (контрольное припоминание). Если повторение происходит без ошибок (сверка с источником), то повторное припоминание следует провести примерно через час. И далее в течение 3-4 дней припоминать информацию по три раза в день. Это может показаться длительным процессом, но уверяю вас, что просмотр образов дело быстрое, когда навык уже сформирован. Этим можно заниматься везде, поэтому выделять дополнительно время на это не требуется. Ведь у всех есть моменты, когда надо или подождать чего-то или надо выполнить механическую работу, не требующую включения мозга. В эти моменты можно заниматься закреплением связей.

Я попытался коротко изложить необходимую информацию для перехода к следующей главе этой статьи.

3. Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.

Итак, давайте попробуем применить, изложенные в предыдущей статье, положения, для наших нужд, запоминании иностранных слов. Общая схема будет выглядеть вот так:

1. Первым делом, надо сформировать опорные образы. В моем случае сформированы около 500 образов. Их с лихвой хватает для иностранного языка. Но в ознакомительных целях, возьмем всего лишь 10 образов (чтобы понять сам процесс запоминания.
2. Затем нам надо отобрать слова для запоминания.
3. Сформировать образы-значения для этих слов. Это важно. Обратите внимание, что при запоминании слова «hammer» (молоток) образом значением будет образ «молотка», а не машина Хаммер.
4. Соединить опорные образы с образами значениями по порядку.
5. Убедиться, что эти образы припоминаются без пропусков.
6. Теперь надо на части образа-значения присоединить фонетические образные коды или вспомогательные образы, по которым можно прочитать слово.
7. Контрольное припоминание всей запомненной информации.
8. Закрепление этих связей.

4. Практическое использование мнемотехники на примере японского языка.

Лирическое отступление. Так как иероглифы у нас не принято использовать, то я просто буду писать чтение на русском.
Идем по плану, намеченному в предыдущей главе:
Опорные образы
Как уже было сказано, опорные образы формируется по знакомым объектам. Я не написал выше, но для удобства (чтобы не путаться), эти образы следует формировать, обхаживая мысленно квартиру по часовой стрелке. Вам надо сформировать СВОИ образы, а не пользоваться предложенными ниже. Потратьте на это несколько минут. В моем случае, например, возьмем следующие:

Кухня

1) Выключатель.
2) Кофеварка.
3) Плита.
4) Раковина.
5) Хлебница.
6) Крючок.
7) Стул.
8) Стол.
9) Картина.
10) Ручка от входной двери.

Слова для запоминания

Слова

1) Книга - хон.
2) Сад - нива.
3) Красный - акай.
4) Голубой - аой.
5) Идти - ику.
6) Зима - фую.
7) Корова - уси (читается с уклоном на «щ», как «ущи».
8) В (предлог) - нака.
9) Новый - атарасий.
10) Хороший - ий

Образы-значения

Образы

1) Книга - книга.
2) Сад - скамейка (она стоит у нас в саду, поэтому для меня этот образ символизирует «сад». Вы должны использовать свой образ. Например, можно представить клумбу или лопату, если вы копаете в саду и т.д.
3) Красный - флаг СССР.
4) Голубой - море.
5) Идти - отпечаток стопы.
6) Зима - снеговик.
7) Корова - корова.
8) В (предлог) - презерватив (думаю не стоит пояснять, почему этот образ). Можно взять образ проткнутого стрелой сердца или же образ катаны в ножнах. Главное, чтобы образ был ёмким и вы могли понять слово, стоящее за ним.
9) Новый - Lamborghini Aventador. Можно взять образ новостройки или же образ какого-либо предмета, являющегося для вас новым.
10) Хороший - образ кулака с вытянутым большим пальцем вверх.

Соединение образов.
Тут дело техники. Главное не нарушайте правила (крупность, объемность, цветность, детальность) образов. Во время запоминания вам надо представить опорный образ и образ-значение, чтобы они друг друга касались. Далее, запомните, что второй образ (значение) всегда должен находиться или сверху, или справа, или проходить сквозь первый. Поясню на примере. Если соединяются образы «самолет» и «иголка», то надо их представить так, чтобы иголка протыкала самолет (причем их размеры относительно друг друга должны быть одинаковые). Телевизор и книга, то на телевизоре лежит книга, причем книга должна быть не как обычная книга, а размером с телевизор.
Следующий момент, за один раз запоминайте только одну связь. Образы удерживать около 6 секунд.

Рассмотрим на нашем примере:
Надо соединить выключатель и книгу. Представляем на выключателе сверху книгу (они должны соприкасаться и быть одного размера). Удерживаем эти два образа 6 секунд. Затем переходим к следующим, забыв об этих. и т.д.
В момент образования связи вы должны видеть только выключатель и книгу. Больше ничего. Это важно. Во время запоминания концентрация должна быть максимальной, потому как сложно удерживать детальный, объемный, крупный и цветной образ выключателя и книги в голове 6 секунд. Глаза не закрывать, а уставить свой взор на одноцветную поверхность.

Далее, когда вы образуете все связи по порядку, проверьте себя. Сядьте и вспомните каждый образ. Если будут пропуски, то образуйте заново связи с проблемными словами. Когда сможете безошибочно припомнить все слова, то переходите к следующему этапу.

Запоминание произношения
В этой части могут возникнуть сложности в связи с тем, что у вас не сформирован фонетический образный код.
Суть этого этапа в том, чтобы запомнить произношение. Но перед этим хочу сразу предупредить, что если вы уже с первого раза запомнили звучание какого-либо слова, то отдельно запоминать его не следует. Переходите к следующему слову. Эти образы будут вспомогательными. Со временем, на второй или третий день закрепления, они вам уже не понадобятся в связи с тем, что будет формироваться связь образ-значение и произношение.

Возьмем образ «книги». С помощью приема выделение частей образа сформируем новые образы из книги.
Приблизим книгу до того момента, пока не будет видна лишь левая верхняя часть корешка. Это наш новый образ. На него мы прикрепим слог «хо» (ХОмяк - образ хомяка), рассмотренным выше приемом «соединение образов». Далее приблизим закладку книги и соединим его со слогом «н» (Нос - образ носа). И так далее. Если вы уже по одному началу хо… можете вспомнить «хон», то второй образ необязательно запоминать. На практике я запоминаю первые два слога. Далее мозг автоматически может их дочитать. Может быть, это связано с тем, что я в школе смотрел много японской анимации в оригинале с субтитрами, и мозг их запомнил. А может и нет. Но с арабским такого не было. Приходилось все слоги фиксировать. Смотрите сами.

По такому же принципу свяжите произношение с образом-значением.
Вот список образов к отдельным слогам, сформированный автором. По нему вы легко соедините произношение и образ-значение.

Список


Единственное, с чем может возникнуть проблема - это со словом «новый», так как там 5 слогов, поэтому надо выделить 5 частей. Предлагаю такой вариант:
1) Перед машины.
2) Фары.
3) Колеса.
4) Вид сзади машины (этот вид незабываем).
5) Приборная панель.

Приборная панель


Соединяйте последовательно, но отдельно Абрикос, ТАракан, РАкета, СИроп, Игла с выделеными частями. Все просто.

Потом вы проверяете, можете ли по вспомогательным образам припомнить значение или нет. Если нет, то надо укрепить связь, закрепив еще раз. Если не отвлекаться и последовательно образовывать все связи, то процент первичного запоминания колеблется от 70 до 80 процентов. По мере выработки навыка, качество увеличивается.

На закреплении связей я не буду отдельно останавливаться, потому как было уже сказано, где и как это проводить. Повторю лишь то, что закрепление надо производить припоминанием информации, а не прочтением. Вы быстренько пробегаете по образам «книга» - «хон»… до конца. А затем занимаетесь своими делами. 3 раза в день в течение 3-4 дней.

Когда вы закрепите образ-значение и звучание, то если встретите в тексте «хон», то автоматически всплывет «книга». Хочу заметить, что написание иероглифов тоже можно запоминать, но добавляется дополнительный элемент, когда после произношения надо отрисовать мысленно иероглиф.
На четвертый день может возникнуть такая ситуация, что вы не припоминали слова, но он у вас произвольно вспыхивает в голове. Автор называет это реминисценцией. Ничего страшного, это является признаком, что слова запомнились.

Проблемы и основные вопросы, возникающие при переходе от теории к практике.

Здесь я буду публиковать важные, с моей точки зрения, вопросы, которые будут задавать хабрапользователи, если они возникнут. Но перед этим я бы хотел разрешить те проблемы, с которыми я столкнулся, когда начал практиковать мнемотехнику при изучении иностранных слов.

1. При соединении образов, второй образ не припоминается.
Этот вопрос решается практикой. У автора все обучение растянуто на 5 месяцев по три занятия в неделю. Главное не отходить от основных принципов, изложенных в теоретической части.

2. Как запоминать длинные слова? Ведь не на всех образах можно выделить много частей.
Когда запоминаются слова, на практике комбинируется метод, с которым я вас познакомил (фиксирование звучания по образным кодам) с другими методами, например, кодированием по созвучию. Слово «terrible» заменяется на ТЕРмометр (созвучное слово) + Булавка и Лупа (это образные коды для соответствующих звуков английского языка). Таким образом, можно компактно записывать длинные слова, которых не так уж и много. «АтарасиКунаКатта» - переводится как «не был новым», но это слово образовано от «Атараси», а «кунакатта» - всего лишь суффикс. А его вы выучите во время изучения грамматики, поэтому надобности запоминать его отдельно не возникает.

3. У меня закончатся опорные образы?
На практике достаточно 200 образных кодов, чтобы запоминать по 50 новых слов каждый день, потому что образы перезаписываются.
Например, вы учите 50 слов в первый день, на второй следующий полтинник (но все еще повторяете первые 50) и т.д., а на пятый день вы уже учите новые 50 на первые 50 опорных образов, но повторяете предыдущие 150, чтобы закрепить.

4. Мнемотехника это легко?
Нет. Это достаточно трудоемко. Особенно на первых порах, когда вы пытаетесь запомнить слово, но зависаете на том, что не получается подобрать подходящий образ. Но это эффективнее и увлекательнее, чем нудное повторение слова снова и снова. Со временем процесс автоматизируется и все будет проходить быстрее, но от этого не легче. Мозг все равно будет напрягаться.

5. Ограничения в объеме запоминаемой информации?
Только в том, сколько у вас опорных образов и свободного времени. Образы не сливаются и не перемешиваются.

Конец

Спасибо за внимание! Надеюсь я убедил вас, что мнемотехника может использоваться для запоминания иностранных слов, и заинтересовал, чтобы вы дальше самостоятельно познакомились поближе с этим инструментом. Данная статья является лишь верхушкой айсберга этих замечательных приемов и способов.
  • Тексты
  • Список слов

    Рассмотрим возможность использования метода Цицерона или как его еще называют метода дорог для запоминания последовательности слов. Если вы заранее подготовили "дорогу" или "матрицу образов" то можете начинать упражнение.

    Как запоминить?

    Запоминание списка слов с помощью метода Цицерона заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

    Как вспомнить?

    Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении "Пары слов": вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.

    Тройки слов

    Зачем это нужно?

    В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов. Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е. является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.

    Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления. При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики. Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.

    Запоминание троек

    Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы. Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.

    Пример создания образов из трех различных объектов.

    Абажур - Кулак - Бабочка - на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

    Кино - Кроссворд - Писарь - на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

    Тексты

    Запоминание текстов метода Цицерона можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т.д. Ниже описан процесс запоминания.

    Запоминание текста осуществляется в три шага

    • Разбейте текст на отдельные смысловые участки.
    • На каждом участке выберите несколько ключевых слов.
    • Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице

    Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:

    • Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ
    • На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ
    • По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом

    Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.

    В хорошо знакомой комнате нужно мысленно расставлять запоминаемые единицы информации, в нашем случае иностранные слова. Представляя себе комнату, или несколько комнат, скажем, свою квартиру, нужно расставить образы в определенном порядке. Закрепив расположение этих образов, можно проходить по комнате и вспоминать все, что там записано.

    Такой метод с системой комнаты здорово помогает при запоминании дат, событий, планов речей и многого другого. Однако, при запоминании иностранных слов возникают определенные трудности. Например, можно запомнить последовательность слов на своем языке, при этом не запоминая этих слов на иностранном. Это первое. Второе — это проблема «разбросанности» слов по всей квартире в произвольном порядке. Третья загвоздка — как запомнить написание слов (если необходимо).

    На занятиях я знакомлю учеников с сутью метода и предлагаю запомнить заранее заготовленный список слов, которые, как я думаю, они не знают. В качестве полигона выбираются их квартиры. Они чертят себе примерный план своего дома и вспоминают расположение всего внутри.

    Чтобы решить вопрос разбросанности слов по квартире, мы определяем для каждой комнаты или угла комнаты свою часть речи. Получается что в одной комнате только глаголы, в другой только существительные и т. д. Это помогает сразу обратиться к нужной комнате для поиска нужных слов не проходя по всей «квартире». Но в пределах комнаты следует двигаться по часовой стрелке, а значит и расставлять образы так же.

    Трудности с запоминанием произношения слова мы решаем с помощью фонетических ассоциаций. По мере возможности, ассоциация подбирается такая, чтобы в ней было какое-либо действие. Так легче запомнить.

    Написание запоминаем, стараясь мысленно писать слова на предметах, к которым привязываются образы, либо вкладывая написание в фонетическую ассоциацию. Например, пятиклассник, запоминая английское слово « master », расположил плакат с изображением своего отца на стене комнаты. На плакате - соответствующая надпись. Есть еще хороший способ привязывания к другим словам с похожим написанием, которые уже хорошо знаешь. Особенно актуально для китайского языка, так как в нем много одинаковых по звучанию слов. Иероглифы, конечно же, нужно учить другим способом:). Например, изучая слово «жемчужина» (чженьчжу), ученик запомнил его как «бросать жемчужину перед истинной свиньей» (истина-чжень, свинья -чжу). Образ приклеил к шкатулке, в которой вся сцена со свиньей и происходила.

    Такие же операции со словами можно делать не в мысленной квартире, а в мысленном городе. Представлять тогда нужно хорошо знакомый город, также выделив его районы для соответствующих частей речи. Причем его возможности по хранению образов безграничны, потому что в городе много «квартир», магазинов и т. д. Важно научиться связывать друг с другом образы и ассоциации. Так запоминается гораздо лучше и вспоминается гораздо легче.

    На первом этапе освоения метода мы запоминаем всего по 15 слов. По мере привыкания к методу планируется повышение количества запоминаемых слов до 25, 30, 35 и т. д. Запоминание 15 слов с одновременным освоением сути метода занимает примерно 15-20 минут. Потом повторение. Результаты постараюсь описать через пробный период.

    Метод Цепочка

    Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.

    Метод Цепочка - это один из самых простых мнемотехнических приемов. Суть его заключается в попарном соединении образов. При этом относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие, а сами образы – яркие и запоминающиеся. Вы образовывайте связь между первым и вторым образом, а затем убираете из сознания первый образ путем переноса внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары.

    Второй образ пары проникает в первый.

    Второй образ пары находится сверху.

    Второй образ пары находится справа.

    Всегда образуйте связи четко по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева.

    Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу.

    Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

    Например, нам нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Крупно, ярко представьте себе свежий, хрустящий батон - а на нем сверху лежит пакет молока. Секунду-другую рассматривайте эту связь, а затем связывайте пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируете связь и переходите к соли. Когда вы вспоминаете первый образ - батон, в памяти неизбежно всплывет "молоко", молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

    Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудете одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике - скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.

    При выполнении тренировочных упражнений вы можете запоминать длинные последовательности образов, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено - можно связать десятки и даже сотни образов.

    Метод Цицерона

    Мы с вами регулярно видим одни и те же зрительные образы – предметы в квартире, объекты на улице, по которой мы постоянно возвращаемся домой и т.д. Это и есть опорные образы из которых формируются естественные ассоциации. Так как связи между объектами, которые мы регулярно видим, уже существуют в нашем мозге, их запоминать не требуется. Мы их и так помним. Нужно лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых нам образов, то есть много кратно их повторить. То есть запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. А затем достаточно вспомнить эту комнату и воспроизвести необходимую информацию. В этом и заключается суть метода Цицерона или метода Римской комнаты.

    Этот метод назван в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории. Марк Тулий Цицерон (106-43гг. до н.э.)- государственный деятель Римской империи, прославился тем, что никогда не использовал в своих публичных выступлениях записи или подсказки. Цицерон воспроизводил по памяти множество фактов, дат, исторических событий и имен. Для того, чтобы запомнить в строго выверенной последовательности подготовленное выступление, Цицерон разбивал свою речь на части и каждую часть готовил в одном из своих многочисленных покоев. Непосредственно на выступлении с речью Цицерон мысленно прохаживался по своим многочисленным покоям по определенному маршруту, и это помогало ему чётко вспомнить ту часть речи, которую он там готовил.

    Согласно другим источникам, корни этого метода уходят еще в Древнюю Грецию (поэт Симонид с успехом применял эту технику). Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль.Таким образом, метод Цицерона является самым древним из всех известных на сегодняшний момент техник запоминания.

    Научимся выделять опорные образы методом Цицерона на следующем примере.Рассмотрим вашу квартиру (дом). Определите для себя последовательность помещений. Например, запоминайте помещения в следующем порядке – коридор, ванная комната, кухня, большая комната, спальня, балкон.

    Затем, вам необходимо сфокусировать свое внимание на каком-то одном помещении и мысленно обойти его по периметру (причем всегда в одном направлении- почасовой стрелке). Вспомните 10 объектов в этом помещении.

    Теперь проделайте тоже самое в других помещениях и в каждом выделяйте по 10 образов (например, предметов мебели).

    В результате вы запомните последовательность из 50 объектов. То есть вы закрепите в памяти выделенные образы путем многократного припоминания.

    Вот несколько важных правил метода Цицерона:

    Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.
    Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их. Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.
    Испытайте метод Цицерона при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.
    Последовательность работы с текстом следующая:

    Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.
    Разбейте текст на несколько смысловых частей.
    Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая - ванна - туалет - кухня - гостиная - детская - спальня)
    Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.

    Демонстрация метода на примере сказки Колобок

    1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:
    мука - колобок на дороге - заяц - волк - медведь - лиса ест колобка
    Эти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.
    Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.

    2) Соединим в нашем воображении вспомогательные образы (мука, колобок на дороге, заяц...) с опорными (кухня, гостиная, ванна...):
    мука находится в кухне;
    колобок катится по дороге в гостиной;
    заяц в ванной;
    волк в туалете;
    медведь на кухне;
    лиса ест колобка на балконе.

    3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.
    Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.

    Преимущество метода Цицерона перед, например «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:
    - в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы
    - в приеме "Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.
    Данный метод также удобно использовать при запоминании длинных стихов или поэм. Попробуйте применить его на практике и Вы убедитесь, что это действительно работает!