Остаются отпечатки пальцев на чековой бумаге. Сколько хранятся отпечатки пальцев на предмете. Какие материалы необходимо предоставить для производства дактилоскопической экспертизы

Человеческие губы- это инструмент выражения эмоций. Не потому, что мы говорим с помощью губ, а также потому, что они могут передать бесконечное количество эмоций. Как художник, который рисует статичное изображение, вы должны суметь выразить и показать всё в одном стоп-кадре - в своёй картине.

Это может показаться достаточно просто, но в большинстве случаев, это не так. Вы должны освоить анатомию различных эмоций, включая технику светотеней, текстур и цвета, чтобы передать настроение и основную мысль.

Возьмем, к примеру, одну и ту же пару губ - одни из них окрашены в свежие, легкие, естественные цвета, в то время как другие выполнены в огненно-красных, блестящих оттенках помады. Просто увидев губы - можно сказать о созданном настроении!

Поэтому, сегодня мы рассмотрим технику (среди множества других — каждый имеет свою технику) создания реалистичных губ.

Итоговый результат

1. Различные Формы Губ

Вначале, несколько стандартных форм губ. Сверху вниз, левая колонка: нормальные губы, пухлые губы, маленькие губы.

Сверху вниз правая колонка: узкие длинные губы, ангельские губы, Голливудские губы.

2. Вид Губ под Различным Углом

Различные виды губ под различными углами обзора:

3. Губы, Выражающие Различные Эмоции

И несколько выражений!

4. Рисуем Базовый Рисунок Губ

Шаг 1

Создайте новый документ, установите следующие размеры 600 px по ширине и 400 px по высоте, Содержимое заднего фона (background) Прозрачное (Transparent), Цветовой режим (color mode) RGB.

Как только вы создали новый документ, назовите существующий слой "Кожа", Выберите инструмент Заливка (Paint Bucket Tool (G), установите цвет переднего плана на #c99e7e.

Примечание переводчика: залейте слой “Кожа” цветовым оттенком #c99e7e

Шаг 2

Создайте новый слой. Назовите новый слой "Набросок".

Установите цвет переднего плана на #603521 и выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите жёсткую круглую кисть, в настройках кисти, включите опции Колебание непрозрачности (Opacity Jitter) и Колебание размера (Size Jitter). Нарисуйте контур губ.

Примечание переводчика: нажмите клавишу (F5), чтобы зайти в настройки кисти. В параметрах Динамика формы (Shape Dynamics) и Другая динамика (Other Dynamics), установите нажим пера в настройках Колебание размера (Size Jitter) и Колебание непрозрачности (Opacity Jitter).

5. Добавляем Базовый Цвет к Губам

Допускаем, что источник света расположен спереди, под углом 0 градусов, для упрощения.

Создайте новый слой, назовите этот слой "Цвет губ". Установите цвет переднего плана на #571b13, выберите жёсткую круглую кисть, включив в настройках Колебание непрозрачности (Opacity Jitter), начните добавлять цвет в пределах границ губ. Немного смягчите цвет на уголках губ, чтобы создать небольшой переход с задним фоном (с цветом кожи):

6. Базовая Ретушь Губ

Шаг 1

Создайте новый слой. Назовите этот слой "Базовая ретушь". Установите цвет переднего плана на #be4852. Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите жёсткую круглую форму кисти, включив в настройках Колебание непрозрачности (Opacity Jitter). Прокрасьте верхние участки верхней губы, а также средний участок нижней губы. Это станет уже основой для создания небольшого 3D эффекта.

7. Совмещаем цвета

Далее, установите цвет переднего плана на #c54d59, а цвет заднего плана на #701c1e. Не забывайте, что губы имеют выпуклое строение, а т.к. наш источник света находится по центру, то на среднюю область каждой губы будет попадать больше света.

Прокрашивайте аккуратно, ретушируя среднюю часть нижней губы, далее, переключите цвет переднего плана на цвет заднего плана с помощью клавиши ‘X’, чтобы создать эффект "складок" по центру верхней губы.

8. Добавляем объём к губам и рисуем складки

Шаг 1

Установите цвет переднего плана на #701c1e. Прокрасьте нижнюю часть нижней губы, чтобы добавить эффекта 3D.

Уменьшите размер кисти до самых малых размеров - скажем примерно 3 или 4 px, в зависимости от размеров вашего рабочего документа—аккуратно нарисуйте вертикальные, немного загнутые линии на нижней губе, чтобы воссоздать складки. Почти до конца уменьшите непрозрачность данного слоя, чтобы складки были едва видимыми:

9. Добавляем естественное освещение

Далее, мы приступим к созданию естественного освещения, отражающегося на губах. Естественное освещение - это свет (так называемый цвет в программе Photoshop), который отражается на поверхности объекта, усиливая его 3D вид.

Шаг 1

Создайте новый слой, назовите этот слой "Окружающее освещение".

Выберите инструмент Кисть (Brush Tool (B), установите жёсткую круглую кисть, включив опции Колебание непрозрачности (Opacity Jitter) и Колебание размера (Size Jitter).

Установите цвет переднего плана на #8f503b. Прокрасьте нижние края нижней губы, создав бежевый эффект, как на скриншоте ниже:

Шаг 2

Теперь, мы проделаем то же самое, что и в предыдущем шаге, но на этот раз, прокрасив верхнюю часть верхней губы, как на скриншоте ниже:

10. Усиливаем 3D Вид Губ

Шаг 1

Далее, установите цвет переднего плана на #692229, а затем прокрашиваем верхнюю часть нижней губы. Таким образом, мы создадим бледную тень, которая падает на нижнюю губу за счёт верхней губы. Далее, выберите инструмент Осветлитель (Dodge Tool), в настройках данного инструмента установите мягкую круглую кисть, Диапазон (Range): Света (Highlights), Экспозиция (Exposure): 30%. Прокрасьте концы нижней губы, чтобы добавить мягкое свечение:

Установите цвет переднего плана на #d2a192, цвет заднего плана на #802424. Начните задавать определённые формы к складкам в средней части верхней губы. Нажмите клавишу ‘X’, чтобы легко переключиться между цветовыми оттенками переднего и заднего плана. На данном этапе, вы также можете добавить немного мягких складок на верхнюю губу:

11. Морщинки и складки губ

Шаг 1

Создайте новый слой, назовите этот слой "Складки Губ". Установите цвет переднего плана на #490e0e, а также уменьшите размер кисти до нескольких пикселей. Нарисуйте вертикальные загнутые линии на верхней и нижней губе, не забывайте, на нижней губе, складки должны быть по центру, а на верхней губе, складки должны быть по краям:

Шаг 2

Далее, установите цвет переднего плана на #c88e82. Нарисуйте кистью дубликаты первых линий, используя новый цветовой оттенок. (Примечание переводчика: нарисуйте те же самые складки, что и в предыдущем шаге, используя другой цвет кисти). Главное, чтобы светлые линии были нарисованы параллельно первым линиям и расположены слева от них. В конце, вы можете использовать инструмент Палец (Smudge Tool), чтобы немного смягчить складки. Вы можете уменьшить непрозрачность слоя, это на ваше усмотрение.

12. Добавляем Базовый Блеск

Установите цвет переднего плана на грязно-белый оттенок, например, #f7dcde. Выберите мягкую круглую кисть, в настройках включив Колебание непрозрачности (Opacity Jitter). Создайте новый слой, назовите этот слой "Блеск 1".

Произвольно нарисуйте вертикальные блики в средней части нижней губы, как показано на скриншоте ниже:

13. Добавляем ещё Блеска и Работаем над Деталями

Повторите предыдущий шаг, добавив ещё блеска, продолжая улучшать складки. На данном этапе я также использовал коррекцию Цветовой тон / Насыщенность (Hue/Saturation), идём Изображение - Коррекция - Цветовой тон / Насыщенность (Image > Adjustments > Hue/Saturation), чтобы добавить к губам побольше красных оттенков.

Также, установите цвет переднего плана на #3c0a0a. Прокрасьте нижнюю часть верхней губы, создавая тень от самой губы.

14. Детализация верхней губы

Итак, пришло время добавить немного любви и к верхней губе!

Шаг 1

Создайте новый слой. Нарисуйте расплывчатое пятно между двумя "изгибами" верхней губы. Убедитесь, чтобы это размытое пятно было едва видимым, похожее на слабое свечение. Далее, поверх расплывчатого пятна, используя ту же самую технику, нарисуйте белые световые блики. Убедитесь, чтобы непрозрачность / заливка (opacity/fill) данного слоя была установлена на 100%, в противном случае, вы не заметите разницу в световой насыщенности между расплывчатым пятном и световыми бликами!

Шаг 2

Создайте новый слой. Установите цвет переднего плана на #eccece и помощью маленькой жёсткой кисти, нарисуйте светлые складки на верхней губе:

15. Добавляем текстуру к нижней губе

Установите цвет переднего плана на #6f1e16. Выберите мягкую круглую кисть небольшого размера.

Нарисуйте мягкие, загнутые, вертикальные штрихи поверх нижней губы, чтобы усилить складки.

16. Создаём отражающие блики

Шаг 1

Установите цвет переднего плана на #f8d7db. Выберите инструмент Перо (Pen Tool (P), в настройках данного инструмента, установите режим Слой-фигура (Shape Layers). Создайте несколько произвольных фигур, не забывайте про вертикальное направление.

Шаг 2

Уменьшите непрозрачность слоя с бликами, степень непрозрачности будет зависеть от вашего выбора - главное, чтобы блики были слегка уловимы, как будто множество бликов отражалось бы на губах:

17. Добавляем заключительные штрихи к губам

В качестве заключительного штриха к самим губам, создайте новый слой поверх всех остальных слоёв, поменяйте режим наложения для данного слоя на Осветление основы (Color Dodge). Установите цвет переднего плана на светлый оттенок, например, #f1d992.

Выберите мягкую круглую Кисть (Brush (B) и с помощью кисти, прокрасьте среднюю верхнюю часть нижней губы, а также верхнюю часть верхней губы, чтобы усилить ваши световые блики. Далее, уменьшите степень Заливки (Fill) слоя на своё усмотрение.

18. Закрашиваем внутреннюю часть губ и рисуем основу для зубов

Шаг 1

Создайте новый слой ниже слоёв с губами (но поверх слоя с задним фоном, т.е. слоя “Кожа”). Назовите этот слой "Задний фон Губ"—да, я знаю, очень креативное название.....

19. Добавляем детали к зубам

Шаг 1

Вначале установите цвет переднего плана на #6d4848, а цвет заднего плана на #2f0503.

Выберите мягкую кисть средних размеров, в настройках включив Колебание непрозрачности (Opacity Jitter). Прокрасьте середину зубов (не забывая про выпуклую форму). Используйте более тёмный оттенок для затенения внешних краёв. Также, уменьшите размер кисти до всего лишь несколько пикселей. Прокрасьте границы между зубами, чтобы они стали более отчётливыми:

Шаг 3

Используя тот же самый цветовой оттенок, добавьте пару штрихов для создания световых бликов на следующих участках:

Левые уголки на зубах справа
Правые уголки на зубах слева

Шаг 4

И, наконец, установите цвет переднего плана на #a18c8c. Добавьте два световых блика на внутренние уголки на передних зубах слева и справа:

20. Ретушь базовой кожи

Шаг 1

Создайте новый слой, расположите данный слой поверх слоя с задним фоном, т.е. слоя "Кожа".

С помощью мягкой круглой кисти большого размера, прокрасьте верхнюю половину более светлым цветовым оттенком, а нижнюю половину более тёмным цветовым оттенком:

Примечание переводчика: верхняя половина - это верхняя половина рабочего документа, если конечно губы у вас нарисованы в центре изображения.

Шаг 3

Далее, установите цвет переднего плана на #f2d6ab, а цвет заднего фона на #b76141. Нарисуйте два изгиба, которые поднимаются от складок верхней губы. Блики должны быть намного светлее, тем ближе к губам и слабее, тем дальше соответственно.

21. Совмещаем губы с кожей

Используя тёмный оттенок, прокрасьте вокруг уголков губ, более тёмный оттенок в области, где идёт разделительная линия между губами и более светлый оттенок по мере удаления. В основном, сфокусируйте на боковых сторонах и на верхней части.

22. Добавляем текстуру к коже

Идём Фильтр - Шум - Добавить шум (Filter > Noise > Add Noise). Установите Распределение (distribution) Равномерное (Uniform), поставьте галочку в окошке Монохромный (Monochromatic), интенсивность шума примерно 2.5, далее, нажмите кнопку OK. Далее, выберите кисть, которую можно скачать в приложенном файле.abr. Аккуратно нарисуйте поры на коже —переключайтесь между тёмным и светлым оттенком для создания наилучшего эффекта:

23. Выборочный шаг: рисуем макияж

Примечание переводчика: Королева Амидала из фильма “Звёздные войны”.

Установите цвет переднего плана на #ffffff. Создайте новый слой. Поменяйте режим наложения для данного слоя на Линейный свет (Linear Light), а также уменьшите значение Заливки (Fill) до 30%.

С помощью жёсткой круглой кисти среднего размера, в настройках включив Колебание непрозрачности (Opacity Jitter), прокрасьте верхнюю и нижнюю губу по центру.

Дополнительно прокрасьте по центру и немного на краях:

24. Восхищаемся своей работой

Обязательное действие, чтобы мотивировать себя на создание других работ!

Надеюсь, что данный урок был полезным для вас, и что вам понравилось это путешествие.

Итоговый результат

Приступим к мелким деталям. Пусть это будет рот. Следовательно, в этом моменте вы должны вопросить: а как же все-таки рисовать губы? А я, с очень умным видом мудреца, отвечу: не торопитесь, ведь есть два способа для изображения рта на бумаге. Но, поскольку мне не очень известны ваши успехи (а именно, я не знаю, который из них будет для вас удобен больше) , то мы сейчас рассмотрим оба.

  1. Круговая мышца губ;
  2. Пускатель, отвечающий за движения нижней губы;
  3. Пускатель, отвечающий за движения уголков губ;
  4. Квадратная мышца нижней губы;
  5. Бугор верхний губы;
  6. Фильтр или по-другому называющийся бороздкой;
  7. Уголки губ;
  8. Подниматель, отвечающий за движения верхней губы;
  9. Большая мышца скулы;
  10. Так называемые мышцы смеха.

Начинаем рисовать

С мышцами разобрались, теперь представлю вам первый из способов. Он состоит в том, чтобы изобразить губы с помощью плоскостей:

Когда мы будем рисовать губы этим способом, можно также отточить свою способность распределять светотень и наблюдать пропорциональные соотношения.

А теперь дубль два – второй способ, в котором мы работаем конструктивными линиями . Сначала легонько намечаем карандашиком место для губ, учитывая всякие сокращения. Можно наметить губы как некий овал, а уже потом придавать им определенные черты. После того, как найдется, наконец, сама линия рта, нужно искать линию симметрии на них. И о важных мелочах: не забывайте, что форма губ непременно зависит от прикуса зубок. Ну вот, к примеру, форма губ с нормальным прикусом будет выглядеть примерно так :

Верхняя губа по сравнению с нижней немного выступает, а ее бугорок немного наклонен вниз, к ротовой щели, и как бы накладывается своей серединой на нижнюю губу, уходит вглубь щели. Середина губ (ротовая щель) находится на центральной осевой линии.

Рисуя губы в трех-четвертном повороте, важно помнить и о той половинке губ, что находится в отдалении, в сокращении перспективы.

Насчет рисования нижней губы, тут тоже есть своя особенность. Поскольку там есть эдакие квадратные парные мышцы, нужно начинать строить губы с их учетом. Они обычно намечаются овалами, причем нужно помнить и о перспективе. Эти овалы должны быть симметричными друг другу.

Поэтапное рисование

Помните также и о пластике формы уголков губ, ведь по мере приближения к ним губ, они потихоньку становятся глубже.

Опять таки совет : если вы отчего-то не можете рисовать губы в трех четверти или же почему-то у вас это не выходит, то попробуйте сначала потренироваться с помощью этих чертежей :

Суть их проста, просто выбираете угол зрения и ищете форму при помощи точек схода.

Результат

Нажмите, чтобы увеличить

Дабы продемонстрировать Вам как рисовать губы карандашом, я обращусь за помощью к обладательнице самых красивых губ на этой планете. Естественно лично я ее об этом не просил, она даже не знает кто я. Но думаю, она не будет против, если я украду одну ее фотографию.

Дорогая Анджелина Джоли, если ты это читаешь, я буду в шоке не обижайся на меня!

Моя цель только показать один из множества способов как поэтапно рисовать губы. А я, тем временем, перед инструкцией дам Вам еще пищу для размышлений:

  • Губы это приспособление для поцелуев. По уровню чувствительности они занимают второе место на теле человека. Да, второе.
  • Британские ученые доказали, что можно судить о характере человека глядя на форму губ. И я с этим тоже согласен, например: губки бантиком – доброй души человек, наивный; или выпяченная нижняя губа вперед – самолюб, разбитая губа — хулиган. Ну вы понимаете логику?
  • Особи женского пола за всю свою жизнь используют до 7 килограмм помады, причем половину из этого количества они съедают. Треть съедают мужчину, остальное пропадает в неизвестном направлении.
  • Дабы нарисовать улыбку Моны Лизы Леонардо потратил около 12 лет своей и так не очень продолжительной жизни! Вот и кто напишет потом внизу в комментах что-то типа — Ура, я нарисовал губы за 2 минуты, это легкотня — побойтесь , Леонардо перевернется в гробу.

Уделяйте много внимания своим рисункам. И следуйте этому туториалу:

Как нарисовать губы карандашом поэтапно

Шаг первый. Набросаем наводящие линии для элементов лица и пречески.
Шаг второй. Прорисуем глаза, губки и зубки.
Шаг третий. Добавим штриховки на лице и губах, дабы показать тени, это портрет все-таки.
Шаг четвертый. Удалим вспомогательные линии и поправим контуры. Должно получится вот так:
Хотите научится рисовать другие не менее увлекательные части человеческого тела? Попробуйте вот, например.

Губы - это две кожно-мышечные складки, расположенные между носом и подбородком. Губы являются началом ротовой полости и всей пищеварительной системы человека. Эти две складки - одна из наиболее привлекательных частей человеческого лица, особенно девушек и женщин. Губы, обнажающие в приветливой улыбке сверкающие белизной губы — что может быть красивее этого на лице человека? Ну, разве что глаза! Губы могут быть сомкнуты, а могут быть полуоткрыты и обнажать зубной ряд. На этом уроке мы научим вас, как правильно поэтапно карандашом нарисовать губы человека. В нашем уроке два способа рисования губ. Рисовать их, в принципе, не так уж и сложно. Следуйте нашим подсказкам и смело приступайте за дело.

Способ 1 . Будем рисовать чуть полуоткрытые в улыбке губы, обнажающие красивые белые зубки. Сперва нарисуем кривую плавную линию, чуть поднятую вверх. От нее примерно посередине проведем две черты. Они тоже чуть изогнутые. Под кривой линией проведем еще одну, более изогнутую дугой линию. Затем над кривой линией начнем вырисовывать контуры верхней губы. Ведем плавно карандаш, показывая более широкие участки, затем сужая к серединке и делая там ямочку, углубление. Это середина верхней губы. После этого рисуем контуры нижней губы под этой же кривой линией. Контуры смыкаются с контурами верхней губы по краям. В раскрытом промежутке между верхней и нижней губами рисуем линии зубов, показываем каждый зубик по отдельности в виде небольших прямоугольничков. Зубки слегка выглядывают полураскрытый рот. По углам рта затемняем края. Раскрашиваем губы в яркий алый цвет, участки видимых десен делаем розоватыми. Уголки рта зачерняем. Получилось красиво!

Способ 2. Здесь мы будем рисовать сомкнутые губы. Но, чуть в улыбке. Проводим кривую линию середины рта. На ней рисуем две пересекающие ее вертикальные линии. Затем между этими линиями строим контуры сомкнутых губ. Можно воспользоваться линейкой для проведения прямых линий. От края кривой линии проводим прямую до вершины первого отрезка, затем опускаем черту до середины губы, от нее проводим черту до края следующей вертикальной линии и опускаем черту опять до другого края верхней губы. Внизу от края кривой проводим отрезок до первой вертикали, затем примерно параллельно этой кривой ведем отрезок до следующей вертикали и там соединяем с другим краешком губы. После этих вспомогательных операций. Рисуем плавными линиями контуры нижней и верхней губы. Нижняя губа более тонкая, с сердцевидным выступом посередине. Нижняя губа более пухлая, выпуклая. После этого уголки губ чуть затеняем. На нижней губе показываем световой блик. Обводим окончательно линии губ. Раскрашиваем их в яркий красный цвет. Не забываем показать светлые и темные участки и блик света на нижней губе.

Похожие уроки рисования:

Следственный комитет планирует взять на вооружение новейшую аппаратуру, способную найти следы преступника в самых неожиданных местах.

Вопрос на засыпку: можно ли найти отпечатки пальцев на старой газете? А на ткани? Или еще пример: преступник залепил глазок квартиры жевательной резинкой. Смогут ли эксперты "взять" след пальца?

Сейчас правильный ответ таков: проблема решаема. Но для этого нужна новейшая аппаратура. Она стоит дорого, но, как уверяют специалисты, того стоит. На подобные чудеса способен комплекс DCS 4, это автоматизированная система для обнаружения, исследования, регистрации и обработки скрытых следов пальцев рук на различных поверхностях. На взгляд дилетанта, чем-то этот аппарат напоминает микроскоп, подключенный к компьютеру. Как рассказывают специалисты, он имеет источники криминалистического света.

Программные модули позволяют подобрать оптимальную комбинацию освещения и фильтров для каждого конкретного случая, они же могут устранить фон, на котором расположен след. Это может быть текст на газете, графические узоры и тому подобное.

Взять, допустим, след на банкноте (эксперты не говорят "отпечатки пальцев", правильный термин - следы пальцев рук), в обычной системе он непригоден, - рассказывает "РГ" один из экспертов-криминалистов, попросивший не называть его имени. - А данная аппаратура позволяет решить эту задачу, использовать различные комбинации фильтров и криминалистических источников света.

Во время исследования вещдок лежит под объективом, а эксперт смотрит на монитор компьютера и работает. Простыми щелчками мыши тайное вдруг становится явным. Криминалист выявляет след и тут же помещает его в базу данных.

Но следы на фольге, газете, ткани, банкнотах - это все-таки обычные следы, которые до того было трудно рассмотреть и найти. Электроника позволяет решать задачи и посложней. Как известно, преступники нередко закрывают дверные глазки жвачкой. До недавних пор это был хороший способ спрятаться от лишних глаз, например, соседей по лестничной площадке, когда грабишь чью-то квартиру. Теперь есть риск погореть на этой жвачке. Хотя дело, конечно, не простое: там остается объемный след. До сих пор эксперты разводили руками. Сейчас есть способы фотографирования, чтобы объемный след сделать плоским, своего рода 3D наоборот. А уже потом отпечаток можно идентифицировать.

Подобная аппаратура внедряется во всем мире, где правоохранители стараются идти в ногу со временем. Например, в Британии, как рассказывают эксперты, недавно раскрыли дело 15-летней давности. Все это время там хранился вещдок с трудным следом. Раньше технические возможности не позволяли его прочитать. Но вот появились новые технологии, и эксперты увидели, что хотели. В итоге преступник был разоблачен. Примечательно, что его не пришлось даже искать - он уже сидел в тюрьме, так как попался на другом преступлении.

Важно, что программный продукт позволяет отследить, вносились ли графические изменения в картинку. Понятно, что современный фотошоп позволяет нарисовать что угодно. Но такое "доказательство" суд не примет. Если кто-то дорисовал лишнюю линию (чтобы, допустим, как бы "подогнать" доказательства под имеющегося подозреваемого), то программа покажет затемненную зону.

Как результат система позволяет получить след, который можно поместить в базу данных, - говорит собеседник "РГ". - Эта система используется во всем мире. Она нужна криминалисту.

По словам специалистов, основная проблема криминалистики - недостаточное финансирование. За деньги, потраченные на криминалистику, можно купить, допустим, машину представительского класса. Не секрет, что многие высокие руководители так и думают, мол, зачем тратить деньги на какой-то дорогой прибор? Лучше купить золотую мебель на казенную дачу или иномарку класса люкс, чтобы успевать на совещания. Изжить такой взгляд на вещи пока трудно.

Но, говорят криминалисты, эффект от раскрытия преступлений с помощью новейшей аппаратуры многократно перекрывает стоимость оборудования. Так что Следственный комитет, по словам источников "РГ", идет по правильному направлению, максимально оснащается самыми современными средствами.

Еще одна технология - портативные камеры для изучения вещественных доказательств. Они используют цианокрилат - ядовитый аэрозоль, который позволяет обнаружить следы даже в труднодоступных местах. Он применяется давно. Но раньше для его применения создавались стационарные камеры. В них помещали вещдоки и окуривали. Поскольку аэрозоль ядовит, использовать его надо осторожно.

Теперь появилась новая возможность - проводить и выездные исследования. Новое оборудование SUPERfume позволяет превратить в цианокрилатовую камеру любое помещение. Допустим, квартиру. Надо закрыть все щели, создать замкнутное пространство и установить аппаратуру. Она управляется дистанционно. После окуривания помещения включаются фильтры. Очистка занимает два часа, затем эксперты могут входить в помещение без масок.

Другой вариант - закрыть нужную вещь специальным тентом. Может быть и большой объем, например, машина на месте происшествия. Вокруг нее ставится палатка, авто окуривается. Достаточно открыть дверь машины, чтобы пары аэрозоля проникли везде и поверхность была обработана. Так что можно выявить следы пальцев рук на всей поверхности автомобиля.

Опыт применения DCS4 и SUPERfume в практике экспертно-криминалистических подразделений многих зарубежных стран доказал его эффективность при поиске, обнаружении и идентификационном исследовании следов пальцев рук на местах происшествий и в лабораторных условиях при раскрытии и расследовании большого числа преступлений.

Многие специалисты уверены, что будущее внедрение в практику такого оборудования внесет важный вклад в профилактику, раскрытие и расследование многих тяжких и особо тяжких преступлений, - говорит собеседник "РГ".


Справка "РГ"
Важность аппаратуры, которая выявляет невидимые глазу улики преступления, показывают даже несколько примеров по расследованию громких дел - убийства детей. Благодаря созданию генотипического банка данных в Следственном комитете раскрыто 14 изнасилований малолетних мальчиков и девочек в Санкт-Петербурге, совершенных за восемь лет с начала двухтысячных.

В базу данных были введены генотипы более 200 человек. Затем круг подозреваемых сузился до 43 человек, схожих по возрасту и описываемой потерпевшими внешности. В итоге насильника нашли по результатам экспертизы слюны - генотип совпал с формулой ДНК спермы, обнаруженной в жертвах.

Таким же методом выявили другого педофила, который за три года изнасиловал восемнадцать мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 14 лет. Его вину доказала молекулярно-генетическая экспертиза на современной аппаратуре.

Указательный перст
Александр Бастрыкин доказывает необходимость всеобщей дактилоскопии
Наталья Козлова

Председатель Следственного комитета России выступил с важным предложением в развитии своей инициативы по необходимости массовой дактилоскопии.

Александр Бастрыкин считает, что организовать такой банк данных могли бы два ведомства - министерство внутренних дел совместно с министерством здравоохранения и социального развития. Как уверен глава Следственного комитета, необходимость массовой дактилоскопической регистрации и получения образцов ДНК особенно актуальна для Юга России. Речь идет и о проживающих там гражданах, и о сотрудниках правоохранительных органов, командированных гражданах России и иностранцах. Такая информационная база необходима для формирования централизованных конфиденциальных учетов.

Они помогут быстро и успешно расследовать уголовные дела.

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин на самом высоком уровне отстаивает идею общероссийской дактилоскопии. Идея главного следователя страны обоснована.

Подобная база данных нужна, чтобы по собранным в единый "список" отпечаткам пальцев и другим биометрическим данным можно было бы быстро вычислять преступников, опознавать погибших в катастрофах, находить потерявшихся стариков и детей.

Правоту такой идеи подтвердила и трагедия в Домодедово. В морге и больницах даже спустя несколько дней после взрыва были жертвы, которые в карточке значились как "неизвестный".

Надавно Следственный комитет завершил расследование и отправил в суд дело о подрыве "Невского экспресса". Пример этого расследования характерен. Как рассказал корреспонденту "РГ" Бастрыкин, на Кавказе в ходе спецоперации был убит боевик. А около взорванного экспресса криминалисты нашли полотенце со следами крови.

Если бы мы имели геномный банк данных на основе крови, мы этого боевика вычислили бы за три дня, - пояснил глава СКР. - Когда бандита убили далеко от места аварии и тело доставили в Москву, всего три дня потребовалось специалистам-экспертам для того, чтобы сравнить кровь на полотенце с кровью, которую взяли из трупа.

А пока такой базы нет, сопоставление шло месяцами.

Впервые публично идею всеобщей дактилоскопии Александр Бастрыкин высказал не больше года назад на расширенной коллегии Генпрокуратуры. Идею сдать пальчики тогда многие, даже профессионалы, встретили в штыки, хотя Бастрыкин уверял, что речь идет не о тотальном подозрении всех граждан в совершении преступлений. Главное обвинение, которое он услышал, - попытка покуситься на права человека.

На что Бастрыкин отвечает страшной статистикой:

За год в России было убито 400 милиционеров и 5 тысяч ранено. Это что, не люди? У них что, нет права на жизнь? Почему такая однобокая позиция? Кто защитит жертв преступников? Это что, не проблемы соблюдения прав человека?

Отпечатки пальцев дольше всего сохраняются, с ними легче всего работать, у этих улик абсолютная безгрешность. По мнению Бастрыкина, автором законопроекта о всеобщей дактилоскопии могла бы стать милиция.


прямая речь

Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета России:

Многие страны не просто так ввели такие жестокие методы. Жизнь к этому вынуждает: угрозы террористические, опасность катастроф, растущие миграционные потоки. И одна из возможностей победить или как-то контролировать такие угрозы - это регистрация. В том числе и геномная. Геномная регистрация уже реальность в таких странах, как Великобритания, Аргентина, США, Франция. Сейчас такая база есть в МВД. Работающий в настоящее время закон о государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации предполагает и добровольное, и обязательное дактилоскопирование.

Обязательно сдают отпечатки осужденные. Есть категория граждан с обязательной сдачей отпечатков и есть необязательная дактилоскопия. Только тех, кто обязательно сдает отпечатки, у нас в стране сейчас свыше 30 миллионов человек. Эта процедура по закону обязательна для тех, кто работает на морских, речных, воздушных судах, для пожарных, тех, кто служит в ФСБ, внешней разведке.