План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект НОД обучения рассказыванию по игрушке в средней группе. Обучение детей творческому рассказыванию

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

Кафедра дошкольного и начального образования

Контрольная работа по дисциплине

«Теория и методика развития речи детей»

Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию»

Выполнила: студентка 5 курса

Гареева Анастасия Фёдоровна

Преподаватель:Иванова С.А

Тобольск.2015г.

Введение

1. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения

2. Требования к рассказам детей. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию

4. Составить конспект занятия по обучению творческому рассказыванию

Заключение

Список литературы

Введение

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Творческое воображение - это сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.

Цель контрольной работы - рассмотреть особенности обучения детей творческому рассказыванию.

1. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображение

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок,стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки,).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на развитие речи и воображения детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интереса. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

2. Требования к рассказам детей

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Какие же требования предъявляются в программе к качеству любого рассказа детей старшей группы?

Во-первых, рассказ должен быть связанным и понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность.

Во-вторых, рассказ должен быть коротким. Лаконичная передача наиболее характерного и важного, при отсутствии излишней детализации - ценное качество. Последовательность содержания может быть легче удержана вниманием и памятью ребенка, в нем более выделяется структура. Между тем многие воспитатели не обращают внимание на это качество, подчеркнутое в программе («короткий», «небольшой»), и добиваются от детей описания многопредметной картины, подробного описания праздника в детском саду и т.д.

С этим могут справиться не все дети, поэтому описание у некоторых оказывается поверхностным. А ведь программа рассчитана на прохождение ее каждым ребенком.

В-третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, то есть по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами воспитателя.

Такой рассказ должны уметь составлять дети к концу пребывания в старшей группе.

Значительно больше требований предъявляется к рассказам детей в подготовительной группе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на целенаправленность рассказа (говорить на тему, не отвлекаясь от содержания). Нужно приучать детей рассказывать про определенную игрушку, картинку, тактично направлять их внимание.

Очень важное качество любого рассказа - последовательность изложения содержания, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом характеризует логичность речи.

По объему рассказ ребенка 6 лет должен быть больше, описания полнее, словарь более точным (определения, обстоятельства места, времени и др.); желательно, чтобы дети применяли некоторые образные выражения.

В рассказах детей 6 лет необходимо отмечать элементы творчества. Мы должны поощрять самостоятельность ребенка в составлении фактических рассказов, выдумку - в придуманных - и способствовать этому. Но инициатива не должна уводить ребенка от выполнения поставленной задачи.

Воспитателю следует активно обращать внимание на выразительность рассказа (по исполнению), заботиться о культуре поведения ребенка вовремя рассказа.

Е.И. Тихеева большое внимание обращала на формирование культуры речи: «Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой. Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста».

Детей приучают внимательно слушать рассказы товарищей, если надо, дополнять их.

3. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, ограничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана обстановка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремиться завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазий.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описание природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетания с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например по теме «Что случилось с девочкой» детям предлагают такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание придумать рассказ. Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжение авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л.Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умение придумывать завязку, кульминацию, развязку), умение точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими навыками ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание предложения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером. С обстановкой, в которой происходит действие. Е.И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. творческий художественный рассказ детский

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, больше их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог ставит перед детьми учебную задачу, мотивирует ее, предлагает тему. Сюжет, называет основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутри текстовой связи, а также умения озаглавливать свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок. Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет персонажей.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказов по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и форму.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Интересны описания миниатюры (О.С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказывать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? Какая трава весной? Какая может быть яблонька весной?»,

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской беседе бытуют считалки - короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов - не только считалок, но и дразнилок - часто увлекает детей, становится потребностью. У них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные. На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е.И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, альбом детских рассказов. Дать книжке или альбому интересное название, предложить детям нарисовать каждому к своему рассказу иллюстрации. Читать вместе с детьми их рассказы, дети с удовольствием по многу раз слушают свои рассказы.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

4. Составить конспект занятий по обучению творческому рассказыванию

Конспект занятия

(подготовительная группа)

Тема. Составление творческого рассказа по картине « Мы рисуем ». Коллективная работа над натюрмортом «Цветы и фрукты».

Образовательные задачи: Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (подсолнух, астра, груша, яблоко, цветы, фрукты, натюрморт, мольберт, палитра, кисти, краски; рассматривать, рисовать; красный, желтый, зеленый, румяный, спелый, дубовый, кленовый, рябиновый). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы.

Развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Оборудование. Картина О. Р. Гофман « Мы рисуем », мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть, контейнер, фен, магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки.

Предварительная работа. Рисование фруктов и цветов, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины.

Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом.

Усаживайтесь поудобнее. Послушайте стихотворение.

Я нарисовала

Яблоневый сад.

Там такие спелые

Яблоки висят.

Там трава желтеет,

Ива у ручья,

У забора будка,

Знаешь, это чья?

В ней живет огромный

Пес сторожевой.

Он хоть нарисованный,

Но совсем живой.

Если злой мальчишка

В мой полезет сад,

Сразу пса увидит,

Струсит -- и назад.

О ком это стихотворение? (О девочке, которая нарисовала картинку.) Что девочка нарисовала на картинке? (Яблоневый сад, спелые яблоки в саду, желтую траву, иву у ручья, будку у забора и собаку.)

Наверное, у девочки получилась очень красивая картинка. Сегодня мы тоже нарисуем картину, натюрморт; но сначала рассмотрим картину «Мы рисуем» 2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.

Педагог помешает на мольберт картину, дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию.

Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Онипришли в изостудию и рисуют натюрморт.) Как бы вы назвали этот натюрморт? («Осенний натюрморт». «Цветы и фрукты». «Осенние подарки».)

Вы придумали очень хорошие названия. Давайте назовем натюрморт «Цветы и фрукты». Опишите цветы и фрукты, которые рисуют дети. Где стоят цветы, где лежат фрукты? Какие цветы? Что вы можете сказать о букете? Какие фрукты? Постарайтесь подобрать для рассказа о цветах и фруктах слова, которые отвечают на вопрос какой? (какая? какие?).

(-- На круглом столике, покрытом белой скатертью, стоит ваза с цветами.

Это желтые подсолнухи и красные георгины.

Букет пышный, яркий, праздничный.

Рядом с вазой лежат румяная груша и три красных спелых яблока.)

Молодцы! Вы очень хорошо описали цветы и фрукты. Теперь давайте поговорим о детях. В какой части картины изображен каждый из них: слева, справа, в центре? Как они одеты? В каких они позах? Что они делают? Какие у них лица?

(-- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что бы еще добавить.

Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.

В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать.

Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты.)

Опишите помещение изостудии. Какое оно -- темное или светлое? Что вы видите за окном? Что вы видите на стене?

(Изостудия большая и светлая. В ней большое окно. За окном виден парк. На стене висят рисунки детей.)

Очень хорошо. Вы сегодня замечательно рассказываете! Молодцы! Атеперь давайте немного отдохнем.

3. Пальчиковая гимнастика «Осень». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Расширение, уточнение и активизация словаря (дубовый, кленовый, рябиновый).

Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им построиться в круг.

В парке за окном на картине уже началась осень. Давайте представим, что мы гуляем в осеннем парке.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Плавные волнообразные движения скрещенными ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки -- золотой,

Вот последний лист с осинки

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое прилагательное.

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно опускают руки.

А теперь представьте себе, что вы превратились в разноцветные листья и ветер кружит вас и несет по дорожке парка.

Дети кружатся на ковре, совершая плавные взмахи руками.

Остановитесь. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь. Уроните руки. Сделайте выдох. Пройдите к мольберту.

4. Коллективное рисование натюрморта «Цветы и фрукты». Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы. Формирование интереса к изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Дети проходят к мольберту, на котором уже закреплен лист бумаги. Воспитатель ставит на столик рядом с мольбертом контейнер, в котором приготовлено все необходимое для рисования, вазу с цветами, корзину с фруктами, сложенную белую скатерть. Рядом с мольбертом стоит и маленький круглый столик.

Давайте мы все вместе нарисуем такой же натюрморт, как рисовали дети на картине. Я приготовила все необходимое для рисования, вам же нужно подготовить то, что вы будете рисовать. С чего вы начнете? (Надо поставить столик так, чтобы на негопадал свет из окна.)

Дети ставят столик. Педагог следит за тем, чтобы дети действовали сообща, помогает им советами.

Пусть столик поставят мальчики. Что вы сделаете теперь? (Покроем стол скатертью.) А вот эту работу могут выполнить девочки.

Девочки покрывают стол скатертью.

Как вы думаете, что нужно поставить в центре стола? (Вазу с цветами.)

Один из детей ставит вазу в центр стола.

Теперь разложите фрукты на столе. Куда вы положите грушу? Куда положите яблоки? (Грушу мы положим слева, а яблоки -- справа.)

Дети раскладывают фрукты на столе.

Все готово. Молодцы! Вы дружно выполнили эту работу. Надеюсь, вы так же дружно будете рисовать. С чего вы предлагаете начать? (Можно начать работу с заливки фона.) Каким вы хотите сделать фон? (Можно сделать фон светло-желтым, чтобы картина казалась солнечной.)

Двое детей заливают фон. Воспитатель быстро сушит фон феном.

Один из детей рисует поверхность стола, нанося гуашь широкими горизонтальными мазками. Воспитатель использует для просушки работы фен.

Что вы будете рисовать теперь? (Мы нарисуем вазу.) Какая она? Обратите внимание на высоту вазы, ее форму, цвет. (Она невысокая, похожая на шар, голубая.)

Один из детей рисует вазу.

Теперь самая интересная и сложная часть работы. Нам предстоит нарисовать букет. Вы сказали, что он пышный, праздничный, яркий. Обратите внимание: в букете шесть крупных желтых подсолнухов и семь небольших красных георгинов, много зеленых листьев. Какая серединка у подсолнухов? Какие лепестки? На что похожи георгины? (У подсолнухов коричневая серединка и большие желтые лепестки, а георгины похожи на красные шарики.У них лепестки расположены густо.)

Педагог помогает детям определить, кто будет рисовать подсолнухи, кто -- георгины, кто -- листья. Важно помочь детям правильно расположить цветы в вазе. Дети выполняют работу.

Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нарисуете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)

Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им договориться о том, кто что будет рисовать.

Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы поместим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.

5. Музыкальная пауза. Релаксация.

Педагог вновь приглашает детей на ковер и включает запись спокойной инструментальной музыки.

Сейчас вы немного отдохнете. Ложитесь на ковер так, чтобы не мешать друг другу. Закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Ваши ноги становятся легкими, как облако. Ваше тело становится легким, как облако. Ваши руки становятся легкими, как облако. Ваша голова становится легкой и невесомой. Представьте, что вы превратились в облако и летите по небу.

Звучит музыка. Дети лежат на ковре расслабившись.

Медленно откройте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Уроните руки. Выдохните. Проходите к стульчикам.

6. Составление плана рассказа по картине. Развитие диалогической речи, мышления.

Дети садятся на стульчики перед мольбертом, на котором вновь стоит картина.

Давайте подумаем вместе, как мы будем составлять рассказ по картине, и составим план рассказа. Я предлагаю начать рассказ с того, как дети готовились к рисованию. Воспитатель Анна Сергеевнасказала им перед выходными, что в понедельник они будут рисовать натюрморт «Цветы и фрукты», и попросила тех, кто поедет на дачу, привезти цветы и фрукты. Что и в каком порядке вы будете описывать дальше?

(-- Мы расскажем о том, какая у детей изостудия, как они готовились к рисованию.

Потом мы расскажем о каждом из детей, о том, как они одеты, что они делают, какие у них лица.)

Очень хорошо. Вы составили план рассказа, а теперь можете обдумать то, как вы будете рассказывать.

7. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

8. Творческий рассказ по картине. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение составлению творческого рассказа. Развитие связной речи.

Педагог вызывает четверых детей и напоминает им план рассказа.

Маша начнет рассказ, напомнит нам о том, что сказала детям Анна Сергеевна, что привезли дети с дачи. Сережа расскажет, как дети готовились к рисованию, какая у них изостудия. Антоша расскажет о мальчиках, изображенных на картине, а Марина рас-скажет о девочках и закончит рассказ. Не забудь, Марина, рассказать о том, в каких тонах написана картина, что помогает передать настроение детей.

(-- Перед выходными воспитатель Анна Сергеевна сказала ребятам: «В понедельник мы будем рисовать натюрморт „Цветы и фрукты". Я прошу тех ребят, кто поедет на дачу, привезти георгины, яблоки, груши». В понедельник ребята пришли в детский сад с цветами и фруктами. Маша принесла подсолнухи, а Арина -- красные георгины. Сережа привез с дачи красивые красные яблоки и румяные груши.

Анна Сергеевна поблагодарила ребят и пригласила их в изостудию. Изостудия была большой и светлой. На стенах висели рисунки. За окном был виден парк. Ребята поставили посреди студии круглый столик, покрыли его белой скатертью. Девочки поставили на стол вазу с цветами, а мальчики разложили фрукты. Дети сели к мольбертам и стали рисовать.

Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что еще можно добавить в рисунок. Анна Сергеевна предложила ему сделать желтый фон. Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.

В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать. Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты. Детям нравится рисовать. Они рисуют с удовольствием. Не зря все они улыбаются. У них счастливые лица. Картина написана в теплых тонах. Это помогает передать хорошее настроение детей.)

Отлично! Вы сегодня порадовали меня. И натюрморт, и рассказ получились замечательными! После тихого часа мы с вами вернемся к рассматриванию этой картины, и я попрошу одного из вас повторить рассказ целиком.

9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог убирает картину с мольберта, предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Обязательно оценивается работа каждого ребенка. Это может сделать педагог. Можно предложить детям оценить работу друг друга При этом педагог должен показать детям, что следует быть объективными и справедливыми.

Заключение

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Можно использовать игровые методы обучения рассказыванию по картине. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников- М. Просвещение, 1997.

2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста - М. Просвещение, 1979.

3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию - М., Просвещение, 1982.

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина - М: Академия, 1999.

5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста-М: Владос,2004.

6.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - М., 2006.

7 .Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. - М.: Академия, 2004. - 304с.

8.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обучение дошкольников творческому рассказыванию. Вопросы формирования детского словесного творчества. Требования к методике обучения творческому рассказыванию. Обогащение и активизация словаря. Приемы обучения творческому рассказыванию дошкольников.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Занятие по обучению творческому рассказыванию тема "Я - волшебник". Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ. Занятие по обучению детей творческому рассказыванию. Придумывание продолжения и завершения рассказа.

    учебное пособие , добавлен 06.05.2007

    Обучение детей рассказыванию по памяти из их личного опыта. Ведущие приемы научения рассказыванию для развития речи. Темы, предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп. Описание проведения занятий и анализ эффективности использованных методов.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2010

    Виды, характеристика и методика обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Практические аспекты особенностей обучения детей рассказыванию из личного опыта. Обогащение речевой деятельности на основе рассказов о прогулках и экскурсиях.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Закономерности, особенности и педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи. Cовершенствования качества работы педагогов.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Развитие речи у дошкольников, умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Методические приемы обучения рассказыванию по картине, структура занятия, проблемы обучения, подбор сюжетных картин.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2010

    Метод мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Диагностика уровня речевых умений у детей-дошкольников, исследование формирования умения рассказывать с использованием моделирования.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2015

    Основные требования к монологической речи. Классификация устной речи. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок, использование сказкотерапии. Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2012

    Теоретические и психолингвистические основы формирования связной речи детей дошкольного возраста. Особенности восприятия дошкольниками художественных образов. Построение описательных и повествовательных монологов. Обучение рассказыванию по картине.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»

Ашмарина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 108 г. Нижний Новгород.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект по развитию речи « Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного материала », данный материал будет полезен для воспитателей и родителей средней группы.
Цель: развитие целостного восприятия русской народной сказки.
Задачи: 1)обучать детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки
2)развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; закреплять правильное употребление слов и падежных окончаний
3)Воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, сопереживание, желание прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: подборка серийных картинок по сказке «Заюшкина избушка» на липучках, ширма – раскладушка с липучками (магнитная доска), сказочный кокошник и фартук для воспитателя, картинки петуха, зайца, лисы, медведя, музыкальное сопровождение, медальки для детей, книжки-самоделки с разными героями сказок.
Словарная работа: «ледяная», «лубяная», «не тужил», «коса», «на пятах», «клочки по закоулочкам», «посечи».
Методы и приемы: активная беседа, рассматривание предметных картинок, художественное слово, грамматические упражнения, моделирование.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну и встретиться со сказкой. Но сначала вам надо отгадать мою загадку.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр - самолёт).
Воспитатель: Молодцы, отгадали, это мой волшебный помощник, садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
Раз, два, три взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу: надевает кокошник и сказочный сарафан-фартук).
Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? (ответы детей).
Сказочница: Вот и сегодня мы встретимся с доброй сказкой. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал мою сказку, может быть, вы поможете мне её расколдовать?
Дети: Да, поможем.
Работа с карточками (словообразование):
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.





Сказочница: как вы думаете: в какой сказке встречаются заяц, лиса, медведь, петух. Какая же сказка заколдована?
Дети: «Заюшкина избушка».
А теперь давайте с вами поиграем.
Физкультминутка «Заюшкина избушка».
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку.
Второе задание: А теперь попробуйте собрать сказку « Заюшкина избушка ». Есть у меня картинки из сказки, давайте мы соберем её все вместе.
Сказочница: А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая).
Сказочница: Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка?
Дети: У зайчика была лубяная избушка.
Сказочница: А, что значит лубяная? (деревянная)
Сказочница: А у лисы какая избушка?
Дети: Ледяная.
Сказочница: А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
Дети: лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала.
Сказочница: А кто помог зайке в его беде?
Дети: собака, медведь и петушок.
Сказочница: Как лиса зверей пугала?
Дети: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Сказочница: Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?
Дети: петушок.
Сказочница: А какие слова он говорил?
Дети: несу косу на плечи, хочу лису посечи.
А теперь расскажите сказку сами (по желанию детей).














Сказочница:
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, рассказали,
А зрители-все были хороши,
Похлопаем друг другу от души!
Сказочница: Спасибо вам ребята, у вас очень было интересно.
Сказочница: Вы все такие молодцы, спасибо, что помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки - самоделки с разными куклами для настольного театра. Ещё хочу наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать мою сказку, большое вам спасибо!


Сказочница: Ну, а теперь вам пора лететь обратно в свою группу, вставайте все на ковёр - самолёт и он отвезёт вас в детский сад, к себе в группу.
Сказочница: Раз, два, три взлетаем, снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять вот и в группе мы опять, можно глазки открывать (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы).
Воспитатель: вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе.

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

«СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №3

МБДОУ №87 «ЗОЛУШКА»

Воспитатель Габдуллина Р.Н.

Цель: Творческое составление рассказов Образовательные задачи:

  1. Учить детей подбирать нужные слова
  2. Учить составлять описательные рассказы
  3. Учить говорить связно и выразительно

Развивающие задачи:

Развивать речь детей, творческое воображение детей. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать уважение детей друг к другу.
  2. Учить выслушивать рассказы товарищей.

Материал: Лист ватмана, фломастеры, желтые кружочки по количеству детей.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть, в конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а даже очень серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы видите, что на доске нарисовано?

(ответы детей).

В-ль: Правильно, это кружок. А на что он похож? Дети: Это солнце, мячик, шарик, тарелка, яблоко и т.д. В-ль: Это всё не то, что вы перечислили.

Это часть животного. Какая же это часть?

Дети: Это голова или глаз.

В-ль: Пусть это будет голова. Чья это голова?

Дети: Это голова кошки, зайца, лисы, собаки и т.д.

В-ль: Круг похож на голову зайца. Чего не хватает на голове зайца?

Дети: Не хватает глаз, усов, носика, ушей.

Воспитатель рисует части тела, которые называют дети. Вопросы к детям:

  1. Глаза у зайчика большие или маленькие?
  2. Носик круглый или квадратный?
  3. Уши длинные или короткие?

В-ль: Мы нарисовали зайчику голову. Чего ещё не хватает?

Дети: Туловища.

В-ль: Какой формы туловище зайца?

Дети: Круглой или овальной.

В-ль: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?

Дети: Лапки.

В-ль: Сколько у зайчика лапок?

Дети: Четыре.

В-ль: Что делает зайчик?

Дети: Зайчик идёт, бежит, стоит.

В-ль: Я согласна, пусть он бежит. Где бежит зайчик?

Дети: Зайчик бежит по лесу.

В-ль: Что я должна нарисовать, чтобы было видно, что это лес?

Дети: Деревья.

В-ль: Как много я должна нарисовать деревьев?

Дети: Много.

В-ль: Что ещё бывает в лесу?

Дети: Цветы, грибы, другие животные.

В-ль: Я нарисовала цветы и грибы. А вот какие животные встречаются

нашему зайчику?

Дети: Лиса, волк, ёжик, медведь, белка и др.

В-ль: Я сейчас нарисую ёжика. Что же у нас получилось? Лес, зайчик, ёжик, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась смешная картина. Давайте придумаем ей название.

Дети: Заяц в лесу.

Физкультминутка

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись (2р.)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой (2р.)

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши (2 р.)

Сочинение сказки

В-ль : Мы нарисовали картинку. Теперь вам надо придумать по ней сказку.

Вопросы к детям:

  1. О ком будет ваша сказка?
  2. Как она будет начинаться?
  3. Где живёт зайчик?
  4. Куда он хочет пойти?
  5. Что он там увидел?
  6. Кого он встретил?
  7. Что они делали вместе?
  8. Чем закончилась ваша сказка?

В-ль: Когда вы будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайчика. Какой он? Вспоминайте, как мы его рисовали вместе с вами.

Рассказывание сказок детьми

Все сказки получают оценку. Поощряются сказки, непохожие на другие.

В-ль: Я думаю, что зайчику понравились бы ваши сказки. Он прислал вам свой привет в виде вот этих кружков. Они все желтого цвета, что это значит? Дети: Значит, зайчику понравились сказки?

В-ль: А вам понравилось занятие? Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам.


Постнова Наталия Викторовна
Конспект НОД по обучению рассказыванию об игрушке.

Вид занятия : Развитие речи

Тема: «Щенок»

Цель: Формирование умений детей составлять рассказ по игрушке.

Группа: младшая

Задачи: Образовательные.

Учить описывать игрушку, опираясь на вопросы воспитателя.

Закреплять знания о качествах материала: гладкий.

Развивающие:

Развивать речь, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения.

Закреплять навыки культуры поведения: умение здороваться, не перебивать друг друга, взрослого.

Словарная работа: Активизировать словарь словами: гладкий, с завитком, ресницы.

Предварительная работа:

Чтение стихов: Е. Кирьянова «Мой щенок», С. Михалков «Мой щенок».

Чтение сказки: Н. Абрамцева «Сказка про щенка и старую тапочку»

Рассматривание иллюстраций и картин.

Средства: Мягкая игрушка щенок, кукла

Способы:

Вопросы к детям

Физкультминутка «Пёс Барбос»

Рассказ воспитателя

Рассказ детей

Форма организации: подгруппа

Ход НОД

Воспитатель вносит в группу куклу.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята.

Кукла: - Здравствуйте, дети.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Ребята сегодня в гости к нашей кукле Маше пришёл щенок. Но щенят в нашей группе много и Маша должна узнать нашего щенка по описанию. Чтобы кукла узнала его, мы про него расскажем.

Воспитатель: - Ребята, скажите, кто это?

Дети: - Это щенок.

Воспитатель: - Хорошо, посмотрите ребята, наш щенок большой или маленький? Дети: - Маленький.

Воспитатель: - Ребята, что мы можем сказать про щенка, какой он?

Дети: - гладкий.

Воспитатель: - А почему вы так решили (дети трогают щенка и определяют, он сшит из мягкого, гладкого меха)

Воспитатель: - Ребята, а посмотрите, пожалуйста, какие у него глазки

Дети: - голубые.

Воспитатель: - Какого он цвета?

Дети: - черного.

Воспитатель: - Какой у щенка хвостик и лапки?

Дети: - Лапки мягкие, а хвостик маленький.

Воспитатель: - А ещё у нашего щенка короткий хвост с завитком, ушки небольшие, аккуратные,а ресницы чёрные и длинные.

Воспитатель: - Ребята, а что у щенка на лапке?

Дети: - белое пятно.

Воспитатель: - Молодцы! А как мы назовём нашего щенка?

Дети: - Тошка.

Физкультминутка «Пёс Барбос»

Жил на свете славный пёс

Звали пёсика Барбос.

Не умел он топать,

Не умел он хлопать.

Песен пёс Барбос не знал,

А ребятам подпевал гав-гав-гав!

Воспитатель: - А теперь ребята послушайте, как – бы я рассказала о нашем щенке.

Это моя любимая игрушка щенок. Его зовут Тошка. У него гладкая, чёрная шерсть, а на передней лапке белое пятно. Ушки у Тошки небольшие, аккуратные, хвост короткий с завитком. Глаза у него голубые, а ресницы чёрные и длинные. Я люблю с ним играть.

Воспитатель: - А теперь, попробуйте Полина, Миша, Лиза, рассказать про щенка.

Рассказ детей.

Воспитатель: - Молодцы ребята все справились. Наша кукла Маша узнала своего щенка Тошку.

Воспитатель: - Ребята что, вы, сегодня рассказывали про щенка.

(ответы детей)

Воспитатель: - А сейчас кукла Маша и щенок Тошка приглашают вас попить чаю с печеньем.

Публикации по теме:

«Маленькие сочинители». НОД по обучению творческому рассказыванию детей подготовительной группы Тема: «Маленькие сочинители» Цель: Обучение творческому рассказыванию. Задачи: 1. Закрепить умение отвечать на вопросы по сказке. 2. Познакомить.

Конспект занятия по рассказыванию русской народной сказки «Колобок» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе детского сада. «Рассказывание русской народной сказки.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа об игрушке» Направление: познавательное, речевое. Основная познавательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: коммуникация,.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» Тип занятия: интегрированное. Вид занятия: речевое. Тема: «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» Форма проведения занятия: фронтальное.

Конспект ОД по обучению детей младшего дошкольного возраста творческому рассказыванию «Сказка для зайчика» Задачи: 1. Развивать монологическую речь детей (высказываться так, чтобы было понятно окружающим); 2. Обучать детей композиционному построению.

Конспект открытого занятия по обучению детей творческому рассказыванию «Новогодние приключения Деда Мороза» Программное содержание: Учить детей применять новые способы преобразования впечатлений – наделение образов и предметов свойствами фантастического.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление творческих рассказов об игрушке» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление творческих рассказов об игрушке» Вид занятия: Коммуникативное.

Гришина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Яблонька"
Населённый пункт: р.п.Мулловка, мелекесский район,Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию по картине "Кошка с котятами" с использованием системно- деятельностного подхода.
Дата публикации: 15.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию по картине

«Кошка с котятами» с использованием системно- деятельностного

подхода.

Цель: обучение детей составлению творческих рассказов по картине в

соответствии с общедидактическими требованиями.

Образовательная: учить составлять рассказ от имени изображенного объекта.

Активизировать в речи слова, характеризующие запахи, звуки, тактильные

ощущения.

Развивающая: развивать воображение и диалектическое мышление.

Воспитательная: вызвать интерес к домашним животным; воспитывать

уважение к другим детям. Не перебивать друг друга, дослушать товарища до

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: С. Михалков «считалка про котят»,

А.Н.Толстой «Кот Васька», «кошкин дом», загадывание загадок, чтение

стихов, потешек- «как у нашего кота…», «котик, котенька,

коток…».Слушание музыкальных произведений: Беседа на тему «домашние

животные»; рассматривание иллюстраций и фотографий- «какие бывают

кошки». Подвижные игры- «кот и мыши», «воробушки и кошка».

Дидактические игры: подбери такое же по цвету, сравни по форме, сравни по

материалу. Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

Материал и оборудование:

Картина «Кошка с котятами», игрушки из пальчикого театра «добрые

волшебники»- 5 игрушек, «волшебная коробочка».

I Создание проблемной ситуации.

Воспитатель сообшает, ребятам, у них в гостях уже некоторое время

находится картина. (Демонстрируется картина «Кошка с котятами»). Картина

«просит» детей, чтобы ее оживили.

2 Целевая установка

Предложить детям помочь картине стать живой.

3 Мотивирование к деятельности

В помощь решения этой проблемы к детям придут волшебные человечки из

страны «Картинкино». (Демонстрируется «волшебная коробочка»)

Они приготовили задания, которые помогут картину оживить.

4 Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий.

Демонстрируется первый маленький волшебник (игрушка) по имени «Дели».

Детям предлагается с помощью волшебных биноклей перечислить все

объекты на картине.

Цель задания: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты,

изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материал: рассматриваемая картина. Бинокль имитируется с помощью рук.

Игровое правило: называть только один объект.

Примерные ответы детей: мама- кошка, серый котенок, черно- белый

котенок……,тарелочка, столик, коврик…..,стена, пол.

В след за волшебником «Дели» «появляется» волшебник «Объединяй».

Цель задания: установление взаимозависимостей между объектами по

разнообразным параметрам. Учить объяснять взаимодействие между

объектами на уровне физических связей, подвести к выводу, что все на

картине взаимосвязано.

Игровое правило: найти физические связи между объектами и обосновать их,

не повторяя друг друга.

Примерные ответы: коврик- кошка. Оба находятся на полу, кошка лежит на

коврике. От коврика кошке тепло и удобно. Котенок с синим клубочком.

Котенок играет с клубочком, ему с ним весело, а клубочку не очень, котенок

кусает и царапает его.

Достается игрушка- волшебник «Я только слышу».

Цель: учить представлять возможные звуки, передавать свои впечатления в

законченном рассказе. Побуждать к фантазированию на основе построения

предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету

Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине и

составить рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине».

Например: я слышу, как урчит во сне котенок белый с черными пятнами, я

слышу, как царапают коготки пол у котенка со спинкой цветом как апельсин.

Я слышу, как лает собака во дворе.

Волшебник «Сравнения». Хочет поиграть в игру «Сравни по цвету, по форме,

по материалу».

Цель: обогащать словарь детей образными выражениями.

Игровые правила: находить объекты в окружающем мире выбранного на

картине цвета, формы, материала.

Примерные ответы: серый котенок - как дым, тучка, зайчик, мышка.

Клубочки- мячики, комочки, снежки. Кошка большая и мягкая, как шуба,

Физминутка: детям предлагается отдохнуть.

Я буду мама кошка, а вы мои котятки. Мама кошка дает задания своим

Этот котенок лег поспать; этот котенок стал скакать; этот котенок выгнул

спинку и замурлыкал – мур, мур; а этот лакает из блюдца молоко

(соответствующие движения языком)……..

Самый главный волшебник «Оживи». Детям предлагается представить себя

на месте любого объекта на картине, не важно живого или неодушевленного.

Нужно загадать объект, волшебник касается волшебной палочкой.

Игровое правила: Нужно с точки зрения выбранного объекта описать

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого

Рассказы детей:

Я котенок с рыжей спинкой, похожей на морковку. Я очень игривый, веселый

и озорной. Я стянул лапой синенький клубочек и начал гонять его по полу.

Мама- кошка наблюдает за мной, но не ругает, потому что я так учусь

охотиться.

Анализ результатов деятельности

Детям предлагается вспомнить, о чем их попросила картина в начале

занятия, определить - удалось ли нам оживить ее.

Подведение итогов

Подвожу к выводу - удалось, так как Полина превратилась в серенького

котенка, а Ваня в тарелочку, а Лиза в …. Значит, картина стала живой.

Картина благодарит детей и уходит к ребятам в другую группу.