Простые пальчиковые игры для малышей. Пальчиковая игра «Мы играем»

— вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").


Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом "Умничка"

Анастасия Шевченко педагог и логопед
Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Комментировать статью "12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий"

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. отзыв от участницы Дара777 были мои на Преображенке но без меня поэтому только с их слов Все 2 часа с ними занимались стишки игры на муз инструментов ну и пекли пирожки Хорошо...

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. Воспитатели проводят с ними специальные занятия - например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь но вроде бы 1,2- для...

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. На помощь приходят пальчиковые игры - они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. Содержание: Пальчиковая гимнастика для детей 1- 2 лет. Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх) Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево) Раз - наклон и два...

Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть к. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и 2. На расправленной ладошке...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Надежда Григорьевна, здравствуйте! У меня к вам такой вопросик: у дочки плоховато с мелкой моторикой (видимо, как последствие моей...

Примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики 1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обе-их рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны) 12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры!!! Для развития речи, интеллекта, чувства ритма, для тактильного контакта с мамой. Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики.

Пальчиковые игры. 12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику у детей.

Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - Гимнастика для пальчиков Е.М.Косинова. Рузина Страна пальчиковых игр Инна Светлова Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук (на днях купила, сыну очень понравилась, на каждой...

Пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 7 лет. Как развивать координацию движений, мелкую моторику, память, внимание - пальчиковые игры.

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Развивающие игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы Пальчиковые игры. Я что-то не пойму: вот развивают моторику.

Пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Для развития мелкой моторики придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши...

Посмотрите другие обсуждения: 12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. Пальчиковые игры не иду, игры с движениями тоже не очень, а это на ура. О праве на реализацию познавательной потребности Красно Солнышко.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры!!! Для развития речи, интеллекта, чувства ритма, для тактильного контакта с мамой. 12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. Календарь развития ребёнка. Новорожденный.

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий. не хочет играть в пальчиковые игры, отбирает ручонку. Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 7 лет. Как развивать координацию движений, мелкую моторику, память...

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.

Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.

Предлагаем Вашему внимаю сборник стишков и потешек для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим малышом в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.

«Дарики - комарики»
– игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!

«Квасим капусту»

Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»

Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.

Если я – капуста?

Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.

Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).

Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.

И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.
Строим стенку,

Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

2.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

3.
Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

4.
Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.


"Вьюшки"
Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.

Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!


"Дом"
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)


"На мельнице"
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).


"Пальчики"
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!


*
Этот пальчик - в лес пошёл.
Этот пальчик - гриб нашёл.
Этот пальчик - занял место.
Этот пальчик - ляжет тесно.
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

*
(Загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)


«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(3. Александрова).


«Паучок»
Паучок плетет, плетет паутинку свою,
паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька.
Паутинка рвется, мотылек смеется


«Паучок - 2»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
паучок пошел опять,
а за ним пошли все детки, чтобы погулять по ветке.


«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
пекла баба оладушки,
маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.


«Улитка».
Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.


«Гусеница»
1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6. Поела – Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются
7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
8. Проснулась – Постепенно расправляем ладони…
9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

*
Логопедическая пальчиковая игра.

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда -
новый шар надую я.

*
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

*
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

МЫ ПИСАЛИ

ЗАМОК

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ

Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом) . Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом) . Средние пальцы - папа (говорит низким голосом) . Указательные пальцы - солдаты (говорят басом) . Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети:

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку.
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так. .. Дети показывают загаданные действия

ГОСТИ - Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

Гости едут! Постукивают мизинцы.

Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать.

Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.

Хорошую тренировку обеспечивают народные игры-потешки. Мама сначала ритмично читает потешку, интонационно выделяя смысловые части, сопровождая чтение игровыми движениями. Затем крохе предлагается повторять движения, а в более старшем возрасте – и слова потешки.

Когда малышу трудно выполнить то или иное упражнение, взрослый должен помочь, взяв его ручку в свою, помогая шевелить пальчиками, сгибать их и разгибать. Так происходит обучение необходимым движениям, тренируется тонкая моторика пальцев и, соответственно, стимулируется речевое развитие.

Пальчиковые игры для ребенка до года

Изучаем свои возможности

Работу по тренировке пальцев можно начинать уже с двухмесячного возраста. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик в отдельности, сгибайте и разгибайте его.

Игра «Каждому свое имя»

Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного – просто рассматривайте пальчики, назовите каждый пальчик, ласково погладьте. Можно просто перечислять названия пальчиков (большой, указательный, средний и т.п.), а можно каждому пальчику дать свое имя.

Называя «имя», сгибайте и разгибайте каждый пальчик по очереди:
Пальчик Антошка - Озорной немножко. (Сгибаем и разгибаем большой палец.)
Пальчик Влада – Обожает наряды. (Сгибаем и разгибаем указательный палец и т.д.)
Пальчик Коля Учится в школе.
Пальчик Тимоша – Мальчик хороший.
Пальчик Иришка – Совсем малышка.

Можно придумать свои имена и стихотворные строчки к ним или произносить имя малыша по-разному: сначала полное имя, затем уменьшительно-ласкательное, особенное, как ласково называет кроху кто-то из членов семьи и т.д. Таким образом, кроха привыкает к звуку собственного имени, учится выделять его из речи взрослых.

Игра «Карандаш - помощник»

Возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошкам и пальчикам крохи. Другой вариант упражнения – поместить карандаш между ладонями малыша и, плотно прижав ладошки, совершать ими растирающие движения. Выпуклые грани карандаша хорошо массируют поверхность ладоней, заставляя работать кожные рецепторы.

Можно массировать ладони и пальчики с помощью небольшого шарика (например, для пинг-понга), любого другого округлого предмета. Массажный эффект будет ощутимее, если вы используете специальный мяч-ежик с резиновыми «колючками». Покатайте его в ладонях крохи, прижимая их к мячу.

Освойте с крохой известные народные игры с пальчиками – «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-дереза».

К 9-10 месяцам жизни рекомендуется тренировать круговые движения большими пальцами малыша. Период, когда происходит противопоставление большого пальца остальным, имеет особое значение. С этого момента ребенку становятся доступны тонкие движения пальцев рук, малыш осваивает пинцетный захват (умение брать предметы большим и указательным пальцами).

Игра «Мальчик-с-пальчик»

Попросите ребенка разжать ладошку и, помогая ему совершать движения, начните проговаривать потешку:
Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.)
С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец,)
С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.)
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел,
Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)

Игра «Подъемный кран»

Для игры понадобится пластиковое ведерко и 6--7 небольших игрушек или предметов (игрушки из «Киндер-сюрприза», большие бусины, грецкие орехи, детали конструктора).

Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают предмет и направляют прямиком в ведерко. Сначала медленно покажите малышу последовательность действий, комментируя попутно свои движения. Затем попросите кроху повторить сначала правой рукой, затем левой.

Покажите ребенку жесты-заменители слов: «До свидания, пока-пока!» - малыш разжимает пальчики и машет ладошкой, «Дай мне!» - кроха несколько раз сжимает и разжимает кулачок, «Это делать нельзя!» - ребенок выпрямляет указательный палец, а остальные прижимает к ладони и качает ручкой. Научите малыша хлопать в ладоши, когда ему что-то нравится. Кроха быстро запоминает эти движения, а со временем научится повторять.

Пальчиковые игры для детей от 1 года до 2 лет

Играем и разговариваем

В это время возрастает самостоятельность ребенка во многих действиях. Проявление самостоятельности кроха привносит и в выполнение упражнений с пальчиками. В этом возрасте некоторые простые движения он может повторять без помощи взрослого, ориентируясь на показ и копируя действия. Также проявляется самостоятельность и в речи. Малыш старается на свой манер, громко и четко произносить звуки, слова или словосочетания при выполнении какой-либо части упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ползет, ползет, (Пальчики сжимаются и разжимаются, «шагая» по поверхности – по столу, руке, ножке.)
Паутинку он плетет.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит мотылька. (Округленные ладони складываются одна на другую.)
Мотылек сидел-сидел,
Вдруг вспорхнул – и улетел! (Машем ручками в воздухе.)
Просите кроху проговаривать слова-окончания: «ползет», «сидел», «улетел».

Пальчиковая игра «Семья»

Попросите малыша распрямить ладошку. Начинаем загибать мизинец, безымянный палец и далее - по направлению к большому:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вся моя семья.

Несколько раз проговорив потешку, побуждайте кроху повторять за вами, либо завершать начатое предложение. Например, вы говорите: «Этот пальчик», а кроха дополняет – «бабушка» и т.д. Повторите упражнение с другой рукой.

Пальчиковая игра «Пианино»

Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола:
Мы купили пианино,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Вместе с бабушкой играем,
А танцует вся семья.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Игра «Пальчики здороваются»

Сядьте с малышом за стол друг напротив друга, «поздоровайтесь» пальчиками – каждым пальцем коснитесь по очереди пальчиков ребенка, приговаривая: «Здравствуй, пальчик-мизинчик», «Рад тебя видеть, безымянный пальчик», «Добрый день, средний пальчик», «Приветствую тебя, указательный пальчик», «Хорошего дня, большой пальчик!»

Следите, чтобы кроха выдвигал для приветствия какой-либо один пальчик, а не всю ладонь. Помогите ему разделить пальчики, если возникли затруднения. Одновременно с тренировкой пальцев рук малыш усваивает разнообразные фразы приветствия.

Для тренировки пальцев рук могут быть использованы также игры без речевого сопровождения:

Игра «Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»). Те же движения нужно производить пальцами левой руки, обеих рук одновременно.

Игра «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Покачать руками вправо-влево. В начале каждой игры подскажите крохе, как правильно располагать пальцы, покажите варианты движений пальцами и руками.

Игра «Перетяни веревочку». Объясните крохе, что сейчас вы будете проверять, кто из вас самый сильный. Объясните правила игры: нужно перетянуть веревочку на свою сторону, взяв ее пальчиками или зажав в кулак. Веревочку, шнурок или носовой платок положите на стол. Один конец веревки отдайте ребенку, за другой возьмитесь сами. По команде начинайте тянуть на себя. Конечно, ребенок должен победить в этом соревновании, но сразу сдаваться не стоит – пусть малыш тренирует пальчики, развивает их силу, пытаясь удержать и перетянуть веревку. Обязательно похвалите кроху за то, что он самый сильный и ловкий.

Пальчиковые игры для детей от 2 до 3 лет

Послушные пальчики

За этот период пальцы и кисти ребенка приобретают хорошую подвижность и гибкость, постепенно исчезает скованность движений.

Если вы заметили, что ребенок легко справляется с заданием, усложняйте его: добавьте новые движения, измените их последовательность, выучите другие, более замысловатые пальчиковые игры. В игре просите кроху повторять за вами целые предложения, четверостишья. Подбадривайте и хвалите его за правильно выполненное задание.

Пальчиковая игра «Улитка»

Проговаривайте потешку, демонстрируя ребенку все действия. Попросите его повторять движения за вами:

Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)
Высунь рога! (Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем.)
Дам тебе я вкусного пирога! (Показываем раскрытые ладошки.)
Мне не надо пирога, (Вертим сжатыми кулачками.)
Мне свобода дорога.
Я ползу-ползу по дорожке,
Захочу – высуну рожки (Выпрямляем указательный и средний пальцы.)
А дотронешься слегка…
Убираются рога! (Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.)

Пальчиковая игра «Баран и баранки»

Научите малыша собирать пальчики в колечки, смыкая поочередно большой палец с маленьким, безымянным, средним, указательным и большим:
Рано утром спозаранок
Накупил баран баранок. (Смыкаем колечки, начиная с маленького пальца.)
А потом на рублики
Прикупил он бублики. (Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке.)
Раз, два, три, четыре, пять - (Загибаем поочередно пальчики.)
Начал бублики считать.
Раз, два, три, четыре, пять - (В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы.)
Начал бублики жевать.
И все скушал… (Показываем ладони.)

Игра «Волшебная паутина»

Для этой игры понадобится тонкий цветной шнурок. Попросите кроху показать ручку, растопырив пальчики. Оплетаем шнурок колечками вокруг каждого пальчика малыша, а он пусть попытается снять его с пальцев, не задействовав свободную руку. Можно вместе с крохой обыграть это упражнение: например, рассказать, что паучок сплел свою волшебную паутинку вокруг его пальчиков, а ему нужно освободиться. Когда малышу удастся снять шнурок, сопроводите его успех сюрпризным моментом, например: «Ура! Ты – волшебник! Смог освободиться от волшебной паутины! Молодец!»

Пальчиковый театр для детей

Пальчиковый театр – отличное изобретение: легкое, удобное, мобильное. Можно приобрести уже готовые фигурки, которые одеваются на пальчики, можно персонажей для пальчикового театра изготовить самим - например, из фетра, бумаги, связать из пряжи, а можно приобрести в магазине. Эта игрушка долго будет радовать малыша, тренируя его пальчики, совершенствуя речь, фантазию и воображение.

Устраивайте совместные представления, а зрителями могут быть родные и друзья, сверстники ребенка.
Простейший вариант - изготовить «актеров» из бумаги.

Лист бумаги шириной 3-5 см оберните вокруг пальца и склейте в рулончик. Если кукловодом будет ребенок – соответственно, рулончик должен быть тоньше.

Дальше оформляем куколку: раскрашиваем, прорисовываем лицо, ручки, детали одежды. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажу: королю – корону, деду – бороду и усы, бабке – платочек.
Такие артисты удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый пальчик – отдельный герой. Так можно поставить русские народные сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр теней для детей

Сложенные определенным образом пальцы рук при специальном освещении могут превратиться в сказочных персонажей. Для освещения примените небольшой настольный светильник, ночник.
Установите ночник так, чтобы свет от него попадал на стену. Руки нужно расположить от источника света так, чтобы тень от них отражалась на стене.

До того как показать сказочное действо, вам вместе придется потренироваться и овладеть приемами правильного показа движений персонажа: как он шевелит ушами, открывает и закрывает рот и т.д.

Предлагаем несколько игр для теневого театра:

Игра «Зайчик». Локти опираются на стол. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиком большого пальца. Совершать плавные вращательные движения кистью (зайчик движется). То же упражнение выполнить пальцами левой руки, двумя руками одновременно.

Игра «Курочка пьет водичку». Локти опираются на стол, пальцы сложить в виде клюва. Совершать ритмичные наклоны рук вперед и возвращать в исходное положение – «клевать зернышки». Малыш может завороженно наблюдать за теневой проекцией на стене, а позже и сам будет рад принять участие в представлении.

Пальчиковая игра «Звери на работе». Прочтите малышу стишок, попутно показывая все действия, которые выполняют животные в нем. Пусть кроха повторяет движения за вами. Выполнять движения нужно двумя руками одновременно:

Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка шубку подшивает, (Собираем пальцы в щепоть и разжимаем.)
Серый медведь, старый дед, сапог подбивает, (Стучим кулаками друг о друга.)
А сорока-белобока мушек отгоняет. (Взмахи руками.)
Медведица Маша варит детям кашу. (Кистями рук совершаем круговые движения.)
Зайчиха под елкой метет метелкой. (Ударяем ладонями друг о друга по касательной – «отряхнем» ладошки)

Тренажер для пальчиков ребенка

Небольшую плотную резинку (например, для волос) наденьте крохе на большой и указательный пальцы и попросите несколько раз растянуть ее. Пусть кроха старается растянуть резинку только двумя пальчиками, без помощи второй руки. Затем наденьте резинку на большой и средний пальцы и так далее до мизинца. Эта игра позволяет укреплять мышцы пальчиков, совершенствует координацию мелких движений. Чтобы малышу было интереснее, можно сказать, что на пальчики вешаем замочек и ему нужно растянуть его, чтобы освободиться.