Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему "современные подходы к обучению детей игре на детских музыкальных инструментах". Мой самообразование дми Разработка игра на детских музыкальных инструментах

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в 20- гг. стал известный педагог и музыкант Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Совместно с Н. А. Метловым по этой проблеме работали Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, позднее - О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.

По классификации Н. А. Ветлугиной, все детские музыкальные инструменты делят на два вида: беззвучные и звучащие. К беззвучным музыкальным инструментам относят игрушки, изображающие музыкальные инструменты: пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, скрипки с нарисованными струнами и др. Они используются для создания у детей представления о разных музыкальных инструментах, а использовать их дети могут в сюжетно-ролевых играх, драматизациях.

Звучащие музыкальные инструменты подразделяют на шумовые, издающие звуки неопределенной высоты, на которых можно исполнить только ритм (бубен, треугольник, ложки, музыкальные коробочки и др.) и звуковысотные (мелодические): с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, баяны, аккордеоны и др.), издающие один звук (дудки, свирели, рожки и др.), с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки и др.).

Звучащие музыкальные инструменты делятся также на 1) струнные - цитры, домры, балалайки, арфы и др.;2) духовые - флейты, саксофоны,кларнеты, триолы и др.; 3) клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны,гармоники; 4) ударно-клавишные - рояли, пианино; ударные - металлофоны, ксилофоны, бубны, треугольники, тарелки, барабаны и др.

Обучение детей игре на шумовых музыкальных инструментах начинают со II младшей группы: на деревянных палочках, ложках, бубнах, погремушках, музыкальных молоточках, коробочках и др. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Вначале осваивают приемы игры на нем: стаккато, глиссандо.

Существует несколько способов обучения игры на мелодических инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Обучение дошкольников игре по нотам очень трудоемко и редко используется в практике. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на инструментах, но музыкальный слух при этом не развивается, т. к. у детей активизируется в основном зрительное восприятие, зрительная память. Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, также приводит к механическому воспроизведению мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Можно также показывать рукой движение мелодии, одновременно пропевая ее.

Методика обучения игре на инструментах построена по принципу постепенного усложнения исполняемых попевок и песенок. Вначале ребенок играет мелодии, построенные на одном звуке, затем на двух, трех соседних звуках, и только потом учится исполнять мелодии с интервалами. Необходимо, чтобы ребенок играл на инструменте только хорошо ему знакомую мелодию. Подпевать он может только в том случае, если может чисто интонировать мелодию.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он свободно лежит на указательном пальце, его слегка придерживают большим), направлять удар нужно на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.

После того как металлофон освоен, дети старшей и подготовительной к школе группе обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментах), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Шумовой оркестр можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Ансамбль ложкарей можно организовать, начиная со средней группы. В него можно включить несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.). Смешанный оркестр организуют в старшем дошкольном возрасте.

Прежде, чем дети смогут коллективно музицировать в оркестре, необходимо провести с ними много индивидуальных и подгрупповых занятий, которые организует и музыкальный руководитель и воспитатель. Заниматься с детьми игрой на музыкальных инструментах можно как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни детского сада, поэтому в группе должно быть достаточное количество шумовых и мелодических инструментов. В игре на музыкальных инструментах у детей развиваются музыкальные и коммуникативные способности, трудолюбие и творчество.

Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей (на примере конкретных игр)

Н. А. Ветлугина предложила классификацию музыкально-дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, дидактические требования к оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.

Целью музыкально-дидактических игр является развитие у детей музыкально-сенсорных способностей. Данные игры содержат игровые действия и правила, выполнение которых помогают развитию ладового чувства, музыкального слуха и чувства ритма. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий, ребенок учится различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действийА. Н. Зимина подразделяет музыкально-дидактические игры на три вида: 1) спокойное музицирование , в которые дети чаще играют за столами с наглядными пособиями (картинками, дидактическимикарточками, музыкальными инструментами); 2) подвижные игры с элементами соревнования , в которых дети двигаются, ориентируясь на особенности звучания музыки: тихое или громкое, быстрое илимедленное,веселое или грустное ее настроение;3) игры, построенные по типу хороводных, в них движения детей спокойные, большинство детей двигаются по кругу, а ведущие - в кругу. Музыкально-дидактическая игра всегда требует слуховой сосредоточенности, которая способствует развитию слухового восприятия. Так во время игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием. Например, в играх первого вида дети учатся различать тембр музыкальных инструментов: барабана, дудочки, бубна, металлофона и др. («Угадай, на чем играю?»), определять настроение музыки («Солнышко и дождик»), различать музыкальные жанры («Что можно делать под эту музыку: спать, когда звучит колыбельная, маршировать под марш или петь, когда звучит песня»). Игры второго вида часто имеют соревновательный характер, например, «Веселый оркестр» под 1-ую часть музыки дети бегают вокруг музыкальных инструментов, разложенных по кругу, под 2-ую часть, со сменой характера музыки - играют на них; кому не хватило инструмента, тот - дирижер.

В младшем возрасте дети легче всего воспринимают звуковысотные соотношения: высокие, средние, низкие звуки. С ними можно играть в игры «Птица и птенчики», «Какой колокольчик звучит?», «Музыкальная лесенка» из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Например, высоко на дереве сидят в гнезде птенчики и поют: «Чик-чирик, чик-чирик» тоненькими, высокими голосами (педагог поднимает руку вверх), а мама - птица сидит под деревом на земле и поет свою песню низким голосом: «Чик-чирик, чик-чирик» (педагог опускает руку низко, затем показывает картинку из «Музыкального букваря». Самостоятельно играть малыши еще не могут.

С детьми средней группы проводят все виды игр. В игры «спокойного музицирования» дети среднего возраста успешно играют под руководством педагога и самостоятельно в музыкальном уголке. Подвижные музыкально-дидактические игры вызывают у некоторых детей затруднения, с ними проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда будет звучать плясовая мелодия, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа». Со средней группы следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - настольно-печатный и игровой музыкально-дидактический материал в музыкальном уголке: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, шумовые музыкальные инструменты и металлофон, музыкальные аудиозаписи.

В старшем дошкольном возрасте дети играют самостоятельно, а также наиболее одаренные из них проводят их друг с другом или с коллективом детей. Старшим детям доступны игры всех трех видов, их проводят на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, на прогулках. Игра для детей старшего возраста: «Лошадки». Дети делятся на две команды: белые и черные лошадки. Когда звучит тихая музыка, скачут белые лошадки, а когда громкая - черные. Усложненный вариант: третья команда детей играет лошадкам под музыку ритм на шумовых инструментах. Детей старшего возраста необходимо обучать играм творческого характера: «Прогулка», «Наше путешествие» и другие.

Таким образом, педагог должен создавать в группе музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, наглядные пособия для музыкально-дидактических игр, разучивать игры с детьми на занятиях и в повседневной жизни детского сада, способствуя тем самым развитию их музыкально-сенсорных способностей.

Непосредственно организованная деятельность по музыкальному развитию детей, ее типы. Составить план музыкального занятия по любой возрастной группе

Содержание, организацию и методику проведения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста разработали Н. А. Ветлугина, И. Н Комисарова, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др. По определению О. П. Радыновой, музыкальные занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей и формирование основ музыкальной культуры.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию детей в ДОУ проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю, их длительность: в младших группах - 20 минут, в средних - 25 минут, в старших - 30-35 минут.

Структура и содержание непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей (НОД) - музыкального занятия:

1часть - вводная. Она состоит из музыкально-ритмических движений (входа детей под музыку в зал, разных видов ходьбы и бега, танцевальных и имитационных движений).

2 часть - основная. В нее входит слушание музыки (1-2 произведения), пение (распевание, певческие импровизации, разучивание песен), танец и музыкальная игра.

3 часть - заключительная Ее задача привести организм детей в спокойное состояние. Дети выполняют ходьбу под марш, упражнения на релаксацию, подводится итог занятия. По содержанию все музыкальные занятия (НОД) подразделяются на разные типы.

Типовая непосредственно образовательной деятельность по музыкальному развитию детей (НОД) является традиционной. В ходе этой деятельности дети слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и в музыкально-дидактические игры.

НОД тематическое. Темы таких музыкальных занятий могут быть игровыми («Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке»), учебно-познавательными («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка») и др.

НОД по слушанию музыки проводят с детьми среднего и старшего возраста, т. к. они уже имеют опыт восприятия музыки и определенный запас музыкальной терминологии. Длительность такого занятия в средней группе 10 мин., в старших -20-25 мин.

НОД по развитию музыкального творчества проводят с детьми старшего возраста. Дети на этих занятиях сочиняют мелодии на заданный текст, составляют пляски-импровизации, сочиняют мелодии на металлофоне.

НОД по обучению детей игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях, затем музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению детей в ансамбле и оркестре.

Комплексные занятия - НОД, на которых в равной степени представлены музыка, изобразительное искусство и литература.

Интегрированные занятия - НОД, в которой для раскрытия одной темы используются разные виды детской музыкальной деятельности.

НОД с доминированием одного вида деятельности, на которых преобладает какой то один вид музыкальной деятельности:пение или игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения или слушание.

Воспитатель должен быть активным помощником музыкального руководителя на занятии: поет песни, произношением слов в песне, танцует вместе с детьми, следит за осанкой детей, осуществляет показ музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах.

План тематической НОД по музыкальному развитию детей в средней группе:

«Снова осень к нам пришла»

1. Музыкально-ритмические упражнения. Ходьба и бег под музыку М.Красева. Танцевальные упражнения с листьями: летают, кружатся, падают на землю, снова летают.

2. Слушание. «Падают листья» муз. М. Красева.

3. Пение. «Осень» муз. И. Кишко, «Урожайная» муз. А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко.

4. Игра. «Найди свой овощ» р. н. м. «Как под яблонькой».

Таким образом, педагог должен при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности детей по музыкальному развитию использовать разные типы занятий: типовые, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные и др-е, а также разные виды организации детей: фронтальную, а в совместной деятельности: подгрупповые и индивидуальные.

Галина Хакимова
Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Обучение детей игре на .

Современные научные исследования свидетельствуют о том , что развитие музыкальных способностей , формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре , заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой . Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки , но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах , музыкально – ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии . Развитие этой способности предполагает умственные операции : сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное , но и на общее развитие ребенка.

Инициаторам обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н . А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра . Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов , имеющих звукоряд – металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства . Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности .

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю , стремление к достижению цели.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка , но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста . Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение детей на инструментах , требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать детям в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов , не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки .

Во второй младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках , барабане, молоточке. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучить её частями, например, выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением : запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или всё музыкальное произведение , исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах) .

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а всё время регулируют слухом своё исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается её исправить.

Другое важное условие при выборе произведений - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и не интересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах , имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты . Дети уже знакомы с тембром этого инструмента , приемами игры.

Существуют несколько способов обучение игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключение механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детей игре на инструментах . Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении : используются цветные кружочки или цветное обозначении нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребёнок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам , наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (*длинные и короткие палочки)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта слишком в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху . Этот способ требует постоянного развития слуха, серьёзной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей , используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка , перемещающая с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя её (голосом или на инструменте ) .

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. В начале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении музыкального руководителя , который сначала поет её, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направления движения мелодии, развивает музыкально – слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения : правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик) . Когда играют длинные ноты молоточек подпрыгивает повыше, короткие ноты – пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен воспроизвести ритмический рисунок. Для этого пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые) . Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе : четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах .

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположение звуков по высоте, применяются названные приемы : выкладывание звуков – кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движение мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона : ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на детских музыкальных инструментах , педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах- струнных , духовых, клавишно- язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах . Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научаться играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1-соответствует звуку до 1 и т. д. На цитре играют медиатором- пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами- большим, указательным и средним, делая движение кисти руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребёнок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь» . На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1-соль2, слева- четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне , следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент . Ребёнок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой на середину – левего. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость . Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребёнок играет стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура) . Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребёнку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры : большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как на металлофоне, цитре. Цифры наносятся на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научаться играть на аккордеоне, более способных можно научить игре на духовом инструменте . Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия – 26» . У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3. Инструмент держать левой рукой , четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной снизу . Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает тоже положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно подвигаться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый вовремя игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном : нажимают кнопку на обратном стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов , научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента , даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на детских музыкальных инструментах включает в себя три этапа : на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем- исполняют по своему желанию.

Знакомство с музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием я начинаю с младшей группы. Показываю музыкальный инструмент , исполняю знакомые им мелодии. Помогаю различать тембровые звучания этих музыкальных инструментов . Способствую приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах .

У детей средней группы формирую умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

В старшей группе дети исполняют простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах ; исполняют знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Детей подготовительной к школе группы знакомлю с музыкальными произведениями в исполнение различных инструментов и в оркестровой обработке. Учу играть на металлофоне, ударных музыкальных инструментах , русских народных музыкальных инструментах : трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Литература

1. Зимина А. Н. Основы воспитания и развития детей младшего возраста : Учебник для студентов высшых учебных заведений. - М.: Гуманит издательский центр ВЛАДОС, 2000

2. Метлов Н. А. Музыка- детям . - М.: Просвещение,1985

3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвищение : Владос, 1994

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Ритм»

Методическая разработка

«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Педагог дополнительного образования

Сюткина Оксана Петровна

г. Пермь 2016 г.

Введение

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта6 слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та , а более короткие восьмые – слогом ти . Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до 1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до 1 – соль 2 , слева – четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3 . Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию.

Литература

    Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

    Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

    Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

1. Значение игры на музыкальных инструментах В процессе обучения игре на МИ: перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; Игра на МИ может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Таким образом, игра на МИ оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.


2. Классификация ДМИ, требования к отбору. Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, принявшего участие в конструировании специального инструментария для детей («инструменты Орфа»). Современные ДОУ опираются на вековой опыт применения озвученных игрушек, распространенных в народе, в воспитании детей. Самые древние из них появились еще в I-II вв. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева и просверленных костей. Позднее появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки в виде козы, петуха, собаки, утки и т.д. С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек – инструментов – неозвученные и озвученные.


«Музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» Неозвученные Озвученные Неозвученные Озвученные -изображающие инструменты, - уменьшенные, упрощенные копии предназначенные для того, настоящих инструментов, схожие чтобы создавать игровую с ними по внешнему виду и способу ситуацию, в которой дети, звукоизвлечению. Подразделяются фантазируя и напевая, на 4 вида, в зависимости представляют себя от характера их звучания. играющими на МИ. 1. ИИ со звуком нефиксированной высоты 1. ИИ со звуком нефиксированной высоты (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты); (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты); 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки; дудки, рожки; 3. ИИ с заданной мелодией (игрушки-автоматы) 3. ИИ с заданной мелодией (игрушки-автоматы) – музыкальные шкатулки, ящички; – музыкальные шкатулки, ящички; 4. ИИ с диатоническим и хроматическим 4. ИИ с диатоническим и хроматическим звукорядом – металлофон, пианино, флейта, звукорядом – металлофон, пианино, флейта, саксофон, баян, гармоника, балалайка). саксофон, баян, гармоника, балалайка).


Классификация музыкальных игрушек и инструментов Н.А. Ветлугиной 1. Группа струнных цимбалы арфа балалайка гусли домра На струнных музыкальных инструментах звук извлекается в процессе касания струн пальцами или медиатором (тонкой пластиной из пластмассы).








5. Группа ударных, имеющих звукоряд ксилофон металлофон Звук на ударных инструментах извлекается ударами палочками или рукой по звучащему телу инструмента. развивает основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.




Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона – тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям: быть хорошо настроенными; быть хорошо настроенными; иметь определенный чистый тембр; иметь определенный чистый тембр; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; обладать простой конструкцией; обладать простой конструкцией; быть прочными, пригодными для частого использования в быту. быть прочными, пригодными для частого использования в быту.


3. Организация детского оркестра. Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования (О.П. Радынова). В 20-е XX в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. В 30-х гг. возник первый детский оркестр (шумовой). Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и других инструментов. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний – «играть музыку». Вскоре появились смешанные детские оркестры, состоящие из инструментов, на которых можно исполнять мелодию. Первым был деревянный ксилофон, а затем: металлофон, цитры, детские пианино и роль, аккордеон, триола, кларнет, губная гармоника, ложки, треугольник и духовые гармошка. Постепенно в обиход ДОУ вошли новые образцы детских музыкальных игрушек и инструментов. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции ДМИ.


В своих публикациях Н.А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на МИ, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Николаем Афанасьевичем Метловым в гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Мария Александровна Румер и др. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Лянкявичус, В.В. Ищук). Радынова Ольга Петровна, Катинене Альбина Ионовна, Палавандишвили Маринэ Левановна выделяют виды детского оркестра: шумовой ансамбль смешанный оркестр -ударные состоящий включающий инструменты, из одинаковых разные группы не имеющие или однотипных инструментов Звукоряд инструментов


Шумовой оркестр – наиболее простой и доступный. Его можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов. Применяются погремушка, коробочка и другие. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом. Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры.


Одна из разновидностей шумового оркестра – Ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других инструментов: Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент. Если дети музыкально продвинуты ансамбль можно организовать к концу года старшей группы. Для игры в ансамбле привлекается не более 10 детей. Во избежании монотонности звучания не следует всем участникам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество вступающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности произведения.


Формы работы музыкального руководителя по обучению детей игре на МИ различны: индивидуальное обучение, занятия с ансамблем, с оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года, с металлофона. Индивидуальное обучение проводить значительно легче. Оно назначается утром, до завтрака или во второй половине дня, длится 5-7 минут. Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд (металлофон).Занятия с ансамблем, оркестром проводятся в подготовительной группе, с различными музыкальными инструментами, по желанию ребенка; во второй половине дня раз в неделю, продолжительностью в минут. Занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из двух частей: 1 –я часть – разучивание мелодии произведения под руководством взрослого; 2 –я часть – работа на старом, знакомом материале на д темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Прежде чем начать обучение на ДМИ, необходимо познакомить детей с ними – рассмотреть их, назвать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.


Смешанный оркестр Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушаться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.


Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. Первоначально исполняемое произведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Наиболее целесообразен следующий состав оркестра: Дет.пианино - 2 Аккордеон -2 Гармошка -1 Металлофон-6 Триола -2 Дудочка -2 Треугольник - 1 Тарелки - 1 Барабан - 1 Бубен - 1






При выборе репертуара следует: - выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». Направления по обучению детей игре в оркестре: 1. Разучивание музыкального произведения и игра на инструментах под руководством педагога. 2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведений по слуху. 3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, колыбельных, плясовых).


4. Методика обучения детей на музыкальных инструментах. Задачи обучения игре на музыкальных инструментах: 1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле. 2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр. 3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне. Пианино; приглушат звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракасы. 4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. 5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки. 6. Импровизировать несложные попевки.


Этапы обучения игре на МИ: 1 – слушание, запоминание мелодии, пропевание. 1 – слушание, запоминание мелодии, пропевание. 2 - подбор мелодии (попевки). 2 - подбор мелодии (попевки). 3 – исполнение попевки. 3 – исполнение попевки. Обучение игре на МИ начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Во 2 мл.гр. дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках; знакомятся с металлофоном. В ср.гр. впервые начинают обучать детей игре на МИ, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого – металлофон. Обучение может осуществляться по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ей клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определенное цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребенок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту.


Подобный подход к игре на музыкальных инструментах сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т.д. Цифровая система, обоснованная и введенная в практику начального музыкального образования французским педагогом Э.И. Шеве (1804 – 1864), широко применялась в дошкольном образовании во второй половине XIX - начале XX века в России. В своей педагогической деятельности ее применяли Владимир Федорович Одоевский, Сергей Иринеевич Миропольский, Лев Николаевич Толстой, Болеслав Леопольдович Яворский, а позже Николай Афанасьевич Метлов. Болеслав Л. Я. ()


Обе системы (и цветовая и цифровая) удобны в первоначальном музыкальном образовании детей, так как позволяют легко и в короткие сроки получить нужный результат при обучении детей игре на МИ. Недостаток этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребенка. Данный недостаток преодолевается при обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху. С самого начала занятий у ребенка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе выявления ее высотной направленности. С первых занятий педагог учит ребенка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить ее на инструменте выразительно и интонационно осмысленно. Ритм мелодии ребенок усваивает слухом, без применения счета. Ребенок напевает мелодию (со словами, либо на слоги «ли»,»ля», или же с закрытым ртом – на согласный «м»), старается запомнить и отыскать на инструменте отдельные звуки. В старших группах дети обучаются игре на мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.


Чрезвычайно поучительны и показательны музыкальные занятия с крестьянскими детьми Л.Н.Толстого в Яснополянской школе. Сегодня это может показаться непостижимым на уроках музыки даже в московских школах. Он пишет: "В первый урок я разделил всех на три голоса и мы спели следующие аккорды: Нам удалось это очень скоро. И каждый пел, что он хотел, пробовал дискант и переходил в тенора, а из тенора – в альт – так что лучшие (ученики) узнали весь аккорд – до – ми – соль, некоторые из них все три. Мы пели эти аккорды и в школе, и на дворе, и в саду, и по дороге домой до поздней ночи, и не могли оторваться и нарадоваться на свой успех" (подчеркнуто мною – Л.В.). Дальше Толстой дает советы, как легко освоить пение по нотам, и утверждает, что это нужно и доступно обычным крестьянским детям. Особое внимание Лев Николаевич уделяет пению по нотам на основе относительной сольмизации*. Сольмизация (сольфеджио) – метод пения мелодии по нотам со слоговыми названиями ступеней (до, ре, ми, фа и т.д.) и чтения мелодии при игре на инструменте по буквам латинского алфавита (C D E F G A B C). *


Обучение дошкольников игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу – слышу – играю». Сначала отрабатывается связь «слышу – вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ребенку в нотной записи. Затем эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу – слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в ее слышание. Установление двух первых связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу – слышу – играю». Таким образом, цель педагога при обучении ребенка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребенок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребенка музыкой.


Многому она научила меня. Впервые я, кажется, понял тогда очень важную истину: ребята способны воспринимать, запоминать и даже воспроизводить достаточно сложную музыку при условии, если музыка эта ярка, образна и естественна в своем развитии. Если же нет в ней яркости, образности и естественности, даже самую простую музыку ребята никогда не воспримут и не запомнят, потому что не затронет она ни их сердец, ни их сознания. Дмитрий Борисович Кабалевский Дмитрий Борисович Кабалевский

Методическая разработка.

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Программа обучения дошкольников средней, старшей, подготовительной групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МБДОУ Д/С №10 «Белочка»

Саленкова Алла Николаевна

г. Кулебаки

2015год

Пояснительная записка

« Обучение игре на детских музыкальных инструментах » Программа обучения.

Срок обучения-3 года.

Виды деятельности: музыкальная грамота, индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).

Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.

З-й год обучения (старшая группа).

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

Цели : формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.

Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

Занятия.

Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения, особо позаниматься с отстающими и пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.

Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .

5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)

6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

Используемые

Репертуар

Период

Кол-во

инструменты

про хождения

занятий

1.Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.

Сентябрь

2. Знакомство с приемами игры на

Погремушка

1. «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной

Сентябрь-

погремушке:

встряхивание,

удар погремушкой по ладошке,

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

октябрь

удар ножкой погремушки по полу

3. «Как у наших у ворот», р.н.м.

(столу).

4. Игра «сохрани погремушку»

3. Знакомство с приемами игры на бубне: удар

Бубен

1. «Пойду ль я», р.н.м.

Ноябрь

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

донцу. Учить правильно держать бубен в левой

3. Музыкально-дидактическая игра «тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой

руке - ударять правой рукой, встряхивание

4. Свободные пляски с бубном

производить правой рукой.

4.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры:

Колокольчики

1. музыкально-дидактическая игра

Декабрь

удар палочкой, встряхивание

(валдайские,

« N ихие и громкие звоночки»

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

маленькие,

Е.Тиличеевой

Учить правильно держать колокольчик:

средние)

2. «Игра с колокольчиками»

вертикально, не зажимать кисть, свободно

Римского-Корсакова

потряхивать и ставить на ладошку.

3. Свободные пляски

5.Закрепление навыков игры на колокольчиках.

Колокольчики

1. «Ёлка» Т. Попатенко («трель»)

Декабрь

средние

2. «Игра с колокольчиками»

6.Знакомство с игрой на барабане. Показ

Барабан

1. Песня «Барабан» (подыгрывать)

Январь

приемов игры: одновременные удары одной и

2. «Веселая песенка» Ивкодимова

двумя палочками, поочередные удары правой и

З. Упражнение «Барабанщики»

левой рукой, барабанная дробь.

Красева

4. «Марш» Парлова

7.Повторение всех приемов игры на

Погремушки,

Повторение репертуара сентябрь -

Февраль

погремушках, бубнах, колокольчиках,

бубны,

декабрь,январь

барабане. Закрепление полученных навыков.

колокольчики,

барабаны

8.Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Ложки

1. «Ладушки», р.н.м.

Март

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

2. «Лошадка» Потоловского

правильно держать ложки в руках, ритмично

З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».

4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко;

9.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно

Металлофон,

1. Упражнение с молоточками без

Апрель

держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе,

деревянные

музыки

постукивать по ладошке и по кубику, по

кубики

2. «Дождик»

столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе

З . «Часики»

и на столе с поворотом кисти.

4. «Ручейки»

5. «Дятел»

б . «Цыплятки»

10.Обучение приемам игры на металлофоне:

Металлофон

1. «Дождик» (тихий-сильный)

Май

удар по одной пластиночке, glissando на

2. «Ручейки»

пластиночках. Добиваться отскакивания

З. «Птички»

молоточка от пластиночки, стремиться к

4. «Цыплята»

красивому звуку.

5. «Дятел»

6. «Мышка»

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

2-й год обучения
Тема: «Ансамбль».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

п.п.

про хождения

занятий

Организационное занятие.

Беседа о предстоящей деятельности.

Сентябрь

Исполнение детьми и взрослыми

Погремушки

1. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения.

Бубны

2. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Барабаны

3. «Игра с колокольчиками»

Колокольчики

4. «Марш» Е.Тиличеевой

Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание.

Бубен

1. «Пойду ль я»р.н.м.

2. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

Разучивание нового приема игры на бубне:

Бубен

1. «Пойду ль я» р.н.м.

Сентябрь

удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов.

2. «Ах вы, сени» р.н.м.

Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне.

Бубен

Сентябрь

Добиваться ритмического ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

Бубен

1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Октябрь

одновременным вступлением, окончанием.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Металлофон

1. «Дождик»

Ноябрь

Работа над приемом игры glissando

2. «Ливень»

Поэтапное разучивание нового

Бубны,

1. «Полька» Красова

Декабрь

произведения на различных

колокольчики,

инструментах определенными приемами.

металлофоны

Повторение и закрепление на знакомом материале различных

Колокольчики,

1. «Полька» Красова

Январь

приемов игры.

бубны, металлофоны

Сольное исполнение отдельных партий.

Разучивание новой пьесы. Распределение

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Февраль

инструментов. Поэтапное разучивание всех партий.

всех видов,

2. «Полька» Красова

Работать над одновременным

бубны,

(повторение)

вступлением и окончанием игры.

металлофоны

Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление ранее

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Март

выученных произведений и приемов.

всех видов, бубны,

2. «Полька» Красова

металлофоны

Повторение приема игры на ложках «ладушки».

Ложки,

1. «Ладушки» р.н.м.

Март

Знакомство с новым приемом

колокольчики

2. «Пойду ль я» р.н.м.

«тарелочки».

3. «Мы запели песенку» Т. Попатенко,

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

Ложки,

1. «Пирожки»

Апрель

повторение пройденного.

колокольчики

2. «Ладушки»

Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения:

Ложки и др.

1. «Топотушки»

Апрель

1 ч - маленькие «ладушки»,

2 .. «Колокольчики звенят»

2ч - большие ладушки (4раза)

3. «Полька» Красова

3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

Знакомство с новым произведением.

Колокольчики,

1. «Лесная песенка»

Май

Распределение инструментов в

бубны,

Филиппенко

зависимости от изобразительного

металлофоны,

характера песни. Разучивание партии каждого инструмента.

треугольник

Соединение всех в ансамбль.

Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

Колокольчики

1. «Лесная песенка» Филиппенко

Май

общей динамики, чистоты исполнения

всех видов,

2. «Колокольчики звенят»

приемов игры на всех инструментах.

бубны,

3. «Полька» Красова

Повторение всех ранее выученных

металлофоны,

4. «Топотушки»

произведений.

треугольник,

ложки

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

3-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

П.П.

прохождения

занятий

Организационное занятие. Беседа

Сентябрь

о предстоящей работе.

Работать над правильным извлечением звука из металлофона:

Металлофон

«Лесенка»

Сентябрь

удар-отскок, glissando -

«Дождик»

переворачивать кисть, не зажимая руку.

«Часики»

«Ручейки»

Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля,

Металлофон

«Андрей- воробей»

Октябрь

выстукивать ритмический рисунок,

2.

«Лесенка»

выполнять упражнения

3.

«Дождик»- «Дятел»

для кисти.

4.

«Ручейки»-«Ливень»

4

Поэтапное разучивание нового музыкального произведения;

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

работать над ритмом, динамикой,

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

разучивать темы каждого

3. «Лесенка»

инструмента (l ч.).

5

Продолжение работы над новым

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

произведением. Поэтапное разучивание 2ч.

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

3. «Лесенка»

6

Знакомство с новым проигрыванием. Выбор соответствующих инструментов.

Ксилофон,

1. «Полька» Лядовой

5

Знакомство с ксилофоном и румбой.

металлофон,

2. Повторение

румба, бубны,

пройденного

тарелки

7

Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии,

Ксилофон,

1. «Полька»

3

работать над ритмом и динамикой.

Металлофон,

2.Повторение ранее выученного

Разучивание нового

Тарелка,

приема игры «Бурдон».

Румба,

Бубны

8

Поэтапное разучивание новой

Ксилофон,

1. «Я на горку шла»

4

пьесы. Закрепление приемов игры на всех инструментах.

металлофон,

2. Повторение.

бубны

9

Знакомство с ударно-шумовыми

Трещотки,

Знакомые русские народные

4

инструментами: трещотки, бубенцы,

маракасы,

мелодии

коробочка, колотушка, маракасы, кастаньеты, рубель.

рубель, коробочка,

Обучение приемам игры на них.

бубенцы

10

Разучивание современной пьесы. Учить

Металлофоны,

«Бабочки на снегу» Р.Паулс

3

вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за

колокольчики,

динамическим и ритмическим ансамблем.

треугольник,

тарелки, cassio

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре­комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.