Таджикистан мужчины и русские женщины. Почему в таджикистане женщины соглашаются быть вторыми женами. Любовь с огоньком

В России живет и работает около 800 тысяч таджикских мигрантов, но об их личной жизни известно мало. Последние 12 лет социолог, эксперт РСМД руководитель научно-исследовательского центра «ШАРК» в Таджикистане Саодат Олимова изучала сексуальное поведение работавших в России таджиков и его связь со вспышкой эпидемии ВИЧ/СПИД в республике. Она рассказала , как мигранты покупают дешевую любовь в России, почему приезжие совершают сексуальные преступления и что делать, если ты полтора года работаешь на лесоповале в окружении одних лишь мужчин.

Половые инфекции, передающиеся в отсутствие жен

«Лента.ру» Насколько разнообразна сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России?

Олимова : Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, но только 5 процентов брали с собой в Россию жену. Еще 3 процента берут жену с собой на какое-то время.

Говоря о своей сексуальной жизни, 38 процентов респондентов сообщили, что вообще не вступали в половые отношения на выезде; еще 22 процента имели сексуальные отношения со случайными партнершами; 11,5 процента - с постоянными партнершами (подругами); 10 процентов - с секс-работницами; 8 процентов - с женой; 6,5 процента - с содержанками.

Из тех, кто не вступал в половые отношения, около пяти процентов сообщили, что решают проблему с помощью мастурбации. В гомосексуальных контактах признались около одного процента опрошенных. Возможно, на этот вопрос не все отвечали откровенно, но, я думаю, уровень гомосексуальных связей все равно не выше стандартных четырех-пяти процентов.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Что рассказывали в интервью те, кто признавался в гомосексуальных связях?

Вариантов таких связей может быть несколько. Во-первых, это могут быть контакты вынужденного характера - как в тюрьме. Например, в бригадах на лесоповале, когда длительное время нет никаких женщин. Нам рассказывали о случае, когда на лесоповале в течение полутора лет работали 62 человека, и двое из них стали парой. Еще один вариант - в крупных российских городах молодые ребята связываются с русскими гомосексуалистами. Бывают случаи, когда им предлагают хорошие условия жизни, российское гражданство, деньги.

Подобные истории держатся в строжайшей тайне, так как таджики относятся к гомосексуальности очень негативно, а мигранты часто приезжают на работу бригадами, состоящими из родственников и соседей.

Почему вы вообще решили обратиться к теме сексуальной жизни мигрантов?

Дело в том, что раньше в Таджикистане проблема ВИЧ и ЗППП не была острой. ВИЧ циркулировал в относительно небольшой группе наркопотребителей и передавался преимущественно инъекционным путем. Но с 2002 года вместе с подъемом трудовой миграции в Россию резко увеличилось число зарегистрированных случаев заражения половым путем среди возвращавшихся из-за рубежа мигрантов. Практикующие врачи стали бить тревогу, в обратилось в МОМ и Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, и те решили провести исследование, чтобы прояснить ситуацию. В 2010-м и 2014 годах мы снова проделали ту же самую работу, чтобы проследить динамику.

Отличается ли нынешнее сексуальное поведение таджикских мужчин от того, каким оно было лет 15-20 назад?

Немного уменьшилось количество людей, которые возят с собой своих жен - с семи до пяти процентов. Во-вторых, за 12 лет почти в два раза увеличилось количество вступающих в случайные связи. При этом удивительно, что число тех, кто пользуется секс-услугами, со временем не меняется: их всегда около десяти процентов.

Уменьшилось количество браков и длительных отношений с россиянками. В 2002 году их было достаточно много, потому что люди в какой-то степени продолжали чувствовать себя гражданами СССР. Сейчас же таджикские мигранты оказались внизу социальной лестницы, поэтому им трудно найти партнершу для длительных отношений. Таджик - это уже почти социальный статус.

Изнасилования считаются случайными связями

Какую форму коммерческого секса предпочитают мигранты?

Разные. Чаще всего они обращаются к услугам «девочек по вызову», которых приглашают к себе: в 2010 году об этом сообщили 52 процента мигрантов, использовавших секс-услуги. 16,4 процента людей из этой группы отправляются домой к секс-работнице; 9 процентов посещает притоны; 7 процентов - массажные кабинеты; 5 процентов платили за секс сотрудницам на рабочем месте. Остальные назвали сауны, «специальные квартиры», машины.

Я видела два примера того, как были организованы секс-услуги. В одном случае это происходило в центре Москвы на строительной площадке. Там стоял небольшой вагончик, где работали три или четыре женщины - одна из них была для местного руководства.

Обычно сутенерши договариваются с прорабами и приводят на объекты несколько женщин. Видимо, такая схема хорошо организована и давно применяется. Девушек меняют часто - клиентов у них много, условия работы очень тяжелые.

Во второй раз я наблюдала, как на стройке стоял микроавтобус, в котором девушки обслуживали строителей. Скорее всего, такие услуги стоят недорого.

Мигранты, которые работают в транспортном секторе, подбирают на трассах «плечевых» - это девушки, которые предоставляют секс-услуги дальнобойщикам.

А что тогда понимается под случайными связями?

Они очень разнообразны. Это может быть секс на рабочем месте, чаще всего с такими же гастарбайтершами - молдаванками, украинками, русскими, то есть внутренними мигрантками, однодневными подругами - секс на ночь. Это могут быть работницы, нанятые на день-два для выполнения определенных работ на строительстве и отделке дома. Случайные связи могут случаться и в цехах, например, по производству мебели. Мигранты ночуют прямо на работе - и женщины, и мужчины. Там все и происходит.

Например, таджики ремонтируют загородные дома и дачи, и к ним приходят местные девушки. Люди могут быть знакомы день-два.

Случайные связи более характерны для работников транспортного сектора. Это таксисты, водители-дальнобойщики. Среди них доля вступающих в случайные связи значительно больше, чем в других сферах.

Почему это стало частым явлением?

Отчасти изменился поток мигрантов. После кризиса 2008 года заметно увеличилась доля совсем молодых людей - до 25 лет. Они не всегда обдумывают поступки и иногда действуют импульсивно. Хотя сейчас доля молодежи снижается вместе со снижением численности трудовых мигрантов в России.

Преступления на сексуальной почве входят в число таких случайных связей?

Скорее всего, из этих 22 процентов часть может быть изнасилованиями. Но не думаю, что это рядовое явление. Такие преступления совершаются - в том числе таджиками - по нескольким причинам. Во-первых, это молодые мужчины без жен. У них нет возможности найти партнершу, так как часто они изолированы от общества. Это маргинализирует их. В армии, например, раньше давали бром. А тут все это превращается в агрессию.

Во-вторых, существуют культурные различия. То, что нормально для россиянок, таджиками считывается как сигнал о доступности или даже как призыв. В Таджикистане девушки не ходят в открытой одежде, не вступают в разговор с мужчинами, и - самое главное - не выпивают с ними. Нужно достаточно много времени, особенно молодым, чтобы они поняли, что и как принято в России.

Бывают случаи, когда россиянки вступали в половые отношения с мигрантами под влиянием алкоголя, или это был спонтанный секс, а наутро она обвиняла его в сексуальном насилии.

Взаимовыгодные сексуальные отношения

Вы также изучали феномен сожительства мигрантов. Как выглядят эти отношения?

Более 11 процентов наших респондентов сказали, что они живут с подругой и ведут с ней общее хозяйство. Такие истории чаще всего начинаются с деловых отношений: сначала они вместе работают, а потом как-то само собой получается, что люди снимают квартиру и начинают жить вместе.

Обычно в одной квартире проживает несколько пар - это могут быть три-четыре пары в двухкомнатной квартире.

То есть с русскими женщинами отношения случаются редко?

Они бывают и с русскими девушками, но чаще всего «подругами» таджикских мигрантов становятся работающие рядом с ними мигрантки из других стран - с Украины, из Молдавии или Казахстана или россиянки, приехавшие из регионов. Всех их объединяет совместный мигрантский бизнес - строительство или торговля.

Их отношения похожи на семейные?

Таджики относятся к этим женщинам не как к женам, которых нужно обеспечивать, а как к равноправным партнерам, компаньонам. Поэтому они часто делят бюджет и уважительно относятся к своей партнерше. В то же время они не несут ответственность за эту женщину. Изначально сожительство имеет временный характер и не предусматривает рождения детей.

Презерватив - это стыдно

Как мигранты относятся к средствам контрацепции?

70 процентов всех мигрантов, которые вступают в контакт с нерегулярными партнерами (случайные связи, секс-работницы), используют средства контрацепции. Проблемы возникают в отношениях с постоянными партнершами, ведь когда мигрант начинает жить с подругой, то постепенно начинает воспринимать ее как жену и перестает использовать презервативы. Однако эти союзы временные и для него, и для нее: меняется ситуация, кто-то уезжает, появляется новый партнер или партнерша. В таких краткосрочных отношениях вероятность заражения резко возрастает.
Кроме того, я не уверена, что мигранты, которые используют презервативы, делают это всегда.

Получается, виноваты женщины?

Связь ВИЧ/СПИД и миграции - это общая проблема для всего мира. Мобильность всегда тянет за собой расширение сексуальных связей и их краткосрочность. При этом люди не понимают, что презерватив - это важно и совсем не стыдно, у них нет навыков безопасного секса, никто их этому не научил. Поэтому виноваты скорее оба партнера, а также государства, которые должны информировать своих граждан.

В работе Натальи Зотовой и Виктора Агаджаняна говорится , что среди представительниц Центральной Азии таджички предохраняются чаще других и реже заболевают половыми инфекциями. Это так?

В принципе, я согласна с их выводами. Дело в том, что среди таджичек на заработки почти всегда едут женщины старше 35 лет - или вдовы, или разведенные. Это взрослые женщины - они понимают, что делают.

Конечно, они стараются установить долгосрочные отношения. 40-летние женщины спонтанных глупостей не делают. Но они далеко не всегда могут заставить партнера пользоваться презервативом и соглашаются на его условия.

Жене лучше ни о чем не спрашивать

Среди ваших респондентов были мужчины, которые завели детей в России?

Нечасто, но бывают. В этом случае появляется целый клубок проблем. Мигранту нужно каким-то образом этого ребенка легализовать, чтобы он носил его фамилию. Например, через брак. В итоге начинаются сложности с женой в Таджикистане, разводы и одновременно попытки сохранить обе семьи в разного вида браках - официальном и шариатском.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Они приезжают на родину и просто ставят жену перед фактом?

Могут и не сказать. Но чаще сообщают родителям о появившихся в России внуках, а там информация и до жены дойдет. Тем не менее жены зачастую мирятся с появлением другой семьи.

Отъезд мужа на зарубежные заработки для таджикской женщины - это самая настоящая трагедия. Его все время нет, завести любовника невозможно, всегда где-то рядом свекровь, золовка и другие родственники. Жены ждут мужей годами. Лишь бы муж вернулся, хоть какой - и то хорошо.

Он приедет с детьми и заболеваниями, но все равно ему будут рады?

Конечно. Она работает с утра до вечера в поле, смотрит за детьми, ухаживает за его родителями. Но она знает, что муж отправился в другую страну много и тяжело работать, чтобы обеспечить ее и детей всем необходимым.

Есть ли среди мигрантов какая-то мужская солидарность, когда они возвращаются домой? Например, доходят ли до жены слухи о сексуальных похождениях мужа?

Насколько я знаю, они все молчат, как партизаны. Мужчины находятся примерно в одинаковом положении и не слишком распространяются о жизни в миграции.

При этом на территории России в мигрантских группах обычно есть старший, авторитетный мигрант, который за всех несет ответственность. Если кто-то попал в беду, заразился ВИЧ или ИППП, то в Таджикистане считают, что виноват старший, который не доглядел.

Когда мужчина возвращается в Таджикистан, у него остаются какие-то закрепленные в России сексуальные привычки?

Они привозят на родину не только деньги, но и новый опыт сексуальных отношений, новые представления о дозволенном и запретном, однако большинство из них - 78 процентов - возвращается к принятым на родине социокультурным нормам. То, что было в России, осталось в России. Остальные по возвращении реализуют сложившиеся в России модели поведения.

А как матери относятся к тому, что их сын может изменять своей супруге?

Матери посылают своих сыновей в очень опасное и трудное путешествие, поэтому им все прощается. Внебрачные связи - это то, что сопутствует зарабатыванию денег в другой стране. Общее мнение таково: вернулся живой и с деньгами - уже хорошо. И лучше больше ни о чем не спрашивать.

Получается, что за последние 15 лет единственное, что позаимствовали мигранты в России в интимной сфере, это половые инфекции?

Наши исследования показывают, как с годами меняются сексуальные практики - «правила игры» и этические нормы, легализующие ранее «недопустимое» (внебрачные сексуальные связи, употребление запрещенной еды, нарушения брачного поведения).

Одновременно происходит формирование новых устойчивых моделей сексуального и брачного поведения мигрантов в рамках адаптации к российской действительности. Постепенно формируются неявное социальное признание вторых браков на выезде, нейтральное отношение к сожительству и временному партнерству. Таким образом границы дозволенного расширяются, становятся подвижными, однако ориентация на социокультурные нормы, действующие на родине, сохраняется.

Тем не менее под влиянием масштабной трудовой миграции происходит неявное расширение диапазона сексуальных практик и отношений в таджикском обществе в целом. Этот процесс рассматривается социумом как разрушение традиций, упадок нравственности, поэтому возникают дискуссии о полигамии, брошенных женах и детях, разводах по телефону, гостевом браке. С моей точки зрения, это отражает процесс изменения сексуальной и семейно-брачной этики. Следует признать, что сексуальные практики таджикских мигрантов в России являются частью механизма адаптации к условиям миграции и к принимающему обществу.

«Лента.ру» выражает благодарность Российскому совету по международным делам за помощь в подготовке интервью

ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik , Иззат Шариф. Закон в Таджикистане запрещает иметь двух жен. Но это мало кого останавливает.

В стране мужчины с высоким и средним доходом — от чиновников до бизнесменов — имеют вторых жен.

Для сильной половины Таджикистана вторая жена — это престижно, но для женщин такой статус чаще всего означает путь в никуда. У женщины нет на руках официальной регистрации брака (благословение муллы при никахе не в счет), а значит она бесправна, и ее дети считаются незаконнорожденными.

В Таджикистане девушки и женщины становятся вторыми женами по разным жизненным обстоятельствам: по любви, ради статуса, от безысходности или страха.

Sputnik Таджикистан пообщался таджичками, которые стали вторыми женами, и узнал, каково им живется в данном статусе.

Официально многоженство в Таджикистане запрещено, но смельчаки находятся

В Таджикистане по закону многоженство карается крупным штрафом или 2 годами исправительных работ. Имамы должны проводить обряд венчания только после предоставления свидетельства о браке из ЗАГСа.

Тем не менее многоженство в Таджикистане имеет место быть. Такой союз происходит только по религиозным исламским законам, то есть официальная бумага о вступлении в брак не выдается. В таких мусульманских браках мужчина всегда в выигрышном положении, но никак не женщина.

Обычно в таких семьях мужья полностью содержат вторых жен. В основном мужчина живет с первой женой и воспитывает детей, ко второй приходит время от времени. Обычно для второй жены покупается отдельный дом или же снимается квартира.

Если же мужчина решает прекратить эти отношения, женщина не может претендовать на алименты, раздел имущества и так далее, поскольку документов о вступлении в брак у нее нет.

В первые годы независимости вторые жены вызывали полное непонимание в обществе. Сейчас, к сожалению, это стало более привычным и никого не удивляет. Для многих девушек быть второй женой у богатого и именитого мужчины считается престижным.

Такой муж дарит заботу и любовь, а вся бытовуха достается первой жене, как и обязанности прислуживать его родственникам.

В отдаленных кишлаках мужчины могут взять овдовевшую соседку второй женой из добрых побуждений, чтобы помочь ей материально.

Он взял меня второй женой, чтобы я ухаживала за его родителями

Одна из причин многоженства в Таджикистане — миграция. Уезжающие на заработки мужчины заводят двух жен — одну в Таджикистане, другую в России. В России возлюбленные знают свои права и настаивают на регистрации отношений. В Таджикистане девушек устраивает и никах.

Самире еще нет и 30, у нее двое сыновей. Родители выдали девушку замуж за Ходжиумара, когда ей исполнилось 17 лет. Он приехал домой из России, отдал деньги на калым за невесту. Местный мулла совершил обряд никах, обошлись без официальной регистрации брака. Была пышная свадьба в кишлаке.

Пожив с женой месяц, Ходжиумар вернулся на заработки. Через год соседи рассказали Самире, что у ее мужа есть другая, официальная жена в России. Муж это отрицать не стал и во всем признался. Рассказал, что его жена (получается, первая, так как официальная) русская и женились они по любви, воспитывают двоих малышей.

Тогда Самира поняла, что он женился на ней только для того, чтобы кто-то жил с его родителями и прислуживал им.

"Я бы ушла, но родители меня обратно не примут. Для них это позор, возвращение дочери. Да и детей поднимать надо. Деньги он какие-никакие отправляет мне. Раз в год приезжает навестить, да и детки его любят. Свекровь меня утешает, что он к старости вернется. Но мне уже все равно", — признается она.

Меня угрозами заставили стать второй женой

Зачастую бывает, что обеспеченный мужчина на склоне лет может насильно взять второй женой молоденькую девочку, которая годится ему в дочери. Такие невесты легко управляемы и внушаемы.

История Хадичи драматична. Она была хрупкой 15-летней девочкой, когда ее приметил известный человек в Таджикистане, имени его она не называет. Он воспылал страстью к ней, почти ребенку, хотя его дети были старше ее, и стал ухаживать, но она сразу же отвергла все его притязания.

"Он был мне противен. Одно то, что он может касаться меня, повергало в ужас. Когда он прислал сватов, отец отказал им, потому что не представлял меня в качестве второй жены. Но он был могущественным человеком, стал угрожать, что со света сживет нас, и родители согласились", — вспоминает Хадича.

Какое-то время они прожили вместе, она родила ему детей, но так и не смогла полюбить.

"Сейчас он уже совсем старый и живет со своей основной женой в семье старшего сына. У моих детей статус незаконнорожденных, потому что официального брака не было. Сводные братья и сестры от первой жены сторонятся их. Дети учатся в школе, тех денег, что мне выделяет муж, не хватает даже на самое необходимое. У меня нет образования, да даже если бы и было, работать мне нельзя. Я даже на улицу без его разрешения выйти не могу", — тяжело вздыхает она.

Он меня использовал и бросил

В Таджикистане девушки ценят внешний лоск избранника, красивую внешность, дорогую машину. Они принимают ухаживания мужчин, у которых есть деньги. Но очень часто такой выбор заканчивается крахом. Избалованные вниманием женщин такие мачо меняют вторых жен, как перчатки.

Сарвиноз из интеллигентной семьи, ее родители — учителя. Она встретила Собира, когда училась в школе. Он был настойчив, обещал ей золотые горы, ездил на шикарной машине, и девочка увлеклась им. Сразу же после выпускного она собралась за него замуж. Ее даже не остановило то, что он уже был женат на другой.

Через 2 года, Собир бросил ее с ребенком на руках, и она вернулась к родителям. После долгой депрессии девушка поступила в вуз, получила образование и теперь владеет собственной организацией, которая помогает женщинам, попавшим в беду.

"Не поверите, таких, как я, вторых, жен в Таджикистане много. Но официальной статистики нет. Женщин сегодня устраивает быть вторыми женами и иметь хоть какие-то средства к существованию, потому что жизнь очень трудная. Очень много таких же, как я, брошенных. Но в отличие от них у меня есть образование, и я могу прокормить себя и ребенка, да и родители мне помогают, они добрые. А у многих этого нет, особенно в кишлаках. Тех, кого бросили, не принимают родители, у них нет образования, и многие из них, чтобы выжить, идут на панель", — рассказывает она.

Вторая жена — это счастье

В Таджикистане есть и такие семьи, где первые и вторые жены живут с мужем под одной крышей. Мужчина заботится о них и любит всех сыновей и дочерей.

Озода — вторая жена, она живет в браке уже 20 лет. Своего Химата она полюбила сразу. По ее словам, он был очень красивым и достойно ухаживал за ней.

"Да, я знала, что он женат, но когда он предложил стать второй женой, я согласилась. После долгих уговоров его жена Мархабо тоже ответила согласием", — рассказывает она свою нехитрую историю.

Они живут в одном доме, Озода с детьми на втором этаже, Мархабо с детьми — на третьем, живут одной семьей. Для жен Химат составил расписание визита, которые он неукоснительно соблюдает. Конечно, без эксцессов не бывает, иногда сыновья могут подраться, но они с Мархабо регулируют ситуацию, да и старшие помогают, заботятся о младших.

"Мы вместе принимаем гостей. Муж не делит нас на любимую и нелюбимую, не выделяет нас. Вначале это было сложно и непривычно, но постепенно я привыкла", — делится она.

Взяли второй женой, чтобы помочь

Бывают и такие случаи: чтобы помочь материально и оградить молодую вдову или брошенную девушку от назойливых расспросов и осуждения, мужчины предлагают им стать второй женой.

Такое явление распространено в кишлаках, где на плечи одинокой женщины ложатся не только заботы по дому, но и приусадебное хозяйство, а также зарабатывание денег.

Такова история Сабохат, муж которой трагически погиб в аварии. Она осталась одна с 4 детьми.

"Уже довольно пожилой мужчина предложил мне стать второй женой. У него не было каких-то намерений в отношении меня. Он знал нашу семью и видел, как мне материально сложно растить детей одной", — рассказывает она.

Жалею, что в молодости меня не отговорили

Сами мужчины неоднозначно относятся к двоеженству в Таджикистане. Большинство — позитивно, втайне мечтая иметь вторых, а то и третьих жен и так далее по нарастающей. Но с возрастом они осознают всю тяжесть таких браков.

У Хасана собственный бизнес. Он владеет магазином мебели. Вначале бизнес процветал и шел в гору. Именно в тот период он, муж и отец двоих детей, встретил красивую девушку. Она так понравилась ему, что он взял ее второй женой, несмотря на запреты первой.

"После второго брака я уже вошел в раж и не смог остановиться. Красивых девушек же много. Сейчас у меня 4 жены и 20 детей. Старших уже надо женить и выдавать замуж. Но силы уже не те, да и бизнес тоже", — разводит он руками.

По его словам, сейчас из-за экономического кризиса дела в магазине идут плохо.

"Я как тот султан из песни, но не заботой я окружен, а частыми скандалами и выяснениями отношений с женами. Я жалею, что никто тогда меня не отговорил от этого шага. Зачем мне это надо было, теперь я и сам не знаю. Содержать такую большую семью очень трудно", — сокрушается он.

По мнению правозащитницы Сарвиноз, жениться второй или третий раз — это уже реалии сегодняшнего дня для Таджикистана, да и других стран. Наказание за это очень мягкое — крупный штраф или два года исправительных работ. Поэтому запретительные меры никого не останавливают.

"Может быть, следует пересмотреть закон, чтобы помочь женщинам в этом вопросе. В отличие от мужчин вторые жены и их дети — уязвимая категория. Нет официального статуса жены, потому что нет регистрации брака, женщины не имеют права требовать обеспечение, жилье, алименты. Для того чтобы защитить их, единственное, что можно сделать, это узаконить многоженство", — считает правозаступник.

Где официально разрешено многоженство

На сегодняшний день многоженство разрешено в Брунее, Афганистане, Алжире, ОАЭ, Конго, Мьянме, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Танзании, Сенегале, Свазиленде и других странах.

В Великобритании и Норвегии многоженство официально признаётся только в том случае, когда мужчина зарегистрировал брачный союз со второй и/или последующими женами в этих странах.

Швеция признаёт браки многоженцев, заключенные за рубежом, но право на жительство и получение социальных пособий имеет только первая жена. При этом признаются брачные союзы гражданина Швеции не более чем с четырьмя жёнами

Живет со мной в одном доме таджичка Савсан. Женщина лет пятидесяти, по-русски говорит плохо, носит халаты, много молится и болтает по телефону. За бабушкой присматривает. На заработках, вроде как. Савсан любит поболтать. Сегодня рассказала про таджикский обычай заводить несколько жен. Она и сама была второй женой 26 лет, четверо детей родила.

Многие мужчины в Таджикистане берут вторых жен. Нужно несколько условий. Во-первых, первая жена не должна возражать. Если возражает, можно и скрыть. Если жена городская, то не получится, в городе все всех знают, а деревенская в город сама не пойдет - мужа боится. Во-вторых, нужно, чтобы родители были не против. Все всё знают, все со всеми знакомы. В- третьих, муж полностью обеспечивает вторую жену и ее детей. Покупает или снимает квартиру, покупает запасы еды мешками, деньги дает.

Второй женой может быть и молодая девочка, которя никогда не была замужем, а уж взрослой, у которой дети, подавно никто слова не скажет. Муж то у одной жены живет, то у второй. Но у второй больше. Муж Савсан с ней жил несколько месяцев, потом на день к первой жене в деревню уезжал. А иногда и Савсан с собой брал. Говорил, вторая жена плохо пахнет. А как она должна пахнуть? В деревне жизнь простая: за коровами смотреть, за хозяйством, лепешки печь. Если невестка в доме мужа живет, на ней все хозяйств. Она в 5 утра встает и начинает мыть, стирать, готовить, хозяйство вести. В деревне тяжело. Савсан городская, ей легче. Лепешки в магазине продаются, горячая и холодная вода из крана течет, газ подведен, на работу можно ходить - муж слова не скажет. Понятно, кто чем пахнет.

Я так и не поняла, какой женой быть лучше: первой или второй. Вторая ревнует больше. Первая тоже ревнует, но молча, в сердце, а вторая кипит.

Муж Савсан вечером придет домой позднее обычного, она быстро поест, все уберет и сидит в кресле надутая.

Джаным...

Джаным...

Э, джаным, что такое?

Что? Хорошо погулял? Много девок было?

Ай, джаным, ну какое гулял? Аллах видит!

И не разговаривает с ним. А он ходит по квартире и не знает, куда себя деть. Устал, спать хочет, а нельзя. Ляжет - все, утром война. Вот и ходит: то телевизор включит, то магнитофон, то слипающиеся глаза холодной водичкой помоет. А она специально не ложится и не говорит ничего. Мучает. Только он присядет в кресло, задремлет, его джаным хватает подушку и идет спать в соседнюю комнату. Муж за ней, мириться.

У Савсан было 2 поклонника: таджик и узбек. Вроде и одного любит, вроде и второго. Нужно что-то решать. Наварила Савсан казан плова, собрала их вместе, познакомила. Хочу, говорит, квартиру. И машину. Кто мне купит, с тем и останусь. Таджик говорит: "Машина будет, а квартиру... Я постараюсь... надо посмотреть". Квартиры в Душанбе дорогие, двухкомнатная 56 тыс долларов стоит. "А ты что скажешь?" - второму. "Куплю квартиру. И машину куплю. Свою продам, тебе куплю". И купил. Квартиру и машину. Вышла Савсан замуж за узбека, жила в новой квартире, четверых детей растила. Бизнесом занималась: обувью торговала на базаре и иногда разные товары из Москвы возила. То водку, то еще что.

Сейчас Савсан живет в двух часах на электричке от Москвы. С мужем она давно разошлась, завела тут нового поклонника, тоже таджика, в магазине охранником работает. Тот ее ревнует.

Хозяйство веди, - говорит, - и за бабушкой смотри. Вот твое дело. А на улицу не ходи. Зачем тебе на улицу?

Зовет Савсан замуж, а она не идет. У нового мужа она тоже была бы второй женой, но взять с него нечего. Да и не нужно Савсан ничего: квартира есть, от прошлого мужа осталась. А быть невесткой - дело не завидное, и здоровье уже не то. Как ни уговаривает ее вся семья жениха, она не соглашается. Зачем свободной обеспеченной девице муж? Незачем.

Жители большинства крупных городов ежедневно встречаются с таджиками, которые работают в нашей стране на различных стройках, в маршрутках, рынках и прочих местах. Однако мало кто знает о том, как живут эти люди у себя на Родине в Таджикистане. Этот пост как раз и расскажет вам о жизни таджиков в родных краях.

Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.

У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:
- Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?
- Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.
Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?
- А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?
- Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:
- Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.
Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет...

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

По турбинным водоводам деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.
- Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.



Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.



Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.







Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.





Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:
- Откуда вы, из какого района?



Семьи Таджикистана, в отличие от Европейских семей, по обычаю очень большие. Под одной крышей проживают несколько поколений родственников, соблюдая между собой строгую иерархию. Отношения строятся в первую очередь на беспрекословном подчинении хозяину дома и почитании старших.

Женщине в таджикской семье отведена особая роль. С одной стороны мать является хозяйкой в доме и женой главы семьи, но с другой, она же беспрекословно исполняет любую волю своего мужа и его родителей. Несмотря на такое неприемлемое для европейских женщин отношение, все же дискриминацией назвать это нельзя.

Ведь такие отношения складывались веками. И пройдя многие испытания, порой в тяжелых местных условиях, понимание правильности таких отношений только укрепилось. Возрастом для замужества девушек считается 13-14 лет. И, несмотря на закон, по которому девушки должны дождаться своего совершеннолетия, негласно браки все же заключаются.

Брачные узы закрепляет Имам, а не ЗАГС. Жизнь таджиков определяется исламом. Религия чувствуется во всем: в быту, в традициях, в отношениях, в искусстве и в воспитании детей. Особую роль играют обряды, особенно свадьба. ЗАГС посещают только по желанию, а вот обряд «Никах», который проводит местный мулла - обязателен.

Без этого брак не будет считаться браком, а дети будут незаконно рожденными. Невесте одевают на голову семь платков. Мула заговаривает воду, а невеста должна ее выпить. Сорок дней после свадьбы молодая жена ходит в национальном костюме.

На свадьбу приглашают всех: родственников, друзей, коллег и даже просто знакомых. Свадьба проходит в несколько этапов: в начале дома у невесты, потом в доме у жениха, потом общая свадьба и гулянье для друзей и коллег. На самых скромных свадьбах присутствуют от 500 человек.

Так же пышно отмечают обрезания, рождение ребенка и многие другие памятные события. Для таджиков очень важно, чтобы столы были наполнены, и не было ни единого свободного места. И не важно, что еда останется, важно, чтобы ее было с избытком. Всем руководят старшие, а молодые только исполняют.

Традиционно должен быть калым (выкуп за невесту). Существует определенный перечень того, что молодожены должны взять у своих родителей. Чаще всего «приданное» начинают собирать с рождения ребенка. Вообще молодые полностью зависят от своих родителей.

Ведь очень рано женясь, они действительно еще многого не понимают. И даже если молодым что-нибудь вдруг не понравится, они промолчат. Старшие мудрее и знают, как правильно. Так воспитывают детей.

В Таджикистане нередко встречается многоженство. Официально, конечно, многоженство запрещено, но на практике это совсем не редкость. Регистрации, конечно, нет, но все же женой называется первая, и вторая, а может и третья.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью.

Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Женщина-таджичка должна всегда молчать. Без разрешения мужа или свекрови она не имеет права выйти на улицу.

Домашним хозяйством занимаются только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и ни в коем случае не должна навещать своих родителей.

На нее возлагается сразу очень много хозяйственных дел. Она полностью подчиняется во всем своей свекрови и всем остальным старшим родственникам, но в первую очередь своему мужу.

По свадебной традиции невеста должна плакать. Так это и происходит на всех свадьбах.

Таджички сами по себе очень красивы. У них прекрасные темные глаза необычной формы. Национальная одежда: платье и штаны под это платье из красивой ткани.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. С раннего возраста малыши очень активны и самостоятельны. Они дружат большими компаниями, а главное, с детства воспитываются в традициях.

Старшие ребята заботятся о младших, младшие слушаются старших и везде ходят вместе. Большие дети носят маленьких, средние сами бегают за старшими.

Сами по себе дети очень общительны и активны. С самого малого возраста они помощники своей семье. Быстро и с охотой выполняют любые поручения взрослых. Легко справляются с домашней скотиной и многочисленными хозяйственными делами.

Дети не живут отдельно, они полноценно принимают участие в жизни семьи. Таджики не загоняют детей спать, не заставляют их есть, не скрывают от них взрослых дел. Дети живут так же, как и взрослые: подчиняются старшим, по-взрослому работают и отвечают за свои поступки.

Таджики очень гостеприимный народ. Гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин считает своим долгом вкусно угостить гостя. В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. В ней всегда есть специальное почетное место для главного гостя.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Перед застольем и после него, обязательна молитва, благодарение и хвала Всевышнему. У таджиков обряд свой, отличный от других мусульман.

Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди. Таджики могут позволить себе и спиртное.

Интересный факт, что первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. Для званого гостя таджики обязательно приготовят плов. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Женщины кушают отдельно в другом конце дома. Им нельзя входить в помещение во время застолья мужчин. Любой посторонний мужчина, желающий пообщаться с женщиной, должен обязательно спросить позволения у ее мужа или у хозяина дома. Таджикские мужчины никогда не ходят по дому в ночной одежде или с оголенным торсом.

Если хозяина нет дома, но пришел гость, жена обязана его пригласить в дом. Но мужчина не должен туда заходить. Нельзя посторонним мужчинам общаться с женщиной в отсутствие ее мужа, отца, или иного родственника мужского пола.

Таджики очень любят дарить подарки. Никогда они не придут в гости без даров. Вообще, таджикские мужчины, очень щедры. Они добытчики для своей семьи и им важно, чтобы в доме всего всем хватало. Но всего важнее для них мнение соседей, друзей и родственников. Они стремятся поддерживать отличные отношения и хорошее мнение о себе.

Для таджиков семья является основой их жизни. Для семьи они трудятся, семьей хвалятся. Все описанное выше, является образом традиционной таджикской семьи. В современном же мире, многие стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, еще есть множество семей, дорожащих своими традициями.