Виды агрессии в интернет сети. Откуда берется агрессия в Интернете? Для журналистов важно привлечь внимание аудитории. Поэтому агрессия на пределе допускаемого законом, а иногда и выходящая за эти пределы - профессиональный прием привлечь внимание публики

Откуда берется агрессия в Интернете?

Нельзя указать одну определенную причину, которая влияет на то, что в Сети нередко можно встретиться с проявлениями агрессии. Безусловно, анонимность Интернета в какой-то мере способствует ей, но не является, однако, единственной причиной агрессии в киберпространстве. В Интернете, как правило, мы не видим истинного отношения другого человека, не разделяем его эмоций, иногда неправильно понимаем намерения других людей, провоцируя острый обмен мнениями или ссору.

Часто люди в Интернете ведут себя иначе, чем в реальном мире, бывает даже, что они стыдятся того, что написали, или не признают этого. Обсуждая причины агрессии в Сети, стоит упомянуть об интернет-хамстве. Это поведение части интернет-пользователей, которые, находясь в Сети, перестают воспринимать запреты, характерные для контактов «лицом к лицу». «С точки зрения психологов, интернет- публику можно разделить на два типа. На тех, кто смело демонстрирует реальное “Я”, и тех, кто примеряет на себя новые маски и роли <...> Самое печальное, что поведение представителей обеих групп поддерживает чувство безнаказанности». По мнению психологов, в Сети чаще встречается именно второй тип - любителей ролевых игр . Сеть - это место, где относительно легко активизируются темные стороны некоторых людей.

Травля человека с помощью Интернета весьма опасна, поскольку вредные, компрометирующие или унижающие его достоинство сведения распространяются очень быстро и, как правило, остаются в Сети надолго (а то и навсегда) в виде, например, копий на нескольких компьютерах даже после выявления и наказания виновного.

Причины, по которым интернет-хулиганы применяют насилие:

  • 1) переживание радости от победы, вытекающее, например, из необходимости подтверждения своей позиции в группе, или создания своего имиджа;
  • 2) уравновешивание взаимных обид;
  • 3) отмщение за причиненные унижения, вызванные, например, семейными неурядицами, разводом, проблемами в школе или в группе ровесников;
  • 4) привлечение внимания окружающих, своего рода крик о помощи.

Специалисты считают, что средний срок эффективного терроризирования выбранной жертвы различными формами электронной агрессии составляет три месяца. После этого киберзапугивание, как правило, приносит желаемый результат. Главной целью людей, практикующих издевательствами и киберзапугивание, является дискредитация жертвы. Это гораздо проще сделать в Сети, нежели в реальном мире, поскольку распространяемые в ней материалы достигают гораздо большего числа людей. Силы нападавших и их жертв неравны. Атакующий может рассчитывать на сообщество интернет-пользователей и на то, что в Сети ничего не теряется. Даже если он будет обнаружен, а в немногих случаях и наказан, его «работа» в любой момент может быть продолжена другими желающими.

Каждый владелец смартфона практически носит свою жертву в кармане. Еще до недавнего времени электронное насилие было ограниченным явлением, наблюдалось в основном в молодежной среде. Сегодня оно все чаще бывает направлено и на взрослых, начинает конкурировать с традиционным моббингом на рабочем месте и, что еще хуже, быстро распростаняется и приобретает большое значение. Эксперты считают, что «с классическим моббингом на работе имеет дело примерно 28% взрослых людей, а с различными формами электронной агрессии столкнулись уже более 8% людей из этой группы» .

В мире труда появился новый тип преступников. Интернет стал инструментом, который могут использовать люди, находящиеся на более низких уровнях иерархии профессиональной деятельности. Именно они наиболее часто выступают в роли самопровозглашенных «мстителей». Обращает на себя внимание тот факт, что их атаки, как правило, не имеют конкретной цели, они принимают форму насмешек над жертвой и ее преследования, но не обязательно вредят ее карьере.

В случае классического моббинга дело обстоит по-другому. Его цель - создание искусственного негативного мнения группы об определенном человеке, чтобы, по крайней мере, затруднить его ежедневную работу. Одним из последствий таких издевательств может быть крах карьеры этого человека или избавление от него, нередко при молчаливом согласии руководителя учреждения.

Электронная агрессия признается серьезной социальной проблемой, на которую следует решительно реагировать. Киберзапугивание перестало быть сенсацией и стало проблемой. Социолог К. Катцер говорит о One-Touch-Mobbing, издевательстве в жанре «прямо в точку», которое имеет много последователей среди подростков, имеющих смартфоны. Именно они чаще всего «берутся за оружие», желая «пнуть» кого-либо из сверстников, разместив в Сети компрометирующие его сведения. Исследования Катцер показывают, что жертвой таких действий уже стал каждый четвертый представитель немецкой молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. Чаще всего речь идет об обычном злословии, сплетнях, оскорблении и компрометирующих фотографиях. Катцер утверждает, что 20% жертв запугивания получают серьезную психическую травму: они утрачивают веру в себя, начинают избегать сверстников, прибегают к актам суицида. «Эта группа включает в себя около полумиллиона человек в масштабе всей Германии», - считает Катцер

Подростки ведут себя в Интернете по-разному, и вероятность столкновения с агрессией в Сети у них велика. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи оскорбляют других пользователей и провоцируют их на конфликт — иногда это кончается плачевно. Как защитить детей от нападений их же сверстников?

Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать троллем.

Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю, или буллинг. По определению Игоря Кона, под буллингом обычно понимается запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека себе. Во все времена это была одна из серьезных проблем подростковой среды.

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению кибербуллинга — агрессивного, умышленного действия, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительного во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Анонимность — основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне школы, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.

По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23 % пользующихся Интернетом детей в возрасте 9-16 лет становились жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19 %).

Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11-12 лет: почти треть детей этой возрастной группы становится жертвой буллинга чаще одного раза в неделю, что значительно превышает показатели в других возрастных группах.

Нередко сами школьники выступают агрессорами. В России каждый четвертый ребенок признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в Интернете. При этом в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Кибербуллинг — интернет-проблема, берущая начало в реальной жизни. Каждый десятый российский школьник сталкивается с буллингом в Сети. При этом, как показывают результаты исследования Фонда Развития Интернет, каждый второй ребенок, ставший жертвой кибербуллинга, также сталкивается с буллингом лицом к лицу. В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в среднем в два раза реже. Во многом, как и в случае с риском онлайн-знакомств, это связано с тем, что в Европе и США уже много лет в школах работают программы обучения цифровой грамотности, позволяющие существенно повысить навыки безопасного использования Интернета детьми.

Как дети справляются с такими ситуациями? Чаше всего они отдают предпочтение активным стратегиям совладания с ситуацией, причем каждый шестой из жертв буллинга выбирал конфронтационную стратегию и таким образом сам мог стать агрессором. Нередко жертвы кибербуллинга формируют свои собственные стратегии в форме конкретных способов противодействия агрессорам в Интернете.

Значимым способом справляться с трудными онлайн-ситуациями оказался поиск информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Большинство детей ищет социальную поддержку онлайн, в первую очередь у друзей. Показательно, что доля детей, обращающихся за помощью к родителям, в России ниже, чем в Европе. Среди 10 % детей, которые становились жертвами кибербуллинга, только каждый пятый родитель был осведомлен об этом (21 %), а более половины были уверены, что их ребенок не сталкивался с подобным риском (61 %). Очень мало кто из детей обращается за помощью к учителям или специалистам.

Далеко не все дети умеют применять специальные онлайн-стратегии борьбы с кибербуллингом. Так, блокировка агрессора оценивается как высокоэффективная, но ее применяет только каждый третий ребенок, ставший жертвой онлайн-буллинга. Эти результаты подчеркивают необходимость развития программ по повышению цифровой грамотности взрослых: как родителей, так и специалистов, работающих с детьми. Нередко дети могут являться одновременно как жертвами, так и агрессорами, поэтому важно обучать их тому, что поступки в онлайн-среде могут иметь существенные последствия в реальной жизни.

Во многих странах принимаются меры по борьбе с буллингом и кибербуллингом на уровне государственной политики (программы по предотвращению столкновения с цифровыми рисками, информационные кампании, обучение преподавателей). В некоторых странах, например в Канаде, приняты законы в отношении кибербуллинга в школьной среде. Так, в Онтарио кибербуллинг является правонарушением, которое может повлечь за собой временное или окончательное исключение агрессора из учебного заведения. В европейских странах реализуются программы, которые направлены на обучение позитивному и безопасному использованию Интернета и в которых профилактике кибербуллинга придается большое значение. Например, Pantallas Amigas («Защита друзей») и SecuKids в Испании или пилотный проект E-learning and E-teaching in notebook classes в Австрии. Во Франции с подачи Министерства образования совместно с рядом общественных организаций школьные учреждения получают информацию и рекомендации по предотвращению кибербуллинга. Одновременно интернет-компании развивают механизмы саморегулирования, с помощью которых пользователи могут пожаловаться на неприемлемый, в том числе агрессивный контент.

Детская агрессия - неприятное явление. Несмотря на то, что существует множество способов борьбы с ней, проблема не всегда легко решается. Особенно сегодня, когда у каждого ребенка под рукой есть компьютер с выходом в интернет. Кибербуллинг - агрессивное поведение одного человека или группы людей в интернете, направленное на конкретную жертву, считается актуальной проблемой в России. Согласно исследованиям, самая большая страна в мире - лидер по угрозам, насмешкам и унижениям в социальных сетях. Чаще всего авторами гневных посланий становятся дети.

Почему это происходит?

Каждый второй пользователь социальных сетей сталкивается с агрессией. Многие исследователи уверены, что кибербуллинг - вопрос такой же серьезный, как травля в реальности. Кроме того, большинство взрослых не проявляют интереса к виртуальной жизни ребенка и не разговаривают с ним о правилах поведения на просторах всемирной паутины.

Однако у такого вида агрессии есть свои плюсы. Александрова Лидия Леонидовна, старший преподаватель ЦРИ «Пифагорка», считает, что интернет - эффективная площадка для выплеска негативных эмоций: «У ребенка есть природная агрессивность - это нормальный механизм гормональной перестройки. Подростки сами по себе более агрессивны, чем дети и взрослые. Это биологическая норма. Почему сейчас так много появляется негативных комментариев в социальных сетях от подростков? Дело в том, что интернет - это канал, в который они сливают свою агрессию. Раньше дети много времени проводили во дворе, гуляли в компаниях и направляли свою агрессию на личное общение. Но в том случае они всегда получали обратную реакцию, не словесную, а физическую, и тем самым обучались дозировать агрессию. А затем учились на своих ошибках и уравновешивали уровень негатива. Потом сократилось количество часов, которые ребенок проводил на улице, агрессия пришла в школу. В школе ситуация сложнее - там много взрослых, и крышка, давящая на выход эмоций, еще более тяжелая, чем во дворе. Получается, интернет - самое свободное место для проявления негатива. Там никто не ограничивает, никто не дает физический ответ за категоричные высказывания. Вместе с выплеском этой агрессивности в социальные сети снижается уровень негатива в реальной жизни - а это очень серьезный плюс».

Что делать, если ребенок агрессивен в интернете?

Родителям не всегда легко принять тот факт, что их дети могут причинять вред другим людям. Каролин Бантин, директор общественной организации Internet Matters, уверена, что самое важное - принять ситуацию, потому что признание проблемы - начало ее решения.

Также не имеет смысла злиться на детей за их некорректное поведение. Необходимо спокойно поговорить с ребенком и уточнить, что конкретно вызывает у него такие яркие эмоции. Отбирать телефоны и лишать компьютера эксперт не советует - радикальные действия только усугубят ситуацию, породят новую волну агрессии и вранья.

Гораздо важнее продемонстрировать детям, что любое слово в интернете не исчезает в пустоту, оно доходит до конкретного человека и может полностью изменить его жизнь. Кроме того, результат отражается не только на жертве события, но и самом агрессоре - у него могут начаться проблемы в школе, с друзьями, даже с полицией.

Министерство образования настроено решить проблему буллинга с помощью штатных психологов, которые должны появиться в каждом дошкольном и школьном учреждении. Именно на плечи этих специалистов ляжет решение вопросов агрессивного поведения, игровой зависимости и недопониманий с одноклассниками. Тем более, у школьников, склонных к агрессии, как правило, наблюдаются и другие психологические нарушения: низкая самооценка, проблемы с учебой и замкнутость.

Как не стать жертвой агрессии

Исследование Microsoft, проведенное в 2016 году, показало, что 65% пользователей сталкивались с кибербуллингом. Подростки чаще подвержены насмешкам и угрозам в интернете, чем взрослые.

Эта проблема беспокоит не только ученых, педагогов и психологов, но и первую леди США. Мелания Трамп составила свою программу по защите детства Be Best, в которой подробно рассказывается, что такое интернет-запугивание и как обсуждать с детьми их поведение в социальных сетях.

Издевательство в интернете может принимать самые разнообразные формы - от шуточной до агрессивной. И иногда у ребенка нет четкого понимания, что нужно обратиться за помощью к взрослым. В виде безобидной насмешки в социальных сетях могут публиковаться специальные страницы, созданные для высмеивания конкретного человека, его унизительные фотографии, видео, обидные прозвища. Такие шутки нередко приводят к депрессиям и психологическим травмам, поэтому первое правило в программе Мелании Трамп: «Расскажите детям о кибербуллинге».

Как вести себя с обидчиком в интернете?

    Не реагировать. Любой агрессор заинтересован в ответной реакции. Если ему отвечают, он понимает, что его действия повлияли на человека, и продолжает выплескивать негатив. Но когда случается полное игнорирование, то обидчик быстро теряет интерес и переключается на другой объект.