Время ожидать! Что означает выражение "время собирать камни" Екклесиаст всему свое время

3:1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
Многим кажется, что здесь Соломон предупреждает человечество о предопределении:
времена и сроки для всего, что перечислено ниже, назначены Богом (под небом) и установлено свыше (Женевская, например )
Однако если бы это было так, то, выходит, что именно Бог предопределил для человека войны, убийства, ненависть, разрушения и прочие неприятности из перечня, который следует ниже. Чего не может быть от любящего Бога.

Стало быть, речь здесь не о предопределении, а о том, что всё то разнообразие дел, чувств и событий, какое происходит на земле с человеческим обществом и в человеческом обществе в принципе (под небом) - происходит в определённый срок, с определённой сменой времён для этого, и всё происходящее ограничено своими временнЫми пределами, не длится в этом веке бесконечно. Всё существующее - однажды появилось по воле Бога и существует ровно столько, сколько того Бог захочет.

Танах в переводе Йосифона:
Всему (свое) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами:
Для одних вещей Бог определил вечность, для других - доли секунды. И порядок их появления или исчезновения, или количественного пребывания - также установлен Богом. Наступило время и стало так. Наступит время - будет иначе.

Такой цикличный «устав» времён и событий в жизни человека века сего - учредил для земли Бог с целью побудить его размышлять над смыслом происходящего и над тем, когда же ему в жизни - время совершать и ожидать то или иное, чтобы ничего человек не делал некстати и невпопад, и имел возможность хотя бы как-то планировать свою жизнь с пользой для себя и своих ближних.

Что даёт человеку понимание этого «устава» для его жизни? Соломон показал дальше.

3:2 время рождаться, и время умирать;
Каждый, кто однажды родился в этом веке, может в любую минуту умереть.
Понимая этот устав, человек способен воспринимать адекватно путь всей земли от появления на свет Божий до ухода в небытие. У каждого человека, наблюдающего этот "устав", есть шанс задуматься над смыслом кратковременной жизни, чтобы начать искать этот смысл и найти.

время насаждать, и время вырывать посаженное;
Этот "устав" помогает человеку понять, что всякому следствию должна быть причина и для всякого результата должно быть условие: ЕСЛИ....ТО....
А если не посадишь, то нечего будет и вырывать.
Но и при посадке можно результатов не дождаться, ведь всякой причине - не любое время подходит: посадишь невпопад, легкомысленно не в посадочный сезон - пропадёт посаженное, и результат нулевым окажется.

А если дальше огорода смотреть, то этот "устав" учит спокойно воспринимать любые текущие события, в которых ожидается результат: бессмысленно ускорять «рост» посаженного и пытаться «улучшать» те процессы, на ход которых человек не способен влиять с пользой для себя.
Например, семя слова Божьего, посаженное в чьём-то сердце, не стоит нетерпеливо теребить своими личными временнЫми рамками, пытаясь ускорить чей-то духовный рост и ожидать от него то, к чему человек ещё не готов.

3:3 время убивать, и время врачевать ; Здесь Соломон ободряет человека, разъясняя о том, что периоды нанесения ран, которые в духовном или буквальном смысле неизбежно получает каждый человек в процессе жизни - всегда сменяются периодами их залечивания, а если бы не так, не осталось бы на земле ни одного человека.
И это положение вещей вселяет оптимизм из-за надежды на то, что всё проходит, даже самые "качественные" кровопролитные войны - однажды заканчиваются, и наступает период затишья. Просто нужно научиться ждать и всегда дожидаться затишья, чтобы немного передохнуть и отвоёвывать дальше своё место под солнцем Бога

время разрушать, и время строить; иногда есть польза и от разрушений, особенно, если "здание" строилось на песке или вообще без фундамента: подует ветер, разрушит, и хозяин разрушенного вынужден будет признать, что на плохом фундаменте ничего прочного построить невозможно. Он будет научен НЕ строить в следующий раз на плохом фундаменте.

Понимание этого помогает человеку признать и правоту того, что иногда строительство новой жизни (не только зданий) приходится начинать заново от того, что старая и привычная - разрушается по разным причинам, часто даже и не зависящим от нас. Например, уволили с работы – надо «строить» новую; тяжело заболел – надо «строить» новую жизнь - в условиях болезни; потерял друга - надо «строить» другую жизнь - без него и т.д.
Если человек понимает, что с этим положением вещей всего лишь нужно смириться и не сидеть на развалинах, а строить новое - тогда ему будет благо. А кто сидит на руинах, перебирая остатки «развалин» и посыпая голову пеплом, ничего не строя нового - тому худо: ни прежнего нет у него, ни нового - ничего нет, жизнь пустая.
Но, увы, даже если жизнь не нравится, она всё равно проходит. Поэтому тот, кто строит новое - имеет шанс хотя бы сделать свою жизнь в настоящем более или менее интересной, проводя её с верой в счастливое будущее.

3:4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать ;
Все когда-нибудь плачут, либо от счастья либо, от отсутствия оного. Но радует факт, что плач и сетования, какими бы горестными для нас они ни были, однажды закончатся: так устроил Бог человека, что состояние вечного плача для него не характерно, а если кто-то готов плакать и страдать вечно - это патология психики.
А для здравого человека плач всегда чередуется с радостью, чтобы мог познать человек цену скорби и счастья, плача и смеха - и добровольно выбрать для себя радость со счастьем, ту жизнь, которую предлагает человеку Бог.

3:5 время разбрасывать камни, и время собирать камни ;
Здесь – о принципе периодичности сбора и расходования, неважно, что собирает или тратит человек: информацию, духовные знания, силы, время, камни, деньги и т.д. Иногда для принятия важных решений - недостаточно информации (не собраны нужные «камни»).
Понимание этого принципа поможет человеку научиться не принимать поспешных решений, но прежде - накопить достаточно данных для решения своей задачи, а затем и в расход их пустить (разбросать «камни»), приняв правильное решение на основании собранных «камней».
Или для того, чтобы «из чрева потекли реки воды живой» - сначала нужно насобирать в чрево до краёв - эти самые «реки» слова Божьего: не соберёшь - ничего и не прольётся через край, ничего и не разбросается.

В духовном смысле камнями могут быть и христиане: Бог собирает Христу команду помощников из людей-камней (2 Петра 2:5), а дьявол всё пытается их разбросать и разрознить. И этому есть время, как видим.

время обнимать, и время уклоняться от объятий; такие реалии жизни помогают всем любящим - понять и причины уклонения от явных проявлений любви: просто нужно принять к сведению, что если уклоняется от объятий тот, кого есть желание обнимать, это не обязательно означает, что всё, конец любви и полное забвение. Но всего лишь означает, что пришёл срок повременить с объятиями, дать им передышку.
Ну и понятно, что человек должен научиться различать, где и когда - объятия к месту, а где и когда - они совсем неуместны.

3:6 время искать, и время терять; человек не должен жить, с настроем только находить и приобретать, иначе разочарования в жизни неизбежны: бывает, что наступают времена и потерь найденного и приобретённого. Иногда лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Христос потерял свою жизнь - эта потеря для людей обернулась благом. А Адам и Ева нашли для себя «прелести» дьявольского знания, и это приобретение обернулась для них и всего человечества - катастрофой.
В идеале - хорошо бы, чтобы для нас был потерян этот мир нечестивый, и чтобы все мы искали горнего, стремясь приобрести для себя небесного Отца. Это самое мудрое из всех возможных приобретений человеческих.

время сберегать, и время бросать; для бережливости и расточительства - тоже есть время: жена Лотова, например, не разглядела своего времени для того, чтобы бросить накопленное ради сохранения своей жизни. Или: беречь своё сердце, источник жизни – этому всегда есть и будет время во всей вечности. А время бросать свои греховные наклонности - актуально для века сего проходящего.
Если человек не научится отличать главное от второстепенного, что и когда полезно сберегать, а чем нужно пренебречь и что бросить без сожаления, трудно ему в жизни придётся. Да и самой жизни может лишиться, если сберегал - не то, да и бросал - не то.
Например, сберегающий свои отношения с миром и пренебрегающий своими отношениями с Богом – на опасном пути.

3:7 время раздирать, и время сшивать;
Не всегда разрушение целого - вредно, иногда если не порвёшь - не спасёшься, а иногда если и зашьёшь - пострадаешь. И различать, где и когда время разрывать, а где и когда - время сшивать - тоже научиться не помешает.
Например, Бог в храме завесу разорвал - а добро сделал для иудеев.
Иудеи же завесу в храме разодранную «заштопали» -зло сделали. Так и не поняли, что разорванное Богом - восстановлению не подлежит, так и пострадали за свои старания "зашивать" - за попытки делать добро в собственном понимании и на неправильном основании.

Так и в жизни, не только с завесой: «дыры» свои христианские - нам нужно денно и нощно и старательно «латать», а прочные связи с мирскими представлениями о жизни - нам нужно всю жизнь без сожаления разрывать.

время молчать, и время говорить; Один из самых важных определителей пользы: не вовремя и некстати выскажешься или промолчишь - можешь навредить себе и ближним. И определять, когда нужно промолчать, а когда сказать - человек должен научиться ради своего благополучия.

Иногда если не скажешь ничего - то могут подумать, что ты глуп. Но это лучше, чем если выскажешься - и развеешь в этом все сомнения.

Для христианина нетрудно определять время молчать и говорить: если то, что он собирается сказать - прославит Бога или побудит кого-то стать христианином, или улучшит кому-то настроение, или поможет решить чью-то проблему с пользой - то в этих случаях ВСЕГДА время говорить, так как от слов его - польза слушателю.
Во всех остальных случаях - время христианину молчать.

3:8 время любить, и время ненавидеть; От любви до ненависти - один шаг, и наоборот. Например, апостол Павел преследовал христиан и ненавидел «врагов народа» Божьего, а затем полюбил их так сильно, что всю свою оставшуюся жизнь посвятил прохождению христианского пути.
Понятно, это не означает, что от любящего надо ожидать, что он непременно возненавидит, как и от разрывающего - что он непременно сошьёт. Здесь о том, что есть место под солнцем Бога двум этим сильнейшим внутренним двигателям человеческого «прогресса»: как любовь, так и ненависть - может заставить человека «горы переставлять».
И не стоит удивляться тому, если кто был другом - станет однажды врагом, а кто был врагом - станет лучшим другом.

время войне, и время миру . Ненависть - спутница войн, любовь - спутница мира. И то, и другое Бог даёт испытать человеку для того, чтобы он определился, что же по нраву - именно ему, любовь или ненависть, война или мир. В условиях вседозволенности каждый человек раскрывает свою внутреннюю сущность во всей красе пред Богом, всех, кто выбирает любовь и мир - Бог заносит в памятную книгу, которую ведёт от начала мира.
А любителей враждовать, воевать и ненавидеть - Он туда просто не внесёт, даже вычёркивать не надо будет.

3:9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Вопрос Соломон задаёт самому себе, ибо сам же на него и отвечает. Такая форма подачи информации помогает сосредоточить внимание на главном: после такого вопроса читатель будет искать ответ о значении работы в жизни человека - с точки зрения наимудрейшего.

3:10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том .
Бог Сам трудится много и долго, и людей создал с такой же потребностью.
Поэтому способность трудиться - это удел человека от Бога для того, чтобы его жизнь не была скучной и напоминала тренажёрный зал. Разные виды работ - это всё равно, что разные упражнения для тела: формируют выносливость, приносят удовлетворение, укрепляют силы, повышают сопротивляемость трудностям и помогают вкусить сладость отдыха после трудового дня.

3:11 Все соделал Он прекрасным в свое время, Всё, что необходимо человеку для жизни - Бог дал ему при сотворении, и это «всё», чем пользуется человек в жизни своей - по замыслу Создателя должно доставлять ему немалое удовольствие и приносить только пользу для развития в человеке разумной личности, сотворённой по образу Бога.

и вложил мир 05789 в сердце их,
Слово мир - здесь НЕ в значении «миролюбие», а в значении «целый мир, вселенную, вечность » Бог вложил в человека.
M/lFwe
1. долгое время, долго;
2. вечность, вечно, вовек;

Танах (перевод равви Давида Йосифона)
Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца .
То есть, человеку сложно смириться с тем, что он - не вечен и вынужден идти к смерти.. Бог не планировал для человека смерть, поэтому и послал Христа на Землю, чтобы исправить ситуацию с несовершенством человечества из-за греха Адама и возвратить ему всё, что изначально было запланировано для Адама и всех его потомков: вечность

хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. И хотя многое из того, что Бог сделал для человека - сам человек не может понять, если ему не разъяснит Бог,- тем не менее, это не означает, что Бог далеко не всё соделал прекрасным в своё время.

3:12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Из всего множества прекрасного, что Бог сделал для человека - Соломон выделил особенные дары Бога людям: способность творить добро, приносить пользу себе и своему окружению и радоваться от этого. Делая добро и принося пользу Божьим замыслам, человек получает истинное удовлетворение: таким человека сделал Бог

3:13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.
Но оказывается, далеко не всем жителям века сего известно, что быть довольным своей жизнью - это дар Бога для человека. Не всем в этом веке выпадает даже такое благо, чтобы элементарно есть, пить и трудиться, получая от этого удовольствие и удовлетворение : обычно хотят больше, чем просто есть, пить и трудиться, поэтому не могут радоваться малому. Но если кто-то всё же довольствуется малым и испытывает радость от самых простых потребностей и процессов человеческих, то можно сказать, что такой человек щедро одарён Богом

3:14 Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить ,
Как видим, Бог ничего не сделал временного или ветшающего: в замысел Его входит вечная гармония всего сущего в Его мироздании. Все его творения - венец совершенства, в них нет ничего лишнего, и нет никакого недостатка: всё именно в самый раз, чтобы Божье мироздание имело возможность процветать во взаимодействии одушевлённых и неодушевлённых творений
(о том, что человек всё это творческое равновесие с гармонией испортил - Соломон пока что умолчал)

и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Почему Бог не создаёт уродливых или неполноценных изделий рук своих? Почему всё доводит до совершенства и логического конца, не наскоро лишь бы как - творит, а со всею ответственностью пред Своим мирозданием?
Потому, что показывает пример отношения к своему труду: человек, глядя на то, КАК творит Бог и сравнивая с тем, как и что творит он сам (на скорую руку, небрежно, не вникая в цепи взаимосвязей собственных творений, ибо даже не понимает, что это такое и что это надо учитывать) - естественно, приходит в восторг и благоговение пред истинным Творцом всего сущего.
Только о человеке можно сказать такой нелепый, но правдивый каламбур:
человек - личность творческая, хочет - творит, а хочет - вытворяет.
Но и когда творит - всё равно вытворяет.

3:15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было,
Меняются декорации на сцене жизни земли, однако сущность смысла бытия человека в мироздании Бога - неизменна во всей вечности: человек создан с потребностями есть, пить и насыщаться, трудиться, отдыхать, радоваться жизни и быть счастливым. Именно стремлению к получению этих составляющих - и подчинена всяческая деятельность любого поколения на земле во все времена.

- и Бог воззовет прошедшее. Ничего из прошлого - у Бога не канет в лету и не исчезнет навсегда: всё, что Ему будет нужно для вечности - Он воззовёт даже из самых дальних уголков прошлого Земли. В этих словах кроется и надежда на воскресение живших в прошлом, и на возвращение в райское обетование Бога.

3:16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. Если нам придётся столкнуться с такой несправедливостью, о которой написал Соломон - не стоит удивляться: такое положение вещей для века сего нечестивого очень даже характерно.
Но о чём здесь говорит царь? Где - место суда? Где - место правды?
Речь идёт о Божьем народе, хранителе Божьего суда и Божьей правды. Но, увы, и в народе Бога периодически случалось во все времена этого века, что Божьи принципы нарушались во время суда, судьи брали взятки и оправдывали виновных, а правда Божья - Его слово - искажалось и заменялось на правду человеческую.
Так что, если и сегодня мы наблюдаем такую картину в народе Бога - удивляться не стоит, такую суету заметил ещё Соломон.

3:17 И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там".
Соломон понимает, что как бы удачно ни складывались дела у беззаконника в народе Божием, это не значит, что Бог не видит или одобряет его действия, а потому, что Он сам устанавливает времена и сроки, когда вмешиваться и произвести суд над беззаконными.
Соломон знает, что мимо внимания Бога не просочится ни один беззаконник и ни одно беззаконие. Настанет время - и каждый житель земли будет давать отчёт Богу за себя лично, не за соседа и не за со верующего, а только за свои собственные прегрешения отвечать будет.

3:18.19 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

Соломон признаёт, что Бог поступает мудро, предлагая «на пробу» разные виды деятельности, разные виды смыслов и испытаний человеку живущему: за период жизни благодаря наблюдениям и прохождению через разнообразные «тренажёры» - человек разумный должен прийти к выводу, что его жизнь ничем не отличается от жизни животного, что без Божьего руководства - сам по себе человек всё равно, что животное. У него те же земные потребности (есть, пить, спать, заводить потомство, обустраивать жилище, трудиться в поисках пищи и прочее), те же самые земные проблемы (болезни, старость, дряхлость, необходимость раздобывать себе элементарные блага) и тот же самый исход - смерть:
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти

Поэтому если человек – САМ ПО СЕБЕ, без Бога в голове и в сердце - то он, по сути, животное и есть. И даже если кто-то пожелает мнить себя богом - против реалий Соломона не сдвинешься: человек - это животное, только ещё более опасное для мироздания Бога, ибо способно творить зло сверх программы инстинктов.
А то, что человек - царь и бог природы с венцом творения на главе - это всё иллюзии его амбициозности.

и одно дыхание 07307 у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!

Слово 07307 в подстрочнике Стронга обозначает:
x+wr
1. дух;
2. ветер, дуновение;
3. воздух
;
4. дыхание

Полная аналогия сущности дыхания животных и человека, обеспечивающего им процесс жизни, также уравнивает человека и животное на весах бытия в веке этом. Человек ничуть не лучшим приходит к своему концу по сравнению с животным. А вот худшим - пожалуй, и может, если к Богу не обратится.

3:20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
Реалии конца существования человека и животных, описанные Соломоном, приводят в чувство всех, кто мечтает о продолжении жизни после смерти. Смысл смерти со времени Адама не изменился, как Адаму Бог разъяснил, что он станет прахом земли и вернётся в первоначальное своё состояние небытия, такою же и Соломон смерть описал, и не мог о ней сказать иначе, ибо не своею, а Божьей мудростью наставлял собрание слушающих его.
Итак, реалии таковы: животные и человеки - сотворены из праха земли, после смерти - и те и другие возвращаются в своё первоначальное состояние небытия и праха под ногами живущих. Ни животных, ни человека не ожидает жизнь после смерти, стало быть, разговоры о загробной жизни - не более, чем человеческие сказки.

3:21 Кто знает: дух 07307 сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Версия о движении духа человеческого как некой бессмертной субстанции - вверх, на небеса - также, как видим, басни человеческие: Соломон, говоря словами Бога, показал, что никто из людей, во-первых, не знает, куда девается дух животных или человека, когда они его испускают, умирая.

Во-вторых, слово 07307 , как мы выяснили, обозначает в данном случае «дыхание» человека или животного.

Речь здесь идёт о последнем выдохе человека или животного, завершающем жизнь особи, так как на вдохе никто не умирает. Процесс жизнедеятельности заканчивается на выдохе или испускании последней порции дыхания - воздуха из лёгких, выходящего из умершего по причине расслабления всех мышц.
Поскольку у человека и животного – даже суть дыхания одинаковая (3:19), выходит, как животное, так и человек, испуская свой последний выдох, перестают жить – ОДИНАКОВО, а последний выдох как человека, так и животного - это не «разумная субстанция» (не якобы «душа», покидающая тело умершего), а всего лишь порция отработанного воздуха, превращённого в углекислый газ, одинаковый по химическому составу как у человека, так и у животного.
Эту порцию газа расслабленные лёгкие не могут уже удержать внутри, потому она и выходит из лёгких в момент смерти особи.

Можно сказать, что во время смерти человека или животного из них на выдохе уходят остатки духа жизни (жизненной силы), которую даёт Бог в момент рождения всякой плоти (как помним, именно дух жизни дал Бог телу сотворённого Им Адама, после чего Адам стал живущей "особью", душою живою, Быт.2:7)

3:22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его;
Это печально, что человек практически во всём уподобляется животному. Однако есть нечто, отличающее его от скотины: разум. Человек, в отличие от животного, наделён даром получать осознанное наслаждение от результатов дел своих. Именно этим даром Соломон предлагает пользоваться человеку разумному при жизни своей.

ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него? Пока жив человек - имеет смысл и пользоваться благом от своих трудов, ибо после смерти такой возможности у человека не будет.

. время плакать, и время смеяться; время сето­вать, и время плясать;

. время раз­брасы­вать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время укло­няться от объятий;

. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

. время раз­дирать, и время сши­вать; время молчать, и время говорить;

. время любить, и время не­на­видеть; время войне, и время миру.

В конце второй главы Екклезиаст подошел к главной причине неосуществимости человеческого стремления к счастью. Между человеческим хотением и его выполнением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. Теперь, в 3 главе, он углубляется в эту мысль и распространяет ее на всю сферу человеческой жизни. И здесь Екклезиаст находит то же беспрогрессивное круговращение, то же неустранимое влияние законов, и здесь все человеческие желания и предприятия стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом ». Hephez значит, собственно: склонность, намерение, предприятие. Екклезиаст говорит здесь не о предметах природы, а о деятельности человеческой, о явлениях человеческой жизни, как это видно и из дальнейшего развития мысли. Он хочет сказать, что факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, лежат вне пределов его сознательных желаний.

. Что по­льзы работа­ю­щему от того, над чем он трудит­ся?

В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

. Видел я эту заботу, которую дал сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

А между тем, человек не может погасить в себе жажды высшего блага. Его стремление к счастью, вложенное в него Самим Богом, постоянно и неудержимо толкает его на новые труды, на новые искания.

. Всё соделал Он пре­красным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может по­стигнуть дел, которые делает, от начала до конца.

Мир полон гармонии, и дух человека носит на себе печать вечности; однако, Божественный миропорядок остается непостижимым для человека и не может быть приведен в гармонию с человеческой волей. «Все соделал Он прекрасным в свое время », т. е. все, созданное Богом, прекрасно в свое время и в своем месте, в общей системе мирового бытия.

"И вложил мир в сердце их «. Еврейское слово olam в переводах передается различно: «вечность» (LXX), «мир » (Вульгата и перевод), «разум», «покров» и т. д. Но так как это слово вообще в Библии и, в частности, в книге Екклезиаста ( и др.) значит «вечность», то и в данном месте следует держаться этого значения. Лишь в послебиблейской литературе словом olam стал обозначаться и мир, как бесконечно продолжающийся. «Вложить в человека вечность» значит одарить его Богоподобными свойствами, наложить на человеческую природу отпечаток вечности, Божественности. Стремление человека к высочайшему благу, к вечному счастью, служит выражением его Богоподобности.

. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

Глубокое противоречие, скрытое в природе человека, с одной стороны – стремление к вечности, с другой – ограниченность его разума, являются главной причиной неудовлетворенности человеческого духа, его всегдашних разочарований. Чтобы более или менее избежать последних, человек должен примириться раз навсегда с мыслью о том, что высшее счастье (Ithron) под солнцем невозможно. Он должен, так сказать, понизить свои требования к жизни и, отбросив искание высочайшего блага, удовольствоваться относительным благом, тем, что сравнительно хорошо, что «лучше » (tob). Если высшее благо – Ithron невозможно, то относительное благо – Tob вполне доступно человеку. В чем же заключается это Tob?

"Познал я, что нет для них ничего лучшего (Tob), как веселиться и делать доброе в жизни своей «. Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями – вот единственно доступное для человека счастье. Пока человек стремится к абсолютному счастью на земле, он осужден на постоянные разочарования. Даже и лучшие моменты его жизни отравляются мыслью о непрочности счастья, удручающей заботой о будущем.

Напротив, человек, отказавшийся от искания полного счастья, бывает доволен и тем немногим, что дает ему жизнь, радуется, веселится без заботы о завтрашнем дне. Он, как дитя, отдается всякой радости посылаемой Богом, отдается полным своим существом, непосредственно, не разрушая ее анализом, критикой, бесцельными сомнениями. И эти малые радости, соединенные с добрым трудом и чистой совестью, делают жизнь приятной, относительно счастливой. Стихи 12–13 нисколько не выражают эвдемонистического взгляда на жизнь, который ставит целью жизни одно наслаждение. Во-первых, рядом с земными радостями Екклезиаст ставит другое необходимое условие относительно счастливой жизни, именно – «делание добра»; во-вторых, пользование земными благами соединяется с сознанием зависимости от воли Божией, с благодарной мыслью, что «это дар Божий ». Таким образом, то наслаждение жизнью, к которому призывает Екклезиаст, покоится на религиозном миросозерцании, предполагает, как свое необходимое условие, веру в Божественный промысл.

. Познал я, что всё, что делает Бог, пре­бывает вовек: к тому нечего при­бавлять и от того нечего убавить, – и делает так, чтобы бла­го­говели пред лицем Его.

В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию.

. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и воз­зовет про­шедшее.

"Бог воззовет прошедшее «. LXX и сирийский переводят: взыщет преследуемого (слав. »гонимого «). Но, согласно с контекстом, лучше понимать в среднем роде: прогнанное, удаленное, прошедшее.

. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; по­тому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

Промысл Божий обнаруживается не только в естественных явлениях, но и в нравственной жизни человека. В человеческом суде живут неправда и беззаконие. Но над судом людей есть суд Божий, который воздаст должное праведным и нечестивым. Для этого суда, как и для всякой вещи, настанет свое время. »Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и над всяким делом там ". Слово "там « (sсham) не совсем ясно. Вульгата передает его словом «тогда» (tunс), Иероним – «во время суда» (in tempore judiсii), но евр. sсham есть наречие не времени, а места. Вероятно, оно значит здесь: на суде Божием, в параллель слову «там » в ст. 16 для обозначения суда человеческого. Некоторые экзегеты вместо schara (מט ) читают sam (מט ) и переводят: всeму (Бог) назначил свое время. Мысль совершенно согласна с контекстом, но действительно ли повреждена здесь еврейская пунктуация, сказать трудно.

. Ска­за­л я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

. потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека пре­имущества перед­ скотом, по­тому что всё – суета!

. Все идет в одно место: все про­изошло из праха и все воз­вратит­ся в прах.

. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Эти стихи подробнее выясняют цель Божественного промысла, кратко указанную уже в словах .: «чтобы благоговели пред лицом Его ». Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы , где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения.

"Сказал я – о сынах человеческих «. Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я – (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. Чтобы испытал их Бог . Barar значит: выделить, испытать, очистить (ср. : "пострадают некоторые и из разумных для испытания (lebarer) их, очищения и убеления к последнему времени «). Цель Божественного промысла – довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их.

"Все идет в одно место » – не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов.

. Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами сво­ими: по­тому что это – доля его; ибо кто при­ведет его по­смотреть на то, что будет по­сле него?

Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в . Если человек во всем зависит от Божественного провидения, если сам по себе он бессилен и ничтожен, то должно отказаться от мысли о полном счастье на земле и удовольствоваться радостями Богоугодного труда. «Наслаждаться человеку делами своими ». В этом выражении Екклезиаст объединяет два условия относительного счастья: наслаждение жизнью и добрую деятельность (), так как то и другое, по нему, неразрывно. «Ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него ». Здесь речь не о будущей, загробной жизни человека, как в , а о том, что будет «после него », т. е. как сложится жизнь на земле после его смерти. Человек не должен обременять себя и отравлять доступные ему радости излишними беспокойными заботами о далеком будущем.

О камнях пришла в современный обиход из Книги Книг – Библии. В главе 3 Книги Экклезиаста читаем:

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время ; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время , и время миру».

Из становится , что речь идет о том, что для всего приходит свое время и всему наступает свой срок. Смысл, действительно глубокий и, как и множество библейских цитат, философский.

Но все же не совсем понятно, зачем разбрасывать камни, чтобы потом собрать их. На самом деле речь в данной фразе речь идет всего лишь об одном из видов крестьянского труда. Земли, на которых жил народ Израиля не отличались плодородием, были каменистыми, и для того, чтобы возделать поле, его сначала необходимо было от камней очистить. Этим и занимались крестьяне, т.е. собирали камни. Но не разбрасывали их, а складывали из них изгороди для земельных наделов.

Как это часто бывает с цитатами из Библии, переводчика подвело незнание реалий крестьянской жизни израильтян, более точно цитату можно было бы перевести как «время собирать и время складывать камни».

И это неудивительно: книги переводились священнослужителями - людьми, далекими от крестьянских реалий.

Но кто знает, стала бы в таком виде фраза так популярна. Скорее всего, нет, потому, что теряется таинственный смысл.

Современное значение фразы

Оказывается, трактуют его неоднозначно. Есть, как минимум три объяснения данного выражения, хотя и близкие друг к другу, но все же имеющие ряд отличительных нюансов.

Наиболее распространенная трактовка – о цикличности бытия. События в мире и в жизни каждого человека последовательно сменяют друг друга: за наступает утро, после рождения следует развитие, а потом дряхление и смерть, меняются времена года, рождаются и гаснут звезды… Все в свое время и все преходяще.

Вторая трактовка словно следует из первой: всему приходит свой срок, и важно, чтобы любое дело было сделано вовремя – только тогда деяние принесет желанные . Любой поступок должен иметь свои причины и условия для его осуществления. Бездумные , совершенные не вовремя, могут лишь навредить.

И, наконец, третья трактовка наиболее глубокомысленна, но все же не противоречит первым двум: все в жизни человека имеет свою причину и свое следствие, каждый поступок влечет за собой «воздаяние».

Эта трактовка близка к принципам кармического закона.
Если человек совершает благие дела – получит заслуженную награду, а если его деяния несут зло – зло к нему и вернется.

3:1 Всему свое время. Времена и сроки назначены Богом ("под небом"; ср. 1,13). То, о чем говорится в парных противопоставлениях 3,2-8, также установлено свыше.

3:9 - 6,7 Что пользы работающему. Эта фраза начинает второй из трех циклов книги Екклесиаста (1,3 - 3,8, ком.; 6,8 - 12,7), посвященный противопоставлению временного труда человека непреходящим делам Божиим. Автор призывает людей наслаждаться теми благами, которые дает им Бог. (См. Введение: Особенности содержания и темы).

3:9-14 Имеется в виду Бог как Творец. Его совершенные, вечные и непостижимые дела должны вызывать благоговение у Его народа.

3:11 мир. Евр.: "вечность". Люди бессильны полностью осознать смысл происходящих событий.

3:13 дар Божий. Ср. 2,26.

3:14 благоговели. Т.е. признавали и почитали Бога как суверенного Господа.

3:15-21 Имеется в виду Бог как Судия.

3:17 время. Бог определяет, чему должно происходить на земле (ст. 1-8). Он назначил также день для суда над делами всех людей (Иоил. 3).

праведного и нечестивого. В наказание за грех люди смертны (Быт. 3,19) также, как и животные (ст. 18-20). Но при этом разделение на праведников и нечестивцев еще не происходит по смерти человека, окончательно оно свершится на суде Божием.

Те граждане,кто еще помнят славные 90 -е,могут многое рассказать о той рекламе,которая буквально затопила голубые экраны.После 80 -х,когда в магазинах ничего не было и все вещи которые выбрасывались в магазинах,быстро сметали с полок.
Реклама,как говорится двигатель торговли,однако в 80 -х рекламировать ничего не надо,всё и так разбиралось за считанные часы.
Другое дело - это 90 -е годы.Граждане не привыкшие к буйству красок и форм,смотрели открыв рты на по большей части низкопробную и дешевую рекламу.Однако среди такой рекламы встречались шедевры.Одна из них рекламировала банк Империал,по сюжету Тамерлан предложил каждому воину положить камень и вырос курган.
Когда войско вернулась с победой из грабительского набега,воины приблизились к этому кургану и стали собирать камни .Однако очень много камней так и осталось лежать не поднятыми.
Это одна из трактовок крылатого выражения " ".

Эта поговорка означает, что надо сначала приложить много усилий, что бы потом получить ожидаемый результат.
Например крестьянину нужно вспахать землю,затем засеять ее зерном,которое хранилось всю зиму.Ухаживать за поднявшимися колосьями,потом скосить пшеницу и отдать ее на мельницу,что бы изготовить из зерен муку.
И только теперь можно собирать камни ,то есть испечь из этой муки вкусные лепешки.

История возникновения выражения "время разбрасывать камни и время собирать камни"

По свидетельству исследователей впервые эта фраза была озвучена в книге Екклесиаста.Эта старинная ветхозаветная книга.Историки склоняются к мысли,что ее написали около третьего века до нашей эры.
Название этой книги произошло от ивритского слова "кохелет ",что в переводе означает "собирать".

Кто написал книгу Екклисиаст?

Традиционными историками авторство этой книги приписывается еврейскому царю Соломону.Который был настолько мудр,что о его деяниях помнят до сих пор.
В книге Екклисиаста всего 12 глав.Рассматриваемая нами идиома "время разбрасывать камни и время собирать камни " упоминается в третьей главе,которая называется "Всему своё время и место".

Помимо этой крылатой фразы в книге Екклисиаста можно найте еще очень много мудрых изречений,например:"кто умножает познания,будет умножать скорбь","и нет ничего нового под нашим солнцем","кто умножает познания,тот умножает скорбь","что было когда то,то и будет вновь","суета сует".