Вязание крючком в наше время. История искусства вязать крючком

Самое раннее письменное упоминание этого вида рукоделия зафиксировано под названием «пастушье вязанье» в The Memoirs of a Highland Lady by Elizabeth Grant in the 19th century. Впервые узоры для вязания крючком были опубликованы в голландском журнале Pénélopé в 1824 году. Доказательством того, что вязание крючком было новинкой в XIX веке, считают публикацию 1847 года A Winter"s Gift, в который содержатся подробные инструкции по исполнению приёмов вязания крючком, в то же время, когда основы других видов рукоделия для читателей не разъясняются. Описание вязания крючком в Godey"s Lady"s Book в 1846 и 1847 годах появились ещё до принятия унифицированных схем в 1848 году.

Вязаное полотно известно с древнейших времён, но неизвестно образцов вязания крючком, датируемых ранее 1800 года, ни в этнографических коллекциях, ни среди найденных при археологических изысканиях. По сообщению энциклопедии Британника этот вид вязания появился в XIX веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка. Большинство же старинных образцов, которые считались связанными крючком, на самом деле были выполнены иглой.

Донна Кулер считает гипотезу о возникновении вязания крючком из вышивки тамбуром ошибочной: крючки для вышивки тамбуром, сохранившиеся до наших дней, имеют винт, который препятствует вязанию «на воздухе». Кулер предполагает, что начавшаяся индустриализация была толчком для развития этого вида рукоделия. На изготовление трикотажа крючком требуется гораздо большее количество нити, чем при других методах вязания и хлопковая пряжа наиболее подходящий для этого вида рукоделия материал. А после появления хлопкоочистительных машин и механических прялок хлопковая нить в Европе и Северной Америке стала широко доступной и недорогой.
Первые вязальные крючки были и примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к дамским рукам. В Ирландии, во время голода 1845—1849 годов, одной из форм помощи голодающим стало обеспечение их заказами на выполненные крючком кружева (производство вязаного кружева было альтернативным способом зарабатывания денег для ирландских рабочих). Мадемуазель Риего дела Бланшардье, опубликовавшей в 1846 году первую книгу моделей из ирландского кружева, обычно приписывают изобретение этого вида вязания крючком. Мода на ирландское вязание в Европе и Америке продлилась вплоть до Первой мировой войны. Вязание крючком в 1910—1920 годах стало еще более сложным в узорах и способах соединения.

В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче чем спицами.

Свое исследование я решила начать с изучения истории вязания крючком и истории возникновения вязаной игрушки.


Вязание крючком относительно молодой вид рукоделия. Первое полотно датируется 16 веком. Первое письменное упоминание этого вида рукоделия найдено в мемуарах 1899г. Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

В нашей стране вязание крючком появилось в 19 веке . Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.

Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.

История возникновения вязаной игрушки

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.

Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа.

Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.

Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.

1.2. Исследование ассортимента мягкой игрушки в магазинах нашего города

Составив предварительно план исследования , я решила пройтись по магазинам.

Я хотела найти ответы на следующие вопросы:

  • Из какого материала изготовлены мягкие игрушки?
  • Что используется в качестве наполнителя?
  • Какова страна – изготовитель мягкой игрушки?
  • Сколько стоит мягкая игрушка в магазине?
  • Продаются ли в магазине вязаные игрушки?

У меня получился следующий результат:

Мягкие игрушки стоят от 500 рублей и выше . Они сделаны из трикотажной, хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной ткани, искусственного меха, велюра и бархата. В качестве наполнителя используется синтепон, синтепух, поролон.

Некоторые игрушки набиты пористым пенополистеролом – это пенопластовые шарики диаметром 2-7 мм. Страны – изготовители – Китай, Германия, Италия, Великобритания . Во время своего исследования в магазинах города я не встретила ни одной вязаной игрушки.

1.3. Разработка идей

Изучив историю вязания крючком вязаной игрушки и проведя исследование видов игрушек в наших магазинах, у меня возникло несколько идей по изготовлению изделия.

Идея 1

Можно связать мягкую игрушку в виде диковинного животного. Исследуя ассортимент мягких игрушке в магазинах, я видела игрушки в виде смешариков из мультфильмов и других фантастических животных необычных цветов.



Идея 2

Можно связать игрушку традиционной формы – это зайчики, кошечки, собачки, медвежата. Такие игрушки прививают любовь к природе.




Идея 3

Идея традиционной игрушки мне понравилась больше, и я решила связать игрушку по гороскопу. Моя мама родилась в год обезьяны, и я решила связать маленькую игрушку-талисман. Это будет хороший подарок ей на новый год. Он, надеюсь, ей понравится и будет служить оберёгом.

2.1. Критерии, которым должна удовлетворят игрушка

  • форма игрушки традиционная – голова, туловище, лапы.
  • отделка простая – из доступных материалов, в соответствии со своей фантазией.
  • изготовлена из недорогой экологически чистой пряжи.

2.2. Инструменты и материалы

Для работы мне понадобятся следующие инструменты и материалы:

Пряжа натуральная шерстяная.
Ее можно купить в магазине, но я распущу старый папин вязаный свитер и свяжу игрушку из нее.

Вязальный крючок, номер которого подбирается под толщину пряжи. Толстая игла с широким ушком для сшивания деталей игрушки. Набивной материал.

Для набивки можно взять кусочки ваты или ненужные лоскутки, но они плохо распределяются по изделию, быстро сбиваются и при намокании теряют форму. Поэтому я выбираю синтетический материал – синтепон. Он практичнее, легче и имеет больший объем.

История возникновения вязания

История возникновения вязания продолжает волновать умы исследователей, поскольку она не вполне ясна по сей день. Вязаные изделия недолговечны, и самые древние экспонаты, по-видимому, не сохранились. Поэтому разные историки рукоделия относят начало истории возникновения вязания к разным эпохам.Самые древние находки относятся приблизительно к 19 веку до нашей эры - это значит, что вязание возникло около четырех тысячелетий назад! Трудно сказать, что появилось раньше - вязание одежды спицами или изготовление вязаных изделий крючком; вполне вероятно, что первые мастера или мастерицы вязали вообще без инструментов - на пальцах.
Место, к которому вероятнее всего относят начало истории возникновения вязания, - Египет. Именно в египетских гробницах найдены древние сохранившиеся вязаные вещи: детская туфелька, носок с вывязанным отдельно большим пальцем - для обуви с ремешком между пальцами. По одной из версий, в Европу вязание пришло именно из Египта.
Однако существуют версии, что в античной Европе вязание существовало независимо от стран Востока. Помните гомеровскую «Одиссею»? Пенелопа, ожидавшая Одиссея, отказывала женихам, ссылаясь на то, что еще не закончила свадебный убор - а на самом деле она по ночам распускала то, что днем соткала. Так переведена поэма Гомера. Но некоторые исследователи склоняются к тому, что это либо неверный перевод, либо словом «ткачество» у самого Гомера обозначалось вязание: ведь именно вязание одежды спицами или крючком позволило бы быстро распустить вязаное изделие и использовать нить повторно.

Кроме того, доказано, что древние цивилизации Нового Света тоже имеют свою историю возникновения вязания: вязаные изделия, найденные на территории нынешнего Перу (вязаный пояс с изображением колибри), относятся к 3 веку н.э., но сложнейшая техника исполнения свидетельствует о том, что это ремесло было освоено там гораздо раньше.

В Европе вязание одежды спицами и крючком стало развиваться приблизительно с 9 века нашей эры и в 12-13 веках изготовление вязаных изделий стало популярным домашним ремеслом, а затем и отраслью промышленности. В северных краях вязали теплую одежду, на Юге - шляпки, зонтики и т.д. Занятно, что вязание было первоначально исключительно мужским ремеслом. (Впрочем, и сегодня есть немало мужчин-мастеров вязания одежды спицами, и их изделия отличаются особой креативностью!)

В 16 веке (1589 г.) англичанин Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Правда, королеве Елизавете I машина не пришлась по вкусу: чулки, связанные на ней, королева сочла грубыми и отказала изобретателю в патенте, посоветовав «зарабатывать деньги честным трудом». У.Ли перебрался во Францию и открыл первую трикотажную мастерскую в Руане. В 18 веке во Франции изобрели машину для кругового вязания чулок в форме трубы.
Механизация в большой степени потеснила ручное вязание одежды спицами, однако не вытеснило: ручная работа всегда высоко ценилась. Еще меньше повлияло появление вязальных машин на изготовление вязаных изделий крючком: имитировать такое вязание машины не научились.
Больше всего интересна история возникновения и развития вязания кружев, достигшее в 18-19 веках поистине уровня высочайшего искусства!

Интерес к ручному вязанию одежды спицами и крючком не снижается - вязаные изделия непременно фигурируют в модных проспектах каждый год, а уж сколько поклонниц и даже, как сказано, поклонников у этого вида рукоделия, и говорить не приходится.
Особенно прославилось брюссельское кружево, ставшее в свою очередь образцом для ирландцев: вязаные крючком изделия ирландских кружевниц - настоящие шедевры. К 19 веку относится и создание системы записи рисунков вязания. Первые схемы с обозначениями видов петель были изобретены в Голландии; к настоящему времени существует две унифицированные системы - британская и американская. Мы пользуемся в основном американской системой.

Источник http://coolwom.ru/index.php/istoriya-vozniknoveniya-vyazaniya

1.

История

Вязание крючком – очень известное и старинное ремесло. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.
Вязание крючком – процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные и привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности.
Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Этот способ вязания применяется и для вывязывания отдельных элементов, украшений, например, пуговиц, воротников, и для создания целой одежды, к примеру, платьев, свитеров, и для получения элементов интерьера, например, салфеток, скатертей, подвесок для горшков с цветами и так далее.

Вязание крючком известно издавна.

Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием.

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.

Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.

Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.

Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.

В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”.

Плотное вязание крючком по кругу

Выбор инструментов

Строение вязального крючка

Короткий крючок - основной инструмент при вязании крючком. Коротким крючком можно вязать в прямом и обратном направлении (прямое вязание) или по кругу, когда петли вывязываются рядами, идущими только в одном направлении, начиная от центра круга.

По качеству вязальные крючки бывают:
- металлические,
- пластмассовые,
- деревянные,
- костяные.

Их выбирают по толщине пряжи.

Крючки бывают:
- короткие (12-15 см) для обычного вязания,
- длинные (30 - 45 см),
- толстые,
- тонкие (№ 1-6).

Для вязания нитями разной толщины следует подбирать и крючки соответствующих размеров.
Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.

Основная часть крючка - головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. Для работы с нитками разной толщины нужно иметь набор крючков от № 1 до № 6. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание.

Ручка крючка должна быть легкая, чтобы не утруждать руку при вязании. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы. Чтобы хорошо захватывать нить и не расщеплять ее, крючок должен быть в 1,5-2 раза толще нити. Для вязания изделия из шерстяной или толстой пряжи используют толстые крючки (№ 2 - 6). Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 - 1,5) вяжут ажурные легкие изделия (кружева, салфетки). Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Для вязания используют пряжу: шерстяную, полушерстяную, синтетическую, гарус, краше, льняную, катушечную нить № 10, 20 и штопку. От правильного подбора крючка в значительной мере зависит качество вязания. Поэтому, прежде чем начать вязать изделие, свяжите небольшой образец, чтобы убедиться, что крючок выбран вами правильно.

Технология вязания по кругу

Условные обозначения

Петля подъема

Воздушная петля

Полустолбик

Столбик без накида

Столбик с накидом

Полустолбик и столбик без накида

Полустолбик (ему соответствует 1 петля подъема) Применяется при вязании края изделия, чтобы он был ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают крючком рабочую нить и протягивают ее непосредственно через петлю ряда (цепочки) и петлю, лежащую на крючке.

Столбик без накида еще называют коротким столбиком (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Опять захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.

Вяжем круг

Техника

1) Связать цепочку из воздушных петель (рис. 1,2,3), ввести крючок в первую петлю цепочки, захватить рабочую нить (рис. 5) и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 6). Сделать 1 воздушную петлю подъема.

Придерживая кончик нити и получившееся кольцо из воздушных петель средним и большим пальцами вместе,обвязывать кольцо (вводя крючок под кольцо) столбиками без накида (рис. 7).

3) Обвязав кольцо столбиками без накида, ввести крючок в первую петлю начала ряда, захватить рабочую нить и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 8).

Техника выполнения прибавок для получения ровного плотного круга

Чтобы не получить цилиндр, чтобы край круга не заворачивался, а был плоским и ровными необходимо запомнить правила выполнения прибавок:

1) Первый ряд выполняется столбиками под кольцо.

2) Второй ряд вяжется по 2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда.

3) В третьем ряду между группой столбиков (2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда) в каждый столбик вяжется 1 столбик, в четвертом ряду - 2, в пятом ряду - 3 и т.д., прибавляя по 1 столбику с каждым рядом.

При этом места прибавок не должны располагаться друг над другом, чтобы круг был ровным и не превратился в многоугольник.

Соответственно в каждом ряду будет прибавляться одно и тоже количество воздушных петель.

Более наглядно на схемах это выглядит следующим образом. На рис. 9 изображен круг выполненный столбиками без накида, на рис. 10 круг, выполненный столбиками с накидом.

рис. 9

рис. 10

Прячем начало и конец рабочей нити

Чтобы изделие аккуратно было выполнено, начальный кончик нити необходимо прикладывать к кольцу из нити или воздушных петель и обвязывать столбиками по кругу. Таким образом кончик нити будет пролегать под рядом столбиков. Оставшийся кончик ниточки аккуратно обрезать ножницами.

Когда закончите вязание, оставьте подлиннее кончик рабочей нити, вденьте его в иголку и мелкими стежками протяните с изнаночной стороны. Лишнее обрежьте. Получится очень аккуратная изнаночная сторона.

Правила выполнения кругового вязания

1. При обвязывании кольца в начале вязания круга, крючок вводить под кольцо.

2. Начинать каждый ряд с петель подъема. Петли подъема имитируют столбик и считаются первым столбиком ряда! Заканчивать ряд соединительным столбиком в первую петлю подъема. Этот прием не даст вязанию пойти по спирали!

3. В схемах кольцо из нити обозначается кругом в центре, если же в кругу стоит число, то кольцо выполняется из воздушных петель (цифра в кругу означает количество воздушных петель).

4. Равномерно выполнять прибавки.

5. Аккуратно спрятать начало и кончик рабочей нити.

6. Для кругов с оборками выполнять большее количество прибавок, чем для плоского круга.

Длинные петли и вязание по кругу

Свяжите цепочку, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, и провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец из петли. На полотне окажется закрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда. Следующий ряд свяжите столбиками без накида - это закрепляющий ряд. Далее чередуйте эти ряды.

Вязание по кругу: Для выполнения прихваток необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, свяжите 8 столбиков без накида. Соедините первый и последний столбики полустолбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличивайте число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу указанному на схеме.
Каждая замкнутая линия на схеме обозначает ряд, а цифра указывает на число столбиков в данном ряду.

Как ухаживать за вязанными изделиями.

1. Если Вы при ВТО изделия ручной вязки немного подпалили его поверхность, не отчаивайтесь. Подпалина исчезнет, если приложить к ней на четверть часа срез сырой луковицы.

2. Чтобы детские варежки или перчатки не потерялись, соедините их цепочкой из воздушных петель и проденьте ее через рукава.

3. Для стирки цветных изделий из шерсти, ангоры, мохера никогда не используйте стиральные порошки, содержащие отбеливатели.

4. Самое лучшее средство для стирки "деликатного” трикотажа -это мыльная стружка (2 г на 1 л воды).

5. Чтобы при стирке отстирать все пятна, поступите следующим образом: разведите в тазике с водой моющее средство, причем раствор может быть немного более концентрированным чем обычно. Внимательно осмотрите все изделие и пропитайте участки с пятнами раствором моющего средства. Оставьте изделие на 15 минут, а затем стирайте, как обычно.

6. Воротник гольф пуловера не вытянется при стирке, если сделать по краю наметку широкими стежками суровой ниткой. После стирки просто удалите нить.

7. Если Вы подозреваете, что пряжа может полинять во время стирки, то постирайте изделие, как обычно, и положите на сутки в холодную воду без моющего средства. При этом на поверхности волокон образуется тонкая пленка краски, которая долго сохраняет свой цвет.

8. При стирке изделий из ангоры добавьте в воду для последнего полоскания чайную ложку глицерина. Это придаст мягкость.

9. Никогда не вешайте изделия из ручного трикотажа в шкаф на вешалку. Их хранят сложенными на полке. Но чтобы трикотажное полотно оставалось пушистым, не стоит складывать их слишком плотными стопками.

10. Если молния стала "заедать”, натрите ее мылом.

11. Рельефные узоры не отпаривают утюгом, иначе они вытянутся или станут плоскими.

12. При полоскании изделий из шерсти вода для первого полоскания обязательно должна иметь ту же температуру, что и вода для стирки, иначе шерсть может скататься.

13. Петли для пуговиц вытянутся не так быстро, если смазать их с изнанки бесцветным лаком для ногтей.

14. Изделия из белой шерсти снова станут белоснежными, если их прополоскать в воде, куда добавлено немного боракса.

15. Частая стирка разрушает деревянные пуговицы. Поэтому перед стиркой их оборачивают алюминиевой фольгой или пленкой для пищевых продуктов, что препятствует их намоканию.

16. Цветная вышивка снова станет яркой, если перед глажкой обмакнуть лицевую сторону изделия в воду, куда добавлен уксус, и положить на чистую ткань.

17. Трикотажные вещи следует всегда стирать вручную, не тереть, а только мягко сжимать их. Если при стирке тереть трикотажное полотно, на нем могут появиться катышки.

18. Перед стиркой можно покрыть перламутровые и цветные пуговицы бесцветным лаком для ногтей. Тогда они не потускнеют под воздействием моющею средства.

19. Трикотажные вещи нельзя замачивать надолго. И пусть лучше вода будет холодной, чем чересчур горячей, поскольку при стирке в горячей воде трикотажные изделия садятся и сваливаются.

20. Если после стирки изделие выглядит мятым, а Вы не решаетесь его прогладить, снова намочите и разложите на полотенце, сверху накройте сухим полотенцем и дайте высохнуть.

21. Трикотажные вещи следует стирать в мягкой воде. Если вода жесткая, добавьте в раствор для стирки 1 чайную ложку питьевой соды.

22. Если изделие требуется накрахмалить, то сначала расправьте его на горизонтальной поверхности, а затем сбрызните раствором крахмала. Вот старинный рецепт этого раствора: 2 чайные ложки картофельного крахмала на 1 л воды. Однако значительно проще использовать крахмальный раствор в аэрозольной упаковке.

23. Никогда не выкручивайте изделия из трикотажа после стирки, заверните их в полотенце и затем расправьте

24. Высококачественную пряжу из шерсти и шелка лучше всего стирать детским шампунем или пеной для ванны.

25. Никогда не вешайте трикотажные изделия для просушки: они растянутся и утратят форму

26. Чтобы изделия из мохера и ангоры оставались пушистыми, стирайте их яичным шампунем для волос. Когда вещи высохнут, положите их в пакет и поместите на 2 часа в морозильник. Затем аккуратно выньте и дайте им оттаять.

27. На Вашем трикотажном изделии появились катышки? Ни в коем случае не обрывайте их, а воспользуйтесь специальной щеткой для удаления катышков.

28. Если изделие мало, то, вытягивая его, Вам не удастся сделать его больше: через некоторое время оно снова примет первоначальную форму.

Вязаные вещи нужно хранить в сложенном виде на полке в шкафу, ни в коем случае нельзя вешать на плечики! Убирая вещи на длительный срок, предварительно надо удалить все пятна, выстирать и использовать специальные средства против моли. Есть одна особенность хранения ШЕРСТИ ЛАМЫ И АЛЬПАКИ. Она не выносит нафталин. Поэтому, против моли использую природные средства, лаванду, табак или кедр.
Стирать вязанные вещи надо в теплой воде при температуре до 40С, мягкими (без БИОактивных и отбеливающих веществ) моющими средствами. При стирке нельзя допускать резких механических воздействий. Отбеливание, грубая стирка, отжим приводят к потере товарного вида изделия. Стирка в горячей воде, кипячение, сушка приводят к сильной усадке или нарушению связей в химических волокнах, после чего они теряют форму и сильно растягиваются, в частности пропадает эффект резинки.
Вязаные изделия ИЗ ШЕРСТИ рекомендуется стирать в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, тщательно полоскать, отжимать через полотенце и сушить в разложенном виде, избегая при этом прямых солнечных лучей. Изделия из пряжи с маркировкой "suрerwash" можно подвергать машинной стирке по специальной программе при температуре воды 30 С. При стирке изделий из шерсти никогда не применяйте смягчающие опаласкиватели!
Изделия С АНГОРКОЙ нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой служат годами.
Изделия из ХЛОПКА нельзя стирать в горячей воде, т.к. он сильно "садится", а также долго сохнет.
ЛЕН не сжимается при высоких температурах и не садится, но имеет особенность сильно мятся, потому требует деликатного хранения.
Если при стирке Вы сильно трете и выкручиваете изделие из ВИСКОЗЫ, то рискуете получить так называемые "усы" - т.е. концы отдельных разорванных волокон, может также появиться эффект "мшистости", это когда таких разорванных кончиков много
КАПРОН, НЕЙЛОН, СИЛОН, ДЕДРОН имеют сильную неустойчивость к воздействию света - желтеют и становятся жесткими и ломкость при многократных стирках. Особую ценность этих волокон и нитей представляет высокая формоустойчивость. Они не теряют форму при мокрой и сухой эксплуатации.
Изделия из качественного АКРИЛА практически не "сваливаются”, имеют малую усадку, удобны в носке: легкие, теплые, слабо пелингуемые под верхней одеждой.
Есть некоторые виды пряжи, на этикетке которых существует информация о возможности стирать в стиральной машине.
Сушить изделия следует в расправленном виде на горизонтальной поверхности, при комнатной температуре, вдали от отопительных приборов.
Гладить изделия из шерсти и её смесей, рекомендуется через влажную хлопчатобумажную ткань умеренно нагретым утюгом (до 130*С), изделия из хлопка гладят с изнаночной стороны при температуре не выше 200*С. Изделия из химических и смешанных волокон д110*С

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) — «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как «crochet lace ‘во Франции и» chain lace’ в Англии ». Она рассказывает нам, что в 1916 Уолтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничила свой ​​поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории. Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты в другие страны Средиземноморья. Вторая: первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком. Третья: в Китае первыми известными образцами были об объемные куклы, связанные крючком. В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г.. Во источников утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г.. По Италии под названием » монашеская работа «(nun’s work) или» монашеские кружева «(nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль. В ее исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее «все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под любым именем». Вышивка дала рождение вязанию крючком. Исследователи говорят о том, что в » Обязательства крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия — очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли « tambouring ». Эта методика заключалась в том, что ткань, которую называли фоновая, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще ​​на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны выполняться очень тонкой нитью. В конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют » вязание в воздухе «, когда от фоновой ткани отказались, и тропы делались друг на друге. Вязание крючком стало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейг де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев в вязаные крючком модели, которые можно было легко повторить. Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин могли их копировать. Рейг также утверждала, что она изобрела кружевное вязание крючком, который сегодня называют ирландским кружевом.