Жизнь и деятельность фребеля. Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста

Резюме

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 - 21 июня 1852 ) - немецкий педагог, ученик и единомышленник Песталоцци, заложивший актуальные по нынешний момент основы процесса образования, призывающий видеть в каждом ребенке его индивидуальные черты и уникальные способности. Именно Фридрих Фрёбель представил миру концепцию «детского сада ».

Он первый обратил внимание на высокую способность к обучению у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Известные «Дары Фрёбеля» - это игровой материал, необходимый для гармоничного развития всех органов чувств и восприятий. Именно педагогический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер .

История

Биография


Родился в семье пастора ортодоксальной Лютеранской церкви в Обервейсбахе в небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года. Считается, что церковь оказала большое влияние на формирование отношений мальчика с окружающим миром. Рано лишившись родителей Фридрих Фрёбель жил со своим дядей и в возрасте 15 лет, из-за большой любви к природе, поступил учеником к лесничему. Позднее он оставил обучение и работу в лесничестве ради изучения математики и естественных наук и с 1802 по 1805 он даже работал геодезистом. Был женат дважды.

Педагогическая деятельность


Началом педагогической карьеры Фридриха Фрёбеля принято считать 1805 год. Именно тогда он ознакомился и проникся идеями учения Песталоцци.

С 1806 года Фридрих Фрёбель работал гувернером у трех мальчиков из знатной семьи и позднее вместе со своими воспитанниками он приехал в Швейцарию, где мальчики поступили в школу к Пестолоцци, а сам он получил работу в коллективе человека, чьи труды уважал и применял на практике. В 1811 году Фридрих Фрёбель получает диплом учителя и преподает в школе-интернате для мальчиков, которая является, на тот момент, известным патриотическим и педагогическим центром.

В 1812-1813 годах он оказывается вовлеченным в несколько анти-Наполеоновских компаний и вступает волонтером в корпус Лютцова. Здесь он встречается со своим будущими соратниками по педагогической работе - Миддендорфом и Ланденталем. 1814 году, после битвы при Ватерлоо и Венского конгресса, Фрёбель недолгий период времени работает в минералогическом музее под руководством профессора Вейса.В 1818 году Фридрих Фрёбель основывает Немецкий Обще Образовательный Институт (Allgemeine Deutsche Erziehungsanstalt ), в котором позднее его дело поддержат и продолжат его соратники Миддендорф и Ланденталь.


В 1820 году Фрёбель публикует свой первый из пяти памфлетов «К нашим людям» (An unser deutsches Volk ). Оставшиеся 4 памфлета выходят в период до 1823. В 1826 году выходит в свет его основная литературная работа - «О воспитании человека». Так же в этот год начинается еженедельно издаваться брошюра «Обучение в семье».

С 1831 по 1840 годы Фрёбель много пишет, работает и читает лекции. В 1837 году вместе со своими соратниками Миддендорфом и Ланденталем он открывает школу “Игровой Деятельности”, на базе которой в 1840 году открывается первый детский сад.

Педагогический подход Фридриха Фрёбеля

Всем нам знакома основная идея теории Фрёбеля: “Дети - цветы жизни!”

Именно Фридрих Фрёбель первый обратил внимание на высокую обучаемость у детей от года до 3 лет. Он вводит в практику общения с детьми игру как основу для обучения всему. Настаивает на том, что педагог должен быть ориентирован на ребенка в первую очередь, а само обучение должно быть комплексным, родители обязательно должны быть вовлечены в образовательный процесс ребенка и при необходимости родителей нужно учить, как поддержать ребенка.
Фрёбель вводит использование музыки, игры и двигательную активность в процесс обучения. Фридрих Фрёбель создает и разрабатывает образовательно-игровой материал, который включает в себя разного вида геометрические фигуры, кубики. Этот материал получает название Дары Фрёбеля, позднее многие педагоги адоптировали идею подобного материала для создания своих авторских методик всестороннего развития способностей ребенка, но Дары Фрёбеля – это основа, помогающая маленькому человеку постигнуть свои внутренний и внешний мир, не бояться думать и творить, быть свободным. Быть значимой личностью.

Дары Фрёбеля


“Правильное восприятие внешнего, материально мира это ключ к пониманию интеллектуальных связей”

Фридрих Фрёбель


1 дар состоит из 6 мягких мячей из шерсти, окрашенных в 6 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками. Этот дар необходим ребенку, когда ему примерно один годик и поэтому шарики с веревочками, т.к. ребенку нужна помощь в овладении этим даром. Первый дар учит малыша различать цвет и форму и видеть, что не смотря на различный цвет предметы могут быть едины. “Мяч-универсальная игрушка, это последнее, что возьмет взрослый, но первое, что схватит ребенок – говорил Фрёбель”.

2 дар состоит из деревянных предметов разных форм. Это шар, куб и цилиндр. Второй дар учит малыша отличать предметы по форме и индивидуальным чертам. Шар – символ движения, куб - символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.


3 дар это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков. Самая важная черта этого дара, это контраст различий в форме единого и частей. Этот дар учит ребенка воспринимать ситуацию в целом и в частности, отдельными элементами, знакомит с понятием симметрии, помогает развить творческие способности и координацию.


4 дар это куб, разделенный на 8 пластин. Этот дар развивает пространственное мышление, помогает понять взаимоотношения между различными частями целого и развивает зрительно-моторную координацию.


5 дар куб это деревянный куб,разделенный на 27 маленьких кубиков. При этом, 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Этот дар знакомит ребенка с квадратом и треугольником. Помогает развить воображение и зрительно-моторную координацию.


6 дар это деревянный куб, разделённый на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры и формы. Этот дар продолжает знакомить ребенка с геометрическими фигурами, помогает развить ребенку пространственное мышление и воображение.



7 дар это цветные плоские геометрические фигуры: квадраты и треугольники разных размеров и сделанные из дерева. Этот дар знакомит ребенка с понятие абстракция и подготавливает ребенка к рисованию. Элементы седьмого дара используются для демонстрации изображения и развивают воображение.

8 дар – это цветные палочки разной длины. Самая основная цель этого дара – познакомить ребенка с прямой линией и понятием длины. Этот дар развивает координацию, моторные навыки ребенка, а так же переводит знание о математических величинах на новый уровень.

9 дар - это кольца и бусины различных размеров и форм. Этот дар может быть использован ребенком в свободной форме, нет никаких правил и контроля со стороны взрослых. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией.


10 дар – это дар состоящий из различных природных материалов: раковин, круп, камушков, листочков, лепесточков, различных семян, кусочков глины, щепок и все это необходимо для того, чтобы ребенок смог постигнуть путь от множества к единому. Главная цель 10 дара Фрёбеля дать понять ребенку, что из разных элементов можно выложить две линии - прямую и волнистую. Прямая линия - это наиболее короткое расстояние между идеей и её реализацией, волнистая же линия может изменить свое направление в любой своей точке, а значит, ведет к решению более длительным и извилистым путем. Это знакомит ребенка с понятием, что любая цель может быть достигнута этими двумя способами. 10 дар развивает моторные навыки, координацию и знакомит ребенка с конструированием. Именно 10 дар помогает ребенку перейти от познавательной к изобразительной деятельности.

Краткое резюме, о дарах Фрёбеля.

Первые 6 даров акцентируют внимание на едином и целом, на частном, и индивидуальном. 7 дар обращает внимание на плоскость. 8 дар - на прямую линию. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией. 10 дар говорит, что вселенная состоит из элементов, которые образуют единое целое .

Хронология

1792 - лишившись родителей он переезжает жить к своему дяде пастору Гофману в Ильм

1799 - прослушивает в Йенсокм университете ряд лекций.

1805 – знакомится с Песталоцци и попадает под влияние его идей. Так же понимает, что ему нужна практика для реализации совместных идей.

1806 - работает в частном доме, но позднее вместе с воспитанниками переезжает в школу Песталоцци, где получает место учителя.

1811 - поступает в Геттингенский университет.

1812 - переводится в Берлинский университет, где становится преподавателем одной из университетских школ.

1813 - становится волонтером в корпусе Лютцова, где знакомится с будущими соратниками по педагогике Миддендорфом и Ланденталем.

1818 - открывает первое учебное заведение, организованное по его личной системе образования.

1820 - первые публикации

1826 - издается главный литературный труд Фридриха Фрёбеля - «О воспитании человека».

1837 - совместно с Миддендорфом и Ланденталем открывает школу “Игровой деятельности”

1840 - открывает первое в истории воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста и даёт ему название «детский сад».

1850 - идеи Фрёбеля становятся широко популярны и получают поддержку «знатного общества»

Современное состояние

Именно педагог ический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер. Многие современные методики в образовании базируются на идеях Фрёбеля.

Интересные факты

Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания. Он родился в 1782 году в семье пастора на юге Германии в Тюрингии. Именно ему принадлежит идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы. Главной целью для него были не только уход и забота, но и всестороннее, гармоничное, соответствующее возрастным особенностям воспитание в детском сообществе, самостоятельное личностное формирование и развитие маленького ребенка как чувствующего, действующего и познающего существа.

Первоначально «детский сад» (как общественный институт) задумывался Фребелем как учебное заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь мамам), поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников. Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а, наоборот, помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга. Ф.Фребель мечтал реформировать систему воспитания маленьких детей в семьях. Для этого он использовал открытые практические занятия, показательные выступления, обучение родителей в рамках детского сада, пытался достичь содействия и полноценного участия родителей в детском развитии.

Детский сад по Фребелю — «возвращенный рай». Он видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя. Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному развитию». Всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы. Таким образом, детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п.

В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути — творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания — не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть «...пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали. Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование. Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая игру, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Для развития ребенка Фребель предложил 6 «даров». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар Фребеля - это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх - вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик - нет мячика»).

Второй дар Фребеля - это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара, ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Ценные черты даров Фребеля — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и использование строительного материала для игр-занятий детей. Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара - он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются, прежде всего, как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересным фактом в жизни Фребеля является то, что в 1844 году он предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами - складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста.

Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери - ему было всего лишь 9 месяцев. В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он - зрелый мужчина - и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы. Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя - ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад». Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу.

С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиянием его идей. В 1837 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни. В 1940 году Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Такое название Ф.Фребель объяснял так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Система Фребеля — система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем (1782— 1852). Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д. Большое место в системе занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом данной системы является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему Фребеля. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей. Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а система Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы системы Фребеля остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

Наиболее распространенная педагогическая система Фридриха Фребеля

Еркебаева Сауле Жомартовна,

магистр педагогических наук, преподаватель Казахского национального университета им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан.

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания, родился 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование.

В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей. Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа его шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении «вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил. В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей.

Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название «Детский сад». Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку «детских садовниц - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины. ..

Ф Фребель свой общественный идеал видел в гражданско-демократическом порядке и мечтал о гражданско-демократическом национальном воспитании. «Я хотел воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей»,- говорил он.

Мысль о постепенном развитии всего рода человеческого Ф.Фребель перенес на педагогический процесс, на индивидуальное развитие, достигаемое педагогическим влиянием. Деятельность, даже по отношению к маленькому ребенку, он понимал как активное, сознательное участие индивидуума в жизни. Для него было познавательная сторона этого процесса, познавательный рост ребенка, происходящий благодаря его деятельности.

Итак, основные постулаты, на которых основывается теория развития ребенка Ф. Фребеля .

Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т.п.

В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока:

1. Представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента:

· чувства;

· познавательная и практическая деятельность с предметами;

· язык;

· математика.

2. Цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:

· Исходный – связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления.

· Младенчество – действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельных предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя.

· Детство – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение.

· Отрочество – поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов.

3. Дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»):

· подвижность;

· непосредственность;

· любознательность;

· стремление к подражанию.

Итак, ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она - его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар - символ движения, шар - символ бесконечности.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

В конце хочу отметить, что Ф. Фребель – не только знаменитый человек, но он дар всего человечества, он как мы отмечали, этап дары педагогики.

Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и сделать новщстьво своего времени пути дошкольного образование. А к Ф Фребелю можно относиться с чуством большого уважения уже только за то, что он, по сути, сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б.И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов.

Литература

1. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля,- М.,1972г

2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика.- М; Воронеж 1996 г

3. А.П. Букин. Википедия - свободная энциклопедия.

4. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. Просвещение, Москва, 1979 г.

в Обервейсбахе, невеликому селі князівстваШварцбург -Рудольштадт21 квітня . Ще малятком він втратив матір і був відданий на піклування прислуги і старшихсестер ібратів , яких скоро змінила мачуха. Батько, зайнятий своїми численними пасторським обов"язками, не мав можливості зайнятися хлопчиком. Злюбила його мачуха також звертала на нього мало уваги і хлопчик ріс, наданий самому собі. Початкову освіту він здобув у сільській школі для дівчаток.

З1799він слухав уЙенському університеті лекції з природничихнаук і математики, але через два роки був змушений, внаслідок нестачі коштів, покинутиуніверситет . Прослуживши кілька років діловодом в різних лісництвах, Фребель відправився уФранкфурт на Майні з метою вивчити будівельнемистецтво . Тут він познайомився з Грунер, старшим учителем зразкової школи, часто розмовляв з ним про різні педагогічних питаннях і, зайнявши місцевчителяв його школі, цілком присвятив себе справі виховання.

В1805він відправився в Іверден, щоб особисто ознайомитися з постановкою педагогічної справи в навчальному закладіПесталоцці . Ця поїздка переконала Фребеля в повній його непідготовленість до діяльності, яку він встиг полюбити. Отримавши місце домашнього вчителя в сімействі Гольцгаузена, він у1808 разом зі своїми трьома вихованцями переселився в Іверден і вступив вчителем у школуПесталоцці . Навчаючи і сам одночасно навчаючись, він пробув у Івердене два роки. Невелику спадщину, отримане в1811після дядька, дало Фребеля можливість вступити в геттингенский університет, для вивченняфілософії , природничих наук і мов. Через рік він перейшов в берлінський університет, прийнявши на себе обов"язки викладача в одній з тамтешніх шкіл. Коли почаласявійна , він вступив волонтером в корпус Лютцова. Тут він зійшовся зі своїми майбутніми співробітниками по педагогічної справи, Міддендорф і Ланденталем. Ентузіазм Фребеля, постійно читав своїм друзям лекції на тему про виховання і навчання дітей, передався і останнім. Після походу, в , Фребель став асистентомпрофесораВейса при мінералогічномумузеївБерліні, але скоро відмовився від цього місця, відхилив запропоновану йому стокгольмського університетом кафедру і залишив Берлін.

Внаслідок помилкових чуток про атеїстичному і небезпечному для уряду напрямку Фребелівського заклади, князь шварцбургскій послав у Кейльгау, на вимогуПруссії , ревізора. Хоча останній і відгукнувся в своєму звіті про учбовий заклад Фребель з великою похвалою, але довіра суспільства було підірвано, і Фребель позбувся більшої кількості своїх вихованців. Передавши школу Барону, Фребель відправився вШвейцарію . Там, у кантоні Люцерн, він взявся за пристрій народного навчального закладу за своєю ідеєю, але, внаслідок ворожнечі місцевого духовенства, переніс свою школу в Віллісау, де досяг такого успіху, що кантональної управлінняБерна доручило йому пристрій будинку для сиріт у Бургдорфе. Тут у нього вперше виникла думка про необхідність виховних закладів для малолітніх дітей; тут же він міг випробувати на ділі свою теорію виховання дітей дошкільного віку і свої "дари".

В Фребель повернувся в Кейльгау, так як його дружина не переносила суворого клімату в Бургдорфе. В він прочитав вДрездені , у присутності королеви саксонської, лекцію про школи для малолітніх дітей; лекція ця не мала успіху. В він переселився в Бланкенбург, де і відкрив перший навчальний і виховний заклад для дітей дошкільного віку, назвавши його "дитячим садом ". Так, його перший дитячий сад був відкритий в день 400-річного ювілеюдрукарства . У той же час Фребель почав видавати недільну газету, з девізом: "Будемо жити для наших дітей!" Невдовзі померла його дружина, помічниця його в усіх підприємствах, і Фребель знову переселився в Кейльгау, де написав свої "Материнські пісні"; музику до них створив Роберт Кель, а малюнки -художник Унгер. Тоді ж їм були підготовлені перші "дитячі садівниці".

В Фребель відправився вРудольштадт на з"їзд німецьких вчителів, де його педагогічне вчення піддалося такий суворій критиці, що він був змушений взяти назад свої пропозиції. Одружившись вдруге на одній зі своїх учениць, Фребель відправився вГамбург для заснування там дитячого саду.

В герцог Мейнінгенського, зацікавлений вченням Фребеля, надав у його розпорядження свій замок Марієнталь.

В , будучи присутнім на з"їзді вчителів у Готі, Фребель був предметом захоплених овацій, але його життєві сили були вже підточені, і він помер17 липня того ж року в Марієнталі, де працював над установою школи для дитячих садівниця.

Педагогічні ідеї

Теорія розвитку дитини.

Фребель, вихований у дусі ідеалістичної німецької філософії, у своїх поглядах на природу, суспільство, людину був ідеалістом і вважав, що педагогіка повинна грунтуватися на ідеалістичній філософії. На думку Фребеля, дитина від природи наділена чотирма інстинктами: діяльності, пізнання, художнім і релігійним. Інстинкт діяльності, або активності, - прояв у дитині єдиного творчого божественного начала; інстинкт пізнання - закладене в людині прагнення пізнати внутрішню сутність усіх речей, тобто знову-таки Бога. Фребель дав релігійно-містичне обгрунтування думкиПесталоцці про роль виховання і навчання в розвитку дитини, витлумачив уявлення швейцарського педагога-демократа про саморозвиток як про процес виявлення в дитині божественного.

У своїх педагогічних поглядах виходив з загальності законів буття: "У всьому присутній, діє і панує вічний закон... і в зовнішньому світі, в природі, і у внутрішньому світі, дусі ..." Призначення людини, за Фребель, - включитися в осяяний цим законом "божественний порядок", розвивати "свою сутність" і "своє божественне начало". Внутрішній світ людини в процесі виховання діалектично переливається в зовнішній. Виховання і навчання пропонувалося організувати у вигляді єдиної системи педагогічних закладів для різного віку.

Педагогіка і методика виховання в дитячому саду Ф. Фребель вважав метою виховання розвиток природних особливостей дитини, її саморозкриття.Дитячий сад повинен здійснювати всебічний розвиток дітей, яке починається з їх фізичного розвитку. Вже в ранньому віці догляд за тілом дитини Фребель пов"язував, слідом за Песталоцці, з розвитком його психіки. Ядром педагогіки дитячого саду Фребель вважав гру. Розкриваючи її сутність, він доводив, що гра для дитини - потяг, інстинкт, основна його діяльність, стихія, в якій він живе, вона - його власне життя. У грі дитина висловлює свій внутрішній світ через зображення зовнішнього світу. Зображаючи життя сім"ї, догляд матері за немовлям і ін, дитина зображує щось зовнішнє по відношенню до себе, але це можливо тільки завдяки внутрішнім силам.

Дари Фребеля

Для розвитку дитини в ранньому віці Фребель запропонував шість "дарів". Першим даром є м"яч. М"ячі повинні бути невеликі, м"які, пов"язані з вовни, пофарбовані в різні кольори - червоний, оранжевий, жовтий, зелений, синій, фіолетовий (тобто кольори веселки) і білий. Кожен м"яч-куля - на ніточке.Мать показує дитині м"ячі різного кольору, розвиваючи таким чином його вміння розрізняти кольори. Розгойдуючи кулька в різні боки і відповідно примовляючи "вперед-назад", "вгору-вниз", "вправо-вліво", мати знайомить дитину з просторовими уявленнями. Показуючи кулька на долоні і ховаючи його, примовляючи при цьому "Є м"ячик - ні м"ячика", вона знайомить дитину з твердженням і запереченням.

Другим даром є невеликі дерев"яні куля, кубик і циліндр (діаметр кулі, основу циліндра і сторона кубика однакові). За допомогою їх дитина знайомиться з різними формами предметів. Кубик своєю формою і своєю стійкістю є протилежністю кулі. Шар розглядався Фребеля як символ руху, кубик ж - як символ спокою і символ "єдності в різноманітті (куб єдиний, але вигляд його різний залежно від того, як він представлений погляду: ребром, стороною, вершиною). Циліндр поєднує і властивості кулі, і властивості кубика: він стійкий, якщо поставлено на підставу, і рухливий, якщо покладено, і т. д.

Третій дар - куб, поділений на вісім кубиків (куб розрізаний навпіл, кожна половина - на чотири частини). За допомогою цього дару дитина, вважав Фребель, отримує уявлення про цілий і складових його частинах ("складна єдність", "єдність і різноманіття"); з його допомогою він має можливість розвивати свою творчість, будувати з кубиків, різна їх комбінуючи.

Четвертий дар Фребеля.

Четвертий дар - тих же розмірів кубик, розділений на вісім плиток (кубик ділиться навпіл, а кожна половина - на чотири подовжені плитки, довжина кожної плитки дорівнює стороні кубика, товщина дорівнює одній четвертій цієї сторони).

П"ятий дар - кубик, розділений на двадцять сім маленьких кубиків, причому дев"ять з них розділені на більш дрібні частини.

Шостий дар - кубик, розділений теж на двадцять сім кубиків, багато з яких поділені ще на частини: плитки, по діагоналі і пр.

Фребель пропонував різноманітність видів дитячої діяльності та занять: це робота з дарами - будівельним матеріалом, рухливі ігри, малювання, ліплення, плетіння з паперу, вирізання з паперу, вишивання, вкладання з металевих кілець, паличок, гороху, бус, виколювання, конструювання з паперу, з паличок та ін Багато з цих занять, методично перетворені з інших методологічних позиції, знаходять застосування в сучасних дитячих садках.

Недоліки теорії: 1) системою "дарів" замінюється безпосереднє ознайомлення з навколишнім світом; 2) життя дитини обмежується дидактичним матеріалом; 3) діяльність дитини зайво регламентується, 4) обмежується вільна творчість дитини.

Внесок у розвиток світової педагогіки. Дитячі садки зайняли провідне становище в системі дошкільного виховання в багатьох країнах. Ф. Фребель вперше в історії дошкільної педагогіки дав цілісну, методично детально розроблену, оснащену практичними посібниками систему суспільного дошкільного виховання. Сприяв виділенню дошкільної педагогіки в самостійну область знання.

Фребелічкі

У Росії послідовниць Фрідріха Фребеля в кінці XIX - початку XX століть називали"фребелічкамі"