Дети-звери: здравствуй, стадо, младое, незнакомое. Подростковая жестокость: причины, решения, профилактика

31 мая 2011, 15:12

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе. Истоки жестокого поведения мы можем найти и в школе, и дома. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В данном случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение. Но это еще далеко не все: дети, родители которых позволяют им все, также могут стать еще более жестокими и агрессивными. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает «иммунитет» перед работниками милиции. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.
Но даже благополучная семья – не гарантия того, что подросток не будет проявлять жестокость. Как ни печально, но часто виновата школа. Учителя не замечают конфликтов внутри класса, закрывают на них глаза, хотя именно учителя и классные руководители отвечают за атмосферу в классе и легко могут заметить отклонения от нормальных взаимоотношений между школьниками. Скажем прямо, некоторые боятся, некоторые не хотят лишних хлопот и ответственности. Они оправдывают себя тем, что всегда в классе есть дети, которые становятся «козлами отпущения» и есть агрессоры, лидеры. Но разве это повод отпускать ситуацию на самотек, разве мало сейчас случаев самоубийства среди школьников, доведенных издевательствами одноклассников до предела? Ситуация, когда в классе начинается травля новенького или ребенка, который чем-то отличается от других, ненормальна. Ее можно избежать и контролировать. Опыт показывает, что беседы с детьми на эту тему приведут к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего агрессия в классе появляется тогда, когда школьниками не интересуются, не пытаются найти индивидуальный подход к ним и привить какие-то моральные нормы. И тогда травля слабых и «не таких» расцветает вовсю. Если не пытаться исправить ситуацию, то могут быть печальные последствия.. Вспомните фильм «Цельнометаллическая оболочка» - к чему привели постоянные издевательства над неуклюжим парнем… А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует. Те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза. Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим? Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми. Как понять, что ваш ребенок – жертва жестокого поведения подростков? Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть. Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет обо всем. Если нет – вы не должны настаивать на ответах, пытайтесь помочь ему советом, проявите максимум доброжелательности. Подросток должен быть уверен, что вы на его стороне, что он может просить у вас помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником. Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали. Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц. Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”. Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой. Россия. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище - около 130 и на конечностях - около 160. Всего - более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели. Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов. Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа в Шиффелде изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились. «Подросток, устроивший стрельбу в школе, был поклонником компьютерной игры-стрелялки», «Ассоциация обеспокоенных родителей обвиняет телевидение в приучении детей к жестокости», «Губернатор Калифорнии подписал закон, запрещающий продажу несовершеннолетним видеоигр со сценами насилия»... Почти все публикации на подобные темы - от академических исследований до сообщений информационных агентств - единодушны в причине детской и подростковой жестокости. Картина, которую они рисуют, выглядит прямо-таки катастрофической: индустрия зрелищ и видеоигр обрушивает на наших отпрысков нескончаемый поток жестокости, заглушая в них все человеческое. Но разве все повзрослевшие любители страшилок становятся бесчувственными убийцами? И из кого все же вырастают гуманисты? Это происходит с каждым из нас. Но, став взрослыми, мы задвигаем куда-то на задворки личности воспоминания о том упоении, с которым мы играли в войну, и уж совсем не хотим вспоминать собственные страхи по поводу вещей, кажущихся нам, взрослым, сущей ерундой. Нас вдруг начинает пугать доступность зрелищ такого рода для наших детей - и мы всегда готовы поверить, что это не они выбирают себе «ту сказку, которая нужна», а некие злые силы (например, киноиндустрия или индустрия видеоигр, заботящиеся, конечно же, только о своих прибылях) намеренно приучают их к жестоким и кровавым зрелищам. И действительность вроде бы подтверждает наши страхи: после каждой трагической вспышки беспричинной жестокости пресса с готовностью сообщает нам, что убийца увлекался кровавыми боевиками или компьютерными играми-стрелялками. Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстрелявшие в 1999 году в школе Коламбайн 12 своих товарищей и учителя, а затем покончившие с собой, увлекались игрой Doom. Коди Пози, застреливший в 2004-м отца, мачеху и сводную сестру, несколько месяцев перед этим играл в Grand Theft Auto, а Чо Сын Хи, в апреле этого года убивший 32 человека в Вирджинском политехническом институте, предпочитал Manhunt. И общественное мнение даже и без помощи экспертов (в которых, впрочем, тоже никогда не бывает недостатка) воспринимает их стереотипно: насмотрелись - и пошли стрелять! Такое простое объяснение для многих кажется очевидным. И нужно обладать незаурядным интеллектуальным мужеством и непредвзятостью, чтобы публично спросить: а из чего, собственно, нам это понятно? Когда сделанные игрушки детям недоступны, они с не меньшим упоением стреляют из самодельных пистолетов О том, чем вызвана агрессивность у подростков, рассказал практический психолог Олег Зонтов. Эмоциональная нестабильность. Подростки не могут себя контролировать во время конфликта и зачастую идут до конца. Там, где взрослый может остановиться, подросток полезет в драку и будет бить, пока не выплеснет эмоции. “Потому что мы стая”. Главное в таком возрасте - находиться в группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При этом “стая” сама выбирает жертву и чаще всего по физиологическому признаку: “толстая”, “худая”, “очкарик”. “Кодекс чести”. У подростков есть нормы и правила поведения в группе, и того, кто их нарушает, сразу же отторгают и подвергают агрессии. Агрессия, кроме физической (применение физической силы) и вербальной (оскорбления), может выражаться в форме раздражительности, подозрительности, обидчивости. Это тоже проявления агрессии, только выраженные по-другому. Чтобы предупредить подростковую жестокость, взрослому необходимо сотрудничать с подростком, ценить его как личность. Пробел в воспитании закладывается с детства “Пробел в воспитании закладывается с детства, когда ребенок понимает только “хочу!” и “дайте!”, а не “должен” и “надо”, - говорит директор СШ № 4 г.Краматорска Евгения Сидорова. - Именно в этом я вижу истоки подростковой жестокости. Важно также, чтобы учитель не переносил свои проблемы на детей и ко всем был внимателен. Мне бы хотелось обратить внимание не столько на крайние формы проявления подростковой жестокости (драки, насилие), сколько на начальную форму, когда подросток грубит родителям, учителям, - говорит директор школы Евгения Сидорова. - Это отношение ребенка к взрослым и есть нижняя ступень жестокости”. Причинами ее возникновения директор считает недостаток родительского внимания, отношение учителей к ученику и информационное поле, в котором растет ребенок. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила коэффициент подростковой жестокости в 35 странах Европы и Северной Америки. В ходе исследования выяснилось, что в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии - мальчики. Определение агрессивности подростков - в возрасте с 11 до 15 лет - было произведено в рамках традиционного изучения поведения детей школьного возраста, результаты которого ВОЗ публикует каждые четыре года. В этот раз ученые исследовали 161 000 школьников из 35 стран. Социологи определили, что 32% венгерских девочек и 69% чешских мальчиков за прошедший год были вовлечены хотя бы в одну драку. Соответственно, обе страны получили самый высокий коэффициент подростковой жестокости. Эстония, Литва и Бельгия также вошли в пятерку стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек, а Литва, Латвия и Израиль - среди мальчиков. Страной самых мирных подростков оказалась Финляндия, в которой лишь 13% девочек и 37% мальчиков дрались в 2005 году. Одна из авторов исследования, доктор Кандэйс Карри из Эдинбургского университета, говорит, что причины такой разницы в поведении у подростков из различных развитых стран пока не установлены. Особенно ученых поражает рекордно низкий коэффициент подростковой жестокости в Финляндии. Как помочь? Итак, вы знаете, что ваш ребенок страдает от жестокости своих сверстников. Какие шаги предпринять? Простейший выход, казалось бы – перевод в другой класс/школу. Но этот шаг далеко не всегда может решить проблему. Попытайтесь сначала решить ситуацию на месте. Сделайте все, что в ваших силах. Иногда действительно не помогают никакие доводы и действия – нужно обращаться к учителям, родителям обидчиков, если и это не поможет - в милицию. Покажите, что вы не дадите безнаказанно портить жизнь своему ребенку. Причем нужно не только поставить на место обидчиков, но и излечить психологическую травму, уже нанесенную ими. Есть смысл в беседах с психологом, ребенок должен повысить свою самооценку, потому что третируют в основном тех, кто не уверен в себе. Ребенок хочет пойти на секцию каратэ – отлично! Предоставьте ему такой шанс, он научится постоять за себя, но, прежде всего, это улучшит его дисциплину, организованность, уберет страхи. Умение драться не всегда срабатывает в случаях травли ребенка одноклассниками – тут не один враг, их много. Но все-таки умеющего защитить себя не будут задевать слишком активно. Толпа агрессивна, жестока, но и труслива. Что делать ребенку, как помочь в этой ситуации, какие советы вы можете дать подростку, как защитить детей от насилия?

…В последнее время не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных. Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, профилактическую работу полиции, такие случаи продолжают множиться. В этой статье мы сделали подборку семи самых громких преступлений, совершенных за последние два года. И это только вершина айсберга подростковой жестокости.

1. Девятиклассник устроил стрельбу в подмосковной Ивантеевке. Трагедия произошла 5 сентября в местной школе №1.

15-летний девятиклассник пришел на уроки, вооруженный травматическим пистолетом и молотком. Сперва он разбросал по коридору школы петарды, а затем ворвался в один из классов, где в тот момент вела урок его классная руководительница. Девятиклассник вел себя крайне агрессивно.

Он скомандовал ученикам сесть, а затем выстрелил из пистолета в потолок и в педагога. Стрелок попал учительнице в голову. Позже ее госпитализировали с огнестрельным ранением. Школьники перепугались и в начавшейся суматохе стали выпрыгивать из окон второго этажа. По данным информагентств, травмы получили трое подростков 14-ти и 15-ти лет. У одного диагностировали перелом позвоночника, у другого - обеих ног, у третьего - открытый перелом предплечья.

Малолетнего стрелка задержала полиция. В сопровождении родителей его увезли в местный ОВД. Пока неизвестны причины, по которым мальчик решился на подобное. По некоторым данным, он готовил акцию заранее.

2. В поселке Голубая Нива Славянского района Краснодарского края 31 августа 12-летний подросток насмерть забил друга куском металлической трубы.

Следствие установило, что он 6 раз ударил сверстника по голове, отчего мальчик скончался на месте. Все это время рядом находились еще двое подростков. Они никаким образом не вмешались в ситуацию, а просто стояли и смотрели, как умирает их приятель. По факту смерти подростка следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ «Убийство».

Назначена судебно-медицинская экспертиза, устанавливаются все обстоятельства и причины произошедшего. Но поскольку подросток не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос о помещении его в специализированное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей.

3. В декабре 2016 года московская школьница устроила публичное избиение 13-летней одноклассницы, чтобы самоутвердиться.

Девушка била свою ровесницу под одобрительные крики одноклассников около 20 минут во дворе школы, а дети снимали все происходящее на телефон. Остановить драку удалось случайному прохожему, который вызвал полицию и скорую помощь. Медики увезли пострадавшую в больницу, где у нее диагностировали сотрясение мозга, ушиб передней брюшной стенки, различной степени тяжести гематомы и ушибы. Учащуюся избили за то, что она выделялась из толпы.

Как рассказала мама девочки, ее дочь-восьмиклассница не пила и не курила, тем самым не поддерживая подростковую группу.

Аналогичный случай произошел в июне 2016 года в Королеве. 15-летнюю девочку жестоко избили одноклассники и выложили видеозапись в социальные сети.

4. В июле 2017 года произошла трагедия под Новосибирском, где четверо подростков до смерти забили 40-летнего мужчину палками.

Как выяснили следователи, два 16-летних, один 15-летний и один 11-летний мальчишки избили мужчину, который сделал им замечание на улице, палками от забора и ногами. От полученных травм прохожий скончался. Инцидент произошел в селе Сокур Мошковского района.

С места происшествия подростки скрылись, однако полицейские их разыскали. Фигурантам дела предъявили обвинения, по решению суда их заключили под стражу. 11-летнего участника из-за возраста не привлекли к уголовной ответственности.

5. В октябре 2016 года все в том же Новосибирске 13-летняя девочка попросила 16-летних друзей расправиться с ее бабушкой и маленьким братом.

Убийству удалось помешать благодаря рано вернувшейся домой маме школьницы и соседу-спецназовцу. В день преступления подростки подъехали на место преступления с ножом, битой и ключами от квартиры, которые им заранее передала 13-летняя хозяйка. В квартире подростки обнаружили топор. Как официально описывает бойню следственный комитет, «подросток нанес множественные удары деревянной битой и ножом по телу, а его 16-летняя подруга в это время ножом причинила ранения 11-летнему внуку и заперла его в комнате».

В этот момент домой вернулась 41-летняя хозяйка. Налетчик, обернувшись, на пороге несколько раз ударил ее топором по голове и телу. На крик женщины о помощи выскочил сосед по лестничной клетке - военнослужащий-спецназовец. Ему удалось предотвратить убийство. Подростков задержали.

Выяснилось, что у 13-летней заказчицы убийства семья - благополучная. Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, сопряженное с разбоем». Но для 13-летней девочки - организатора преступления - возраст уголовной ответственности на тот момент не наступил.

6. В ноябре 2016 года в Псковской области 15-летние подростки обстреляли полицейских, а потом покончили жизнь самоубийством.

Мальчик и девочка вскрыли сейф в доме родственников и взяли ружье. С ним они заперлись на даче и открыли огонь по полицейским, чья машина припарковалась у дома, при этом они включили прямую трансляцию в интернете.

Когда группа захвата ворвалась в дом, подростки были мертвы. Они покончили жизнь самоубийством. Сразу появились романтические трактовки трагедии. Этих подростков стали сравнивать с Бонни и Клайдом - знаменитыми американскими грабителями-любовниками или даже с Ромео и Джульеттой.

7. В октябре 2016 года на всю страну прогремела новость о том, что в Хабаровске три девушки под прикрытием волонтерства забирают из приютов бездомных животных, а затем издеваются над ними, а затем выкладывают видеозаписи и фотографии своих зверских деяний в интернет.

По версии следствия, жертвами подростков стали не менее 15 животных и птиц. К слову, были среди объектов их нападок и люди. К счастью, до убийств дело не дошло, но были зафиксированы факты издевательств над сверстниками. В августе этого года суд вынес приговор живодеркам. Они проведут разные сроки в колонии общего режима, а кроме того будут задействованы на общественных работах.

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; осмысление и анализ психологических и социологических исследований.

Задачи: развитие нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать, сочувствие, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным.

Подготовительная работа : анкетирование учащихся.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Классный час начинается с чтения фрагмента стихотворения, на слайдах в это время идет демонстрация фотографий, демонстрирующих сцены насилия.(Слайд 1)

В наш общий мир, в наш общий дом
Вошли жестокость и усталость.
И я жалею лишь о том,
Что к сущему исчезла жалость.
Мы разучились отличать
Добро от зла и тьму от света.
И, покорив себе людей,
Жестокость празднует смотрины,
Наотмашь бьет врагов, друзей,
Сердца, и лица, и витрины.
И нам как - будто не видна
Всей этой жизни однобокость,
Поскольку в душах лишь одна
Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

Подростки избили мужчину, в ответ на его замечание; девочки издевались над одноклассницей только из-за того, что «не одевается» дорого и модно; 12 летний избил бабушку, требуя деньги. Перечислять примеры подростковой жестокости, которые в последнее время мы очень часто слышим в новостях или читаем о них в газетах можно очень долго.

Подростковая жестокость -эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» подростков?

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь маты от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

О том, почему такое происходит с нами сегодня я и хотела поговорить. Итак, тема нашего классного часа «Подростковая жестокость». (Слайд 2)

Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков.(Вывести все причины на слайд). (Слайд 3).

  1. Семья.
  2. Окружение подростка вне дома.
  3. Современный кинопрокат.
  4. Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
  5. Безнаказанность.
  6. Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
  7. Неумение поставить себя на место жертвы.
  8. Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе, в том числе и среди молодежи.
  9. Популярность компьютерных игр - стрелялок.

Так ли это на самом деле, нам взрослым интересно ваше мнение. Поговорим об этом. Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру». Для проверки этого мнения при подготовке классного часа я просила ответить вас на вопросы анкеты. Давайте посмотрим на результаты опроса, и при этом не будем забывать, что не всегда вы отвечаете честно, даже, если анкета анонимная.

Результаты анкетирования (Слайд 4).

  1. Часто ли ваши родители ссорятся друг с другом? Да – 1, нет – 19.
  2. Применяли ли родители по отношению к вам меры физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень…)? Да – 0, нет – 20.
  3. Доставалось ли вам от старших братьев или сестер? Да – 8, нет – 2.
  4. Применяли вы физическую силу по отношению к младшим братьям и сестрам? Да – 8, нет – 12.
  5. Как вы думаете, могли ли вы в этих ситуациях обойтись без мер физического воздействия? Да – 10, нет – 10.
  6. Случалось ли такое что вам доставалось от родителей просто из-за их плохого настроения? Да – 5, нет – 15.

Анализируя результаты, мы видим, что отношения в семье действительно влияют на наше поведение и на наши поступки. Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим? (Обсудить с учащимися вопрос о физическом наказании детей в семье, о том будут ли они в будущем также наказывать своих детей).

Рассмотрим следующие причины: окружение подростка вне дома и отсутствие авторитетов (особенно положительных). Я думаю, что некоторым из вас уже приходилось быть в ситуации, когда необходимо сделать выбор, а вам не хватает простого жизненного опыта. К кому вы обращались в таких случаях за советом? (Обсудить). Не секрет, что есть люди, которые легко поддаются чужому влиянию. А значит, могут драться просто за компанию, не понимая, что ответственность за драку будет лежать на всех ее участниках. (Обсудить эту тему с учащимися примерно по следующим вопросам, их мнение узнать, попросив поднять руки).

Приходилось ли вам драться?

Можете ли вы, просто так проходя мимо ударить человека?

Получали вы от драки удовольствие?

Вам приходилось быть зачинщиком драки?

Можно ли было в тот момент обойтись без драки?

Применял ли кто-нибудь по отношению к вам физическую силу, то есть били ли вас?

Если подвергнетесь насилию, обратитесь ли вы за помощью к взрослым: родителям, знакомым, преподавателям?

А задумывались ли вы, зачем вы кого-то ударили? Зачем кому-то сказали «гадость»?

Я думаю, что не все могут ответить на эти вопросы. В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой. Вот вам и следующая причины: желание утвердиться за счет более слабого человека и безнаказанность. Подростки не всегда понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». А ведь это самообман. Обижая заведомо «слабого» мы не становимся сильнее, а наоборот показываем свою слабость, а часто и трусость. «Жестокость и страх пожимают друг другу руку» - так говорил О. Бальзак. А вот автор Дон Кихота Мигель Сааведра считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». (Слайды 5). Давайте посмотрим фрагмент передачи «пусть говорят» от 26 ноября 2012 года «Девочки из Владика» (слайд 6). (Обсудить с учащимися).

Еще одной из причин, перечисленных выше, является: неумение поставить себя на место жертвы. Психологи считают, что сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей. На занятиях вы сидите в основном с одним и тем же человеком. Обращаете ли вы внимание на его эмоциональное состояние, когда утром с ним здороваетесь? Ведь возможно он плохо себя чувствует или просто не выспался. (Обсудить с учащимися начало дня, их поведение или эмоции). Можно ли считать проявлением жестокости равнодушие? (Обсудить).

Посмотрите друг на друга. Все мы разные. Кому то мы нравимся, а кому то нет. Как вы к этому относитесь? Можно ли высмеивать человека, если он не такой как ты? (Обсудить). Отсутствие толерантности в обществе. Это следующая возможная причина проявления подростковой жестокости. Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. (Слайд 7) . При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобой не разделяются и не одобряются. Мы не будем сегодня выявлять, есть у вас это качество в характере или нет.

Я предлагаю немного отвлечься и поиграть. Первая игра «Большие и маленькие». (Слайд 8 ). Ее цель: помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным, развить навыки невербальной коммуникации, создать веселую атмосферу. Ход игры: проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. При наличии времени можно попросить ребят разделиться на тех, кто хорошо учится и плохо. После выполнения задания, обсудить его. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству. Вопросы для обсуждения:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?
  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?
  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

Вторая игра «Надо договориться». (Слайд 9 ). Ее цель: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу. Ход игры: выбираются 10 человек, участникам предлагается сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Вопросы для обсуждения результатов игры:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

Вернемся к теме классного часа. Современный кинопрокат, телевидение, компьютерные игры – это огромный поток негативной информации, в который ежедневно мы с вами окунаемся. По данным исследований, в среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут. В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальные насилия – 16,7 %, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5 %, групповая агрессия (войны, теракты). (Слайд 10 ).

Популярность жестоких игр, тоже является фактором усвоения агрессивных форм поведения. (Слайд 11) Игра в некотором смысле снимает ограничения и делает жестокое поведение безопасным, не без последствий. Однако опасный источник такого поведения в том, что люди переживают унижения и оскорбления в обычной жизни. Давайте посмотреть видео ролик выпуска передачи "Неделя с Марианной Максимовской" от 29 января 2011 года и фрагменты передачи «Профессия репортер» «Дети интернета – катастрофическая зависимость». (Слайды 12,13,14). Что вы об этом думаете?

Сегодня мы вели разговор о причинах проявления подростковой жестокости. Целью данного разговора было желание дать вам повод задуматься о себе и своих друзьях, о своих привычках и вытекающих из них поступках. Мною руководило желание попытаться еще раз сделать вас хотя бы немного добрее друг к другу. И закончить классный час я хочу словами:

Давайте жить без горя и печали,
Улыбкой, озаряя всех друзей!
Всем сердцем только нежность излучая,
Давайте жить и радовать людей!

Источники.

  1. Материалы сайтов:
    http://stihidl.ru/poem/1077/
    http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki
    http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html
  2. Материалы классного часа «Урок толерантности» Коноваловой Е.Н., МОУ СОШ № 5 п. Печенга.
  3. Материалы презентации методиста-психолога Луганского методического центра Таратыновой Т.В.
  4. Видео с You Tube: http://www.youtube.com/watch?v=Qr3vFQ3e06g
    http://www.youtube.com/watch?v=61RmTM2r6-c
    http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5685/fi19615